Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ [лат. Paenitentiaria Apostolica], один из 3 судебных органов Римской курии . Возникновение А. п. в кон. XII в. связывают с введением должности «кардинала, принимающего исповеди вместо папы» (Cardinalis qui confessiones pro Papa recipit), к-рому было поручено заниматься снятием цензур (порицаний) и предоставлением диспенсаций . При папе Гонории III (1216-1227) это должностное лицо стало называться пенитенциарием (лат. paenimenmiarius), при Клименте V (нач. XIV в.) - верховным пенитенциарием (paenitentiarius generalis). В помощь ему выделялись особые чиновники (paenitentiarii minores), в числе к-рых с сер. XIV в. обязательным был знаток канонического права (doctor expertus in iure canonico). В дальнейшем А. п. неоднократно реорганизовывалась: в 1908 г., при Пие X ; в 1917 г., при Бенедикте XV ; в 1935 г., при Пие XI . В 1988 г. папа Иоанн Павел II конституцией «Pastor Bonus» определил, что в компетенцию А. п. входят те вопросы церковной жизни, к-рые относятся к области внутренней судебной ответственности (forum internum), в т. ч. не имеющие отношения к таинствам. А. п. действует в основном как апелляционный суд, одобряя или отклоняя решения, вынесенные нижестоящими инстанциями. Регент и 2 сотрудника ежедневно занимаются рассмотрением поступивших в А. п. дел, напр. о священниках, нарушивших обет безбрачия. Члены А. п.- прелаты (регент, теолог, помощник теолога, канонист и 3 советника), образуя совет, регулярно (обычно раз в месяц) собираются под председательством кардинала (верховного пенитенциария) для углубленного изучения материалов и вынесения соответствующих решений. Лит.: Berutti С. De Curia Romana. R., 1952; Giovanni Paolo II. «Pastor bonus»: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana. Torino, 1988. p. 54; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. с. 90; «Свет Евангелия». 11 окт. 1998. С. 4; An. Pont. 1999. p. 1228, 1855. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом

http://pravenc.ru/text/75736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБОРНОС [испан. Albornoz] Эгидий (1302, Куэнка, Испания - 24.08.1367, Витербо, Папское гос-во), кард. и гос. деятель периода «Авиньонского пленения пап» , воссоздал патримоний св. Петра (см. Patrimonium Petri ), церковное гос-во в Центр. Италии. А. происходил из знатного рода, учился в ун-те Тулузы или Монпелье, в 1324 г. упомянут как каноник собора в Куэнке. С 1336 г. член королевского совета Кастилии, в 1338 г. архиепископ Толедо и канцлер. В 1350 г. папа Климент VI пожаловал А. титул кардинала. с 1352 г. апостольский пенитенциарий. В 1353 г. Иннокентий VI назначил его своим легатом в Италии и викарием в церковном гос-ве, поручив ему восстановить там контроль папы, практически утерянный после переезда в Авиньон. В 1353-1365 гг. А. с применением военной силы удалось восстановить власть папы на большей части территории церковного гос-ва. Лишь в Романье продвижение А. натолкнулось на сопротивление миланских герцогов Висконти. В Фано А. созвал совещание представителей всех провинций церковного гос-ва (29 апр.- 1 мая 1357), на к-ром была обнародована «Книга установлений святой Матери-Церкви» (Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae), известная как «Consmimumiones Aegidianae». Эти установления действовали в качестве уложения церковного гос-ва вплоть до 1816 г. и принесли А. славу второго его основателя. Ист.: Diplomatario del Cardinal Gil de Albornoz: Cancilleria Pontificia (1351-1353)/Ed. E. Sáez. R., 1976. Лит.: Erler A. Aegidius Albornoz als Gesetzgeber des Kirchenstaates. Fr./М., 1970. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/text/116058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВНУКОВСКИЙ [польск. Wnukowski] Аполлинарий (23.07.1848, г. Хотин Бессарабской губ., ныне Черновицкой обл., Украина - 21.05.1909, С.-Петербург), архиеп. Могилёвский, митрополит всех Римско-католических церквей Российской империи. Начальное образование получил в гимназии в Каменце-Подольском, в 1865 г. поступил в Каменец-Подольскую католич. ДС. С 1867 г., после упразднения Каменецкой католич. епархии и закрытия Каменец-Подольской ДС (1866), продолжал обучение в Житомирской католич. ДС, по окончании к-рой в 1870 г. поступил в С.-Петербургскую католич. ДА. 15 июня 1872 г. Могилёвским архиеп. Антонием Фиалковским В. был рукоположен во пресвитера. В 1874 г. окончил ДА со степенью магистра богословия. Служил в Луцко-Житомирской католич. епархии. В 1874-1876 гг. преподавал лат. язык, литургику, церковную историю и Свящ. Писание в Житомирской католич. ДС. С 1876 г. служил кафедральным викарием в соборе Житомирской епархии, вице-деканом Житомирского деканата, занимал должность defensor vinculi (лат.- защитник брачных уз) в делах о разводе. В 1881 г. назначен канцлером Луцко-Житомирской епархиальной курии, с 1883 г. исполнял обязанности кафедрального пенитенциария (духовника). С 4 июня 1888 г. являлся почетным каноником, а с 1898 г.- прелатом Луцко-Житомирского капитула. С 1891 г. находился на должности заседателя Луцко-Житомирской епархиальной консистории. В 1898 г. избран ректором Житомирской католич. ДС. 20 апр. 1904 г. папой Римским Пием X В. был назначен епископом Плоцким (Польша) и 13 нояб. того же года рукоположен во епископа. При В. в Плоцкой епархии начал издаваться периодический ж. «Miesicznik Pasterski Pocki» (польск.- Плоцкий пастырский ежемесячник). В авг. 1908 г. по представлению правительства Российской империи папа Пий Х назначил В. архиепископом Могилёвским, митрополитом всех Римско-католических церквей Российской империи. Интронизация В. и вступление в управление Могилёвским архиеп-ством состоялись 23 нояб. 1908 г. в С.-Петербурге. В 1908-1909 гг. он являлся председателем Римско-католической духовной коллегии, апостольским администратором Минской епархии. Похоронен в Житомире. Лит.: Ann. Pont. Cath. P., 1910. Р. 728; Nitecki P. Biskupi Kocioa w Polsce w latach 965-1999. Warsz., 2000. S. 486; Пономарёв В. П. Архиепископы Могилёвские и митрополиты римско-католических церквей в России//Покров: Альм. рос. католиков. 2000. 5. С. 47-48; он же. Митрополиты Могилёвские//Свет Евангелия. 2001. 22 (324). С. 12. В. П. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: ГИНТОВТ-ДЗЕВАЛТОВСКИЙ Александр Казимир (1821 - 1889), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических церквей Российской империи ГОЛОВИНСКИЙ Игнатий (1807 - 1855), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических Церквей Российской империи ДМОХОВСКИЙ Казимир (1780 - 1851), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи

http://pravenc.ru/text/155045.html

Наиболее частой разновидностью Д. являются Д. от брачных препятствий. При этом действует общее правило, по которому Д. возможна только в отношении препятствий по церковному, а не естественному праву. Так, запрещена Д. от препятствий, проистекающих из близкого родства (по прямой линии и до 2-й степени по боковой линии), т. к. с т. зр. католич. каноники речь идет о запрете естественного права (CIC. 1078 § 3). К компетенции Папского престола относятся Д. от следующих препятствий к браку: священный сан, публичный обет безбрачия в ордене или монашеской конгрегации понтификального права, брак убийцы с супругой(-ом) убитого (CIC. 1078). Если речь идет о вопросах совести (закрытом суде, forum internum), Д. отнесена к компетенции Апостольской пенитенциарии . При этом сведения о предоставленной Д. заносятся в секретный архив курии еп-ства на тот случай, если скрытое препятствие подвергнется огласке и возникнет необходимость в Д. в т. н. открытом суде (forum externum). В чрезвычайных случаях местный епископ вправе предоставлять Д. от любых препятствий канонического права (кроме Д. от обета безбрачия). В случае невозможности обратиться в данных условиях к епископу право предоставить Д. получает приходский настоятель, священник или диакон, к-рые ассистируют при совершении бракосочетания (CIC. 1079 § 2). При тех же обстоятельствах право предоставлять Д. от тайных препятствий в области внутренней подсудности (forum internum) принадлежит также духовнику. Лит.: Suarez F. Tractatus de legibus ac Deo legislatore. Lib. 6, 9. Conimbriae, 1612. Madrid, 19712; Corradus P. Praxis dispensationum apostolicarum. Venetiae, 16996; Thomassin L. Ancienne et nouvelle discipline de l " Église touchant les bénéfices et les bénéficiers. P., 1681. Vol. 3. Pt. 2. Cap. 24 (переизд.: Bar-le-Duc, 1867. Vol. 7); Böhmer J. H. Jus ecclesiasticum protestantium. Halle, 17403. T. 4; Collet M. Traité des dispenses en général et particulier. P., 1752-17533. 3 vol.; Stiegler M. A. Dispensation, Dispensationswesen u. Dispensationrecht im Kirchenrecht. Mainz, 1901. Bd. 1; Brys J. De dispensatione in jure canonico. Brugae, 1925; Couty A. Les dispenses en droit canonique//Revue catholique des institutions et du droit. P., 1933. Vol. 71. P. 174-184; Hove A. , van. De privilegiis: De dispensationibus. Mechelen, 1939; Restrepo-Uribe L. De episcoporum ordinaria dispensandi facultate. Medelii, 1939; Villien A. Dispenses//DTC. 1939. Vol. 4. Col. 1428-1440; Naz R. Dispense//DDC. 1949. Vol. 4. Col. 1284-1296; Plöchl W. M. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1953-1969. 5 Bde; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Köln, 19725. Bd. 1; Commento al Codice di Diritto Canonico/A cura di P. V. Pinto. R., 1985; Vela L. Dispensa//Nuovo dizionario di diritto canonico. Mil., 1993. P. 420-421; Paolis V. , de. Dispensa dagli impedimenti matrimoniali//Ibid. P. 421-424; Chiappetta L. Sommario di diritto canonico e concordatario. R., 1995.

http://pravenc.ru/text/178549.html

С распространением учения о непогрешимости папы Римского возникло мнение, что папе принадлежит и исключительное право рассмотрения нек-рых наиболее тяжких проступков (causae reservatae). В кон. XII в. впервые упоминается о кардинале, к-рому папа поручил принимать исповеди у христ. паломников, приезжавших в Рим для совершения покаяния. В понтификат папы Римского Гонория III (1216-1227) такой кардинал начинает именоваться П. С этой должностью связывается формирование на протяжении XIII в. особого учреждения Римской курии - Апостольской пенитенциарии во главе с верховным П. (poenitentiarius summus, позднее - poenitentiarius generalis). Со 2-й пол. XIV в., после того как папа Римский Бенедикт XII (1334-1342) конституцией «In agro dominico» от 8 апр. 1338 г. установил структуру Апостольской пенитенциарии и ввел в ее состав должность «доктора, сведущего в каноническом праве» (doctor expertus in iure canonico), полномочия этого учреждения фактически распространились и на сферу церковного суда (forum externum), что было официально подтверждено буллой «Quoniam nonnulli» от 9 мая 1484 г. папы Римского Сикста IV (1471-1484). Папа Пий IV (1559-1565) вновь ограничил сферу компетенции Апостольской пенитенциарии (булла «In sublimi» от 4 мая 1562), папа Пий V (1566-1572) упразднил ее 23 апр. 1569 г., а 18 мая того же года восстановил в реформированном виде, резко ограничив компетенцию в сфере forum externum и учредив в ее составе должность богослова, к-рую должен был занимать представитель ордена иезуитов . Структура и функции Апостольской пенитенциарии, утвержденные папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758) (булла «Pastor bonus» от 13 апр. 1744; конституции «Quamvis» от 13 дек. 1747 и «Pastoralis» от 5 авг. 1748), существенно не менялись до нач. ХХ в., когда папа Римский Пий X (1903-1914) конституцией «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 г. окончательно ограничил ее компетенцию сферой forum internum. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) motu proprio «Alloquentes» от 25 марта 1917 г. закрепил за Апостольской пенитенциарией обязанность предоставления верующим индульгенций. Совр. статус и структура Апостольской пенитенциарии установлены конституцией «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

клирика: Пьетро Оринга и каноник базилики св. Петра Джованни Арлотти. Были образованы канцелярия (сохр. регистр: ASVat. Regesta Vaticana. 118), адм. орган Апостольская палата (Camera apostolica; подробнее см. ст. Камерленго ) и судебные органы: Апостольская пенитенциария и Rota Romana , назначены должностные лица при дворе антипапы. Позднее, уже после отъезда из Рима, Н. возвел в кардинальское достоинство францисканца Павла из Витербо, каноника миланского собора Джованни Висконти и Пандольфо Капоччи, еп. Витербо. 27 мая Н. объявил о церковном отлучении папы Иоанна XXII (именовал его «Жаком Кагорским»). Тогда же Н. объявил о лишении бенефициев всех его сторонников. На основании сохранившегося регистра можно сделать вывод, что Н. опирался преимущественно на выходцев из тех городов Сев. Италии и Тосканы, где господствовала партия гибеллинов (Милан, Кремона, Комо, Феррара, Генуя, Пиза, Лукка, Пистоя, Ареццо и др.). В окружении Н. были уроженцы Болоньи, Кастелло, Витербо, Тоди, Камерино и нек-рых др. небольших городов. Положение Н. резко осложнилось после того, как в нач. авг. 1328 г. имп. Людовик IV с войском покинул Рим из-за конфликта с горожанами и из-за приближения армии неаполитанского кор. Роберта Анжуйского. Антипапа был вынужден переехать в Витербо, в янв. 1329 г.- в Пизу, где в то время находился и император. 15 янв. 1329 г. папа Иоанн XXII направил послания епископу Флоренции, ректору Анконской марки, светским правителям и прелатам Италии с требованием разыскать и наказать сторонников Н., в особенности францисканцев и членов др. монашеских орденов. В свою очередь Н. устроил 19 февр. в Пизе публичный суд над Иоанном XXII, обвинив его в ереси, а затем передал представителям светской власти символически изображавшее папу соломенное чучело (потом оно было сожжено). Действия Н. не остались без ответа: в апр. 1329 г. Иоанн XXII отлучил его от Церкви. После того как имп. Людовику IV из-за сложной политической обстановки пришлось покинуть Пизу, положение антипапы стало критическим.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

Особо стоит сказать о вузовских библиотеках. В вузовские библиотеки приходит та часть молодежи, которая обладает достаточно высоким уровнем информационной культуры. Сегодня студент посещает библиотеку как пользователь информационных ресурсов в помощь учебному процессу. История Отечества, история религий, теология, философия, культурология, педагогика и психология - это малый перечень дисциплин, при изучении которых студентам иногда может помочь литература церковных издательств. Не нужно забывать и о библиотеках воинских частей, пенитенциарных учреждений. Эти библиотеки сейчас находятся в плачевном состоянии. Помимо некоторых разовых подарков этим библиотекам можно подарить подписку на периодику. Некоторые Синодальные отелы Русской Православной Церкви, ведающие кругом общецерковных дел, входящих в их компетенцию, сегодня выпускают интересные периодические издания, на которые миссионерские отделы епархий или отдельные приходы могут подписать эти учреждения. Газета Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями " Мир всем! " , журнал о православной жизни " Нескучный сад " , молодежный журнал " Наследник " , женский журнал " Славянка " (несомненно, в местах заключения женщин поможет многим вспомнить о Боге), журнал " Русский Дом " , журнал для сомневающихся " Фома " - лишь малый перечень возможных изданий, полезных в миссионерской деятельности. Путь к Богу и просвещению Божественным светом именно через книгу для многих людей оказывается подчас кратчайшим. Осуществлять служение Божией Истине, проповедовать о Ней необходимо, в том числе и через библиотеки, ибо здесь живой благодатный организм Церкви может тесным образом соприкоснуться с непросвещенным миром. Несомненно, данная деятельность принесет добрые плоды во славу нашего Творца и Его Трисвятого имени. Доклад на конференции " Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова) " . г. Хабаровск, 31 мая 2007 г. Об авторе: иеромонах Ефрем (Просянок ), директор библиотеки Хабаровской духовной семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

На собор съехалось около ста прелатов. Из правящих монархов присутствовал только король Франции. Филипп Красивый уже давно вел борьбу с орденом тамплиеров, огромные доходы и финансовые операции которого наносили ущерб королевской казне. Король начал против тамплиеров процесс, обвиняя их в вероотступничестве, контактах с нечистой силой, моральной распущенности и т. п. Из 138 арестованных в Париже членов ордена все, кроме четверых, признали себя виновными. «Неопровержимые доказательства» постарались доставить инквизиторы. Обвиняемые подлежали церковному суду, поэтому собор во Вьенне утвердил королевский приговор, а гроссмейстер ордена Жак де Мола погиб на костре. Соборные отцы осудили также учение идеолога спиритуалов Пьера Оливи и одобрили в принципе намерение папы организовать новый крестовый поход, не принимая по этому вопросу конкретного решения. Перед лицом сложной политической ситуации, которая имела место в Германии после смерти Альбрехта Габсбургского (1308), Климент V занял выжидательную позицию, не оказывая, однако, поддержки французской кандидатуре на германскую корону. В 1312 г. кардиналы — папские легаты короновали императорской короной Генриха VII Люксембургского. Это была единственная брешь в профранцузской политике Климента V. Деятельность Климента V и его преемников была направлена на подчинение всего западного епископата власти римской курии. Все больше ограничивалась автономия кафедральных капитулов, все чаще на церковные должности назначения производились непосредственно папством. Шло быстрое развитие куриальной бюрократии: были реорганизованы папские трибуналы, римская рота и апостольская сигнатура, расширены апостольские Камера и Пенитенциарий, которые выполняли функции материальной и духовной (отпущение грехов) папской казны. Был создан Датарий, наделяющий привилегиями и папскими милостями. Возник государственный секретариат, ведающий политическими вопросами. Была усовершенствована канцелярия, где редактировались папские буллы и контролировалась вся корреспонденция.

http://sedmitza.ru/lib/text/442487/

Кафедральным собором Рима является Папская базилика Святейшего Спасителя и святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста на Латеранском холме (кратко её называют Латеранской архибазиликой). В этом соборе служение Таинства Примирения осуществляют пенитенциарии из Ордена Меньших Братьев. Последний епархиальный Синод Рима состоялся в 1992 и 1993 годах. Каждый год в кафедральном соборе Рима проходит епархиальный Симпозиум, в котором принимает участие большое количество верующих. Симпозиум всегда открывает Папа – предстоятель Римской епархии. Римская епархия обладает рядом особенностей по сравнению с другими епархиями Католической Церкви: на ее территории расположены различные ведомства Римской Курии, апостольская нунциатура в Италии, генеральный секретариат Итальянской епископской конференции и центральные офисы различных церковных ассоциаций. В Риме расположено также большинство главных обителей монашеских конгрегаций и многочисленных братств.  Общая площадь епархии равна 850 кв. километрам, а ее население достигает почти 3 миллионов человек. Территория епархии включает также некоторые приходы, расположенные за пределами римского муниципального округа. На ней действуют 12 храмов для восточных обрядов. На территории расположены 5 семинарий, 18 Папских университетов. 143 капеллана Римской епархии несут служение в больницах и реабилитационных центрах столицы. В римских тюрьмах служат 8 капелланов. Пастырское служение в епархии Рима вверено 746 священникам и 119 постоянным дьяконам. В настоящее время 145 римских пресвитера трудятся на миссионерских территориях. В епархии проживают 30 тысяч монашествующих, а также большое количество посвященных лиц из других институтов. Римская епархия осуществляет обширную каритативную деятельность. В ней действуют 200 центров приема нуждающихся, приюты для матерей-одиночек, детей, больных СПИДом, бездомных, нелегальных иммигрантов. 5 епархиальных столовых для бедных ежедневно принимают всех нуждающихся; разносятся также обеды на дом. Столовые открыты и при многих приходах. Волонтеры епархии обеспечивают питанием людей без определенного места жительства, прежде всего вблизи железнодорожных вокзалов. Действуют амбулатории, где оказывается высококвалифицированная медицинская помощь для неимущих и бездомных. За год более двухсот бездомных были обеспечены социальными услугами; осуществляется также санитарное служение на улицах. Действует проект «Невидимые раны» для жертв насилия, который помогает нескольким десяткам человек в год. Социальное служение волонтеров на дому, в первую очередь для больных СПИДом и престарелых, охватывает около 300 человек в год.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010