стал главной позицией движения ирредентизма, игравшего заметную роль в политической жизни И. 8 дек. 1869 г. по инициативе папы Пия IX в Риме открылся Ватиканский I Собор , на к-ром в качестве догмата было провозглашено учение о папской безошибочности в вопросах веры и морали. С началом франко-прусской войны 1870-1871 гг. имп. Наполеон III отозвал франц. гарнизон из Папской области, что возобновило призывы нек-рых итал. политиков решить «римский вопрос» путем итал. оккупации Рима. Поражение Франции и падение Второй империи Наполеона III в нач. сент. 1870 г. позволили итал. правительству начать переговоры с папой Пием IX о добровольной капитуляции. Ввиду папского отказа 11 сент. частям итал. армии был дан приказ войти на территорию Папской области. 20 сент., после непродолжительных боев, итал. войска взяли Рим, положив конец существованию Папского гос-ва и завершив объединение И. 2 окт. в Лацио и Риме был проведен плебисцит, по результатам которого они были включены в Итальянское королевство. 9 нояб. 1870 г. Апостольская пенитенциария издала декрет, распространивший принцип «Non expedit» на всех итал. католиков, но 5 дек. в бывшем Папском гос-ве состоялись досрочные выборы, в результате к-рых в итал. парламент вошли депутаты от Лацио и Рима. 1871-1900 гг. 3 февр. 1871 г. кор. Виктор Эммануил II провозгласил Рим столицей И. 13 мая 1871 г. новый парламент принял «закон о гарантиях», к-рый регулировал новые взаимоотношения итал. гос-ва и папства. Согласно закону, особа папы объявлялась священной и неприкосновенной, за понтификом сохранялись все почести и привилегии монарха, свобода в осуществлении духовной власти над католич. Церковью, в т. ч. право на дипломатические отношения с др. гос-вами. Но при этом папа лишался светской власти, а владения Папского престола ограничивались Ватиканским и Латеранским дворцами в Риме, базиликой св. Петра и загородной резиденцией Кастель-Гандольфо. Итальянское гос-во обязывалось ежегодно выплачивать Папскому престолу 3 млн 225 тыс. лир. Тем же законом предусматривался гос.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Хьюдж). При Григории IX (1227–1241) 5 сентября 1234 г. буллой Rex Pacificus был утвержден свод канонического права, к которому Бонифаций VIII в 1296 г. добавил 6 книг декреталий (Sextum), а Иоанн XXII буллой Quoniam nulla от 25 октября 1317г. – уложения своего предшественника Климента V («Климентины»), Это собрание норм церковного права, систематизированных под сильным влиянием римского права, содержало постановления соборов и пап (как аутентичные, так и подложные) по общецерковным вопросам и частным случаям. Реорганизованный папой Бенедиктом XII буллой In Agro Dominico от 8 апреля 1338 г. Верховный трибунал Апостольской пенитенциарии (Sacra Poenitentiaria), состоявший из экспертов-богословов и канонистов и возглавлявшийся кардиналом – великим пенитенциарием, получил обширный свод законодательных норм, уяснивших его компетенцию касательно диспенсаций (разрешений, представляемых Святым престолом в порядке исключения на определённый срок в случае наличия различных сакраментальных препятствий), индульгенций (возможности давать отпущение грехов) и снятия отлучения от церкви latae sententiae (букв. – заранее вынесенное решение) – т.е. при совершении конкретных поступков (отступничество, ересь, схизма, кощунство и т.п.), влекущих автоматическую экскоммуникацию, которая предполагает соответствующие духовные наказания и определённую процедуру обратного соединения с католической церковью. 4. Пастырские реформы Основной проблемой для пап авиньонского периода была извечная проблема пастырского окормления верующих. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что в понтификат Uoahha XXII начинается новый этап литературной критики папства. Теперь, в отличие от критики папства Данте и Иоанном Парижским, подвергались сомнениям духовные функции папы. Поводом к критике стали конфликт с Людвигом Баварским и споры Св. престола с францисканцами-спиритуалами. Рассадником антипапской пропаганды и прибежищем памфлетистов становится двор Людвига Баварского, а основными действующими лицами – Марсилий Падуанский и Оккам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– и второго, полномочного в отношении т.н. секулярных институтов. – Конгрегация католического образования (семинарий и учебных заведений) ( Congregatio de Institutione Catholica / de Seminariis atque Studiorum Institis ) Эта Конгрегация восходит к Конгрегации по делам Римского университета (Congregatio pro Universitate Studio Romani), учреждённой Папой Сикстом V-м 22 января 1588 г. для руководства образованием в Римском университете и в наиболее известных католических университетах того времени. Её полномочия в отношении учебных заведений распространяются на весь католический мир, кроме местностей, находящихся в ведении Конгрегации по делам Восточных Церквей и Конгрегации евангелизации народов. Она состоит из трёх служб: – первая заботится об управлении семинариями, о дисциплине в них и о распоряжении их имуществом; – вторая следит за Университетами, факультетами, атенеями и всеми прочими видами католических высших учебных заведений или групп; – третья заботится об учреждении приходских и диоцезальных школ и следит за всеми католическими школами. 2 . 3 Суды – Апостольская Пенитенциария ( Paenitentiaria Apostolica ) Для снятия цензур и предоставления диспенсаций, сохраняемых за Верховным Первосвященником, с конца XII-ro века существовал «Кардинал, принимающий исповеди вместо Папы» (Cardinalis qui confenssiones pro Papa recipit). При папе Гонории III-м (1216–1227 гг.) он стал называться Пенитенциарием (Paenitentiarius). Апостольская Конституция Paster Bonus гласит, что в полномочия Апостольской Пенитенциарии входят все вопросы, относящиеся к области внутренней подсудности (forum internum), в том числе и не имеющей отношения к таинствам. Поэтому она располагает не судебной, а административной и исполнительной властью. Она заведует также порядком предоставления и использования индульгенций. Её возглавляет Старший Кардинал-Пенитенциарий (Cardinalis Paenitentiarius Maior). – Верховный Суд Апостольской Сигнатуры ( Supremum Tribunal Signaturae Apostolicae ) В веке Верховные Первосвященники пользовались услугами особых секретарей (referendarius), готовивших ответы Папы на прошения, где должна была стоять подпись (signatura) Святейшего Отца. Эго могли быть дела, требующие правосудия (iustitia) или милости (gratia). Претерпев разнообразные реформы, в настоящее время Апостольская Сигнатура делится на три секции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

По отношению к протестантам требования более жесткие как в отношении участия в богослужении, так и в отношении крестных. Нормы эти постоянно изменяются. Епископство признается у католиков высшей степенью священства. Чин епископа вместе с папой называется преемствующим апостольской коллегии. Сами епископы именуются преемниками апостолов. Вместе с папой епископы осуществляют высшую и полную власть над всей Церковью настолько, насколько они находятся в единстве с папой. В этом отношении папское полновластие по-прежнему абсолютно, то есть в случае каких-либо разногласий между епископатом и папой с точки зрения католической доктрины носителем власти, учительства, авторитета останется только папа, а не епископат в сколь угодно большом числе Римско-католической Церкви. Епископы продолжают вместе с папой основную миссию апостолов — учить, освящать и пастырствовать. За епископом признается право судебных и законодательных решений в пределах епархии при условии, что эти решения не будут противоречить установкам вышестоящих церковных органов. При этом даже регулярным порядком папа сохраняет за собой решение ряда вопросов, которые изъяты из компетенции епископов. В частности им не разрешается давать духовникам полномочия на отпущение наказания за определенные категории грехов. Эти грехи могут быть отпущены только духовниками верховной апостольской пенитенциарии. Сами епископы не имеют права давать священникам диспенсацию на занятия медициной и хирургией. Правом поставления епископов Римско-католической Церкви с XIV в. обладает только папа или другие епископы при выдаче папского мандата на это. Реально папа, конечно, не рукополагает всех епископов Римско-католической Церкви, хотя совершает достаточно много епископских хиротоний. Отчасти это облегчается для католиков тем, что, в отличие от нашей практики совершения Таинства рукоположения, когда на одной литургии может быть совершено только одно рукоположение в данную степень священства, то есть максимум три хиротонии на одной литургии: диаконская, священническая и епископская, католический подход допускает одновременное рукоположение сразу многих клириков на одном богослужении, в том числе рукоположение сразу нескольких епископов на одном богослужении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

508 § 1. Каноник-пенитенциарий как кафедрального собора, так и коллегиальной церкви в силу самой должности имеет ординарное полномочие, не делегируемое при этом другим лицам, позволяющее ему в области сакраментальной подсудности освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, но не объявленных или сохранённых за Апостольским Престолом; на территории диоцеза он может освобождать от цензур даже лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих [к нему] – даже за пределами диоцеза. § 2. Там, где капитул отсутствует, диоцезальному Епископу следует назначить священника для исполнения этих обязанностей. 509 § 1. Диоцезальному Епископу, но не диоцезальному Администратору, принадлежит право, выслушав капитул, производить все и всякие возведения в чин каноника – как в кафедральной, так и в коллегиальной церкви – отменив любую противоречащую этому привилегию; Епископ также утверждает председателя, избранного самим капитулом. § 2. Диоцезальному Епископу следует возводить в чин каноника только священников выдающейся учёности и безупречной жизни, похвальным образом исполнившим своё [предыдущее] служение. 510 § 1. Впредь приходы не должны присоединяться к капитулам каноников; приход, присоединённый к некоторому капитулу, диоцезальным Епископом должен быть от капитула отделён. § 2. В церкви, являющейся одновременно приходской и капитулярной, назначается приходской настоятель, избираемый либо среди членов капитула, либо нет; этот приходской настоятель связан теми же обязанностями и пользуется теми же правами и полномочиями, которые по положениям права присущи приходскому настоятелю. § 3. Диоцезальному Епископу принадлежит право устанавливать определённые нормы, посредством которых должным образом согласовывались бы между собой пастырские обязанности, присущие приходскому настоятелю, и служение капитула, чтобы ни приходской настоятель не был помехой функциям капитула, ни капитул – функциям настоятеля; при возникновении конфликта его надлежит уладить диоцезальному Епископу, который в первую очередь должен заботиться о том, чтобы соответствующим образом удовлетворялись пастырские нужды верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Congregatio pro Ecclesia Orientali), начавшую деятельность с 1 дек. того же года. В структуре Римской курии Конгрегация Восточной Церкви получила высший статус и наряду с верховной Конгрегацией «Sanctum Officium» и консисториальной конгрегацией руководство ею осуществлялось непосредственно Римским папой через секретаря из числа куриальных кардиналов. В 1928 г. при конгрегации начала работу комиссия по рассмотрению вопросов церковного брака в В. к. Ц., в 1930 г. открыт литургический отдел (с дек. 1931 - специальная литургическая комиссия), с 1924 г. действовала комиссия по рус. делам, на ее основе в 1930 г. была создана отдельная папская комиссия «Pro Russia» , до 1934 г. курировавшая рус. католиков визант. обряда (затем рассмотрение их дел было вновь передано Конгрегации по делам Восточной Церкви). 25 марта 1938 г. папа Пий XI motu proprio «Sancta Dei Ecclesia» расширил полномочия конгрегации, передав в ее компетенцию деятельность Римско-католической Церкви на территории Египта и Синайского п-ова, Эфиопии, Греции, Кипра, Болгарии, Юж. Албании, Турции, Палестины, Сирии, Иордании, Ливана, Ирана и Ирака, за исключением дел, рассматриваемых верховной Конгрегацией «Sanctum Officium» и апостольской пенитенциарией , а также вопросов, касающихся Конгрегаций таинств, обрядов, семинарий и ун-тов и чрезвычайных церковных дел. 15 авг. 1967 г. папа Павел VI конституцией «Regimini Ecclesiae Universae» присвоил конгрегации ее совр. наименование, полнее отражающее ее связь со множеством В. к. Ц. Одновременно в результате куриальной реформы папа Римский перестал быть префектом к.-л. куриальных конгрегаций, и с 1967 г. Конгрегацию по делам Восточных Церквей возглавляют кардинал-префект и его секретарь. Согласно принятой 28 июня 1988 г. папой Иоанном Павлом II конституции «Pastor Bonus» , в компетенцию Конгрегации по делам Восточных Церквей входят вопросы, связанные с иерархической структурой и организацией В. к. Ц., статусом, правами и обязанностями католиков лат. и вост. обрядов, проживающих на входящих в юрисдикцию конгрегации территориях.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Rota Romana ), ставшей 2-й апелляционной инстанцией (после папы Римского), хотя окончательно ее компетенция в XIV в. так и не была определена. Уточнению и регламентации подверглась деятельность апостольского пенитенциария. В первые годы понтификата И. была проведена реорганизация церковных структур на юге Франции, основной целью к-рой стало дробление крупных еп-ств. В 1317-1319 гг. обширное Тулузское еп-ство было выведено из состава Нарбонского архиеп-ства и возведено в статус архиеп-ства с еп-ствами-суффраганами Монтобан, Риё, Ломбес, Сен-Папуль, Мирпуа и Лавор. Тем самым И. завершил преобразования, начатые папой Римским Бонифацием VIII , к-рый сократил территорию Тулузского еп-ства и основал в 1295 г. еп-ство с кафедрой в г. Памье. Были основаны 2 новых еп-ства под юрисдикцией Нарбонского архиепископа - Лиму и Сен-Понс; разделены епископства Альби (на Альби и Кастр), Ажен (на Кондом и Ажен), Лимож (на Лимож и Тюль) и ряд других. Подобные преобразования способствовали росту эффективности в управлении делами епископств и в организации борьбы с еретиками. На Пиренейском п-ове в 1318 г. была реорганизована церковная пров. Таррагона, к-рая в то время была единственной в кор. Арагон: еп-ство Сарагоса было возведено в ранг архиеп-ства с 5 еп-ствами-суффраганами, 6 диоцезов остались в юрисдикции Таррагоны. В Италии в 1322 г. было создано еп-ство Монте-Кассино. Меры, принятые И., позволили преодолеть кризис в ордене госпитальеров (см. Мальтийский орден ). В 1317 г. рыцари, недовольные политикой магистра ордена Фулька де Вилларе, объявили его низложенным и провозгласили новым магистром Мориса де Паньяка. Фульк де Вилларе и его сторонники были осаждены в замке Линдос на Родосе. И. предписал обоим явиться в Авиньон. В 1317-1319 гг. были приняты меры по реформированию ордена, находившегося на грани финансового разорения и распада: И. подтвердил старые привилегии, ужесточил дисциплину среди госпитальеров, запретил продажу земель, находившихся в собственности ордена, принял меры по погашению долгов.

http://pravenc.ru/text/469712.html

§ 2. При тех же обстоятельствах, о которых говорится в § 1, но лишь для тех случаев, когда невозможно обратиться к местному Ординарию, правом дать диспенсацию пользуются как приходский настоятель, так и делегированный в надлежащем порядке священнослужитель, а также священник или диакон, который ассистирует при венчании согласно кан. 1116, § 2. § 3. В случае грозящей смерти исповедник пользуется правом дать диспенсацию от тайных препятствий в области внутренней подсудности – как во время самого таинства исповеди, так и вне него. § 4. В случае, о котором говорится в § 2, считается, что невозможно связаться с местным Ординарием, если это можно сделать только по телеграфу или телефону. 1080 § 1. Всякий раз, когда о препятствии становится известно в то время, когда всё уже готово к свадьбе и бракосочетание не может без основательных опасений серьёзного ущерба быть отложено до тех пор, пока компетентная власть не даст диспенсацию от этого препятствия, правом предоставлять диспенсацию от всех препятствий, кроме тех, о которых говорится в кан. 1078, § 2, – пользуются местный Ординарий и – если речь идёт о тайном препятствии – все те, кто перечислены в кан. 1079, §§ 2– 3, соблюдая условия, предписанные там же. § 2. Это же право действительно и по отношению к конвалидации брака, если отсрочка будет заключать в себе аналогичную опасность и время не позволит обратиться к Апостольскому Престолу или к местному Ординарию, когда речь идёт о препятствиях, диспенсацию от которых он вправе предоставить. 1081 Приходский настоятель, священник или диакон, о которых говорится в кан. 1079, § 2, должны незамедлительно известить местного Ординария о предоставленной диспенсации в области внешней подсудности; этот факт следует зарегистрировать в книге бракосочетаний. 1082 Если рескрипт Пенитенциарии не содержит иных указаний, то диспенсацию от тайного препятствия, предоставленную в области внутренней подсудности, не имеющей отношения к таинствам, следует зарегистрировать в книге, долженствующей храниться в секретном архиве курии; в этом случае не требуется никакой другой диспенсации в области внешней подсудности, если впоследствии тайное препятствие станет явным. Глава III. О расторгающих препятствиях в частности

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В разъяснениях католических богословов и канонистов подчеркивалось, что получение полной И. в большинстве случаев практически неосуществимо, т. к. даже 1 незначительный (venialia) грех, не получивший отпущения в таинстве Покаяния, препятствует получению полной И. (см.: DTC. Vol. 7. Col. 1623; DDC. T. 5. Col. 1345-1346). Ввиду этого Кодекс 1917 г. указывал, что полная И. предоставляется т. о., чтобы неспособные получить ее все равно принимали частичную И. (CIC (1917). 926). Кодекс 1917 г. закреплял полную власть относительно И. за папой Римским, к-рому «вверено Христом распределение всей духовной сокровищницы Церкви» (CIC (1917). 912) и к-рый может даровать любые И. для всякого католика. Лишь папе Римскому дано право предоставлять И. для умерших (CIC (1917). 913 § 2); при этом всякая папская И. может быть применима к душам в чистилище (CIC (1917). 930). В решении вопросов практики и условий предоставления И. Римскому папе помогает Апостольская пенитенциария (CIC (1917). 258 § 2), где регистрируются любые папские привилегии относительно И. для всех верующих (CIC (1917). 920). Предоставление И. гл. обр. зависело от наличия юрисдикции (potestate ordinaria), а не сана (CIC (1917). 912). Кардиналы могли давать 200 дней И. на территории, где они обладали юрисдикцией, или в к.-л. институтах, находившихся под их протекцией (титулярные рим. церкви; для кардиналов, являвшихся правящими епископами,- в их диоцезах) (CIC (1917). 239 § 1, 24); зап. патриархи, примасы и архиепископы имели право предоставлять 100 дней И. на территории своих провинций и архиеп-ств (CIC (1917). 274 § 2); епископы, а также апостольские викарии и префекты (даже не будучи епископами) - 50 дней во вверенных им еп-ствах или территориях (CIC (1917). 294 § 2; 349 § 2, 2). Декретом Апостольской пенитенциарии от 20 июня 1942 г. количество предоставляемых дней И. было увеличено, составив для кардиналов 300 дней, архиепископов - 200 дней, епископов, др. ординариев, апостольских викариев и префектов - 100 дней (AAS.

http://pravenc.ru/text/389591.html

в Римской курии было создано особое ведомство, начало к-рому положил папа Римский Климент VIII , учредивший в 1593 г. комиссию кардиналов, занимавшуюся предоставлением И. и контролем за их выдачей. 6 июля 1669 г. motu proprio «In ipsis pontificatus» папа Римский Климент IX преобразовал эту комиссию в Конгрегацию индульгенций и реликвий (Sacra Congregatio Indulgentiarum et Sacrarum Reliquiarum), в сферу деятельности к-рой входило предоставление И. и определение условий их получения, а также разъяснение связанных с ними богословских и практических вопросов. 28 янв. 1904 г. motu proprio «Quae in Ecclesia» папа Римский Пий X объединил эту конгрегацию с Конгрегацией обрядов. В ходе реформы Римской курии, объявленной 29 июня 1908 г. конституцией «Sapienti consilio», папа Пий Х упразднил Конгрегацию индульгенций и реликвий, передав ее функции секции по делам И. при Конгрегации Sanctum Officium. 25 марта 1917 г. motu proprio «Alloquentes» папа Римский Бенедикт XV закрепил обязанности предоставления И. за Апостольской пенитенциарией . С 1807 г. периодически издавался сборник постановлений конгрегации (Raccolta di orazioni e pie opere), в к-ром публиковались правила и условия получения И., а также связанные с ними молитвы и духовные упражнения (чтение розария , молитвенные размышления над к.-л. темой и т. д.). С 1877 г. «Raccolta...» получили статус официального издания Конгрегации, в них стали помещаться декреты и рескрипты о даровании к.-л. И. По поручению папы Римского Льва XIII в 1883 г. были опубл. все решения и определения конгрегации с 1668 по 1882 г. (Decreta authentica), в 1885 г. отдельно были изданы все предписания конгрегации (Rescripta authentica). В период Контрреформации наибольшее распространение получили папские И., складывались их различные виды. С кон. XVI в. одним из них становится т. н. апостольская И. (полная или частичная), получение к-рой связано с использованием получивших папское благословение предметов (четок, крестиков, медальонов, икон и священных изображений и др.).

http://pravenc.ru/text/389591.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010