Чтения: I=Пятикнижие, II =Пророки, III =Пение Псалма, IV =Деяния и Послания, V =Евангелие (пресвитер или диакон), Проповедь: Все пресвитеры, последний – епископ, Выход оглашенных и кающихся, Молитва верных лицом к востоку, Один диакон приносит приношение, Возглас диакона, стоящего возле епископа: «Да никто на кого, да никто в лицемерии». Лобызание мира между мужчинами и между женщинами отдельно, Молитва диакона о всей Церкви, о всем мире, и т. д. (сходство с мирной ектенией), Благословение от епископа (цитируется Числ. 6, 21–26 ), говоря: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое» ( Пс. 27, 8 ) «еже стяжал и приобрел еси честною Кровью Христа Твоего» ( Деян. 20, 28 ) «и нарек царским священием и языком святым» (1 Петр, 2, 9). «После этого да бывает жертва». Народ стоит и в молчании молится, Все причащаются в порядке. Двери в это время стерегут, чтобы не вошел неверующий или непросвещенный. B)  VIII книга , гл. 5 (Изд. Казань, с. 256): (эта книга имеет некоторое сходство с Апостольск. Преданием) После хиротонии епископа: Сидение на горнем месте нового епископа, Все целуют епископа, Чтения: I=Закон (Пятикнижие), II =Пророки, III =Послания IV =Деяния, V =Евангелие, Приветствие епископа: «Благодать Господа нашего...» Ответ: «И со духом Твоим». Проповедь только епископа, Отпуст «послушающих» и неверных, Молитва оглашенных в молчании и на коленях и ектения диакона о них. Вторая молитва оглашенных стоя. Верующие, особенно дети, говорят: «Господи помилуй» на каждое прошение. Молитва главопреклонения от епископа над оглашенными. Отпуст оглашенных, Молитва одержимых от нечистых духов и ектения о них. Сразу молитва главопреклонения – заклинание и отпуст, Подобная ектения и молитва главопреклонения о готовящихся ко крещению. Их отпуст, Длинная ектения и молитва главопреклонения о кающихся: отпуст, Диакон: «Да никто от немогущих не приближается. Елицы вернии преклоним колена. Помолимся Богу через Христа Его; все согласно Богу через Христа Его помолимся». Тут, вероятно, следовала молитва в молчании,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

868.  Созомен. Церк. ист. IX, 17. 869.  Иероним. Против Вигилянция, гл. 5. 870. См. месяцеслов 9 сент., 9 мая. 17 дек., 20 авг. и др. 871.  Созомен. Церк. ист. II, 3. 872. Кол. 2. 18. Феодорит на Кол. 2. 18. 873. Лаод. Соб. Пр. 35. 874.  Иоанн Златоуст. Бес. о муч. 49. Ср. например Злат. Бес. о Дросиде, о Варлааме. См. выше, стр. 174. 875.  Сидоний Апол. Кн. 5, пис. 17. 876.  Иоанн Златоуст. Бес. о Ювент. Мч. Вавиле тогда в Антиохии праздновали 23 сент. Болотов, Следы месяцесл. 187. 877.  Феодорит, Слово о муч., 8. 878.  Иоанн Златоуст. Бес. о Маккав. 44. 49. 879.  Августин. Слово о Маккав. 109. 880. Там же. 881.  Bingham, Prug. XX, 158. 882. Transtiberina prius solvit sacra pervigil sacerdos,//Mox huc reccurit duplicatque vota. (После бдения святитель совершает за Тибром священнодействие. Потом быстро устремляется сюда и повторяет службу.) Prudentius, Perist. XII, 2. 883.  Лев I папа, Слово 84 (81). 884.  Иоанн Златоуст. Похвальное слово (γκμιον) святым всем, в целом мире пострадавшим. Migne. Patr. s. gr. 50. col. 706. 885. См. выше стр. 129. 886.  Августин. Слово о словах апостольск., 17. Bingham, Orig. XX, 145. 887. Апостольские Постановления V, 30. 888. Апостольские Постановления VIII, 42. 889.  Амвросий. О кончине Феодосия, гл. 3. 890.  Lubker, Reallexicon des classisch. Alterthums, 1877. p. 186. 891.  Августин. На Быт. вопр. 172. 892. По свидетельству Феодора, чтеца в Vita Theodosii. Funk Didascalia et Const. Ap. 553. 893.  Ефрем Сир. Tesam., ed Assemani II, 401. 894. О 3, 9 и 40 дне Исидор Пелус. Ер. 114ю Юстиниан, Novella 133 c. 3 . Иоанн Дамаскин, Oratio de fidelibus defunctis c. 15. 22. Eustaphius apud Photius Bibl. cod. 179. О 40 дне кроме того — Лавсаик, гл. 26, Феодор Чтец, Vita Theodosii, ed. Usener 1890, p. 22. Дни 7 и 30 в сакраментарии папы Геласия ( Migne, Patrol . s. I. 74, col. 1242). о годовом дне уже Тертуллиан: О венце воина 3. О единобрачии 10, об увещании к чистоте 11. Funk, там же. 895.  Созомен. Церк. ист. VI, 2. 896.  Евсевий. Церк. ист. X, 9. = Евсевий. Жизнь Конст. II, 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

17 Чем труднее дознавать затаенное живое добро в других, тем более нужно иметь человеколюбивой осторожности в отношении к другим. 18 Не зримо для нас, а всего вероятнее не проверено большею частью из нас в опытах жизни, как благомощно действует живое по Христу участие одних христиан в положении других. А много, сказано в Писании, много может молитва праведного поспешествуема. 20 См. каталоги св. книг – в Апостольск. правилах, в правилах Лаодик. Собора, у святых Афанасия вел., Григория Богос., Амфилохия. 22 Из древних, правда, известен, превратно понимавший сию книгу и даже дерзавший исключить ее из священных, Феодор Монсуетский; но он, как еретик, осужден на 2-м Константинопольском соборе (V Вселенском). 23 Поэтому, чувственный свет, напр., светил, духовно берется в смысле просвещения, вещество пития – в смысле способов освежения умственного и нравственного и так далее. 24 Перевод этого слова согласен с Вульгатою и с Лютеровым переводом с подлинника. Перевод 70 толковников дает мысль об «обложении кругом» или о стеснении со всех сторон. 25 Это по переводу 70 толковников и нашему славянскому. В нынешнем еврейском читается: «идущая из пустыни»; но и в этом чтении видна мысль о пребывании прежде в пустыни, – мысль близкая к представлению очернения от зноя солнечного. 26 Могут притом быть, да и в самом Божеств. откровении указываются особенные времена или обстоятельства времени, когда самому солнцу просвещения дано опаляти человеки огнем, вместо разлития живительного света ( Апок.16:8 ). См. ниже обозрение Апокалипсиса. Само собою впрочем разумеется, что любоиспытательное стремление к истине может войти в характер невесты Христовой не иначе, как под условием ее живой, твердой и самоотверженной веры в истину, которая – Христос. 27 Такое состояние церкви может принадлежать времени возбуждения умов и вообще духа общественного к особенной отчетливости и самодеятельности духовной. Таково во многих отношениях наше время, которое, приметно, приготовляет подобный характер еще более для будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Аще же престол рукополагаемаго имеет, полагают на него прежде саккос. Издревле в Греции имели саккосы одни патриархи и митрополиты, но архиепископы и епископы не могли облачаться в них, носили вместо них одни фелони, как и на иконах видим святых святителей, изображаемых в фелонях; сначала это наблюдаемо было и в России, ибо в правилах собора, бывшего в 1675 году (правила эти напечатаны в книге «Патриаршеский чиновник»), показано: «одежда патриарха есть саккос, с нашвенным напереди приперсником; одежда митрополита саккос, но без преднашвенного приперсника; одежда же архиепископа есть фелонь, сошвенный из какой-либо ткани, или полиставрий, сие есть многокрестие; саккосов же отнюдь одеяти да не дерзают». Вот почему и здесь говорится, что если рукополагаемый производится в сан митрополита, или возводится на такой престол, которому усвоен саккос: то прежде омофора возлагается на него саккос. Но ныне, со времен блаженной памяти императора Петра Великого, по подобию митрополитов, дозволено иметь саккосы всем архиепископам и епископам. Если, таким образом, прежде омофора, возлагается саккос на всех без изъятия, то при возложении его уже не поется: аксиос, потому что саккос есть то же, что и фелонь, который дан был прежде при посвящении во пресвитера. §13. Новопосвященного все архиереи целуют Таже хиротонисуемаго целуют архиереи. Из апостольских преданий, как свидетельствует Климент (Постановл. апостольск., книга 8, гл. 5), произошел обычай тогда же всем архиереям целовать хиротонисуемого архиерея; там именно сказано: «и тогда же все прочие епископы целуют его братским целованием о Господе, да воспрестолится с ними на принадлежащем ему месте». Обширнее об этом целовании смотри в хиротонии пресвитера (§8). §14. Входят в сопрестолие Входят в сопрестолие – то есть на те седалища, которые поставлены в полукружии около восточной стороны престола для епископов и священников, в той же чести участвующих и как бы сопрестольных (см. о сем в гл. 5). Среднее из оных седалище, то есть горнее место или горний престол, занимает посвящающий архиерей, а посвященный берет для себя другое седалище в стороне, по своему чину. Но в своей епархии или области всякий епископ восходит на самое горнее или среднее место. И это место становится такою собственностию его, что с того времени, с которого он начинает управлять своею епархиею, говорится, что он вступил на свой епископский престол, и доколе управляет тою же епархиею, говорится, что он сидит на своем епископском престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§47. У нас Крещение признается не действительным, когда 1) крестивший не православно верует во Св. Троицу (прав. исп. ч. 1. отв. на вопр. 102); 2) Если он не точно и с изменениями, а не по разумению православной Церкви произнес слова: «во имя Отца и Сына и св. Духа аминь“ (там же), 3) если крестивший был мирянин не православного исповедания, которому неизвестна вовсе православная форма Крещения, а также его сила и значение; (Номокан. 204. Послание Восточных Патр. о православной вере, гл. 16); 4) если кто крестил в одно погружение (Апостольск. пр. 47, 50, Карфаг. Соб. пр. 59, II Вселенск. Соб. пр. 7), или если и в три погружения, но не во Имя Пр. Тройцы (Дамаскин, точное излож. Пр. веры, кн. IV, гл. 9, стр. 234), и наконец 5) если крестивший не понимал важности Божественного Крещения (послание Вост. Патр. чл. 16). §48. Есть у некоторых родителей обыкновение отлагать Крещение детей на долгое время. Священник должен всеми мерами искоренять этот зловредный и во многих отношениях опасный обычай, представляя таковым родителям, как неразумно со стороны их вообще отчуждать детей своих от жизни Божией, и в особенности поставляя им на вид то, что при таких порядках подобные дети, в случае неожиданной смерти, могут подвергнутся опасности умереть без крещения. Правило церковное об этом говорит следующее: «если по чьему-либо нерадению младенец умрет не крещенным, то такового правило 68 Номоканона отлучает от причастия на три года с поклонами на всякий день по двести, и с постом по понедельникам, средам и пятницам великой седмицы (кн. о должн. пресвит, приходск. отдел. 84 стр. 118). В случае надобности в подобных обстоятельствах священник может даже употреблять известные духовные меры на исповеди родителей, а в крайних случаях даже должен обращаться за помощью и советами к Епархиальному Архиерею, чтобы своим невниманием не взять греха на свою душу в случае непредвиденной опасности. §49. Хотя нигде Устав Церковный не запрещает родителям присутствовать при Крещении детей своих, и даже в смертных случаях священнику дозволяется крестить свое собственное дитя, но за исключением этого случая у нас принято обычаем, чтобы родители не присутствовали при совершении этого Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Что касается, далее, неповинного страдания праведников, апостолов, мучеников и других подвижников веры, то здесь поразительно в высшей степени следующее обстоятельство: сами-то страдальцы не только вполне мирятся с своим жребием, но даже и «радуются» страданиям за Христа; зато эти последние причиняют глубокие раны людям, подчас не только не ведущим, что такое страдания, но и не верующим. Причина понятна: для осмысленного разумения страданий нужно еще дорасти духовно, изощрить свое внутреннее зрение и расширить горизонт здравого понимания жизни. В противном случае, нам останется совершенно непонятным глубокое одушевление христианских мучеников, когда их предавали страшным пыткам. Спросим же лучше самих страдальцев: что скажут они нам о своих бедствиях. Что говорит Иов? «Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть. Буди имя Господне благословено во веки» ( Иов. 1, 21 ). – Что говорит апостол? «Радуюся во страданиях моих» ( Кол. 1,24 ): «якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» ( 2Кор. 1, 5 ). – «Се бо есть угодно пред Богом», – пишет другой апостол ( 1Петр. 2, 19–21 ), – «аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите; но аще добротворяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо званибысте».– «Умоляю вас»,-обращается св. Игнатий Богоносец к Римлянам (см. „Писания мужей апостольск.» в русском перев. Прот. П. Преображенского . СПБ. 1895,, стр. 292, гл. 4),- " не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня сделаться пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость». «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола пусть придут на меня, – только бы мне достигнуть Христа» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

«Вы род избранный, племя (θνος) святое, народ в претворение (λας ες περ ποισιν), чтобы возвещать добродетели призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованные» ( 1Пет.2:9, 10 ). Церковь так и смотрела и смотрит на всех принадлежащих ей и входящих в состав тела её, как на рукоположенных. После сонма свидетельств заимствованных из богослужебного её исповедания, мы можем смело привести подтверждающие слова и из Постановлений апостольских: «Если мирянин, сказавший рака или безумный, не безнаказан, как оскорбивший имя Христово, то что будет, если кто скажет что-либо против епископа, через которого Господь дал вам Духа Святого при рукоположении, через которого узнали вы священные догматы, познали Бога и уверовали во Христа, через которого запечатлены вы елеем радования и миром разумения, чрез которого вы оказались сынами света, через которого во время просвещения (крещения) вашего Господь, свидетельствуя рукоположение епископа, над каждым из вас издал священный глас, говоря: Сын мой еси ты, Аз днесь родил тя ( Пс.2:7 )? Чрез епископа твоего, человече, Бог усыновляет тебя. Знай, сын, десницу, матерь твою» (Апостольск. Постановл. II, 32). Итак, любовь и уважение верного мирянина к своему епископу есть любовь и уважение рукоположенного —38— к рукоположившему, восприявшего Дух Святый к преподававшему его в сопровождающей рукоположение молитве. Но рукоположенный в Церковь и притом целым рядом рукоположений, последовательно возводящих от степени в степень, рукополагается еще в Церкви. Во-первых, рукополагается он в случае падения и ослабления чистоты и силы первоначально полученного рукоположения через следующее за покаянием новое рукоположение, восстановляющее его в прежнее состояние и возвращающее его Церкви, от которой отпал он самою своею греховностью. Во-вторых, рукополагается он в случае болезни, когда с молитвенным отпущением недуга дается ему через рукоположение и отпущение содеянных им грехов и восстановление в лучшую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 прав. сходное с 35 Апост. прямо указывает на «древний канон отцов наших». Тоже Ант. 21 и Апост. 14. Ант. 3 и Апост. 16. Василий в. в канон. посл. пр. 3 указывая на древнее правило, приводит 25 пр. Апост. Самые несомненные указания на собрание Апостольск. правил находятся в деяниях Конст. Соборе 394 г.(καθς ι ποςολικοι κανονες διορισανδο Mansi 3. 851. Апост. пр. 74), Ефесского Собора 431 г. (κολθα κκλεσαςικ, κνον, κκλεσαστικο θσμοι Mansi 4. 1133. 1136. 1138. 1228). Впрочем Бевереджий, а за ним и Христ. чт. (пр. 46) не обратили внимания на то, что слово κανν имеет обширное в разное значение: так в указываемом ими послании Александра Ев. Алек. Αποςολικος κανν указывает на Тит. 3:10 . 2Ин.10, 11 . в других случаях указание на «древнее правило», или «Апост. правило» вовсе не относится к собранию Апостольских правил: таковы указания Анкир. пр. 21. Никейск. 13. 15. 18. Гангр. 21. Лаод. пр. 1 и это от того, что слово: «канон древний, Апостольский канон» означали иногда вообще обыкновение освященное древностью. Иероним Epist. ad Lucinium 28. Unaquaeq. provincia praecepta maiorum leges apostolicas arbitretur. 101 На это указывает употребление Сирского наименования месяцев в пр. 37. указание 85 пр. на 8 книг Апост. постановлений (прим. 28), равно употребление Апостольских правил в восточных церквах, где они известны были в переводах Сирском, Арабском и Эфиопском. Bickel s. 107–108. 200–212. О некоторых разностях правил по спискам Drey a. 415. f. Bickel s. 72. Отзыв Дионисия младшего (в конце 5 в.) in Ер. ad Stephan in principio canones, qui dicuntur apostolorum, de graeco transtulimus, quibus plurimi consensum non praebuere facilem. Хронологически кодекс 7-го в. (Vöell. 2, 790): «помещаем и так называемые правила Апостолов», ι κα τινες υτς μφεβλς δι τινας ιτιας ηγησανζο. Хотя их некоторые по некоторым причинам считали сомнительными. 105 Здесь Ап. Петр говорит словами Платона и Аристотеля. На вопрос: почему сын Божий так долго не воплощался; сочинитель отвечает; «Адам и Христос – одно и то же между собой; уже первый человек, образованный руками Божьими, имел в себе духов Христов и странствовал в мире, пока в свое время помазанный милостью Божьей вошел в покой вечный».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

48 «Ковчег Ноев», – по объяснению блаженного Иеронима († 420 г.), – «был образом Церкви; как в ковчеге находились животные всякого рода, так и в Церкви находятся люди всех племен и всякой нравственности; как там были барс и козлища, волк и агнцы, так и здесь есть праведные и есть грешные, т.е. употребляются сосуды златые и серебряные вместе с деревянными и глиняными». 49 Опровержение возражений Сектанты говорят: 1) Церковь должна быть святая, без пятна и порока, а православная Церковь «пятнистая», (!) так как в ней есть грешники ( Еф.5:25–27 ). Слова: «чтобы представить ее», «дабы она была свята и непорочна», указывают, что апостол говорит здесь не о действительном состоянии Церкви, а о той цели, к осуществлению которой она предназначена, пользуясь богодарованными средствами. Церковь земная, хотя никогда не состояла из одних непорочных, праведных людей, именуется святой, так как имеет основание своей святости в Главе своей и Духе Святом, а не в своих членах. Так в Церкви Коринфской были и порочные члены, но апостол ее называет «Церковью Божиею», а членов ее – «призванными святыми», «святыми» ( 1Кор.1:2 ; 2Κор.1:1 50 и др.). Имеющиеся в апостольских посланиях увещания к праведной жизни, предостережения и обличения за различные нравственные пороки свидетельствуют, что в апостольск. время члены Церкви не все были «совершенны» (ср. Откр.2–3 ). 2) Грешников не видим в Церкви Филадельфии, от нее и ведем начало ( Откр.3:7 ). Церковь в Филадельфии (в Малой Азии), существующая и ныне, содержит учение православной Церкви и с нею единомыслена. Архиепископ Филадельфийский Дамиан во время коронации в 1896 г. принимал участие в Православ. богослужении вместе со святителями Русской Церкви. 51 3) Мы, от Бога рожденные, не грешим ( 1Ин.3:9 ). «Рожденный от Бога», по учению апостола, есть «верующий, что Иисус есть Христос» ( 1Ин.5:1 ), «любящий Бога и ближнего» ( 1Ин.4:7 ), «делающий правду» ( 1Ин.2:29 ). «Рожденный от Бога», имея «семя Его», хранит себя от греха, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин.5:18 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010