А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22, 25), Епископ в осуществлении своей власти действует с церковью, но не над церковью, которая есть духовный орган любви: согласие с Церковью и единение с нею составляет самое условие бытия епископа. Это единение не может быть выражено в таких терминах государственного конституционного права, как, напр., народоправство или ограниченная власть конституционного монарха, за неприменимостью здесь правовых категорий. (Церковное право, если и есть право, то во всяком случае sui generis). Епископская власть может быть и абсолютнее власти абсолютного монарха, но может и совершенно растворяться в единении с народом. Руководящей нормой является здесь пример иерусалимской церкви и ее отношении к апосполам, как первоепископам. Несмотря на всю полноту своей действительно сверхепископской власти (поскольку она, включая в себя всю полноту епископства, имеет еще и личные апостольские полномочия), апостолы все существенные вопросы решают с народом: ап. Петр обращается ко всему Иерусалимскому братству (äυδρες ασελφο Д. А. 1, 15–16) для избрания 12-го апостола вместо Иуды. «И поставили двоих и помолились, и сказали. и бросили о них жребий» (1, 23, 24, 26), — во всех моментах этого избрания апостолы пребывают в единении с народом. То же самое и при избрании семи диаконов: апостолы созывают «множество учеников», к которому и обращаются об избрании семи диаконов. «И угодно было это предложение всему собранию. и избрали. их поставили.»; апостоли же рукоположили — «помолившись, возложили на них руки» (Д. А. 6, 3–6). Община («обрезанные») обратилась с упреком к ап. Петру о принятии необрезанных дома Корнилия, и он успокоил ее своим рассказом об особом откровении, ему бывшем. «Церковь Иерусалимская» посылает Варнаву в Антиохию (11, 22). Наконец, апостольский собор, на котором Павел и Варнава были приняты в Иерусалиме «Церковию, апостолами и пресвитерами» и возвестили им о своей проповеди среди язычников, то «апостолы и пресвитеры» (πσολοι κα ο πρεβτεροι), здесь в общем смысле старейшин, собрались на соборе (15, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

интересных для данного вопроса, названий и подписей находится в разных актах VII Вселенского Собора. Посланные папой, например, прямо обозначают себя представителями Адриана, папы древнего Рима. 177 Затем немало лиц, в сане пресвитера и даже диакона, отмечают, что они являются представителями то какого-либо епископа лично, то, например, престола назианского, леонтопольского, ставропольского и друг., очевидно, разделяя- эти два вида представительства. В числе разных представителей указаны еще два лица, Иоанн, Божьею милостью пресвитер и патриарший синкел, и Фома, Божьей милостью пресвитер и игумен обители св. Арсения, которые свидетельствуют о себе, что каждый из них действуют в качестве представителя трех апостолических престолов: александрийского, антиохийского и иерусалимского. На этом же соборе участвовало много лиц из монахов в сане пресвитера, диакона и даже без всякой степени священства, из которых одни именуют себя представителями лично епископа, другие – целого престола, например, Метеллопольского, Смирнского и круг., третьи смотрели на себя, как на представителей лишь игуменов разных монастырей. Кроме того, в актах обращает на себя внимание подпись: Никита, недостойный пресвитер и избранник Церамский, в которой есть намеки на какое-то избрание его областью, и это тем примечательнее, что вместе с пресвитером-избранником присутствовали на соборе и два епископа из той же области, из города Акмонии 178 . В списке лиц, собравшихся на соборе, мы находим двух, без приписывания им какого-либо духовного сана и просто названных: Стефан, доверенный Отрский и Иоанн, доверенный Гекторийский. 179 В другом месте, в актах Дeяhuя II , эти лица названы: Стефан, избранник Отрский и Иоанн, избранник Гекторийский. Подобно этому и в числе подписей, под определениями собора, без указания на какой-либо священный сан значатся: Констанс, представитель города Агаи, и Никифор, представитель Гаргарский 180 . Если бы эти лица имели духовный сан, то, судя по принятому во всех актах собора обыкновению точно отмечают его, это и было бы указано. Выходить, по-видимому, что на соборе принимали деятельное участие и лица без священного сана и при том в качестве представителей целых местностей, да еще как будто посланные путем избрания. Конечно, вопрос этот требует особого исследования, а до тех пор мы удерживаемся от всех возможных из него выводов, но во всяком случае некоторые обозначения в актах VII Вселенского Собора, касающиеся его членов, дают намеки, которые скорее пригодны для подтверждения, чем для отрицания высказанных нами выше соображений об участии на соборах мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

л. 141 об. Отпусты на Господьскыа празникы и отпусты по вся дни. л. 146 об. Прокимны вскресныа и аллилуиа на 8 гласов на литургии, потом прокимны и аллилуиа дневныа и, наконец, прокимны и аллилуиа на Господскыа праздникы. л. 151 об. Указ оставшим апостолом и евангелием испразднуемым Святым. л. 152. Службы общия Святым. л. 155 об. Апостоли и евангелиа на различныа потребы церковныа. На обор. л. 12 скорописью: Книга служебник Стромынскаго монастыря села Коровицина Николскаго попа Филата Никифорова. 220 . (1078.) Служебник, скороп. разных почерков, нач. XVII века, в четверть, 247 листов. л. 2. Молитвы вечернии и утреннии. Впереди приписаны тропарь и кондак препод. Сергию и Никону радонежским, в конце отпусты праздничные и седмичные, службы общия Святым, апостолы и евангелия на различныя потребы. л. 28. Святейшаго и блаженнаго архиеп. Констянтинаграда – Новаго Рима и вселенскаго патриарха Иоанна Златоустаг о устав божественныя службы, како достоит священнику с диаконом служити. л. 39 об. Божественаа служба иже в святых отца нашего Иоанна, архисп. Константинограда, Златоустаго. Устав божеств. службы святейшаго и блаженнаго архиеп. Константинограда – Новаго Рима вселенскаго патриарха кир Филофеа, како достоит священнику с диаконом служити. л. 81. Божественаа служба прежесвященных. л. 89 об. Молитва над вином служебным. л. 90. Молитва над осквернившимся ссудом. л. 90 об. Молитва над кутиею в паметех и празникох Святых. л. 91. Молитва дому в немьже дух лукавых жити начнет. л. 92 об. Молитва на благословение дому и храму новому внити в онь. л. 93. Молитва , егда пес в церковь вскочит и свинья, числом 2. л. 95. Божественаа служба иже в святых отца нашего Василиа Великаго . л. 114. Чин бываемый на основании церкве и подчение Кресту. л. 115 об. Чин освящению церкви новаго священиа. л. 162. Устав бываемый поколебавшуся святей трапезе. л. 165. Устав и чин обручению и венчанию царем и князем и всем православным хрестияном. л. 171 об. Чин и указ, аще будет поняти вдовцу девицу или за уношу идет вдовица.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Притом же, если святые Евсевий и Афанасий и совершали рукоположение пресвитеров и диаконов в епархиях, им не принадлежащих, что запрещают церковные правила, но и в этом случае они поступали не самовольно, а по поручению собора православных епископов, о чём находим свидетельство в церковной истории Созомена . «Царь Иулиан, – пишет Созомен, – полагая, что, неожиданно являя христианскому народу примеры незлобия и кротости, он придаст тем больше силы язычеству, возвратил из ссылки всех сосланных за веру при Констанции. Тогда, по вступлении Афанасия в церковь , Евсевий пошёл в Александрию, чтобы вместе с Афанасием собрать собор для подтверждения никейских определений. Между тем в Александрию к Афанасию и Евсевию собрались епископы многих городов и утвердили постановления никейские, исповедали единосущие Святого Духа со Отцем и Сыном» (Созомен, с.338–339; ср. свидетельства историка Руфина в Деяниях VII Вселенского Собора, с.54–55 по 2-му изданию). Подобные свидетельства встречаем и у Барония: «На томъ (в Антиохии) собор отцы избраша четырехъ епископовъ на церквей всхъ восточныхъ, дабы въ нихъ то, еже ересь и иныя ереси не вредиша, исправляли, и все искусно усмотрли, еже къ цлости вры и чину службы надлежаще (число 10-е). Единъ б братъ святого иже во посланъ, на неже посланъ б отъиде (число 11). Вторый посолъ б Евсевий оный епископъ еже такожде отъ возвратися. Той въ и церкви исправляше и епископовъ православныхъ поставляше» (число 12, лето 378). Итак, в то время, когда жили Евсевий и Афанасий, на исправление церквей, повреждённых арианами, собирались соборы, от которых и поручалось некоторым епископам, в том числе Афанасию и Евсевию, ставить для православных иереев и диаконов. Значит, Афанасий и Евсевий поступали и в этом деле не самовольно, а имея посланничество, чего не имел беглец Амвросий, поправший все канонические постановления. Почему на нём, за нарушение канонических определений, со всей строгостью лежит суд отлучения от сочленения церковного: Ко иже въ полагающимъ священныя и божественныя правила отецъ нашихъ... анаема (старопечатная Кормчая, лист 641). Да и сами защитники Амвросия невольно произнесли ему справедливый суд извержения из сана, за нарушение им канонов церкви. Так, Перетрухин в «Мече» своём говорит: апостоли и восприемники ихъ власть отъ Христа божественными канонами оградили святую церковь , всякое беззаконное отскоша, и уставиша, и положиша каждому дйствию свои границы, съ дабы никто оныя не преступалъ; нарушающихъ же оные: священныхъ лицъ извергать отъ сана, а отлучать отъ церкви повелша» (ответ 6-й на вопрос беспоповцев). По справедливому приговору Перетрухина, нарушителем «божественных канонов» является как сам Амвросий, так и предки поповцев, незаконно приявшие его.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Прокопий Икономидис, о. Герман Апостолидис и о. Феоклит Триантафилидис, – все из состава старшего (28-го) курса. Из них о. Прокопий, поступивший в академию из студентов афинского университета, был человек талантливый, чрез несколько лет по окончании курса получил степень магистра богословия и, постепенно возвышаясь у себя на родине в различных церковных и ученых должностях, не так давно скончался в сане митрополита Афинского. Это был красавец и по внешности, с тонкими, изящными чертами интеллигентного лица и с великолепной, волнистой шевелюрой, спускавшейся ниже талии. Раза два у нас на глазах эта роскошная шевелюра о. Прокопия исчезала и студенты рассказывали, что будто бы ее владелец получал за это хорошее вознаграждение от какого-то парикмахера. Оо. диаконы–греки служили в нашей церкви очень исправно и благолепно, но, конечно, с весьма большим акцентом и даже с неправильностями в произношении. Товарищи по этому поводу острили над ними, что будто бы они вводят богомольцев в соблазн, провозглашая «возлупим друг друга». – Великим торжеством для наших греков была та литургия, которая ежегодно совершалась в академической церкви на греческом языке в один из ближайших воскресных дней после праздника Пасхи. Начиная с часов, все чтения и песнопения этого богослужения всеми участвующими произносились по-гречески, а предстоятельствовавший о. ректор читал на этом языке и все тайные молитвы в алтаре. Певчие–студенты обоих клиросов исполняли литургийные песнопения по нотам, выписанными, как говорили тогда, из Венеции. Мотивы этих песнопений, очень красивые и музыкальные, были, по-видимому, скорее итальянского, чем греческого происхождения, и совсем не давали тех своеобразных рулад, которые составляют характерную особенность греческого церковного пения, как его можно слышать напр. в Константинополе, или в Московском греческом монастыре. Но зато уж наши о.о. диаконы, читавшие апостол, евангелие и символ веры , произносившие эктении и втроем исполнявшие в алтаре троекратное « », представляли нам настоящие образцы чисто греческих модуляций.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

С 1868 года до июля 1870 года слушал в Академии полный курс богословских наук греческий урожденец, бывший воспитанник афинского Университета, Дмитрий Менагиас, который по окончании курса получил от Академии степень кандидата и кроме того от берлинского Университета, где в 1871 году слушал лекции, – диплом на степень доктора филологии. В одно время с ним поступили в студенты Академии три греческих иеродиакона, один из константинопольских Греков, Герман Апостолидис, и двое из Афинских: Прокопий Икономидис и Феоклит Триантафиллидис. Они окончили курс в 1872 году со степенью кандидата. Первый из них, прослужив два года в литовской Семинарии, перешел на родину и в настоящее время уже – епископ Тримифунтский. Прокопий жил некоторое время в Москве, потом путешествовал за границу, а теперь пребывает в Афинах. Феоклит состоит на службе в России, в одной из Семинарий. Из Сирийцев слушал уроки в Академии с 1852 до 1856 года дамасский урожденец Спиридон Абуд. Из Болгар окончили курс в Академии: 1) в 1850 году иеромонах Парфений Отенов, сын купца Василия из Охриды. Он получил степень кандидата и в настоящее время занимает кафедру митрополита Нишавского. 2) В 1852 году поступил в Академию и в 1854 окончил курс со степенью магистра Болгарин, иеромонах Анфим. Он был первым учеником первого курса халкинского училища близ Константинополя, потом проходил должность иерокирикса при смирнском митрополите, потом был экзархом болгарским. 3) В 1866 году окончил курс со степенью кандидата иеромонах Евстафий Зографский, в настоящее время митрополит Пелагонийский. В ноябре 1856 года приняты в Академию два Болгарина: Илия Христович и Василий Чолаков, но в августе 1857 года подали просьбу об увольнении; на представлении о сем митрополит написал: «согласен; жаль, что не совершили поприща». Из сербских урожденцев учились в Академии и окончили курс со степенью кандидата: в 1852 году Василий Николаевич, в 1854 году Николай Новакович, в 1868 г. Светозар Никитич и диакон Живоин Иовичич и со степенью действительного студента диакон Александр Георгиевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

11) Не поется канон Богородичный Октоиха в четвертую и пятую Недели Великого поста, если в них случится Благовещение и отдание его; тогда поется канон Триоди на 4-ре, и канон праздника на 6-ть. Если же в четвертую и пятую Недели случится предпразднство Благовещения, то поется и канон Богородицы, ибо тогда канон Триоди поется на 4-ре и канон предпразднства на 4-ре. 489 «Иерей кадит святую трапезу, возглашая: «Богородицу» и т. д. (Тип., гл. 9). диакон, покадив трапезу, возглашает: «Богородицу» и т. д. (Тип., гл. 2). 490 В праздник Сретения Господня, который, по Уставу, причисляется к Богородичным праздникам, не бывает пения «Честнейшей» тогда только, когда Сретение случится до субботы сырной седмицы. 491 В отдание Сретения не поется «Честнейшая» тогда только, когда оно случится до сырней седмицы. Равным образом и в отдание Благовещения тогда только не поется «Честнейшая», когда оно случится в субботы 3-й, 4-й и б-й седмиц Великого поста. 492 Запев в день Пятидесятницы следующий. «Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»; засим поется ирмес 9-й песни: «Радуйся, царице» и т. д. 493 Тот же устав и о пении задостойника на литургии, с некоторым изменением (См. далее о литургии). 495 В Типиконе, в последовании дня Воздвижения креста, сказано: «Подобает ведати, яко аще случится праздник сей в Неделю, ничто же поется воскресно: ни стихиры воскресны, ниже непорочны, ни степенна гласа, ни Евангелие воскресло чтется: точию, «Воскресение Христово» глаголем; «Свят Господь Бог» не поется же, но всю службу поем праздника» (Ти.,, послед. 14-го сент.). 497 В последовании Типикона на субботу Лазаря читаем: «По 9-й песни светильна не глаголем: но абие: «Свят Господь Бог наш», трижды, на глас 4-й». В последовании Типикона на Великую субботу сказано: «Вместо светильна: «Свят Господь» поем трижды, во глас 2-й». 499 Например, ексапостиларии воскресные Октоиха именуются в Типиконе (гл. 2, 3 и др.) светильнами. И светильны Октоиха на седмичные дни (Тип., гл. 16) озаглавливаются в Октоихе (в конце его) и в Следованной Псалтири (в последовании утрени) так: «Ексапостиларии всея седмицы». В Триоди постной указано: Ексапостиларий глаголем трижды со сладкопением (Послед. вел. понед.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

205 В книжке (1602 г.), в главе об образех читаем: «Изосим же святый, который меж около року 335, албо штось мало вышей жил, тот написал иж в месте Панеаде, в Кесарии Филипповой, был оный образ Христов, который была учинила невеста кровоточивая, которая доткнением краю риз Христовых исцелевши, дала учинити з меди образ Христов в меру возраста Христова, котори поведа завжды видали Апостоли и по них ученицы их Святии отцы, и был в учтивости от верных хован». Против сего на поле: «Изосим кн. 5, гл. 21, и в житии Св. Артемия (действительно упоминается См. Окт. 20), Крон полских (т. е. Хроники польских) царств лист. 91 и Крон. лат. (Хроники латинские; на них очень частые ссылки) друк. рок. 493, лист, 132». Подобная ссылка (она удержана и в Кир. кн. на лист. 175 об.) на Зосима святого кн. 2, гл. 1. есть там, где говорится об обретении креста Господня Св. Еленою, но и здесь надобно разуметь Созомена . См. Цер. Ист. Эрм. Созом. печат. при Христ. чт. 1851 г. 206 Сей собор Западные католики обязаны признавать вееленским XVIII и последним; на нем осуждены учения Лютера, Кальвина и их учеников. Указанные книги причислены на сем соборе к каноническим и изречена анафема на того, кто которую-либо книгу не будет признавать за каноническую, т. е. за богодухновенную. (См. Катал. Катих. литограф. для военно-учеб. заведений.) 207 Как могли быть в Западной Руси известны сочинения Максима Грека ? При решении сего вопроса надобно принять во внимание: 1. Что там жил князь Андрей Курбский, всею душой преданный преп. Максиму и Артемию; 2. Что сей Артемий, как мы заметили выше, из Соловецкого монастыря убежал в Литву; 3. Что туда же убежали Гостунский диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславцев, после 1564 года, первые Московские книгопечатники. Наконец, 4. Нельзя оставить без внимания и того обстоятельства, что в 1601 г., при Борисе Годунове, 18 молодых Боярских людей были отправлены для образования за границу, которые изменили там православию, и не возвратились в Россию (Карамз. т. XI, гл. 1 стр. 96. Слич. ист. Росс. Солов, т. IX, стр. 470). Естественно думать, что эти любознательные люди не с пустыми руками отправились из России; вероятно, с ними были разные сборники, в которых могли быть сочинения действительные, и – под именем ученого инока, Максима Грека .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

23 Вальсамон был сначала диаконом, номофилаксом и хартофилаксом (т. е. хранителем патриаршего архива, грамот, указов и различного рода церковных деловых бумаг) константинопольской церкви и потом – номинальным патриархом антиохийским. Он жил в правление Мануила Комнена u Исаака Ангела (с половины XII стол. до конца), славился своим просвещением, в особенности же известен был как искусный церковный и гражданский законовед. 24 Пособие: «Чтение в Общ. люб. дух. просв. 1883 г. Июль, Август и Ноябрь, ст. Никольского: «Греческая Кормчая Книга (Пидалион) ». 25 В греческом Пидалионе, для объяснения названия его, приложено изображение корабля со множеством путников, управляемого Самим Иисусом Христом. Корабль этот, по согласованию самих издателей Пидалиона, изображает Кафолическую Церковь Христову; основание корабля –православную веру в св. Троицу; брусья и доски – догматы веры и предания; мачта – Крест; парус – надежду и любовь; Кормчий – Христа; гребцы и корабельщики – апостолов, преемников их и всех клириков; путники – всех православных христиан; море – настоящую жизнь; зефиры –благодатное веяние Св. Духа; ветер – искушение; корма, которою корабль управляется в небесную пристань, самую эту книгу (Пидалион) божественных правил. 26 Они пишутся в форме: а) булл, изготовляемых в апостолической канцелярии на твердом и темном пергаменте старым латинским шрифтом, без знаков препинания, с привесною печатью из свинца или золота, с изображением голов апостолов Петра и Павла и начинаются именем папы; б) бреве на тонком и белом пергаменте, новым шрифтом, с восковою печатью в форме кольца; на печати изображение апостола Петра в рыбачьей лодке. 27 Таковы y лютеран: аугсбургское исповедание (1530 г.), апология (1531 г.), шмалькальденские члены (1537 г.), катехизис Лютера (1528 к 1529 r.); и y реформатов: гайдельбергский катехизис (1563 г.), галликанское исповедание (1559 г.) и др. 28 Уставы: св. Владимира и Ярослава I не дошли до нас в своем первоначальном виде, но сохранились в нескольких поздних и разнообразных списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

25) – л. 9: «Почитайте же епископа вашего аки Христа, якоже нам блаженнии заповедаша апостоли. Иже бо внутр есть жертвенника, чист есть, и того ради повинуется епископу и пресвитерам. А иже вне есть, и без епископа и пресвитеров и без диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию, и неверного горший есть». 26) – посл. 2 к Магнисианом, л. 15: «Якоже убо Господь без Отца ничтоже творит... тако и вы без епископа ни пресвитер, ни диакон ни простолюдин: ниже что-либо да явится вам благословно кроме его произволения, таковое бо законопреступно есть и Богу враждебно». 27) – л. 19 (см. « Церковь Христова» против австр.. в разборе 32 возраж., стр. 535). Возражения о приеме митр. Амвросия Австрийцы много говорят о значении чина священника, что-де ин велик и мало разнится от епископа. Но суть вопроса в том, что и священник священнику рознь. У австрийцев же были такие священники, которые все совершали без воли епископа, ибо последнего у них на всем земном шаре не было ни одного. 1) 52 правило св. апостол: «Аще кто епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина». Разбор: Прочтем толкование Вальсамона: «Заметь из настоящего правила, что не одним епископам и монашествующим иереям дано право принимать исповедания людей, и разрешать грехи; но и пресвитеры с дозволения епискοпа принимают помышления людей... 6, 7 и 52 правила Карфагенского собора не дозволяют священникам без ведома епископов принимать помышления и разрешать согрешения» (Полн. Кормчая 98–99 стр.). 52 прав. Карф. соб.: «Кающимся время покаяния, по различию грехов, да назначается судом епископов: пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время належащия нужды, в отсутствии епископа»... Толк. Зонара: «А пресвитеру не дано власти разрешать без волн епископа; ибо кому дано вязать – тот может и разрешать, а разрешать – значит или совершенно освободить состоящего под епитимиею, или на время, например, по причине опасности; разве только, говорит, епископ находится в отсутствии, а состоящий под епитимиею в опасности умереть».. Аристин: «Кающимся епископ должен определить покаяние смотря по грехам; а пресвитер без воли его даже и по требованию нужды не должен разрешать кающегося». Вальсамон: «Это правило присовокупляет, что пресвитеры без воли епископов не должны принимать помыслов людей и отпускать грехи, разве только кто умирает в отсутствие епископа; ибо тогда пресвитер должен примирить находящегося в покаянии, то есть разрешить от епитимий, по причине крайности дела, чтобы умирающий не скончался, оставаясь под епитимиею» (Полн. Кормч. стр. 507–509).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010