• Икона Покрова Богородицы Особенности православного богослужения Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы Днесь благовернии людие светло празднуем/осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/и к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем:/покрый нас честным Твоим Покровом,/и избави нас от всякаго зла,/молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,//спасти души наша. Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши». Кондак Покрова Пресвятой Богородицы Дева днесь предстоит в церкви,/и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/Ангели со архиереи покланяются,/апостоли же со пророки ликовствуют://нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога. Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога. Величание Покрова Пресвятой Богородицы Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим Покров Твой святый:/Тя бо виде святый Андрей на воздусе,//за ны Христу молящуюся. Молитва Покрова Пресвятой Богородицы Акафист Покрову Пресвятой Богородицы Чтение Евангелия: Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38 — 42, глава 11, стихи 27-28 Комментирует священник Павел Великанов Апостольское чтение: Послание апостола Павла к евреям, глава 9, стихи 1 — 7 Комментирует священник Стефан Домусчи День памяти святых Апостол от 70-ти Анания (I) Рассказ об ученике Спасителя, крестившем одного из самых знаменитых апостолов, слушайте на радио «Вера» . Равноапостольный Мириан, царь Иверский и царица Нана, принявшие Крещение со своим народом Историю диакона, создавшего около 1000 песнопений, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Савва Вишерский Избегая почестей, он ушел на гору Афон. Рассказ о русском святом, подвизавшемся стоя на столпе, слушайте на радио «Вера» .

http://foma.ru/pokrov-presvjatoj-vladych...

— А как отнеслись к вашему выбору родители? — Без особого восторга, конечно. Сопротивлялись, но не очень. Естественно, им хотелось видеть меня женатым. С семьей, с детьми — как у всех. Но они были люди благочестивые и, в конечном счете, приняли волю Божию обо мне. Хотя вначале они пытались меня отговаривать: «Ну, закончишь ты богословский факультет, какую профессию ты получишь, кем ты станешь после него?» — «Священником». — «Ну, ладно». Тогда я им не говорил прежде времени, что собираюсь быть неженатым священником. Они хотели видеть меня врачом и по их настоянию я посещал занятия на медицинском факультете параллельно с занятиями на богословском факультете в Афинах и получил диплом врача. Позднее мне это очень пригодилось. — Расскажите о вашей учебе в Афинском Университете. — Я учился в нем во второй половине пятидесятых, окончил его в 1959 году. Это было очень интересное время, когда активно действовало братство «Зои» и «Апостолики диакония». Организовывались катехизические занятия — не только для детей, но и для взрослых. Я посещал занятия для катехизаторов и сам хотел стать миссионером. Времени было немного, приходилось не только учиться, но и подрабатывать, и я работал в издательстве газеты «Зои». Мы складывали газеты, грузили их в машину и развозили по адресам. После окончания учебы в 1959 году я два года прослужил в армии и сразу после армии отправился на Синай. Рассвет на Синае      — А почему вы решили избрать Синайский монастырь, а не Афон, к примеру? — Хороший вопрос. Дело в том, что когда я служил в армии, в пехотных частях, в 1960 году в мою часть приехал дьякон Закинфиос с Синая. Его прислал в армию епископ Синайский Порфирий ΙΙΙ. Я познакомился с ним, и он рассказал мне про Синай, про монашескую жизнь, а также про то, что Синайский монастырь связан с Александрийским Патриархатом, который как раз в то время проводил активную миссионерскую работу в Африке — в Кении и Уганде. Как я уже упоминал, мне хотелось стать миссионером. Именно поэтому я и направился на Синай. Путешествие было трудным. Такси не было, добирались на попутных машинах. И дороги были не те, что сейчас — никаких туннелей. Сам монастырь был достаточно закрытым для посещения. В него меня приняли сразу. Уже в апреле 1962 года меня постригли в монашество и посвятили в диакона. В 1965 году — в пресвитера.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу...» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе...». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди...» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве...» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся...». 1 Песнопения «Богородице Дево...», «Крестителю Христов...», «Молите о нас, святии апостоли...» и «Под Твое благоутробие...» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 12 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

Викарные епископы в правосл. Церкви не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях: совершать посвящения во диакона или пресвитера они могут только по благословению правящего архиерея, обладающего полнотой канонической епископской власти. В этом отношении викарные архиереи находятся в положении, аналогичном положению епископов, ушедших на покой. Прот. Владислав Цыпин Термин «викарий» получил широкое распространение в католич. Церкви еще в эпоху средневековья. С т. зр. правосл. экклезиологии не имеет никаких оснований тот факт, что среди титулов главы Римско-католической Церкви, папы, есть «викарий Христа» (vicarius Jesu Christi - CIC 331), часто переводимый как «наместник Христа», а по тому смыслу, к-рый вкладывается в этот титул католич. богословием и каноническим правом,- «заместитель Христа». Эта должность принадлежит ему как преемнику апостола Петра, «князя апостолов» на языке традиц. католич. экклезиологии. Термин «викарий» употреблялся на Западе уже в древней Церкви как наименование должности заместителя, или представителя, папы, епископа Рима. «Апостолические викарии» (vicarii apostolici) именуются также «прирожденными легатами» (legati nati), если исполнение соответствующих обязанностей сопряжено не с личностью епископа, а с занимаемой им кафедрой, первенствующей в той или иной церковной области, так что уже через поставление на нее епископ приобретает звание легата. Такие В. назначались папами со 2-й пол. IV в. ( Naz R. Vicaire apostolique. Col. 1481). Они наделялись высшими правительственными полномочиями в области своей юрисдикции, в частности по созыву Соборов, по судебному рассмотрению тяжб между епископами, по принятию апелляций. Папскими В. и одновременно прирожденными легатами были архиепископы Арелатский в Галлии, Севильский в Испании, Фессалоникийский в Иллирике (до VIII в., когда Иллирик с Фессалоникой был передан в иконоборческую эпоху из юрисдикции Римских пап в юрисдикцию К-польских Патриархов). Институт апостолических В. в определенной мере аналогичен институту экзархов в Вост. Церкви, начиная с V в., когда возглавляемые экзархами «великие области» утратили свою автокефалию .

http://pravenc.ru/text/158444.html

Во время всенощного бдения, около 4 часов ночи, святой Андрей и его ученик Епифаний увидели величественную Жену, Которая шла к амвону, поддерживаемая свв. Иоанном Предтечей и Иоанном Евангелистом, в сопровождении многих святых. Посредине храма Богоматерь опустилась на колени и долго молилась с залитым слезами ликом. Затем Она приблизилась к алтарю, где снова молилась и, повернувшись к народу, сняла с себя сияющий покров, подняла его над головой и распростерла над всем народом, стоявшим в церкви. Ее явление и покров, сияющий божественной славой, могли видеть только свв. Андрей и Епифаний. Однако все присутствовавшие ощутили благодать Ее заступничества. Невидимое предстательство Богоматери перед Своим Сыном за весь мир (см.: Утреня, стихиры нахвалитех, глас 8-й), которое св. Андрей созерцал как распростертый над верующими покров, составляет основную идею праздника 1 октября. «Дева днесь предстоит в Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» (Утреня, кондак, глас 3-й). На нашей иконе Богоматерь изображена стоящей на небольшом облачке: Она возвышается в воздухе над толпой верующих. Одетая в Свой обычный мафорий, Она воздевает руки в жесте Оранты, что выражает здесь Ее молитвенное заступничество. Два ангела держат за концы большой покров, поднимающийся над Нею как свод. На некоторых иконах покров изображается на поднятых руках Пресвятой Богородицы. Иногда (на более поздних иконах) вместо покрова ошибочно рисуют епископский омофор. Сопровождающие Царицу Небесную святые разделены на две группы: на апостолов и пророков. Первыми предводительствует св. апостол Иоанн (слева от зрителя), вторыми – св. Иоанн Креститель. Покров Богородицы. Новгород. XVI в. ГРМ Впереди, посредине храма, стоит на полукруглом амвоне молодой человек с нимбом, одетый в диаконский далматик. В левой руке он держит развернутый свиток со словами рождественского кондака, прославляющими Богоматерь, правой же рукой как будто управляет хором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

еже есть святое евангелие. Светила оба полы суть. ангела седевша у главы и у ногу в гробе Господне, или пакы амбон есть отваленныи камень от гроба. Диакон же на амбоне ангел есть, седевый на гробе и воскресение проповедавь. Кандила суть воини стрегущеи гроба. Прибоженов есть по прьвому закону. стояху бо вне вси до покажениа иереова излазяху. Главу же церковную дръжит Христос. шию апостоли. а пазухи евангелисти. а пояс праздницы. двери олтарю – образ Спасов» ( 21 ). Три последние рассмотренные нами статьи ясно показывают, что сочинение Германа было известно в древней Руси, но книжные люди не довольствовались теми объяснениями, которые в нём заключались, переделывали его, вводили в него свои объяснения, заимствуя их из различных источников даже апокрифических, каково, например, объяснение илитона, составленное на основании актов Пилата. Склонность к объяснениям последнего рода в древней Руси была очень велика. Вследствие этого в то время гораздо более у нас были распространены такие толкования богослужебных обрядов, в которых апокрифический элемент играл наиболее видную роль. В древних рукописях кроме перечисленных уже статей встречаются еще две положительно апокрифического характера, именно: а) «Святаго Григория Богослова откровение о святей службе, еже есть литургия» ( 22 ) и б) «Толк божественныя службы» ( 23 ), начинающиеся словами: «глаголющу иереови: благослови владыко, то есть к невидимому божеству». Обе эти статьи почти одинакового содержания. Первая из них есть только краткая редакция, или лучше – источник второй. Мы приведём здесь параллельно текст обеих этих статей, так как они довольно кратки и до сих пор не изданы, а между тем очень любопытны. Святаго Григоргия богослова о святей службе, еже есть литургиа. (По рук. Сол библ. 807 XV или XVI в л. 395–397). Собрашася святии отци к великомоу Григорию богословцю глоголюще емоу отче преподобный яже суть слоужениа святаа и бескровная наоуче ны отче. Отвеща святыи Григории глоголя послушаите братие моя. Иереи над предложеными даръми глоголет Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Немного внимания уделяет автор и самому способу омовения мощей, при котором мощи могли погружаться целиком или частично, или даже использовалось отирание мощей влажной губкой, а позднее, в XVII в., только отирание верхней части мощей. Вода, стекающая с омытых или отертых мощей в другие чаши или на подносы, считалась освященной на мощах. К. Никольскому принадлежит еще одна исследовательская находка. Не встретив в греческих служебниках ничего похожего на чин омовения мощей, он все же продолжал считать, что это богослужение не было чуждо и греческой Церкви. При этом он ссылался на описание путешествия патриарха Антиохийского Макария в Россию в XVII в., сделанное диаконом Павлом Алеппским, во время которого патриарх не только не высказывает какого-либо удивления этим богослужением, но и сам совершает его по просьбе жителей Коломны 995 . Сомневаемся, однако, можно ли рассматривать реакцию гостивших в России греков, которые, по пророческому выражению создателя ПВЛ, «суть льстиви и до сего дне», как свидетельство привычности для них такого литургического последования, или же правильней расценивать их отношение к происходящему как дипломатическую сдержанность... Свою лепту в изучение истории происхождения и эволюции чина омовения святых мощей внес протоиерей М. Лисицын . По его мнению, чин омовения святых мощей встречается в русских служебниках со времени св. митрополита Киприана в последовании Великого Пятка и является на Руси прямым наследием Устава Великой Церкви 996 , однако соответствия этому чину не существует ни в Euchologion sive rituale Grecorum, ни в других греческих памятниках 997 . Если со вторым положением автора стоит, безусловно, согласиться, то первое не выдерживает критической проверки. М. Лисицын пользуется лишь двумя рукописями – ГИМ, Син. 344 и РНБ, Соф. 1064, однако и в том и в другом кодексе чин омовения мощей носит характер частной требы и не связан с общественным богослужением Страстной седмицы. При этом М. Лисицын считает, что предлагаемый им вывод следует из так называемого служебника митрополита Киприана (ГИМ, Син. 344): «якоже установлению велика правила, якож держить стая апльская цркви»: выражения «великое правило» и «апостольская церковь » «могут указывать на Устав Великой Церкви», которая часто называется в богослужебных книгах Святой Апостольской Церковью» 998 . Предположительность заключения несколько извиняет категоричность исследователя, поскольку отождествление «святой апостольской церкви» в рукописи ГИМ, Син. 344 с Софией Константинопольской стоит признать явной натяжкой. Скорее всего, здесь разумеется святость и апостоличность Церкви в их догматическом значении в качестве общего подтверждения православности и каноничности описываемого чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пишет бо: волю боящихся его сотворит Бог и молитву их услышит и спасет я. И сам рече Господь: просите и прииме(те), ищете, и обрящете, толцыте и отврзется вам, всяк просяй приимет и ища обрящет, тлкущему отврзется. И пакы рече: (иже) веру иметь (и) крститься, спасен будет, а иже веры не имет, осужен будет. Страшно еже впасти в руце Бога живаго. Христиане убо вас Божиею благодатию изначала знаем, и не вемы, откуду возникоша соблазны и возбраниша божественному пути, завистию истинне врага и благочестию сопостата, непрестанно многыми злыми лукавствы прелествыми отводя от благоверия, ныне не во всем исполнено христианскую веру вам держащим, не во мнозе с нами разделяетеся. И внемлите же себе внятелно от святых апостол и святых седми соборов вселенских и от всех святых исповедуема истинная благочестивая православная христианская вера. Блюдите убо себе и всего стада, в немже вас постави Дух святый стража блюсти церкви Господа нашего Иисуса Христа и пасти стадо его словесных овец. Яко восходя Господь в небеса, вдаде апостолом два завета: ветхий и новый. Сия же приимше святии апостоли, та же по ним церковные пастырие и учители: иже вси духом божественным наставляеми, ова убо отставиша, ова же узаконоположиша и предаша святей церкви. И сия вся церковная предания, писаная и не писаная, узаконеная нам от Бога и от св. апостол и богоносных отец наших, непреложно подобает соблюдати. Многа и различна устроениа, чины же и уставы, правила и законы, от божественных апостол прият святая церкви. Таже по апостолех богоноснии отцы много предаша и навершиша святей сборней и апостольстей церкви. Подобне чины, и устроениа, и весь устав христианского житиа: и на поставление патриархом молитвы, и уставы, и чины, и разчинениа, и пределы когождо их, и места и седалища митрополитом, и архиепископом, и епископом, архимандритом и игуменом, священником и диаконом, иподиаконом, чтецем, и певцем и свещеносцем, молитвы на крещения еже отрицатися сатаны и всех дел его, и на обручение же, и на венчания, и на покаяния, и на причащение животворящего тела и честныя крови Господа нашего Иисуса Христа, отрицания ж и обещания, молитвы на пострижение иноческого образа, малого и великого, яже глаголется второе крещение, и на погребение иноком и мирским, уставы и тропари и молитвы, и иже в литургиях дивно освященно уставы счетаныя: первая Василия великого , вторая Златоустого, третия папы римского, яже в великий пост поется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Повод к таковому обращению, которое, думается, произошло по внушению свыше, был следующий. Однажды, когда прибыли в Рим купцы, на Римском форуме было собрано немало товаров, и туда стекалось множество людей за покупками; довелось и св. Григорию, прежде, конечно, чем он получил сан предстоятеля, пройти по форуму. Среди прочего он увидел мальчиков, выставленных на продажу, белых телом, красивых лицом и имеющих необыкновенно сияющие волосы. Увидев их, св. Григорий попросил, чтобы ему сказали, из какой области или земли они привезены. Ответ был, что с острова Британия, все жители которого отличаются такой красотой. Св. Григорий снова задал вопрос, христиане ли островитяне или до сего времени пребывают в путах языческих заблуждений. Ему сказали, что они язычники. И тот, испустив тяжкий вздох из глубины души, сказал: «Увы, как печально, что людьми со столь светлым лицом обладает творец мрака и столь прекрасная внешность скрывает душу дурную и лишенную вечных радостей!» Итак, св. Григорий снова спросил, каково было имя этого народа. Ему ответили, что они называются англами. И св. Григорий сказал: «Хорошо, ибо они имеют ангельские лица, и таковым приличествует быть общниками ангелов на небесах! Как называется сама область, из которой они привезены?» Ему ответили, что жители этой области называются деирами. И св. Григорий сказал: «Хорошо, «деиры» значит «от гнева Божия избавленные и к милосердию Христову призванные " ». Он спросил: «Как зовется король этой области?» Ему ответили, что он зовется Алле. И св. Григорий, намекая на имя правителя, сказал: «Подобает в тех краях петь хвалу Богу Творцу». 18 . Придя к предстоятелю Римского апостольского престола, св. Григорий стал просить, чтобы папа послал в Британию для народа Англов нескольких проповедников Слова, посредством которых те обратились бы ко Христу, уверяя, что и сам готов исполнить это, с Божией помощью, если, однако, апостолическому папе будет угодно то, что будет сделано. Предстоятель сначала никак не давал ему на это согласия, затем, побежденный неотступными мольбами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Прошедшая общецерковная конференция показала, что все эти вопросы действительно стоят на повестке дня российской церковной науки. Это не модернизм, не обновленчество, а знак того, что нельзя жить в XXI веке научными концепциями и мыслями позапрошлого века. — Как обстоят дела в других христианских Церквах? В какой степени для нас может быть полезен, например, путь греческой библеистики? — Греческие библеисты учатся в Европе, участвуют в европейской научной жизни. Еще в 1936 году известный греческий библеист и богослов Василий Веллас (впоследствии ректор Афинского университета и глава миссионерского общества Элладской Православной Церкви «Апостолики диакония») выступил на I Конгрессе православных богословов в Афинах с докладом «Библейская критика и авторитет Церкви». В этом докладе Веллас показал, что Православная Церковь никогда не связывала богодухновенности библейского слова с вопросами об авторстве отдельных книг и что богодухновенность никоим образом не подразумевает безошибочность Библии в исторических, геологических и других вопросах. С этого момента можно начинать отсчет становления библейской науки в Греческой Церкви. Но в целом, как мне кажется, греческое богословие не склонно уделять особого внимания тем герменевтическим проблемам, с которых мы начали наш разговор. А без этого возникает опасность, что университетская библейская наука и жизнь веры окажутся существующими в двух совершенно разных, параллельных мирах. Если же говорить о том, как наладить взаимопонимание между этими двумя мирами, то для нас, быть может, имело бы смысл (естественно, с учетом всей разницы традиций!) обратиться к опыту Католической Церкви. Католики давно и всерьез задумались над этой проблематикой: ей посвящены папские энциклики (например, знаменитая энциклика Divino Afflante Spiritu, 1943), документы Папской библейской комиссии. В документе «Интерпретация Библии в Церкви» (1993) сделана попытка описать основные методы исследования Библии в современной науке и осмыслить, каким образом может произойти рецепция этих методов в Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3565477.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010