Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛЛАС [греч. Βλλας] Василиос (1902, Янина - 1969), греч. правосл. библеист, профессор богословского фак-та Афинского ун-та. После завершения общего образования был направлен в качестве стипендиата в Ризариевское церковное уч-ще в Афинах, к-рое закончил в 1920 г. В том же году В. поступил на богословский фак-т Афинского ун-та, затем продолжил обучение в ун-тах Мюнхена (1925-1927) и Берлина (1927-1929), где занимался у нем. библеиста проф. Э. Зеллина. В 1931 г., после возвращения в Афинский ун-т, В. был избран доцентом, в 1933 г. экстраординарным профессором, а в 1936 г. штатным профессором по кафедре древнеевр. языка, герменевтики ВЗ и библейской археологии. С первых лет преподавания он активно заботился о подготовке в Греции научных кадров для изучения ВЗ. В 1945 г. В. стал главным руководителем департамента вероисповеданий в Мин-ве образования. В 1945 г. был направлен в Оксфордский ун-т. В 1947-1953 гг. возглавлял Апостолики диаконии Элладской Церкви. В сент. представлял Грецию на заседании ВСЦ в Амстердаме. С 1952 г.- генеральный секретарь Мин-ва образования. В 1960-1961 гг. В.- ректор Афинского ун-та. В 1961 г. в составе делегации от Иерусалимской Церкви участвовал во Всеправославном совещании на о-ве Родос (ЖМП. 1961. 11. С. 5). Богословские труды В. гл. обр. были посвящены филологической критике текста ВЗ, библейской герменевтике и археологии. В работе «Библейская критика и церковный авторитет» (1937) В. изложил основные положения правосл. учения о Свящ. Писании, в частности о его богочеловеческом характере. В. также издал толкования на малых пророков (1947-1950), в 1967 г. перевел НЗ на один из вариантов новогреч. языка (димотика), в 1973 г. перевод получил признание К-польского патриарха Димитрия I. В. выступал за необходимость усвоения методов совр. библейской критики и ее последующей адаптации правосл. богословием. За церковную деятельность, научные труды и преподавательскую работу В. был удостоен ряда церковных и гос. наград. Соч.: Mal " ak-Jahve//Ekklesiastikou Farou. 1931. Apr.-Ioun; Κριτικ τς Ββλιου κα κκλησιαστικ αθεντα. Αθναι, 1937 (нем. пер.: Bibelkritik und Kirchliche Autoritat)//Proces-verbaux du premier Congr. de Theologie Orthodoxe a Athènes, 29 Nov.- 6 Dec. 1936/Ed. H. S. Alivisatos. Athènes, 1939. P. 135-143; Θρησκευτικα προσωπικτητες τς Π. Διαθκης. 1957-19632. 2 τ. Лит.: Σιμτας Π. Ν. Βλλας Βασλειος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 776-778; Πνημα εγνμον Τιμητικς τμος π τς 40 τηρδι συγγραφικς δρσεως κα τς 35 τηρδι καθηγεσας το Β. Μ. Βλλα//Επιμελεα Α. Π. Χαστοπη. Αθναι, 1969. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150157.html

На изобразительных блаженны «глаголем поскору без пения». Кондаки: В храме Господском и святого – кондак храма. «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы). В храме Богородицы – кондак Богородицы (иконы). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 4-й: «Блудно расточих...» (дважды), мученичен, глас тот же: «Жертвы одушевленныя...»; и подобны Триоди, глас 6-й: «Солнца мысленнаго...», «В страну блудный отшед злобы...», и глас тот же: «Апостоли Спасовы...»; и стихиры Богородицы (иконы) – 4 (см. на «Господи, воззвах» великой вечерни). «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы). Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Уповах на милость Божию...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Внегда возвратит Господь...», со стихом). По «Да исправится молитва моя...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет. Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа...» (со стихом).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-15/

На изобразительных блаженны «глаголем поскору без пения». Кондаки: В храме Господском и святого – кондак храма. «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы). В храме Богородицы – кондак Богородицы (иконы). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 4й: «Блудно расточих…» (дважды), мученичен, глас тот же: «Жертвы одушевленныя…»; и подобны Триоди, глас 6й: «Солнца мысленнаго…», «В страну блудный отшед злобы…», и глас тот же: «Апостоли Спасовы…»; и стихиры Богородицы (иконы) – 4 (см. на «Господи, воззвах» великой вечерни). «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы). Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1й паримии, глас 4й: «Уповах на милость Божию…», со стихом; прокимен 2й паримии, глас тот же: «Внегда возвратит Господь…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет. Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен, глас 3й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа…» (со стихом). Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Богородицы (иконы).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Александр (Яннирис). В 1998 г. епархия была официально зарегистрирована властями Н., в следующем году к ней присоединилась греческая община в Лагосе, передав в распоряжение епархии свою церковь, ставшую соборной. В 2001 г. Н. впервые посетил предстоятель Александрийской Православной Церкви - патриарх Петр VII . Он освятил собор в честь Воскресения Христова в Лагосе и встретился с его прихожанами. В окт. 2004 г. епархия получила статус митрополии. Поскольку поднятие уровня воды в лагуне Лагоса часто приводило к затоплению собора, было принято решение снести его и заложить новый на безопасном месте. В 2017 г. при поддержке Фонда «A.G. Leventis Foundation» завершено строительство нового правосл. собора в Лагосе. В наст. время в епархии действуют 29 приходов и 9 общин, в к-рых служат 22 священника и 2 диакона. По данным на 2011 г., при митрополичьей резиденции в Лагосе действуют муж. мон-рь во имя прп. Антония Великого и семинария, близ Лагоса - жен. скит во имя ап. Андрея. Православие исповедуют ок. 1 тыс. чел. (нигерийцы, греки, ливанцы, грузины, болгары, русские). Большинство православных проживают в Восточной Н. (в штатах Анамбра и Имо). В последние годы правосл. приходы были основаны за пределами Восточной Н., в частности в штатах Эдо, Бенуэ, Риверс. Ведется активная миссионерская, социальная, переводческая деятельность, действуют женские и молодежные правосл. орг-ции. Восточные нехалкидонские Церкви Католический собор Св. Креста в Абудже. 1938 г. Католический собор Св. Креста в Абудже. 1938 г. Коптская Церковь , присутствующая в Н. с 1998 г., имеет 4 прихода в Лагосе, Калабаре, Акансоко, Икот-Асукуо-Эдеме (Икот-Ндеме), объединяющие ок. 600 верующих. Католицизм Римско-католическая Церковь в Н. насчитывает 9 архиепископств-митрополий (Абуджа, Бенин-Сити, Джос, Ибадан, Кадуна, Калабар, Лагос, Оверри, Онича), к-рым подчинены 44 епископства-суффрагана. Кроме того, действуют 2 апостолических викариата Бомади и Контагора. Общее число католиков ок. 15 млн чел. В стране имеется развитая структура католич.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

В канонах и других церковных актах нет определений, касающихся Вселенских Соборов, их состава, полномочий и инстанций, правомочных их созывать. Поскольку канонических определений Вселенского Собора нет, основные черты этого чрезвычайного, харизматического института в жизни и структуре Церкви можно выявить лишь на основании исторических данных, обобщая обстоятельства, при которых они созывались и проходили. Что касается инстанции, их созывающей, то все семь Соборов были созваны Императорами. По своему составу Вселенские Соборы являлись епископскими корпорациями. Пресвитеры, диаконы, монахи, не имевшие сана, имперские чиновники присутствовали на Соборах, но соборные определения (оросы) подписывались только епископами или заместителями отсутствующих епископов. Подписи Императоров под актами Вселенских Соборов сообщали им авторитет государственных законов. Исключением, не создающим нормы, являются подписи монахов, не имевших епископского сана, под актами VII Вселенского Собора. Причиной тому послужил авторитет, который приобрели монахи своим исповедническим стоянием за почитание икон в период иконоборческих гонений. Каноническая монополия епископата на участие в Соборах наталкивается на предубеждения, отчасти проистекающие из терминологической путаницы, связанной со славянским и русским переводом греческих слов. Универсальность Церкви на языке Символа веры выражена двумя определениями — единая (μα) и кафолическая (καθολικ, в русском переводе «соборная»). В расхожих представлениях о соборности в Церкви, о соборном начале ее устройства, отразившихся в русской литературе, часто встречается серьезная терминологическая ошибка, искажающая православную экклезиологию. Эта ошибка заключается в том, что устанавливается прямая, непосредственная связь исповедуемой в Символе веры «соборности» как одного из свойств Церкви с таким церковным институтом как «собор». Типичный случай аберрации, который, очевидно, не может быть объяснен элементарным невежеством, незнанием того, что в тексте Символа в подлиннике употреблено слово «καθολικ», не являющееся однокоренным с греческим же словом «собор» («σνοδος»), но скорее вырос из давно сложившейся традиции расширительной, а значит, богословски не вполне адекватной интерпретации содержания понятия «соборность», «кафоличность», когда в идею соборности включается дополнительное содержание, которое может быть выведено из семантики славянского и русского слова «собор». В действительности, чтобы быть богословски корректным, следует исходить из того, что такой церковный институт как собор преимущественное отношение имеет не к соборности (кафоличности), но к апостоличности Церкви. В классическом Катехизисе святителя Филарета тема соборов рассматривается на надлежащем месте — там, где комментируется «апостольское» свойство Церкви.

http://pravoslavie.ru/94985.html

Велас занимался и проблемами текста Септуагинты 555 . В своих работах он широко использует результаты и метод историческо-текстуальной критики, уделяя особое внимание еврейскому первоисточнику. (На Афинском богословском факультете существуют две кафедры: одна основывается на еврейском тексте и его изучении, а другая – на переводе Септуагинты). Кроме Веласа, как ветхозаветник особенно выдвинулся Панаиотис Брациотис 556 , который наряду с толкованием Книги пророка Исаии, Екклесиаста и множества других работ на ветхозаветные темы (иудаизм в Палестине, Иоанн Креститель как пророк и др.), написал и одно обширное Введение в Ветхий Завет . Брациотис «страдает» от чрезмерного эпистимонизма европейского типа, который даже и святоотеческое и литургическое живое предание втискивает в сухие научные схемы. С подобным теологическим методом мы встречаемся и у его сына Николаоса Брациотиса 557 , также немецкого ученика (самая его значительная работа – Антропология Ветхого Завета ). В работы этих ветхозаветников вложен, без сомнения, великий труд и получены полезные результаты, но доступные только специалистам: схоластический метод в изучении Ветхого Завета отчуждает их работы и экзегезу от реальной жизни Церкви. Наиболее значительным событием в области изучения Ветхого Завета и вообще в богословской жизни греческой Церкви в этот период было издание писаний святых отцов. (В Афинах «Апостолики Диакониа» издает «Библиотеку греческих отцов» ; выходит также и перевод святоотеческих работ параллельно с оригиналом под названием «Все писания святых отцов – Апанда агион патерон» ; в Салониках Институт святоотеческих исследований во главе с профессором Панайотисом Христу 558 издает нечто подобное, только с большими научными претензиями. В Париже уже давно публикуется известное издание «Христианские источники – Sources Chre tiennes» , в котором печатаются многочисленные святоотеческие работы, в которых истолковываются отдельные книги Ветхого Завета.) Это начинание имеет неоценимое значение для обновления подлинной экзегезы и богословия вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Нынешняя ситуация имеет и другое измерение. Согласно экуменической концепции псевдо-объединения и псевдо-примирения, следует избегать эпитетов, которые оскорбляют другие религии и конфессии, поскольку ни одна религия и ни одна конфессия не выражают истину в полном объеме; все они содержат «отдельные части истины». Соответственно, все отклонения от истины следует называть не заблуждениями или ересями, а просто «законным многообразием в вере». Службы Страстной седмицы и Пасхи имеют яркую анти-иудейскую направленность, богослужебные тексты наполнены тягчайшими обвинениями против иудеев. На протяжении вот уже многих лет экуменисты занимаются «очищением» текстов богослужений от эпитетов и определений, «порочащих» другие религии; в связи с этим даже были созданы специальные богослужебные комиссии. Так, например, из похвал, читаемых на утрени Страстной Пятницы, издательство «Апостолики диакония» изъяло тропари анти-иудейской направленности. Может быть, таким же образом произойдет и «чистка» церковных праздников? Может быть, нам оставят только религиозно нейтральные праздники, не связанные с исповеданием Православной веры, в рамках экуменического богослужебного круга? Сначала туда включат праздники, чтимые всеми христианскими конфессиями, затем — праздники, общие для всех религий, и, наконец, будут почитать ВАВ — «Великого Архитектора Вселенной» масонов? Возможно, все происходящее является предупреждением, с определенной долей запугивания, всем нам, многочисленным православным верующим, а также тем немногим, кто пытается противостоять беззаконию — чтобы мы не пытались оказывать сопротивление, поскольку они могут совсем отменить и Страстную седмицу, и Пасху? А для того, чтобы стало возможным происходящее ныне, они прежде всего разложили церковное руководство изнутри, за исключением нескольких немногочисленных епископов, которые, к сожалению, далеко отстоят от святых исповедников и святых мучеников нашей Церкви. Таким образом, при полном послушании порабощенным и несвободным в своих решениях политикам, наши архиереи приняли решение, что, «всегда имея качестве основного критерия заботу о здоровье общества», они выражают согласие и с пониманием относятся к закрытию храмов, поскольку «в нынешних условиях непослушание не может быть оправдано даже во имя христианской веры».

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/21/...

О Крестном знамении Государь кратко напомнил в таких словах: «И крестное знамение творят не по существу: Отцы Духовные о сем не радят и не поучают». Только и сказано было слово в слово в Царском вопросе или предложении. Собор положил: «Как подобает Архиереом и Иереом рукою благословляти и прочим православным Христианом знаменоватися и покланятися. Так же священные Архиереи и Протопопы и Священники и Диаконы на себе воображали бы крестное знамение крестообразно и по чину и благословляли бы и Священники православных Христиан крестообразно, якоже предаша Святии Отцы, также бы и детей своих духовных и всех православных Христиан поучали и наказывали, чтоб себя ограждали Крестным знамением по чину и знаменалися крестообразно 126 ». О Кресте на церквах Государь изволил спросить: «О Кресте водружаемом на церквах и назнаменовати, како достоит лепо ему быти?» Тот же вопрос повторен и во вторых ответах таким образом: «И на церквах ставят Кресты по древнему закону, ныне убо водружен Крест животворящий, на Соборной церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версе, якоже есть в церквах воздвизальный Крест, имже благословляют, и о том рассудити и уложити на святом Соборе, которым образом впредь ставити Кресты на церквах достоит поразсудити». Собор постановил: «Якоже искони на святых церквах святые Кресты водружены и поставлены и до днесь, тако же да пребывают неподвижими, такоже и ныне убо водружен и поставлен святый Крест, благочестивым Царем Иоанном на Соборной церкви на новопозлащенном версе:, якоже есть воздвизальный Крест имже благословляют, и тако достоит на славу Богу и на умножение лет Благочестивому Царю Ивану, и на сохранение всего его Российского Царствия и таковая святые Кресты на церквах и впредь да поставляют, а что на многих церквах стоят святые Кресты, и на тех Крестех приделывают кузнецы на всех концех иные меньшие Кресты по два и по три вместе, и те меньшие Кресты бурею и сильным ветром почасту ломает, и впредь бы кузнецы делали Кресты по чину крестообразно по древним образцом, якоже уставиша и предаша святии Апостоли, и святии Отцы, а по концом бы наделовали крепости для по единому Кресту со всяцем утверждением, а от своего бы замышления ничтоже не претворяли, кроме церковного предания».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Посему, если Пастыри наши не суть истинные Пастыри Христовой Церкви: то покажи мне их в своихъ согласиях, покажи мне высокий сан Епископства, Священства и Диаконства в своих соборищах, как было изначально. Но если твои соборища и твои согласия составляют хотя частицу истиной Церкви: то почему Бог, хранящий промыслом своим и малые гнезда птиц небесных, без воли коего и волос главы нашей не погибнет, не сохранил для твоего согласия, ни Епископства, ни Священства? Ты, однако же, в ослеплении своем утверждаешь, что в твоем согласии проповедуется чистое учение. Кто же его проповедует? He ты ли сам, или подобные тебе? Но кто тебе, или твоему клеврету дал власть проповедовать слово Христово? Вопрошу тебя словами божественного Павла: еда вси Апостоли, еда вси Пророцы, еда вси учители ( 1Кор. 12:29 )? Если не вси, если Бог разделил между людьми сии высокие дарования: то твой учитель принимается за святыню неумовенными руками, проповедует нечистыми устами, тем паче, что по слову Св. Игнатия Богоносца , лживый дух себе проповедует, своя глаголет, самоугоден бо есть; себе прославляет, гордыни бо есть полн, лжесловесет, прелестен, ласкосерден, хитр... несогласен, велеречив, ползок, боязлив (Еф.). Если же твой руководитель подлинно учитель истины; то зачем он кроется во мраке, подобно татю? Почему он не приидет во двор Христова стада открыто, яко Пастырь, а прелазит инуде ( Ин. 10:1 ). Зачем он не проповедует своего учения явно? Истинное учение не боится свидетелей: оно проповедуется посреди света полуденного; ибо Спаситель заповедал проповедать оное на кровех ( Мф. 10:27 ), а твой руководитель нашептывает тебе свои толки в углу, посреди тьмы ночной. He таково ли шептание убийц, согласующихся на погибель ближнего? И что тебя заставляет следовать за твоим руководителем? He обманчивая ли наружность, и притворный вид святости? А разве ты не слышал Павла предостерегающего, что и дух злобы часто представляется светлым Ангелом ( 1Кор. 11:14 )? He хитросплетенные ли слова твоего наставника? Но ты знаешь, что сатана умеет искушать даже словами Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

При написании работы были использованы различные виды источников. Современный чин литургии излагается по новому Служебнику 2004 г. (издания Издательского Совета Русской Православной Церкви) и по соответствующей греческой книге «Иератикон» последнего (2004 г.) издания. Для уяснения истории современного чина Божественной литургии изучались прежде всего печатные богослужебные книги. В России, как мы увидим в гл. 1, эта история начинается с реформы при патриархе Никоне в середине XVII b., то есть уже в эпоху печатных изданий. А в греческом православном мире, как мы также покажем ниже, современный чин Божественной литургии начал формироваться ещё позднее. Из греческих печатных книг мы изучали старопечатные венецианские издания Евхология и брошюры «Божественные литургии» («Α θεαι λειτουργíαι»), относящиеся к XVI–XIX bb. 9 Подробное описание этих изданий находится в гл. 1. Также просматривались «Иеродиакониконы» («εροδιακονικ»), где содержатся части литургии, относящиеся к диакону, а иерейские молитвы не приводятся полностью, и брошюры «Последование чтеца» («κολουθα το ναγνστου»), в которых приводятся части богослужения, исполняемые чтецом и хором. Другими аналогичными источниками для нашего исследования были константинопольские и афинские издания XIX и начала ХХ вв. и, конечно, «Иератиконы», начиная с первого издания 1895 г. При изучении истории греческого чина Божественной литургии ХХ в. принимались во внимание тексты Божественных литургий в двух афинских изданиях греческого малого Требника («γιασματριον») и в брошюрках «Божественная литургия св. Иоанна Златоуста » (« Θεα Λειτουργα το γου ωννου το χρυσοστμου») (издательства «Апостолики Диакониа»). В ходе исследования были использованы собрания библиотек Афин и Салоник, а также ряда обителей св. Горы Афон 10 . При изучении чина литургии в России мы ограничились в основном московскими Служебниками XVII–XX bb., поскольку Москва всегда была главным издательским центром Русской Церкви, а богослужебные книги, изданные в других местах, за последние три с половиной века не оказали никакого существенного влияния на формирование современного русского чина Божественной литургии. Однако мы приняли во внимание южнорусские издания Служебника, которые были использованы при исправлении богослужебных книг в патриаршество Никона. При изучении некоторых частей литургии были просмотрены «Ирмологии нотного пения» XVII–XVIII bb.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010