Царское и патриаршее послания одновременно были отправлены с комитом Гратом в Рим к папе Гормизде, где их получили 20 декабря 518 г., дабы сообщить о восстановлении имени понтифика в диптихах восточных церквей и о прекращении раскола. Первоиерарх и император просили понтифика прислать своих легатов в Константинополь, чтобы те скрепили единство церквей. Конечно, папа с радостью воспринял эту весть, посчитав, что при таких удачных обстоятельствах нужно добиваться полной победы. Но провинциализм и политическая слепота Рима привели к тому, что папа решил, будто весь Восток подпишет его послание, что называется «с закрытыми глазами». Увы, он глубоко заблуждался на этот счёт. Для проформы и в целях соблюдения собственного достоинства, Апостолик созвал в Риме свой собор и, после краткого обсуждения, направил к Юстину пять послов – епископов Германа и Иоанна, пресвитера Блада и диаконов Диоскора (наиболее доверенного своего человека) и Феликса. С ними папа передал послание (Libellus), в котором обязывал всех восточных епископов подписаться под следующими словами: «Следуя во всем Апостольскому престолу и исповедуя все его постановления, я надеюсь заслужить пребывание в том же общении с тобой, которое исповедуется Апостольским престолом, ибо в нём пребывает всецелая и истинная сила христианской религии. Обещаю не поминать в богослужении имён тех, кто был отделён от общения с Кафолической Церковью , и кто, следовательно, не согласен с Апостольским престолом» 9 . Приезд легатов был обставлен пышно: навстречу послам выехали два сановника, а за 10 км от Константинополя к послам вышли Юстиниан, Келер, возвращённый из небытия Виталиан и Помпей, которые при ликовании народа 25 марта 519 г. ввели клириков в столицу. Впрочем, воссоединение церквей состоялось не без «шероховатостей». Папа непременно требовал анафематствования не только Евтихия и Нестория (они давно уже считались на Востоке еретиками), но целой плеяды патриархов: Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга и Петра Кнафея, Акакия, Фравиты, Македония и Евфимия, а также бесчисленного числа епископов, служивших при режиме «Энотикона». Кроме того, папа Гормизда желал подписей под актом всех восточных епископов, что вызвало лёгкий ропот и дневную задержку для уговоров сомневающихся. Но силой императорской власти и это условие было принято. Позднее, уже после отъезда легатов, Юстин, соглашаясь с отлучением Акакия, обращался к папе с просьбой снять анафемы с остальных восточных патриархов и других архиереев, но понтифик твёрдо стоял на своём. Как естественное следствие, фактически Восток пренебрёг папскими требованиями и «не заметил» анафематствования своих архипастырей. Даже несчастный патриарх Акакий в агиографических сочинениях не только не рассматривался как еретик, но и именовался «блаженным» за свою защиту Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе…». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши…» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся…». 1 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 1 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. В текущем году пение Великого канона прп. Андрея Критского с четверга 5-й седмицы переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста (см. 23 марта). См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-18/

Порядок тропарей и кондаков следующий: В храме Господском, Богородицы, Архангелов или Предтечи – тропарь храма, тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Апостолов – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме святого – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». Тропарь храма , «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». Литургия в этот день не совершается. Б. И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь» . «Приидите, поклонимся...» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 6 (см. 2 марта). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). Вход с кадилом. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя...»; стих: «Боже, услыши молитву мою...». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа...»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое...». После прокимна читаются паримии Богородицы – 3 (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) После паримий – «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

Порядок тропарей и кондаков следующий: В храме Господском, Богородицы, Архангелов или Предтечи – тропарь храма, тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме Апостолов – тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме святого – тропари дня: «Апостоли святии…», «Правило веры…». Тропарь храма , «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». Литургия в этот день не совершается. Б. И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь» . «Приидите, поклонимся…» (трижды), 103й псалом. Великая ектения. Стихословится 12я кафизма, после которой – малая ектения. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 6 (см. 2 марта). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). Вход с кадилом. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5й: «Боже, во имя Твое спаси мя…»; стих: «Боже, услыши молитву мою…». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6й: «Да уповает Израиль на Господа…»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое…». После прокимна читаются паримии Богородицы – 3 (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения сугубая: «Рцем вси…» не произносится.) После паримий – «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 3й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы Божией Матери «Державная»), глас 4й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В 1962 г. «Апостолики Диакониа» предприняло новое издание «Иератикона», значительно отличающееся от ИЕР 1895 и ИЕР 1951 в отношении текста Божественной литургии. Новый «Иератикон» содержал довольно много дополнительных элементов, таких как тропарь предпразднства Рождества Христова в начале чинопоследования протесиса 77 , диаконский возглас «Сила» («Δναμις») во время Трисвятой песни 78 , тайная молитва «Ненавидящих и обидящих 79 нас прости, Боже» перед Великим входом как испрашивание прощения у народа 80 и частные поминовения во время Великого входа 81 . Первый и последний из этих элементов были взяты из афинских изданий кариофильского типа. Кроме того, по сравнению с предыдущими изданиями, в ИЕР 1962 было гораздо больше уставных указаний, среди которых были и пространные указания для певцов при пении антифонов и во время малого входа. Успех ИЕР 1962 не был безусловным, так как «Иератикон» от «Апостолики Диакониа» 1968 г. был вновь напечатан «по изданию Вселенского Патриархата», как и ИЕР 1951. В новом «Иератиконе» издательства «Апостолики Диакониа» 1977 г. были допущены, по замечанию И. Фундулиса, многократные «вмешательства в традиционный текст Божественных литургий» 82 . В основу нового издания был положен ИЕР 1962, но добавлено было многое. По большей части это были подготовительные молитвы и тропари, произносимые священнослужителями, например, стихира «Во светлостех святых Твоих...» при входе в алтарь после входных молитв 83 , тропарь «Во храме стояще славы Твоея...» перед началом литургии 84 , тропарь евангелисту «Апостоле святый и Евангелисте...», произносимый диаконом перед чтением Евангелия 85 , и др. Существующие же краткие молитвы и возгласы были в некоторых случаях удлинены: общее поминовение на Великом входе «Всех вас да помянет...» выросло во «Всех вас, и всех благочестивых и православных христиан, да помянет...» 86 , а ответ «И есть, и будет» на приветствие «Христос посреде нас» во время соборного служения священников стал «И бе, и есть, и будет» 87 . Кроме того, фраза «Преложив Духом Твоим Святым» была вновь введена в анафору В 88 . Уставные указания остались такими же, как и в ИЕР 1962, но были добавлены и некоторые другие, например, указание для молящихся после поминовений на Великом входе 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, в ИЕР 1977 мы видим наибольшее до сегодняшнего дня разрастание чинопоследования Божественной литургии. Заметим, что, как видно из вышесказанного, рост этот произошёл в основном в переходных местах литургии, что было закономерностью развития литургии уже с IV b. В 1981 году «Апостолики Диакониа» вновь предпочло переиздать «Иератикон» константинопольской традиции. Однако следующее издание (1987 г.), как и все остальные до ИЕР 2000 включительно, были не чем иным, как перепечатками «Иератикона» 1977 г. В настоящей работе мы называем ИЕР 1962 и эти издания, отличающиеся от «Иератиконов» константинопольской традиции, элладскими «Иератиконами». В течение двух десятилетий Божественная литургия в Элладской Церкви совершалась в соответствии с этими изданиями. В конце 1980-х гг. в афонском монастыре Симонопетр была начата долгосрочная программа исправления богослужебных текстов на основе Православного предания. В 1989 г. увидел свет «Иеродиаконикон», а в 1992 г. – трёхтомный «Иератикон», где каждый том содержал одну из трёх употребляемых сегодня литургий. Серию продолжили издания других богослужебных книг. В «Иератиконе» текст Божественных литургий представлен на основе рукописей и старых и надёжных печатных изданий, причём в соответствии со святогорской традицией совершения литургии 90 . Поэтому в нём нет тех добавок и удлинений, которые мы отметили в элладских «Иератиконах». С другой стороны, возвращены некоторые древние части литургии, такие как песнь «Да исполнятся уста наша...» после св. Причастия 91 и пение 33-го псалма во время раздаяния антидора 92 . «Иератиконы» монастыря Симонопетр, высококачественные со всех точек зрения, предназначались не только для монастырей, но и для греческих приходов. В Элладской Церкви они вошли в богослужебное употребление, но не заменили издания «Апостолики Диакониа». Они использовались и используются в основном при совершении протесиса и при соборном служении вторым, третьим и т. д. священниками, тогда как старший священник имеет перед собой «Иератикон» издания «Апостолики Диакониа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же и производимы были им соблазны; то весьма далекие от Иудейских, и не нарушавшие существа веры предписываемой Символом. Из сего следует, что спасительной благодатной силе Святого Духа не возможно в церковных тайнах от действия своего престати, или изменитися, по неложному обещанию Христову. Матф: зач: 67, 116. Луки зач: 95. Коринф: зач: 109. Матф: зач: 101. Галатом: зач: 199. Благовестника Иоанна зач: 27, 2-е Послание Иоанна: зач. 75. Как то о сем обстоятельно доказано в Показании 1-м. И сие есть пятое препятствие, не допущающее меня вступить в ваше согласие. Показание 6. О осуждении священства за вины и о обнажении оного от благодатные силы Святого Духа В книге Кормчей на листе 122, на обороте Карфагенского собора в правиле 12 тако положено: „Епископа в некоторой вине суща, аще не весь собор области тоя, обаче дванадесять Епископове да судят, Пресвитера же шесть, и диакона трие. Толкование. Аще ли на Епископа будет клевета о коем либо гресе, подобает всея области Епископом судити того собором. Аще ли нет мощно всем снитися, обаче дванадесять Епископов да судят, меньше же сего да не будет. Пресвитера же о гресе оклеветаема, им же несть конечное извержение, шесть Епископов да судят, седмый же свой ему Епископ. Диакона же три Епископа, и свой ему Епископ. И тако истязуются вины их, и судимы бывают“. Сего же собора правило 20 и 108, и Цареградского собора поместного правило единое. Кормч: Глава 16 лист 172 на обороте то же свидетельствуют. – Сие же подтверждается в книге преподобного Никона Черниговского в слове 40-м. О мерности чинов церковных. Святый же Анастасий Синайский тако говорит: „Что убо не подлежит ли востязанию церковным правилам священник. Ей , но не тобою той испытается, или истяжется, но от Бога, или множицею и от большего Архиерея. Ты же что пастыря востязаеши, овча сый, что восхищаеши Фарисейски Божие судище и Святительский сан, иже тебе несть вручен, ни от Бога вверен“. И из послания святого Дионисия Ареопагита к Димофилу мниху, отлучившему некогда Иерея от церкве: „Сам убо желанию и яростну слову по достоинству отлучай. Тебе же Божественнии служебницы, и сим Священницы, Священноначальником же Апостоли, и Апостольстии преемницы. И аще где кто и во оных от подобного согрешат, от единочинных святых исправится и не возвратится чин на чине, но кождо в чину и службе своей будет. Толкование: Наречет чин церковный и яко да иночествующим Диакони, и сим Пресвитери и Пресвитером Епископи запрещают; Епископом Апостоли и тех преемницы. Во Апостольских же преемниках от единочинных запрещение; Апостольские же преемники иже ныне Патриархи глаголет“. Так изъясняет Никон Черногорский слова Святого Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Христос Бог Спас наш избра 12 ученик и сия Апостолы постави, помолився Богу и Отцу, взложи на ня рукы своя и повеле им учити народы: Апостоли же видевше веру Христову пространяющуся, учениа Слова растуща, избираху своя ученикы и поставляху ового попом, ового Епископом, ового Патриархом (и тако правила положиша: «Епископи два или три поставять Епископа»): Епископы же нарекоша Патриархом: занеже смертни быша, того деля тако уставиша, да не умруть с ними священьство. Сами Апостоли взяша рукоположение от Христа Сына Божиа, и тоже рукоположение даша Патриархом и Митрополитом и прочим священником. По тому правилу, и доселе избирають Патриарси и Митрополиты в которуюждо область и поставляють Патриарха, а Патриарх с Митрополиты поставляеть Митрополита; Митрополит с Епископы поставляеть Епископа, а Епископ с попы и диаконы поставляеть попы и диаконы: и тако достоит нам имети всякаго священника яко Апостола Христова. Егда священник службу служить, тогда имети его яко Христа в Сионе и с ученикы вечеревавша, и тако достоин причаститися от рукы его яко от рукы Христовы вечеревавша. И не рассужай и не распытовай о ереи Божии, аще достоин или ни; всемирный бо учитель Павел к Креньфеом пиша глаголет: «преже разсужаеть себе человек, ти от хлеба да ясть и от чаши да пиеть, да не в суд собе ясть и пиеть, не разсужая тела и крови Христовы». Смотрите же, стриголници наипаче же еретици, како ти Апостол Павел рече, себе рассмотряти, а не ерея Божиа. Или речеши: недостонии суть духопродавци? Христос, ведый Июду, хотяща предати его на вечери, от трапезы, не осуди его преже суда; а ты кто еси осужаяй чужего раба? Своему Господеви или стоить или падеть; силен Бог вставити его. Рцете, еретици, где хощете попа взяти себе? Аще глаголете: недостоин есть Патриарх и недостойни суть Митрополити; то по вашему, ныне, слову, ни единаго несть попа на земли, аще бо который, нищеты деля, позна себе, без даров церковных поставлен есть. Но мыслию и верою исповедаемся и вси причащаемся к соборней и апостолстей церкви; а егоже Митрополита освятить нам Патриарх, того вси чтем яко Христова наместника, такоже и Епископ в коемждо граде и области презвитеры яко Апостолы Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

20), Господь указывает то главное начало, по которому общий голос предстоятелей Церкви безусловно обязателен для всех; указывает ту вечно присущую Церкви Главу, которой одной принадлежат, и которая сообщает телу Церкви все дары и права благодати: что Господь выразил так же, перед вознесением своим, словами: дадеся, ми всяка власть на небеси и на земли... Шедше убо научите вся языки... И се аз с вами есмь во вся дни до скончая века. Аминь ( Мф. 28, 1820 ). Б) Следующие места в Деяниях апостольских показывают, что – а) Все Апостолы были равны Петру. Не отличает св. Дееписатель Петра от прочих апостолов, когда говорит, что апостолов Господь Иисус избра (1, 2), – что заповедал им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча (ст. 4). И Господь не отличает, когда говорит: вы имате креститися Духом Святым... Примите силу, нашедшу Духу Святому на вы, и будете ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудее и Самарии, и даже до последних земли (ст. 5, 8); а это было последнее завещание Спасителя ученикам перед самым вознесением, когда очень уместно было бы указать на видимого наместника Господня на земле. И сам Петр не отличает себя от других, когда говорит об Иуде: яко причтен бе с нами и приял бяше жребий службы сея (2, 17); а при избрании Матфея: Господи! покажи, егоже избрал еси прияти жребий служения сего и апостольства (ст. 24, 25); после чего Матфей причтен был к единонадесяти апостолам (ст. 36), – заключает св. Дееписатель. Опять св. Дееписатель не отличает Петра, когда описывает торжественную минуту сошествия Св. Духа и говорит: беша еси Апостоли единодушно вкупе... И исполнишася еси Духа Свята (2, 1. 4); когда пишет о учреждении дьяконской степени в Церкви, и говорит: призвавше дванадесять множество ученик, реша... ихже (диаконов) поставиша пред апостолы: и помолившеся, возложиша (апостолы) на ня руце (6, 2. 6); когда, говоря об обращении Павла, выражается: Варнава, приемъ его, приведе ко апостолом (9, 27); когда, говоря о деяниях первого апостольского собора, выражается: собрашася апостоли и старцы ведети о словеси сем (15, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Архиерей, как унаследовавший благодать епископства от апостолов и святителей, несет ответственность и перед ними, как имеющими власть от Бога судить тех, кто не сохранил достойным образом епископскую благодать. И здесь душа архиерея нуждается в помощи, которая подается ему в покаянных песнопениях и в усердной молитве Церкви воинствующей. «Святии Апостоли! Что возглаголю вам, егда имати судити мя… Благодать епископства зело окалях бесчисленными прегрешениями… Апостоли Христовы, недостойный аз вашея милости, обаче Бога молите грехом моим тяжким прощению дароватися… Святителие Христовы, не вам аз подражах, пленником греха быв… Святителие, не презрите мя, многосогрешившаго, но о прощении грехов моих Бога молите». Как служитель Христа, воплотившегося от Девы Марии, епископ устами верующих примиряет свою совесть и с Богоматерью, нашей непрестанной Ходатаицей, и умоляет Ее быть Предстательницей за него пред Сыном Ее и Богом: «Толико согреших пред Тобою, Пречистая, яко не возможно ми вся сия изрещи… Прощение подаждь мы, Богородице, яко милосердная Мати… Присно моли о мне, Дево, Сина Своет грехов прощение мне даровати». Словами молитвословий епископ испрашивает прощение у своей паствы и дает ей наставление, и, таким образом, совершается примирение архипастыря с пасомыми и примирение пасомых с архипастырем: «Прощение вины моея испрошу аз елика оскорбих кого и опечалих… Вси вкупе: святители и иереи, диаконы, иподиаконы, чтецы, хиротонисанныя и прочии и честный народ, молитву о мне Богу возносите, да помилован аз буду. О, вернии чада, веру храните, благочестно живите, пастырей чтите. Таковым бо велия награда у Господа… Воздайте мы равная, яже воздах вам: благая бо за благое… Земля есмь аз и в землю отхожду, земле, прими мое бренное тело… Жизнодавче, приими дух мой с миром». В третьей статии 17-й кафизмы излагается молитвенная похвала усопшему и ходатайство Церкви за него пред Богом. Верующие хвалят пред Господом добрые стороны жизни своего архипастыря и возносят о нем усердные молитвы, испрашивая у Бога почившему прощение грехов и вселения его в обители святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010