Болезнуя Спаситель наш Господь Исус Христос о создании своем, рече: Горе миру от соблазн 182 . И нужда им быти по словеси Христову, да познани будут благочестивии вси и нечестивии 183 . Кое злато, сребро и камение драгое и дрова. И по апостолу: вси же, хотящии благочестно жити о Христе Исусе, гоними будут, лукавии же человецы и чародеи преуспеют, на горшее прельщающе и прельщаеми 184 . Молю же вы, братия, аз, юзник о Господе, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утвержайтеся 185 и в премудрости ходите по внешним, время искупующе, яко дние лукавии суть 186 , и непоступнии бывайте во святых отеческих преданиих, да с ними наследите вечное царство небесное в горнем прекрасном Иерусалиме. И от словес святого апостола Павла познаем: да о нем же хвалятся, обрящутся 187 , яко же и мы, таковии бо лжеапостоли делатели льстивии, преобразующе во апостолы Христовы, и не дивно: сам бо сатана преобразуется во аггела света, не велие убо, аще и служители его преобразуются, яко служители правды, их же кончина будет по делом их 188 . Святии апостоли сеяху благочестие по земли, а лживии апостоли диявола (об.) злочестие свое и прелесть 189 , яко же Быша при них Симон Волхв, Филиппа диакона крестник, Николай отступник, Кинопс и проч. И до соборов так все брань церковь Христова со враги, и меж соборами, и по соборех святых отец и доные; Христова часть свято дело творит и действует Святым Духом, и антихристова часть свое беззаконие деет в мире неприязненным духом. Сия словеса подтверждает святый апостол Иоанн Богослов 190 : чада Божия есть и чада диаволя неприязнена. И апостол Павел тако же глаголет 191 : тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дóндеже от среды будет и тогда явится беззаконник. От словес святаго апостола Павла и святаго Иоанна Златоуста (Коринф. 1, зачало 150) познаваем 192 , яко антихрист преж пришествия своего учинит, яже везде жертвенники и истинную жертву истребит 193 , и кумир свой на святе месте поставит. Уже бо сицевое мерзостное запустение посланнии от него лжепророцы начинают, и от того познаваем, яко уже близ есть день Господский; не у еще кончина, дóндеже сам прииде и с ним совершится и исполнится мерзость вседневнаго запустения. Сия убо мерзость толкуется по писанию 194 : воинство антихристово разоряющее церковь Божию. А ныне ужи видимо есть отступление 195 : отступиша бо мнози человецы от правыя веры и чешут слухи приложенными глаголы и вси послушают сладце прелести, и вси предаются на глаголы тии, и удалишася вси человецы от добрых дел, и изволиша лучше прелестное, нежели похваляют самую истину. И се есть уже отступление о ожидаем врага, иже помалу пошлет предотечь своих и сам, на готовое пришед и остаток уловит. Глава 15. Свидетельство от святых писаний о отступлении правыя веры и о нарушении догматов

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Днесь ветхая вся конець приаша, и се Быша вся нова воскресениа ради. Ныне рекы апостольскиа наводняются, и язычныа рыбы плод пущають, и рыбари, глубину Божиа въчеловечениа испытавше, полну церковную мрежу ловитвы обретають 323 . Ныне мнишескаго образа трудолюбивая пчела, свою мудрость показующи, вся удивляеть; яко же бо они в пустынях самокормлею живуть, ангелы и человекы удивляють, и сии, на цветы излетающе, медвяныи сот сътворяють, да человеком сладость и церкви потребная подають. Ныне вся доброгласныа птица церковныхь ликов гнездяще веселятся 324 , иже суть церковнии чини: епископи и игумени попове и диакони и диаци и свою кождо поюще песнь славять Господа. Днесь поновишася всех святых чинове, нову жизнь о Христе приимше; пророци и патриарси, трудившеся, в райстей пищи почивають жизни, и апостоли с святители пострадавше, прославляются на небеси и на земли. Мученици и исповедници, за Христа смерть претерпеша, с ангелы венчаются. Цари и князи благовернии послушанием святых книг спасаются. Девьствении лици и иночьстии съставиша (след. читать: състави – составы), свой крест терпением понесше, первенцу Христу от земля на небеса въследують; постници и пустынници, от рукы Господня труда мъзду приаша, в горнем граде с святители веселятся. Днесь новым людем воскресения Христова поновлениа празникь, и вся новая Господеви приносится: от язык вера, и от христиан требы, и от иереи святыа бескровныа жертвы, от миродръжителеи боголюбная милостыня, от велможь церковное попечение (в др. списк. «украшение»), от праведник смиреномудрие, от грешник истинное покаание, от нечьстивых обращение к Богу, от ненавидящих духовная любы. Взыдем и мы, братие, ныне мыслено в Сионьскую горницю, яко тамо апостоли събрашася и сам Господь Иисус Христос затвореным дверемь, посреде их обретеся и, рекъ: мир вам исполни я радости: възрадовашабося, рече, ученици, видевше Господа ( Ин. 20:21 ), и всю печяль телесную и страх сердечныи отринуша, дастьбося душам их духовная дерзость познанием своего Владыкы, яко обнажи пред всеми своа ребра и гвоздинныа язвы на руку и на ногу и показует Фоме.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Зде ко утверждению слово святаго Кирилла Александрийскаго 828 . Иже церкви Божия и причастия себе святых Христовых тайн тела и крове удаляющеи врази Божии бывают и бесом друзи. Книга потребник большой 829 . Иже аще не исповедует безскверныя жертвы суща телеси Господа нашего Исуса Христа, да будет проклят. Зри, противниче развращенный и безумный: страшен ответ Христовых словес и клятву. И яко истина суть словеса Его, сим заключает: Небо и земля мимо идет, словеса же Моя немимо идут 830 . Кто не ужаснется от выше реченнаго запрещения? Кто не возтрепещет и не послушает онаго гласа Господни? Разве той, иже живот вечный погубити хощет. Таковыя ради вины мы правовернии превеликое благодарение Христу Богу Спасу нашему с нижайшим поклонением возсылать должны есмы, яко не отлучи нас от таковаго знаменитаго дара, но уморенных нас оживляет пречистою кровию своею, якоже рече святый Иоанн Богослов: Кровь Исуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха 831 . Виждь, противниче безумный, погубивый ум свой, всея нашея православныя християнския веры и святыя соборныя церкви Исус Христос Спас наш сим есть главою, пастырем, архиереом и основанием 832 . Ах есмь альфа и омега начаток и конец, Господь рече о себе 833 . А ты, самогубительный и развращенный противниче, глаголеши: несть ныне Его в пресвятых пречистых тайнах на земли; и по твоему тако безумному разсуждению и спасения ныне несть ни единой души християнской. Ох, увы, горе и слезам достойно есть прелести твоей! (об.) О, сатанина духа прелести! Но и в начале проповеди православныя веры християнския такоже сотонин дух многих прельстил малоумных человек, якоже и ныне видим. Апостоли благочестие сеяху по земли 834 , а лживии апостоли дияволи злочестие свое, якоже Быша при них Февда, Симон волхв, Филипа диакон престник, и Николай отступник Кипопс и протчии, и до соборов тако все брася церковь Христова со враги, и межь соборами, и по соборех святых отец, и до ныне Христова часть свято дело творит и действует Святым Духом, а антихристова часть свое беззаконие деет в мире неприязненным противным духом. Сия словеса подтвержает святый Апостол Иоанн Богослов, глаголя 835 : чада Божия есть и чада неприязненная. Апостол Павел к Солунянам 2 послании такоже рече: Тайно бо уже деется беззаконие 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Исповемыся 20 Тебе, дщи Давидова, слава всего мира, вторая твердь, Мати Дево, исповемыся тебе, исповемыся тебе. Исповемыся тебе, дщи Давидова, второе небо, из негоже изыде солнце, рождшая Адонаи. И. т. д. Д., чертог святости Сына, храм златый, егоже основание от Смарагда. И. т. д. Д., во одеяние злато облеченная и одеждою света украшенная. И. т. д. Д., берилл чистый, вместилище благовония, в нем же масть священства. И. т. д. Д. рай древес, кладезь запечатленный, дщи пророков. И. т. д. Д., луна вторая, ковчеже таинств, почерпало из злата и сребра. Молися о нас, Марие 21 , мати наша и Мати Господа нашего, благоволение и слава наша, молися о нас, помилуй нас. Молитеся о нас пророцы, напоеннии Духом, благодати исполненнии, трубы Троицы, молитеся о нас, помилуйте нас. – Апостоли, дожди златии, потоцы правды, лозие винограда, молитеся о нас, помилуйте нас. – Мученицы подвижницы, звезды света, светильницы церкве м... Праведнии, роде святый, чада Сиона, сынове брака радостнии... Соборе Ангелов радостных, иже не спят, бдяще и восхваляюще непрестанно... Епископи, пресвитеры и диакони, иже в вере православней... Аврааме, Исааче и Иакове, праотцы народа и языков, верных проповедницы... Мужие и жены, старцы и младенцы, соборе имен Троицы 22 ... Святая церковь , круг духовный, житнице пшеницы без плевел, место молитвы, место поклонения, место заклания плоти Сына. [ 1Кор.15:47–57 . Говорит народ]: Сладкоязычне, благовонне, яко кадило, Павле, вождю слепых, от края ризы твоея живи бываху болящии. Простри руку твою десную и благослови ны собранныя, о учителю истинный! [ 1Ин.1:1–6 ]. [Говорит народ]: Яко древо, насажденное при исходищах вод, иже процвете, явися Иоанн, древо зелено и возрастающее; глас его да будет в семя грозда Евангелия [благодати], да подаст нам часть. [ Деян.20:6–8 ]. [Говорит народ]: Источницы закона, реки Евангелия, ветви масличныя, лозие винограда, единаго древа отрасли, Апостоли Сына, да благословят нас в день един, столпи суще, простертием рук своих десных. [Говорит дьякон]: Востаните на молитву...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Никита, диакон и представитель галикарнасский, провозгласил тоже. Лев, святейший епископ коридальский, провозгласил тоже. Феодор, святейший епископ кримнский, провозгласил тоже. Константин, святейший епископ адрианский, провозгласил тоже. Святой собор сказал: «справедливость требует, чтобы и достопочтенные иноки подали свой голос». Досточтимые иноки сказали: «если порядок требует, чтобы и иноки подавали голоса; то пусть будет но вашему приказанию». Святейший патриарх Тарасий сказал: «порядок требует, чтобы каждый из находящихся на соборе провозгласил свое исповедание». Савва, достопочтеннейший инок и игумен студийский, сказал: «Мы содержим учение согласно с древнею, с давних времен, от святых апостолов, пророков и учителей преданною кафолической и апостольской церкви верою, и с этою верою выслушали просветившее умы наши послание преблаженнейшего и апостолического папы Адриана к благочестивым и христолюбивым нашим императорам и к вселенскому патриарху Тарасию. Так исповедую и так верую и я; и покланяюсь святым иконам; думающих же иначе анафематствую». Григорий, достопочтеннейший инок и игумен (обители) святого Сергия, сказал: «Мы содержим учение согласно древнему и с давних времен утвержденному законоположению, преданному святой великой церкви Божией святыми и всеславными апостолами и сохраненному святыми и всесвященными нашими отцами и учителями и шестью вселенскими соборами. От всего сердца принимая православные послания Адриана, святейшего и апостолического папы древнего Рима, к благочестивым и христолюбивым нашим императорам и к святейшему и вселенскому патриарху Тарасию, возвеселившие и просветившие наши умы, я исповедую и проповедую тоже и верую, что чрез это мое истинное исповедание, соединенное с добрыми делами, получу оставление соделанных мною погрешений». Иоанн, достопочтеннейший игумен пагурийский, провозгласил тоже. Евстафий, достопочтеннейший игумен максиминский, провозгласил тоже. Сумеон, достопочтениейший игумен хорский, провозгласил тоже. Георгий, достопочтеннейший игумен пигский, провозгласил тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Обозр. 1863 г., т. 10, Заметок стр. 81 fin., Христ. Чт. 1861 г., кн. 2, стр. 357), успели посредством всевозможных убеждений и обольщений навербовать между болгарами до двухсот с небольшим человек 163 , из которых одни в слепом неразумии думали действовать в интересах своего народа, а другие с ясным разумением под личиной патриотизма рассчитывали устроить дела свои собственные, и которые все решились подписать унию с папой. Эти болгары, давшие увлечь себя папским вербовщикам, были: архимандриты Макарий и Иосиф Сокольский, священники Федор и Дмитрий Габриль или Гавриил (последний унией спасал себя от патриаршей тюрьмы, в которую был несправедливо посажен и из которой бежал к лазаристам), диакон архим. Иосифа Виссарион (Рафаил), банкир из города Ески-Загры Маноли, известные болгарские западники или Франкофилы Стояв Джейков и Николай Сапонов и около двух сот человек константинопольских торговцев из корпорации или цеха абаджиев 164 . 18 декабря 1860 г. упомянутые лица подали константинопольскому апостолическому или папскому викарию монсиньеру Брунони просьбу на имя папы, в которой пишут, что «они, нижеподписавшиеся клирики и миряне болгарской нации, объявляют от имени своих собратьев, что признают его святейшество главой всей кафолической церкви, как преемника св. Петра и наместника Иисуса Христа, и объявляют, что исповедуют все истины, которым учит св. римская церковь , согласно с актом исповедания веры, которой они (болгары) представили их эминенциям – викарию апостолическому монсиньеру Брунони и армянскому константинопольскому примасу монсиньеру Гассуни» 165 и проч. Для нового стада немедленно была устроена временная церковь я истребовано ему у турецкого правительства призвание как особого «миллета» пли особой неподведомой патриарху константинопольскому церковно-политической общины (Annuaire des deux moodes 1861 г., стр. 544), а 8 апреля 1861 г. архимандрит Иосиф Сокольский, самим Боре доставленный из Константинополя в Рим (в сопровождении одного диакона и двух представителей от мирян), был торжественно посвящен папою в архиепископы болгарской униатской церкви (Annuaire des deux mondes 1861 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Продолжение «Акакиевой схизмы» было далеко небезвыгодно для Теодориха. Для остгота папа являл собой олицетворение всего римского и христианского мира, был человеком, обладавшим огромной духовной и мирской властью. Но сам понтифик нуждался в защите, и остготу было приятно, что именно он в состоянии обеспечить её. Являясь арианином и проживая в центре Православия, Теодорих волей-неволей был вынужден занять позицию религиозной толерантности и совершенно не терпел, когда кто-то подчёркнуто в угоду Остготскому царю менял свои убеждения. Печальная история диакона Гелпидия, состоявшего в православии, но затем перешедшего в арианство и потому казнённого царём, стала наглядным примером для всех остальных 1067 . В свою очередь, в глазах Римского епископа и всего остального клира остгот, конечно, не заменял собой фигуру императора, но он казался очень удобным для разрешения конкретных политических ситуаций, причём, как для укрепления власти апостолика в Италии, так и на Востоке. Когда оба кандидата непосредственно отправились в Равенну, где находился двор остгота, и прибегли к его помощи, как третейского судии, остгот максимально использовал ситуацию в свою пользу и остановился на кандидатуре Симмаха (498–514), яростного халкидонита. Созванный в марте 499 г. Собор в Риме лишь констатировал выбор Теодориха о личности будущего понтифика 1068 . Для Константинополя это была настоящая политическая революция . Не говоря уже о том, что до этого времени традиционно выбор Римского епископа во многом определялся решением императора, которого здесь незаконно заменила фигура варварского короля. Произошло невероятное: при живом императоре православные епископы обратились к арианину с просьбой определить имя апостолика. Естественно, Византийский император не оставался «слепым» в данной ситуации и не мог не заметить, сколь уверенно и настойчиво Римский епископ пробивает дорогу для признания за собой высших прерогатив, практически уже неподконтрольных царю, в ущерб целостности Римской империи. Сомнений не было – Остготский король и узурпатор преследовал собственные политические интересы, останавливая свой выбор на Симмахе, а не на ставленнике византийской партии пресвитере Лаврентии. Теодориху объективно было очень выгодно сохранить напряжённые отношения Константинополя с Римом, так как в этом случае его политический авторитет в Италии только укреплялся – папы неизбежно вынуждены были обращаться к нему, чтобы он обеспечил их безопасность и саму возможность оппонировать Константинополю. Тем самым он обеспечивал свою политическую независимость от Константинополя, создавая фундамент признания за собой высших царских полномочий и своего суверенного государства .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

так называемая “матушка Катерина” – смотрительница нашей странноприимницы, истинно Божия старушка, известная всему Хеврону, которую туземцы очень уважали. Катерина жила там лет 16–17, хорошо мараковала по-арабски и сама учила хевронцев по-русски. Когда она проходила по городу, все кричали ей по-русски: “здравствуй, матушка Катерина”; несколько раз я видел, как грубые арабские солдаты подходили к ней, приветствовали и с уважением целовали кончики ее платья. Так своею евангельской простотою и смирением действовала на полудиких мусульман простая русская 50-летняя старушка! Теперь матушки Катерины нет, а с нею многое потеряли в Хевроне наши паломники, как и русские вообще» (Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб., 1885. С. 257). Другое обозначение в дневнике – «Хевронитка». 273 В 1859 г. греческий инок Авраамий, приобретя участок в Катамоне, пребывавший в многовековом запустении, обнаружил при работах в саду остатки древних зданий, мозаичные полы, мраморные плиты, цистерны. В 1879 г. были произведены археологические изыскания, в результате которых под скалой внизу открыты древние скальные гробницы, одна из которых признана за место погребения праведного Симеона Богоприимца. Построенный над нею храм во имя Сретения Господня освящен в 1881 г. 274 Игра слов. Речь идет об иконе так называемой «Троицы Ветхозаветной», именуемой также «Гостеприимство Авраама». 277 Имеется в виду участие В. И. Сапухиной в финансировании строительства храма во имя прав. Симеона. 280 Урания – бабушка Софии Апостолиди. Дикисса – здесь ‘заведующая’. Урания Апостолиди «заведовала» Синайским подворьем в Александрии. См. дневник за 1 октября 1870 г. 281 Шик Конрад (Conrad Schick; 27.01.1822–10.12/23.12.1901) – выдающийся немецкий археолог и архитектор, исследователь иерусалимских древностей, друг и сотрудник о. Антонина. Доктор Тюбингенского университета, почетный член Немецкого палестинского общества и Британского фонда палестинских исследований. Получив посвящение в диаконы и проповедники, приехал в Иерусалим 30.10.1846 г. в качестве слесаря и механика в составе Хришонской миссии, направленной Шпиттлером (см. выше примеч. 20). Многие годы занимался изучением и картографированием Старого Города и его окрестностей, с 1858 г. проектировал и строил здания и кварталы в Иерусалиме (в том числе еврейский квартал Меа Шеарим, по соседству с Русскими постройками). К его археологическим открытиям относятся Овчая купель (Вифезда), Порог Судных Врат (совместно с о. Антонином) и др. Многие годы занимал должность городского архитектора. В конце жизни был директором Еврейской ремесленной школы. Жил первоначально в Старом Городе, у Дамасских ворот, в так называемом «Английском доме ремесленников», в 1889 г. по своему проекту построил собственный дом на улице Пророков, напротив русского Вениаминовского подворья (так называемый «Дом Фавор»). Похоронен на протестантском кладбище на горе Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Таким образом, в целом царь оказался правым: Церковь действительно переборола внутри себя эту ересь, и оставалось лишь публично засвидетельствовать её кончину. Конечно, невмешательство императора Константина IV в существо прений вовсе не означало полного вероисповедального индифферентизма царя. Сам по себе факт обращения к Римскому епископу с предложением обсудить спорные формулы уже значил очень многое для опытных людей и позволял без труда понять, к какой вероисповедальной формуле император более расположен. Папа Агафон с энтузиазмом принял предложение императора, прекрасно понимая и одобряя его позицию, а также отдавая должное тактичности царя. Надо полагать, что если бы у апостолика возникли сомнения в православности взглядов Константина IV, он мог вообще отказаться от обсуждения данного вопроса. Ссылаясь, например, по образцу некоторых своих предшественников, на то, что вопрос по существу уже решён в Риме, и Константинополю достаточно просто подписаться под той формулой, которая была сформулирована на Западе. Эта ситуация совсем не кажется вымышленной или искусственно надуманной, если мы вспомним обстоятельства, при которых проходили Третий и Четвёртый Вселенские Соборы, и позицию римских легатов. Но, повторимся, в те дни никто не мог гарантированно сказать, чем закончатся богословские дебаты. Поскольку предыдущие события создали впечатление, будто бы весь Восток заражен монофелитством и пребывает в ереси по сей день, папа решил усилить свою позицию и продемонстрировать восточным архиереям единую, дружную и выверенную позицию всего Запада. В 680 г. он с разрешения императора созвал на Собор в Риме всех западных епископов, включая архиереев из лангобардов, франков, славян, готов, бретонцев – всего 125 архипастырей 761 . Поэтому под его посланием Константину IV значатся подписи Ювеналия, епископа Албанского, Адеодата, епископа Галльского, Кириака, епископа Поленского из Истрии, и других Истрийских архиереев – Андрея Вейентанского, Бенената Опитергийского, Урсиниана, епископа Падуанского и других «варварских» епископов 762 . Вместе с тем папа не собирался зримо сдавать свои позиции, и созванный им Собор анафематствовал всех «сомнительных» Константинопольских патриархов (Сергия, Павла, Петра, Пирра), а заодно и Александрийского патриарха Кира, реципировав определения Латеранского собора папы св. Мартина. После этого определился состав делегации в Константинополь. Непосредственно Апостолика представляли его легаты пресвитеры Феодор и Георгий, а также диакон Иоанн. Помимо них на Собор прибыли и представители западного епископата (небывалый случай!) – итальянские архиереи Абундаций Патернский, Иоанн из Реджио и Иоанн из Порта Римского. Наконец, завершали делегацию, насчитывающую 10 персон, пресвитер Феодор, представитель Равеннской церкви и четыре греческих монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христ. Чт. 1871 г. II стр. 534. Моск. Церк. Ведом. 1893 г. 19). В номоканоне при большом требнике, первоначально появившемся на Афоне в XV в., и в первый раз напечатанном в Киеве в 1620, в 214 правиле сказано: «Аще литургисает с тобою диакон, той части да не изъемлет, разве точию священник, по апостольскому изображению во втором правиле Петра и Павла» (Const. Apost. lib VII, cap. 46: οτε γρ διακν πρσφρειν ϑυσαν ϑεμιτν, βαπτζειν, ελογαν μικρν μεγλην ποιεσϑαι). В Русской церкви обычай совершения проскомидии диаконом, существовавший в XII–XV вв., в XVII столетии уже был забыт совершенно и потому вызывал удивление. Так, например, первоучитель раскола поп Никита пишет (см. Матер. для ист. раскола, изд. Н.И. Субботиным , том IV, стр. 65–67): «Да в той же никонове книге (разумеется „Скрижаль“) напечатано сице: От всего хлеба просфоры с собственною ипостасию изимается от диакона, якоже великая церковь прият и предаде, и режется неким железом, еже глаголется копие, той убо диакон, иже изимает и режет тело от просфоры, образует ангела, иже рече Деве: радуйся. Аще и днесь священницы сие режут, но обаче в великой церкви сицевым образом бываше древле, и от дияконов просфора резашеся. Убо диакон, иже творяще древле сие по образу великия церкви. И то, государь, напечатано с древних еретических писаний, с переводов латинских, на порушение священнотайные службы. Понеже бо в папежских костелах диякони проскомисают против древния ереси, иже обретеся во дни перваго собора. И той, Никон, не убояся суда Божия, тое ереси остаток и в российское государство вкинул. А святии Апостоли во втором своем правиле о том пишут (сице): Восхищающие недарованная им раздражают Бога, якоже сынове Кореовы и Иозия царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно и проч. И в том же правиле пишут: Яко дерзнувый таковыя не с нами борется, но с великим архиереом Христом. И о томже святии отцы перваго вселенскаго собора в 18-м правиле пишут: Диякони в своих мерилех да пребывают: да ни просфир проскамисают, ни причащения презвитером да не дают и прежде их к святыни да не прикасаются, и посреде презвитер да не седают: чрез правило бо есть и безчинно, аще что таково будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010