Невидимо пребывающий с Церковью Христос Спаситель есть для верующих путь и дверь к Богу Отцу. Его подвигом и искупительной крестной жертвой они обретают дерзновение пред Отцом: Чего ни попросите от Отца во имя Моё, (...) то сделаю ( Ин.15:16, 14:14 ). Для восприятия и усвоения благодатных даров, непрерывно и постоянно идущих от Лозы–Христа, в Церкви имеются особые органы. Первыми такими органами были святые апостолы, получившие дары обещанного Христом Иного Утешителя. Ещё при своей жизни они поставили преемников своих благодатных полномочий, заповедуя последним делать то же ( Тит.1:5 ; 1Тим.5:22 ; 2Тим.1:6 ). «Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа, – говорит святой Климент Римский . – Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих... и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» ( Климент Римский , свт. К Коринфянам послание 1. Гл. 42 и 44. Писания Мужей Апостольских. М., 1862. С. 142 и 144–145). Святой Ириней Лионский видит в благодатной преемственности иерархии гарантию сохранения истины неповреждённой. «Где находятся дарования Господни, – рассуждает он, – там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от апостолов, (...) ибо они сохраняют нашу веру в Единого Бога, всё сотворившего, и приращают любовь к Сыну Божию (...) и безопасно излагают нам Писания, не хуля Бога, не бесчестя патриархов, не уничижая пророков» ( Ириней Лионский , сщмч. Против ересей. Кн. 4, гл. 26,5. Сочинения, СПб., 1900. С. 389. Ср.: Кн. 4, гл. 26,2. С. 387). Проводниками или посредниками освящения в Церкви служат слово Божие и Святые Таинства. Выше уже было сказано, что Спаситель в Своей первосвященнической молитве просил Небесного Отца освятить учеников истиной. И посылая их на всемирную проповедь, Христос Господь на первое место выдвинул заповедь: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ); Идите, научите все народы ( Мф.28:19 ). Апостолы так и поняли это повеление своего Наставника, считая своей первейшей обязанностью учительство. Если я благовествую, – писал святой апостол Павел к Коринфянам, – то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе, мне, если не благовествую! ( 1Кор.9:16 ). Он же завещал своим преемникам: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ). Эта заповедь ясна: та самая «сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии» ( Филарет Московский , свт. Слова и речи. Ч. III. М., 1845. С. 59). «Есть бо, – свидетельствует святой Афанасий Великий , – в изречениях Писания – Сам Господь, Которого не терпя, вопияли демоны: молюся Ти, не мучи мене прежде времени» ( Лк.8:28 ) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Примечание. «Ведомо же буди, яко сие многолетно поздравление в соборных церквах при архиереех и инде, где прилично, творится в навечерии по отпусте святыя Литургии или по вечерни, егда бывает навечерие в субботу и неделю; в обителех же во всех типиках чин положен сему бывати на часех в сем месте» (см. 5 января, Минея-Январь, ч. 1). По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 5-й: «Руку твою прикоснувшуюся…». Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое…»; стих: «Господь – Защититель живота моего…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 49). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Титу послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Тит., зач. 302). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 6). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, предварительно осенив им народ крестообразно с амвона, согласно церковному обычаю. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец – тропарь: «Не предаждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе…». По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных : «Благослови, душе моя, Господа…», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа…», «И ныне» – «Единородный Сыне…», «Во Царствии Твоем…» , «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых ангел…», «И ныне» – «Ослаби, остави…» , «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство…»; хор или чтец – кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских…», чтец: «Господи, помилуй» (40 раз); молитва «Всесвятая Троице…» . Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…» (на амвоне, при затворенных царских вратах). Многолетны .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святой ап. Варфоломей был один из сонма 12 апостолов Христовых, а св. ап. Тит был не из 12, а из числа семидесяти апостолов и был один из любимейших и близких учеников св. Первоверховного ап. Павла.    Когда Господь Иисус Христос явился Своим апостолам уже по Своем воскресении из мертвых, сказал им: как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21).    Из этих кратких, но многозначительных слов Спасителя, мы видим, как велико и как важно было то служение, которое исполняли апостолы. Учитель, так сказать из рук в руки, передал им то послушание, которое было на Него возложено Его Небесным Отцом, и они пошли с проповедью Его учения всюду, так что, как говорится в псалме, «Во всю землю изыде вещание их, и в о вся концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5).    Конечно, велика была, безмерно велика была та задача, которую надлежало им исполнить, а поэтому Господь и даровал им особое богатство благодати, и труды и жизнь каждого из 12-ти апостолов были отмечены массой поразительных, великих чудес. Св. апостол Варфоломей, как и другие апостолы, рекой разливал вокруг себя такие чудеса в деле своей проповеди. И когда он, так проповедуя, переходил из одной страны в другую, то для него была великая радость, когда в этих своих апостольских трудах и подвигах, он встретился с своим собратом, таким же апостолом из числа 12, св. Филиппом и его сестрой, праведной Мариамной. Одно время св. апостолы вместе благовествовали Христа, а св. Мариамна служила им и соучаствовала в деле проповеди. Так трудился св. ап. Варфоломей, один из тех, которому, повторяю, прямо было сказано Господом «как послал Отец Меня так и Я посылаю Вас» .    Христос Спаситель, после чудесного улова рыбы предложил апостолам трапезу. И когда они приступили к ней на берегу, Господь обращается к Симону Петру, всю душу и совесть которого, конечно, как огонь жгло то позорное отречение, которое произошло недавно. Господь, возвращая ему потерянное им апостольское достоинство, снова делает его апостолом Своим, призывая его к апостольскому служению; и делает это троекратно, в соответствии с троекратным отречением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кипрская Православная Церковь Описание: На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. Первоначально — епархия Антиохийской Церкви. С 431 г. — автокефальная архиепископия. Особо чтимые святые: апостол Варнава — основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный, епископ Китийский; Аристовул — один из 70-ти апостолов, брат апостола Варнавы; Тит — ученик апостола Павла, родился в г. Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел — римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон, епископ Тримифунтский (+ ок. 348), участник I Вселенского Собора; Епифаний, епископ Кипрский (+403), известный церковный писатель и защитник Православия. Издавна славятся монастыри: Ставровуни (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда равноапостольной Еленой; Кикко (Киккский) (XII в.) и Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.). В VII в. остров попал под арабское иго, от которого освободился только в 965 г. В 1191 г. остров Кипр был вновь захвачен, на сей раз крестоносцами; с 1489 по 1571 г. принадлежал Венеции, с 1571 г. — туркам, с 1878 г. — англичанам. В 1960 г. Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал Архиепископ Макариос (1959-1977). Каноническая территория — Республика Кипр. Ныне Кипрская Церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция Предстоятеля находится в Левкосии. 24 октября 2020 г. за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Кипрский Хризостом II   помянул  в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244527...

. . . перстей бо моих благодати текут и долго ру. . . . ко благодарованию хощу зватися. Блаженне . . . . давати паче, нежели приимати, мняй . . . . . мы умолчим купно вся патриаршеств . . . . склицах, яко Додонейская медница гл . . . глас сличный. И аз изрядне Стентора. . . . зом воскликну его ко мне безмерную милость . . . и яко византийская стена уста моя возглаголют гласом сладкогласным. Но подчувствую порицателя ко уху шепчуща, мало елико подскрегощати мой сандалион. Темже от ласкателства яко от козни мя самаго отъюзствовав, оттекох. Обаче не приотклонюся, ниже престану, треблаженнаго Петра неложнейшая проречения возноси(ти) ( 1Пет. 2 .): Бога бойтеся царя чтите, Божий бо слуга. Темже нужда ему подчинятися не точию за гнев, но и за совесть, понеже не есть власть аще не от Бога ( Рим. 13 .). Темже скончает апостол, языков (про)поведник: противляяся власти Божию повелению противостоит, противостоящии же себе суд воспримут. Иди ныне и не отметайся отдати Кесарева Кесареви и дани ему не мытити и . . . жде многа, Господу нашему Иисусу Христу кинсон да. . собирателем и мытареначалником отдавшу, . . . уставу Августа самоначалствовавшаго на (зе)мли, и селенную написавшаго себе, чрез прародителя покоршуся. И ныне убо чесо ради Уеспасиан и Тит, отец и сын на евреа . . . гою рукою, и римским мудрованием возучи. . . . в восприятие аки и во отмщение кров . . . . человека Иисуса единороднаго Сына Бога и Отца, уже римской власти подчинившагося и подклонившагося волно. Но мощен еси похвалитися, о честнейший Никоне, к твоей келлии учащающаго имев богодареннаго и ............... нашего самодержца и Римския монархии наследника искреннейшаго, господина, господина Алексиа Михайловича. Ах смиренномудрия, оле благоговения к тебе церкве правителю, у него же предстоит с говением всяким и смирением, якоже многащи от сигклита светлейшим началником блазнитися, толиким нижайшим смирением от церковнаго достоинства. Но обаче ты дер . . . внейше сими подпадение Македонскаго Александра, еже к законному архиерею иудейскому показа благохвалною памятию возводя, не скончал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Святой апостол от 70-ти Аристарх упоминается святым апостолом Павлом в послании к Колоссянам ( Кол. 4, 10 ) и к Филимону ( Флм. 1, 23 ). Святой апостол Аристарх сопутствовал апостолу Павлу, а впоследствии был поставлен епископом в Сирийский город Апамею (память также 15 апреля). Святой апостол от 70-ти Зина, ученик и сотрудник первоверховного апостола Павла, был прозван " законником " , так как был ученым мужем и ведал юридическими делами в церковных судах. О нем упоминается в послании святого апостола Павла к апостолу Титу ( Тит. 3, 13 ): " Зину, законника, и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка " . Впоследствии апостол Зина был епископом в Диосполе (или Лидде) в Палестине. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913925.htm...

2 Кор 11:21Б–12:9 Послание к коринфяном второе, зачало 194. Братие, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть, сый благословен во веки, яко не лгу. В Дамасце языческий князь Арефы царя стрежаше Дамаск град, яти мя хотя, и оконцем в кошнице свешен бых по стене, и избегох из руку его. Похвалитися же не пользует ми: прииду бо в видения и откровения Господня. Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти, аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть, восхищена бывша таковаго до третияго небесе. И вем такова человека, аще в теле, или кроме тела, не вем, Бог весть, яко восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати. О таковем похвалюся, о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих. Аще бо восхощу похвалитися, не буду безумен, истину бо реку: жажду же, да не како кто вознепщует о мне паче, еже видит мя, или слышит что от мене. И за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене, и рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается. Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова. 2 Кор 11:31–12:9 Послание к коринфяном второе, зачало 195. Братие, благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе: егда бо немощствую, тогда силен есмь. Бых несмыслен хваляся, вы мя понудисте. Аз бо должен бех от вас хвалимь бывати, ничимже бо лишихся первейших Апостол, аще и ничтоже есмь. Знамения бо Апостолова содеяшася в вас во всяцем терпении, в знамениих и чудесех и силах. Что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей, разве точию яко аз сам не стужих вам? Дадите ми неправду сию. Се третие готов есмь приити к вам, и не стужу вам: не ищу бо ваших, но вас. Не должна бо суть чада родителем снискати имения, но родителе чадом. Аз же в сладость иждиву и иждивен буду по душах ваших, аще и излишше вас любя, менше любимь есмь. Буди же, аз не отягчих вас, но коварен сый, лестию вас приях. Еда коим от посланных к вам лихоимствовах вас? Умолих Тита, и с ним послах брата, еда лихоимствова чим вас Тит? Не темже ли духом ходихома? Не темиже ли стопами? Паки ли мните, яко ответ вам творим? Пред Богом, о Христе глаголем: вся же, возлюбленнии, о вашем созидании и утверждении.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Икос: Якоже солнце многосветлое, прошед мир/и сей лучами словес твоих просвещ, зашел еси, умер мученически,/и исходящими от гроба твоего сиянии тьму страстей отгнал еси./Темже тя иже завистию одержимии,/и к западом солнца отгнавше, страстоносче, отпущают, по морю ходяща./Узре же ся в тебе превелико чудо, от плавающаго страшно глубины моря,/еже чудными освятися твоими шествовании, Варфоломее, Господень апостоле. Песнь 7 Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии/паче Создавшаго,/но, огненное прещение мужески поправше,/радовахуся, поюще:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Объюродевшее злобою, преславне, человечество,/сладкою солию исцелил еси словес твоих и пети уверил еси:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Яко небо превысоко, быв, славу Божию мысленно высоким гласом проповедуеши,/яко Божественный апостол, Емуже зовем:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Изткав Божественныя благодати ризу, блаженне,/одеял еси обнаженный люте злобою змия и пети уверил еси:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Богородичен: Предстательницу Тя и стену необоримую обогатившеся, Богородительнице Чистая,/раби Твои, всегда верою вопием Ти:/радуйся, Мосте, к Богу преводяй от земли, Благословенная. Ин Ирмос: Спасый во огни Авраамския Твоя отроки/и халдеи убив,/яже Правда праведно уловляше,/препетый Господи,/Боже отец наших, благословен еси. Едино Божество пети, Едино Господство чтити Тит научая человеки,/многобожнаго неистовства измени благочестно взывающия:/благословен Бог отец наших. Умерщвленный душею, бездушную чтущия вещь,/умерщвленнаго нас ради Животодавца Бога познаша,/тобою наказуемы, учениче и тайновещателю неизреченных. Яко истины служитель, лжи отгонитель явился еси/и, яко Павлов ученик, гонения и беды претерпел еси, с ним поя, славне:/благословен Бог отец наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6) Приведенный пример нисколько не оправдывает самочинное избрание и рукоположение общиной сектантских пресвитеров. Во–первых, избрание Матфея на апостольское служение совершено не мирянами, а самими Апостолами, получившими на это власть от Самого Христа. Такой власти никому из сектантов никогда Христос не давал: они сами подобно Корею, Дафану и Авирону, незаконно похитили эту власть (Чист. 16 гл.). Во–вторых, само избрание Матфея совершено собственно не Апостолами, а Самим Богом: «покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал». В–третьих, при поставлении Матфея на апостольское служение вовсе не было рукоположения, а был брошен жребий на того, кто уже раньше был избран Христом и поставлен в число 70 Апостолов: после жребия он только перечислен из 70–ти в число 12 Апостолов, получив потом в день Пятидесятницы вместе с другими Апостолами видимо сошедшего на них Св. Духа. Сектантские же «пресвитеры» в числе 70 Апостолов не были, Господь по жребию их не избирал и видимо, как в день Пятидесятницы ( Деян. 2:3 ), Св. Духа на них не посылал. 7) И диаконов избрала и поставила на служение сама община: «Итак, братие, сказали верующим св. Апостолы, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Ахтиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:3–6 ). 7) Относительно избрания первых диаконов нужно, во–первых, заметить, что община избрала их не по своему желанию и почину, а по желанию и предложению Апостолов (ст. 2). Если бы последние не пожелали и не предложили общине избрать диаконов, то никто их и не избрал бы. Во–вторых, само рукоположение избранных во диаконы совершено было не кем–либо из общины избравших их христиан, а самими Апостолами, ибо никто из мирян не имел права даже во диаконы рукополагать: «изберите... их поставим (то есть мы, Апостолы) на эту службу... их поставили перед Апостолами, и сии помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). Что же касается высшей степени священства – епископов и пресвитеров, то мы нигде в Писании не видим, чтобы их избирала община, а видим, что их избирали и рукополагали сами Апостолы ( Деян. 14:23 ; 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ), передавшие потом право избирать и рукополагать пресвитеров епископам, как своим преемникам ( 1Тим. 6:22 ; Тит. 1:5 ). Таким образом, самовольное избрание и рукоположение сектантами их лжедиаконов и лжепресвитеров не оправдывается словом Божьим, а осуждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя!» — эти слова преподобного Серафима, которые так любит цитировать Святейший Патриарх, относятся именно к этому роду смирения. Знаешь ли ты его? Знаешь ли хотя бы, чего надлежит искать?    Так возопи же ко Господу вместе с преподобным Андреем: «Очисти мя!» Ведь «для чистых всё чисто» (Тит. 1:15., а для нечистого и чистый родник — мутен).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися.    «Божественное Писание повествует обо всем приспособительно к нашей немощи», — говорит божественный Златоуст. Снисходя к немощи нашей, оно готовит нас к исполнению заповедей рассказами о том, что бывает, когда заповеди эти нарушаются.     «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли», — повелел Господь в Десятословии (См.: Исх. 20:12; Втор. 5:16). Рассказавши же ранее историю нечестивого Хама, Моисей показал тебе, душа моя, что бывает, когда грех побеждает природную любовь человека к родителям его.     «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:22—23).    Хам, «человек похотливый и невоздержный», «с самой ранней поры был развращен душою» и оскорбил родителя «по той же (развращенной) воле, по которой он не воздерживался от деторождения при таких обстоятельствах» (то есть во время потопа), — ведь «начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Ведь все сыновья Ноевы одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковой заботливостью и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения — один уклонился ко злу, а другие оказали отцу должное почтение».    «Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытой для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаружило в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю. Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые «не видали наготы отца своего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010