Святой ап. Варфоломей был один из сонма 12 апостолов Христовых, а св. ап. Тит был не из 12, а из числа семидесяти апостолов и был один из любимейших и близких учеников св. Первоверховного ап. Павла. Когда Господь Иисус Христос явился Своим апостолам уже по Своем воскресении из мертвых, сказал им: (Ин. 20:21). Из этих кратких, но многозначительных слов Спасителя, мы видим, как велико и как важно было то служение, которое исполняли апостолы. Учитель, так сказать из рук в руки, передал им то послушание, которое было на Него возложено Его Небесным Отцом, и они пошли с проповедью Его учения всюду, так что, как говорится в псалме, о вся (Пс.18:5). Конечно, велика была, безмерно велика была та задача, которую надлежало им исполнить, а поэтому Господь и даровал им особое богатство благодати, и труды и жизнь каждого из 12-ти апостолов были отмечены массой поразительных, великих чудес. Св. апостол Варфоломей, как и другие апостолы, рекой разливал вокруг себя такие чудеса в деле своей проповеди. И когда он, так проповедуя, переходил из одной страны в другую, то для него была великая радость, когда в этих своих апостольских трудах и подвигах, он встретился с своим собратом, таким же апостолом из числа 12, св. Филиппом и его сестрой, праведной Мариамной. Одно время св. апостолы вместе благовествовали Христа, а св. Мариамна служила им и соучаствовала в деле проповеди. Так трудился св. ап. Варфоломей, один из тех, которому, повторяю, прямо было сказано Господом . Христос Спаситель, после чудесного улова рыбы предложил апостолам трапезу. И когда они приступили к ней на берегу, Господь обращается к Симону Петру, всю душу и совесть которого, конечно, как огонь жгло то позорное отречение, которое произошло недавно. Господь, возвращая ему потерянное им апостольское достоинство, снова делает его апостолом Своим, призывая его к апостольскому служению; и делает это троекратно, в соответствии с троекратным отречением. Когда апостол отрекся, то он потерял и самое звание апостола! Ведь мы знаем, что когда Ангел явился мироносицам, то по повествованию одного из евангелистов, он сказал: «пой (Мк.16:7), ибо Петр сам как бы вычеркнул, исключил себя из апостольского списка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

После Иисуса Христа, Божественного Основателя Церкви, первыми законодателями ее были святые апостолы. Они, как сами непосредственно, так и чрез поставленных ими по всем новооснованным церквам пастырей определяли правила веры, жизни, церковного благочиния и духовного суда и вообще устрояли церковный быт верующих так, как подобает в дому Божии жити (1Тим.3:15). Многие из таких правил изложены самими апостолами письменно в их посланиях; а другие, и гораздо большая часть из них, сохранились в предании, так как первоначально не в письмени, а личным управлением апостолов были установлены в церквах или же устно переданы от них пастырям, ученикам и преемникам их. Указания на такой образ действования святых апостолов можно видеть в их же собственных посланиях. Послания эти содержат большею частию изъяснение, напоминание, подтверждение того, что верующим было уже известно по устному наставлению от апостолов. Так, апостол Павел пишет к епископу Тимофею: " Образ имей здравых словес, их же от мене слышал еси " (2Тим.1:13); или: " Яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольны будут и иных научити " (2Тим.1:2). И это относилось не только к учению веры, но и к правилам и установлениям церковным. Тот же апостол в послании к Коринфянам, изложив несколько правил о совершении таинства Евхаристии, прибавляет: " О прочих же, егда прииду, устрою " (1Кор.11:34). Также преподав епископу Ефесскому Тимофею наставления касательно церковного управления, наконец, пишет: " Сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива " (1Тим.3:15); или Титу: " Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, яко же тебе аз повелех " (Тит.1:5). Все это показывает, что апостолы в управлении церкви действовали более личными распоряжениями, нежели писанными посланиями. Отсюда-то и должно заключить, что, кроме писаний Нового Завета, заключающих в себе не все то, что учреждено апостолами в церкви, весьма многие апостольские установления остались в самой практике церковной, в которой они и должны были сохраниться посредством всеобщего и непрерывного предания. Некоторые из таких-то неписанных правил апостольских с течением времени вошли в писания святых Отцов, в определения соборные, в разные чиноположения и уставы церковные; а другие из тех же правил в числе 85-ти были собраны, как увидим, в ближайшее к апостолам время и, изложенные письменно, сделались известными под именем правил апостольских. Об этих-то правилах и свидетельствуют Отцы VI Вселенского собора, когда говорят: " Признаем, чтобы тверды и ненарушимы пребывали приятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными Отцами, а также и нам преданные именем святых и славных апостолов, восемьдесят пять правил " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Примечание. «Ведомо же буди, яко сие многолетно поздравление в соборных церквах при архиереех и инде, где прилично, творится в навечерии по отпусте святыя Литургии или по вечерни, егда бывает навечерие в субботу и неделю; в обителех же во всех типиках чин положен сему бывати на часех в сем месте» (см. 5 января, Минея-Январь, ч. 1). По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 5-й: «Руку твою прикоснувшуюся…». Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое…»; стих: «Господь – Защититель живота моего…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 49). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Титу послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Тит., зач. 302). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 6). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, предварительно осенив им народ крестообразно с амвона, согласно церковному обычаю. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец – тропарь: «Не предаждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе…». По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных : «Благослови, душе моя, Господа…», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа…», «И ныне» – «Единородный Сыне…», «Во Царствии Твоем…» , «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых ангел…», «И ныне» – «Ослаби, остави…» , «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство…»; хор или чтец – кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских…», чтец: «Господи, помилуй» (40 раз); молитва «Всесвятая Троице…» . Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…» (на амвоне, при затворенных царских вратах). Многолетны .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

§ 108. Понятие о благодати Божией, ее виды и состав члена I. Под именем благодати Божией разумеется спасительная сила Божия (Простр. Хр. Катех. о чл. 9), сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя, и совершающая наше освящение, т.е., с одной стороны очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой – утверждающая и возвращающая нас в добродетели для жизни вечной. В этом понятии благодати заключаются три частнейшие – 1. Благодать есть спасительная сила Божия. Это видно из слов Самого Господа к Апостолу Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается, и затем из слов св. Павла: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор. 12:9 ), и в другом месте: в Немже и труждаюся и подвизаюся по действу Его, действуемому во мне силою ( Кол. 1:29 ). 2. Благодать даруется нам туне ради заслуг Иисуса Христа, как учит тот же Апостол: благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данной вам о Христе Иисусе ( 1Кор. 1:4 ). Спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас, и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению, и благодати данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных ( 2Тим. 1:8, 9 ). 3. Благодать даруется нам для нашего освящения, т.е. для нашего очищения, и оправдания, для нашего преуспеяния во благочестии и для спасения нашего. Это подтверждают следующие места Писания: благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего: Яко вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, подана разумом призвавшаго нас славою и добродетелию ( 2Пет. 1:3 ). Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать: Да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою в жизнь вечную, Иисус Христом Господем нашим ( Рим. 5:20, 21 ). Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3:7 ). Благодатию Господа Иисуса Христа веруемо спастися ( Деян. 15:11 ). II. Эта освящающая благодать, для большей отчетливости в учении о ней, подразделяется еще на частнейшие виды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ибо великий и первый архиерей Христос Бог наш рек чрез пророка: живу Аз, токмо прославляющыя Мя прославлю (1Цар.2:30). Ведаешь, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония, и его последователей духоборцев, менее нестерпима. Ибо сии пустословят, аки бы Святый Дух есть творение и раб Бога и Отца: а те, как мнится, делают Его своим рабом. Поелику всякий господин все, что имеет, аще восхощет, продает, раба ли, или иное что из стяжаний своих; такожде и покупающий, желая быти господином покупаемаго, ценою сребра приобретает оное. Таким образом творящие беззаконное сие дело уничтожают Духа Святаго, согрешая равно с теми, кои Богохульно говорили, аки бы Христос изгонял демонов о Веельзевуле, или справедливее рещи, уподобляются Иуде предателю, продавшему Христа Богоубийцам иудеям за цену сребра. Поелику же Дух Святый единосущен есть Христу Богу нашему: то для всякаго явно есть, яко и сии подвергнутся той же участи, как сие доказано. И аще не продается (ибо явно, яко отнюдь нет): то несомненно, яко нет в них благодати Святаго Духа, то есть святыни священства, и они не прияли и не имеют оной (1Кор.9). Ибо да воспомнут святаго Петра, который к покусившемуся на такую куплю глаголет тако: несть ти части, ни жребия в словеси сем (Деян.8:21). Ибо аще продается достоинство священства, то конечно излишни для них благочестивый образ жития и пребывание в чистоте и добродетели. Излишен для них и Павел, Божественный апостол, научающий, яко подобает епископу быти непорочну, целомудру, честну, учительну, воздержательну, трезвену, держащемуся истинному словесе, по учению, да силен будет и утешати во здравом учении, и противящыяся обличати (1Тим.3:2; Тит.1:9). Сие все становится ненужным, аще продается и покупается священство. Нижеследующыя святоизбранныя места показуют, яко тот вовсе чужд священства, кто когда либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время, прежде ли рукоположения, или после рукоположения. Ибо взимати всегда есть взимати. А также воспрещают и все церковныя произвоства за даяние денег.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Что же сие есть дело милосердия? Ибо «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас» (Тит.3:5). Он, приступив, то есть обращаясь с людьми, обвязал благодатию Своею струпы душевные, так как искусный врач перевязками раны телесные, возливши на них масло, как то: человеколюбивое и радостное учение, «приидите ко Мне», говоря, «вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28); и вино, то есть, учение грозное и жестокое, как то: «отступите от Мене вси делателие неправды» (Лк.13:27). Можно чрез масло и вино разуметь тела и крови Его приобщение. Он всадил уязвленного на Свой скот, то есть, восприял падшее человеческое естество, сотворив нас, уверовавших в Него, членами Своими. Почему и блаженный Павел написал: «вы есте тело Христово и уди от части» (1Кор.12:27). Привел же нас в гостиницу, то есть, Церковь Свою, которая гостиницею называется, так как приемлющая всякий народ, и роды, и поколения, и языки, и всякого человека, с верою к оной приходящего. Прилежал же находящимся в Церкви Его, подав им дар Духа Святого, и благодать чудодейственную, и причащение Святых Таин. Лк.10:35. «И на утрия изшед, изем два сребреника, даде гостиннику, и рече ему: прилежи ему, и еже аще прииждивеши, аз егда возвращуся, воздам ти.»    Гостинник есть каждый Апостол, каждый учитель церковный, каждый пастырь истинный. Гостинником же называется, так как приемлющий в гостиницу Божию, то есть, Церковь, всех приходящих с верою. Два же сребреника суть два завета, Ветхое Писание и Священное Евангелие. И когда Господь Иисус находился в сем мире, Сам прилежал Церкви Своей, так как Сам подтвердил, говоря: «егда бех с ними в мир, Аз соблюдах их во имя Твое». На утрие же изшед, то есть, когда отшел от сего мира, тогда чрез Апостольскую проповедь изъем для всей вселенной сии два сребреника, предал оные всем пастырям Церкви Своей, заповедав им, да всячески прилежат ради сих спасению верующих. «Прилежи ему». Обещал же за труды и старания и бдения их, каковы подымут чрез таковое попечение, тогда воздать, когда приидет паки судить живым и мертвым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родо; Кос; Лерос, Калимнос и Астипалеи; Карпафос и Касос. 3. Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви. Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также семь епархий: митрополия Гортины и Аркадии, митрополия Рефимны и Авлопотама, митрополия Кидонии и Апокорона, митрополия Ламбы и Сфакии, митрополия Иерапитны и Ситии, митрополия Петры, митрополия Кисама и Селина. На Крите действуют несколько церковных учебных заведений. Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит». 4. Патмосская экзархия Входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова. В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года было дано Откровение. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 г. св. Макарием Калогерасом. 5. Святая Гора Афон Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ. Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями. Административно-канонические подразделения Константинопольского Патриархата в рассеянии 1. Американская архиепископия Самая большая по численности часть Патриархата. Архиепископия была основана 11 мая 1922 г., хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в 60-е гг. XIX века. Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского Патриархата. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви. Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская, Сан-Францисская, Питсбургская, Бостонская, Денверская, Атлантская, Детройтская.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244541...

– 64. В других своих сочинениях патриарх Никон к этому правилу не обращается. ...имже судом осудили нас, и сами ти такожде осудятся. – Парафраза евангельского высказывания; ср.: Мф. 7:2 . Божие се слово, и не может никто разорить. – Парафраза одного из высказываний апостола Павла; ср.: Тит. 2: 5 . ...и не изнеможет от Бога всяк глагол. – Своими словами патриарх Никон формулирует мысль о вечности слова Бога, неоднократно высказанную в книгах Нового Завета; ср.: Мф. 24:35 ; 1Петр 1:25 . «Претерпевый до , той спасен будет». – Мф. 24:13 . Божие есть слово и не погрешает истины. – Ср.: Ин. 17:17 . «Терпеньем да течем на предлежащий нам образ... и о срамоте не раде». – Евр. 12:1 – 2 . «Им же убо да исходим к Нему вне стана... но грядущаго взяскуем». – Евр. 13:13 – 14. Л. 179 ...правило 1-е: «Святая правила, облобызающе, приемлем и держим... им же запретиша, запрещаем». – Патриарх Никон цитирует текст 1-го правила VII Вселенского собора. Ср.: «Правило 1. Святая правила, облобызающе, приемлем и держим, святых апостол и шестих вселеньских собор, к сим же и поместных, и еще же и святых отец о наших, яко единого святаго Духа вдохновенна: их же прокляша, проклинаем; их же извергоша, изметаем; и их же отлучиша, отлучаем; им же запртиша, запрещаем» – Кормчая 1653, 145. В «Возражении» текст этого правила является для патриарха Никона одним из главных аргументов его правоты в отстаивании прав Церкви: патриарх либо приводит весь текст правила (иногда с толкованием) (Никон 1982, 89, 131 – 132, 405 – здесь текст заимствован из «Стоглава», 430 – 431, 564), либо только называет его (Никон 1982, 126, 129, 140, 226, 241, 520, 556, 621, 658). ...сей воистину извержен святою Троицею, якоже святаго IV-ro Вселенъскаго собора в 5-м правиле... – Патриарх Никон ссылается на текст толкования 5-го правила IV Вселенского собора; ср: «Аще бо и сотворит что таково, прздно да нетвердо да пребудет, и той месть да приимет своего бесчиния и извержен да будет от своего сана Святою Троицею» (Кормчая 1653, 95 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   На 6 часе, в псалмах 73 и 76 Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».    В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее Господа для принятия Крещения.    В паремии пророк Исайя возвещает спасение в водах Крещения и призывает верующих: «Почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис. 12); Апостольское чтение заповедует крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6:3-12); Евангельское чтение благовествует о Богоявлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и о начале проповеди Евангелия (Мк. 1:9-15).    В 9 часе, в псалмах 92 и 113, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?».    Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него.    В паремии пророк Исайя изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49:8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2:11-14, 3:4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении (Мф. 3:13-17).    Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает таким же, как и в навечерии Рождества Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Полнота любви Божией, явленная вообще в искуплении, изливается на людей и в форме живой и деятельной силы. Эта, изливающаяся по заслугам Искупителя сила любви Божией есть собственно благодать, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает и вспомоществует им содевать свое спасение. Понятие о благодати, как особой силе Божией, раскрывается в новом завете 356 ). Здесь она прямо называется силою Божиею, силою Христовою. Так, Иисус Христос, повелевая апостолам от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча о ниспослании Св. Духа, говорил им: приимете силу (δυναμιν), нашедшу Святому Духу на вы ( Деян. 1:4. 8 ). При чрезвычайном явлении Своем ап. Павлу, после троекратной молитвы апостола об удалении от него жала в плоть, ангела сатаны, Он сказал: довлеет ти (довольно для тебя) благодать Моя: сила (δναμις) бо Моя в немощи совершается. Св. апостол понял благодать именно как силу Божию, живущую и действующую в нем: сладце (охотнее) убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила (δναμις) Христова ( 2Кор. 12:9 ). Благодатию Божиею, говорит он о себе, ставши апостолом из гонителя церкви Божией, есмь, еже есмь: и благодать Его, яже во мне (ες με – вселившаяся в него), не тща (не тщетна) бысть ( 1Кор. 15:10 ). Об этой то благодати ап. Павел более других апостолов говорит в своих посланиях, как о такой силе, которая действует в человеке могущественно (ν δυνμει – Кол. 1:29 ). которая подкрепляет нас в немощах наших ( Рим. 8:26 ) и может сделать несравненно больше того, чего мы просим или о чем помышляем ( Еф. 3:20 ; сн. 1:19). Она, таинственно и внутренне действуя на человека, начинает, и продолжает, и завершает спасение его среди данных условий земной жизни человека при соучастии однако его самого. Сила эта даруется человеку независимо от достоинства и заслуги со стороны самого человека: она есть дар Божий чистый, изливающийся в сердца людей ради заслуг Искупителя. Благодатию бо есте спасени чрез веру; и сие не от вас, Божий дар (Θεο τ δρον), – не от дел, да никтоже похвалится ( Еф. 2:8–9 ). Оправдаеми туне (δωρεν), благодатию Его, избавлением (δι τς πολυτρσεως), еже о Христе Иисусе ( Рим. 3:24 ; ся. Тит. 3:5–6 ). Даром и по благодати у ап. Павла выражения однозначущие: если по благодати, говорит он, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не по благодати; иначе дело не есть уже дело ( Рим. 11:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010