4 ст. Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Да возвещу эту тайну обращения язычников ко Христу и призвания их в единую Церковь Христову, как, мне должно возвещать, т. е. во всей ясности и полноте. 5 ст. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Т. е. в своих взаимоотношениях с язычниками, находящимися еще вне ограды Церкви Христовой и неверующими вообще, будьте благоразумны, применительно к обстоятельствам, умейте пользоваться временем, т. е. всяким удобным случаем к обращению язычников. 6 ст. Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. А посему да будет ваше слово при сношениях с язычниками искренно, правдиво и любовно, приправлено солью, т. е. разумно и назидательно (Еписк. Феофан), дабы вы умели каждому ответить сообразно и применительно к его развитию и положению в обществе. Выше (3 ст. 4 гл.) апостол упомянул о своих узах, но не сказал, каково ему там, а потому, удовлетворяя естественному желанию Колоссян знать что-либо о нем и с этой стороны, он говорит им, что о моем положении в узах все, что вас интересует, расскажет вам Тихик. Чтобы показать, что Тихик заслуживает полного доверия со стороны Колоссян, апостол отзывается об нем с самой лучшей стороны: он близкий моему сердцу верующий брат, помогающий мне, по моим указаниям, в благоустроении христианских общин, сотрудник и соработник мне, т. е. не полицеприятию, а по ревности и любви к Господу помогает мне в моих трудах. 7 ст. О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. Этого-то возлюбленного и близкого мне человека я и послал к вам, чтобы он рассказал вам о мне все, что вас так интересует, а с другой стороны узнал бы все, что происходит среди вас, узнал бы что это за лжеучители явились среди вас, чем они сбивают вас с толку и как вы к ним относитесь и ободрил бы вас в борьбе с ними. 8 ст. Которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9 ст. с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас: они расскажут вам о всем здешнем. Вместе с Тихиком апостол посылает им еще Онисима, также близкого апостолу и заслуживающего доверия Колоссян, ибо он даже их земляк. Этот Онисим был раб Филимона, бежал от него. Ко Христу был обращен ап. Павлом, после чего был отправлен опять к своему господину, причем ему вручено было особое послание к Филимону. Эти-то два доверенные лица, заключает апостол, расскажут вам все, что совершается вокруг нас здесь, в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Авраам «стал отцом всех верующих», – пишет апостол Павел ( Рим. 4, 11 ), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам – «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа. Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело ( Мф. 10, 28 ), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец, то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» – Рим. 10, 14 )? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» ( 1Кор. 4, 15 ). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников [...] но не много отцов» ( 1Кор. 4, 15 ). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» ( Флм. 10 ). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» ( Флп. 2, 22 ). Через людей человек приходит в сообщество верующих, в Церковь . Следовательно, увидеть Церковь – значит увидеть людей, в которых действует сила Божия. Древний монашеский афоризм говорит, что никто никогда не стал бы монахом, если бы однажды не увидел на лице другого человека сияние вечной жизни. Поэтому и говорит ап. Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4, 19 ); «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4, 16 ). И так – через века. В своем рождении друг от друга наставники сохраняют тот образ духовного устроения, который впервые явил создатель традиции. Вот лишь одно свидетельство о встрече с «батюшкой»: «Когда, кончив молитву, батюшка благословил меня и начал говорить, всем сердцем я стал внимать ему, но не словам, а тому новому и необычному, что рождалось в душе в его присутствии, что обновляло, возрождало, делало сильным» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

В-шестых, выражение плоть ( σρξ) употребляется у апостола Павла для обозначения всех чисто естественных человеческих отношений, обусловленных происхождением, национальностью, общением закона, и для обозначения образа представления и действия, который имеет свои корни в преходящих национальных воззрениях, во внешних определениях, какие содержит в себе иудейский закон, и в обычае. В значении чисто естественных человеческих отношений, обусловленных происхождением, национальностью, общением закона, употребляется слово плоть в послании к Филимону в 16 стихе, где Апостол просит Филимона принять Онисима, как брата возлюбленного и по плоти, и в Господе. Здесь апостол Павел указывает те отношения, по которым Онисим стал для Филимона возлюбленным братом: плотское, т. е. естественное отношение, обусловленное происхождением, национальностью, и духовное, основанное на вере во Христа. В таком же смысле употребляется выражение плоть в послании к Флп. 3:3, 4 , в словах: хвалящиеся Иисусом Христом, а не на плоть надеющиеся«. Здесь под плотью нельзя разуметь чисто телесную сторону человека, так как под понятие плоти, на которую апостол Павел может надеяться, в дальнейших двух стихах этой главы (3:5–6) он подводит такие обстоятельства, как обрезание в восьмой день, происхождение из рода Израилева, из колена Вениаминова, и то, что он по учению фарисей, по ревности гонитель церкви Божией, по правде законной непорочный. Ср. также Гал. 3:3 , 1Кор. 10:18 , 2Кор. 11:18 . – В значении образа представления, который происходит не из духа Христова, но из национальных воззрений и обычая, выражение плоть употребляется напр. во 2Кор. 5:16 , где апостол Павел говорит: »отныне мы никого не знаем по плоти ( κατ σαρκ); если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем«. Здесь представляется противоположность между новой жизнью, которая посвящается Умершему за нас, и о которой говорится вообще: «древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ), и жизнью, в которой существовало знание по плоти. Под плотью здесь можно разуметь те предрассудки, которые апостол Павел имел вследствие своей связи с иудейским народом, прежде чем он обратился ко Христу и изменился в своем познании. – В значении же внешнего образа действия слово плоть употребляется, например, в послании к Римлянам, в 4 главе, в первом стихе, где апостол Павел спрашивает: «что же скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти ( κατ σαρκ)?» Во втором стихе той же главы выражение по плоти ( κατ σαρκ) заменяется выражением «делами» ( ξ ργων). Следовательно, противоположное выражению κατ σαρκ (по плоти) будет выражение κατ πστιν (по вере). Посему под плотью нужно разуметь здесь чисто внешнее служение Богу, основанное на исполнении закона или совершении предписанных обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Во всяком случае, пресечение всего, истекающего отсюда, зла и вреда лежит, очевидно, на обязанности главного начальника с ответственностью за самоё зло и вред, и за самых лиц близких домашних... Так и у Пророка – Прозорливца и Чудотворца Елиссея был слуга Гиезий, злоупотребивший его авторитетом и доверенностью; но он же и не был оставлен без вразумления и исправления. Был у Апостола Павла слугою Онисим, бежавший от своего прежнего господина, который, как видно, и не заботился разыскивать его для возвращения к себе, как непотребного; – но этот непотребный и беглец, находясь в услужении св. Апостолу, сделался таким, что сам св. Апостол, возвращая его к прежнему господину, свидетельствовал о нём так: «Молю тя о моём чаде... Он был некогда не годен для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мою утробу. И хотел бы удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне во узах за благовествование, но без твоего согласия я не хотел этого сделать... Не как уже раба прими его, но выше раба, как брата возлюбленного особенно мне, а тем более тебе и по плоти и в Господе» ( Флм. 1:10–16 ). Понятно, от чего зависела и произошла такая перемена в описываемом слуге, что он стал для самого Апостола его чадом, его утробою, братом возлюбленным, и не только для него (Апостола), но и для прежнего господина, перед которым был негоден. Об отношениях и влиянии со стороны высокопр. Филарета на лиц приближенных – доверенных и на домашних его келейных и будет наша следующая речь. Скажем, прежде всего, несколько слов о лицах, приближенных и доверенных не в смысле отношений только личных, но таких, которые, естественно, могли иметь влиятельное значение по части управления и не только делами лаврскими, но и обще-епархиальными. Не скрываем, что при всех достоверных данных, имеющихся у нас под руками, мы всё-таки, кажется, не решились бы коснуться настоящего предмета по самому нашему званию и состоянию иноческому, чтобы не быть выставителями и судьями деяний святительских в рассматриваемом роде и значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Все апостолы были отцами для каждого из христиан. И все христиане друг для друга были братьями и сестрами. И вот вопрос для протестантов: как же исполнится обетование Христа о том, что у христианина станет много отцов — если ему никого нельзя называть этим словом? Апостолы тоже, наверное, не воспринимали заповедь Христа «никого не называйте отцом, кроме Отца вашего, Который на небесах» столь однозначно, как нынешние «евангелисты». Любовь не знает закона. И уже апостол Иоанн обращается к своим ученикам — «детушки». Встречное окликание, очевидно, было соответственным. Апостол Матфей, пишущий свое Евангелие после того, как он услышал строгие слова Спасителя «никого не называйте отцом на земле», Матфей, в чьем именно Евангелии и приведены эти слова Христа, тем не менее пишет, что Христос встретил Иакова и Иоанна «в лодке с Зеведеем, отцом их» (Мф. 4, 21). Апостол Стефан проповедует Синедриону: «братия и отцы! послушайте» (Деян. 7, 2). То же обращение встречается у ап. Павла (Деян. 22, 1). И апостол Иоанн его употребляет: «Пишу вам, отцы» (1 Ин. 2, 13). Апостол Петр также знает иных отцов, кроме Небесного: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» (Деян. 3, 13); «Бог отцов наших воскресил Иисуса» (Деян. 5, 30). Если вспомнить еще и увещание ап. Павла: «отцы, не раздражайте детей» (Еф. 6, 4), то станет вполне очевидным, что по восприятию апостолов благодатное Богосыновство, дарованное нам Истинным Сыном, не отменяет земного родства, как телесного, так и духовного. Авраам «стал отцом всех верующих», — пишет апостол Павел (Рим. 4, 11), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам — «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа. Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело (Мф. 10, 28), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец , то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» — Рим. 10, 14)? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4, 15). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников но не много отцов» (1 Кор. 4, 15). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» (Флм. 10). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» (Флп. 2, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:9 ). Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей? Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на ( 1Петр. 2:5, 9 ), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5:1–4 ). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере ( Евр. 10:38 ). Иерарх Время вступления Андрей Первозванный, Апостол Стахим, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпиои Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июля 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Если он верен, то ни в чем не солжет; если сотрудник, то участвовал в искушениях. Таким образом, (апостол) изобразил все то, что делало его достойным доверия. « Которого я для того послал к вам » (ст. 8). Здесь (апостол) показывает сильную любовь, так как по этому побуждению он и послал его и это было причиной его отправления в путь. То же говорил он, когда писал и к фессалоникийцам: « И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего » (1 Сол. 3:1, 2). Того же самого и по той же причине он посылает и к ефесянам (Еф. 6:22). « Чтобы он узнал », — говорит он, — « о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши » (ст. 8). Смотри, что он говорит: не говорит: чтобы узнать вам о моих делах, но — чтобы мне узнать о ваших; и вообще он нигде не выставляет на вид то, что касается собственно его. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях, говоря: « С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем » (ст. 9). Это тот Онисим, о котором он говорил в послании к Филимону: « Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать » (Флм. 13–14). Он присовокупляет нечто и в похвалу городу, чтобы они не только не стыдились, но и ставили себе это в честь: « Который от вас », — говорит он. « Они расскажут вам о всем здешнем. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною » (ст. 9, 10). 2. Нет ничего выше такой похвалы. Это тот человек, который был вместе с ним уведен из Иерусалима. (Апостол) сказал более, чем пророки: те называли себя странниками и пришельцами, а он (называет себя) даже пленником, потому что его, как пленника, водили и волочили, и всякий мог наносить ему оскорбления. А лучше сказать — ему было даже хуже (чем пленникам), потому что, когда враги захватят, то прилагают затем большое попечение, заботясь как о своей собственности; а его, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали — побоями, мучениями, оскорблениями, клеветами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И все, что делаете, от души делайте как для Господа, а не для человеков: знаете, что от Господа приимете воздаяние в наследии: ибо Господу Христу вы служите. А кто неправду творит, восприимет по своей неправде: нет лицеприятия у Бога. Глава 4 Господа, правду и уравнение рабам подавайте: знаете, что и у вас Господь на небесах. В молитве не преставайте, бодрствуя всею душою, благодаря Бога. Молитесь и о нас, да отверзет нам Бог дверь слова, возвещать тайну Христову – за нее ныне я и в узах – дал бы мне Бог слово, как должно возвестить ее. Со внешними обходитесь рассудительно, соображайтесь с временем. Слово ваше да будет всегда благоволительно, растворено солию, чтобы знали вы, как отвечать каждому. Приветствия А что со мною происходит, о том все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник о Господе: для того его и послал я к вам, чтоб узнал он об вас и утешил бы сердца ваши 36 , – с ним и Онисим, верный и возлюбленный брат – он же из ваших. Они расскажут вам обо всем, что здесь происходит. Привет вам от Аристарха, заключенного вместе со мною, и от Марка, племянника Варнавина (о нем было вам указано – когда придет, примите его). И от Иисуса, прозванного Иустом – оба из обрезанных, и из таковых они одни трудились со мною для Царствия Божия и были отрадою мне. Привет вам и от вашего же Епафраса: раб он Иисуса Христа и всегда за вас подвизается в молитвах, чтобы пребыли вы совершенны и исполнены веры во всем, что есть воля Божия. О нем свидетельствую, что имеет великую ревность и заботу о вас и о сущих в Лаодикии и в Иераполе. Привет вам от Луки, врача возлюбленного, и от Димаса. Привет наш братии, сущей в Лаодикии, и Нимфану и домашней его церкви. И когда прочтется у вас это послание, устройте, чтобы прочитано было и в церкви Лаодикийской; а что будет из Лаодикии, то и вы прочтите. И скажите Архиппу: смотри, исполняй служение, что принял ты о Господе, чтоб тебе совершить его. Привет вам моею рукою Павловою. Поминайте мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

И Господь услышал молитву мою: через год после меня и мать приняла Православие и была весьма ревностной к Православной вере, стала сама часто ходить в церковь и меня заставляла. Все четыре поста в год непременно исповедалась и приобщалась Святых Таин. Бывало, говорит она мне: «Не ходи на улицу к ребятам шалить, а лучше почитай Псалтырь, а я послушаю, что пророк Давид пишет». И я, бывало, читаю, а мать слушает с великим вниманием. Особенно удивляли её слова Пророка, говорящего: Всуе мятется всяк человек живый. Собирает богатство и не знает, кому собирает его, не знает, кому останется богатство его. Но блажен тот человек, который возлагает все упование свое на Господа Бога Своего 24 . И в Евангелии от Матфея, бывало, читаешь, где сказано: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше 25 . И мать моя от этих слов приходила в умилительный плач, а в моё сердце так запали эти божественные слова, что остались и поныне как-будто только что прочитанные. И так счастливо жил я с родными пока мне не исполнился двадцать один год, когда меня взяли на военную службу. Служил я на Кавказе в Батуме и сдружился с товарищами, которые проводили жизнь разгульную и мерзкую. Они завлекли и меня к таким же порокам: пьянству, разгулам и всяким мерзостям. Когда я впервые впал в смертный блудный грех , то почувствовал, как от меня отошла благодать и сердце моё исполнилось какого-то мрака. Почувствовав лишение духовной сладости и утешения, которыми прежде наслаждался, я стал скорбеть и плакать, но, увы, содружество прежних друзей моих влекло меня к новым и новым порокам. И, как бы радуясь моей погибели, сердце моё стало грубо и холодно к Богу и ко всякой добродетели. Окончил я военную службу в чине фельдфебеля и по рекомендации моих друзей поступил надзирателем в Батумскую тюрьму. Стал я жить во всём удовольствии телесном, но совесть моя укоряла за мою скверную жизнь, а на сердце – тоска, уныние, всё мне скучно и немило.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

иеромонах Иов (Гумеров) Православная Церковь относилась к крепостному праву так же, как Церковь апостольского века относилось к рабству, которое существовало повсеместно в Римской империи. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся ( 1Кор. 7:21 ). Есть свобода духовная, и есть свобода юридическая, внешняя. Царство Мое не от мира сего ( Ин. 18:36 ), – сказал Спаситель Пилату. Назначение Церкви – привести каждого человека путем очищения от грехов, освящения и возрождения к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Для этого нужно исполнить закон христианской свободы – освободиться от рабства греху. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ). Достичь этой высшей свободы может любой: раб и господин, бедный и богатый, больной и здоровый, простой и образованный. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом ( 1Кор. 12:13 ). Когда в первом веке Церковь стала многочисленной, ее членами стали многие богатые люди (даже видные римские сановники), у которых были рабы. Апостолы не призывали к отмене существующих социально-экономических отношений. Исторические условия для этого еще не вызрели. Борьба с рабством в это время имело бы губительные последствия: массовое бегство рабов, мятежи и восстания. Христианство принципиально изменяло нравственные отношения внутри существующего социального уклада. Один из таких примеров содержится в Послании св. апостола Павла к Филимону – к своему другу и сотруднику. В его доме имелась христианская церковь . Он принимал странников. Раб его Онисим чем-то провинился и бежал. Встретившись с апостолом Павлом, он обратился в христианство. Апостол, посылая Онисима в сопровождении Тихика к Филимону, обращается к нему не с приказом, а с просьбой в духе христианской любви: прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного ( Флм.1:11–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010