17. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. 18. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. 19. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. 20. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой моё сердце в Господе. 21. Надеясь на послушание твоё, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Юность и слёзы преступника – вот на что обращает внимание своего адресата Плиний Младший. Беглый раб действительно виноват, он вполне заслуживает наказания, но, учитывая его полное раскаяние, а также молодость и неразумие, к нему следует проявить снисхождение, считает он. К тому же гнев вреден для здоровья, он причиняет мучение – гораздо приятнее сознавать, что ты воплощение кротости, которая «особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива». Человеколюбивый Плиний не способен выйти за рамки устойчивой схемы отношений между рабом и рабовладельцем, его мысль постоянно вращается среди понятий юридических прав владельца, здравого смысла и заботы о поддержании здоровья. Совсем к иным понятиям апеллирует апостол Павел: Онисим принял крещение от руки апостола, теперь он – его духовный сын, более того – брат возлюбленный (ср.: Флм.1:16 ), точно так же как и его хозяин – Филимон. Возвращаясь к Филимону, Онисим возвращается к своему законному хозяину, но это уже не просто хозяин – это брат во Христе, и Филимон, принимая беглого раба, принимает не просто раба, а брата во Христе. При видимом восстановлении status quo, во взаимоотношениях хозяина и раба происходит принципиальное изменение. Проблема социально-экономических противоречий – неизбежная проблема повреждённого грехом мира во всё время его существования – находит своё решение в совершенно неожиданной сфере – сфере религиозной. Христианство решает проблему рабов и господ не через подавление первых или свержение вторых, а путём перевода всего дела в иную плоскость – плоскость отношений между братьями во Христе, в Котором нет раба, ни свободного ( Гал.3:28 ), но всё и во всём Христос ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол просит, чтобы это Послание было прочитано в Лаодикии, а письмо, направленное в Лаодикию, прочитали в Колоссах. Заключительное приветствие написано рукой апостола Павла. Послание к Филимону Вопрос подлинности. Подлинность Послания не подвергалась серьезной критике. Место написания. Как мы уже говорили в предисловии, мы полагаем, что Послание к Филимону, подобно Кол. и Еф., было отправлено из Рима (а не из Кесарии); по-видимому, Флм. представляет собой отдельное письмо, которое должно было прилагаться к Кол., где упоминается Онисим, о котором идет речь в Флм. Содержание Послания: Онисим, раб Филимона (1:16), убежал от своего хозяина и укрылся в Риме, где встретил Павла, который обратил его в христианство (1:10). Теперь апостол отсылает Онисима к его прежнему хозяину, но остерегается приказывать Филимону: «По любви лучше прошу» (1:9; см. 1:14). Он хотел бы оставить Онисима при себе, «дабы тот послужил» ему (1:13), но уважает свободу Филимона (1:14). Он просит его, как брат во Христе, простить Онисима и принять его «не как раба, но брата возлюбленного» (1:16). Интерес Послания. Апостолы, и в частности Павел, проповедовали спасение во Христе. Апостольская проповедь была обращена ко всякому человеку, независимо от его рода, социального положения, пола. Именно это и имел в виду ап. Павел, когда писал галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3:28; ср. Кол. 3:11). Проповедуя спасение во Христе, апостолы остерегались провозглашать, какие бы то ни было, социальные реформы: освобождение рабов, эмансипацию женщин… Рабам они советуют: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23); хозяевам «оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4:1). Женам апостол Павел говорил, что они должны быть покорны мужьям, а мужьям – что они должны любить своих жен, «как Христос возлюбил Церковь » и «предал Себя за нее» (5:21–24). Апостол Павел не вводил никакого обязательного социального закона, он хотел «реформировать» сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Здесь Ап. говорит, что подробности о его положении в Риме сообщат Колоссянам Тихик (см. Деян 20:4 ) и Онисим, житель Колосс, приходивший в Рим к Павлу (о нем см. посл. к Филимону). Они должны оба сообщить Колоссянам и о всем «здешнем», т. е. о состоянии церкви в Риме. Впрочем «утешать» Колоссян должен только Тихик, как человек более окрепший в вере (Онисим был только недавно обращен). Кол.4:10 .  Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), Кол.4:11 .  также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Кол.4:12 .  Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Кол.4:13 .  Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. Кол.4:14 .  Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствия Колоссянам Ап. передает от своего добровольного товарища по заключению в узах Аристарха (см. Деян 20:4 ), от Марка, племянника Варнавы, о котором Колоссяне получили было от Апостола какие-то предписания (вероятно, запрещение этому, не твердому в своем деле, проповеднику дальнейшей общественной деятельности – см. Деян 15:37, 38 ), но которого теперь Ап. велит принять (это, конечно, был евангелист Марк. См. введение в Евангелие от Марка). Затем следуют приветствия от Иисуса Иуста, вероятно римского Иудея, которого церковное предание отождествляет с Иосифом Варсавою, носившим также имя Иуста ( Деян 1:23 ). Эти три лица были Иудеи по происхождению. Далее идут приветствия от христиан из язычников – именно от Епафраса (ср. Кол.1 ), который так любит своих сограждан – Колоссян, что постоянно молится о их нравственном усовершенствовании (чтобы они были вполне убеждены в истине открытой им воли Божией – по-русски: «исполнены всем, что угодно Богу») – И заботу – это слово лишнее: в греч. находится только одно слово ζλος – ревность. – О «Луке» – см. введение в Ев. от Луки. – «Димас» – вероятно, сокращение имени Димитрий (см. о нем 2Тим 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Какие именно обязанности выполнял Онисим, не известно. С уверенностью можно сказать только то, что он чем-то провинился перед своим господином и решил бежать. Что же произошло дальше? Павел говорит об Онисиме как о сыне, которого он родил в узах (Флм. 1, 10). Это означает, что апостол обратил его к вере во Христа. Святой хотел даже оставить Онисима при себе, чтобы он служил ему, но не стал делать этого без согласия Филимона (см.: Флм. 1, 14). Сила Павловых слов Беглого раба, если он был объявлен в розыск и схвачен, возвращали господину. Господин имел полное право наказать беглеца. Поэтому и возникает главный вопрос: как поступит в этом случае Филимон — христианин, известный добродетельной жизнью? С одной стороны, Павел обращается к Филимону как старец и узник Иисуса Христа (Флм. 1, 9), что является явным намеком на авторитет апостола и на обязанность Филимона выполнить просьбу. С другой стороны, Павел не приказывает своему адресату, но просит: прими его, как мое сердце (Флм. 1, 12), не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня (Флм. 1, 16–17). И даже больше: Павел обещает возместить Филимону все убытки, понесенные им из-за Онисима: Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: «я заплачУ» (Флм. 1, 18–19). Был ли Онисим виновен в краже или потере денег Филимона или же Филимон потратил средства на его поиски, остается неясным, но Павел просит Филимона не беспокоиться о деньгах, добавляя при этом: не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен (Флм. 1, 19). Может быть, Филимон был также обращен апостолом Павлом и обязан ему рождением в новую жизнь со Христом, а может быть, это напоминание о чем­то другом, но Павел уверен, что Филимон проявит послушание и сделает даже больше, что он просит в письме (см.: Флм. 1, 21). Чтобы прежнее ушло само собой И вот что странно. Казалось бы, частное письмо — пусть даже и написанное самим апостолом Павлом — по совершенно частному вопросу. В тексте, на первый взгляд, нет ни глубоких богословских идей, ни наставлений в христианской жизни. Однако это послание было включено в канон Нового Завета. Почему?

http://pravoslavie.ru/107128.html

П. Мельников-Печерский Уважение к старцам В одной стране (Спарте) был закон, который предписывал молодым людям вставать при появлении старца, молчать, пока он говорит, и уступать ему дорогу при встрече. На одном народном празднике почтенный грек искал места, где бы он мог отдохнуть. Несколько молодых людей, его соотечественников, стали знаками подзывать к себе старца, и когда он с трудом добрался до них, то, вместо почтительного приема, встретил грубые насмешки. Бедный старик, вытесняемый отовсюду, обратился в ту сторону, где сидели спартанцы. Верные священному обычаю своей земли, они скромно встали и посадили его рядом с собой. Те самые греки, которые над ним так бесстыдно потешались, удивились поступку своих великодушных соперников, и громкие крики одобрения раздались со всех сторон. Слезы потекли из очей старца. Обратившись к народу, он громко произнес: – Греки постигают добро, а спартанцы его делают. Сильвио Пеллико Благодарный ученик Преподобный Симеон, будучи мальчиком, пас овец своего отца. Но это не мешало ему ходить и в церковь . В один из воскресных дней юный Симеон пришел со своими родителями к литургии. С благоговением слушая чтение и пение, он с особенным вниманием воспринимал слова Евангелия, из которого на этот раз читалась нагорная проповедь Спасителя о девяти Заповедях Блаженства. Но так как он не понимал значения этой проповеди , то обратился за разъяснением к стоящему подле него старцу. Незнакомый старец объяснил мальчику непонятое. Тогда благодарный Симеон упал ему в ноги и, принося благодарность, между прочим сказал так: – Ты мне отец, ты мне мать, ты учитель благочестия и вождь моего спасения. Преподобный Симеон хранил юношеское воспоминание до конца жизни. Об отношении к подчиненным У современника Апостола Павла, Филимона, был слуга Онисим, который, в чем-то провинившись перед своим господином и боясь его гнева, убежал от него. Раб, да еще беглый, – какой это жалкий изгой для тогдашнего общества, смотревшего на рабов как на рабочую скотину! Но Апостол видит и в рабе Онисиме одинаково бессмертную душу, искупленную Кровью Христа. Поэтому он его утешает, говорит ему о Боге униженных и угнетенных, возвещает ему Евангелие; и когда сердце его открывается для восприятия Христова учения, он его рождает для новой жизни, то есть крестит. И для него Онисим уже не раб, а сын по вере. Желая, однако, примирить его со своим господином, Филимоном, Апостол отсылает его к нему с посланием, в котором пишет следующее: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я (т. е. крестил) в узах моих... Прими его, как мое сердце... Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня» ( Фил. 1, 10, 12, 16, 17 ). Этим Посланием Апостол устанавливает сердечное отношение между господином и слугой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Раб Онисим, убежал от своего верующего господина Филимона и сильно ему навредил, но Филимон должен после своего крещения «принять его навсегда» (Флм 15;) «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного […] и по плоти и в Господе» (Флм 16;). «По плоти» брат, подчеркивает Павел, и предостерегает при этом от того опасного лжетолкования всех «привилегированных» христиан, которые допускают единение с христианами, уважая их и признавая их право лишь в богослужении, а далее его не распространяя. По плоти брат Филимона! Филимон должен по-братски принять раба, как если бы это был сам Павел (ст. 17), не вменять ему в вину причиненный вред (ст.18). Филимон должен сделать это добровольно, хотя Павел мог бы возыметь и дерзновение попросить его здесь (ст.8-14), и Филимон определенно сделал бы больше, чем потребовалось бы (ст.21). По плоти брат, поскольку крещен. Останется ли отныне Онисим в рабах своего господина Филимона — их отношения друг к другу станут теперь уже другими. Благодаря чему? Свободный и раб стали членами Тела Христова. Отныне в их общности живет, как в маленькой келье, Тело Христово, община. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:27; и след.; Кол 3:11;). В общине один для другого более не свободный или раб, мужчина или женщина, но член Тела Христова. Конечно, это не означает, что раб отныне уже не раб и что мужчина перестал быть мужчиной. Но это еще далеко не значит, что отныне и впредь в общине каждый будет рассматриваться на основании этого как иудей или эллин, свободный или раб. Как раз это и должно быть исключено. Мы рассматриваем друг друга только как участников в Теле Христовом, разумея, что мы вместе — единое в нем. Иудей и эллин, свободный и раб, мужчина и женщина теперь едины как часть общины Тела Христова. Где они совместно живут, говорят, действуют — там община, там они во Христе. Но при этом также решительно определяется и изменяется их единение. Жена повинуется мужу «в Господе», раб служит Богу, если служит своему господину, господин знает, что он также имеет Господа на небесах (Кол 3:18; — 4:1;), но отныне они братья «и по плоти и в Господе».

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Ты часто недоумеваешь: как это от малой искры произошел пожар? Но разве не знаешь, что огонь есть послушный слуга Божий, так же как все вообще стихии. Бог велел искре превратиться в пламя – и произошел пожар в наказание нечестия или для искушения добродетели. Часто также спрашивают: как преждевременно помер такой-то, тогда как, по-видимому, болезнь была неопасна? И здесь помни, что если Господу угодно было, чтобы искра болезни превратилась в пламя разрушения, то болезнь должна была увеличиваться больше и больше и пособия врачей должны были остаться безуспешны: отсюда-то и познай и слабость всякого человека, слабость всякой мудрости человеческой, как бы она ни силилась продолжить жизнь человеческую. Читай на каждом умирающем эти ясно написанные слова: человек – как трава: жил, рос, разрушился. Врачей не вини: они не всемогущи. Марк. Гл.3, ст.31–35. И пришли (в тот дом, где был Спаситель и учил народ) Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Вероятно, – да не оскорбится слух Препрославленной Матери Господа, – Пресвятая Дева и двоюродные братья и сестры хотели вызвать Его по чувству любви к Нему, из предосторожности, чтобы Ему не наделали грубостей или не сделали другого зла, не понимая хорошенько, что пока не пришел час Его, дотоле никто не может сделать Ему вреда. Вероятно, им было без Него скучно, особенно Пренепорочной Матери. Господь целые дни проводил с народом и даже ночевал где попало. Как же было не следить Ей, по крайней мере взором, за возлюбленным Своим Сыном, Своим и ныне и [потом] – Сладчайшим Иисусом? Но исполнение воли Отца Своего Спаситель почитал выше всего. Так и священник в церкви не должен думать ни о каких земных связях. Из послания к Филимону. Апостол обратил ко Христу Онисима, раба Филимонова, и по этому обстоятельству называет его чадом. Прежде, вероятно, он был недобрый слуга своего господина, но теперь апостол, наставив его в вере, называет его благопотребным Филимону и ему (апостолу). Удивительные дела: на час убежал Онисим от своего господина к апостолу – и сделался христианином, из погибшего человека – вечным членом Царства Христова: Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда [ Флм. 1:15 ]. Значит, вера спасает нас, но никак не дела; Онисим еще не кончил своего земного поприща, но уже называется членом вечного Царства Небесного. В том же смысле все обращенные апостолами называются разными именами, означающими, что они уже члены Небесного Царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе» , «егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша» , «со Онисимом, верным и возлюбленным братом, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде» . Онисим был слуга Филимонов. Божественный Апостол, огласив его в темнице, послал к господину. Поелику же в послании говорил, что намеревался удержать его при себе, однако же не захотел сего сделать без воли Филимона, то, как вероятно, Филимон возвратил Онисима. Но божественный Апостол снова послал его с Тихиком, уже как сделавшегося споспешником проповеди. Мудрость же Апостола можно дознать и из того, что известить о нем поручил обоим (так как говорит: «вся вам скажут, яже зде» ), а утешать предоставил одному Тихику, ибо говорит: «да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша» . Поелику знали, что Онисим раб, и, вероятно, огорчились бы тем, что вчера и за день бывший рабом вдруг признан способным утешать и учить целую Церковь, то Апостол сказал, что послан на это один Тихик. А возвестить об Апостоле нашел приличным для обоих, и Онисиму оказывая сим честь, и не оскорбляя колоссян. Кол.4:10.   Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его). «Целует вы Аристарх спленник мой» . Он родом был из Фессалоники, как извещает блаженный Лука, и пришел с Павлом в Иудею, оттуда же отправился с ним в Рим. Апостол назвал его спленником как сообщника в перенесении страданий. «И Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его» . И сие дает знать, что Апостол, видев уже колоссян, написал послание, потому что после спора, бывшего у него с блаженным Варнавою о Марке, преподавал он учение в Фригии и Галатии. Посему вероятно, что в это время дал о них и заповеди. Повелевает же, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю. Кол.4:11.   Также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

15]. Значит, вера спасает нас, но никак не дела, хотя дела нужны для христианина: Онисим еще не кончил своего земного поприща, но уже называется членом вечного Царства Небесного. В том же смысле обращенные апостолами называются разными именами, означающими, что они уже члены Небесного Царства. Особенно замечательно здесь выражение любви апостола к рабу Филимона и духовному чаду апостолаОнисиму. Святой апостол называет его своею утробою. Какая высокая, святая любовь отца самого нежного к сыну! Послание святого апостола Павла к Евреям Гл.1. О возвещении людям воли Божией: в последние дни, чрез Единородного Сына Божия; о Его величии Божественном: Он Наследник всего Отеческого достояния; Он сотворил время, то есть мир видимый с его изменениями и всем, что в нем ни есть, и вместе – мир невидимый; Он – сияние славы (славное сияние) и образ Ипостаси Бога Отца; Его сильным словом все носится: все миры в порядке и благоустройстве; сотворив Собою, как Сущею Святынею, очищение грехов наших, Он сел одесную престола величества на высоких, или на небе, и по человечеству. Далее приводятся места из Ветхого Завета, подтверждающие Божественное достоинство Иисуса Христа. Возвышайтесь же духом вашим, христиане, горе, к вашему Божественному Искупителю, и не прилепляйтесь к земле. Где Я, сказал Спаситель, там и слуга Мой будет, то есть на небе же. Гл.2, ст.3[-4]. Как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом (Иисусом Христом), в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого (разделениями даров Духа Святого) по Его воле? Да, нерадящие о таком благовестии спасения, сопровождавшемся едва не на каждом шагу высшим свидетельством, истинным, непререкаемым, небесным, всемогущим, получат должное воздаяние тем более, что и глаголанное Ангелами слово бысть известно (твердо) и всякое преступление и ослушание против этого слова получало праведное воздаяние. Проповедники должны с силою и властию проповедовать об этом спасении пасомым во время и не во время [ 2Тим. 4, 2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4:9–10). А потом уже он писал к Коринфянам, как видно из слов: « ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих » (2 Кор. 9:2). Отсюда ясно, что Фессалоникийцам говорено было о том прежде. Но хотя послание к Римлянам позднее этих, однако, оно написано раньше тех, которые отправлены из Рима. Он еще не прибыл в город Рим, когда написал это послание, как открывается из слов: « я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное » (Рим. 1:11). К Филиппийцам же Павел писал из Рима, почему и говорит: « приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома » (Флп. 4:22). И к Евреям написано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии (Евр. 13:24). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах. Даже мне кажется, что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: « ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало » (2 Тим. 4:6). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме. И послание к Филимону есть также одно из последних, так как Павел написал его в глубокой старости, о чем сам говорит: « я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа » (Фил. 1:9). Но, конечно, оно написано прежде послания к Колоссянам, что опять видно из сказанного в конце послания, так как Павел в послании к Колоссянам пишет: « все скажет вам Тихик, которого я послал с Онисимом, верным и возлюбленным братом » (Кол. 4:7–9). Онисим же этот был тот самый, о котором Павел написал послание к Филимону, а не другой, соименный ему, что доказывается именем Архипа, на которого Павел в послании к Филимону возложил труд ходатайствовать с ним за Онисима, и которого в послании к Колоссянам он поощряет такими словами: « скажите Архипу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе » (Колосс. 4:17). Мне еще кажется, что послание к Галатам написано прежде послания к Римлянам. Если же послания Павла имеют в книгах порядок другой, то это нисколько не удивительно, так как и двенадцать пророков расположены последовательно, в известном порядке книг, хотя по времени они и не следуют один за другим, но разделены между собой большим промежутком времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010