С Евр.: «Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня, и благоговел перед именем Моим». Этот завет о священстве и о жертвах, который Я заключил с Левием, – говорит Господь, – был заветом мира и жизни, т. е. за исполнение условий сего завета Я в награду обещал даровать исполнителям и дарую жизнь и мир, жизнь счастливую и мирную. Какие же это условия сего завета? Следующие: " Я дах ему боязнию боятися Мене и от лица имене Моего устрашитися». Вот кому обещал Я и дарую жизнь и мир; Я дарую их только тем, которые питают страх ко Мне, боязнию боятся имени Моего, т. е. всею душою и сердцем приняли страх Божий (св. Кирилл Алекс.), и по действию сего страха исполняют заповеди закона Моего. – Так Я заповедал, – говорит Господь, – жреческому колену Левиину, всем священникам, ведущим род свой от сего колена. Теперь посмотрите на себя вы, потомки Левия, таковы ли вы? Питаете ли вы страх ко Мне, боитесь ли вы Моего имени? Вы не имеете ни страха, ни благоговения. Эта последняя мысль здесь сама собою подразумевается (Сн. ст. 8). Мал.2:6 . Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах его: в мире исправляяй иде со Мною и многи обрати от неправды. С Евр.: «Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною, и многих отвратил от греха». Господь подтверждает Свои слова примером Левия или Аарона. – Вот, – говорит Господь, – например, Аарон, если он пользовался Моими милостями, наслаждался мирною и счастливою жизнью, то это потому, что соблюдал условия Моего завета с ним; что Я требовал от него по силе завета, то он соблюдал свято, Я требовал от него истины, и «закон истины бе во устех его», он и учил народ истинно, согласно с Моими заповедями, и поступал истинно, как Я желал и заповедал, так что неправда, ложь и обман, искажение закона и заблуждения чужды были его учению, он шёл со Мною одним путем, не уклонясь в сторону, на распутии шёл путем мира и правды, а потому, будучи учителем и руководителем народа, многих отклонил от греха и неправды, и привел на путь добродетели и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Свою историю он и начнет выстраивать на Патриарших прудах: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть – несчастье… вечер – семь …». Он астролог, маг и чародей, но не творец! Сатана может лишь пародировать Бога. Если Бог творит чудеса, то Воланд способен только на фокусы, подменяя одно другим. И знает лишь то, что сам подстроил: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила», а, стало быть, Берлиозу отрежут голову! В Великую среду на службе читается Евангелие от Матфея (параллель с Левием Матвеем): «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову…». В Москве происходит не просто искажение (профанация) Нового Завета, но откровенное его выворачивание наизнанку. Миро на главу Спасителя возлила падшая женщина. Анна – в переводе значит благодать. Аннушка пролила масло, чтобы голова Берлиоза была отрезана. Здесь наблюдается явная аллюзия: голова Христа – голова Берлиоза. Вспомните, что Иисус Христос – агнец Божий; чаша (потир) с причастием есть символ агнца Божиего. Примечательно, что на балу у сатаны пить вино будут из кубка, сделанного из головы Берлиоза. Причем эта голова первоначально исчезнет из гроба и появится она только на балу у Воланда. Здесь видится еще одна аллюзия – с обретением главы Иоанна Предтечи. Продолжим Евангелие: «…возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению… Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его». Это случилось в среду. В Москве в среду на Страстной седмице тоже произошло предательство Христа, а Аннушка пролила масло. Таинственный мессир готов отправить телеграмму дяде Берлиоза в Киев: «Похороны пятницу, три часа дня». Что совершается на Страстной седмице в пятницу в три часа дня? Вынос плащаницы, символизирующий погребение Христа. То есть опять возникает параллель московских событий с церковной службой.

http://pravoslavie.ru/30256.html

Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему: — Иди за Мной! Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: — Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же, услышав слова их, сказал им: — Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13–19; Лк.6:13–16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме [ 1 ]. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря [ 2 ]. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев [ 3 ]. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы [ 4 ] Матфея. И сказал ему: — Иди за Мной! Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников [ 5 ] и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: — Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же, услышав слова их, сказал им: — Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию [ 6 ]. С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13–19; Лк.6:13–16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Матфея Память 16 ноября Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием ( Мк. 2:14 . Мф. 9:9 . Лк. 5:27 ), жил в Галилейском городе Капернауме 7461 . Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря 7462 . Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев 7463 . И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы 7464 Матфея. И сказал ему: – Иди за Мной! Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, – все мытари и грешники, – и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников 7465 и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: – Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же, услышав слова их, сказал им: – Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 7466 . С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом ( Лк.5:28 ) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов ( Мф. 10:1–42 ; Мк. 3:13–19 ; Лк.6:13–16 ). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Св. апостол Фаддей Св. апостола Фаддея, одного из семидесяти, нельзя смешивать с Иудой-Фаддеем, или Левием, из двенадцати. Св. Фаддей, принадлежащий к лику семидесяти апостолов, происходил из города Ефеса. Он был еврей, в совершенстве изучивший книги Ветхого Завета. Прибыв в Иерусалим на поклонение, Фаддей услышал проповедь св. Иоанна Крестителя, был поражен его ангельской жизнью и крестился от него. Потом, увидев Господа Иисуса Христа и чудеса Его и услышав Его божественное учение, он последовал за Ним и причтен был Им к лику семидесяти меньших апостолов. После вознесения Господа на небо и сошествия Святого Духа, Фаддей был послан проповедовать Евангелие в Едес. Здесь он остановился у некоего иудея Товии и начал силою Христовой творить чудесные исцеления и врачевать всякие болезни возложением рук с призыванием имени Господня. Слух об этом в скором времени распространился по всему городу, и все стали приносить к апостолу своих недужных для исцеления. Возвещено было и едесскому князю Авгарю, что из Иерусалима прибыл муж, который именем Иисуса Христа творит многие исцеления. Тогда Авгарь вспомнил, что Христос некогда писал ему: «Когда вознесусь, то пошлю к тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни», – и понял, что св. Фаддей и есть тот самый ученик Христов. Призвав Товию, он спросил его: «Я слышал, что у тебя живет некий муж, пришедший из Иерусалима, который исцеляет болезни именем Иисусовым. Приведи его ко мне». Товия немедленно передал волю князя апостолу Фаддею. «Пойду, – отвечал Фаддей, – ибо к нему-то собственно я и послан». На другой день Товия с апостолом Фаддеем отправились к князю, который был окружен в это время вельможами. Когда Фаддей вошел во дворец, лицо его просияло. Ужаснувшись, князь поспешил встать и поклониться апостолу до земли. Все бывшие изумились этому, потому что от их глаз было скрыто сияние, исходившее от лица св. Фаддея. «Ты ли, – спросил Авгарь апостола, – ученик Иисуса, Сына Божия, Который письмом обещал прислать ко мне одного из Своих учеников, чтобы исцелить меня и даровать жизнь вечную мне и сущим со мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читается в субботу 3-й недели великого поста Это сказание еванг. Марка о призвании апостола Алфеева или Матфея Иисусом Христом совершенно сходно со сказанием о том же событии в Евангелии Матфея ( Мф.9:9–13 ). Мк.2:13 . И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Мк.2:14 . Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. Изыде паки (и вышел Иисус опять) – из г. Капернаума (ст. 1). К морю – к морю или озеру Галилейскому, иначе Тивериадскому, Генисаретскому, на берегу которого лежал Капернаум (чит. о море и Капернауме в объяснении 14 ст. 1 гл.). Левию (сына) Алфеева – иначе Матфея мытаря, брата апостола Иакова Алфеева. Что Левий и Матфей есть одно и то же лицо, это показывает одинаковость сказаний о призвании его у еванг. Матфея и Марка, – только у первого это призванное лицо называется Матфеем, а у второго – Левием Алфеевым; тогда как в евангельских перечислениях имен апостолов нет между ними имени Левия: у евреев же было в обычае носить не одно имя, или в особенных случаях в своей жизни переменять одно на другое, напр. Иуда (не Искариотский) иначе называется Фаддеем или Леввеем, Симон – переименован от Господа Петром. Очень может быть, что мытарь Левий после призвания его Господом в апостольское служение, стал называться Матфеем, что значит дар Божий. В самом деле, не дар ли особенной милости Божией открылся ему в призвании его от мытницы в великое апостольское служение? Могло быть и так, что имя Левий было простонародное, а Матфей – почетное. Сидящего у сбора пошлин (седяща на мытнице), т. е. в том месте, где собирались пошлины или подати. Сборщики сих пошлин или податей назывались мытарями от древнего славянского слова мыто – подать. Иудеи во времена Христовы были под властью Римлян и платили им подать. Римское правительство, для избежание столкновений с массой народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т. е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Эти два сновидения я сказал отцу моему, и он сказал мне: «Должно сие исполниться в свои времена, когда многое Израиль претерпит». 2. Тогда говорит мне отец мой: «Я верю, что жив Иосиф, ибо я вижу непрестанно, что Господь числит его с нами». 3. И, плача, он говорил: «Увы, дитя мое Иосиф, ты жив, я и не вижу тебя, и ты не видишь Иакова, родившего тебя». 4. И так он заставил этими словами и меня плакать; я же горел внутренностями моими возвестить, что Иосиф продан, но боялся братьев моих. Глава 8 Вот, дети мои, я показал вам последние времена, ибо все (это) случится в Израиле. 2. Итак и вы заповедуйте детям вашим, чтобы они были в единении с Левием и Иудой; ибо чрез Иуду взойдет спасение Израилю, и в нем благословится Иаков. 3 . Чрез скипетр его откроется Бог, живя между людьми на земле, чтобы спасти род Израилев, и Он соберет праведных из народов. 4. Итак, если и вы будете делать хорошее, то вас благословят люди и Ангелы, и Бог прославится между народами ради вас, и диавол убежит от вас, и звери будут бояться вас, и Господь возлюбит вас, и Ангелы приблизятся к вам. 5. Как если кто возрастит хорошо дитя, имеет доброе воспоминание, так и о хорошем деле память у Бога добрая. 6. Того же, кто не делает хорошего, будут проклинать и Ангелы и люди, и Бог будет бесславиться между народами ради него, и диавол будет обитать в нем, как в собственном сосуде, и всякий зверь будет господствовать над ним, и Господь возненавидит его. 7. Ибо и заповеди закона двояки суть и с уменьем выполняются. 8. Ибо есть время для соединения с женою своею и время воздержания для молитвы своей. 9. И есть две заповеди Божий; и если бы они не были в своем порядке, то грех величайший причинили бы людям; так и относительно остальных заповеден. 10. Итак, будьте мудры в Боге, дети мои, и благоразумны, зная порядок заповедей Его и законы всякой деятельности, чтобы возлюбил вас Господь». Глава 9 И многое таковое заповедуя им, он наказывал им, чтобы они перенесли кости его в Хеврон и погребли его вместе с отцами его. 2. И вкушая, и пия в радости, он закрыл лицо свое и умер. 3. И сделали сыновья его согласно всему, что заповедал им Неффалим, отец их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Толкование, в таком случае, придется принять то, которое предлагают Кёлер, Кейль, Орелли, Прессель и др. Из посылаемого на них проклятия священники должны узнать, что Иегова впредь свое союзное отношение к Левию будет выражать в наказаниях. Доселе эти отношения нормировались условиями союза, заключенного при выходе из Египта; теперь Иегова берет другую норму, – Он будет карать и наказывать нерадивых союзников, и эта угроза наказанием будет впредь «заветом Его с Левием». 1120 Такое толкование находит себе подтверждение в том, что дальше, со ст.5, пророк действительно обращается к изображению древнего завета с Левием, а заканчивает это изображение опять упреком современным ему священникам, противопоставляя их прежнему левитству (ст. 8–9). 1121 Прессель и Зенгер видят здесь иронию над священниками: «вы хотите быть детьми завета, который Я заключил с Левием, – перифразирует Прессель, – но если вы так пренебрежительно относитесь к своему служению, то Моим заветом с вами будет скорее это решение – превращать ваши благословения в проклятии и т. д.». 1122 Под «Левием» здесь разумеется колено Левиино, к которому принадлежали священники ( Втор.21:5; 17:9 ). О союзе с ним Иеговы пророк упоминает потому, что это колено было избрано для служения при скинии и храме и, так. обр., стало к Богу в особенное отношение, соединенное с известными правами и обязанностями ( Втор.10:8, 9; 33:8–10 ; Чис.18:1 сл.; 25:10 сл.). 1123 Гл. 2, ст. 5 :  διαθκη μου ν μετ’ ατο τς ζως κα τς ερνης, κα δωκα ατ ν φβ φοβεσθα με κα π προσπου νματς μου στλλεσθαι ατν. Завет Мой с ним состоял в жизни и мире, которые Я подавал ему, – в страхе, которым он боялся Меня; 1124 и пред именем Моим трепетал он. § 68. . Сказав, что впредь Иегова будет относиться к Левию, т. е. к священническому сословию, карательно, каковое отношение и будет впредь Его «заветом» с этим коленом, пророк переходит к изображению идеального Левия, каким бы он должен быть и каким был в прежнее время (ст. 5–7); а затем противопоставляет этому идеальному образу картину современной распущенности иерархии (ст. 8) и, в заключение, снова возвращается к угрозам (ст. 9). Цель этого изображения – выяснить, чего недостает современным Малахии священникам, и почему они заслуживают со стороны Иеговы иного отношения, чем древний Левий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Обыкновенно действующая причина (личный виновник) при страдательных глаголах вводится посредством 1114 . Правда, и с неопр. наклонением в причинных предложениях все-таки иногда употребляется (ср. Втор.10:15 ==«так как он возлюбил их»); но обычное значение его в этом случае – «чтобы» 1115 . Окончательно вопрос, в применении к данному случаю, решается рассмотрением примеров употребления в Библии именно сочетания (о чем у нас немного ниже). Мнение же защитников причинного значения может быть опровергнуто и на почве комментария, потому что комментарии то у них дается весьма странный. «Так как есть завет Мой с Левием», по словам Рейпке, значит: «так как Я заключил с коленом Левия союз, который дает Мне право и возлагает на Меня обязанность обличать вас, священников, и посещать вас наказаниями, в случае неисполнения вами своего долга» 1116 . «Обязанность Бога» – понятие для ветхозаветного пророка едва ли возможное. Да и зачем Богу формальное оправдание (юридическое) для Его мероприятий против священников, когда для этих мероприятий так подробно указано реальное основание в 1:6–14? Выходит, что как будто Бог оправдывается в налагаемых Им наказаниях, тогда как, напротив, вся 1 глава не оставляет уже ни малейшего сомнения в их законности и необходимости. Велльгаузен дает такое толкование: Я послал эту заповедь (а не тотчас дал волю Моему гневу) – в виду Моего старого завета с Левием 1117 . Но, как справедливо возражает ему Новак, помещенная в скобках вводная мысль слишком существенна для общего смысла, чтобы без нее настоящее место все-таки могло сохранить такое же значение. А затем, толкование в смысле выражения – «в виду моего старого завета с Левием» – слишком натянуто 1118 . Итак, удобнее переводить – «чтобы». Но что такое , – подлежащее, или сказуемое? Глагол может иметь и значение вспомогательного глагола, и – среднего («существовать»). Мы полагаем, что для решения спора о взаимоотношении , и необходимо рассмотреть библейские случаи употребления . Таких случаев всего 57: Быт.10:8 17:7; 34:22; Исх.23:1; 28:28; 36:18; 39:21; 40:15 ; Лев.11:45; 20:26; 22:33; 25:38; 26:45 ; Чис.15:41 ; Втор.4:20; 7:6; 14:2; 26:18; 24:4; 26:17 ; Нав.7:12 1Цар.14:21 ; 2Цар.7:8, 29; 12:10 ; 3Цар.8:16 16, 4Цар.15:19 Ис.49:6 56:6; Иер.13:11; 29:26; 34:16 ; Иез.17:8, 14 20:12; 27:7; 44:7; Ион.4:6 Мих.5:1, 1 ; Мал.2:4 ; Притч.24:1 ; 1Пар.17:7, 27; 28:4 ; 2Пар.6:5 6:5, 6, 23:16; Есф.8:13 Из них в 42 случаях за следует имя, служащее сказуемым, а подлежащим подразумевается ближайший пред тем упомянутый предмет или лицо; в остальных же 15 случаях 1119 или просто подчинено глаголу, как дополнение, или имеет на лицо и подлежащее, или получает какое-либо иное объяснение. Отсюда видно, что есть сказуемое, а подлежащим надо подразумевать . Перевод, следовательно, получается: «чтобы она была заветом Моим с Левием».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010