VII. Два этих сна поведал я отцу моему, и сказал он мне: Должно тому исполниться в свои времена, когда многое вынесет Израиль. 2. Потом сказал отец мой: Верю я Богу, что жив Иосиф, ибо всечасно вижу я, что числит его с живыми Господь. 3. И сказал плача: Увы, дитя мое Иосиф, ты жив, а я не вижу тебя, и ты не видишь Иакова, породившего тебя. 4. От этих слов его заплакал и я; и воспылал я сердцем моим возвестить, что продан был Иосиф, но побоялся я братьев моих. VIII. И вот, дети мои, показал я вам последние времена, когда все совершится в Израиле. 2. А вы поведайте о том детям вашим, дабы они едины были с Левием и с Иудою. Ибо через них придет спасение Израилю, и в них благословен будет Иаков. 3 . От скипетра их явится Бог [живущий в людях] на земле, дабы спасти род Израиля и привести к нему праведных из язычников. 4. И если вы также будете делать добро, благословят вас люди и ангелы, и через вас прославлен будет Бог среди народов, а дьявол бежит от вас, и звери убоятся вас, и Господь возлюбит вас [и ангелы обнимут вас]. 5. Вырастивший доброго сына стяжает память добрую, так же и память добрая о благом деле у Бога пребывает. 6. Того же, кто сотворит недоброе, проклянут его и ангелы, и люди, а Бога хулить станут язычники из-за него, а дьявол поселится в нем, как в орудии своем, а всякий зверь власть будет иметь над ним, и возненавидит его Господь. 7. Заповеди нее закона двояки, и нужно искусство для их исполнения. 8. Ибо время сообщению с женой, и время воздержанию для молитвы. 52 9. И обе заповеди – от Бога, и если бы не исполнялись они в порядке своем, грех великий учинялся бы людьми. Так же и с остальными заповедями. 10. Будьте же мудры в Боге, дети мои, и благоразумны, видя порядок заповедей Его и законы всех дел, дабы возлюбил вас Господь. IX. И много подобного завещав им, просил, чтобы отнесли кости его в Хеврон и погребли там с отцами его. 2. И вкушал он, и пил в веселии души, после же закрыл лицо свое и умер. 3. И сделали сыновья его все так, как завещал им Неффалим, отец их. Завещание Гада, девятого сына Иакова и Зелфы

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

А русский библеист Александр Павлович Лопухин полагал, что если Иаков был отцом Иосифа, то Илий — отцом Девы Марии (Она, как и Иосиф, тоже происходила из потомков царя Давида — в то время жене и мужу было положено принадлежать к одному «колену» Предание утверждает, что отца Девы Марии звали Иоаким, а вовсе не Илий. Возможно, предполагал А.П.Лопухин, мы имеем здесь дело со свойственным иудеям обычаем носить по два имени, из которых одно давалось при рождении, а другое человек принимал «по случаю какого-нибудь необычайного события в жизни». Например, первоначальное имя апостола Петра было Симон, апостол Матфей назывался также Левием, и т.д.. То есть по сути дела Лука приводит родословный список Богородицы — представительницы рода человеческого, оказавшейся к Господу ближе всего. Покаяние разбойника, которого Спаситель пообещал взять в рай: такое вроде бы важное события — а о нем рассказывает один Лука! Можно ли тогда доверять этому рассказу? Вообще-то, о том, что по обе стороны от Спасителя были распяты два разбойника и что поначалу они ругали Его, сообщают и другие евангелисты. Но что один из разбойников потом повел себя «благоразумно» и, претерпевая невыносимые мучения на кресте, покаялся, когда увидел страдания распятого рядом Праведника, — об этом, в самом деле, упоминает только Лука. Вот как он об этом говорит: Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю  (Лк 23:39–43). А теперь давайте задумаемся: кто мог быть свидетелем этого диалога? Очевидно, только тот, кто стоял совсем близко и мог все слышать. А подле Креста с распятым Господом стояли, как пишет евангелист Иоанн, всего несколько человек: он сам, Богородица, Ее сестра Мария Клеопова и Мария Магдалина (Ин 19:25). Да еще римский сотник и охранявшие Крест солдаты, которые видели все бывшее  и засвидетельствовали самую кончину Христа (Мф 27:54, Мк 15:39, Лк 23:47).

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

Апостол также именуется Левием, бывший мытарь (сборщик податей) — апостол от двенадцати (т.е. один из двенадцати ближайших учеников Христа). Евангелие написано в 40е гг. после Р.Х. (возможно, оно — самое раннее из всех) на еврейском языке и лишь потом переведено на греческий, однако изначальный текст был утрачен. В Евангелии от Матфея 28 глав. Символом евангелиста является Ангел, поскольку святой Матфей уделяет много внимания ветхозаветным пророчествам о Христе, он, как Ангел, свидетельствует об исполнении Божественной воли. Сокращённое обозначение Евангелия от Матфея — «Мф.» Святой апостол и евангелист Лука Апостол от семидесяти, врач, ученик апостола Павла. Евангелие написано не позднее 70 г. после Р.Х. (это год разрушения Иерусалима) на греческом языке. В Евангелии от Луки 24 главы, и хотя в Евангелии от Матфея больше глав, по объёму Евангелие от Луки — самое большое. Символом евангелиста считается Телец — это жертвенное животное, а Лука подчёркивает во Христе именно эти качества — жертвенность и со-страдание. Сокращённое обозначение Евангелия от Луки — «Лк.» Символы четырёх евангелистов Почему символами евангелистов стали именно ангел, лев, телец и орёл? Дело в том, что именно эти четыре существа дважды встречаются в Библии при описании явления Божия. Впервые они упоминаются в видении пророка Иезекииля, он описывает их как четырёх крылатых «животных» с четырьмя лицами у каждого: «Облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла Подобие лиц их — лицо человека и лицо льва лицо тельца и лицо орла у всех четырёх» ( Иез.1:5- 6 ; 10). Этими таинственными существами были Херувимы, одни из высших Ангелов. Эти же существа ещё упоминаются в новозаветной Книге Откровения Иоанна Богослова, когда апостол описывает Престол Божий: «Посреди престола и вокруг престола четыре животных, И первое животное было г удобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, н четвёртое животное подобно орлу летящему» ( Откр.4:6-7 ).

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Во втором случае несшие расслабленного раскрыли черепицы, которыми покрыт был навес над галереей. Затем они спустили постель, на которую был положен расслабленный, к ногам Иисуса. Он, видя веру, их, сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Книжники и фарисеи, сидевшие тут, начали рассуждать между собою и говорить: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Иисус Христос тотчас уразумел, о чем они помышляли, и спросил их: «Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: возьми свою постелю, и ходи? – Но чтобы вы знали, – продолжал Господь, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи..., (и затем, обратившись к расслабленному, сказал ему) «тебе говорю, встань, возьми постелю свою и иди в дом свой». Расслабленный тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумились и прославляли Бога, говоря: «Никогда ничего такого мы не видали». Призвание Левия Mamф. IX, 9–17 ; Mapk. II, 13–22 ; Лyk. V, 27–39 Через несколько времени после исцеления расслабленного в Капернауме Иисус Христос вышек опять к озеру. Весь народ пошел к Нему и Он учил его. Проходя оттуда, Он увидел человека, сидевшего для сбора пошлин у мытницы, или таможни, по имени Матвея, иначе называвшегося Левием, и сказал ему: «Следуй за Мною». Матвей, вероятно, несколько раз и прежде видевший, как Христос проходил к озеру мимо его таможни, и имевший возможность слышать Его учение, тотчас встал и последовал за Ним. Левий сделал для Христа большое угощение и пригласил на него множество мытарей и грешников из своих знакомых. Увидев, что Господь посетил дом мытаря, книжники и фарисеи сочли незаконным, неприличным и предосудительным для еврейского Учителя возлежать с мытарями и грешниками. Со своими осуждениями они, впрочем, обратились не к Самому Спасителю, а к Его ученикам. «Для чего Учитель ваш, – говорили они им, – ест и пьет с мытарями и грешниками?» «Зачем вы (сами) едите и пьете с мытарями и грешниками?» Услышав такие речи, Иисус сказал книжникам и фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать (к Себе) не праведников, но грешников». 1 . Не одни фарисеи и книжники, но и ученики Иоанна чувствовали затруднения при виде некоторых сторон во внешнем поведении Спасителя и Его учеников. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Ученики Иисуса Христа – нет. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и спрашивают: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся, едят и пьют?» Иисус отвечал: «Могут ли поститься и печалиться сыны чертога брачного (во время свадьбы), когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но прейдут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». Под женихом в этой речи нужно разуметь Самого Христа Спасителя; под сынами чертога брачного – Его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Всех книг Нового Завета двадцать семь. Главными книгами Нового Завета являются Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, то есть Четвероевангелие. Эти книги, как и вообще все книги Нового Завета, написаны по вдохновению Святого Духа святыми апостолами, учениками Иисуса Христа, очевидцами Его земной жизни . В прощальной беседе на Тайной вечере Господь сказал Своим ученикам: «…Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ); и еще: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин.15:26–27 ). По Преданию Святой Церкви, Евангелия были написаны в I веке по Рождестве Христовом, причем первые три Евангелия написаны не позднее шестидесятых годов, а Евангелие Иоанна не позднее конца I века. То же самое говорит и историческая наука. Ученые ссылаются на древних писателей первых веков христианской веры, упоминающих в своих сочинениях о книгах Нового Завета, им тогда уже известных. Кроме того, в знаменитых римских катакомбах сохранились настенные изображения «Доброго Пастыря», «Тайной вечери», «Насыщения пятью хлебами» и многие другие росписи на евангельские сюжеты. Древнейшие катакомбы относятся к концу I и началу II века (катакомбы Присциллы). Первые три Евангелия сходны между собою и отличаются от четвертого порядком и характером изложения. Они излагают в определенной последовательности сведения о жизни Господа Иисуса Христа, почему и называются синоптическими . Евангелист Иоанн не придерживается такого порядка. Он ничего не говорит об истории земного рождения Спасителя, а прямо начинает с благовестия о Божестве Его. Первые Евангелия рассказывают о деяниях Христа, главным образом в Галилее, а святой Иоанн – о деяниях в Иудее и, частью, в Самарии. Но и синоптические Евангелия имеют свои отличительные черты. Святой евангелист Матфей, называемый также Левием, был одним из двенадцати апостолов. До своего апостольства он был мытарем, то есть сборщиком податей, при озере Тивериадском, где находилась таможня для сбора пошлин с товаров, отправляемых из Палестины и Египта в Сирию и обратно. Апостол Матфей, первый из евангелистов, написал свое Евангелие в Иудее через восемь лет после Вознесения Иисуса Христа. Язык Евангелия – арамейский. Но, по преданию, сам же апостол перевел его на греческий язык. Главная цель евангелиста Матфея – показать, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия – Христос. Об этом свидетельствуют многочисленные ссылки на пророчества Ветхого Завета. Евангелие писалось для христиан из иудеев. Оно содержит в себе двадцать восемь глав.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Для систематизации отдельных черт пророческих обличений на недостойных ветхозаветных пастырей можно остановиться на следующей трихотомической (трехчастной) группировке материала: сначала рассмотрим отступления пастырей от предписаний закона в Богослужебной сфере, потом уклонения их от правильных действий в качестве общественных судей, наставников и врачей духовных недугов и наконец их проступки в частной жизни. Основанием для правильной и плодотворной деятельности во всех этих сферах являлся завет между Левием и Иеговой, каковой был разорван, как мы уже указывали и будем еще иметь случай говорить подробно далее, по поводу пророка Малахии ( Мал.2:8 ); при болезни корня увядают все надземные ветви растения, при отсутствии солнечного света развиваются только чахлые побеги из семени, так, благодаря разрушению завета с Богом, вкравшимся началом религиозного отупения и равнодушия, рассеялась энергия священников и левитов во всех родах их общественной деятельности: соль, предназначенная к охранению Израиля от нравственной порчи, выветривалась и теряла свою силу все более и более. Пророческие прещения не только определяли нравственные недуги священников и левитов, но и указывали им средство врачевания: восстановление союза с Богом, Который не вечно гневается, но любит миловать ( Мих.7:18 ). Обличая грехи чрез пророков, Господь искал спасения грешника, дабы он стал творить суд и правду, и за то был жив ( Иез.33:19 ); не давая места отчаянию заблуждающегося, Господь кротко и любовно призывал его к Себе и говорил ему чрез пророка: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако ( Ис.44:22 ). По Апостолу языков «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ), из этого следует, что и пророческие прещения, имевшие в виду современных пророкам пастырей, не без значения и для новозаветных времен, когда пастыри должны пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божием, но подавая пример стаду ( 1Пет.5:2 ). Земля, производящая терния и волчцы, негодна и близка к проклятию, которого конец сожжение ( Евр.6:8 ) – вот грозный суд над людьми всех времен, упорствующими пред истиною в своем нравственном растлении, отклоняющимися от исполнения воли Божией. Приточный садовник много раз посещал смоковницу, возделывал ее, но, не находя на ней никакого плода, решился в будущем уничтожить, ее; пребывавшее глухим к увещаниям пророков ветхозаветное священство должно было испытать ту же участь: секира, уже давно лежавшая у корня неплодной смоковницы, но удерживаемая Божиим милосердием, наконец срубила бесполезное дерево. Так исполнились слова пророка: рыдайте, пастыри, стенайте и посыпайте себя прахом, вожди стада, ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего ( Иер.25:34 ), ибо Господь предстоятелей святилища лишил священства ( Ис.43:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

е. делают в отношении Иеговы то, чего не дерзнут сделать даже в отношении человека, но облеченного властью, – напр., в отношении штатгальтера (1:8). Но, – говорит далее пророк, – и Иегову нельзя умилостивить такими приношениями, и Он не может милостиво принимать таких нерадивых приносителей (1:9). В порыве негодования, пророк с горечью заявляет от имени Божия: «лучше бы кто-нибудь из вас запер двери, чтобы напрасно не зажигали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволение к вам, говорит Иегова Саваоф, и приношение из рук ваших не приму» (ст. 10). Прозревая будущую всесветную славу имени Иеговы (ст. 11), пророк снова противополагает этому дерзкое пренебрежение иудеев (ст. 12–13) и присоединяет сюда проклятие их лицемерию (ст. 14). Далее следует призыв к покаянию и угрозы за ослушание: «Если вы не послушаете и если не положите на сердце – воздавать почтение имени Моему, говорит Иегова Саваоф, то пошлю на вас проклятие и прокляну благословения ваши, и уже проклинаю их, потому что вы не полагаете на сердце; вот Я подсеку вам мышцу и разбросаю помет на лица ваши, – помет праздничных жертв ваших» (2:2–3); – «сделаю вас презренными и униженными пред всем народом» (ст. 9). На ряду с угрозами делается указание на славное прошлое еврейского священства, которое должно бы служить образцом для позднейших его представителей (2:1–9): «завет Мой с ним (с Левием), состоял в жизни и мире, которые Я подавал ему, и в страхе, которым он боялся Меня; и пред именем Моим трепетал он; закон истины был в устах его, и неправды не находилось в губах его» (ст. 5–6). На самом же деле современное пророку священство совершенно игнорирует этот доблестный образец: «а вы уклонились с этого пути, соблазнили многих в законе, разрушили завет Левия, говорит Иегова Саваоф» (ст. 8). Не все однако исследователи книги пророка Малахии согласны в этом отрывке 1:6–2:9 признать цельный и самостоятельный отдел книги. Так цельность или единство этого отдела не признают Гитциг 286 и Бахман. 287 Первый, впрочем, называет отрывок 2:1–9 «завершением (Vollendung)» предыдущего и представляет дело в таком виде, что ранее, в 1 гл., было изложение грехов священнических, а здесь, во 2:1–9, угрозы и увещания раскаяться в этих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иисус Христос пошел опять к морю Галилейскому. Весь народ шел к Нему, и Он учил их. Проходя, Он увидел, сидящего у сбора пошлин, мытаря, по имени Матфей, называвшегося, иначе, Левием, сына Алфеева, и сказал ему: «иди за «Мною». – Тот встал, и, оставивши все, пошел за Ним. И сделал для Него Матфей в доме своем большой пир. Когда Иисус Христос возлежал за столом, пришли многие мытари и грешники, и возлегли с Ним, и с учениками Его; так как многие из этих людей последовали за Ним. Книжники и Фарисеи, видя это, начали роптать, и говорили ученикам Его: «как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? да и вы – для чего с ними едите и пьете?» Иисус Христос, услышавши это, говорит им: – «не здоровым нужен врач, а больным. Пойдите лучше, подумайте, что значит это (пророческое) изречение: милости, хочу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ). Я пришел призвать к покаянию не праведников, (какими вы себя считаете), а грешников». Тут, некоторые из учеников Иоанновых предложили Ему вопрос: «для чего это ученики Иоанновы постятся часто и молятся, так же и фарисейские, а Твои ученики едят и пьют?» Он отвечал им: – «могут ли брачные гости печалиться, и нужно ли заставлять их поститься, когда с ними жених? Придут дни, когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни». – К этому присовокупил Он притчу: – «нового лоскута к старому платью не пришивают; а иначе, новая заплата отдерет от старого платья: тогда и она будет испорчена даром, и на старой одежде дыра будет хуже прежней. Не вливают, также, молодого вина в мехи старые, а иначе, молодое вино прорвет мехи: и само вытечет, и меха пропадут. Напротив, вино молодое надобно вливать в новые мехи: тогда сбережется и то, и другое. И, кто пивал старое вино, не захочет, тотчас, молодого; скажет: старое – лучше». В. Дела и учение Иисуса Христа от первого объявления Себя Сыном Божиим и Судиею мира в Иерусалиме до преображения его на горе Фавор 1. Исцеление расслабленного при овчей купели (Ин. 5:1–16) На праздник Пасхи Иисус Христос пришел в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

К этому Евангельскому сказанию о призвании Матфея Четии Минеи прибавляют ещё следующее. С этого времени, то есть со времени призвания, Матфей стал учеником и подражателем Иисуса Христа и сподобился быть причисленным к лику двенадцати Апостолов. Евангелисты Марк и Лука, для того чтобы скрыть первую, до призвания, жизнь Матфея, назвали его Левием. Но сам он, в своём Евангелии, прямо называет себя первым именем, то есть Матфеем, желая тем пред всем миром открыть, что он, до своего призвания, вёл греховную жизнь, а примером своего обращения, желая и других грешников призвать к покаянию, – к тому, чтобы они, подобно ему, не стыдились исповедовать свои грехи и ко Христу бы обратились. Чему поучает нас это сказание о призвании Матфея? Во-первых, тому, чтобы мы ценили любовь Божию к нам грешным. Господь сказал Матфею: «Следуй за Мною», и то же самое говорит и всем нам; ибо и каждый из нас постоянно слышит внутри самого себя голос Божий, говорящий: «Брось дурную жизнь, покайся, обратись ко Мне, следуй за Мною». Будем же ценить эту любовь Божию, которая всегда бодрствует над нами, как мать над своим младенцем в колыбели; будем постоянно благодарить Господа, хотением не хотящего смерти грешника, но желающего еже обратитися и живу быти ему, и останемся день и ночь признательны Господу за Его великие благодеяния к нам. Во-вторых, прекрасный урок даёт нам Матфей и тем, что, услышав голос Божий, оставив всё, последовал за Господом. Мы, слыша тот же голос: «следуй за Мною», как поступаем? Остаёмся, почти всегда и все, глухи к этому голосу и, по услышании его, продолжаем опять жить так, как будто и Бога нет, и будущей жизни нет, и ничего нет, не было и не будет. Но вот святой Матфей учит нас поступать не так, как мы поступали доселе, а примером своего обращения как бы говорит нам: «И ты, по моему примеру, услышав: «следуй за Мною», подобно мне, оставив всё, иди за Господом». И послушаем святого Матфея, братие, и когда, подобно ему, услышим голос Божий, возбуждающий нас восстать от сна греховного, тогда, подлинно, восстанем от этого сна, а затем оставим и всё, то есть всё греховное, и последуем путём покаяния и исправления нашей жизни за призывающим нас к этому пути Господом. И когда поступим так, то, конечно, и не раскаемся, ибо неложно говорит Господь: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). Аминь. 17-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Когда благословлял он сыновей (Иосифа) и, предвидя будущее, предпочел младшего старшему, то, желая убедить Иосифа, что он сделал это не просто и не напрасно, но, предсказывая будущее, предсказывает ему и собственную свою кончину, и то, что (потомки его) возвратятся из чужой земли в Ханаан, в землю отцов своих, и тем поддерживает в них отрадные надежды, дабы они ободрялись ожиданием. Ведь надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни. Показывая и в самое время кончины своей любовь к Иосифу, говорит ему: " я даю тебе, преимущественно перед братьями твоими, один участок " , этим как бы объясняя, что совершенно это сбудется: сообразно с моим предсказанием, – вы возвратитесь и наследуете землю отцов ваших; даже и город Сихем я даю тебе в наследство, преимущественно перед братьями твоими, – город, который я взял из рук Аммореев " мечем моим и луком " . Что это значит? Здесь Иаков приписывает себе то, что Симеоном и Левием сделано было с сихемлянами и потому говорит: " который я взял мечом моим и луком моим " . Но здесь, кстати, кто-нибудь может спросить: почему он приписывает себе это дело, а потом, делая завещание, он, как написано, укоряет их (в этом же самом поступке)? Не противоречит сам себе праведник, но обнаруживает кротость своей души, и то, что это сделалось без его ведома. Он не только не был доволен случившимся, но даже порицал, когда так случилось. Итак, желая показать свою любовь к Иосифу, уступает ему Сихем и говорит: " который я взял мечом моим и луком моим " . Хотя, то есть, это они (Симеон и Левий) сделали, но теперь это в моей власти. Если отец – владыка своих детей, то тем более владыка того, что приобретено ими. Если же он владыка, то он может разделять стяжания, как хочет. Итак, желая показать Иосифу свое расположение, Иаков высказал это не только благословением Ефрема и Манассии, но и через оставление избранного Сихема в наследство сыну. " И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего " (Быт.49:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010