Одиннадцатый день. Поучение 2-е. Св. апостол Варфоломей. (О лести). I. Святый апостол Варфоломей, память коего ныне, в Евангелии называемый Нафанаилом, отличался прямым и открытым характером. Он говорил то, что чувствовал. Сам Иисус Христос засвидетельствовал это. Это было так. Только что Иисус Христос начал Свою проповедь, к Нему стали стекаться ученики. Явились два брата Андрей и Петр, – потом последовал за Христом Филиппп. Филипп встретил Нафанаила и говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». Нужно знать, что Назарет и вообще вся область Галилейская были в презрении у иудеев от того, что там находилось много язычников. Нафанаил был такого же понятия о Назарете, и говорит Филиппу: «разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?» Он сказал, что чувствовал. «Приди и посмотри», сказал ему Филипп. Пошли они к Иисусу Христу. Издалека увидал его Христос и, указывая на него, сказал: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». – «Почему ты меня знаешь» спросил Нафанаил. «Прежде нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя, когда ты был под смоковницею» сказал Господь. Под смоковницею вероятно происходило что-либо особенное с Нафанаилом. Он был поражен этим всеведением Господа и воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Какой быстрый переход от сомнения к вере, и с каким твердым убеждением высказывается эта вера! Спаситель одобрил его за это и обещал ему великие блага. «Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницею; увидишь более сего, отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». С этих пор Нафанаил сделался неотступным учеником Иисуса Христа, а по вознесении Христа на небо неумолкаемым и ревностным проповедником Его учения, а за тем и мучеником. Вот чего удостоился Нафанаил за прямой и открытый характер свой, и за искреннею веру свою! II. Хорошо говорить то, что есть на душе – в уме и сердце, говорить то, что чувствуешь и думаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

87. Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице 216 В прошлое воскресенье святая Церковь внушала нам, братие, мысль о том, что для последования Христу необходимо отрешиться от пристрастия к благам земным, указывая на первых апостолов Христовых, которые по одному слову Христову: «Идите за Мною» ( Мф. 4, 19 ) оставили все и последовали за Христом. В нынешнем евангельском чтении мы слышим призыв к тому же именно нам напоминаются слова Господа о птицах небесных, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», о полевых лилиях, которые «ни трудятся, ни прядут» ( Мф. 6, 26, 28 ). Святая Церковь как бы углубляет урок, преподанный ею в прошлый раз: тогда она напоминала о внешнем оставлении всего земного, что препятствует нам следовать за Христом, ныне напоминает, что и сердце свое мы должны освободить от чрезмерных забот о земном и пристрастий к нему, в самом сердце своем не ценить какие-либо земные сокровища более, чем Христа. Совершеннейший пример исполнения этих наставлений Господа представляют святые апостолы, в частности Варфоломей и Варнава, в честь которых ныне святая Церковь празднует. Выслушав заповедь Господа идти на проповедь Евангелия, не взяв с собою «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» ( Мф. 10, 9–10 ), святой апостол Варфоломей отправился к народам языческим, в Индию и другие места, хотя знал, что его встретят некоторые из язычников враждебно и могут отказать в самом необходимом. Когда же за исцеление дочери царя последний послал апостолу несколько верблюдов, навьюченных золотом, серебром и другими драгоценностями, святой Варфоломей отказался принять дары и сказал: «Я не этими вещами торгую, но ищу приобрести душ человеческих. Если тех приобрету и представлю Господу, то добрым купцом явлюсь пред Ним». И святой апостол Варнава , продав землю, которую имел, принес деньги и положил к ногам апостолов, сам же впоследствии разделял все трудности апостольских путешествий вместе с великим апостолом Павлом ( Деян. 4:37 , 13и дал.). Равным образом преподобные ради Христа оставляли города, удалялись в бесплодные дикие пустыни, необитаемые каменистые острова, пещеры и расселины гор, леса, обитаемые одними дикими зверями, воистину «образом птиц житие свое» совершая и «временная в забытии полагая» 217 . Да и вообще очень часто иноческие обители возникали как бы из ничего: на каком-нибудь пустынном месте водрузит святой подвижник крест, или древесную ветвь, или святую икону, и вот является славная обитель со множеством иноков, привлекающая к себе и множество мирян и не оскудевающая в благах земных, попечение о которых святые подвижники оставили. Сколько раз, имея недостаток в чем-либо необходимом, обитатели пустынь после молитвы ко Господу неожиданно получали нужное для существования от каких-либо благодетелей! Да и теперь не бывает ли еще подобных случаев?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Филипп и Варфоломей (Нафанаил) 3 мин., 18.04.2013 Апостол Филипп Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Симоном, и был призван вскоре после них, а затем привёл к Иисусу Нафанаила. Еще трижды Иоанн упоминает о Филиппе На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды. Именно его спрашивал Иисус, где достать хлеба для великого множества народа. Вместе с Андреем он привел к Иисусу неких эллинов, положив тем самым начало проповеди среди неевреев. Другие евангелисты ничего не говорят отдельно о Филиппе – видимо, Иоанн знал о нем больше, возможно, в силу личного знакомства. Особенно интересен третий из упомянутых им эпизодов. На Тайной вечери Филипп попросил Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Другим апостолам хотелось устанавливать Царство Божие, садится по обе стороны от Учителя-Царя, наказывать зло и устанавливать торжество справедливости и добродетели. Филиппу было довольно малого: пережить некий уникальный мистический опыт, узреть Невидимого Бога. Но Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Оказалось, ему уже было дано всё, чего он хотел – а он этого как-то и не заметил. Предание рассказывает, что Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем в  Скифии и Фригии. В 80-х годах он был распят вниз головой в Иераполе Фригийском (нынешняя Турция), рядом со знаменитыми источниками, названными сегодня Памук-Кале. Апостол Варфоломей (Нафанаил) Евангелист Иоанн рассказывает еще об одном эпизоде, связанном с апостолом Филиппом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”. Но Нафанаил сказал ему: “Из Назарета может ли быть что доброе?” Филипп говорит ему: “Пойди и посмотри”. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Нафанаил говорит Ему: “Почему Ты знаешь меня?” Иисус сказал ему в ответ: “Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя”.  Нафанаил отвечал Ему: “Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”».

http://foma.ru/filipp-i-varfolomej-nafan...

Люди, видя, что апостолы чужды всякой напыщенности, живут без пищи, бледны, ходят с обнаженными ногами в сандалиях и одеты только в хитоны, а между тем изливают богодухновенное слово и совершают хвалы Богу вечером, утром и в полдень и подают исцеления, изумлялись и не хотели отходить от них. Между тем каждодневно прибавлялись верующие Господу, множество мужчин и женщин. Андрей повелел ученикам наставлять их, а сам с двумя учениками ходил по окрестным местам, посещая тех, кои не могли прийти к нему. Огласив их в продолжении многих дней, крестили их в большом множестве. Уверовали и крестились многие и из начальствующих; ибо в то время цари Тиверий, Гаий и Клавдий не возбраняли этого; уверовали также и многие из благородных женщин и иудеянок. Крестив их во имя Отца и Сына и Святого Духа, апостол освятил алтарь и храм святой Богородицы, который доселе видят все; из них же рукоположил он пресвитеров и диаконов. И была великая радость в городе том, ибо апостол причастил верующих Божественных Тайн Христовых, сообщил им литургию и правило псалмопения, заповедал собираться вечером и утром, преклонять колена на восток и в таком положении молиться, петь псалтирь Давида, петь прочих пророков и не внимать эллинским басням, но поучаться в законе Моисеевом и соблюдать постановления апостолов. Поступая так и уча, Андрей привел ко Христу многие города и села. Оставив Амисос, апостол пришел в Трапезунт, город лазикийский. Здешние люди глупы и несмысленны как скоты. Отправившись отсюда, он пошел в Иверию, и, просвещая многих на пути подле моря, прибыл в Иерусалим по причине Пасхи. После Пятидесятницы Петр, Андрей, Иоанн Заведеев, Филипп, из двенадцати, и Варфоломей удалились в верхнюю Фригию. Филипп пришел в Антиохию сирскую. Но Петр остался и вместе с Павлом рукоположил Маркиана и Панкратия в епископов Сицилии. Прочие, разошедшись, обходили города средиземные. Филипп, из двенадцати, и Варфоломей остались в верхней Фригии и Писидии, а Андрей и Иоанн пребывали и учили в Ефесе. Господь сказал Андрею: «Иди в Вифинию; куда бы ты ни пошел, Я с тобою; тебя ожидает Скифия».

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Промыслом Божиим Иоанн жил на земле долее прочих апостолов. Он проповедовал в Римских провинциях Малой Азии, а после гонений Нерона поселился в Ефесе и управлял всеми малоазийскими Церквами. Во время гонений при Домициане (81–96 гг.) ап. Иоанна отправили в узах в Рим, хотели отравить ядом, потом бросили в котел с кипящим маслом. Ему чудом ничто не повредило. Тогда он был сослал на о. Патмос в Эгейском море, где написал Откровение о будущих судьбах мира и Церкви. При императоре Нерве (96–98 гг.) он возвратился в Ефес, где продолжил попечение о Церкви. В Ефесе по просьбам учеников он составил четвертое Евангелие, а также написал три Послания. Евангелист Иоанн скончался в начале II века, в возрасте более 100 лет, в царствование Траяна (98–117 гг.), и погребен в Ефесе, который до настоящего времени называется «Айя Селук», что значит «Святой Богослов». Память апостола и Евангелиста Иоанна 21 мая и 9 октября (н. ст.). 181 Апостол Филипп О жизни ап. Филиппа до призвания к апостольству нам ничего неизвестно, кроме того, что он был уроженцем Вифсаиды, по словам евангелиста, «из одного города с Андреем и Петром» ( Ин.1:44 ). Его имя упоминается в перечне имен апостолов в ( Мф.10:3 , Лк.6:14 ). На Тайной Вечери во время Прощальной беседы, когда Христос говорил о Своем отшествии к Отцу, Филипп под влиянием чувственных и земных представлений просил Спасителя: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин.14:8 ). По Вознесении ап. Филипп упоминается вместе с прочими апостолами в ( Деян.1:13–14 ), когда описывается избрание ап. Матфия. Предание говорит, что он впоследствии проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и скончался мученически при Домициане, распятый на кресте в Иераполе. То же предание гласит, что он был женат и имел трех дочерей. Память его празднуется Церковью 27 ноября (н. ст.) 183 . Апостол Нафанаил (Варфоломей) Имя «Нафанаил» переводится как «Дар Божий». Варфоломей – это имя по отцу (сын Толоми). Апостол Нафанаил был уроженцем Каны Галилейской. О призвании Нафанаила говорится в Евангелии от Иоанна, когда Господь назвал его истинным израильтянином, в котором нет лести: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему ТЫ знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» ( Ин.1:45–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого многобожия и люди покланялись твари, а не Творцу, — в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну 4 ], и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну. Единый истинный бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблудших людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и Апостолов проповедовать Евангелие всем людям. Двое из Апостолов — святой Иоанн Богослов и св. Филипп, — придя один в Ефес 5 ], а другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды 6 ]. Вооружившись духовным мечом, — словом Божиим, на служителей и поклонников сей богини, св. Иоанн Богослов победил их: силою имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола, и чрез сие привел весь город ко святой вере. После разрушения идола Артемиды, св. Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, св. Апостолу Филиппу; там же находились в то время св. Апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними св. Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертвы, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом «Херотопа», они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что сие место будет посещать Воевода небесных сил, св. архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Всё сие вскоре и сбылось. Когда св. Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а св. Апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, — тогда на том месте, по пророчеству святого Апостола, появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: «Пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» 7 ] (Ис.35:6-8.). К сему источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из сего источника исцелялись от своих недугов и многие, получив здравие, крестились во имя Св. Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Самые подробные данные об ангелах встречаются в апокрифическом Евангелии Варфоломея. Это тоже раннехристианское литературное произведение, оригинал которого написан по-гречески, датируется примерно III веком нашей эры. На него ссылались в свое время и Иероним, и Псевдо-Дионисий Ареопагит, о котором мы будем сегодня говорить. Апостол Варфоломей, согласно апокрифическому Евангелию, задает несколько вопросов воскресшему Господу, до того, как Господь вознесся на небеса. Первая часть вопросов связана с Искупительной Жертвой, вторая часть вопросов – это обращение к Богородице с вопросами о том, как произошло воплощение Спасителя, и третья часть вопросов – Варфоломей просит Господа показать дьявола, которому он задает вопросы об устройстве ангельского мира. Падший ангел подробно рассказывает ему об этом, называя имена всех ангельских чинов, в том числе падших ангелов, и рассказывает историю их падения. Перед вами образ апостола Варфоломея. Несмотря на то, что Священное Писание, как мы уже выяснили, достаточно мало нам говорит о природе ангельской, мы все-таки кое-что можем сказать о них, что это за существа. Прежде всего, это существа, сотворенные Богом. В Священном Писании неоднократно говорится о том, что «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес, и все воинство их» (Неем.9:6). В псалмах встречаем: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс.103:4; Евр.1:7). Об этом говорит апостол Павел в Послании к Колоссянам (1:16): «Им (Господом) создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано». Напоминаю, что престолы, господства, начальства (начала) и власти – это названия ангельских чинов. О времени создания ангелов шли богословские споры. В любом случае, большинство отцов Церкви придерживается того мнения, что Ангелы были сотворены до материального мира, в первый день творения. Так как Ангелы у нас часто именуются «светом» создание света (Быт. 1:3), стало толковаться, как сотворение Ангелов. На замечательной мозаике в куполе нартекса в Сан-Марко, в Венеции, конца XII-haчaлa XIII века представлены дни творения, и каждый день сопровождается появлением нового ангела, персонифицируется как ангельская фигура. Седьмой день творения, представляет собой прямую иллюстрацию книги Бытие 2:3: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». В данном случае Бог благословляет седьмого Ангела.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Св. апостол Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом 16 , о котором упоминается в Евангелии св. Иоанна Богослова ( Ин.1:45  и дал.; Ин.21:2 ). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда Господь призвал Филиппа, он исполнился высокой радости и сердце его стремилось разделить эту радость с другими. Тогда он пошел к знакомому своему Нафанаилу. «Мы нашли Того, – с радостным лицом спешил он передать величайшую новость Нафанаилу, – нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: это – Иисус, сын Иосифа, из Назарета». Но Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа. Назарет был город в Галилее, и в Галилее жило много язычников, с которыми природные евреи, населявшие Галилею, были в постоянных близких отношениях. За это они находились в презрении у прочих иудеев 17 , и Нафанаил разделял это общее предубеждение против галилеян. Знаком он был и с книжной мудростью иудеев, знал, что Вождь, Который упасет Израиля, произойдет из земли Иудейской (см.: Мих.5:2 ). «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу. «Пойди сам посмотри», – ответил Филипп. Он был уверен, что Нафанаил, как только увидит Господа и услышит Божественные слова Его, сразу уверует, что Он – обетованный в Ветхом Завете Мессия. Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет страстей», – сказал Христос, увидев приближающегося к Нему Нафанаила. «Почему Ты меня знаешь?» – удивился Нафанаил. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось под смоковницей: один только намек на это обстоятельство поразил его. «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» – в умилении воскликнул он. «Ты веришь тому, что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, – увидишь больше этого, – продолжал Христос и торжественно сказал: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:45–51 ). Нафанаил с этого времени крепко уверовал во Христа и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов он под именем Варфоломея был также причислен Господом к их лику ( Лк.6:14 ; Мк.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нередко язычники обожествляли змеев-драконов, почитали их как живых кумиров, приносили им поклонение. В библейской книге пророка Даниила повествуется, что крупный змей-дракон был почитаем в Вавилоне. Книга пророка Даниила, гл. 14 23. И бяше змий великий на месте том, и почитаху его вавилоняне. 24. И рече царь Даниилу: еда и сему речеши, яко медь есть? сей жив есть, и яст и пиет: не можеши рещи, яко несть сей бог жив; убо поклонися ему. 25. И рече Даниил: Господу Богу моему поклонюся, яко той есть Бог жив. 26. Ты же, царю, даждь ми власть, и убию змия без меча и без жезла. И рече царь: даю ти. 27. И взя Даниил смолу и тук и волну, и возвари вкупе, и сотвори гомолу, и верже во уста змию, и изъяд разседеся змий. И рече Даниил: зрите чистилища ваша. 23. Был на том месте большой дракон , и Вавилоняне чтили его. 24. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьёт; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. 25. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. 26. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. 27. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни. Распространенный в древности культ змей и драконов подтверждает сатанинскую сущность язычества. Апостолы Иоанн Богослов, Варфоломей, Филипп и сестра его Мариамия (6 сентября) «Когда вся вселенная была помрачена тьмою многобожия и люди поклонялись твари, а не Творцу, – в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну, и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну... Святой Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь сотруднику своему, святому апостолу Филиппу; там же находились в то время святой апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертву, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю» с. 128, 129].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Послание Патриарха Константинопольского Варфоломея в День защиты окружающей среды 2 сентября 2008 г. 16:35 + ВАРФОЛОМЕЙ МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ — НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ — БЛАГОДАТЬ И МИР СОЗДАТЕЛЯ ВСЕЙ ТВАРИ ГОСПОДА И БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле Покорившего ее (…), ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8, 20, 22) Возлюбленные о Господе братья и чада, Еще раз в начале нового церковного года мы призываемся подумать, с новыми духовными силами во Христе и с особой чуткостью, о состоянии нашей благодатной планеты, и помолиться о сохранении всего мира. Многое изменилось с тех пор, как более двух десятилетий назад наш приснопамятный предшественник Патриарх Димитрий принял решение объявить 1 сентября днем молитвы за защиту доброго Божьего творения. Своей инициативой наш приснопамятный предшественник хотел предупредить о разрушительных последствиях недоброго использования окружающей среды. В своем послании он подчеркивал, что, в отличие от других форм нарушений в человеческих поступках, загрязнение природной среды может причинить огромный и непоправимый ущерб, разрушив почти все виды жизни на планете. Наверное, в то время это предупреждение могло бы прозвучать несколько преувеличенным в ушах некоторых скептиков. Тем не менее, в свете того, что мы видим сегодня, становится ясным, что эти слова были пророческими. Сегодня ученые, которые занимаются окружающей средой, недвусмысленно подчеркивают, что наблюдаемые климатические изменения могут подорвать и разрушить всю экологическую систему, поддерживающую не только человеческий род, но также и всю цепь взаимосвязанного мира зверей и растений. Выборы и поступки в общем цивилизованного современного человека привели к этому плачевному состоянию, представляющему собой моральную и духовную проблему. Эту проблему прекрасно представил девятнадцать веков назад в своем послании к Римлянам боговдохновенный Апостол Павел, подчеркнув, в основном, ее онтологическое измерение: «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (…), ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8, 20, 22).

http://patriarchia.ru/db/text/454833.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010