Но мы возвратимся к изъясняемому нами месту Св. Писания. Апостолу Петру обетовано дать ключ царства небесного после того, как он исповедал Иисуса Мессией и Сыном Бога живого. Но Иисус Христос спросил пред тем всех апостолов: вы за кого Меня почитаете. Отвечал за всех Петр, и обетование дано в лице Петра всем, всем дана власть вязать и решить. Другое дело, если бы апостолы не признавали Иисуса Христа Сыном Бога живого, но они признавали Его Сыном Божиим. Св. апостол Нафанаил, он же и Варфоломей, вскоре после крещения Христова, при самом вступлении в число учеников Христовых, гораздо ранее Петра, исповедал Его также Царем и Сыном Божиим. Когда Иисус Христос сказал ему, что Он видел его под смоковницей, то есть, видел такое его действие, которое никому из людей не было известно, то Нафанаил ответил: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь тому, что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницей; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам; отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. В пределах Кесарии Филипповой Христос спрашивал всех апостолов: за кого Меня почитаете, и как Петр отвечал за всех, то в лице его и обетование дано всем, и здесь также один Нафанаил исповедует Иисуса Царем Израилевым и Сыном Божьим в присутствии других апостолов, но Иисус Христос в лице его говорит и прочим апостолам. Иисус говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым. Православная Церковь благовестие об исповедании веры Нафанаила во Христа возглашает в слух всех в неделю Православия, считая его таким же исповеданием, как и Петрово. Древнейший западный отец, священномученик Ириней, епископ Лионский, живший во втором столетии, говорит, что и Нафанаил также, как и Петр, научен был Самим Богом Отцом исповедать Иисуса Сыном Божиим 144 . Первый, кто согласно с ветхозаветными пророчествами, назвал Иисуса Сыном Божиим, есть Архангел Гавриил, благовестивший Пресвятой Деве Марии о зачатии Его ( Лк.1:35 ). Торжественно же в слух людей назвал Его Сыном Своим Сам Отец Небесный. Когда Иисус, крестившись на Иордане, вышел из воды, отверзлись Ему небеса и се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Потому и Иоанн Креститель свидетельствовал другим после крещения Христа, что Он есть Сын Божий ( Ин.1:29 ) и два ученика его Иоанн и Андрей последовали за Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, которой безумные люди приносили жертвы, почитая эту тварь за бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом Херотопа, они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что это место будет посещать Воевода Небесных Сил святой Архистратиг Михаил и что здесь будут совершаться чудеса. Все это вскоре и сбылось. Когда святой Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а святой апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, – тогда на том месте по пророчеству святого апостола появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: «Пробьются воды в пустыне и в степи потоки. И превратится призрак в озеро, и жаждующая земля – в источники вод; будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» ( Ис. 35:6–8 ). К этому источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из этого источника исцелялись от своих недугов, и многие, получив здравие, крестились во имя Святой Троицы. В это время в Лаодикии жил один еллин, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец ее очень скорбел об этом и прилагал много старания к исцелению ее немоты, но, ничего не достигнув в этом, пришел в глубокое уныние. В одну ночь, уснув на своей постели, он узрел в видении Ангела Божия, сияющего, как солнце. Это видение было ему не потому, что он был того достоин, но чтобы через то он пришел к познанию истины и привел бы с собой и других к Богу. Увидав Ангела, он испугался, но в то же время услыхал от него такие слова: «Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то приведи ее к моему источнику, находящемуся в Херотопе, близ Иераполя, – напои ее водой из этого источника и тогда увидишь славу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вспомним о католических судах, предавших костру Яна Гуса и других и казнивших множество христиан из числа реформаторов. Вспомним религиозные войны, французскую «кровавую баню в Васси» (март 1562 года), страшную Варфоломеевскую ночь 1572 года и многое другое. Можно вспомнить также нашего Афанасия Брестского, казненного по приговору польского духовного (католического) суда в 1648 году. В своей нетерпимости и жестокости католикам никогда не уступали и протестанты, разрушавшие католические монастыри и убивавшие католических священников (например, гибель на корабле сорока иезуитов под ножами кальвинистов около 1560 года). И эта братская христианская кровь кощунственно проливалась «во имя служения Христу», часто по благословению и распоряжению пап, по постановлениям духовных трибуналов и судов. Замечательно, однако, что не кровь только, пролитая в религиозных распрях, ставится в вину блуднице. Откровение говорит, что в Вавилоне (в мнимой церкви Христовой) была «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» ( Откр.18:24 ). Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и их благословляли и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории. Вот почему, согласно тексту Откровения, святой апостол Иоанн «дивился удивлением великим» ( Откр.17:6 ). Власть зверя была так велика, что уверенность в правильности мерзких действий, творимых «во имя Христа», господствовала в целых поколениях. Зверь умело скрывал свою «тайну» ( Откр.17:5 ), и сатана «правил свой бал» руками мнимых учеников Христовых и представителей официальных Церквей. В главе 18 Откровения продолжаются гневные обличения великой блудницы. «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным видом блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» ( Откр.18:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Бог исполнил желание Филиппа. Однажды во время путешествия в Иудею, возможно, совместно с Симоном-Петром, Филипп встретил Господа и был призван Им. Вот как об этом говорится в Евангелии: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною (Ин. 1, 43). Филипп, не раздумывая, последовал за Господом Иисусом, сразу уверовав в то, что он и его сотоварищи нашли Мессию. Желая поделиться своей радостью, Филипп рассказал о Мессии своему другу Нафанаи-лу-Варфоломею. Вот как говорится об этом Евангелии от Иоанна: Филипп находит Нафа-наила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри (Ин. 1, 45–46). Действительно, встретившись с Господом Иисусом, Нафанаил уверовал, что Он и есть обетованный Мессия. Следование за Христом После возвращения Спасителя в Галилею Филипп – один из близких к Нему учеников. Как говорит Предание, Филипп поучался от Него Божественной премудрости. Тем не менее, в Евангелии не так уж много упоминаний об апостоле Филиппе – во время многих событий он упомянут только в числе других учеников, не названных по имени. Следующее личное упоминание апостола Филиппа относится к избранию двенадцати апостолов: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот (Мф. 10, 1–4). В этом списке, как и в двух других, апостол Филипп назван пятым – сразу после ближайших учеников Спасителя. Подобно другим ученикам Господа Иисуса Филипп также был послан на проповедь: И проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду (Лк. 9, 5). Вернувшись с проповеди, Филипп, как и другие ближайшие ученики Христа, на некоторое время остановился близ своего родного города Вифсаиды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Счастлив тот человек, в котором есть врожденный или воспитанный премудрым духовным водительством кого-либо дар смирения, который побуждает его безропотно преклонится перед совершающимся, памятуя, что ни один волос не спадет с головы человека без воли Отца нашего Небесного, и поступать так, как мудро рекомендуют некоторым великие оптинские старцы относительно личных судеб: «ничего не предпринимайте сами, и ни от чего, что предлагают вам, (само, собой разумеется, в Господе) не отказывайтесь». И хорошо будет этому человеку: воля Всевышнего, как любовная рука няни, выведет его именно на то, о чем он просит Господа, и Господь исполнит его просьбу, как обещавший раз навсегда исполнение ее. ( Мф.21:22 ). Ты видишь, как человек грешит?! Но ты не знаешь, как он раскаивается в своем грехе! Ты издеваешься над ним! Ты брызгаешь в него грязью, а он в это время пред образом оклеветанного и опозоренного врагами Спасителя плачет и рыдает кровавыми слезами и дает слово: более не грешить. И вот, когда ты произнес на него свой беспощадный суд, милосердный Господь, пришедший спасти не гордых праведников, но кающихся грешников, уже изрек ему Свое прощение: «Чадо отпускаются тебе твои грехи». Таким образом, ты бесстыдно предвосхитил суд Божий. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» ( Пс.36:4 ). «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» ( Пс.36:5 ). Апостол Павел указывает как на необходимое правило каждого христианина: «пребывай в служении… «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Не думай о себе более, нежели должно думать, но думай скромно по мере веры, какую каждому уделил Бог. Голова горит огнем каких-то неизведанных ощущений. Земные глаза закрылись, умерли, а перед духовными очами открываются неведомые горизонты. Уши слышат понятные только лишь одной твоей душе, без тела аккорды неземных мелодий, созвучие пения дивных звезд. Сердце охвачено волной каких-то неземных ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Почему Павел проповедовал в дамасских синагогах, а не в языческой среде? Здесь мы впервые встречаемся с тем миссионерским принципом, который Павел впоследствии сформулирует в Послании к Римлянам: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» ( Рим. 1:16 ). Призыв проповедовать язычникам, который Павел услышал при первом же явлении ему Христа, не означал, что он должен был ограничиться исключительно ими. Проповедь среди сынов Израилевых он считал не менее важной и именно с нее начал свою миссионерскую деятельность. Иерусалимская община Что представляла собой иерусалимская община на тот момент, когда Павлу предстояло встретиться с ней лицом к лицу? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надлежит вернуться к началу книги Деяний и кратко обозреть первые восемь глав этой книги. Лука написал ее как прямое продолжение своего Евангелия ( Деян. 1:1 3) и начал с того, на чем это Евангелие закончилось: с рассказа о вознесении Иисуса Христа ( Деян. 1:4–11 ). Членов иерусалимской общины он перечисляет поименно, начиная список с Петра: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима. в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:12–11 ). Собрание этой общины, на которой на место выбывшего из числа апостолов Иуды избирается новый ученик, включало около ста двадцати человек ( Деян. 1:15–26 ). Очевидно, именно эту цифру следует считать указанием на количество учеников, оставшихся после Иисуса в качестве членов Его общины. Несмотря на Его популярность при жизни, несмотря на то, что за Ним следовали толпы народа, Его страшная смерть на кресте должна была отпугнуть от Его общины основную массу людей. Остались только самые верные и преданные: одиннадцать ближайших апостолов и, вероятно, другие семьдесят апостолов, упоминаемые Лукой в Евангелии ( Лк. 10:1 ), а также родственники Иисуса по плоти и некоторые женщины из числа Его последовательниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 сентября 2023 года 25. Четверг. Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского. Служба апп. Варфоломея и Тита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: ап. Варфоломея, глас 4-й – 3, и ап. Тита, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варфоломея, глас 2-й: «Оставив земная…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодовита маслина…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Избави ны…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша…». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Тита на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (ап. Тита). По 3-й песни – кондак ап. Тита, глас 2-й; седален ап. Варфоломея, глас 3-й. «Слава» – седален ап. Тита, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостолов (Минеи), «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Тя стену стяжахом…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кийждо, идеже спасается…». На часах – тропарь апостолов. Кондаки ап. Тита и ап. Варфоломея читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня , ин тропарь дня; кондак дня, ин кондак дня, кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня , ин тропарь дня, тропарь храма; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня (и апостолов) . Апостол и Евангелие – дня и апостолов. 1 Тропари дня (четверга) и апостолов (Минеи) совпадают. 2 См. предыдущую сноску. 3 Прокимны, аллилуиарии и причастны дня (четверга) и апостолов (Минеи) совпадают. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

гл. 2 «Страстей Варфоломея») 89 . Постепенно формируется и апокрифическая биография апостола. В «Арабском евангелии детства» (гл. 30) сохранилась легенда о том, как тяжело заболевшего младенца Варфоломея мать принесла к Деве Марии и, чтобы исцелить его, положила в постель, где обычно спал отрок Иисус 90 . Соединение Варфоломея уже в младенческом возрасте со Св. Семейством было призвано свидетельствовать об особом избранничестве этого апостола и выдвигало его на авансцену апокрифической апостолиады. Но с превращением Варфоломея в одну из центральных фигур христианского эпоса, остро стала ощущаться скудость сведений о нем. Их искали всюду, внимательно и даже пристрастно вслушиваясь в само имя Варфоломея. Для иудео-христиан оно звучало как «сын Талмая (или Фалмая)», не выделяя своего владельца из среды остальных учеников Иисуса, зато обращенные в христианство греки, римляне, египтяне слышали в нем указание на царственное происхождение апостола – «сына Птолемеев» – последней династии египетских фараонов. Возможно, в этом заключалась одна из причин его популярности у египетских христиан – коптов. О том, сколь велика она была, свидетельствуют сохранившиеся лишь на коптском языке фрагменты псевдоэпиграфического «Откровения Варфоломея». Писания такого рода христианская традиция связывала лишь с самым узким кругом наиболее чтимых лиц – Авраамом, Моисеем, Девой Марией, «любимым учеником» Господа Иоанном, «первоверховными» апостолами Петром и Павлом. Включение коптами в этот круг Варфоломея говорит об их совершенно особом отношении к нему. Существовало так же и псевдоэпиграфическое Евангелие от Варфоломея; его упоминал в IV в. Иероним Блаженный 91 , а в конце V или начале VI осудил Декрет папы Геласия 92 . Легенды о царском происхождении Варфоломея долгое время бытовали и среди сирийских христиан. В них он представлен племянником бездетного сирийского царя, престол которого ему предстояло унаследовать. Прослышав об учении и чудесах Христа, юный принц пожелал стать Его учеником, однако смущаемый слухами о том, что ученики Христа бедны и ходят небрежно одетые, он написал Спасителю письмо: «Хотел бы учеником твоим стать, если согласишься оказать мне одну любезность: разреши мне в знак царственного достоинства моего всегда пурпурные одежды носить, и буду я следовать за тобой во всякий день жизни моей».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Разгневавшись на то, что апостолы осмелились обратить свою проповедь на его жену, Никанор приказал схватить их и устроить судилище. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. На основании этих обвинений апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал апостол Филипп. Просверлив ступени ног его и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями храма змеи и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли апостола Варфоломея у стены храма. Внезапно началось сильное землетрясение: разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Напуганные грозным знамением люди поспешили остановить казнь апостолов. Апостол Варфоломей был повешен невысоко – его быстро сняли с креста и оказали помощь. Но его собрата, апостола Филиппа, быстро снять с креста не представлялось возможным, так как он был подвешен на большой высоте. Снять с креста смогли только его тело – сам Филипп к тому времени скончался. Сестра Филиппа, Мариамна, погребла его. А Варфоломей, оправившись от ран, крестил всех уверовавших. Вскоре он поставил Стахия епископом в Иераполе, а сам оставил этот город и отправился проповедовать Христа дальше. Проповедь от Индии до Великой Армении Проповедуя о Спасителе, апостол Варфоломей дошел до Индии. Там он пробыл довольно долгое время. Апостол ходил по градам и весям, подтверждая свою проповедь знамениями и чудесами. Более того, он выучил даже индийский язык, на который и перевел Евангелие от Матфея. Впоследствии, отправляясь из Индии в Парфию, апостол Варфоломей оставил местным христианам Евангелие, написанное на еврейском языке. Это Евангелие более ста лет спустя было найдено в Индии христианским философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы. Оставив Индию, апостол Варфоломей некоторое время проповедовал христианство в Парфянском царстве. Но никаких подробностей относительно этого периода проповеднической деятельности апостола до нас не дошло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Отсюда произошло, что еврейская вера весьма рано проникла в южную Аравию и находила себе последователей и приверженцев особенно с того времени, как многие евреи вследствие завоеваний Навуходоносора, жестокостей Антиоха Епифана и разрушения Иерусалима Титом, должны были искать убежища, между прочим, и здесь. Таким образом наплыв евреев массами происходил за 580 и 170 лет до Р. Хр., и через 70 лет по Р. Христовом. Но, кроме этой, так сказать, пришлой религии, между арабами господствовало и язычество: одни почитали идолов, другие светила небесные (сабфизм), иные – разных гениев и духов, верили в силу наговоров, навязок, в сновидения 2 . Первым проповедником христианской веры в южной Аравии почитается святой апостол Варфоломей. В церковной истории Руфина, который в иных местах прямо списывал Оригена († 254), говорится: «Варфоломей (избрал для проповеди ) Индию ближайшую»; Софроний же, переводчик книги Иеронима на греческий язык, пишет, что «Варфоломей апостол проповедовал Евангелие Христово индийцам, которые именуются Счастливыми (τοις καλϑμοις εδκμοσιυ), и предал им Евангелие от Матвея.» Тоже самое говорит и сам Иероним в своей книге De vitis apostolorum: «Апостол Варфоломей проповедовал Евангелие Христово индийцам, именуемым счастливыми, и предал им Евангелие от Матвея.» (num. 4). Что эти индийцы, которым проповедовал ап. Варфоломей, были южные аравитяне, видно из усвояемого им названия «ближайших» и «счастливых». Древние писатели называли 3 Индией все юго-восточные страны Азии за пределами римской империи (от Аравии начиная и кончая нын. Индией), а ближайшей или Счастливой называли Аравию южную с прилежащими частями Абиссинии. Это подтверждается и свидетельством писателя IV века Филосторгия 4 , который сказавши, что внутреннейшие индийцы научены веровать во Христа проповедью апостола Варфоломея, прибавляет: «Это поколение индийцев называлось некогда Сабеями (εβα μυ πλαι), а теперь Гомеритами» – τ νν δ ομηρτας καλϑσθαι». Из сих, дошедших до нас сведений, нельзя, конечно, заключать о силе христианства в южной Аравии в первом веке; но если мы примем во внимание многочисленность там евреев, то хоть то должны допустить, что из них принявшие святую веру и понимали Евангелие, писанное на еврейском языке, и с удовольствием читали его. Даже и собственно гомериты, говорившие языком, который, по мнению ученых, был ближе к еврейскому, чем нынешний арабский, могли довольствоваться евангелием Матвея и для домашнего чтения и при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010