Затем апостол Варфоломей совершает миссионерское путешествие вдоль Черноморского побережья. И наконец отправляется на проповедь в Великую Армению и Кавказскую Албанию. Территория и названия государств древности значительно отличались от их современного состояния; поэтому следует отметить, что Великая Армения – это горная страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата, – она называлась Великой Арменией – в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Рождестве Христовом – в состав Римской империи. Древняя же страна Кавказская Албания – это государство, располагавшееся на территории современного Азербайджана. Согласно мнению некоторых исследователей, целью апостола Варфоломея была именно Кавказская Албания, поскольку в древности между Индией и Кавказской Албанией были установлены теснейшие религиозные и торговые связи, связанные с распространением в этих странах религии Зороастра. Поклонение верховному божеству зороастризма Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Поэтому зороастрийцев называли огнепоклонниками. Множество почитаемых зороастрийских храмов находилось и в Кавказской Албании. К этим храмам и направлялись караванные пути из Индии, Ирана, Армении. Начало проповеди апостола Варфоломея в Великой Армении сопровождалось знамениями – демоны, обитавшие в идолах, с криками, что апостол мучит и изгоняет их, оставляли свои обиталища. Также апостол неоднократно избавлял от бесовского нападения людей, подвергшихся одержимости. У одного из местных владетельных князей, Полимия (по другому произношению Вогухи) была бесноватая дочь. Демон, обитавший в ней, кричал, что Варфоломей гонит его. Тогда этот правитель приказал разыскать и привести к нему проповедника. Придя во дворец, апостол Варфоломей изгнал беса из дочери Полимия. Желая отблагодарить апостола, Полимий предложил ему в дар верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценностями. Но апостол отказался принять богатые дары, сказав: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом». Полимий был потрясен поступком апостола – он пожелал узнать о христианском учении – и вскоре крестился вместе со всем своим домом. Его примеру последовали многие жители и его княжества, и сопредельных. Согласно утверждениям исследователей, здесь, в Гохтане, апостол Варфоломей рукоположил в епископа одного из своих учеников по имени Кумси. Вскоре после этого он отправляется далее вглубь Кавказской Албании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ватикан официально подтвердил, что визит Папы в Турцию состоится в запланированные сроки 16 октября 2006 г. 20:51 Пресс-служба Святого Престола официально подтвердила, что Папа Римский Бенедикт XVI посетит Турцию с 28 ноября по 1 декабря. В пресс-релизе оговаривается, что визит состоится «по приглашению президента Турции Ахмета Недждета Сезера». Как отмечается в сообщении агентства Catholic World News , значительно раньше Папа уже получал приглашение посетить Турцию от Патриарха Константинопольского Варфоломея I , но в прошлом году турецкое правительство отложило визит, не направив Понтифику собственного официального приглашения. Подчеркнув, что визит состоится по приглашению президента, Ватикан выразил очевидное намерение учесть деликатность отношений с Анкарой и соблюсти подобающий дипломатический протокол. Пресс-релиз о готовящемся визите опубликован в соответствии с обычной практикой Святого Престола — лишь за несколько недель до очередной поездки Папы о ней сообщается официально. В сообщении пресс-службы не оговариваются детали визита, но большинство запланированных мероприятий уже известны. Предполагается, что Папа посетит мавзолей основателя современной Турции Кемаля Ататюрка вскоре после прибытия в Анкару 28 ноября. Затем Бенедикт XVI bcmpemumcя с президентом Сезером (как ожидается, он не будет встречать Папу в аэропорту). Вечером состоится встреча Понтифика с членами дипломатического корпуса в Анкаре. На следующий день, 29 ноября, Папа направится на побережье Эгейского моря. Он побывает на месте, где находился в древности город Смирна, и на археологических раскопках Эфеса — города, в котором проповедовал св. Апостол Павел. Там Понтифик отслужит мессу, после чего поедет в Стамбул. Здесь Папу встретит Патриарх Варфоломей. 30 ноября Папа примет участие в торжествах по случаю дня памяти св. Апостола Андрея — небесного покровителя Константинопольского престола. Как ожидается, по завершении праздничных мероприятий Патриарх Варфоломей и Папа Бенедикт XVI выступят с совместным обращением. После полудня Папа встретится с армянским Патриархом Константинопольским Месропом II, а также с руководителями сиро-яковитской, иудейской, протестантской и мусульманской общин Турции. 1 декабря Понтифик совершит мессу в соборе Святого Духа. На богослужении будут присутствовать Патриарх Варфоломей и Патриарх Месроп. Перед вылетом из Стамбула Папа побывает в Айа-Софии — древней православной базилике, бывшем кафедральном соборе Константинопольского Патриархата , который был превращен мусульманскими завоевателями в мечеть, а ныне действует как музей. Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152144.htm...

Время от времени в его глубине начиналось бурление, раздавался гул, и над вскипавшей поверхностью вырывались языки пламени. Народ, стоявший вокруг, приходил от этого зрелища в неистовство: люди принимались вопить, подползали, «точно змеи или рептилии», к жерлу источника и бросали в глубину жертвоприношения золото, серебро, драгоценные ткани и камни. Возмущенный их «непристойными воплями и бессмысленными тратами» Варфоломей, сняв плащ, разостлал его на поверхности воды и, призвав имя Божье, велел источнику немедленно иссохнуть, что в мгновенье ока и произошло. А в ответ на завывания и довольно-таки сутяжнические жалобы обитавших в источнике демонов апостол велел им навсегда покинуть это место. Быстро распространившийся слух о чуде привлек в Эдем толпы любопытствующих. Стесненные и раздраженные этим, жители города решили побить Варфоломея камнями, но почему-то стали бросать их не в апостола, а друг в друга, так что около двадцати человек оказались убиты. Молитвой Варфоломея они были возвращены к жизни, что стало причиной огромного паломничества больных: «Принесли к нему второпях и больных, и недужных, и паралитиков, и расслабленных, томимых всякого рода телесными и душевными недугами, и слепых и хромых, и глухих и немых, и дебилов с лунатиками». Всех исцелив, апостол проповедал эдемцам Евангелие от Матфея, а потом «пошел за городскую окраину, к ровной площадке среди скал (курсив мой. – А. С.) и, преклонив там колени, возблагодарил в молитве Христа» 96 . И тогда, сопровождаемое землетрясением и грохотом, напоминавшем раскаты грома, произошло еще одно чудо – забил новый, обильный и сладкий источник, в котором Варфоломей крестил сбежавшихся отовсюду горожан. А из числа воскрешенных им мужей он поставил пресвитеров и укрепил их в истинной вере. Описание второго путешествия резко контрастирует с первым – оно занимает всего шесть строк. Здесь нет ни имен, ни событий. Миссия апостола в землях мидян и эламитов успеха явно не имела, «разве что немного совсем» 97 . Куда содержательнее третье – сирийское – его путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте. Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят, Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии. Читайте также: Рождественский пост: план действий Рождественский пост: советы и ответы священников Рождественский пост: постить себя, а не других (+Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 марта, 2024 27 ноября, 2021 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

Входя в город Бустр, Варфоломей повстречал погребальную процессию: хоронили двенадцатилетнего сына «славного бустрийского трибуна» Андроника. Среди всеобщих рыданий и траурной музыки трубачей и кифаредов апостол бросился к погребальным носилкам и повелел именем Иисуса Христа мертвому юноше подняться. Умерший повиновался, те же, кто нес его, «застыли на месте» от изумления. Многие при этом видели, как из уст Варфоломея изошел огонь и влетел в уста отрока. «И закричали тут все: «Явился Бог среди нас!» В течение трех дней Варфоломею едва удавалось удерживать бустрийцев от жертвоприношений в его собственную честь. Он проповедует им Евангелие от Матфея и крестит воскрешенного отрока, а затем самого трибуна Андроника, всех его домочадцев и знакомых. Под впечатлением чуда и примера городской элиты «без принуждения и охотно» крестились также и участники погребальной процессии. По приказанию Варфоломея трибун разрушил находившиеся в городе семь языческих алтарей, а драгоценности, украшавшие статуи Ареса и Ормудза, раздал бедным. В Бустре Варфоломей провел около шести лет, исцеляя больных, изгоняя демонов и воздвигая алтари истинной веры. «И переписал он им Евангелие от Матфея, которое имел при себе проповеди своей ради». Когда же сыну Андроника исполнилось восемнадцать лет, он рукоположил его своей апостольской властью, сам же отправился в земли германцев. Это предание сохранило черты исторической реальности, причем среди них есть и такие штрихи, которые позволяют считать его памятником античного времени. Во-первых, вполне реален описанный в «хождении» город Бустр, чаще называемый в христианской литературе «Востра». Это лежащий на границе с Аравийской пустыней крупнейший (а после завоевания Траяном Аравии – главный) центр посреднической торговли Сирии с Югом и Востоком, через который проходили караванные пути к Персидскому заливу и Красному морю 98 . Во II-III вв. Бустра считалась самым большим и роскошным городом всей Восточно-Иорданской области, а население ее достигало ста тысяч человек 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

в)  Но если истинного друга так трудно найти, то как же надо дорожить другом, если такой уже найден и есть у кого!  – «Друга ищи, а найдешь – береги», – заповедь наших дедов. Не покидай старого друга, – говорит премудрый Сирах (Сир., гл. 9). Своего друга и друга отца твоего не оставляй, – учит Премудрый (Притч. 27, 10). Впрочем, надо заметить и то: если кому откроется надобность в разрыве дружбы, то надобно всегда это устроять так, чтобы разрыв последовал, насколько возможно, без ссоры, без оскорблений, по-дружески же. Почему знать: может быть твой друг лучше измениться пожелает, чем потерять твою дружбу? Прекрасное на этот раз наставление дает нам, братия, преп. Максим: «Не будь скор на отвержение духовной любви. Кого вчера почитал за духовного брата и за добродетельного, не считай сегодня порочным и злым. Но, долготерпя любовью, вспомни вчерашние добрые твои о нем суждения и отложи от души сегодняшнюю ненависть». («Нравственное Богословие» преосвящ. Платона). III. Всячески же, – есть ли у кого друзья по сердцу или нет, будем, братия, помнить, что у каждого из нас есть Друг на небе, Друг единственный, несравненный и неизменный, Господь наш Иисус Христос. Вы друзи Мои есте (Его собственные слова), аще творите, елика Аз заповедаю вам (Ин. 15, 14). Кстати: вот и указатель вам, с кем можно, а с кем нет заводить дружбу. Кто готов вместе с тобой благоугождать Господу Иисусу исполнением Заповедей Его, с тем дружись. А кто не имеет к тому влечения и расположения, тот не может быть твоим другом. Аминь. (Составлено прот. Г. Дьяченко по указанным источникам). Поучение 2-е. Св. апостол Варфоломей (О лести) I. Cb. апостол Варфоломей, память коего ныне, в Евангелии называемый Нафанаилом, отличался прямым и открытым характером. Он говорил то, что чувствовал. Сам Иисус Христос засвидетельствовал это. Это было так. Только что Иисус Христос начал Свою проповедь, к Нему стали стекаться ученики. Явились два брата Андрей и Петр, потом последовал за Христом Филипп. Филипп встретил Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Распространение христианства в Малой Азии 19 марта 2020 События Историк Алексей Муравьев об истории древней Грузии, движении квартодециман и грекоязычных регионах в Малой Азии При изучении раннего христианства и процесса, который историки XIX века называли расширением христианства (нем. Verbreitung), обычно после Иерусалима и Антиохии, исходных пунктов христианства, обращают внимание на Малую Азию. В первую очередь это направления распространения христианства в Малой Азии, которые возникают на западном побережье: Эфес, Смирна, чуть в глубине — Филадельфия. Эти места становятся известны благодаря проповеди апостола Павла и его учеников. Но на ситуацию в Малой Азии нужно смотреть с высокой перспективы, чтобы увидеть другие векторы и узнать немало интересных вещей. После 70 года Малая Азия — а точнее, ее восток — находится на границе между двумя мирами: первый — мир Римской империи, второй — иранский мир, территория Парфянского государства, которое пользовалось иранским (парфянским) и арамейским языками. К зоне влияния Парфянского государства принадлежал север Месопотамии, большая полоса Восточной Анатолии (Армения), Албания и Картли — древняя Грузия, где все династии того времени имели парфянское происхождение. Благодаря парфянам в этой области распространяются религии иранского корня, прежде всего зороастризм, поэтому большое количество памятников в древней Грузии и древней Армении связаны именно с распространением зороастризма. В итоге юго-западная часть Малой Азии получилась греческая, а восточная — арамеоязычная. У историков есть свидетельства о связях Палестины и этой восточной части Малой Азии, которые датируются самыми ранними годами. Эти сведения касаются и распространения еврейских общин на этих территориях. Например, некоторые миссионерские путешествия апостола Варфоломея и Андрея связаны именно с северной и северо-восточной частью Малой Азии. По сохранившимся документам можно проследить, как апостол Андрей совершил миссионерское путешествие по черноморскому побережью: Синоп, Трабзон и вплоть до Апсилии (Абхазии). Миссионерская деятельность апостола Варфоломея также связана с Закавказьем (Албанией и Арменией), и захоронение его находится в современном городе Баку.

http://bogoslov.ru/event/6026100

Очень рано, уже во времена римского владычества, этот город стал местом пребывания епископа, таким образом, предание совсем не случайно связывает начало христианской проповеди там с именем апостола. Одна из реалий эпохи римского владычества отразилась и в титуле (или должности) Андроника, названного трибуном. Между тем именно в Римской Сирии (в отличие от других восточных провинций) названия имперских магистратур, как правило, не переводились на сирийский язык с помощью местного эквивалента (например, в грекоязычных областях: «проконсул»=«игемон»), а лишь транскрибировались 100 . Сама сцена встречи у городских ворот похоронной процессии и воскрешения мертвого мальчика, безусловно, навеяна Евангелием от Луки (7:11–15), но примечательно, что в описание включены детали, свидетельствующие о знании этой стороны обихода эллинизированного общества позднеримской эпохи: за погребальными носилками следует оркестр трубачей и кифаредов 101 . Между тем известно, что сирийская знать в Ι-ΙΙΙ вв., стремясь к достижению магистратур и высокого социального статуса имперского масштаба, активно усваивала латинский язык, правовые и обиходные нормы римлян 102 . По-видимому, есть даже возможность наметить хронологические границы, в пределах которых этот рассказ мог обрести письменную форму. Как мы помним, Ефрем Сирин , писавший в конце IV или самом начале V в. о местах проповеди Варфоломея, упомянул лишь Индию и Ликаонию, о предании же, связывающем апостола с его родиной, не сказал ни слова. Единственным объяснением этого может быть тот факт, что о сирийской проповеди Варфоломея ему ничего не было известно. И следовательно, на рубеже IV-V вв. памятник, скорее всего, еще не существовал в письменной форме. Такой вывод подтверждается и другим соображением. Малозначительное, на первый взгляд, замечание о том, что участники погребального шествия крестились «без принуждения и охотно», в действительности говорит о многом. Во-первых, оно укрепляет нас во мнении, что местом возникновения этого рассказа была Сирия.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Интересующий нас Еден А.П.Лопухин в своих комментариях на книгу Иезекииля предположительно локализует на Евфрате 127 . Однако, судя по номенклатуре перечисленных товаров и упоминанию сабейских купцов, искать его, скорее, следует в Аравии. И памятуя о совпадении имен демонов в «Страстях Варфоломея» с пантеоном доисламского Йемена, можно даже предположить, что это южноаравийский город Аден – нынешняя столица Йемена. Он был хорошо известен в античном мире как важнейший перевалочный пункт на морском пути к Индостану. Плиний Старший называет его «Атана» (Athana) 128 , а Страбон подробно рассказывает о местах и способах добычи в тех краях самоцветов – смарагдов, бериллов, сапфиров 129 . Иными словами, складывается впечатление, что и «Страстях Варфоломея, и армянской Гомилиарии речь идет об одном и том же регионе. Однако почему же Аден-Атана оказалась «сопредельна» индийцам, ведь, согласно тогдашним представлениям, этот город был столицей одной из «Индий»? Чтобы разобраться в этих «неувязках», обратимся снова к «Географии» Страбона. Однако в какой именно из этих двух аравийских «Индий» побывал Варфоломей? Можно допустить, что в обеих. И все же указание армянского Гомилиария на Северную Аравию выглядит во многих отношениях более правдоподобным. Миссионерские маршруты апостола в этом случае оказываются объединены внутренней логикой, так как вытягиваются в одну линию, пролегающую вдоль границ Сирии. В этих районах арамейский язык, на котором, скорее всего, проповедовал Варфоломей, должны были понимать очень многие 132 , тогда как в южноаравийских царствах его знала лишь небольшая часть придворных. Чтобы добраться в Петру из Александрии, философу Пантену должно было понадобиться не более полутора недель, поездка же на юг Аравии была бы значительно более продолжительной. И, наконец, есть все основания думать, что географические утверждения «Страстей Варфоломея» представляют собой сознательную литературную мистификацию. Их автор, уверяя, что его герой пришел в Индию, которая «край света собою являет», на самом деле прекрасно знал, о какой «Индии» он пишет, и собирал в доступных ему источниках сведения об Аравии, ибо пролог к «Страстям» представляет собой ни что иное, как парафраз из уже упомянутых нами «Комментариев» римского грамматика IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Кроткий, благочестивый, любящий, возрастал затем отрок Варфоломей в смирении и послушании родителям. Когда ему исполнилось 12 лет, – родители отдали его в учение книжное; но грамота сначала ему трудно давалась. Но преисполненный веры в Бога и надежды на помощь Его, он горячо молился Ему о даровании способности и разума для понимания смысла учения. И Господь не посрамил верного раба Своего. Однажды отрок Варфоломей пошел в поле по поручению родителей – по хозяйству и увидел под деревом незнакомого ему благообразного старца. Свое тяжелое горе о том, что смысл учения им не постигается, он поведал старцу, который успокоил его надеждой на помощь Божию, пошел с ним в дом его родителей и предложил ему читать псалтирь. Сразу отрок почувствовал, что отверзаются умные очи его, почувствовал, как становится доступной мудрость книжная, и хорошо понял то, что было ему указано. После сего старец стал невидим, и благочестивый отрок, вместе со своими родителями, горячо возблагодарил Бога за чудесную помощь Его. Вот, возлюбленные воспитанники, пример вам в учении вашем. Не смущайтесь духом, если смысл учения иногда постигается вами слабо. Молитесь Богу горячее, и Он не преминет помочь вам. Не все достойны чудесных видений, и не каждому Господь посылает их. Но пути Его неисповедимы, и помощь Его может придти к вам в такой форме, в какой вы и не предполагаете. Одно можно сказать не обинуясь: не постыдит Господь раба Своего, притекающего к Нему с верой. В этом несомненно убеждает нас и Слово Божие. Св. Апостол Иаков говорит: «Если у кого из вас не достает мудрости, тот да просит у Бога, Который дает всем просто, не упрекая; и дастся ему. Но да просит с верой, ни мало не сомневаясь: ибо сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и разбиваемой» ( Иак.2:5–6 ). О, если бы в современных молодых поколениях так была сильна вера в Бога и так горяча молитва к Нему, как у отрока Варфоломея. Скольких несчастие могла бы избежать современная молодежь, прибегающая даже к смертоносным оружиям! Какое поразительное при этом у некоторых забвение главных основ религии и нравственности! Какие бездны отчаяния, беспросветной мглы душевной проявляются иногда у них по самому незначительному поводу, напр., из-за плохой отметки, из-за легкого наказания, которому по заслугам подвергнет начальство. Веруйте же, дети, крепче в Бога, молитесь Ему от всего сердца, молитесь вашему покровителю – преподобному Сергию, – и в самые тяжелые минуты вы убедитесь сознательно, как осветится для вас жизнь ровным и тихим светом Божией благодати и как умиротворится мятущаяся душа ваша...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010