И Святая Церковь внушает нам так молиться и Апостолу Павлу, и другим Апостолам: «Миро, благоухание источающее всегда, Божественнии ученицы, мира умного благовония притекающих к вам исполните и злосмрадныя страсти отжените». (Канон Апостолам, песнь 7). ...Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, да- бы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу ( Рим.15:15–16 ). В этих словах Апостол Павел, прежде всего (ст. 15), исповедует пред римлянами милость Божию, проявленную в отношении к нему в том, что именно ему Господь поручил совершать службу среди язычников. Эти мысли Апостола Святой Иоанн Златоуст передает так: «Не сам я восхитил себе честь, не сам первый взялся за дело, но Бог повелел мне это и притом по благодати, а не потому, что нашел меня достойным для этого... Не я восстаю, а Бог повелевает» 62 . Но главная мысль взятого нами апостольского речения заключается в 16-м стихе, в котором Апостол указывает, в чем он видит особую к нему милость Господа. Эту «данную ему от Бога благодать» Апостол смиренно определяет такими словами: «быть служителем Иисуса Христа у язычников». Такое же название Апостолам дает Апостол Павел и в первом послании к Коринфянам, говоря: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» ( 1Кор.3:5 ). А Святой Иоанн Златоуст по поводу этих слов Апостола говорит так: «Апостол не сказал «благовестники», но служителие, что означает более. Они не просто благовествовали, но и служили нам, – первое требует слова, а последнее заключает в себе и дело» 63 . И Апостол здесь говорит не только о том, что он покорно исполняет все повеления Христовы, но прибавляет: «у язычников». Следовательно, благовествуя среди язычников, он, как служитель Христов, и для язычников является их слугою, по ясному слову Спасителя: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:26 ; Мк.10:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Ветхозаветные жертвы и все плотское ветхозаветное прекращено навеки. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). Но из ветхозаветного мимо прошло только плотское. Там же были и высокие примеры непоколебимой веры ветхозаветных праведников, о которых так восторженно говорит Апостол в 11-й главе послания к Евреям. Это вечное в подвигах праведников носил в сердце своем Апостол и внимал ему, как достойному всякого подражания. И как ветхозаветные праведники верою во Христа грядущего проводили всю свою жизнь и совершали беспримерные подвиги, так и Апостол зовет всех жить по Христу, ибо только во Христе заключается новая жизнь. «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» ( 2Кор.2:15 ). Мы вещаем, – так говорит Апостол о своей благовестнической работе, о жизни своей и о своей проповеди, – жизнь по Христу, мы вещаем учение Христово по всему миру, и это чувствуют и те, которые «предуставлены к вечной жизни» ( Деян.13:48 ), и те, которые сознательно идут к вечной гибели. «Спасается ли кто, – говорит в пояснение этих слов Апостола Святой Иоанн Златоуст , – или погибает, проповедь евангельская всегда сохраняет свое достоинство..., благовестие (о Христе) всегда сохраняет свое благоухание, хотя неверующие и погибают. Губит их не благовестие, но собственное их ожесточение» 44 . Подробнее говорит о смысле этих слов Феофан Затворник : «Мы, – говорит Апостол, – благоухание Христово есмы. Если какую материю или одежду надушить каким ароматом, то куда ни внеси их, они всюду распространяют свой аромат, а другого запаха от них не слышно никакого, хотя они имеют свой природный запах. Так Апостолы, преисполненные ведения Христова, куда бы они ни являлись, являлись ничего другого не ведущими, кроме Господа Иисуса Христа. Слово их было только о Нем, силы являли они только о имени Его, верующих освящали о имени Его, заповеди давали от лица Его, Церкви созидали во имя Его, и все, что от них ни исходило, все было о Христе, для Христа, от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

И когда Господь посылал Апостолов на проповедь, то не сказал им: «идите и напишите книги», а сказал: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам «( Мф. 28:19–20 ). Апостолы так и поступили; в первый же день Пятидесятницы, когда на них сошел Св. Дух, начали учить народ ( Деян. 2:4, 14 ). Апостол Павел в Ефесе, «три года, день и ночь непрестанно учил» ( Деян. 20:31 ). Записано ли все то, чему учил там ап. Павел? Нет, не записано! Некоторые апостолы учили и проповедовали, а между тем своего учения нигде не записали, как, например, апостолы Андрей Первозванный, Фома, Варфоломей. И неужели их учение, переданное на словах, не должно иметь никакого значения? Св. Апостол Иоанн предпочитает устную проповедь письменной: «не хочу писать, говорит он, на бумаге чернилами» (2 Иоанн. 12). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью» (3 Иоанн. 13), «а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Иоанн. 12). Очевидно, что кроме Св. Писания должен быть и другой источник христианского вероучения. Таким источником является Св. Предание. И мы видим, что св. апостолы придавали огромное значение Св. Преданию. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостол хвалит коринфян за то, что они держатся его предания так, как он, Апостол, передал и заповедал им. Всякого же, поступающего не по преданию апостолов, порицает и повелевает удаляться от него: «завещаем же сам, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Сол. 3:6 ). Повелевает стойко и крепко придерживаться предания, которое является источником христианского вероучения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). Апостол не различает словесной проповеди , устной от письменной; он говорит, что учить словом или посланием это безразлично, все равно. Слово Божие, писанное ли оно, или переданное устно, имеет одинаковое значение. Самая вера возникает чрез устную проповедь: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). Следовательно, Церковь первых веков жила и научилась вере Христовой только путем устной передачи слов Господних. Поэтому Св. Предание и должно сохраняться и ни в коем случае отвергаться, как будто излишнее и не нужное. «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ). «Небо и земля прейдут: но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). «Научите все народы... соблюдать все, что Я .повелел вам»( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться. Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия      Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней. Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.

http://pravoslavie.ru/104478.html

Митрополит Варфоломей О пастырском служении по Святому Апостолу Павлу Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол.3:1–4 ). Из множества изречений Святого Апостола Павла, в коих он призывает христиан к доброй жизни, дабы быть причастниками вечной жизни во Христе Иисусе, мы останавливаемся на первых четырех стихах 3-й главы послания его к Колоссянам: в них содержится не простое только учение о том, что для получения вечного блаженства, вечной жизни с Господом, нужна добрая жизнь с исполнением всех заповедей Божиих, но здесь Святой Апостол кратко, но глубоко и полно указывает целый путь духовно-нравственного усовершенствования человека до возможно полного уподобления Сыну Божию и непременного, следовательно, участия в вечной славе нашего Господа. Это послание Святой Апостол пишет недавним язычникам, знавшим опытно все нечистоты языческой жизни, когда они были безбожниками в мире ( Еф.2:12 ). Вас, – пишет Колоссянам Святой Апостол, – которые были мертвы во грехах, Бог оживил вместе со Христом, простив все грехи ( Кол.2:13 ). И теперь этим бывшим безбожникам, опытно изведавшим, какое благо быть со Христом, Апостол говорит: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горняго..., о горнем помышляйте, а не о земном». И, конечно, обратившиеся ко Христу язычники принимали эти слова Апостола как небесный зов, напоминавший им, в какую бездну греха и нечистот могут они низринуться, если, по возрождении, по воскресении со Христом, они опять начнут искать земного, а не горнего, забудут Христа, седящего одесную Бога, и обратятся к такой жизни, которую недавно проводили. Но эти слова Апостола не менее вразумительны и для всех христиан, во младенчестве крещеных. По вере Церкви, из купели крещения выходит новый человек, безгрешный, как Ангел Божий, и Церковь радостно поет с пророком Давидом: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» ( Пс.31:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

«К сим кто доволен?» (т. е. кто способен к этому), – вопрошает Апостол. «Почему слово благовестил оказывает такие противоположные действия, остается, – говорит Феофан Затворник , – непостижимым. Кто доволен к тому, чтобы принять это и объяснить?» 51 А Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Так как Апостол сказал много великого и необычайного, называя себя и жертвою, и благоуханием Христовым и усвояя себе повсеместное торжество, то он опять старается умерить сказанное, относя все это к Богу. Поэтому и говорит: «И к сим кто доволен? Все это, – говорит, – Христово, и нет ничего нашего» 52 . Во втором послании к Тимофею Апостол Павел пишет: «Если кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим.2:5 ). «Пастырю, – говорит по поводу этих слов Феофан Затворник , – надлежит пастырствовать не как попало, но со строгою осмотрительностью и разумным ведением дела» 53 . Поэтому в словах Апостола Павла, взятых нами для размышления, указывается необходимое условие, при котором благовестник будет «законно подвизающимся». Апостол, сказавши, что пастырь должен являть, воню разума Божия и сам должен быть Христовым благоуханием, – в дальнейшем так говорит: «Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедающии Слово Божие, но яко от чистоты, но яко от Бога, пред Богом, во Христе глаголем»./Ибо мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе/( 2Кор.2:17 ). Вот это и значит «законно подвизаться», не напоказ, не для каких-либо мирских целей., В том и заключается сила апостольского благоухания, что Апостолы ничего своего не возвещали людям, ни одной своей мысли не проводили в своем благовестии, но только то, что от Бога получали, как были Богом наставлены, как бы слушая внушения Самого Христа. Это не значит, конечно, что Апостолы не употребляли своих слов, но значит, что своими словами они изъясняли то, что завещано Господом, ни в чем не отступали от учения Христова, верными оставались завету Господа, сказавшего Апостолам учить «вся языки» «блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Так, идя за Христом, христианин и сам не знает, как он велик в своих подвигах: «жизнь его сокрыта со Христом в Боге». Преподобный Антоний Великий в ответ на то, зачем светлость жизни во Христе Иисусе покрывается внешними скорбями, ответил: затем, чтобы ты не засмотрелся на эту светлость и не сгубил себя, засмотришься, возмечтаешь о себе, возгордишься и благодать Божию отгонишь от себя. Эта мысль Преподобного есть живое пояснение того, как Апостол Павел трижды Господа молил, чтобы Он удалил от него «пакостника плоти» (т. е. великие внешние скорби), а Господь ему сказал: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор.12:7–9 ). Так добрый христианин, переживая в следовании за Христом всякую скорбь, благодатно пребывает в единении со Христом и радуется этому, как и Апостол говорит: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:9 ). Четвертый стих взятого речения находится в непосредственной связи с третьим: словами этого стиха Святой Апостол хочет возбудить в христианском подвижнике светлую надежду на славное воскресение и вечную славу со Христом. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». Христос, вознесшись на небо, уже на земле не является; но Он обещал опять придти. И когда Он – жизнь наша – явится, тогда и все подвижники, верные Его Евангелию, явятся не в этом уничиженном, бесславном, скорбном теле, но в теле нетленном, славном, радостном; со Христом они будут во славе; Христос говорит: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). То, что в жизни земной было сокрыто и от людей, и от самого подвижника, в жизни небесной будет открыто для всего мира. Святой Иоанн Златоуст , поясняя в своих беседах совместно 3 и 4 стихи данного речения, говорит так: «Жизнь настоящая – не ваша, – ваша жизнь иная некая. Апостол спешит перенести их (Колоссян) от земли, старается показать, что они находятся на небе, что они уже умерли, давая из того и другого понять, что не должно искать здешнего (земного).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОСТОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Апостол (греч. гр. πóστολος от глаг. ποστλλω “посылать“): Двенадцать апостолов Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов ( Мк. 3:14 ), говорили от Его имени ( Мк. 6:6 -13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” ( Мф. 10:40 ). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа ( Пятидесятница ) становятся во главе христианской Церкви. Согласно Евангелию от Матфея ( Мф. 10:2 ) к числу апостолов относятся Небольшие расхождения в евангельских списках апостолов объясняются тем, что многие из апостолов имели несколько имен или прозвищ и указаны в разных евангелиях в списках апостолов под разными именами. Некоторые Св. Отцы (в частности, Иоанн Златоуст ) полагали, что ап. Варфоломей и Нафанаил (о котором говорится в 1-й главе Ев. от Иоанна) - одно лицо. Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день ( Мф. 19:28 ). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” ( Откр. 21:14 ). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота ( Деян. 1:21 -26). Апостольское служение Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской ( Деян. 11, 22 ), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы ( Деян. 14, 1 -23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства – передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.).

http://drevo-info.ru/articles/97.html

О, как тяжек и опасен был их труд! Эта невиданная и неслыханная битва миссионерам единобожия, поверьте мне, стоила и пота, и слез, и ран, и крови. Люди с огромным трудом расставались со своими вымышленными божествами и принимали веру во единаго Бога . Смущенные множеством творений и противодействием стихий, они полагали, что во вселенной существует скорее множество богов, чем один единственный Бог. Неопытные дети, очарованные обманом, что сила во множестве, они полагали, что множество богов обладает большей силой, чем один Бог. Они считали, что большее число богов окажет им большую помощь, чем один Единственный. Против апостолов восстали два типа людей — да и было их тогда только два на свете. Первые ядом идолопоклонства питали свои души, вторые изготовлением идолов добывали пропитание своим телам, причем, эти вторые были не меньшей помехой, чем первые. К примеру, был мятеж серебряных дел мастера Димитрия против апостола Павла. Некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемое руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что… ремесло наше придет в презрение… (Деян. 19, 24–27). Значит, одни полагали, что новая вера грозит опасностью их душам, другие — благосостоянию. Так тогда считали все люди на земле, все народы, за редким исключением. Тех же, кто был исключением, ждала неминуемая смерть, как Сократа в Афинах. Культура здесь не имела никакого значения. Цивилизованные народы создавали идолов из драгоценных металлов и более красивых внешне, чем народы примитивные, но идолы оставались идолами, и рабство душ человеческих и здесь, и там было одинаковым. Когда святой апостол Павел был в цивилизованных Афинах, он возмутился духом при виде этого города, полного идолов (Деян. 17, 16). Точно так же, как апостол Андрей в Скифии, и апостол Матфей в Египте, и Варфоломей в Индии. Идолы на площадях, идолы перед зданием суда и казармами, идолы у входа в дом, и в доме, и по комнатам — всюду. Ни один перечень не мог вместить всех богов, которым поклонялись люди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Только мы не можем так ощутительно чувствовать неизреченное благо, которое дается нам чрез крещение, как это чувствовали возрожденные язычники, оставившие свою языческую нечистоту и облекшиеся во Христа. Слово Апостола, как имеющее вселенское церковное значение, обязывает каждого христианина «горнее» мудрствовать, а не земное, мудрствовать о Христе, седящем одесную Бога. «Вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя». «О, куда возвел Апостол ум наш, – восклицает Святой Иоанн Златоуст , поясняя эти Апостольские слова. – Какою великою мыслию он исполнил их. Не удовольствовался тем, что сказал: «вышних», ни словами «идеже есть Христос», – но прибавив, – «одесную Бога седя», дал понять, что оттуда не должно смотреть на земное» 23 . Таким образом, первые два стиха взятого речения заключают в себе прямую заповедь Святого Апостола о том, что все крестившиеся во имя Господа, умершие через крещение и через крещение же воскресшие во Христе и со Христом, должны всецело устремлять мысли свои к горнему: к Господу, сидящему одесную Бога, и туда должны быть направлены все помышления христианина. «О горнем, помышляйте, а не о земном». Третий стих взятого нами речения содержит в себе мысль, по глубине необычайную: «Ибо вы умерли, – говорит Апостол, – и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Но Христос, совершивши наше спасение, вознесся на небо; для живущих на земле Он невидим. Но тот, кто истинно умер в купели крещения, тот и живет такою жизнию, которая отражает все учение Христово: такой христианин весь живет по образу Христа и, отдаваясь Христу всем своим существом, покорно переносит все, что Господь посылает ему; стремясь к единению с Господом, такой христианин радостно и скорби переносит. Христос на земле не является, значит, надо продолжать подвиги и верить в славное воскресение с Ним, как и пишет Святой Апостол: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:11–12 ). Он не помнит того, что сделал, он только видит, чего не сделал, подражая Апостолу, вещающему: «Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания во Христе Иисусе» ( Флп.3:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010