Видите ли, как Слово Божие определенно учит вас, что конечный успех каждой работы в руках Господа. Указывая на эти истины, Святая Церковь Словом Божиим учит нас и тому, чтобы мы, кроме молитвенных обращений к Господу, прилагали все усердие к тому, чтобы наша жизнь украшалась всеми добродетелями и, прежде всего, любовию к постоянному труду, как великой заповеди Божией, данной человеку за его грех в раю; и Сам Спаситель работал до изнеможения, засыпая и на лодке, а Святой Апостол Павел, проводивший жизнь в постоянном труде и молитве ( 2Кор.11:27 ), на всю вселенную вещает; «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол.3:10 ), чтобы мы, проводя время в добром труде, боролись со всякими страстями и пороками, которые и праздность развивают, и здоровье ослабляют, и делают человека невосприимчивым к своим духовным запросам, – а эти пороки всем известны: пьянство, разврат во всех его видах, жестокость в отношении к ближним нашим, себялюбие, воровство, грабеж, казнокрадство, отдача денег в рост и подобное, но чтобы царствовали у нас трезвость, воздержание во всем и особенно любовь между собою, любовь к Богу и ближним. Любовь и должна особенно согревать наши сердца всегда так, чтобы, обрабатывая поля, мы молились Господу о том, чтобы уродил Господь не для нас только, но и для всех, которые в бедность впали, которые беднее нас, которые лишены возможности хлеб зарабатывать: такою любовию к ближним нашим и покрывалась бы всякая наша работа, а за такую-то любовь Господь и будет посылать всем трудящимся Свою помощь, Свое благословение, как и учит нас Святой Апостол Павел: «Бог, – пишет он, – силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим, правда его пребывает во век» ( 2Кор.9:8–9 ; Пс.111:9 ). Пишет далее Святой Апостол, что Господь «подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей так, чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость» ( 2Кор.9:10–11 ). Значит, Святая Церковь , согласно учению Христа Спасителя и Его Апостолов, учит, что чем щедрее мы будем делиться с нуждающимися, чем усерднее будет наша молитва к Господу, чтобы Он благословил труды наши всяким благословением не для нас только, но и для ближних наших, тем обильнее и наше благосостояние будет улучшаться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Смиренно называя себя «служителем Иисуса Христа у язычников», Апостол Павел этим званием своим и нам, продолжателям апостольского дела, пастырям, внушает, что если мы милостию Божиею облеклись в это великое звание, то и должны всецело отдаться в распоряжение Господа, подобно усердному слуге, который исполняет всякое дело, на какое и куда бы ни послал его хозяин. Но вместе с тем мы, по смыслу речения апостольского, должны почитать себя слугами и тех, среди которых Господь послал нас трудиться, быть рабами тех, о вечном спасении которых мы должны всеми мерами заботиться, и рабству своему для спасения пасомых должны радоваться, как радовался такому рабству Апостол Павел: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть... Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его» ( 1Кор.9:19; 22–23 ). «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). По Апостолу, только тогда благовестник может считаться соучастником Евангелия, когда отдает себя в рабство Господу и своим пасомым. Трогательно об этом говорит мудрый изъяснитель слов Святого Апостола и его подражатель Святой Иоанн Златоуст : «Если, – говорит он своим детям духовным по возвращении из ссылки, – вы посылаете куда-нибудь раба, и он долго не возвращается, то вы требуете объяснения, где и почему он замедлил, где потерял столько времени. И я -раб вашей любви, вы купили меня не деньгами, а своею любовию. Радуюсь, что я продан в такое служение и никогда не желаю освободиться от этого рабства. Это служение для меня прекраснее свободы: это служение дало мне место на этой священной кафедре. Это служение – не по необходимости, а по воле» 64 . Так должен мыслить о себе и каждый из нас: «Сын Человеческий, – говорит Господь, – не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). И мы должны постоянно носить в сердце своем сознание того, как велика милость к нам Господа Бога, поставившего нас Своими служителями и слугами своих пасомых и давшего нам заповедь подражать Ему в этом служении, как подражал Святой Апостол Павел, Святой Иоанн Златоуст , Святой Григорий Богослов и другие светильники Христовой Церкви. «Достоинство учителей, – говорит Святой Иоанн Златоуст , – состоит не в том, чтобы стараться о приобретении чести и славы у своих учеников, но в том, чтобы вести их ко спасению и все свои действия направлять к этой цели... И Бог поставил тебя над ними не для того, чтобы ты наслаждался большим почетом, но для того, чтобы забывал себя, помышляя только о том, что относится к ним. Таков долг учителя» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Он исцелял всяких больных и бесноватых; изгонял бесов, давал зрение слепым; глухие получали слух; расслабленные укреплялись тотчас по слову Христову. Христос воскрешал и мертвых. Во святом Евангелии говорится о трех событиях воскрешения мертвых Христом: о воскрешении двенадцатилетней дочери Иаира, о воскрешении молодого сына Наинской вдовы и о воскрешении друга Христова Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе. Но при всех чудесах безмерно милостивого Христа, Его окружали постоянные враги – начальники еврейского народа – так называемые книжники и фарисеи. Они порицали Его и за то, что Он добрые дела творил по субботам, что имеет беседы и вкушает пищу вместе с людьми грешными, а не с ними, начальниками народными; и за то, что Он отпущает грехи, и за то, что обличал их самих, начальников, так как они были упорны в зле и самый народ держали в слепоте, в невежестве. § 29. Ученики Христовы Между свидетелями и очевидцами чудес Христовых и между слушателями Его учения были и преданные Христу люди; таковы были двенадцать апостолов и много других учеников и учениц. Имена Апостолов суть следующие: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, иначе Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариотский. Петр, Иаков, Иоанн были самыми близкими учениками Господа. В присутствии их Христос и воскресил дочь Иаира, и преобразился па горе, и молился в саду Гефсиманском. Почти все апостолы были из простого звания, и все галилеяне. § 30. Преображение Господне. 6 августа (Мф.17:1–9, Мк. 9 глав., Лк. 9 гл.) В последний год своей земной жизни, Христос однажды взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и повел их одних помолиться с Собою на высокую гору Галилейскую (по преданию на Фавор). Ученики же по дороге к горе той утомились и на горе заснули. Когда они пробудились от сна, тогда Иисус уже стоял преобразившимся: лице Его сияло, как солнце, а одежда Его была бела, как снег. При Христе находились Моисей и Илия. Эти два праведника беседовали со Христом о предстоящей Ему смерти. Петр апостол воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть. Хочешь ли, мы сделаем здесь три шатра: один Тебе, один Моисею и один Илии,» И когда апостол еще говорил, вдруг облако светлое осенило, т. е. покрыло апостолов и был слышен из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: слушайте Его.» Ученики, с благоговением выслушав это, пали на лица свои и очень испугались. Христос подошел к ним, коснулся их, и сказал: «встаньте и не бойтесь». Апостолы подняли свои взоры, но явление уже исчезло; они никого уже не увидели, кроме одного Иисуса. Когда они сходили с горы, то Христос не велел говорить об этом видении никому до Его воскресенья. См. изд. 100 картин. § 31. Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Преп. Нил Калабрийский . Великий подвижник среди калабрийских греков, основатель нескольких монастырей, чудотворец и защитник чистоты православной веры. Предпринимал дальние путешествия, чтобы только избавить какого-либо осужденного от тяжкого наказания. Иными словами, горел он любовью к своим ближним. Упокоился в 1005 году. Оставил многих достойных себя учеников, среди которых особо выделился преподобный Варфоломей († 1044), составитель ряда канонов. Рассуждение Братья! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов – так пишет святой апостол Иаков (5:19–20). Христовы апостолы не только так говорили, но и самим делом это утверждали. Святой Климент Александрийский повествует о святом апостоле Иоанне, что в некоем месте в Малой Азии крестил он юношу-язычника и, вверив его попечению местного епископа, отправился дальше на проповедь Евангелия. В отсутствие святого Иоанна тот юноша повредился нравом, начал упиваться вином и воровать и, в довершение ко всему, вступил в какую-то разбойничью шайку, нападавшую на людей из леса и грабившую их. Через некоторое время святой Иоанн вернулся в это место и услышал от епископа о том, что произошло с тем молодым человеком. Тогда святой Иоанн, не медля ни минуты, потребовал коня и проводника и помчался к тому лесу, где находилась шайка разбойников. Прочесывая лес, Апостол нашел разбойников и вышел пред их атамана. А оный юноша, едва увидев и узнав святого Иоанна, бросился наутек. Старец Иоанн побежал за ним и, несмотря на свои преклонные годы, догнал. Видя, что не убежит, юноша пал к ногам Апостола и от стыда не смел даже посмотреть ему в глаза. Иоанн же обнял его и начал лобызать, как пастырь, когда найдет он потерявшуюся овцу. И вернул Иоанн его в город и паки утвердил в вере и добродетельной жизни. И, угодив Богу, упокоился оный юноша в свое время. Созерцание Да созерцаю превратное [букв.: разделенное. – Пер.] сердце царя Амасии в отношении к Богу и Божие наказание (2 Пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Таким путем он достиг того, что иные из женщин вышли замуж, другие поступили в монастырь, а иные, оставшись в мире, стали кормиться трудом. Святому пришлось вынести много насмешек и укоризн, так как он просил женщин никому не говорить о своем поведении. За несколько дней до кончины он затворился в своей келье и мирно предал дух свой Богу в молитвенном положении. Начались чудотворения от его мощей. В руках его нашли записку с такими словами: «Никого не осуждайте прежде времени, доколе не придет Сам праведный Судия Господь». Тогда все узнали о его святой жизни, и осуждавшие со слезами каялись в своем грехе против него. Св. Виталий жил в VII веке. Апостол Нафанаил иначе называется Варфоломей, т. е. сын (вар значит сын) Фоломея. Он был из числа 12 апостолов. Когда ап. Филипп привел его к Иисусу Христу, то Христос сказал о нем окружающим: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!» – «Почему же Ты знаешь меня?» – с удивлением спросил тогда Нафанаил Господа, «Я видел тебя еще прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею», – сказал Господь. Что было там с Нафанаилом, неизвестно, вероятно, что-нибудь тайное и необыкновенное, так что он тотчас же уверовал во Христа и воскликнула: «Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» Нафанаилу, по брошенному жребию, пришлось проповедовать вместе с Филиппом в восточных странах. После смерти Филиппа, он проповедовал в Индии и Армении. В Индии перевел на туземный язык Евангелие св. Матфея. В Армении исцелил царскую дочь. Царь послал Нафанаилу за это множество подарков, но он отослал все подарки обратно царю, сказав: «Я не ищу этих вещей, а ищу душ человеческих». Тогда крестился царь со всем семейством, множеством вельмож и народа. В городе Албане, ныне Баку, идольские жрецы возбудили против Нафанаила народ, и его распяли. С радостью перенося страдания за Христа Спасителя, св. апостол с креста поучал народ. Тогда мучители содрали с него кожу и отсекли голову. Мощи св. Нафанаила в Риме. Об апостолах Луке и Клименте будет сказано 18 октября и 25 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостол Павел свидетельствует, что по Воскресении Своем Господь явился Кифе (то есть апостолу Петру), потом двенадцати, потом более нежели пятистам братий в одно время, затем Иакову, также всем апостолам (см. 1Кор.15:5–7 ). Но у евангелистов нет подробных описаний всех этих явлений, а говорится лишь о некоторых. Так, евангелист Иоанн повествует о явлении воскресшего Господа апостолу Фоме. Это произошло на восьмой день после Воскресения Спасителя. Ученики опять собрались в доме. Двери были заперты. Среди собравшихся находился апостол Фома, который не поверил свидетельству учеников о Воскресении Христовом. Он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). И вот теперь Господь вновь пришел к апостолам и, став посреди них, сказал: «Мир вам!» ( Ин.20:26 ). Потом, обратившись к Фоме, сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:27 ). Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). На это Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Эти спасительные и радостные слова Господа относятся ко всем христианам, которые, хотя и не видят воскресшего Христа телесными очами, но непоколебимо веруют в Его славное Воскресение. Явление Христа ученикам на море Тивериадском ( Ин.21:1–25 ) Из Иерусалима, по повелению Господа, апостолы пошли в Галилею. Там они занялись своими обычными делами. Однажды Петр отправился ловить рыбу. С ним пошли Фома, Нафанаил (Варфоломей), сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и двое других учеников Христа. Всю ночь закидывали они сети, но так ничего и не поймали. Уже светало, когда апостолы решили возвратиться домой и направили свою лодку к берегу. На берегу стоял Иисус Христос, однако они не узнали Его. Господь спросил: «Дети! есть ли у вас какая пища?» Они отвечали Ему: «Нет» ( Ин.21:5 ). Тогда Иисус сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» ( Ин.20:6 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Миссионерский урок апостола Павла состоит в том, что он не только настаивает, чтобы христианин, следуя любви к ближнему своему, первым делом заботился не о том, чтобы проявить личную свободу до предела, а о благополучии своего брата во Христе, но и сам подаёт нам пример: И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ), призывая всех христиан: Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ). На протяжении всего своего апостольского служения апостол Павел говорил как волею Божией призванный Апостол Иисуса Христа ( 1Кор.1:1 ), поэтому не меньше, чем любая другая часть Писания, его слова – часть Божьего Слова, любое его повеление – Божье повеление, любой его совет – Божий совет, и даны они были с Божественным умыслом. Блаженный Феофилакт Болгарский так пишет об этом: «...и слова Павловы суть слова Господни, а не человеческие, ибо ниже он так говорит о себе: думаю, и я имею Духа Божия ( 1Кор.7:40 )» 355 . Главной движущей силой его трудов была подлинная любовь к каждой человеческой душе, которую он получил от Господа нашего Иисуса Христа. И до конца своих дней всеми силами он стремился не столько просветить «немощных», чтобы они имели знание, сколько побудить всех христиан поступать по любви: по любви, которая назидает, долготерпит, милосердствует, никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор.13:8 ). За последние века в мире происходят глобальные изменения, человеческая цивилизация постепенно отходит от Христа, и как никогда становится актуальной христианская миссия – люди нуждаются в том, чтобы им было проповедано слово Божие, причём проповедано с такой же силой и убедительностью, с такой же актуальностью, как это когда-то звучало из уст апостола Павла. Раздел III. Богословие Концепция обожения в христианском богословии и в религиозных традициях Древнего мира Священник Александр Домрачев, магистр богословия, преподаватель СПДС, игумен Варфоломей (Денисов) Учение об обожении (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол Варфоломей очень точно назвал Евангелие одновременно и малым и великим – малым по объему и великим по содержанию и по высоте учения. По словам святого Амвросия Медиоланского Евангелие подобно пучине, в которой мы можем отыскать полноту даров, оно – как море духовных тайн, в котором плавает таинственная Рыба – Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель. Блаженный Иероним называет Евангелие сокращенным Богословием, Ориген – начатком всего Священного Писания . И если все Священное Писание именуется у Августина энциклопедией всех наук, у Василия Великого – кузницей, в которой куются души, и житницей духовных злаков, то насколько превосходно в нем Евангелие – Завет Новый, обновленный Кровью Сына Божия! Евангельское учение истинно потому, что исходит оно из уст Самой Премудрости Вышнего, Которая есть истина, как сказано в Премудрости Сираха: " Я (т. е. Премудрость), вышла из уст Всевышнего» ( Сир. 24:3 ). И хотя все люди – от Адама до скончания мира – оказываются лжецами, один Бог не лжет, но всегда пребывает истинным, как говорит апостол Павел: «Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим. 3:4 ). Польза учения Евангелия видна из того, что в нем – учение и знание, ведущее к спасению и жизни, как написано: «дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк. 1:77 ). И еще: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ), потому что они содержат все основы христианской нравственности – они показывают нам что добро, а что зло и облекают нас в нового человека, «сотворенного по Христу» (Сравн. Еф. 4:24 ). А теперь посмотри, что делаешь ты. Разве не показываешь ты своими делами, что вера у тебя совершенно другая? Когда Евангелие учит тебя теоретическим истинам и догматам веры, ты признаешь их великое достоинство, однако, когда оно предлагает тебе практические советы для исправления твоих нравов, в тебе пробуждаются все твои похоти и начинают давить на тебя, заставляя не желать подчиняться евангельским заповедям. Итак, учти, что, как сказал Господь, «не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). Свою веру нужно применять на практике, потому что теоретически «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ). Вера в делах – характерный признак одних только христиан: «а я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Иак. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Какое же отношение все это имеет к нам, людям XXI века? Дело в том, что Фома, пожалуй, самый современный апостол. Ведь большинству из нас знакомо состояние внутренней пустоты, когда рушатся надежды, когда, казалось бы, смысла в жизни совсем не остается. И очень непросто в такой ситуации понимать, что Господь — рядом. Но пример Фомы показывает, что Бог нас не только не оставил, но более того — Он готов прийти к каждому, кто искренне этого хочет. Апостол Фома, поверивший в Воскресение своего Учителя, всю свою жизнь настолько горел этой верой, что сумел привести ко Христу тысячи людей. Он не побоялся ни дальнего пути, ни иноземных царей, ни смерти. Ему приходилось идти на авантюрные, с точки зрения земной логики, поступки, рисковать жизнью и в итоге расстаться с ней, исповедовав Христа. Но он всегда понимал, ради чего все это совершает. После того как он лично встретился с Воскресшим Богом, для него не оставалось больше сомнений в том, ради чего он живет. Даже если ему приходилось кардинальным образом менять место жительства и круг общения. Даже если казалось, что миссия его терпит неудачу. Даже если в далекой стране не находилось людей, готовых его поддержать… Все эти препятствия были преодолимы, потому что Бог, однажды став рядом с ним, уже никогда не оставлял Своего ученика. При чем же здесь мы, современные люди? Пожалуй, при том, что Господь точно так же приходит к каждому из нас. И какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, встреча с Ним возможна. Стоит только очень этого захотеть… Алла Митрофанова УПОМИНАНИЯ ОБ АПОСТОЛЕ ФОМЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Эпизод призвания апостолов И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010