Прощаться в сей день есть древний, благочестивый и трогательный обычай. В древности в сей день святые отшельники собирались в свои обители, проводили время в общей, – единодушной молитве, – братской и дружеской беседе для взаимного назидания, поощряя, ободряя, утешая друг друга в подвигах веры, любви, упования, терпения; наконец, дав взаимное целование братской любви и мира, со слезами скорби испросив друг у друга прощение в оскорблении мыслию, словом, делом, ведением и сведением, расходились в пустынные и безмолвные места на всю святую и великую Четыредесятницу, для достойного приготовления себя к сретению величайшего праздника христианской Церкви уединенною, ничем неразвлекаемою молитвою, беспрепятственным возношением ума и сердца к Богу, подавлением и искоренением в себе всех вожделений плоти, – бдением и пощением. Немощное слово человеческое не в состоянии изобразить силы молитвенных и покаянных подвигов их, среди всех нужд и лишений, в сырых пещерах и вертепах, где святые отшельники уподоблялись, по виду, более мертвецам, нежели живым человекам. Они подлинно спогребались здесь Христу, и сходились в обители к Светлому дню, чтобы в единодушном торжестве воскресения сооживить себя взаимною радостию. А некоторые из подвижников веры, возлюбивших безмолвие, сокровенную беседу с Богом, не возвращались в обители свои и к Светлому празднику Воскресения Христова: – в трепетной на устах молитве, в подвигах постничества, умолкали их уста, переставало биться их сердце, застывали на ланитах слезы, – прерывалась нить их жизни; – и они, весь живот свой предав Христу Богу, с живым упованием переходили в иной мир праздновать Пасху Божию, спасительную, – там, в невечернем дни царствия Христова. Можно отчасти судить, как живо, как искренне, как трогательно было в этот день слово: «прости мя, брате!» «прости мя, отче святый!» – в устах святых отшельников, – пред исходом их в пустынные места. От древних пустынножителей приняла и удержала св. Церковь этот благочестивый обычай христианской любви – испрашивать друг у друга прощение пред днями приготовления к великому празднику Воскресения, постом и молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Сильвестр (Цветков) епископ, рукоположен с 27.12.1821 † 29.10.1823 Моисей (Богданов-Платонов) епископ, рукоположен со 2.03.1824 по 28.11.1827 еп. Вологодский и Великоустюжский Игнатий (Семенов) епископ, рукоположен с 26.02.1828 по 22.05.1828 еп. Олонецкий и Петрозаводский Тимофей (Котляров) епископ, рукоположен с 7.10.1828 по 24.02.1834 еп. Смоленский и Дорогобужский Анастасий (Ключарев) епископ, рукоположен с 13.05.1834 по 22.05.1837 еп. Екатеринославский и Таганрогский Феодотий (Озеров) епископ, рукоположен с 11.06.1837 по 7.08.1842 еп. Симбирский и Сызранский Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 27.07.1842 по 14.11.1842 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Леонид (Зарецкий) епископ, рукоположен с 10.01.1843 по 25.02.1850 еп. Костромской и Галичский Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 25.02.1850 по 19.12.1850 еп. Полтавский и Переяславский Антоний (Шокотов) епископ, бывший еп. Вольский, викарий Саратовской епархии с 19.12.1850 по 27.08.1853 еп. Оренбургский и Уфимский Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 3.10.1853 по 8.12.1854 еп. Архангельский и Холмогорский Иоанникий (Горский) епископ, рукоположен с 16.01.1855 по 15.04.1856 еп. Саратовский и Царицынский Платон (Фивейский) епископ, рукоположен с 24.05.1856 по 31.07.1856 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Евфимий (Беликов) епископ, рукоположен со 2.12.1856 по 29.08.1860 еп. Саратовский и Царицынский Феофилакт (Губин) епископ, рукоположен со 2.10.1860 по 1.12.1862 еп. Кавказский и Черноморский Герасим (Добросердов) епископ, свт., рукоположен с 10.03.1863 по 13.01.1864 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Аполлос (Беляев) епископ, рукоположен с 16.02.1864 по 22.02.1866 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Серафим (Протопопов) епископ, рукоположен с 10.04.1866 по 14.04.1869 еп. Смоленский и Дорогобужский Феоктист (Попов) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В биографическую канву епископа Семиреченского Пимена тема метеорита, подобно неразгаданному символу, входит дважды. В ряду событий, предшествовавших его приезду в Верный, было отмечено падение небесного тела. Оно случилось в феврале 1917 года в среднеазиатских горах Ала-Тау на Курдайским перевале между городами Пишпеком и Верным. Маршрут Пимена, направлявшегося в Верный, пролегал по перевалу вскоре после того, как там наблюдали яркую полосу в небе, взрыв, поднявшуюся бурю и долгое таинственное свечение неба 16 . Далее мы расскажем о семьях Белоликовых и Орнатских. Ниша, которую занимали их представители в социально разнородной Российской империи, семейные предания, радости и горести близких, лица и интонации, − всё это сыграло роль в становлении личности епископа Пимена. Образы из родной среды и отечественной истории задавали представления о России, ими руководствовался Пимен в хаосе революционного времени. Белоликовы Преосвященный Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, родился в селе Васильевском-Романове Череповецкого уезда Новгородской губернии 5/17 ноября 1879 года. При крещении шестой ребёнок из десяти в семье потомственного сельского священника Захарии Ивановича Белоликова был наречён Петром. Фамилия «Белоликовы» имеет чисто церковное происхождение 17 , и в годы репрессий духовенства многочисленным племянникам епископа она приносила немало тревог. О представителях этой фамилии можно судить по документам из областных архивов Новгорода и Вологды, прежде всего, метрическим книгам и клировым ведомостям. Сведения имеются и в «Новгородских епархиальных ведомостях», в адрес-календарях Новгородской губернии. Их дополняет семейное предание – то, о чём рассказывали или писали в семье Белоликовых-Орнатских. Жизнь священника Захарии Белоликова прошла безвыездно на одном месте, и родом он был оттуда, где Бог судил ему жить, воспитывать детей и служить пред алтарём. Он родился в 1842 году в селении Новая Череповецкого уезда. Обучение его проходило неподалёку − в Кирилловском духовном училище, располагавшемся на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Но для продолжения образования пришлось отправиться за 500 с лишним вёрст от родного села в Новгородскую духовную семинарию. В учении он выделялся большими успехами. Лишь по причине сиротства образование не продолжил, а женился на священнической дочери. От преосвященного Аполлоса (Беляева) принял духовный сан и вступил на приходское служение в родном селе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В сей-то внутренней пустыне воспитывается и совершается всякое истинно благое дело христианское. Так, великое дело – молитва. Как тело без воздуха не может жить, так душа христианина без молитвы не может жить жизнию святою, Божественною. Посему-то слово Божие и заповедует верующим: непрестанно молитвен ( Еф. 6:18 ; 1Сол.5:18 ). Но и молитва требует уединения – пустыни. Ты же егда молитися, говорит Спаситель, вниди в клеть твою, т. е. собери все рассеянные помыслы, остановись всеми силами души на одном святом предмете, отложи всякое житейское попечение, и затвори двери сердца твоего от суетных образов мира сего, и помолися втайне, и Отец твой – небесный, – видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф.6:5–6 ). Боголюбезное и необходимое дело и – пост; человек и в раю пал чрез нарушение поста, чрез вкушение запрещенной Богом снеди; пост истинный есть самый крепкий оплот против чувственности, которою невидимый враг человеков уловляет их к погибели. И потому Сам Богочеловек искушения диавола побеждал в пустыне сорокодневным постом, и своим последователям в молитве и посте открыл вернейшее средство к побеждению духов злобы: сей род, сказал Он, ничимже исходит, токмо молитвою и постом ( Мк.9:29 ). Но и для совершенства поста, по учению Христову, потребна пустыня, – сокровенность. Не будите, заповедал Господь, постяся, яко же лицемеры, кои сетуют помрачающе лица, да видимы будут ( Мф.6:16 ). Христианская милостыня, – эта печать веры и любви ко Христу и сострадания к ближним, столь много ценна в очах Божиих, что избавляет от смерти человека ( Тов.4:10 ): но и чистая, Богоприятная милостыня любит пустыню, – уединение. Ты же егда творити милостыню, не воструби пред собою ( Мф.6:2–3 ), не самоуслаждайся, не тщеславься: но да не увесть шуйца, что творит десница, – скрывай благотворительность от собственного самолюбия, чтобы святое дело милостыни не претворить в пищу тщеславия и не потерять мзды у Бога. III. Прощальный день Последний день сырной седмицы, или сыропуст, называется у нас прощальным; это каждому из нас известно; но почему именно в этот день испрашиваем мы друг у друга прощение, как будто собираемся в путь – в страну далекую, – это знают не все, и потому не излишнее дело сказать об этом несколько слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

«Однажды некоторые ученики божественного аввы Антония, видя в пустынях бесчисленное множество монахов 29 прилежащих всем добродетелям, спросили его: Отец! Долго ли будут продолжаться эти ревность и усердие к уединению, к нищете, к смирению, к любви, к воздержанию и ко всем прочим добродетелям, которым так тщательно прилежит все это множество монахов почти без исключения?» Муж Божий так отвечал им, воздыхая и проливая обильные слезы: – Наступит некогда время, сыны возлюбленные, в которое монахи оставят пустыни и вместо их устремятся к богатейшим городам. Там вместо вертепов и хижин, которыми усеяна пустыня, они воздвигнут, стараясь превзойти одни других, великолепные здания, препирающиеся пышностью с царскими палатами. Вместо нищеты вкрадется стремление к собиранию богатства [продолжу и дальше слова Великого, хотя они и не относятся к теме параграфа], смирение сердца превратится в гордость; многие будут напыщенны знанием, но чужды добрых дел, предписываемых знанием; любовь иссякнет; вместо воздержания явится угождение чреву, и многие из монахов озаботятся о доставлении себе изысканных яств не менее мирян, от которых они будут отличаться только одеждою и клобуком. Находясь посреди мира, они не устыдятся неправильно присваивать себе имя монахов и пустынников 30 Не престанут они величаться, говоря: Аз есмь Павлов, аз же Аполлосов ( 1Кор. 1, 12 ), – как будто вся сущность благочестия заключается в значении предшественников, как будто позволительно и справедливо хвалиться отцами, как хвалились иудеи предком своим Авраамом! Однако между монахами тех времен некоторые будут далеко лучше и совершеннее нас, потому что блаженнее тот, кто могл преступити, и не преступи, и зло сотворити, и не сотвори ( Сир. 31,11 ), нежели тот, который увлекается к добру примером многих добрых» 31 § 2. О совести к вещам Ничего не иметь своего, совлечься и самой воли своей – такова заповедь истинному христианину. Если же он проходит  еще первые ступени подвижничества и живет посреди братии, в монастыре или в миру, и пользуется по необходимости вещами, то, естественно, и в этом случае он должен стараться, чтобы путь спасения его ни в чем не был опорочен. Поэтому он должен, живя в общежитии или отдельно, хранить совесть к вещам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В сем храме многие вещества сокрыты от нас и навсегда останутся недоступными для любопытного взора, например, вещества, составляющие основание его. Так точно многое сокрыто от нас и в устройстве Церкви Христовой нерукотворной. Для нас тайна – сотворение наше, тайна – падение наше, тайна – возрождение наше... и сколько таких тайн исповедует святая вера наша, в которые хотели бы сами Ангелы приникнуть и не могут проникнуть в них? При всем том, мы так же не можем сомневаться в них, так же не можем отвергать их, как не можем отвергать существования камней, находящихся в основании этого храма, хотя мы не видим и никогда не увидим их, пока будет существовать храм. Видимый храм созидали многие руки; но все делалось по одному плану, предварительно составленному испытанным художником и утвержденному властью высшею. Что было бы, если бы каждый участвовавший в его строении совершал дело свое без всякого отношения к этому плану? Тогда бы не было здесь храма великолепного; была бы только безобразная груда камней. Так точно не может создаться и из нас Церковь Христова – храм Духа Божия, как скоро захотим в деле спасения своего действовать каждый по своему собственному уму, по своей воле, без полного послушания уму и воле верховного Зиждителя Церкви святой. Молю вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.1:10 ), пишет Апостол Павел, да тожде глаголете все, и да не будут в вас распри, да будете же утверждена в том же разумении, и в той же мысли. Еда разделися Христос? Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? Но точию служителе, имиже веровасте, и комуждо якоже Господь даде. Аз насадит, Аполлос напои, Бог же возрасти. Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог . Бог есть действуяй во всех. Еда все Апостолы? Еда все пророки? Еда все учители? ( 1Кор.3:4; 12:6:29 ). Таким-то образом, слушатели, мы должны созидать из себя нерукотворный храм Божий, созидать непременно все. В построении вещественных храмов могут не участвовать многие, не терпя за это ни стыда, ни укоризны. Но в созидании духовного храма Христова, т.е. в украшении душ своих совершенствами Христовыми, в назидании ближних примером святой жизни своей могут и должны участвовать все, потому что всем нам обильно поданы от Живодавца силы, яже к животу временному и вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В храме многие вещества сокрыты от нас и навсегда останутся недоступными для любопытного взора, например, – вещества, составляющие основание его. Так точно многое сокрыто от нас и в устройстве Церкви Христовой нерукотворенной. Для нас тайна – сотворение наше, тайна – падение наше, тайна – возрождение наше... И сколько таких тайн исповедует св. вера наша, в которые хотели бы сами Ангелы проникнуть, – и не могут проникнуть в них! При всем том, мы так же не можем сомневаться в них, так же не можем отвергать их, как не можем отвергать существования камней, находящихся в основании храма, хотя мы не видим и никогда не увидим их, пока будет существовать храм. Видимый храм созидали многие руки; но все делалось по одному плану, предварительно составленному испытанным художником и утвержденному властию высшею. Что было бы, если бы каждый, участвовавший в его строении, совершал дело свое без всякого отношения к этому плану? Тогда бы не было и храма, была бы только безобразная груда камней. Так точно не может создаться и из нас Церковь Христова – храм Духа Божия, как скоро захотим в деле спасения своего действовать каждый по своему собственному уму, по своей воле, без полного послушания уму и воле верховного Зиждителя Церкви святой. Молю вы, бритие, именем Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор. 1:10 ), пишет Апостол Павел, да тожде глаголете ecu, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в том же разумении, и в той же мысли. Еда разделися Христос? Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? но точно служителие, имиже веровасте, и комуждо якоже Господь даде. Аз насадим, Аполлос напои, Бог же возрасти. Тем же ни насаждали есть что, ни накаляй, но возращаяй Бог . Бог есть действуяй во всех. Еда ecu Апостола? Еда ecu пророцы? Еда ecu учители? ( 1Кор.3:4, 12; 6:29 ). Таким-то образом, мы должны созидать из себя нерукотворенный храм Божий, – созидать ,непременно, все. В построении вещественных храмов могут не участвовать многие, не терпя за это ни стыда, ни укоризны. Но в созидании духовного храма Христова, т. е. в украшении душ своих совершенствами Христовыми, в назидании ближних примером святой жизни своей, могут и должны участвовать все, потому что всем нам обильно поданы от Живодавца силы, яже к животу временному и вечному. XXI. Истинное просвещение – во свете Православия

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Сего единства верующих желают ученики Христовы, св. Апостолы; молю вы, братие, пишет Апостол, именем Господа нашею Иисуса Христа, да тожде глаголете еси, и да не будут в вас распри, да будете утверждена в том же разумении и в той же мысли; он не хочет даже и слышать никаких споров и никаких разделений в Церкви: еда разделися Христос, говорит он ( 1Кор.1:13 )? Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? Точию служителие, ими же веровасте. Аз насадих, Аполлос же напои. Насаждаяй же и напаяяй едино суть. Основания бо иного никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:5–6,8:11 ). Апостол Петр, упоминая о лживых учителях, которые внесут пагубные ереси, всячески предостерегает верующих, да не лестью беззаконных сведена бывше, отпадут своего утверждения, т.е. постоянства в вере, которой научились от него. Апостол Иуда умоляет христиан подвизатися о преданней вере святым единою, т.е. твердо держаться того учения веры, которое однажды предано им от Апостолов и которое во веки пребывает неизменно. Наперсник Христов св. Иоанн называет того безбожным, кто преступает учение Христово и не пребывает в нем ( Ин.2:9 ). Так желают единства веры, так убедительно настоят и умоляют нас о сохранении оной святые Апостолы! Послушаем учителей первенствующей Церкви, в которых выразился весь дух Апостольский, и которые, во всей чистоте, раскрыли Евангельское учение и усвоили себе ум Христов. Св. Игнатий Богоносец , муж Апостольской Церкви, говорит: «связани суще единомыслием и согласною любовью вси един лик составляйте, и едино будите согласуя Богу Отцу и возлюбленному Сыну Его, Иисусу Христу, Господу нашему. И паки: яко чада света и истины, бегайте разделения в единстве и лукавого учения еретического, от него же скверно изыде, на всю землю». «Все те Церкви Апостольские, т.е. истинные и православные, которые сохраняют единство и когда в них есть общение мира,» пишет один учитель Церкви третьего века. Климент Александрийский свидетельствует: «когда един Бог и Господь, то и Церковь верующих хвалится тем, что есть едина, ибо она подражает началу, которое есть едино». Св. Киприан: «Един Бог , един Христос и Церковь едина, и кафедра едина, на слове Господнем основанная, другого алтаря нельзя поставить, или новому священству быть, кроме единого алтаря и единого священства. Кто в другом месте собирает, тот расточает».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Новоспасском мон-ре. Кострома, 2005; Тарабарина Ю. В. К вопросу об источниках типологии рус. шатровых колоколен XVII в.//Искусствознание. М., 2006. 2. С. 47-60; Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009; она же. Архитектура и образ собора Новоспасского мон-ря//Архит. наследство. М., 2014. Вып. 61. С. 22-37; она же. Влияние архитектуры собора Новоспасского мон-ря на соборные храмы сер.- 3-й четв. XVII в.//Там же. 2016. Вып. 65. С. 50-67; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Пашина Е. В. Вотчины Тетюшских мон-рей во 2-й пол. XVI -XVII в.//Ист., философские, полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. 6 (44). Ч. 1. C. 152-155; Беляев Л. А. О дате смерти В. И. Ховриной, первой жены боярина Н. Р. Захарьина-Юрьева//Рос. Арх. 2015. 3. С. 146-150; Беляев Л. А., И. И., Лазукин А. В. Новые исслед. некрополя рода Романовых в Новоспасском мон-ре//Археология ист. монастырских некрополей: методика, открытия, проблемы восстановления: 2-я ежег. конф. «Археология и общество». М., 2015. С. 71-75; Никулин И. А., свящ. Преосв. Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский. Екат., 2015; Савва (Михеев), еп., Виденеева А. Е. Братия Моск. Новоспасского мон-ря в 1914 г.//Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI вв.: Мат-лы XIV междунар. науч. конф. Иваново, 2015. Ч. 1. С. 73-79; они же. О завещании Новоспасского архим. Аполлоса 1854 г.//Актуальные вопросы обществ. наук: социология, политология, философия, история: Сб. ст. по мат-лам 58-й междунар. науч.-практ. конф. Новосиб., 2016. 2(54). С. 10-15; они же. Никольский храм и благоустройство Моск. Новоспасского мон-ря в 1910 г.//Макариевские чт. Можайск, 2017. Вып. 24. С. 217-222; они же. О переименовании Никольского храма Новоспасского мон-ря в 1840 г.//Актуальные проблемы гуманит. и естественных наук. М., 2017. 3-1. С. 66-69; Беляев Л. А., И. И. «Усыпальница Романовых» в Знаменской ц. Новоспасского мон-ря: работы 2014 г.//КСИА.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

44) Никон II (Щеглов), с 19 Мая 1850 г., родом Тульской епархии воспитанник тамошней семинарии и Московской Академии; проходил должности: Инспектора в Пермской семинарии, ректора Тульской, Калужской и Псковской семинарий, а в 1850 г. и настоятеля первоклассного Псково-Печерского монастыря и члена Духовной Консистории. В 1856 г. перемещен ректором Астраханской семинарии и скончался на покое в Киевской Лавре, и погребен на кладбище Лаврского Преображенского скита. 45) Аполлос (Беляев), сын священника Владимирской губернии. Учился сперва во Владимирской семинарии, а потом в Киевской Академии; проходил должность наставника в Орловской, Тверской и Владимирской семинариях. В 1847 г. определён Инспектором, а с 1854 г. ректором Астраханской семинарии. В 1856 г. перемещен на ту же должность в Псковскую семинарию, с поручением ему в управление Псково-Печерского первоклассного монастыря. По возведении его, 1864 г. в сан Епископа: сперва Саратовского, Викария Новгородской Епархии, потом С.-Петербургской. Скончался в сане Архиепископа Вятского, в 1885 г. в Вятке же. После Архимандрита Аполлоса Настоятелями монастыря были Псковские Преосвященные. 46) Феогност (Лебедев), родом из Тверской Епархии. Воспитанник С.-Петербургской Духовной Академии, Бакалавр Московской Академии, ректор Вологодской и С.-Петербургской семинарий, Епископ Острожский, Архиепископ Тобольский, а с 1864 г. Псковский и Порховский. В 1868 г. на второй день св. Пасхи скончался и погребен под Троицким собором. 47) Павел (Доброхотов), родом Тамбовской Епархии; воспитанник С.-Петербургской Духовной Академии. Ректор семинарий: Полтавской, Рижской, Екатеринославской, Могилевской и Вятской; Епископ Вологодский, а с 1868 г. Псковский и Порховский. При нём праздновался в монастыре, 15 Августа 1873 г., 400-х летний юбилей освящения главного Пещерного Успенского собора и 8 Ноября 1881 г, – 300-х летний юбилей чудесной защиты монастыря, при осаде его в 1581 г., войсками Стефана Батория. В 1882 г. перемещен на Олонецкую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010