Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 10 декабря 2024 г. (27 ноября ст.ст.) Седмица 25-я по Пятидесятнице Глас 7, Рождественский пост. Разрешается рыба Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. вмч. Иакова Персянина (421) . прп. Палладия Александрийскаго (VI-VII) . свт. Иакова Ростовскаго, епископа (1392) . Обретение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Новгородскаго, Псковскаго чудотворца (1192) . блж. Андрея Симбирского (1841) . Собор новомучеников и исповедников Радонежских. прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV). прп. Романа Антиохийского (Сирийского) (V) . сщмчч. Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова, пресвитеров, прмчч. Иоасафа (Боева), архимандрита, Кронида (Любимова), архимандрита, Николая (Салтыкова), игумена, Ксенофонта (Бондаренко), иеромонаха, Алексия (Гаврина), монаха, Аполлоса (Федосеева), иеромонаха, Серафима (Крестьянинова), игумена, Никона (Беляева), архимандрита и мч. Иоанна Емельянова (1937) . иконы Богородицы «Знамение» Курская-Коренная (1295) . иконы Богородицы «Знамение» Абалакская (Абалацкая) (1637) . иконы Богородицы «Знамение» Верхнетагильская (1753) . иконы Богородицы «Знамение» Корчемная (XVIII) . иконы Богородицы «Знамение» Серафимо-Понетаевская (1879) . иконы Богородицы «Знамение» Царскосельская . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Сол.1:10-2:2 Ев.- Лк.19:45-48 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Евр.9:1-7 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 вмч.: Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Ин.15:1-7 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Сщмч. Михаил Тихоницкий. Средник иконы «Сщмч. Михаил Тихоницкий, с житием». 2015 г. Иконописец Е. Ильина (ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове) Сщмч. Михаил Тихоницкий. Средник иконы «Сщмч. Михаил Тихоницкий, с житием». 2015 г. Иконописец Е. Ильина (ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове) Петрович Тихоницкий (1846, с. Ошеть Нолинского у. Вятской губ.- 20.09.1918, г. Орлов Вятской губ.), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Вятских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Удмуртской земли), прот., отец Кировского и Слободского архиеп. Вениамина (Тихоницкого) и экзарха Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата митр. Владимира (Тихоницкого) . Из семьи псаломщика. В детстве помогал отцу читать и петь на клиросе. С 1856 г. учился в Вятском ДУ: сначала на средства отца, затем за казенный счет. По окончании в 1862 г. уч-ща поступил в Вятскую ДС на полуказенное содержание. По окончании семинарии 8 марта 1868 г. рукоположен Вятским и Слободским еп. Аполлосом (Беляевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 24 нояб. того же года - во иерея. Был определен для священнического служения к Ильинской единоверческой ц. в Ижевском Заводе Сарапульского у. Вятской губ. (ныне г. Ижевск, Удмуртия). В 1870 г. переведен священником к Введенской ц. с. Подрельского Орловского у. Вятской губ. Одновременно был учителем земской школы в г. Орлове. С 1873 г. настоятель храма, законоучитель в орловских мужской и женской земских школах. Вел миссионерскую деятельность среди старообрядцев. В 1878 г. переведен священником в ц. с. Быстрицкого того же уезда, в 1881 г.- в Троицкий храм в Орлове. В 1898 г. назначен настоятелем орловской Вознесенской кладбищенской ц. С 1882 г. законоучитель подготовительного класса Орловской жен. прогимназии, преобразованной в 1901 г. в Татианинскую женскую гимназию, член гимназического педагогического совета (1904-1914). В 1913 г. переведен в Казанский собор Орлова, возведен в сан протоиерея. Был духовником орловского городского благочиния, исполнял обязанности благочинного городских храмов.

http://pravenc.ru/text/2563560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор святых Псково-Печерского мон-ря. XVII в.(?) — XIX в. (1733, Псковская пров. Новгородской губ.- 27.05.1824, Псково-Печерский мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых), иеросхим. Основным источником немногочисленных сведений о Л. стало его жизнеописание, составленное настоятелем обители архим. Аполлосом (Беляевым ; впосл. архиепископ Вятский и Слободской) со слов прот. Иоанна Флоринского, а также «престарелых служителей монастыря» Федота Федотова, Григория и Николая Дорофеевых и Василия Константинова и членов семьи помещика А. С. Ковалевского ( Аполлос (Беляев). 1862). Род. в семье дьячка Филиппа. Сестра Л. девица Анастасия также была строгой подвижницей. До принятия пострига Л. служил священником в г. Опочке Псковской губ. После кончины жены поступил в Псково-Печерский мон-рь, в 1785 г. был пострижен в монашество, нес послушание казначея, в 1800 г. принял схиму. Каждый вечер до полуночи молился в Успенской соборной ц., заперев за собой двери изнутри; к утреннему богослужению являлся первый и ежедневно служил раннюю литургию. Носил власяницу и железные вериги, сначала в 17, а потом ок. 27 фунтов. В течение всей Страстной седмицы ничего не ел, лишь в Великий четверг вкушал просфору с водой. В пещерную келью подвижника не проникал дневной свет, т. к. окно было «застроено палатками» для продажи свечей. Спал на дощатой кровати, покрытой рогожей, под голову клал камень. В келье хранил гроб, в к-ром после кончины и был положен. Мощи прп. Лазаря, хранимые под спудом в мон-ре Мощи прп. Лазаря, хранимые под спудом в мон-ре С постом и молитвой Л. соединял и труд - шил ризы, а вырученные деньги вместе с пожертвованиями от различных лиц раздавал нищим и посетителям, приходившим за благословением и наставлением. Устроил в обители небольшую богадельню на 12 чел. На средства Л. были изготовлены сребропозлащенные «венцы с цатами» на монастырские иконы Сорока мучеников, вмц. Варвары, вмц. Параскевы Пятницы, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, различные украшения на иконы Божией Матери «Скорбящая» и «Живоносный Источник».

http://pravenc.ru/text/2462511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛАБУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Часовня на месте разрушенного собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Елабужском мон-ре. Фотография. 2000 г. Часовня на месте разрушенного собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Елабужском мон-ре. Фотография. 2000 г. (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Елабуге Татарстана. Основан в 1856 г. по инициативе жителей Елабуги. В 1850 г. купец Г. И. Стахеев обратился к еп. Вятскому Елпидифору (Бенедиктову) с предложением на предоставленной Елабужским градским об-вом земле учредить жен. обитель. Место под строительство было выделено на выгонной земле к северу от города, «между дорогою в село Сарали и оврагом Безымянным, у Сарапульскаго тракта, за чертою земляного назначенного для города вала». В представлении, направленном в Святейший Синод, еп. Елпидифор писал, что основание Е. м. возможно, «а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей признается полезным и нужным» (цит. по: Григорович. 1869. С. 104). Определением Синода от 31 окт. 1855 г. и указом имп. Александра II от 15 июля 1856 г. Е. м. был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие мон-ря, в котором приняли участие архиеп. Вятский Аполлос (Беляев) , благочинный мон-рей архим. Иосиф, городской голова Д. М. Пупышев, состоялось лишь 9 сент. 1868 г. Благотворитель купец 1-й гильдии И. И. Стахеев (брат Г. Стахеева) истратил на строительство мон-ря и последующее содержание монахинь более 1 млн р. Жертвователями обители были также Д. И. Стахеев и П. К. Ушаков. Храмы и другие постройки В 1857-1868 гг. по проекту известного с.-петербургского архит. Г. А. Боссе в Е. м. был возведен каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный 9 сент. 1868 г. архиеп. Вятским Аполлосом (Беляевым). Это был 5-шатровый храм в т. н. русско-визант. стиле К. А. Тона . Четырехстолпный основной объем со слабо выступающими ризалитами завершался 8-гранным световым барабаном с глухим шатром и 4 невысокими шатрами над угловыми барабанами-звонницами. С востока примыкала пониженная алтарная апсида, с запада - удлиненная трапезная с приделами во имя св. Иоанна Предтечи и мц. Параскевы и высокая 4-ярусная колокольня, увенчанная шатром. Перед зап. и боковыми входами были устроены крыльца в виде арочных портиков вместо запроектированных шатров, к-рые должны были опираться на пилоны-кубышки.

http://pravenc.ru/text/189663.html

Елабуга. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Иоанна Предтечи , Параскевы Иконийской Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1868. Год утраты:1930 (разобран) Архитектор:Г.А. Боссе Адрес: Республика Татарстан, город Елабуга, улица Горького, д. 119А. Координаты: 55.761731, 52.079712 Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с кругов ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На месте возрожденной церкви стоял собор, построенный в 1857-1868 гг. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе. Храм был каменный, пятиглавый, трехпрестольный в честь Казанской иконы Божией матери с четырехъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и св. Параскевы Пятницы. В 1918 г. монастырь был официально закрыт. Община Казанско-Богородицкой церкви в 1928-1929 гг. неоднократно обращалась в Елабужский горсовет с просьбой вернуть ей храм, однако в 1930 году собор Казанской иконы Божией Матери была разрушен. Большое событие в жизни возрожденного монастыря произошло 31 октября 2012 г., когда митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием был торжественно освящен вновь отстроенный главный храм обители – во имя Казанской иконы Божией Матери. По материалам книги: А. Елдашев «Игуменья Маргарита Мензелинская» - издат. дом «Логос», Казань-2013 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38153

8 . В 1770 году дан указ Ее Императорского Величества Ивановскому Архимандриту Иоасафу с братией на владение местом около монастыря для построения монастырским служителям шестнадцати дворов; для означенного построения, по сочиненному плану, дарованы за рекою Кутумом две куртины, в коих мерою в каждой длиннику по 40, поперечнику по 16 сажень под каждый дом в длину 10, а поперек 8 сажень. При сем предписано принятые места не оставлять впусте, но поселить на оных всех монастырских служителей: никому сих мест не уступать и не продавать, (в противном случае будут оные взяты обратно в казну), также к поселению на местах сих ни под каким видом не допускать прочих обывателей 9. В 1818 году блаженной памяти Его Императорским Величеством Александром I-bым Июля 10 дня дарован указ и план монастырю на владение дровяною пристанью в 1250 квадратных сажень при реке Волге в Казанском приходе на сенной площади, в замене, отошедшей к городу от монастыря, а прежде принадлежавшей ему владеемой при реке Кутуме, пристани, именуемой красноярскою. Местом сим монастырь от дня выдачи из Губернского Правления плана и указа пользовался в течение 12 лет; – впоследствии же времени, именно в 1830 году, когда Губернское Правление распорядилось обмежевать и снять городские пристани на план, открылось, что в продолжение некоторого времени от изменения течения реки Волги к градским пристаням прибавилось наносной земли значительное количество, – равным образом и к пристани, принадлежащей Иоанно-Предтеченскому монастырю прибавилось 1000 квадратных сажень. О присоединении сей, вновь прибывшей, земли к монастырской пристани Губернское Правление, по представлению Астраханского Епархиального начальства, от 26 Февраля 1834года предоставило Военному Астраханскому Губернатору Тимирязеву войти с представлением к Г. Министру Внутренних Дел; Правительствуюший Сенат, по донесении о сем Министра, указом от 28 Февраля 1835 года предписал Губернскому Правлению наносную от изменения течения реки Волги землю, в количестве 1000 квадратных сажень, присоединить к монастырской, пристани.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

II. Пустыня Иоаннова Чесо изыдосте в пустыню видети (Мф. 11: 7)? Св. Церковь хотя не обязывает всех каждого оставлять для спасения души грады и веси, и удаляться в пустыни: тем не менее, однако же, представляет в Иоанне Крестителе пример пустыннолюбия, достоподражательный для желающих спасения. Но для чего она указывает сей пример, когда и вне пустыни можно не потерять спасения? Что спасает человека? Конечно, не место, не пустыня, а благодать Господа нашего, равно необходимая для всех, живущих и в пустыне, и в городе, и в веси. Что же пустыня? она только служит внешним средством к удалению от соблазнов, к уединению, углублению в себя, к самопознанию, к покаянию. Все сие необходимо для спасения, и должно быть стяжаваемо, если не всеми во внешней пустыни, то всеми христианами по внутренней их пустыни, в их душе, жаждущей блага и спасения. Доколе душа наша живет и дышит тлетворным дыханием мира, доколе она занята разнообразными суетными попечениями и делами, и развлекается земными предметами, дотоле ей не достает времени и подумать о себе, о своем спасении, дотоле она даже не может глубоко восчувствовать нужды спасения, сознать свою греховность и погибель, и обратиться к Богу всецело. Итак, если, кроме видимой пустыни, в удаления от жилищ человеческих, од градов и весей, устрояемой для тех, кто посвятил себя единственно на служение Богу, каждому христианину можно и должно открывать и устроят ближайшую, внутрь себя, в сердце своем, пустыню отложением излишних житейских попечений, сосредоточением в себе мыслей, желаний и чувств и устремлением их к единому высочайшему предмету – Богу: то дойдем, на глас, зовущий нас ко спасению, во внутреннюю пустыню, – углубимся в самих себя, упраздним в душе все, населяющие ее, греховные образы, отвергнемся мира с его тройственною похотию – сластолюбием, корыстрлюбием и гордостию, соберем рассеянные помыслы, и сосредоточим их на едином Боге; и мы в глубине духа услышим голос, зовущий нас от сует мира к Отцу Небесному, к единению со Христом и общению с Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В настоящее время во владении монастыря: а. означенная при Волге пристань дровяная. б. пожня яманчугская на небольшом острове с таловым дровяным лесом и в. пожня караваинская; а прочими, Высочайше дарованными, как значится в актах монастырских, монастырю землями и угодьями, монастырь не пользуется. Жалованье для братии, наемных служителей и расходы по экономии монастыря производятся из сумм милостынной дачи, также и из получаемых по Высочайше утвержденному положению Комитета Гг. Министров 16 Февраля 1826 года, в замене рыбных ловель 371 рубля 40 коп. Гг. Куракиных 17 руб. 14 коп. и из Спасского монастыря 142 р. 85,5 коп. Сверх того при сем монастыре находится с давнего времени заведенный виноградный сад между реками Кутумом и Луковкою расстоянием от города в двух верстах, в длину 70, а в ширину 96 сажень, огороженный плетнем и камышом; при нем ветряная мельница об одном поставе ветхая, конный на 4-х саженях чигирь; деревянная изба для рабочих на 6 саженях; погребок; посреди сада довольно красивая беседка; двор, огороженный деревянным забором. Сад сей, по весьма значительным на него издержкам, не приносит никакой существенной пользы монастырю 7 . Церковные здания и иконостасы 3 . Каменная, теплая церковь , пристроенная к южной стене Сретенской, во имя Рождества Иоанна Предтечи освящена в 1780 году при Преосвящ. Антонии Румовском 8 , одинакового пространства внутри со смежною Сретенской, с тем только различием, что в ней нет трапезы, которую в Сретенской отделяет от настоящей толстая, каменная стена. Иконостас двух ярусный, вызолоченный на полимент с 19 иконами; вверху над ним изображение распятия Господня и стоящих при кресте Матери Божьей и Иоанна Богослова,. составляют особенное благообразие храма. В 1850 году алтарь сей церкви искусно расписан усердием доброхотных жертвователей; тогда же при западной стене, со значительным возвышением потолка в церкви, вверху устроены хоры, на кои ход прямо из настоятельских келий. Обе зимние, т. е. Сретенская и Рождество-Иоанно-Предтеченская церкви в 1850 году, по благословению, Преосвященнейшего Архиепископа Астрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Вот как рассказывает об этом событии некто Патермуфий, инок Снетогорского монастыря, пасынок упомянутого Ивана Дементиева. Однажды этот крестьянин (Иван Дементиев) пришел для порубки леса на гору, на которой было явление Селишам и которая, вследствие этого явления, вероятно, тогда же стала называться святою. Одно большое дерево, стоявшее над потоком, на обрыве горы, будучи срублено, повалилось под гору, как бы со стены (в этом месте гора необыкновенно крута), и, во время падения, своею тяжестию вырвало с корнем другое дерево. Когда оба эти дерева упали вниз, захватив с собою несколько мелких дерев, вырванных также с корнями, и большое количество земли, тогда открылось устье пещеры. Над входом её нашли надпись: «Богом зданная пещера» 1 . Кем сделана надпись эта и когда – неизвестно; быть может, её начертал и первый пустынник, который нашёл эту пещеру и поселился в ней, по причине самородности её, в ознаменование будущего величия сего святого места. Известно, по крайней мере, что надпись сия была под особенным охранением Промысла. Уже то одно замечательно, что, при обрыве горы, над входом в пещеру, эта надпись оставалась целою; но ещё замечательнее случай чудесного сохранения её, рассказанный очевидцами и записанный летописцем. «Когда мы жили в Печерском монастыре», так рассказывали, по свидетельству летописца, Никон Игумен Печерский и Герман Мирожский, «тогда один юродивый, монах, по имени Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание, всякий раз, снова являлось, как ничем не вредимое, и юродивый, вразумленный таким чудом, не стал более стирать надписи. Много лет после того, говорит летописец, сохранялась эта надпись, пока слух о чудесном сохранении её 2 не распространился по всему городу Пскову и его окрестностям, и справедливо прибавить к этому замечанию – пока слух о бесчисленных чудесах в обители Печерской не распространился до отдалённейших городов Русской земли, когда уже и без надписи, которую не все могли читать и видеть, ясно открылось пред всеми, что это, действительно, Богом зданная обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

И. Стахеев и П. К. Ушаков. В 1857-1868 г.г. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г. архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы. В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса - полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня. На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним - кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 г. была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 г. Елабужское епархиальное женское училище. Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон. К началу XX в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 г. постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. - игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. - 130, в 1884 г. - 159, 1893 г. - 255, в 1900 г. - 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения - крестьянства - составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц и ещё выше - от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.

http://sobory.ru/article/?object=10275

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010