По преданию, в янв. 1808 г. в течение ок. 3 суток Л. «был совершенно мертв». Братия положила его во гроб, готовилась к погребению. В монастыре хранится плита, приготовленная для его надгробия, с надписью: «Жизнь свою скончал в 1808 году месяца генваря 1-го дня». Но Л. ожил и после этого чудесного события усилил аскетические подвиги. Стяжал дар прозорливости. С богомольцами и посетителями, почитавшими Л. как старца, разговаривал кратко, часто напоминал: «Люта смерть грешника» (Пс 33, ст. 22). Некий молодой приказчик, приехав в мон-рь, попросил Л. отслужить молебен перед чудотворной Печерской иконой Божией Матери. Старец исполнил его просьбу. Когда посетитель в благодарность за молебен пожертвовал значительную сумму (5 р. ассигнациями), Л. строго сказал: «Клади все, что у тебя есть», прикровенно обличив его в краже у своего хозяина 300 р. Приказчик смутился, упал в ноги Л., раскаялся в грехах, но с недоумением спросил: «С чем же я, батюшка, пойду домой?» «С хлебом монастырским дойдешь до дому безопасно, а с деньгами не дойти». Раскаявшийся отдал все деньги, к-рые Л. положил в церкви отдельно от монастырских сумм. Получив от старца благословение и взяв хлеб, приказчик отправился в путь. В овраге близ оз. Утцы (ныне Утицкое) на него напали 2 разбойника, потребовали отдать деньги, но, обыскав, ничего не нашли и отпустили. Дома молодой человек признался хозяину-купцу в краже денег и беседе с дивным старцем. Набожный купец решил сам с семейством посетить Печерскую обитель для беседы с Л., после чего не только не принял похищенных у него и возвращенных денег, но и пожертвовал еще ок. 300 р. Также Л. предсказал скорую кончину благотворителя монастыря помещика А. С. Ковалевского. Современникам Л. запомнился согбенным старцем маленького роста, с бледным лицом «воскового цвета - походил на мертвеца». При этом обнаруживал телесную крепость. Так, в окт. 1812 г. именно Л. вдвоем с настоятелем архим. Венедиктом (Постниковым; † 1835) вынес чудотворную монастырскую икону Успения Божией Матери из Печерской обители для перенесения во Псков с целью совершения молебнов об избавлении от нашествия франц. армии. Спустя нек-рое время настоятель устал, но Л. «нисколько не чувствовал тяжести и удивил всех очевидцев» ( Аполлос (Беляев). 1862. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2462511.html

Потом снова в 1767 году Декабря 19 дня сей же Преосвященный ходатайствовал пред Святейшим Синодом о восстановлении в Астрахани Благовещенского монастыря по прежнему, как по уважению к нему христиан православных, и для благолепия города, особенно для престарелых, добросовестных, к вере усердных и Богомольных жён, желающих пребывать в монастыре и в монашестве; – так и для обучения и утверждения в православной вере лиц женского пола, – просил так же определить пристойное жалованье Игуменье с сёстрами и священно-церковно-служителям 3 . По указу ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА из Астраханского купеческого Магистрата велено выдавать за 1768 год в Благовещенский монастырь Игуменье Маргарите с монахинями 200 р. По указу Святейшего Синода в 1775 году Ноября от 30 дня предписано в штатный девичий Благовещенский монастырь, вместо прибавочных выдавать 150 р., да штатным служителям каждому по 5 р., а всем трём 15 р.; выдачу сию производить из домового Архиерейского управления. На что и дан Игуменье Тарсилле указ из Консистории Января 17 дня 1791 года Сей же Игуменье Тарсилле 1789 г. Авг. 22 при указе из Астраханской Консистории за по завещанию Преосвященного Антония, выдано на девичий Благовещенский монастырь 550 рублей 4 . 1814 года Ноября 11 числа в указе из Астраханской Духовной Консистории за Игуменье Евгении 5 с сёстрами между прочим изображено: из числа завещанных покойным Генерал-Лейтенантом и кавалером Николаем Игнатьевичем Канавиным 15,014 р. 90 к. на монастыри в Астраханской Епархии на поминовение души его назначить, с утверждения Преосвященного Гаия, Архиепископа Астраханского и Кавказского, в Благовещенский, женский монастырь 1,500 p. и отправить капитал сей в Московский Опекунский Совет для безопасного хранения и приращения на пользу оного монастыря с тем чтобы билет из означенного Совета написан был на Благовещенский монастырь и прислан в Консисторию для получения по нему, чрез востребование Консистории в конце каждого года, по репортам Настоятельниц, процентов, коих половину разделять настоятельнице с сёстрами, и священно-церковно-служителями монастырскими, по своему рассмотрению; а другую, записывать в книгу монастырскую приходом и употреблять на содержание монастыря; а в память сего благотворения имя покойного вписать тотчас же в синодик для поминовения навсегда, при проскомидии, а в день кончины Августа 16 дня служить соборне всякий год Божественную Литургию и панихиду, равно в день Ангела покойного 6 Дек. панихиду же соборне.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

с 20.09.1831 по 14.05.1833 еп. Полоцкий и Витебский Венедикт (Григорович) епископ, рукоположен с 11.06.1833 по 14.11.1842 еп. Олонецкий и Петрозаводский Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 14.11.1842 по 11.08.1845 еп. Костромской и Галичский Нафанаил (Савченко) епископ, рукоположен с 26.08.1845 по 25.02.1850 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии Христофор (Эммаусский) епископ, рукоположен с 25.03.1850 по 31.07.1856 еп. Вологодский и Устюжский Платон (Фивейский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 31.07.1856 по 15.02.1857 еп. Костромской и Галичский Агафангел (Соловьев) епископ, рукоположен с 31.03.1857 по 6.02.1860 еп. Вятский и Слободской Леонтий (Лебединский) епископ, рукоположен с 13.03.1860 по 20.12.1863 еп. Подольский и Брацлавский; †1.08.1893 Герасим (Добросердов) епископ, свт., бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 13.01.1864 по 24.06.1865 переименован еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Ладожские епископы С 24 июня 1865 года Герасим (Добросердов) епископ, свт., бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.06.1865 по 26.01.1866 еп. Самарский и Ставропольский Аполлос (Беляев) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.02.1866 по 13.12.1866 еп. Вятский и Слободской Палладий (Раев) епископ, рукоположен с 18.12.1866 по 15.07.1869 еп. Вологодский и Устюжский; † 05.12.1898 Павел (Лебедев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 29.08.1869 по 23.06.1871 еп. Кишиневский и Хотинский Тихон (Покровский) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 16.08.1871 по 13.07.1873 еп. Саратовский и Сызранский Палладий (Ганкевич) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 28.09.1873 по 9.09.1876 еп. Тамбовский и Шацкий; †13.01.1893 Гермоген (Добронравии) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 9.09.1876 по 24.04.1882

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С другой стороны, Псково-Печерский монастырь, столько известный и славный на северо-западе России, остается малоизвестным для других краёв отечества. Знаменитейшие русские монастыри: Киево-Печерский, Троице-Сергиевский, Соловецкий и др. известны почти всякому, – и в каждой русской местности найдется человек, который ходил на поклонение святыне того, или другого из них. Между тем, Псково-Печерский монастырь, за пределами и ближайших ко Пскову губерний, известен очень не многим: большая часть не знает даже о существовании его, тогда как эта обитель, по своим великим заслугам, по своей чудотворной святыне, равно заслуживает внимание и уважение каждого, и, по справедливости, должна стоять на ряду первых русских монастырей во мнении всякого православного сына России. Желание дать, по возможности, полное и верное понятие о Псково-Печерском монастыре, засвидетельствовать пред всеми Божие благоволение к этой обители, открывшееся в судьбах её, и чрез то сделать известным святое место далее тех пределов, которыми, до сих пор, ограничивалась его известность, – это искреннее желание было побуждением к настоящему труду и вместе – целию труда. Сообразно предположенной цели историческое описание Псково-Печерского монастыря делится на две части: в первой – раскрывается прошедшая судьба его, во второй – изображается состояние его в настоящее время. Часть первая. История Псково-Печерского монастыря Соответственно тому, как изменялась судьба Псково-Печерского монастыря в продолжение четырехсотлетнего существования его, история его делится на три периода: Первый период: от начала Псково-Печерского монастыря до нашествия Батория на Россию (1470–1581). Второй – от нашествия Батория до присоединения Лифляндии к России (1581–1721). Третий – от присоединения Лифляндии до настоящего времени (1721–1892). Пособия для составления истории Псково-Печерского монастыря: 1) лучшее и почти единственное для первой половины истории – это монастырская летопись, полууставом списанная Иеродиаконом Питиримом в 1692 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

с рыбного плота сбирается оброку самое малое число, а с состоящих, по урочищу, садов и огородов, с имеющихся там о жителей как то с Татар и прочих, за усилением тех жителей, платежа и пошлин не состоит никаких, 2. на пристани, значащейся за монастырем по грамотам, люди всякого звания жительство и торги имеют, а лодочный караул, и перевоз, и сгребание соли с озер, предоставленные грамотами монастырю, состоят под ведением Астраханской Губернской Канцелярии, 3. порожнее место под кузницу от митрополичьего до загородного двора Спасского монастыря было отведено в пользу Иоанно-Предтеченского монастыря; но по освидетельствовании. оказались на том месте построенными от Губернской Канцелярии казенная пивоварня и медоварня, а от Астраханской инженерной команды казенная кузница с анбары; сверх того возле казенного построения до самого Спасского загородного двора стоят анбары Астраханского Магистрата Ратмана Ивана Чепракова; а по какому указу, как оное казенное, так и партикулярное Ратманом Чепраковым строения на оном жалованном, по грамотам, обители месте построены, о том в Астраханской Предтечевой обители неизвестно. 4. в заключении старец просит оказать вновь обители монаршую милость восстановлением прав на прежние ее владения 6 . 6 . В 1760 году Иоанно-Предтеченского монастыря Архимандрит Иоасаф с братией челобитьем, поданным в Астраханскую Губернскую канцелярию, просил: поскольку в оном монастыре ему Архимандриту с 6ратией жалованья денежного и хлебного не производится и сенных покосов монастырю: то отвесть монастырю сенные покосы, никому не отдаваемые во владение и состоящие втуне на островку, подле большого острова, меж Малыя Болды и Басурманки в Ямавцугу у близь пожни Спасо-Преображенского монастыря. По указу Ее Императорского Величества из упомянутой канцелярии монастырю дано право на владение сим островком Марта 21 дня1760 года. 7 . В 1765 году по указу Ее Императорского Величества и по определению Астраханской Губернской Канцелярии из провиантских сенных покосов, бывших в отдаче Астраханской аптеке, велено тридцать десятин отдать Иоанно-Предтеченскому монастырю вследствие прошения Архимандрита Иоасафа с братией, вместо требуемых ими караваинских в урочище сенных покосов, впредь до генеральского всем покосам размежевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Как служитель и совершитель великой жертвы мира свышнего, я и желаю вам, братия, мира не земного и временного, а благодатного, небесного и вечного, – мира с Богом, с самими собою и с ближними вашими. Прежде и более всего желаю я вам мира с Богом; Он есть Отец мира и щедрот. Еще за долго до устроения на земле царства благодати, Господь Бог ревнителю славы Его, пророку Илии, знаменательно открылся именно Богом мира и любви. Замечательно, откровению Божию в природе предшествовали явления грозные. Вдруг поднялась сильная и страшная буря, которая разоряла горы и сокрушала камни; но не в буре, сказано, Господь. Бурю сменило другое, грозное явление – землетрясение, но не в трусе Господь. За тем последовал огонь, но не в огни Господь. И по огни глас хлада тонка, или, что тоже, тихое дуновение воздуха; и там Господь ( 3Цар.19:12 ). И так, чтобы находиться в живом общении с Богом мира и любви, светом и жизнью нашею, нужно быть с Ним в мире. Мир с Богом есть совершенное успокоение нашего сердца, соединенное с уверенностью, что Отец Небесный, безмерно милосердый, ради заслуг возлюбленного Своего Сына, по живой вере нашей, простил все грехи и покрыл все неправды наши, и из чад гнева, повинных смерти, соделал нас своими присными чадами, даровал нам все земные и небесные, настоящие и будущие блага, – те, кои еще не открылись в этой жизни, но кои непременно откроются в царстве славы, где будем мы подобны Богу, – где узрим Его лицом к лицу и на всю вечность теснейшим образом соединимся с Ним. Да будет мир ваш с Богом тверд добродетелью, да не расторгается он грехами. Вы знаете, какое ужасное смятение некогда произошло на самом небе от разрыва мира с Богом падшим денницею и его клевретами. За тем, душевно желаю я каждому из вас мира с самим собою, как прямого следствия мира с Богом, желаю вам того глубокого, невозмутимого спокойствия совести, по которому мы, при всем том, что обложены немощью греха, как оправданные Иисусом Христом, в силу усвоения заслуг Его, смело можем взывать с Апостолом: кто может обвинять избранных Божиих! Бог оправдывает их. Кто дерзнет осуждать! Христос Иисус умерший и воскресший и одесную Бога седящий, ходатайствует о них. Мир с собою, что есть блаженный в душе нашей покой, ничем невозмутимый, ни скорбью, ни теснотой, ни гонением, ни гладом, ниже смертью . Этот внутренний покой вполне чувствовал в себе Царь-Пророк, когда выразил готовность бестрепетно встретиться с ужасами самой смерти: аще, сказал он, и пойду посреде сени смертные, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со мною еси. Мир с собою есть успокоение доброй совести, не оскверняемой грехами, – совести, очищенной благодатью Божиею, открывающей в нас то светлое царство Божие, которое Апостол называет миром и радостью о Дусе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Конечно, более испытующему умом тайну явления Бога во плоти, нежели приемлющему верою и любовию, хотелось бы, чтобы премилосердый Бог , для уверения человеков в Своем Божественном явлении на земле сотворил всемирное чудо, которое бы невольно заставило на Сотворившего оное обратить внимание всех и каждого. Если бы такое чудо не было явно противно цели пришествия на землю Сына Божия, – своим глубочайшим смирением, человека, павшего городостию, возвысить до Богоподобного совершенства, – и если б чрезвычайное чудо, точно, необходимо было для уверения людей в Божественном посольстве Спасителя: то, без сомнения, Бог – сый богатый в милости, явивший роду человеческому крайнее снисхождение в тайне воплощения, – совершил бы и желаемое всемирое чудо. Но к чему мудрованием плоти, требованием чудес и знамений, искушать Господа, всегда действующего по предначертанию бесконечные Своей премудрости? Не являл ли Он – бесконечно-благий и милосердый – многократных и многообразных чудес и знамений древнему Израилю, который служил прообразом нас – Израиля нового? Поборая по нем, не поражал ли египтян десятью чудесными казнями? не предшествовал ли первенцу своему – Израилю в столпе облачне и огненне, ограждая и избавляя его мышцею Своею высокою от гонителя – мучителя Фараона? Не разделял ли, ради его, волны Чермного моря ударением жезла Моисеева, и не обратил ли сие море в водосланен гроб египетскому царю и всему его воинству? не дождил ли чудесную манну с неба? не источал ли воду из камня древле в пустыни людям своим? Но при всех сих и других бесчисленных чудесах и знамениях пребыл ли род еврейский верен Богу – Помощнику своему? прилепился ли к Нему всем сердцем, – всею душею, всею крепостию своею, как заповедал ему Господь? О, нет, Израиль, для которого столько совершено было чудес, кроме немногих избранных, оказался неблагодарным Богу – Спасителю своему. Воле позна стяжавшего и, так говорит Господь, то есть, жалуясь на неблагодарный свой народ, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна ( Ис.1:3 ), забыл Мои благодеяния, отступил от Меня, обратился к богам чуждым для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

По количеству и значению наибольшего внимания в издании заслуживают статьи, посвященные местной церковной и гражданской истории. С исключительным изобилием представлены биографические сведения об архиереях, др. местных церковных и светских деятелях, особенно XVIII в. Эти публикации основывались на документах, открытых Комиссией для разбора консисторского архива (учреждена в 1870), описавшей дела консистории за неск. десятилетий начиная с 1699 г. и опубликовавшей множество источников более позднего времени. В А. е. в. содержался обширный материал о местных иноверцах, старообрядцах и сектантах, о национальных христ. общинах Астраханской губ., о миссионерстве среди народов Кавказа, бурят, татар, казахов («киргизов»), особенно калмыков. Богословские и нравоучительные статьи в большинстве своем являются перепечатками из др. изданий. Наиболее значительные материалы были изданы в виде приложений к А. е. в.: «Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками» (1883); «Описание дел, хранящихся в архиве Астраханской духовной консистории, составляемое особо учрежденной по указу Святейшего Синода комиссией» (1886-1891); Аполлос (Беляев), архим. «Описание астраханских монастырей» (1909-1910); Летницкий И. Н. «Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Астраханский и Енотаевский: К 50-летию пастырского служения: Биогр. очерк» (1911); Иннокентий (Кременский), еп. «Нагорная проповедь Христа Спасителя: Экзегетическое исследование» (1917). С 1991 г. в качестве офиц. епархиального издания выходила ежемесячная газ. «Астраханский православный собеседник». С 1996 г. офиц. издание Астраханской епархии - «Свет Православия». Лит.: Летницкий И. Н. Краткая история Астраханских епархиальных ведомостей за 25 лет их существования. Астрахань, 1900 (отд. отт. из Астраханских ЕВ за 1900); он же. Указатель неофиц. отдела Астраханских ЕВ за 25-летие их существования с 1 сент. 1875 г.- 1 янв. 1901 г. Астрахань, 1901 (прил. к Астраханским ЕВ. 1901. 20); Рункевич С. Г. Астраханские ЕВ//ПБЭ. Т. 2. Стб. 122-132; Андреев. Христианская периодика. С. 4-7.

http://pravenc.ru/text/76740.html

В 1877 году при кафедральном Вятском соборе была открыта епархиальная библиотека. Для распространения Православия среди черемис, населявших Вятскую епархию, преосвященный Аполлос внес в Святейший Синод предложение о необходимости назначать им священников из самих черемис. Труды: Слова и речи к пастве вятской. – Вятка, 1857. Слова на церковные праздники. – Псков, 1857. Псково-Печерский монастырь. – 2-е изд. – Новгород, 1864; Псков, 1864. Псково-Печерского монастыря иеромонах Лазарь//Странник. – 1862. Описание Астраханских Иоанно-Предтеченского, Покрово-Болдинского и Благовещенского монастырей. Пастырские наставления. – СПб., 1867. Слово пред отпеванием преосвященного Евгения, архиепископа Псковского//Духовная беседа. – 1862, т. 16, 32. Слово, сказанное в 1852 году в сырную неделю. – Астрахань, 1852. Слово по освящении храма во имя Богоявления Господня в селе Подоклинье Псковской епархии//Странник. – 1862, кн. 2. Архипастырское воззвание к духовенству Вятской епархии//Православное обозрение. – 1885, кн. 4. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 704. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 697. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 42, 268, 314, 387, 801. Странник. – СПб., 1872, май. – С. 74. Православное обозрение. – 1865, январь. – С. 75. – 1867 – июнь. – С, 95; август. – С. 208. – 1878 – ноябрь. – С. 595. – 1885, декабрь. – С. 833–834. Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 729. – 1872, апрель. – С. 165; май. – С. 186; декабрь. – С. 152. – 1873, январь. – С. 170. – 1874, февраль. – С. 323; август. – С. 930. – 1875, июль. – с. 515–516. Труды Киевской духовной академии. – 1873, январь. – С. 25. – 1886, май. – С. 7. Исторический вестник. – 1888, ноябрь. – С. 19, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12. Григорий Постников , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 1 окт. 1856 перев. из Казани; † 17 июня 1860. Погребён в Александро-Невской Лавре. 13. Исидор Никольский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 1 июля 1860 перев. из Киева. I. Викарии С.-Петербургской Епархии Епископы Ревельские 1. Филарет Дроздов 5 авг. 1817 хирот. из архим. Новоспасского монастыря; 15 мар. 1819 перев. в Тверь архиепископом. 2. Владимир Ужинский 11 мая 1819 хирот. из архим. Юрьева монастыря; 12 апр. 1822 перев. в Курскую епархию. 3. Григорий Постников 7 мая 1822 хирот. из архим. Иосифова монастыря; 4 янв. 1826 перев. в Калужскую епархию. 4. Никанор Клементьевский хирот. 28 мар, 1826 из архим. Высокопетровского монастыря; в авг. 1831 перев. в Калужскую епархию. 5. Смарагд Крыжановский 20 сент. 1831 хирот. из архим. Пинского Богоявленского монастыря; 14 мая 1833 перев. в Полоцкую епархию. 6. Венедикт Григорович 11 июня 1833 хирот. из архим. Боровского Пафнутиева монастыря; 14 нояб. 1842 перев. в Олонецкую епархию. 7. Иустин Михайлов 14 нояб. 1842, из викариев Новгородских; 11 авг. 1846 перев. в Костромскую епархию. 8. Нафанаил Савченко 26 авг. 1845 хирот. из архим. Костромского Богоявленского монастыря; с 25 февр. 1850 викарий Новгородский. 9. Христофор Еммауский 25 мар. 1850 хирот. из архим. Новоторжского Борисоглебского монастыря; 31 июля 1856 перев. в Вологодскую епархию. 10. Платон Фивейский , 31 июля 1856, из викариев Новгородских; 15 февр. 1857 перев. в Костромскую епархию. 11. Агаоангол Соловьев 31 мар. 1857 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 6 февр. 1860 перев. в Вятскую епархию. 12. Леонтий Лебединский 13 мар. 1860 хирот. из ректоров С.-Петербургской семинарии 63 ; 20 дек. 1863 перев. в Подольскую епархию. 13. Герасим Добросердов 13 янв. 1864 перев. из викариев Новгородских; в июле 1865 повелено именоваться «епископ Ладожский»; 25 янв. 1866 перев. в епархию Самарскую. Епископы Ладожские 14. Аполлос Беляев 21 февр. 1866 перев. из викариев Новгородских, а 12 дек. перев. в Вятскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010