Предисловие Исполняя, по мере сил своих, при других многосложных занятиях, строго ответственный долг учительства ( Иез.34:4–10 ), возложенный Божественным Пастыреначальником на всех преемников Апостольского служения ( Мф.28:20–21 ), я, среди не негорького служения моего, имел утешение видеть благоговейное внимание паствы к моим наставлениям и слышать искреннее желание многих постоянно пользоваться ими. В удовлетворение таковому благому желанию, и по чувству пастырской любви моей, которая ищет общения со всею паствою не в одной молитве веры, а и в проповедании слова истины, я решился напечатать их; чрез что надеюсь не только глубже напечатлеть мои наставления в душах, слышавших оные из моих уст, но и передать их не слышавшим, дальним чадам обширной паствы Вятской, в предохранение их от тлетворного духа времени и в побуждение к преспеянию в святой вере, благочестии и любви к Престолу. При сем считаю нужным предварительно выяснить следующее: во всех моих «Словах и Речах», издаваемых ныне в свет, не находится прямых суждений о современных вопросах, нет отзывов о настоящих преобразованиях. Это умолчание, предваряю читателей, произошло не от невнимания моего к сказанным преобразованиям, но именно от особенного, живого моего к оным сочувствия. В настоящее время, когда современные преобразования так озабочивают Правительство и так занимают литературу, пастырям Церкви, по личному моему убеждению, настоит особенная надобность не столько раскрывать благотворность сих преобразований, выясняемую в распоряжениях Правительства и в литературе, сколько изъяснять учение Христово и предлагать с надлежащими убеждениями требования Евангельской нравственности, под руководством Православной Церкви. Такое раскрытие, составляя прямую обязанность пастырского служения ( Еф.4:13 ), может быть весьма полезно и для успеха современных преобразований в разных отношениях. Так оно, во-первых, может сообщить ясность и верность нашим суждениям о современных вопросах, дать руководящий светоч, посреди разнообразных указаний современных мыслителей; во-вторых, оно может расчистить почву для всех благих реформ, возбуждая дух христианской любви, самоотвержения, кротости и других нравственных качеств, без которых самые лучшие учреждения не войдут в жизнь народа; наконец, и это наконец должно венчать все наши заботы об улучшении современной жизни, оно может привлекать на все благие начинания благословение Божие, ниспосылаемое верующим от сердца ( Гал.3:9 ) и соблюдающим уставы Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Предисловие Предлагаемые вниманию благочестивых читателей, «Пастырские Наставления» написаны были мною, большею частию, во время некраткого моего служения на духовно-учебном поприще в различных городах обширной Российской империи, от Астрахани до Пскова. Не искание литературной известности побуждает меня издать их теперь в свет, но сердечное желание хоть что-нибудь сделать для духовного назидания собратий моих о Христе в православной России. Достаточно вознагражденным сочту себя за труд мой, если он хоть чьей-нибудь душе принесет утешение и пользу; если, при виде нескудной сокровищницы нашей духовной литературы, я буду находить себя вправе сказать, что в ней «и моего хоть капля меду есть». 1. Рождество Христово Се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех. Лк.2: 12 Блаженна та чудная и единственная ночь, во мраке которой воссиял присносущный, всеобемлющий свет – Сын Божий – сияние славы Отчей ( Евр.1 ) рождением Своим в мир от Пречистыя Девы Марии. Блаженна земля, уготовавшая вертеп Неприступному. Благословенны ясли, в них же возлеже невместимый Христос – Бог , яко младенец! Блаженны пастыри Вифлеема, среди нощные стражи сподобившиеся видения Ангела, указавшего им знамение пришествия в мир Искупителя в младенце повитом, лежащем в яслях, – и удостоившиеся слышать неизъяснимо и невообразимо сладостное пение множества Вой небесных, славящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение ( Лк.2:13–14 ). При тусклом мерцании разума, осуетившегося земными помыслами, конечно, в сем видении младенца ничего бы не открылось более, кроме бедности и убожества и Родившей и Рожденного: но для ока веры, очищенного благодатию, в этом, по видимому, простом зрелище, действительно, открывается высокое знамение крайнего снисхождения Божия к падшему человечеству. Земная слава может служить знамением явления в мир и земных царей: но что было бы за знамение для вечного Царя славы, Его же Воинства небесная славят, и трепещут Херувимы и Серафимы, Ему же покланяются солнце и луна, служат звезды небесные и повинуются бездны, если бы Он явился на земле во славе земной – в чертоге, в порфире, на троне и пр.? И чему бы обрадовались здесь бедные пастыри Вифлеемские, кои чужды были славы земной, и для коих недосязаема была сия слава? И что бы нашло для себя отрадного в таком великолепном явлении Сына Божия и все человечество, страждущее под игом многоразличных – внутренних и внешних – бедствий, если бы Всевышний Владыка неба и земли не соблаговолил смирить Себя до рабияго зрака, и понести все немощи людей, немоществующих и духом и телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Рубрики Неделя двадцать седьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 декабря 2023 года: что будет в храме? 26 мин., 08.12.2023 Поделиться В Неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице Церковь вспоминает великомученика Иакова Персянина, преподобных Палладия Александрийского и Романа Антиохийского, святителя Иакова Ростовского, преподобномучеников монахов 17-ти в Индии, блаженного Андрея Симбирского, обретение мощей благоверного князя Всеволода, а также собор новомучеников и исповедников Радонежских. В воскресенье 10 декабря мы обращаемся в молитве к новомученикам Российским: архиепископу Николаю (Добронравову), архимандритам Иоасафу (Боеву) , Крониду (Любимову), Никону (Беляеву), игуменам Николаю (Салтыкову), Серафиму (Крестьянинову), иеромонахам Ксенофонту (Бондаренко), Аполлосу (Федосееву), монаху Алексию (Гаврину), а также священномученикам Василию Соколову, Борису Ивановскому, Феодору Дорофееву, Николаю Андрееву, Алексию Сперанскому, Иоанну Глазкову, Сергию Аманову, Иоанну Хрусталеву, Сергию Бредникову, Николаю Покровскому, Димитрию Беляеву, Владимиру Смирнову, Иоанну Смирнову и мученику Иоанну Емельянову. Икона Божией Матери «Знамение» и ее чудотворные списки чествуются в этот воскресный день. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 10 декабря. Воскресенье, 10 декабря 2023 года, иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» В воскресенье 10 декабря Церковь вспоминает событие почти 900-летней давности: знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Тогда войска русских удельных князей подошли к городу, у жителей которого не хватало сил отразить атаку. Новгородцы молились, а на третью ночь архиепископ Иоанн услышал голос, повелевающий ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, одна из стрел осаждавших попала в нее. Из глаз Богородицы потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. В этот момент на врагов напал неизъяснимый ужас, а новгородцы продолжили сражение и победили.

http://foma.ru/nedelja-dvadcat-sedmaja-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1865-1892, 1917-1927/28, 1970-1983, 1989-1990 гг. В 1865-1892 гг. резиденцией епископов служила Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. Указом Синода от 25 апр. 1865 г. было объявлено «о причислении Эстляндской губернии, находившейся в составе Санкт-Петербургской епархии, к епархии Рижской». Правящий архиерей столицы стал именоваться вместо «Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского» «Санкт-Петербургским и Финляндским». 24 июня 1865 г. получило утверждение определение Синода о наименовании епископа Ревельского, 1-го викария С.-Петербургской епархии (на тот момент им был свт. Герасим (Добросердов) ), епископом Ладожским. Все 11 Ладожских епископов XIX в. были викариями самого долголетнего С.-Петербургского митрополита - Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892), после кончины к-рого Л. в. на четверть века прекратило существование. После назначения еп. Герасима 26 янв. 1866 г. на самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру епископом Ладожским 21 февр. того же года стал еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, Аполлос (Беляев) , но уже 12 дек. 1866 г. он получил в управление Вятскую епархию. 18 дек. того же года во епископа Ладожского был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Палладий (Раев) . 10 сент. 1867 г. он освятил Введенскую ц. в с. Хотове Новоладожского у., к-рая «по изящности внешней и внутренней» соперничала с лучшими церквами уезда. В июле 1869 г. он был командирован в Петрозаводск и в Вытегру для разрешения вопроса о месте строительства храма в Вытегре. Во время поездки епископа, 15 июля 1869 г., состоялось его назначение на Вологодскую кафедру. Следующие 4 Ладожских епископа последовательно проходили должности вторых и первых викариев митр. Исидора: их перемещали на Л. в. с Выборгского викариатства . Выборгский еп. Павел (Лебедев) стал епископом Ладожским 29 авг.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

Местоположение монастыря Астраханский Благовещенский женский монастырь находится в Астрахани к востоку за белым городом в 120 саженях от реки Кутумы, протекающей по северную сторону оного. Монастырь расположен на возвышенном месте, обнесён каменною оградою, которой северная стена значительной вышины по причине наклонения ската горы к скверу, 64 сажень длины, восточная смежная с приходскою Крестовоздвиженскою церковию 34 с двумя небольшими при углах её каменными башнями, южная близ Армянского каменного Собора 59 и наконец западная, с коей граничит довольно обширная площадь простирается на 44 сажени. История монастыря Благовещенский женский монастырь был в Астрахани ещё в 1670 г. Но не только время его основания, но и прежнее место его неизвестны. На том месте, где теперь стоит Благовещенский монастырь с самого начала XVII в. основан был мужской Вознесенский монастырь. В 1604 г. чёрный священник Мисаил испросил у первого Астраханского Архиепископа Феодосия позволения за острогом на бугре подле убогого дома выстроить деревянную церковь для погребения странных и потом начал устроять здесь монастырь и собирать братию. Для содержания нового монастыря отведены были рыбные ловли в реке Кутумов от устья её из Волги до впадения в Балду. Церковь Вознесения освящена была 1620 г. Мая 25 1 . Подле монастыря стали селиться Русские, бежавшие из плена Крымского и Ногайского. Так как гражданское начальство записывало этих людей в стрельцы, то Игумен обратился с просьбой к Царю Михаилу Феодоровичу, чтобы эти поселенцы числились за монастырём как монастырские слуги. Царь Михаил Феодорович не только исполнил эту просьбу Игумена, но вместе предписал в 1617 г. Воеводе Астраханскому Князю Хованскому дозволить монастырю Вознесенскому собирать по 5000 пудов соли в год беспошлинно. В 1624 г. Мисаил испросил у Царя Михаила Феодоровича денежный и хлебный оклад для монастыря, который и выдавался наравне с монастырём Преображенским; а соли дозволено было сбирать десять тысяч пудов. В 1641 г. Игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить каменную церковь Знамения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Местоположение монастыря Астраханский мужской заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь находится на восточной стороне Астрахани, вне белого города, за рекою Кутумом. Он расположен на ровной долине, отделенной от города речкою; огражден со всех сторон каменными стенами и образует квадрат, каждая сторона которого имеет по 4б сажень. Основание монастыря и последующая судьба его Основание сей обители положено было при четвертом Астраханском Митрополите Савватии, главным образом на иждивение сего истинно благочестивого Иерарха и при помощи доброхотных дателей 1 . Первый храм в обители был, вероятно, деревянный. В 1688 году в октябре месяце строитель новой обители старец с братиею просили Митрополита Савватия о дозволении выстроить каменную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, по имени Коего и монастырь наименован Иоанно-Предтеченским. Восемь лет продолжалось строение каменной церкви, которая освящена была уже при Митрополите Сампсоне в 1697 г. октября 19 числа 2 .  Едва основанная обитель Предтеченская вскоре получила историческое значение. Здесь в 1705 году некоторое время скрывался от взбунтовавшихся стрельцов Преосвященный Митрополит Сампсон. Около сей обители, по совету и благословению сего доблестного Архипастыря, собралось и утвердилось верное Царю войско, оттеснило мятежников в белый город и тем положило прочное начало к усмирению мятежа 3 . В 1723 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был обращен в лазарет. В нем не осталось ни одного монаха, так что и требы в лазарете совершал белый священник, к которому присылали на помощь двух иеромонахов из Спасского монастыря. Потом, в замене иеромонахов, придан был другой 6е-лый священник. Но в 1727 г. Апреля 13-го, вследствие представления Преосвященного Варлаама, опять была восстановлена Иоанно-Предтеченская обитель. При своем основании обитель Иоанно-Предтеченская не имела никакой недвижимой собственности, а содержалась единственно временными доходами от доброхотных дателей. Посему первый же строитель обители сей старец Александр с 6ратиею били челом Великим Государями Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и Великой Государыне Софии Алексеевне о назначении им жалованья для пропитания и поддержания монастырских зданий, «кормятся де они» (писали о себе строитель с братией) «Христовым именем, а Великих Государей жалованьем, противу иных Астраханских монастырей, ничем не пожалованы, нуждны и бедны» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Спасо-Преображенский, в Астрахани, основан в 1697 г., второклассный. [VI, 204.] Был домовый патриарший. В 1647 мнтрь сгорел. Указом 8 янв. 1873 упразднён. Игумены Антоний , 17 февр. 1617. Филарет , 1622. Дионисий , в авг. 1629. Гедеон , 1646. Мисаил , 1650–53 (бывший в февр. 1659); архим. в мар., июле (sic) 1659; бывший архим. в окт. 1661; бывший в Саввине Сторожевском 1662, в окт. и нояб. 1666. Архимандриты Пахомий , в сент. 1665. Иоанн , 1666 и 67. Антоний , 1671–1677, 1702, 1706, мар. 9. Ефрем , в мае (sic), июне 1679. Иларион , 1731, 15 авг. хирот. в еписк. Астраханского. Мефодий , 1731–1758, 10 мая хирот. в еписк. Астраханского. Иероним , с 1758. Аарон , 1765–67. Ефрем , 1767–88. Сильвестр Лебединский , 1791–94, 27 мая перев. в Свияжский Богородицкий. Парфений , 1794–1810. Дионисий Цветаев перев. из Орловского Успенского 29 мар., 1811–21, 31 июля, перев. в Московский Донской. Ириней Гжельский перев. из Уфимского Успенского, 1821–26. Вениамин , 1826–30, 21 февр. в Устюжский Архангельский. Агапит , 1830 и 31. Иосиф Позднышев , из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., 30 сент. 1831; до 1834. Аполлинарий Вишлянский 75 , с 1834 до 1845, 15 авг. хирот. в викария Киевского. Вассиан Чудновский , с 1846–1854, 21 февр. перев. в Черниговский Елецкий. Аполлос Беляев , 1854–56, перев. в ректоры Псковской семинарии. Никон , 1857–67. Адриан , 1868 и 69. В 1873 мнтрь упразднён. Разные заметки IV, 308. Астраханского Ивановского: Архим. Никодим 1731 и 32. – Андроник 17 янв. 1732 перев. в Дмитровский, Борисоглебский (sic). – Иоасаф , 1761–71. Иоанно-Предтечева Чернявского строитель Павел в 1794 назначен игуменом Батуринского Крупицкого монастыря. [Игум. Пафнутий Корнилиева Комельского монастыря в 1844 перев. в Астраханский (какой?) мнтрь.] Иоанно-Предтечева Астраханского архим. Ианнуарий , 1862–66. [С Терка Благовещенского: Игум. Давид , 20 июля 1659. – Дионисий , бывший 1691. С Терка девичьего иг-нья Неонила 20 июля 1659.] Астраханского Воскресенского архим. Рувим , 8 мар. 1706.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Псково-Печерский мужеский первоклассный монастырь находится от станции Печер, Псково-Рижской железной дороги, в 3 верстах, от Пскова в 43-х и от Риги в 248 верстах; при ручье Каменце, на границе Лифляндской. Печерским он назван от находящихся в нём «Богом зданных пещер». Этот монастырь известен многими незабвенными заслугами для церкви и отечества, и, в своё время, был славен не только по всей России, но и заграницею, как о том известно из летописцев и из монастырских древних записей. Отсюда распространилась святая вера Христова в земле Лифляндской и благодатным светом озарила людей, ходивших во мраке язычества. Здесь – училище благочестия и христианских подвигов, – и из этого училища вышли на высшее служение церкви восемь Епископов и один Патриарх Всероссийский (Иоасаф). Издавна и до ныне сюда обращаются ищущие тихого пристанища от треволнений житейских и здесь находят себе благодатное успокоение. Наконец, Псково-Печерский монастырь полтора века служил для края Псковского твёрдым оплотом против врагов отечества. Четыре времени – Батория, Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона – были особенно страшны для Пскова. В каждое из них Псковитяне обращались к обители Псково-Печерской и каждый раз получали отсюда избавление от врагов, а часто и победу над ними. Такие важные и многочисленные заслуги Псково-Печерского монастыря дают ему полное право на благоговейное внимание и уважение к нему каждого православного сына отечества, – и благодарные современники бесспорно признают за ним это право. Жители Псковской страны и Лифляндии во множестве стекаются сюда каждый год к храмовым праздникам и особенно к крестным ходам. Многие из Новгородской, С.-Петербургской и других северо-западных губерний приходят в Псково-Печерский монастырь на поклонение святым чудотворным иконам. К сожалению, эти благочестивые поклонники, имея глубокое благоговение к святыне Псково-Печерского монастыря, по большей части, не знают прошедшей судьбы его, богатой самыми назидательными уроками жизни, – не знают великих заслуг Псково-Печерского монастыря, познание которых, без сомнения, ещё более увеличивало бы их благоговейное уважение к святой обители. Некоторые, конечно, имеют сведения о замечательнейших событиях в истории Псково-Печерского монастыря, но эти сведения, по большей части, не полны, не точны, а часто и не верны. Предания о заслугах Печерского монастыря, особенно во времена Грозного и Самозванцев, о многих чудотворениях, бывших в этой обители, от святыни Печерской, – эти предания, переходя из рода в род, из уст в уста, у многих потеряли, наконец, свою верность, – многое изменено и искажено, многое вымышлено и прибавлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Аполлос, архиепископ Вятский и Слободской (Беляев Иван Егорович) Родился около 1812 года в селе Волохове Александровского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1835 году поступил во Владимирскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1839 году. 25 сентября 1838 года пострижен в монашество. 1 августа 1839 года рукоположен во иеромонаха, 29 сентября 1839 года назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию, а 27 октября переведен в Тверскую духовную семинарию. 27 августа 1841 года назначен учителем богословских наук во Владимирскую духовную семинарию. С 26 марта 1842 года – магистр богословия. В 1845 году – соборный иеромонах Киево-Печерской лавры. С 31 октября 1847 года – инспектор и преподаватель Астраханской духовной семинарии. 20 августа 1849 года назначен настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря с возведением в сан игумена. 9 ноября 1851 года возведен в сан архимандрита. С 21 февраля 1854 года – ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. 26 октября 1856 года перемещен на должность ректора Псковской духовной семинарии и настоятеля Псково-Печерского Успенского монастыря. В 1859 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 16 февраля 1866 года – епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии. 13 декабря 1866 года назначен епископом Вятским и Слободским. С 15 июня 1879 года по 11 мая 1880 года присутствовал в Святейшем Синоде. 20 апреля 1880 года возведен в сан архиепископа. 7 июня 1885 года уволен по болезни на покой в Слободской Крестовоздвиженский монастырь. Скончался 27 ноября 1885 года. Погребен в Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Аполлос был заботливым отцом для подведомственного духовенства. Под его руководством составлены «Соображения по вопросу об улучшении быта городского и сельского духовенства Новгородской епархии». В вятский период деятельность преосвященного Аполлоса была направлена на укрепление Православия в крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аполлос (Беляев), еп. Вятский (Беляев Иван Георгиевич; 1812, с. Волохово Александровского у. Владимирской губ.- 27.11.1885, г. Слободской Вятской губ.), архиеп. Вятский и Слободской. Род. в семье священника. Обучался в Переславль-Залесском ДУ, с 1830 г.- во Владимирской ДС, с 1835 г.- в КДА, к-рую окончил в 1839 г. со степенью канд. богословия. 6 июля 1841 г. утвержден в степени магистра богословия. 25 сент. 1838 г. пострижен в монашество, 1 авг. 1839 г. рукоположен во иеромонаха. 29 сент. того же года назначен преподавателем Орловской ДС, 27 окт.- преподавателем библейской истории и Свящ. Писания в Тверской ДС, 27 авг. 1841 г.- преподавателем богословия во Владимирской ДС. С 13 февр. 1845 по 6 марта 1846 г. исполнял обязанности инспектора Владимирской ДС. 22 июня 1845 г. А. причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры . С 31 окт. 1847 г. инспектор и профессор Свящ. Писания Астраханской ДС. С 10 авг. 1849 г. настоятель астраханского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря , с 29 авг. 1849 г. в сане игумена, с 9 нояб. 1851 г. в сане архимандрита. 21 февр. 1854 г. назначен ректором Астраханской ДС и настоятелем астраханского в честь Преображения Господня мон-ря , составил описание астраханских мон-рей. В июне 1856 г. А. переведен во Псков, назначен ректором Псковской ДС, настоятелем Псково-Печерского мон-ря , составил описание этой обители. В 1859 г. находился в С.-Петербурге на чреде священнослужения и проповеди. 16 февр. 1864 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, с 21 февр. 1866 г. епископ Ладожский, викарий С.-Петербургской епархии. С дек. 1864 г. входил в новгородский губернский комитет по учреждению ДУ. Составил «Соображения по вопросу об улучшении быта городского и сельского духовенства Новгородской епархии». С 12 дек. 1866 г. епископ Вятский и Слободской, настоятель (с 1868) слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ., с 20 апр. 1880 г. архиепископ. Заботился о распространении Православия среди марийцев, населявших Вятскую губ., внес на рассмотрение Синода предложение о назначении в епархии священников-марийцев. Стараниями А. в 1877 г. в кафедральном соборе Вятки была открыта епархиальная б-ка. В 1867-1874 гг. являлся председателем Вятского губернского училищного комитета, с 12 нояб. 1869 г.- членом и попечителем Вятского губернского больничного комитета и др. благотворительных об-в. 7 июня 1885 г. А. был уволен по прошению на покой в слободской Крестовоздвиженский мон-рь, где скончался и был погребен.

http://pravenc.ru/text/75692.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010