Нил (Исакович) епископ, рукоположен с 8.12.1835 по 23.04.1838 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Неофит (Соснин) епископ, бывший еп. Старицкий, викарий Тверской епархии с 23.04.1838 по 29.03.1851 еп. Пермский и Верхотурский Елпидифор (Бенедиктов) епископ, бывший еп. Подольский и Брацлавский с 29.03.1851 по 7.01.1860 архиеп. Таврический и Симферопольский Агафангел (Соловьев) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 6.02.1860 по 17.06.1866 еп. Волынский и Житомирский Христофор (Эммаусский) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 17.06.1866 по 5.10.1866 на покое; †11.08.1872 Аполлос (Беляев) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.12.1866 архиепископ с 20.04.1880 по 7.06.1885 на покое; †27.11.1885 Макарий (Миролюбов) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 7.06.1885 по 5.12.1887 архиеп. Донской и Новочеркасский †24.12.1894 Сергий (Серафимов) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 5.12.1887 по 10.08.1896 еп. Астраханский и Енотаевский; †13.04.1902 Викарии Вятской епархии Сарапульские епископы Викариатство учреждено 23 января 1868 года Геннадий (Левицкий) епископ, рукоположен с 22.09.1868 по 24.06.1872 еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии †10.02.1893 Палладий (Пьянков) епископ, бывший еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии с 24.06.1872 по 28.02.1877 еп. Олонецкий и Петрозаводский Павел (Вильчинский) епископ, рукоположен с 8.01.1878 по 4.02.1878 еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии †4.06.1908 Нафанаил (Леандров) епископ, рукоположен с 1.10.1878 по 5.04.1882 еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии Тихон (Троицкий-Донебин) епископ, рукоположен с 18.07.1882 по 8.03.1886 еп. Енисейский и Красноярский †26.09.1911 Никон (Богоявленский) епископ, рукоположен с 10.04.1888 по 4.03.1889 еп. Глазовский, викарий Вятской епархии †19.06.1897 Афанасий (Пархомович) епископ, бывший еп. Новгород- Северский, викарий Черниговской епархии с 4.03.1889 по 8.11.1891

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывш. Сретенская) в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1899 г. Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывш. Сретенская) в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1899 г. В 1918 г. комиссией Астраханского губернского исполкома по отделению Церкви от гос-ва было принято решение о передаче храмов, не имеющих приходов, общинам близлежащих приходов. 10 янв. 1919 г. все здания обители были национализированы, палаты наместника и кельи братии отданы под жилые дома, др. помещения - под хранилища. В 20-х гг. монастырские храмы были захвачены обновленцами (см. Обновленчество ). В 30-х гг. были разрушены стены вокруг мон-ря, храм св. Иоанна Предтечи. Решением исполкома горсовета от 5 июля 1940 г. часть монастырских зданий, находившихся в аренде у «Заготзерна» и «Сахаросбыта», была разобрана, стройматериалы переданы районным жилищным управлениям и ремонтно-строительным орг-циям. Сохранившиеся постройки А. м. являются охраняемыми гос-вом памятниками архитектуры. В 1994 г. при Сретенской ц., переосвященной в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Иверской иконы Божией Матери и свт. Тихона Задонского, сложился приход, началось восстановление обители. По ходатайству еп. Астраханского Ионы (Карпухина) указом Свящ. Синода РПЦ от 22 февр. 1995 г. А. м. был передан Астраханской епархии, наместником 25 апр. 1995 г. назначен иером. Иосиф (Марьян), 10 окт. 1998 г.- иером. Филипп (Трещёв), 31 дек. 2000 г.- иером. Петр (Барбашов). На 2001 г. обители принадлежали помимо Иоанно-Предтеченского храма, где находится чтимая Иверская икона Божией Матери, неск. келий в монастырских зданиях и хозяйственные помещения; в число братии мон-ря входят наместник, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах, послушник. В обители ведутся активные восстановительные работы, создается просветительский центр. Арх.: Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 178. Оп. 1. Д. 13318, 11119, 11092; ГА Астраханской обл. Ф. 599. Оп. 1. Д. 15, 60, 78. Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Описание астраханских мон-рей: Иоанна Предтечи муж., Благовещенский жен., Покровский муж. Астрахань, 1851-1852; Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887; Денисов Л. И. Православные мон-ри; Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903; Воскресенский А. Описание астраханского Иоанно-Предтеченского заштатного мон-ря//Астраханские ЕВ. 1909 г. 1; Пальмов Н. Официальные сведения о мон-рях Астраханской епархии от посл. четв. XVIII ст. Астрахань, 1911. С. 5, 25.

http://pravenc.ru/text/76742.html

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, при державе Благочестивейшей, Самодержавнейшей, Великой Государыни нашей, Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при Наследнике Её Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Павле Петровиче, по благословению Преосвящ. Мефодия, Епископа Астраханского и Ставропольского, в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1765 Марта 19 на память Св. Мученик Хрисанфа и Дарии». Сия церковь каменная, сооружена тщанием Преосвящ. Мефодия, Епископа Астраханского, за ветхостию бывшей деревянной, перенесённой при Преосв. Иоакиме в Благовещенский женский монастырь, по распоряжению Г. Губернатора Астраханского Артемия Петровича Волынского, для очищения кремля от всех деревянных зданий, по случаю ожидания Петра I-ro (см. Иерарх. Астрах. Еп.). Длина сей церкви 15 сажень, ширина 5 ¾, вышина в трапезной 3, а в настоящей 7 сажень. При Иоанно-Богословской церкви в притворе погребены: а. с южной стороны девица Александра Васильевна , дочь Генерал-Майора и Астраханского Обер-Коменданта Василия Васильевича Левина, родившаяся 1752 года, Февраля 21 числа, а скончавшаяся 1775 года Июля 24; б. с северной Игуменья Евгения в 1829 году. Внутренние принадлежности храмов 1. Соборного Благовещенского В сем храме, равно как и придельном во имя мученицы Параскевы, иконостасы в три яруса; первый с 35, а второй с 25 иконами, – хорошей Греческой живописи, вызолочены на полимент. а. Покровы и воздухи. Покровов с двумя воздухами 15. Из них один покров и два воздуха шиты по белому атласу золотом и серебром, поля обложены жёлтою парчою; на покрове плащаница и лица писаны живописью, вокруг венцев, около креста и гроба Господня, вынизано средним и мелким жемчугом; на одном воздухе изображено Знамение Божией Матери, четыре Серафима, около венцев и орбит вынизан таковым же жемчугом, а другой вышит только золотом с изображением Предвечного Младенца в купели с предстоящими Ангелами; каждый воздух обложен кругом серебряным узким гасом. Другой покров и два воздуха шиты по алому атласу в лицах, поля обложены зелёною персидскою материею, вокруг венцев титла и по прочим местам низаны мелким жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

весу во всех 8-ми 195-ть пудов. Вид с колокольни на город, представляющейся взору во всей его обширности, на зеленеющиеся сады и на Волгу прекрасный и едва ли не единственный в целой Астрахани. Кельи и прочие внутренние монастырские здания Настоятельский дом каменный, двухэтажный, прочный, построен квадратом, по 6-ти сажень в каждую сторону, старинной архитектуры с деревянною крышей. Под ним сводообразно выведены каменные палатки, из коих одна составляет ныне притвор Сретенской церкви. Братские кельи деревянные одноэтажные, в числе 8-ми, близ северной стороны монастырской ограды, – выстроены в непрерывной связи; длины в них 11,5 саж. в смежности и связи с деревянными четыре кельи одноэтажные каменные и каменная же довольно поместительная, по обители трапеза с кухней длинною также в 11,5 саж.; а во всем братском корпусе 23 саж. длины, ширины 4 сажени. Все оные деревянные и каменные здания покрыты тесом. Далее от сих зданий за площадкой подле северо-восточного угла ограды находится деревянная, монастырская баня; за нею, в небольшом расстоянии, близ восточной стены ограды, деревянный, смазанный съвне глиною, погреб; за ним в самой ограде каменное здание в виде кладовых, разделяемое посредине галерей, из коей чрез калитку устроен выход на восточную улицу; в юго-восточном углу ограды следующие здания: 1. деревянный домик для монастырской прислуги, и при нем площадка, обнесенная деревянным забором, 2. сарай с конюшнями, 3. каретник деревянные же. Все братские деревянные кельи и прочие здания построены при бывшем Астраханском, потом Екатеринославском Архиепископе Платоне Любарском 12 , при строителе Иеромонахе Евгении, который в конце 1850 года скончался Архимандритом Чуркиаского, на возморее Каспийском, Николаевского монастыря. Замечательные иконы 1. по древности, 2. живописи, 3. по ценности и 4. по усердию к ним притекающих. а. В соборной церкви усекновения главы Иоанна Крестителя всех икон до 100, в том числе 4-ре писаны на полотне – одна довольно искусной живописи на западной стене главного храма, на значительном возвышении, представляет во весь рост Спасителя, который в Святительском облачении, возносить пред трапезою святые дары в храме со сводом, поддерживаемом семью столпами.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Евгения при Настоятеле Игумене Аполлосе, получили совершенно иной, благолепный вид и устройство значительным возвышением чрез надстроение кругом над ними каменных стен больше сажени. Сии храмы, по снятии с них старой, деревянной и ветхой кровли, вновь покрыты железом для большей прочности и 6дагоо6разия; узкие и низкие в них окна расширены и возвышены в четыре аршина; от чего сообщился обильный. свет внутренности храмов. Прежде, вместо Рождество-Иоанно-Предтеченской церкви, сооружена была каменная церковь во имя всех скорбящих радости, по благословению Преосвящ. Астр. Илариона, рачением Надворного Советника Федора, сына Львов, Черкесова, и, по его челобитью, указанным предписанием в 1756-м году освящена Архимандритом Ивановского монастыря Аароном 9 . Случай к упразднению ее был следующий: в 1780 году исправлявший должность строителя Ивановского монастыря Протоиерей Василий Осипов, донося Преосвящ. Антонию, Епископу Астраханскому и Ставропольскому, что в зимней церкви во имя Сретения Господня богомольцы во время богослужения помещаются, просил и получил дозволение, стоявшую без нужды каменную, келейную церковь во имя Богородицы всех скорбящих радости, в коей едва могло поместиться и 20-ть человек, перенести и присоединить к Сретенской в виде придела во имя Рождества Иоанна Крестителя, – на каковую перестройку получил и указ из Консистории того же года 5 Мая 10 . 4 . Каменная церковь над святыми воротами устроена в колокольне во 2-м ярусе во имя Святого мученика Иоанна воина; в окружности имеет 15 сажень; в ней иконостас деревянный, вызолоченный о трех ярусах с 24-мя иконами; сия церковь устроена по прошению Архимандрита Аркадия в 1737 году 11 . 5 . Каменная, старинной Архитектуры с разными колоннами и другими украшениями, благовидная, пирамидальная колокольня находится в средине западной стены ограды над святыми вратами и над церковью; вышина ее 16-ть сажень. Колоколов на ней 8-м; большой/перелитый в 1839 год у во 127-м пудов 21-нфун.полиелейный в 36-ть пудов 15-ть фун.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Из всего этого, во всяком случае, видно, что открытая «Богом зданная пещера» была и самородная, и удобная для духовных подвигов, а потому, по указанию Промысла Божия, и привлекла к себе внимание благочестивых людей, как место, приготовленное для них самим Богом, а поселяясь в ней, после, мало по малу, распространили пещеру во все стороны, смотря по надобности. Время открытия «Богом зданной пещеры» положительно не известно, ибо летописец о сем умалчивает, но в рукописных записках монастырских 1821 г., на стр. 65, между прочим, говорится, что об открытии сей пещеры было написано, при входе в оную, на жестяной таблице: «открыся сия Богом зданная пещера 6900 (1392) года, при земце Иоанне Дементиеве». Вероятно, на сем основании и в главной монастырской описи церковному имуществу 1862 года, на стр. 6, говорится, что «пещера эта сделалась известною в 1392 году». Когда первоначально стали населять «Богом зданную пещеру» первые пустынножители, на это нет указания в летописи. Неизвестно также, кто именно были эти пустынножители, подвизавшиеся в ней; долго ли жили они здесь и как велико было число их. Только одно лицо того времени, по преданию, известно – это Марк, названный в летописи первым старцем Печерским. Так назван он, вероятно, потому что первый поселился в ней, или быть может, потому что был начальником неизвестных пещерников, и там, под его руководством, подвизавшихся. Но, так как это лицо становится известным чрез последующие события, то о нём подробнее будет сказано после (пред исчислением настоятелей монастыря). Основание и первоначальное устройство Псково-Печерского монастыря Первым пустынножителем Печерским, как сказано выше, почитается Преподобный Марк, первым же основателем монастыря, ныне здесь существующего, был Преподобный Иона (около 1470 г.), и самое основание вскоре было ознаменовано явлением в пещере Иконы Пресвятой Богородицы, именно в 1472 году 3 , как об этом говорится и в означенной монастырской описи 1862 года. О Преподобном Ионе и о начале сего Печерского монастыря летописец повествует следующее: в Юрьеве Ливонском (Дерпте), при храме Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Кроме внешних отношений есть тайное общение, по дару благодати, пастыря с детьми – пасомыми, коих дал ему Господь. Как зеницею ока я дорожу этим святилищем наук, которое приготовляет вас к принятию высокого звания служителей веры, а строителей тайн Божиих, просвещая ваши души светом Божественной мудрости, в духе матери нашей – святой православной церкви, в ваше собственное и многих других чрез вас спасение. Искренно я желаю и молю Светодавца Господа, да Сам Он, невидимо, чрез видимые орудия – наставников и начальников ваших, Божественным светом Евангелия озаряет юный ум ваш, согревает и оживляет волю и сердце ваше, да всемогущею Своею благодатью управляет духовным святилищем вашим, как Архиерей великий, прошедый небеса, как единственный высочайший Наставник и Начальник ваш, и в некоторой мере да отражает в этом храме наук ту Сионскую горницу, которая некогда удостоилась быть свидетельницею чрезвычайного излияния на первых учеников Христовых многообразных дарований Святого Духа. И я надеюсь, это искреннейшее, молитвенное мое желание исполнится, если и вы, с своей стороны, того же будете желать от всего сердца и о том же усердно будете молиться Отцу светов, если первый предмет ваш, спасительные истины учения Христова усвоять будете не только умом вашим, под влиянием и руководством Вселенской Православной Церкви, но и сердцем, и осуществлять в жизни вашей. Это необходимо. Этого требует: 1) предмет; и 2) свойство изучаемого вами Слова Божия; 3) назначение ваше быть учителями веры Христовой; и наконец 4) самый возраст ваш, как лучшая пора развития умственных и нравственных сил души вашей. Обратимся к первому требованию. Евангелие – это полное, живое Слово живого Бога вовсе не может ограничиваться пищей для одного ума вашего или питать одно умозрение. Напротив, оно составляет истинную жизнь для всех сил души вашей. Освещая уму путь истины, оно вместе пленяет себе и волю, и сердце ваше. В самых величественных и трогательно-умилительных чертах дли сердца оно изображает неизмеримую высоту и глубину изумительной, ни с чем несравненной и, до истощения Божественного на кресте, самоотверженной любви к нам Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, был священник Иоанн, по прозванию Шесник, родом из Московской области, где провёл и ранние годы своей юности, а потом два с половиною года, вместе с Пресвитером Исидором, служил при означенной церкви. Когда Латиняне начали притеснять православных, живших в Юрьеве, и принуждать их различными способами к принятию Латинской веры 4 , тогда Иоанн, около 1470 года, удалился из Юрьева в Псков. Здесь он узнал об открытии «Богом зданной пещеры», и захотел видеть это святое место, тем более что об нём рассказывали так много прекрасного. «Есть, говорили ему, там поток, называемый Каменец, который течет по глубокому рву, прямо к востоку. По обе стороны его высокие песчаные горы; песок в иных местах совершенно белый и до того крепкий, что горы, не обваливаясь, стоят отвесно, как стены, сверху до самого низу: в этих то горах – «Богом зданная пещера». Пришедши к этому месту, Иоанн нашел его именно таким, как рассказывали ему, и принял твёрдое намерение поселиться здесь. Взявши из Пскова жену и детей, – двоих сыновей, он оставил семейство в деревне Пачковке, не далеко от пещер, у Ивана Дементиева, а сам начал копать в горе церковь к западу от пещеры. Чрез несколько времени жена его заболела и приняла монашеский образ, с именем Вассы. Эта жена была, по летописи, первое лицо в истории Псково-Печерского монастыря, принявшее в нём монашеский образ; над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре, при самом начале его основания. Когда инокиня Васса скончалась, то могила была приготовлена для неё в «Богом зданной пещере». В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб её был выставлен из земли какою-то невидимою силою. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и, после разрешительной молитвы, снова опустили её в ту же могилу. Но через ночь, гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб её уже не погребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для него вместилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Под влиянием Б. в 70-х гг. XIX в. зарождалась, а на рубеже XIX-XX вв. оформлялась в своих традициях казанская школа церковного права. Не случайно в нояб. 1914 г., когда в КазДА отмечалось 50-летие учено-учебной и церковно-общественной деятельности Б., мн. известные ученые назвали его «началовождем наук церковного права» и «родоначальником школы русских канонистов». Под рук. Б. было написано 13 магистерских диссертаций. Среди его учеников - Ф. А. Курганов (1872), В. А. Нарбеков (1889), П. А. Прокошев (1895), В. В. Колокольников (1897), Н. П. Родников (1897), Е. Н. Темниковский (1898), Н. П. Руновский (1898), В. К. Соколов (1899), прот. М. П. Чельцов (1899), иером. Михаил (Семёнов) (1901), А. В. Попов (1904), П. Д. Лапин (1909) (Отчет о состоянии Императорской КазДА за 1915/16 учебный год. Каз., 1916. С. 8-9). Консультациями Б. в области церковного права пользовались синодальные структуры, духовные консистории, архиереи РПЦ: митр. Антоний (Вадковский) , архиепископы Вениамин (Благонравов) , Аполлос (Беляев) , епископы Феодор (Поздеевский) , Алексий (Лавров-Платонов) , Макарий (Миролюбов) , Сергий (Серафимов) и др. К Б. писали иерархи др. Поместных Церквей, напр. митр. Сербский Михаил (Йованович), канонисты - еп. Хушский Сильвестр (Баланеску) (переводчик «Краткого курса церковного права» Б. на румын. язык) и еп. Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш) . В архиве (НАРТ) хранятся письма к Б. А. И. Алмазова , М. Е. Красножена , Т. В. Барсова , М. А. Остроумова и др. «Краткий курс церковного права Православной Церкви» составлен на основе лекций, читавшихся в Казанском ун-те, дополнен и издан в качестве пособия для студентов юридических фак-тов ун-тов в 1888 г. Курс стал первым на рус. языке печатным пособием по церковному праву, системно и в историческом контексте излагавшим все основные разделы церковного права, с использованием сравнительного анализа правосл., католич. и протестант. права. Курс (295 страниц) состоит из 5 отделов. В 1889 г. было опубликовано «Дополнение к краткому курсу церковного права Православной Греко-Российской Церкви», к-рое содержало 2 новых отдела: отдел VI «Церковно-правительственная власть» и отдел VII, посвященный имущественной правоспособности Церкви и нормам церковно-имущественного права.

http://pravenc.ru/text/78124.html

При сем я живо представляю угрозу тайновидца Иоанна Богослова страшною участью тем, кои ни теплы, ни хладны в вере ( Откр.3:16 ); нет, братия, призванный волею Божией право правити слово истины ( 2Тим.2:15 ), я твердо сознаю свои обязанности в отношении к Святой Церкви и к тому доброму учению, которым должен питать вас ( 1Тим.1:6 ), чтобы явиться мне пред Богом делателем непостыдным ( 2Тим.2:15 ). Внушая вам мир со всеми человеки ( Рим.12:16 ), даже с разномыслящими с нами в вере, я имею в виду указать вам на тот небесный огнь любви к заблуждающим, от которого не редко тает и каменное сердце, и на тот свет добрых дел по вере, оживляющих духом правды и любви самые житейские отношения, видя который и люди, чуждые Святой Церкви, научаются достойно прославлять Отца Небесного ( Мф.5:16 ) и делаться учениками возлюбленного Его Сына, и без которого все наши заботы об их вразумлении и приведении на путь истины и спасения останутся бесплодны, все наши проповеди о вере Православной и Церкви Святой, хотя бы они излагались ангельскими языками, будут не больше, как медь звенящая или кимвал звяцаяй ( 1Кор.13:1 ). Правда есть случаи, где необходима и строгость закона, но и в самой строгости может просвечивать христианская любовь. В заключение прошу вас, возлюбленные о Господе чада по духу, теплыми молитвами вашими к Богу возгревайте во мне дух молитвенный, и яко благоуханное кадило, устрояйте мою к Сердцеведцу Господу молитву о обильном излиянии на всех вас Божественного и всезиждительного мира, о неоскудном пребывании сего вожделенного мира среди и окрест вас, в городах, селениях и весях ваших, в домах и семействах, в душе и совести вашей, о господстве его в обществах и собраниях ваших, в начальствующих и подчиненных, во всяком состоянии, возрасте и поле; так как все мы и призваны к сему миру во едином теле святой Церкви, управляемой единственною Главою, Христом Господом и Спасителем нашим, принесшим с неба на землю и заповедавшим всем нам мир и любовь. Аминь.  Слово, сказанное в Вятской семинарской Иоанно-Богословской церкви, 22 января 1867 года В первый еще раз Господь привел меня священнодействовать здесь, среди будущих священников Божиих; но уже сердце мое, само по себе, сблизилось с вами, питомцы алтаря Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010