На прошении от Игуменьи Павлы о дозволении истребовать из Московского Опекунского Совета капитальной суммы, принадлежащей монастырю 1000 р. и процентов 200 р. для произведения перестроек, приспособительно к общежитию в монастыре, Преосвященный Павел резолюциею предписал: всё, прописанное в смете Архитектора, устроить, как следует, и быть непременно сему монастырю на общежительных правилах, изданных от Святейшего Синода; а потому как Игумение, так и её сёстрам из штатной жалованной получать токмо штатом положенное жалованье на одеяние, a именно Игумение: сто рублей, казначее 30, монахиням по 20 рублей; всё же затем провизионные деньги, по штату положенные, так же прибавочные, и вместо рыбных ловлей и мельниц и от Архиерейского дома отпускаемые употреблять на содержание Игумении с сёстрами общим, трапезным столом, и никому отнюдь особенного стола не иметь; а кто, по болезни или по другим обстоятельствам, не может иногда быть при трапезе, таковым порцию трапезную со всего стряпанья отпускать в келью, по требованию. Сей учреждаемый общежития порядок ежели во всей точности будет настоятельницею исполняем, как предписано в правилах, изданных от Святейшего Синода, со всяким тщанием и верностию, – то всего будет достаточно и изобильно, все равно будут призрены, и, вместо зависти и вражды друг против друга, всех сестр с Игуменьею общее обыметь единодушие и братство. Чего Господь наш и попечительное правительство требует от всех монашествующих без изъятия, исключая неповинующихся сему от Церкви и Небесного царствия. Аминь, глаголю вам, рек Христос, аще кто преслушает церковь , буди тебе яко язычник и мытарь 7 . 1. Церковь Благовещенская Соборная, прежде Вознесенская, – пятиглавая, обыкновенной архитектуры, с приделом Св. Мученицы Параскевы, воздвигнута среди монастыря к восточной стороне ограды, с деревянными с западной и южной сторон коридорами – длины 16, ширины 10, вышины в трапезе 5, в настоящей 9 ¼ сажень. 2. Иоанно-Богословская церковь, с приделом Живоносного Источника Освящена 1765 года Марта 19, как показывает сохранившаяся надпись на деревянном кресте в олтаре: «освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

начали работу уездные и приходские духовные уч-ща. В 1849 г. были напечатаны и разосланы по храмам переводы на удмурт. язык Евангелий от Матфея и Марка, а также катехизиса (работа над переводами началась в 1818). 30 авг. 1839 г. еп. Неофит в сослужении всего городского духовенства совершил закладку собора во имя блгв. кн. Александра Невского в память о посещении Вятки в 1837 г. наследником цесаревичем Александром Николаевичем (впосл. император); автором проекта был архит. А. Л. Витберг , в то время отбывавший в Вятке ссылку. Еп. Елпидифор (Бенедиктов) способствовал учреждению мон-рей в юж. уездах В. е., населенных преимущественно марийцами, многие из к-рых придерживались язычества. В 1856 г. открылся елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . По благословению архиерея был разрушен жертвенник марийскому божеству Кереметю на берегу р. Немды. В 1863 г. вышел в свет 1 «Вятских епархиальных ведомостей» . В том же году открылось 3-классное епархиальное жен. уч-ще, в 1868 г. преобразованное в 6-классное, в 1885 г. при нем начала работу образцовая церковноприходская школа. В 1865 г. иером. афонского Андреевского скита Паисий привез в Вятку икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и крест с частицей Животворящего Креста Господня, святыни побывали также в Слободском, от них совершилось множество исцелений. В память об этих событиях в вятском Преображенском жен. мон-ре был заложен храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», освящение к-рого состоялось 31 авг. 1882 г. В 1868 г. по прошению Вятского еп. Аполлоса (Беляева) в епархии было учреждено Сарапульское викариатство , местом пребывания Сарапульского епископа являлся Успенский Трифонов мон-рь. Еп. Аполлос заботился о распространении Православия среди марийцев, внес на рассмотрение Святейшего Синода предложение о назначении на приходы священников-марийцев. В 1870 г. по благословению еп. Аполлоса был основан Вятский комитет Правосл. миссионерского об-ва, плативший жалованье «инородческому» епархиальному миссионеру и содержавший миссионерские школы, задачей к-рых было утверждение в Православии крещеных и обращение в христианство некрещеных марийцев, удмуртов и бесермян.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Последнее, искреннейшее мое желание вам это мое душевное желание вам взаимного мира друг с другом. Кто с Богом и с собою мирен, тот не может быть не мирен и с ближними. Естественно ли враждовать, когда все мы братья между собою, по происхождению от единой крови, все почтены образом Создателя, все дети одного Отца Небесного, наследники Богу, сонаследники Христу, по искуплению, когда всем предложены одни и те же благодатные средства к спасению и у всех одна, высшая цель жизни – Богоподобное совершенство и блаженство вечное? А потому мирные сами в себе души не терпят гнева на ближнего, злоречия, распрей, преследований и т.п. Отличительная черта их – взаимное доверие и согласие, единомыслие, благость, милосердие, кротость, чистосердечие, бескорыстие нередко самоотверженное. В мирном обществе Сам Бог мира и любви пребывает, изливая на членов его все земные и небесные благословения. Стяжи же и не мирствующий брат, стяжи дух мирный с ближними твоими; и дар твой алтарю будет благоприятен Живущему в нем, Богу. При желании вам мира с ближними, я считаю своим долгом обратить ваше внимание на одну особенность вашего положения. Среди паствы Вятской не мало есть людей, коих предки, с небольшим двести лет тому назад, были чадами единой, Православной Церкви, в которой одной Господь, по неложному Своему обетованию, присутствует и будет присутствовать Своею благодатью во вся дни до скончания века, сохраняя ее неодолимою и вратами ада. Но потом предки сии, по ревности, отчасти и Божией, только не по разуму, отторглись от лона матери Церкви, и свое отторжение, как завет, передали своим потомкам. А сии, не дав себе труда глубоким и беспристрастным изучением истории древле-православной Церкви основательно ознакомиться с духом истинного её учения, доселе не имеют силы води и решимости освободиться и выйти из-под влияния этого далеко не крепкого внутреннею своей силою завета, доселе, во всяком другом случае здравый их ум оказывается немощным при мысли о исправлении, неизбежно вкравшихся, погрешностей в очень неискусной некогда русской письменности И в её печати, особенно после долгого и тяжкого ига монгольского, доселе этот ум не хочет понять, что истинно просвещенные пастыри и учители православной церкви и на Севере и на Востоке умеют дорожить и всегда дорожили и дорожат своим и своих духовных чад вечным спасением, твердо помнят угрозу Апостола отступникам истины: аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, ноже благовестихом вам, анафема да будет, и непоколебимо убеждены в неистощимости благодати до второго пришествия Господня, по уверению Апостола: елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, – доколе? – дóндеже приидет, равно как убеждены и в непрерывности Церкви до кончины мира, ибо, хотя бы и вера во многих оскудела, и любовь охладела, и благочестие ослабело, – избранные Божии и в пастырях, и в пасомых всегда будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Приникнем хотя к некоторым из сих знамений. Кто, напр., из наблюдающих в ходе человеческих деяний великие дела Божии, не знает, что именно Господь, по молитвам преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, сотворил некогда силу с вождем Донским и воинством России к одолению Мамая с его полчищами? Кто, представляя события 1612 года, когда Церковь и Отечество, попущением Божиим, искушаемы были в пламени бедствий от безначалия, усумнится, что Единый, сильный крепостию, Господь воздвиг, в то бурное время, поборников веры и отечества в простом гражданине Нижнего Новгорода Минине, и смиренном отшельнике Троицкой обители Аврамии Палицыне, и в сих немощных сосудах, не знавших никаких оружий, кроме веры и любви к Богу и отечеству, совершил удивительную силу, и их ревностию воспламенил изнемогавшего от ран славного вождя России – князя Пожарского, и всех православных сынов отечества к низложению врагов; и Церковь и отечество спас от руки сильных? – Конечно, для многих из Россиян памятен и 1812 год, когда всесокрушительное воинство исполина браней, в числе двадесяти народов, как яростное море, грозно хлынуло и наводнило собою всю землю Русскую: – что против сего могла сила человеческая? Но отцы наши возложили все упование свое на Христа – Царя неба и земли; и вера живая спасла их, – и Господь благословил оружие православного нашего воинства; и силою Всесильного русские прогнали вспять полки чуждых; и толпы сильных, забывшие Царя Христа, разорившие святые храмы Его, покрылись стыдом, пришли в смятение, обратились в бегство. Каких же будем еще искать знамений, яко с нами Бог , – Бог крепкий, Властитель, Князь мира, Отец будущего века?? ( Ис.6: 9–6 ). Если будем внимательно наблюдать пути Божии и в частной жизни собственной, то опытно и глубоко убедимся, яко с нами Бог, всюду взыскующий и спасающий нас своею благодатию. И так напечатлеем глубоко в умах и сердцах наших сию утешительную истину, яко с нами Бог, и, не искушая Господа желанием особенных чудес, будем выну ходить пред Ним непорочно, и словом и делом вразумляя не ведущих Его: с нами Бог ( Ис.8: 9 )! разумейте языци, – разумейте поклонники лжепророка, – разумейте чтители идолов, и покаряйтеся, и поклоняйтеся Единому живому и истинному Богу – Спасителю нашему, яко с нами Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Таким образом, эти пустынножители, поселившиеся в пещерах и в них проводившие святую жизнь свою, положили уже начало святой обители. Но эта обитель оставалась, как бы под спудом, всё время, доколе были в живых первоначальные основатели её – пустынноподвижники. Богу угодно было, до времени, скрывать от мира святое место, куда сокрылись от мира эти подвижники, для беспрепятственного угождения Господу Богу. Начало известности её «О явлении сего святого места» летописец представляет, из предания, рассказ одного ближайшего очевидца. Этот очевидец был звероловом из города Изборска, по прозванию Селиша. В старости своей, по словам летописца, он рассказывал о том, как, бывало, ходил с отцом своим на лов звериный в ту пустыню, которая была около «святого места»: а тогда была там, прибавляет летописец, великая пустыня и кругом – лес большой. «Раз случайно пришли мы, говорил Селиша, на поток к этому месту, на край горы», где теперь стоит Богородицкая церковь (это было в тот час дня, когда обыкновенно совершается церковное богослужение), – «пришли мы и слышим пение, как бы церковных песней: поют стройно, благочинно, а поющих не видим. Воздух кругом того святого места был наполнен благоуханием, как бы от множества фимиама». Без сомнения, это были пустынники, спасавшиеся в пещерах, и в это время совершавшие богослужение. Но, не видя поющих и не зная истинной причины этого явления, звероловы приняли его за явление Ангелов, за особенное действие благодати, предварительно, по их мнению, освящавшей то место, к которому Бог хотел оказать, в последствии, своё особенное благоволение, предстательством Пречистыя Богородицы. Об этом событии звероловы Изборские объявили тогда же городским и окрестным жителям, которые, по общему совещанию, взяли у Псковичей, в собственное владение, ту землю, где, по словам Селишей, было им явление. Место около пещер, которые, впрочем, тогда ещё не были известны, досталось, по разделу, одному крестьянину, именем Ивану Дементиеву. Получивши во владение землю, этот крестьянин поселился (на ней) неподалеку от пещер под горою, па речке Пачковке, положив, таким образом, основание деревне, которая и до сих пор стоит. При этом землевладельце и открыта была, или вернее сказать, сама открылась пещера, по-видимому, случайно, но, конечно, не без особенного намерения и распоряжения Промысла. Открытие „Богом зданной пещеры“ и надпись на ней

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Ф. 135. Отд. III. Прил. 28. Л. 1-9). При К., особенно в годы Ливонской войны (1558-1583), активизировалась миссионерская деятельность мон-ря. К. активно содействовал освоению и христианизации завоеванных в ходе Ливонской войны земель. В Повести 80-х гг. говорится, что в крепости Нейгаузен К. крестил чудь и «церкви постави: на Агиреве - Святую и Животворящую Троицу, а на Тапин - иже по плоти Христово Рожество, и прозвитеры и клирики устрои» (БЛДР. Т. 13. С. 486). В новые храмы из мон-ря прислали церковную утварь, книги, иконы, некоторые из них были написаны К. В монастырской описи 1586 г. перечислены иконы, принесенные из ц. Рождества Христова в Топине (после окончания Ливонской войны этот населенный пункт отошел Польше): «...святители Василий Великий, Иван Златоуст взят из Топинского погоста Новаго городка Ливонскаго, а писал тот образ в Топино Печерской игумен Корнилей» (Псковский Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 6; Малков. 1988. С. 198-224). С миссионерской деятельностью К. связывают появление т. н. полуверцев - эстов, обращенных в христианскую веру, но сохранивших в обрядовой жизни черты язычества. Иоанн Грозный неоднократно бывал в обители, делал крупные вклады (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 261-263; Аполлос (Беляев). 1893. С. 102, 105, 106, 107). В Писцовой книге мон-ря за 1639 г. перечислены царские жалованные грамоты 1547, 1549, 1562, 1563 гг. игум. К. (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Д. 112; то же: РНБ. Погод. 1912; см.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XV в.//АЕ за 1957 год. 1958. С. 353, 369. 394, 537; Там же, за 1960 г. 1962. С. 131-132. 599). Лаконичность и противоречивость источников дают основания для разных интерпретаций мученической кончины святого. В статье 7077 (1570) г. Псковской 1-й летописи (список Оболенского) рассказывается о разгроме Новгорода и приезде Иоанна Грозного в Псков, который царь «восхот разорити»; К. во главе псковского духовенства встречал царя и служил молебен в Троицком соборе (Псковские летописи.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Я имел в виду здесь, так называемых, старообрядцев. Среди вас есть еще и другие христиане, церковь которых, тысячу лет назад, составляла вместе с Восточною одну Вселенскую Церковь , но потом, вследствие властолюбия своих предстоятелей, сознаваемого даже своими более беспристрастными членами, расторгла этот священный союз, нарушила мир церковный, допустила у себя нововведения: догматические, обрядовые, дисциплинарные, и в лице некоторых из своих сынов в разное и даже близкое к нам время много наделала бед и себе и нам. Понятно, кого разуметь здесь должно. Среди вас также живут люди, кои, по неисповедимым судьбам Божиим, доселе не знают Бога истинного, чужды благодати спасения и ходят в волях сердец своих. Это вообще язычники. Каких отношений пожелать вам к этим братиям, по плоти, а не по духу? Помня слова первоверховного Апостола, что каждый своему Господеви стоит или падает, станет же, силен бо есть Бог поставити его ( Рим.14:4 ), имея в виду другое слово того же Апостола: рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем ( 2Тим.2:24 ), зная кроме того обязанности истинного христианина за зло платить добром ( Рим.12:17 ) и любить даже врагов своих ( Мф.5:14 ), – имея наконец в виду молитвенные слова единственной Главы Церкви Господа нашего к Отцу Небесному: да вси едино будут ( Ин.17:21 ), и постоянные молитвы самой Церкви о мире всего мира, я, как служитель Евангелия, не обинуясь прошу вас иметь мир и с теми из ваших ближних, кои еще не находятся в ограде Православной Церкви, но призываются ею и словом и делом, кои, не смотря на то, что сами уклонились от истины и другим открыли свободный путь к дальнейшим уклонениям, обзывают нас схизматиками, и кои чуждаются нас потому, что не знают нас, т.е. содержимого нами древле-вселенского учения, основанного на мире и любви и своим Божественным величием, силою и истинностью неотразимо действующего на простые сердца и здравый ум. Да не подумает кто-либо при этом, будто я, внушая вам жить в мире с ближними, даже не единомысленными с нами в вере, проповедую безразличие в вере, ту нравственную болезнь нашего времени, которою, к сожалению, страдают многие и из нынешних православных, не давших себе труда основательно изучить и сердечно усвоить себе правую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Яркой чертой в жизни протоиерея Евгения Попова стала его литературная деятельность, которая явилась прямым продолжением его проповеднической работы. Считая, что мало нести живое слово с церковного амвона, он написал и издал тысячными тиражами целый ряд книг, брошюр и листков, которые печатались не только в местных, но и столичных церковных и светских изданиях . Литературные труды пермского пастыря выписывались для своей паствы многими епархиальными архиереями. Его труды по пастырскому богословию получили высокую оценку крупнейших церковных ученых — архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова), архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева) . Отец Евгений активно переписывался с целым рядом выдающихся деятелей русского Православия: епископом Тамбовским Феофаном (Говоровым), епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым), архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым) и другими иерархами. Научно-богословская и литературная деятельность, признанная учеными авторитетами того времени, сделала протоиерея Евгения Попова известным далеко за пределами Пермского края. Его сочинения по догматическому и нравственному богословию были рекомендованы учебным комитетом при Святейшем Синоде для духовных семинарий . Заслуги пермского пастыря-богослова были отмечены государственными и церковными наградами. 30 июля 1867 года Государь Император Александр II, после прочтения сочинений священника Евгения Алексеевича Попова, одобренных Св. Синодом, наградил его кабинетным золотым наперсным крестом. Однако лучшим свидетельством достоинства литературных трудов пермского богослова стало избрание его в 1876 году почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии «во внимание долголетней, обширной плодотворной богословско-литературной деятельности». Избрание скромного провинциального священника в члены Академии стало большой сенсацией в среде столичного духовенства. Среди духовного наследия протоиерея Евгения Попова выделяются его научные труды, посвященные деятельности свт. Стефана Пермского и истории Пермской епархии . Повествование о жизни и деятельности свт. Стефана основано на его житии, написанном агиографом Епифанием Премудрым. Подробно описывая подвиг пермского просветителя, отец Евгений заостряет внимание читателя на проблемах миссионерства, призывает проповедников христианства преломлять к современности и использовать опыт свт. Стефана. Жизнеописание святого в интерпретации отца Евгения Попова звучит необычно. Оно наполнено множеством подробностей, комментариев знатока жизни и быта языческих народов и очевидца мест, связанных с деятельностью Стефана Пермского .

http://bogoslov.ru/article/441459

1826 года Мая 24 дня в указе из Астраханской Духовной Консистории за Игумение Евгении изображено: указом из Святейшего Правительствующего Синода от 24 Апреля 1826 года Преосвященному Павлу Архиепископу Астраханскому и Кавказскому предписано, по представлению Преосвященного Авраама. Архиепископа бывшего Астраханского об отводе, на основании Высочайшего указа 18 Декабря 1797 года, Астраханскому Архиерейскому дому и монастырям Благовещенскому женскому, Иоанно-Предтеченскому, Покровоболлинскому и Чуркинскому Николаевскому рыбных ловлей в реках целыми оброчными статьями, состоящими, как видно из представленной от Астраханской Казенной Палаты в сию Консисторию ведомости, в городах и уездах, – Архиерейскому в Черноярском уезде, при Каменно-ярском селении, по Волге на 17 вёрст и 123 сажени; женскому третьеклассному Благовещенскому в Енотаевском уезде села Чечеринского, по рекам: Волге и Ахтубе на 10 вёрст и 300 саж.; заштатным: Предтеченскому в Енотаевском уезде при Сасыкольском селении, по реке Ахтубе с заливами на 20 вёрст; Покровскому в Красноярском уезде при селении Теплинском Кичаге, по рекам Кичагу и Кордуану; Чуркинскому Николаевскому в Енотаевском уезде, при селении Пришибенском, по рекам Волге и Ахтубе; а если тех пяти рыболовных статей, по каким- либо обстоятельствам, нельзя будет им предоставить, Святейший Синод, согласно с мнением Преосвященного полагал: в замене оных ловлей рыбных и мельниц определить им денежные оклады ежегодно: Архиерейскому дому 6000 р. ежегодно; монастырям каждому по 1500 р., а всем вообще 12 тыс., а сего 1826 год Марта 29 дня Г. Синодальныи Обер-Прокурор и кавалер Князь Петр Сергеевич Мещерский в предложении Святейшему Синоду изъяснил, что, по упомянутому определению оного, 28 Апреля 1824 года состоявшемуся 6 , входил он в сношение с Г. Министром Финансов, об удовлетворении Астраханского Архиерейского дома и четырёх здешних монастырей: Блоговещенского, Предтеченского, Покровского и Чуркивского-Николаевского рыбными ловлями и мельницами, или, взамен оных денежными окладами, по сделанному в оном определении назначению; ныне Г. Министр Финансов уведомляет его Г. Синодального Обер-Прокурора и кавалера, что он представлял Комитету Гг. Министров, по сему предмету, чтобы, по состоянию Архиерейского дома и вышеозначенных монастырей, на границе, сопредельной с иноверческими племенами, определить в замене следующих им мельниц и рыбных ловель, преимущественнейшие пред прочими оклады, признавая с своей стороны достаточным к содержанию Архиерейского дома назначить оклад по две тысячи, а для каждого из вышепомянутых четырёх монастырей по тысяче рублей в год асс. и что представление сие утверждено положением Комитета Гг. Министров и на оное в 16 день минувшего Февраля последовало Высочайшее ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА соизволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Определением Синода от 31 октября 1855 г. и указом императора Александра II от 15 июля 1856 г. Елабужский монастырь был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие монастыря, в котором приняли участие архиепископ Вятский Аполлос (Беляев), благочинный монастырей архимандрит Иосиф, городской голова Д.М. Пупышев, состоялось 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии И.И.Стахеев (брат Г.И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. рублей. Жертвователями монастыря были также Д.И. Стахеев и П.К. Ушаков. Из книги: А. Елдашев «Игуменья Маргарита Мензелинская». Центр инновационных технологий, Изд. дом " Логос " , Казань, 2013 г. Основан в 1856 г. по инициативе горожан Елабуги. В 1850 г. купец Григорий Стахеев обратился к епископу Вятскому Елпидифору (Бенедиктову) с предложением на предоставленной Елабужским градским обществом земле учредить женскую обитель. Место под строительство было выделено на выгонной земле к северу от города, «между дорогою в село Сарали и оврагом Безымянным, у Сарапульскаго тракта, за чертою земляного назначенного для города вала». В представлении, направленном в Святейший Синод, епископ Елпидифор писал, что основание Елабужского монастыря «представляется возможным, а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным». Определением Синода от 31 октября 1855 г. и указом императора Александра II от 15 июля 1856 г. Елабужский монастырь был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие монастыря, в котором приняли участие архиепископ Вятский Аполлос (Беляев), благочинный монастырей архимандрит Иосиф, городской голова Д. М. Пупышев, состоялось лишь 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии, И. И. Стахеев (брат Г. И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. руб. Жертвователями монастыря были также Д.

http://sobory.ru/article/?object=10275

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010