Благодетельные преобразования, которыми ознаменовалось и увековечилось Богохранимое царствование Благочестивейшего Государя нашего, Императора Александра Николаевича исходили и исходят от всесильной благодати Христовой, живущей и действующей в Помазаннике Божием ( 1Цар.16:13 ), от ума, просвещаемого светом учения Богооткровенного, и от сердца, дышащего любовью Евангельскою. Посему для уразумения, оценки и усвоения их нам прежде и более всего необходимо возгревание в своих сердцах дар благодати Божией, возбуждать дух любви Евангельской и озарять свой смысл и разум светом Божественного учения и христианского благочестия. В нем, в благочестии христианском, заключается основа не только вечного блаженства, но и временного благоденстия, частного и общественного ( 1Тим.4:8 ). В силе Божией – сила жизни народной и Государственной. Аполлос, Епископ Вятский и Слободский. Слово при вступлении на паству Вятскую 15 января 1867 года Пришествие мое, как в Новгородскую, так и в Санкт-Петербургскую паству предваряемо было обращением земли нашей к солнцу, или, по общеупотребительному выражению, поворотом солнца с зимы на лето. И настоящему прибытию моему к вам предшествовало тоже явление в природе. Да будет сие знамением мира и любви, света и теплоты духовной между мною и вами. С миром и любовью, под благодатным покровом Богоматери и под осенением святых молитв угодников Божиих, входил я и исходил из древнего Новгорода и из Царствующего града св. Петра. С сими же дарами духовными, под тем же, верую, небесным покровом и молитвенным приосенением и к тебе гряду, Богом вверенная мне, Вятская паства, с молитвенным желанием, да на всех вас, и пастырях и пасомых, и ближних, и дальних постоянно и обильно почивает мир, который Спаситель наш, как залог беспредельной любви Своей, предал всем, верующим в Него. Мир, говорил Он, оставляю вам, мир Мой даю вам, и в отличительную черту сего мира присовокупил: не якоже мир дает. Mip или общество людей, водящееся духом времени, действующее под влиянием духа тьмы, дает и мир по виду своему, мир не прочный, обманчивый, преходящий и душепагубный. Это собственно и не мир, а тень только мира, один внешний покой, не только не уничтожающий в душе человека смущения и скорби, а еще усиливающий их до того, что они, как червь, подтачивают и истаивают силы его. Что за мир и покой, упоение, например, чувственными удовольствиями и страстями? Не есть ли это одно пустое обольщение, которое многим стоило горьких, очень горьких слез? Этот мир можно уподобить внезапной тишине на море, которую сменяет страшная, всесокрушительная буря. Когда обольщенные внешнею тишиной проповедуют: мир и утверждение, тогда, по слову Апостола, внезапу приходит всегубительство и пагуба. Так погиб и погубил свое царство Валтасар среди буйного пиршества, когда всего менее думал об угрожавшей ему опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

29 мая 1822 г. Псково-Печерский мон-рь посетил имп. Александр I Павлович , путешествовавший из Пскова в Ригу. Узнав от архим. Венедикта (Постникова) о подвижнической жизни и прозорливости Л., государь отправился к нему в келью. Согласно изложению архим. Аполлоса, Л. предупредил: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле». Прощались старец и царь с земными поклонами друг другу. После кончины у Л. нашли 10 р. ассигнациями с надписью: «На угощение братии». Погребен при большом стечении верующих рядом с кельей - у входа в монастырские пещеры. Над гробом хранятся вериги преподобного и медная вызолоченная доска с литыми изображениями херувимов, изготовленная в 1835 г. на средства состоятельных почитателей старца. На доске написано: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-тилетняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». Имя Л. включено в Собор Псковских святых, празднование к-рому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1860. С. 67-68; он же. Псково-Печерского монастыря иером. о. Лазарь//Странник. 1862. Июль. С. 377-386; он же. Псково-Печерский монастырь и Псково-Печерского монастыря иером. Лазарь. Новгород, 1864; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь. [Печоры], 2008. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2462511.html

2) «Повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря, взятая из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря», несколько раз перепечатанная. 3) Описание Псково-Печерского Монастыря, напечатанное в Дерпте 1832 года. 4) История княжества Псковского, напечатанная в Киеве 1831 года. 5) Псковская летопись. 6) Рукописные «записки или замечания о Псково-Печерском монастыре, выбранные из разных источников монастырских по распоряжению Евгения I Архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского, впоследствии Митрополита Киевского, 1821 года месяца Мая 18 дня». 7) «Трехсотлетий юбилей славной защиты Пскова во время осады его Польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. Речь, по сему случаю сказанная Псковским и Порховским Епископом Павлом в Троицком кафедральном соборе, пред благодарственным молебствием, 8 Сентября1881 года». Псков 1881 г. 8) «Празднование в Печерах, 8 Ноября 1881 года, трехсотлетия чудесной защиты Псково-Печерского монастыря при осаде его войсками Польского короля Стефана Батория 1581 года. Речь, по сему случаю сказанная Епископом Псковским и Порховским Павлом в Михайло-Архангельской церкви того монастыря после литургии пред панихидою». Псков 1882 года. Период первый. История постепенного устроения Псково-Печерского монастыря (1470–1581) События, предшествовавшие основанию монастыря, и неизвестная обитель Место, где стоите теперь Псково-Печерский монастырь – и ближайшие окрестности его, – всё это некогда покрыто было непроходимыми лесами. Крутые горы и глубокие овраги, окружающие монастырь, служили тогда приютом диких зверей, в таком множестве наполнявших эти пустынные места, что для ловли их, за 20 верст, приходили сюда Изборские звероловы. В этой-то дикой пустыне, среди гор и лесов, в соседстве с дикими зверями, поселились некоторые благочестивые мужи, удалившиеся от мира для спасения души. Местом своих благочестивых подвигов они избрали одну из тех гор, среди которых расположен теперь монастырь. Гору эту издавна называют святою. В ней нашли они пещеры, служившие для них и жилищем, и вместе храмом, где совершали они богослужение. Добровольные изгнанники мира, они заживо погребли себя в этих пещерах, как бы в могилах, их же руками отчасти после ископанных. Ещё живя на земле, они уже не принадлежали ей, и, до отшествия на небо, жили подобно небожителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Otte, Heinrich. Glockenkunde. – Leipzig, 1884. Otte, Heinrich. Zur Glockenkunde. Nachgelassenes Bruchstuck//Zur Erinnerung an Heinrich Otte’s Lebcn und Wirken/Dergestellt von J. Schmidt; Historische commission der Provinz Sachsen. – Halle, 1891. Sauveterre, ahhe. Essai sur le symbolisme dc la cloche dans ses rapports et ses harmonies. – Paris, 1883. Schonermark S. Die Allersbestimmung der Glocken//Zeitschrift fur Bauwesen. – Berlin, 1889. – Jg. 39, H. 1/3. – Sp. 13–30. Van Coillie C. De L’usage des Cloches et des Clochers des Eglises. – Bruges, 1897. Авель (Ванюков). Описание Сатисо-Градо-Саровской пустыни. – 3-е изд. – Муром, 1889. Акты русского на Святом Афоне монастыря Св. Великомученика и целителя Пантелеймона. – Киев, 1873. Алексеев И.А. Сконинский Свято-Духов монастырь: Исторический очерк. – Скопин, 1877. Амвросий (Лотоцкий Аф.). Церковно-историческое и статистическое описание Варшавской епархии. – Почаев, 1863. Амвросий, архимандрит. Сказание о Почаевской Успенской лавре на основании документов, хранящихся в лаврском архиве//Волынские епархиальные ведомости. – 1870. – Mb 13–24, ч. неофиц., прилож.; 1871. – 1–6, ч. неофиц., прилож. – С. 1–282,1–6. Антонин (Капустин А.И.) Заметки поклонника Святой Горы. – Киев, 1864. Антушев Н.П. Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки в Москве. – М., 1897. Аполлос (Беляев И.Г.) Псково-Печерский монастырь. – 2-е изд, – Новгород, 1864. Аристов Н. Промышленность древней Руси. – СПб., 1866. Аркадий, иером. Описание Нижегородского Благовещенского третьеклассного мужского монастыря. – Нижний Новгород, 1884. Археологическая находка в погосте Дворицы Новоржевского у. Псковской губ.//Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским археологическим обществом. – М., 1897. – Т. 5, – С. 187. Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским археологическим Обществом. – М., 1896–97. – Т. 4, Mb 1–12; Т. 5, Mb 1–12. Астров Н. Первоначальное образование Петра Великого//Русский архив. – 1875. – Кн. 2. – С. 468–470; Кн. 3. – С. 90–105.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вследствие прошения строителя Александра с 6ратией Государи приказали, бывшему тогда, боярину и воеводе Алексею Петровичу Салтыкову, за неимением вотчин и рыбных ловель, выдавать повсегодно денежное и хлебное жалованье; однако оного получаемо не было; а во 1-х, вместо жалованья, даны во владение оного монастыря, по Высочайшим грамотам, в 7197 году на Кутуме реке перевоз и лодочный караул и на рыбных исадах плоты. 2. В 7200 г. Августа 16 дня на Кутумове реке пожалованы Великими Царями пристань, плоты и от Митрополичья загородного двора вниз по реке Кутумове до загородного Спасского двора земли, вследствие челобитной строителя старца Мартирия; по его же челобитной подтверждены грамотою Царей права на преждедарованвые монастырю владения для ограждения от притеснений, 3. В 7201 году Сентября 8 дня Великие Государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич приказали грамотою князю Петру Ивановичу Хованскому с товарищами отдать в Предтеченский монастырь старцу Мартирию с братией и кто, по них, будут строители и братия, Астраханский таможенный сбор с садов и земляных овощей в вечное владение неотъемлемо на монастырские строения и пропитание братии. 4. К 7204 г. Марта 30 дня Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич пожаловал того же монастыря строителю Герасиму с братией или кто, по них, иные строители и братия 6удут в том монастыре, во владение порожнее место, данное им под кузницы и позволил сгребать соль до 10 тыс. пудов против Спасского и Вознесенского монастырей, беспошлинно и держать лодочный караул и перевоз и рыбные исады и плоты, данные им на реке Кутуме и таможенный пошлинный сбор, по прежним жалованным в 7197 и 7201 годах грамотам Государей 5 . 5.Сколь ни велики были Монаршие щедроты и милости сей обители; но вследствие разных притеснений и злоупотреблений, она не могла прочно и неизменно пользоваться сборами и землями, дарованными ей Царями Иоанном Алексеевич ем и Петром Алексеевичем и Софьею Алексеевной. В 1757 году нужда заставила опять обратиться с челобитною к щедротам Монаршим Казначея оного монастыря Тихона с братией; в челобитной старец изображает следующее: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Замечательное место в жизни Московской духовной академии послереволюционных лет занимает бывший инспектор, а в 1918 г. помощник ректора архимандрит Иларион (Троицкий) , впоследствии архиепископ. Как видно из публикуемого дневника, архимандрит Иларион часто служит и произносит проповеди . Он неравнодушен к судьбам Церкви и народа, стремится молитвой, делом и словом противостоять трагедии, постигшей страну. Профессор А. Д. Беляев относится к отцу Илариону иногда как внимательный наставник к прилежному и способному ученику (по его молодости), делает критические замечания относительно его проповеди . Так, 24 декабря по поводу прочитанного отцом Иларионом «Слова на Рождество» святителя Григория Богослова он замечает, что оно «для народа слишком искусственное, да и произнесение было довольно спешное, не ораторски рассчитанное. Лучше было бы произнесть каждое речение увесистее, сокративши его наполовину». Впрочем, впечатление от служения отца Илариона у него осталось хорошее... 9 Александр Дмитриевич отмечает, что помощник ректора Академии говорит в своих проповедях «о православной вере как надежной защите от теперешней разрухи» 10 , не боится констатировать бедственность времени, призывая молиться 11 . Живой отклик в дневниках А. Д. Беляева находит смерть архиепископа Никона (Рождественского) 12 , известного публициста и церковного деятеля, с 1916 г. жившего на покое в Троице-Сергиевой лавре. Автор передает обстоятельства кончины архипастыря, отзываясь о нем с большой симпатией: «Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил; вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение, трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость» 13 . Перед кончиной владыка болел «своею аортною болезнию» 14 . Александр Дмитриевич был на выносе тела и первой панихиде, отслуженной наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым) 15 , казначеем архимандритом Досифем (Андреевым) и бывшим ризничим архимандритом Аполлосом (Беляевым) . Лицо почившего было закрыто «плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями». Открытая правая рука, держащая крест, «была бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем» 16 . Отпевание архипастыря совершалось 2 января в Трапезной церкви после обедни. Богослужение возглавил митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) в сослужении наместника и братии Лавры. После отпевания архимандрит Кронид в надгробном Слове тепло отозвался о почившем: «Его считали скупым, это неправда: он помогал нищим, но тайно. Его листки оказали благотворное влияние. Никон прославил Лавру, и она благодарит его...» 17 . Последними словами архиепископа Никона были: «Да будет воля Господня». 16 декабря. Воскресенье

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Кладбищенская церковь св.Троицы построенна в 1772-1775 гг. артелью мастера Ивана Коршунова на средства купца Ивана Платунова. Церковь маленькая и скромная (в ней до революции не было даже постоянного штата, она была приписана к собору), но примечательна барочными воротами. В старину ворота стояли отдельно от церковного здания. В 1908 году общине удалось получить разрешение на перестройку храма, но ворота Императорская археологическая комиссия ломать запретила (с пожеланием, чтобы и колокольню оставили старую, а расширение сделали за счет алтаря). Придумали так: храм расширили по бокам и на запад до самых ворот; и сейчас через центральную арку попадаешь прямо внутрь церкви (старую колокольню все же сломали). В 1941 году Троицкая церковь была закрыта, в ней помещался склад, а затем архив. Колокольня и купол были разобраны. В 1994 г. Троицкая церковь была передана общине. Интересно, что при реставрации (проект архитектора В.Г. Ситникова) колокольню 1910-х годов с шатровым навершием воссоздавать не стали, а соорудили ее как у старого храма XVIII века - невысокую, с куполом и шпилем. Таким образом храму был частично возвращен его первоначальный облик. Живопись внутри храма частично возобновлена вятскими художниками, на стенах и в киотах - старые иконы из слободских церквей. Под сводами купола текст 38-го псалма: " Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся а з " . Старые могилы вблизи церкви ухожены. Справа от алтаря - могила архиепископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева). По болезни в 1885 году он оставил Вятскую кафедру и жил на пенсии в Слободском Богоявленском монастыре. После кончины был похоронен в склепе под алтарем монастырской Троицкой церкви, в 1997 году при восстановлении храма (сейчас он освящен в честь иконы Божией Матери " В скорбех и печалех Утешение " ) склеп из-за ветхости разобрали, а могилу перенесли на старое городское кладбище. http://tornado-84.livejournal.com/181411.html Кладбищенская церковь св.Троицы, построена в 1772-1775 гг. артелью мастера Ивана Коршунова на средства купца Ивана Платунова. Церковь маленькая и скромная (в ней до революции не было даже постоянного штата, она была приписана к собору), но примечательная пышными барочными воротами. В старину ворота стояли отдельно от церковного здания. В 1908 году общине удалось получить разрешение на перестройку храма, но ворота Императорская археологическая комиссия ломать запретила (с пожеланием, чтобы и колокольню оставили старую, а расширение сделали за счет алтаря). Придумали так: храм расширили по бокам и на запад до самых ворот; и сейчас через центральную арку ворот попадаешь прямо внутрь церкви (старую колокольню тогда все же переделали).

http://sobory.ru/article/?object=08733

Младшим современником и учеником преподобного Трифона был святой блаженный Прокопий (+1628), явивший вятчанам своей жизнью пример кротости и нестяжания. Их прославление в лике святых Русской Православной Церкви было подготовлено трудами первых вятских архиереев — епископа Александра (1657-1674) и архиепископа Ионы (Баранова, 1675-1699), внимательно рассмотревших местные традиции и утвердивших те из них, что не противоречили канонам святого Православия. Современником преподобного Трифона Вятского также был преподобный Леонид Устьнедумский (+1654), просветивший евангельской проповедью северные районы Вятской земли. С учреждением епархии на Вятской земле были построены первые каменные храмы. Доныне сохранились Успенский собор, Преображенская, Предтеченская, Никольская, Трехсвятительская церкви г. Вятки, Екатерининский собор г. Слободского, Благовещенская церковь г. Яранска, Троицкая церковь с. Кстинино, Знаменская церковь с. Пасегово, построенные в конце XVII – начале XVIII веков. Говоря об архиереях, значительное время управлявших Вятской епархией, нельзя не сказать о епископе Варфоломее (Любарском, 1758-1774) и его преемнике епископе Лаврентии (Барановиче, 1776-1796), которые ревностно заботились о развитии на Вятке духовного образования. Осознавая всю важность духовного просвещения, владыка Варфоломей основал Вятскую духовную семинарию, ставшую впоследствии духовно-просветительским центром Вятской земли. Расположенная на границе с «инородцами», Вятская епархия была оплотом православной миссии среди вотяков (удмуртов), черемис (марийцев) и татар. К числу архиереев-проповедников принадлежит архиепископ Аполлос (Беляев, 1864-1885), сочинения, слова, речи которого были широко известны вятской пастве. В начале ХХ века в составе Вятской епархии имелось 866 приходских церквей, штат которых насчитывал 1853 священнослужителя. В 13 монастырях епархии подвизались более 200 монашествующих и 1300 послушников и послушниц. Кафедральным собором был Свято-Троицкий собор г. Вятки, где пребывал чудотворный Великорецкий образ святителя Николая. Ежегодно «низовым» крестным ходом эта святыня вместе со списком с чудотворного Нерукотворенного образа Спасителя посещала все приходы епархии, расположенные на реке Вятке, вниз по течению от губернского центра. Всего же в г. Вятке на 56 тысяч жителей было более 50 церквей, включая домовые и больничные.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1413527...

Наконец, для довершения своих благодеяний Израилю и исполнения над ним меры своего долготерпения, Господь преклоняет небеса, является на земли именно среди сего же избранного народа, и, во время служения своего человеческому роду, совершает бесчисленные во Иудеи чудеса: – единым всесильным своим словом исцеляет больных, утешает плачущих, очищает прокаженных, изгоняет бесов, воскрешает мертвых; а Израиль сего самого Господа за сии благодетельные чудеса обвиняет то в разорении субботы ( Ин.5:18 ), которую обвинители худо понимали, и еще хуже исполняли, то в тайном общении с веелзевулом, князем бесов ( Мф.12:24 ). Наконец, любвеобильный Господь торжественно совершает величайшее чудо – воскрешает четверодневного мертвеца. Какого еще нужно уверения в Божественности своего посланничества? Но надменные Фарисеи, пред сим чудом, узрев прослезившегося Спасителя, заметили только об нем: вижд, елико любляте ( Ин.11:36 ) Лазаря; потом, после сего чуда воскресения, искали убить и Воскресившего и воскрешенного. Аще оставим Его (Иисуса Христа) тако, говорили книжники и Фарисеи в злобном своем совете, ecu уверуют в Него и приидут римляне, и возмут место и язык наш ( Ин.11:48 ); а Лазаря положили убить за то, что мнози его ради от иудей, вероваху во Иисуса ( Ин.12:11 ). Толика знамения, замечает Евангелист, сотворшу Иисусу пред иудеи, не вероваху в Него ( Ин.12:37 ). К чему и нам послужат чудеса и знамения, – сверх естественные действия вседетельной силы Божией, если мы, желая их, не стараемся об очищении и исправлении своей воли и сердца, и не хотим слепотствующего разума своего пленить в послушание веры? Христианство давно утверждено бесчисленными чудесами и знамениями, и запечатлено кровию бесчисленных Мучеников – Исповедников. Довлеет для нас, – для нашей веры и неоспоримого свидетельства о чудесах древних, и скромных знамений в судьбе отечественные Церкви, и в жизни каждого из нас. Сколько знамений животворящей силы благодати Христовой в нетленных останках святых Божиих в одних горах Киева – купели христианства в России?! Можно ли подвергать сомнению действительность сих чудесных знамений Божественной силы православной нашей веры, когда те же самые горы, прияв в свои недра тьмы тем телес людей, не отличавшихся святостию жизни, не сохранили оных в нетлении? почему же, как не по дару благодати Христовой, благотворные, целительные силы, хранящие от тления и разрушения, сосредоточились именно в телесах токмо благоугодивших Богу; тогда как прочие тела, в той же персти сокрытые, подверглись общему закону тления, и взятые от земли паки преобразились в землю? Много есть и других более сокровенных, но не менее дивных в Церкви и царстве Российском знамений силы Христовой, вера в которую всегда спасала верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Но он умер, достроив её только до половины. Его приемники в Игуменстве не могли продолжать строения церковного по причине бедности монастыря. «А ныне – писали старцы Вознесенского монастыря в челобитной к Царю Алексею Михайловичу, – той Церкви строить нечем, монастырской казны нет; кормятся они Христовым именем». По прошению старцев Царь Алексей Михайлович велел представить смету, сколько нужно для достройки церкви, чтобы потребованную сумму выдать из казны. Неизвестно выданы ли были по первому прошению деньги казённые на достройку церкви в Вознесенском монастыре. Но в 1660 г. Игумен Вознесенского монастыря Мисаил с братиею вновь просил денежной помощи для довершения каменной церкви, которая, впрочем, в прошении именуется церковью Вознесения, а не Знамения. По словам челобитчиков девять лет церковь стоит недостроенною, и то, что складено размывается сыростью и дождём. Вероятно, во время стройки церковь Знамения переименовали в Вознесенскую. При новой перестройке Вознесенской церкви, она переименована в Благовещенскую в 1699 г. 2 После стрелецкого в Астрахани бунта в 1705 г., в котором принимал значительное участие Архимандрит Вознесенского монастыря Рувим, недовольный отобранием у монастыря рыбных ловлей, монастырь Вознесенский был упразднён. В это время, вероятно, и переведён был сюда женский монастырь, который сохранил прежнее название Благовещенского. Во время учреждения штатов для монастырей Благовещенский женский монастырь не включён был в штаты и подлежал упразднению. Но ревностным защитником и ходатаем сего монастыря явился Преосвященный Мефодий Епископ Астраханский. Его донесение Святейшему Синоду о Благовещенском знакомит нас с состоянием сего монастыря. Вот что писано в этом донесении: Сего 1765 года Февраля 8 дня, в поданном в Консисторию мою Астраханского, Благовещенского, девичьего монастыря Игуменьи Маргариты с сёстрами доношении написано: «имеется де в городе Астрахани издревле построенный, означенный Благовещенской монастырь один, в коем состоит в начале две церкви: первая во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, с приделом мученицы Праскевы, наречённые пятницы, каменная, холодная; а другая во имя Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова с приделом же живоносного источника, деревянная, тёплая, вместо которой за ветхостию, старанием нашего смирения и прочих доброхотнодателей строится ныне, из приуготовленных к тому материалов и припасов вновь с приделом же церковь каменная; при оных церквах для отправления священнослужения и прочих треб определены священно и церковно служители, которые необходимо быть потребны: а именно протопоп Аникита Романов, попы Иван Андреев , Андрей Васильев, диакон Александр Петров, дьячки: Иван Никитин, Василий Петров; пономарь Федор Иванов; псаломщик Архипп Родионов; да сторож Макар Яковлев, из церковников, неположенный в подушной оклад.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010