Он отдался под руководство Великому Антонию. Пример и наставления великого любителя безмолвия пробудили в душе его желание совершенного отшельничества. Имея двадцать пять лет от роду, он пожелал подвизаться один в пустыне. «Иди, сказал ему Антоний, когда Пиор открыл ему свое желание, пребывай, где хочешь, и когда Бог внушит тебе, приди посетить меня». Пиор поселился в пустыне около горы Нитрийской. Он выкопал колодезь, и хотя вода была очень горька, но он не оставлял своего места. Многие из великих подвижников хотели жить на месте его, но не могли прожить и одного года, потому что вода была очень горька и место дико, лишено всех удобств жизни. Не раз братия убеждала его оставить это место. Он отвечал им на их убеждения: если мы будем избегать горести и труда, и воздержания и захотим иметь в сем мире покой, то после исхода из сей жизни не получим вечных благ и не насладимся бесконечною райскою радостью. Для своего пропитания, подобно другим отшельникам, Пиор ходил жать к земледельцам. Однажды, окончив жатву, он напомнил хозяину поля о плате. Тот отложил плату до времени, и Пиор, работая и другой год, возвратился, не получа платы. То же было и на третий год. Но когда Господь благословил изобилием поселянина, он, взявши деньги, пошел отыскивать инока, работавшего у него. Когда нашел Пиора, упав к ногам его, сказал: Господь ущедрил меня, возьми. Пиор велел отдать деньги пресвитеру. Пиор ел только шесть унций хлеба и пять маслин, и то принимал пищу ходя. Когда его спросили, почему он так делает, Пиор отвечал: не хочу заниматься пищею, как делом, и потому ем между делом и вместе для того, чтобы душа не ощущала телесного удовольствия. Любя сам труды и само умерщвление, он любил облегчать труды других. Посещая других иноков, Пиор, чтобы не быть им в тягость, приносил с собою хлеб. Довольствуясь сам горькою водою, он силою молитвы своей помог инокам, трудившимся в ископании колодца, достать свежей воды. Стараясь облегчить немощи телесные ближних, он был снисходителен и к немощам душевным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Стр. 330 (22 прим.). Какие беседы и чтения о Боге иссушают слезы у человека и прогоняют от него умиление и какие, наоборот, просвещают душу? Тонко-испытные беседы о Боге и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения Отцов просвещает свою душу. Стр. 380 (45) Каким знамением являются слезы во время молитвы и отчего они появляются и усиливаются в человеке? Слезы в молитве суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа покаянием своим, – знамение того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами. Если человек не перестанет помышлять о преходящем и не отвергнет от себя надежду мира сего, если не зародится в мысли презрение к миру, не начнут в душе приготовляться благие напутствия к исходу ее и воздвигаться в ней помышления о том, что она должна встретить там, то очи не могут произвести слез. Слезы суть последствие непрестанного поучения, чистого и свободного от развлечения, суть следствие помыслов многих и частых, пребывающих неуклонно, воспоминаний тонких (духовных) о чем-либо, пребывающих в мысли и приводящих сердце к печали: от этого слезы умножаются и усиливаются. (Преп. Исаак Сирский). Стр. 269 (46). Как может человек сохранить слезы, когда они придут к нему? Опять спросили мы отца: как возможет человек сохранить слезы, когда они придут? Старец отвечал: прежде всего он должен в тот день и в то время не выходить к иному брату, должен охраниться от излишнего употребления пищи, а сердцем отнюдь не помыслить, что он плачет, – должен прилежать молитве и чтению: впрочем, когда плач придет к нам, тогда он сам укажет на то, что возбуждает, и на то, что препятствует пришествию его. (Авва Феодор Енатский). Стр. 367(1). Пример о том, как Господь ради истинного послушания посылает совершителям его (послушания) дарование слез, и о том, что согрешавшие по естеству удобнее измывают грехи, чем согрешавшие чрез естество, которые нуждаются в большем труде для покаяния. Два брата отреклись от мира и, уйдя в Нитрийскую гору, пребывали в послушании. Бог дал им дарование слез. Однажды некоторый святой старец увидел в видении обоих братьев: они стояли на молитве, держали в руках написанные бумаги и поливали их слезами. У одного из них написанное удобно измывалось, – у другого с трудом, и виделось написанным как бы бледными чернилами. Старец помолился Богу, чтоб видение было объяснено ему. Ангел Господень предстал старцу и сказал: написанное на бумагах, которые ты видел, это – грехи их. Один согрешил по естеству, и потому написанное измывается удобно, другой же впал в грехи нечестия и осквернился чрез естество, почему и нуждается в большем труде для покаяния. С того времени старец постоянно говаривал этому брату: потрудись, брат! бледное измывается с трудом. Впрочем, старец не открывал ему видения до смерти его, чтоб не охладить усердия его, а только говорил: потрудись, брат! бледное измывается с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Явившийся сказал на это: восстань. Брат отвечал, сидя на земле: не могу встать, если Ты не прострешь руки Твоей и не восставишь меня. Господь простер руку и воздвиг его. Явившийся опять сказал тихо: что ты плачешь, о чем скорбишь? Брат отвечал: Господи! как мне не плакать и не скорбеть, когда я столько прогневал Тебя? Тогда явившийся простер руку Свою, приложил ладонь к сердцу брата и, погладив его сердце, сказал ему: не скорби: Бог поможет тебе. Я уже не буду карать тебя, потому что ты сам наказал себя. Ради тебя Я пролил кровь Мою: пролию и человеколюбие Мое на всякую душу, приносящую покаяние. Брат, пришедши в себя по окончании видения, ощутил сердце свое исполненным неизъяснимой радости и приял извещение, что Бог сотворил милость с ним. Прочее время жизни своей он провел в великом смирении, славословя Бога, и отошел к Богу в этом настроении исповедания [ 9 ]. 20. Некоторый брат, приняв монашество, поместился на жительство в горе Нитрийской. По соседству с его келлиею была келлия другого брата, и слышал этот брат, что сосед его ежедневно оплакивал грехи свои. Когда долго не приходили ему слезы, он обличал душу свою, говоря ей: что не плачешь ты, окаянная, и не рыдаешь? если ты не хочешь плакать, то я заставлю тебя плакать. С этими словами он брал лозу и бил себя ею по обнаженному телу, доколе не появлялись слезы. Живший близ его брат удивлялся этому и молил Бога открыть ему, хорошо ли поступает так мучащий себя. В одну ночь он увидел во сне брата, увенчанного венцом и стоящего в лике мучеников, причем некоторый муж приблизился к видевшему сон и сказал: насладись зрением на доблественного мученика. И ты пострадай ради Христа, и сподобишься одного венца с мучениками [ 10 ]. Повесть 21-30 21. Некоторый брат подвижник совершал молитвенное правило вместе с другим братом, и побеждаемый слезами оставлял стихословие псалмов, предавался плачу. Однажды второй брат спросил первого: по причине какого помышления, приходящего тебе на правиле, ты плачешь так горько? Первый отвечал: прости меня, брат! Когда встану на правило, всегда стою как бы перед судьею моим, а себя вижу обвиненным и истязуемым судьею, который говорит: зачем ты согрешил? Я не нахожу слов для ответа, заграждаются уста мои, оставляю стихословие и предаюсь плачу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Видели мы и другого отца монахов, именем Кроний 20 , дожившего до прекрасной старости. Он прожил сто десять лет, был одним из тех первых отшельников, которые подвизались вместе с Антонием. Он увещевал и вразумлял нас, сам вменяя себя ни во что, – столь высокого смиренномудрия достиг он в старости. Видели мы и трех добрых братьев 21 . Когда их за добродетельную жизнь принуждали стать епископами, из-за большого смирения они отсекли себе уши. Хотя и дерзновенно они это совершили, однако имели в виду благую цель, что в будущем никто им не будет досаждать. Мы видели и Евагрия, мужа ученого и красноречивого, который стяжал дар распознавания помыслов, опытным путем приобретя этот дар. Он часто приезжал в Александрию и заставлял умолкнуть еллинских философов. Евагрий советовал бывшим с нами братиям не упиваться водой: «Ибо бесы обычно приходят в места, где много воды». Много других слов о подвижнической жизни сказал он нам, укрепляя наши души. Многие из них ни хлеба не ели, ни плодов, только горькие травы. Некоторые из них не спали всю ночь, но бодрствовали, молясь – сидя или стоя – до рассвета. 2 Посетив многих святых и прожив года три в монастырях около Александрии, где видел до двух тысяч великих, весьма ревностных и доблестных мужей, украшенных всякою добродетелью, я оттуда пошел в Нитрийскую гору. Между этой горою и Александрией находится озеро, называемое Мариа. Оно простирается миль на семьдесят. Переплыв его, через полтора дня пришел я к горе со стороны полуденной: к сей горе прилежит большая пустыня, простирающаяся даже до Эфиопии, мазиков и Мавритании. На горе живут до пяти тысяч мужей, которые ведут различный образ жизни, кто как может и хочет; так что можно там жить по одному, и по двое, и многим вместе. У них семь пекарней, в которых готовят хлебы и для себя, и для отшельников, удалившихся в большую пустыню, числом до шестисот. Прожив в сей горе целый год и получив великую пользу от блаженных и преподобных отцов, каковы Орсисий Великий, Путуваст, Агион, Кроний и Серапион 22 , я, возбужденный многими их рассказами о древнейших духовных отцах, пошел в самую глубину пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Для большего уяснения словоупотребления их представляю здесь образчик сказанных поворотов солнца, по вычислению египетскому. Такое уяснение астрономического иносказания египетских жрецов казалось мне удовлетворительным. От Менеса до Сетоса, в течение 5064 годов солнце четыре раза переменяло места свои, т. е. совершало четыре круговращения: дважды восходило на западе, т. с. дважды начинало новый цикл на конечном пределе своём в небе, и дважды западало на востоке, т. е. дважды оканчивало цикл свой на поточном пределе своём в небе 4 . Решение сей труднейшей задачи было мне слаще апельсинного сока, которым я прохлаждался. Оно вызвало любимую мысль мою, что первобытные люди были не дикари, а мудрецы в своём роде. Их астрономические познания, добытые в самое раннее время и завещанные потомству вместе с многими изобретениями, доказывают присутствие в них сильного ума и сильнейшего стремления к беспредельному небу и к вечному свету. А что значит это стремление? Оно значит, что человек сотворен Отцом светов с умом светлым, с любовию к свету истины и с надеждою жить вечно в светлом небе. Это небо отражалось в египетской водотечи, к которой у Шубры мы подъехали в восемь с половиною часов. Переводчик мой тотчас нанял большое перевозное судно для переправы нас через Нил. Долго погонщики наших верблюдов мучились с этими животными, не привыкшими к зыбкому пути, понуждая их криками и ударами войти в судно, и не одолевая водобоязни их. Наконец они хрипливым звуком х-х заставили их поджать ноги, и веревками связав им согнутые колена, втащили их туда ползком без вьюков. Переправа судна под парусом, при слабом ветре, продолжалась десять минут. На плоский берег верблюды вышли вольно. Их нагрузили. Поезд мой потянулся к деревне Бир-Самс, стоящей на левом берегу Нила, и прибыл туда в полдень. Было жарко. Надлежало дать роздых вьючным животным и пешим погонщикам их, и переждать зной дня. Мы уселись вокруг одного тенистого дерева и подкрепили свои силы насущным хлебом и плодами. Вдали от нас уединённо молилась какая-то женщина. Сначала она стояла неподвижно, как статуя, потом сделала несколько поясных поклонов, наконец стала на колени и многократно приникала челом к сырой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Такое владычество александрийских епископов было ненавистно гражданской администрации с префектом Египта во главе, частью потому, говорит Сократ 3160 , что они отнимали много власти у поставленных от царя начальников, а особенно потому, что Кирилл хотел иметь надзор и над его распоряжениями. Свой властный характер Кирилл обнаружил немедленно по вступлении в должность, заперев безо всякого повода новацианские церкви и лишив их церковной утвари 3161 . После этого он обрушился со всем пылом своего фанатизма на проживавших в Александрии иудеев. Без всякого легального приговора, без всякого императорского повеления Кирилл повел на рассвете мятежную толпу александрийской черни в атаку против синагог. Безоружные и захваченные врасплох евреи не могли оказать никакого сопротивления; их молитвенные дома были срыты до основания, сокровища отданы на разграбление народа, а сами они изгнаны из города 3162 . Огорченный самоуправством Кирилла, александрийский префект Орест донес об этом царю. Нечего и говорить, что жалоба его осталась без последствий. Этого мало. Оскорбленный отказом префекта с ним примириться, Кирилл направил против него фанатизм египетских монахов. «Одушевившись религиозной ревностью и решившись усердно сражаться за Кирилла, некоторые из монахов в нитрийских горах, читаем у Сократа 3163 , оставив монастыри, в числе почти пятисот человек пришли в город и выжидали, когда префект будет проезжать на своей колеснице. Потом, подошедши к нему, называли его жертвоприносителем, язычником и многими другими позорными именами. Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен константинопольским епископом Аттиком. Но монахи не слушали слов его, – и один из них по имени Аммоний ударил Ореста камнем в голову, так что весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители кроме немногих все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что их побьют камнями. Между тем стали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, и всех их обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который на основании законов всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре он донес самодержцам, а Кирилл представил их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы, то есть, считали его мучеником и прославляли в церкви его великодушие, как подвиг за благочестие».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Один старец спросил её, как она достигла такой степени святости. Сначала она отвечала одними стенаниями и вздохами. Потом разсказала, что у ней был отец весьма благочестивый, тихий, терпеливый, скромный и так уединенный в своем семействе, что почти не знал, что происходило в его деревне. Он обрабатывал свое поле и плоды с него приносил домой на содержание своего семейства. Будучи слаб здоровьем, он часто хворал. Болезнь свою он переносил с таким терпением, что не только не слыхали от него жалобы, но даже слова об ней. Таким образом жизнь его проходила в труде и страдании. Когда он умер после долгой и мучительной болезни, сделалась такая сильная буря, сопровождаемая громом, молнией и дождем, что три дня нельзя было вынести его тела из дому для погребения. Жители селения смотрели на это событие, как на свидетельство, что жизнь его столь же неугодна Богу, как и он мало любил людей. Наконец дождь кончился, его отнесли в могилу без всякой погребальной церемонии. Жена его была совершенно противоположного характера. Она была зла, разсеянна и вела себя дурно после мужа, но всегда пользовалась добрым здоровьем и была любима соседями, и когда умерла, все провожали её гроб. Это различие конца мужа благочестивого и несчастливого и жены злой и счастливой поразило юную девицу. Что пользы, говорила она в душе своей, от благочестия отца? Он всю жизнь терпел скорби и болезни, и конец его был безчестен, а мать пользовалась всеми временными удовольствиями в жизни, и когда умерла, ей оказали уважение все её знавшие. Не благоразумнее ли идти по следам матери, нежели отца, пользуясь лучше верным, чем дожидаться неизвестного? Когда она волновалась этими мыслями, ей в сонном видении открыта была блаженная участь отца и страшные мучения матери; не колеблясь ни минуты, она посвятила себя подвижнической жизни 451 . Жена Аммона Нитрийского, после удаления своего мужа в пустыню Нитрийскую, в своем доме собрала до семидесяти девственниц и в посте и молитве подвизалась с ними. Два раза в год она посещала своего мужа, чтобы пользоваться его советами и наставлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

О пресвитере Диоскоре    В Фиваиде мы встретили одного достопочтенного авву, по имени Диоскора. Он был пресвитером, и в обители его жили почти двести человек братии. Мы заметили, что он прилагает величайшее попечение к тому, чтобы во время причащения святых Тайн кто-нибудь не приступил бы к ним с каким-нибудь пятном на совести. Заботливость его о чистоте сердца простиралась до того, что он обращал внимание даже на естественные явления во время ночного сна — случается ли это при видении во время сна женщины, или вследствие простых естественных причин.    — Если, — говорил он, — дело происходит без соблазнительных сновидений, тогда это не составляет греха, — явление естественное... А вот если в сновидениях являются женщины и происходит плотское возбуждение, то это уже указывает на то, что душа занята нечистыми пожеланиями, откуда и рождаются нечистые помыслы. Потому-то инокам необходимо всячески отражать соблазнительные образы фантазии и отнюдь не услаждать своих чувств дьявольскими обольщеньями. В противном случае — какое же различие будет между иноками и мирянами? Инокам следует укрощать и одолевать постом и молитвою естественные плотские возбуждения. Посмотрите — даже живущие в роскоши, заболев, исполняют предписания врачей и воздерживаются от того, что им вредно. Что ж сказать об иноке, главная цель которого — здравие тела и души? О Нитрийских отшельниках    Перейдем наконец к той местности, которая считается славнее всех египетских монастырей — именно к горе Нитрийской. Она отстоит от Александрии на расстоянии сорока миль и называется по имени близлежащего селения, где добывается селитра. Воистину, по Божию смотрению, устроилось так: здесь, подобно нечистотам, отмываются и истребляются грехи людские... В этой местности виднеется до пятидесяти хижин или немного менее. В иных хижинах по несколько человек вместе, в других — понемногу, а где — по одному. Но живя отдельно друг от друга, все соединены нераздельно духом, верою и любовью. Один настоятель руководит всем братством.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Видел я в зеркале времен истории еще пески Ливийской, Нитрийской и других пустынь с темно-синим над ними бархатным куполом неба, со звездами наподобие громадных, подвешенных к нему разноцветных лампад, и среди этих песков ночные хоры подвижников, славословивших Бога и духовным оком проницавших сущность окружающей твари. Но с другой стороны, мысленно зрились мне и бесчисленные толпы людей, поклонявшихся сатане, тянувших свои руки к нему в поисках счастья, бросавших в огонь, ему в жертву, своих любимых детей ради достижения этого счастья и земного благополучия, выплывали из тумана веков многочисленные посвященные мистериальных культов, представители черной и белой магии, жрецы и астрологи Халдеи и Вавилона, со своих высоких вышек – зиггураспов – пытавшиеся проникнуть в тайны неба и тесно связывавшие их с тайнами человеческой личной и общественной жизни... И по тем табличкам с клинообразными надписями, которые теперь хранятся в музеях Европы не понимающими и не ощущающими их мистической и магической силы учеными, видно, что маги эти глубоко проникли в загадки жизни и владели такими тайными науками, ключ от которых остался теперь только у индийских йогов высших степеней и у их собратьев. Но это было знание запретное, знание, сообщенное демонами, и потому в существе своем ложное. Помню я свои наблюдения и над окружающими людьми, над современным человечеством. И здесь – все то же, одно и то же, и как может быть иначе?!. И здесь вечная ненасытная жажда «чего-то», хотя бы оно выражалось просто в низменных удовольствиях чрева и подчревности. Но, приглядываясь, я заметил и нечто худшее. Древнее человечество в массе искало свои идеалы вне себя, имело хоть какую-то веру и чтило хоть каких-то богов. Нынешнее же человечество стремится  изгнать всякую веру во все чудесное, хотя бы и бесовское. Но оно не стыдится привлекать всех к вере в самого человека и в «чудеса» науки. В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет на свете ничего, повторяет оно с гордостью изречение Софокла. Или, как у Горького: «Человек – это звучит гордо». Не задумываясь нисколько уже над смыслом жизни, люди видят его в осуществлении идеи «сверхчеловека», великого «культуртрегера», «завоевателя и владыки вселенной», и так дойдут до антихриста, думая найти в нем разрешение всех загадок жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сам Шенуте вряд ли считал себя писателем: все его проповеди и поучения вызваны повседневными нуждами и заботами об управлении монастырем. Основная его деятельность направлена на вразумление и воодушевление монахов, на решение проблем их нравственной и духовной жизни, однако желание, чтобы наставления достигли своей цели, превратило послания Шенуте в непревзойденные образцы коптской литературы 193 . Анализ особенностей и закономерностей в построении проповедей и посланий Шенуте приводит к заключению, что его ораторское мастерство и своеобразие опираются на тщательное изучение и использование законов риторики его времени, т. е. греческой риторики периода «второй софистики» 194 . Продолжая традицию св. Пахомия в развитии коптского языка, Шенуте идет вперед, используя все литературные жанры и риторические приемы, свойственные Александрийской школе. Его катехизисы, проповеди и послания являются неотъемлемой частью литературы той эпохи. Источники на коптском языке, конечно, не смогут изменить общую картину истории, но они бесспорно достойны самого пристального внимания при изучении духовной жизни монашества в Египте вв. Μ.С. Желтов. Богослужение египетского монашества веков 195 Бурно развившееся в IV в. египетское монашество быстро создало собственный чин богослужения, который впоследствии оказал огромное влияние на формирование восточных и западных богослужебных уставов. Монахи Египта были в основном коптами по национальности, чуждыми греческой культуре, что определило простоту их богослужения. Тем не менее, воплотив в реальности идеал монашества, они тем самым сообщили своим обычаям высшую степень авторитетности. Устроение жизни, богослужебный чин, даже одежда египетских подвижников стали образцом для монахов всего христианского мира, повлияв через последних на христианское богослужение в целом. 1. Службы суточного круга Египетское монашество создало две различные системы суточного богослужения 196 : одна была принята в Нижнем Египте – в монастырях Нитрийской горы, Келлий, Скитской пустыни; вторая – в Верхнем Египте, в монастырях в окрестностях Тавенниси, живших по правилам преп. Пахомия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010