в тоже время сокращение по сравнению с оригиналом, об этом свидетельствует большая полнота по содержанию тех фивских фрагментов, какие дошли до нас, – по сравнению с соответствующими местами мемфической редакции. Кажется, притом же, можно утверждать, что автором мемфического «жития» был монах, так как почти вся литературная деятельность коптов сосредоточивалась в монастырях; если же при этом возьмем во внимание, что манускрипт мемфический сохранился в монастырях или скитских, или нитрийских, то в этом найдем доказательство, что и написан этот манускрипт здесь же. Прощаясь с мipoм и его прелестями, монахи скитских и нитрийских обителей, не переставали, однако ж интересоваться литературой своей страны, в особенности, когда, по их мнению, эта литература могла прославить христианство. Здесь школа прикреплена была к монастырю, даже в самой пустыне: в монастыри отдавались дети в видах получения ими образования, или же дети поступали сюда, имея намерение сделаться монахами (по своей воле или же по обету родителей) и обучались грамоте. Сверх того, в здешних монастырях почти всегда можно было находить по нескольку монахов, главнейшая деятельность которых заключалась в списывании книг. Они были как бы преемниками древних писцов фараоновых, и когда они что-либо списывали, то делались и авторами, ибо писцы, но обычаю страны, могли свободно обращаться с имевшимися в их руках манускриптами, напр., сокращать их. Чтение книг в тогдашних коптских монастырях было явлением далеко нередким. Более просвещенные монахи не считали себя обязанными всецело отдаваться, физическому труду, который тогда входил в число подвигов иноческих; в чтении книг, в переписке их они находили приятное препровождение времени, остающегося у них от ручного труда; иные из них пробовали свои силы и в более или менее самостоятельном сочинительстве. И во всяком случае все (или почти все) монахи умели читать и занимались чтением, как это видим у них и теперь. Притом же каждый монах считал своим долгом путем чтения настраивать себя в религиозном духе. Каждый монах почитал для

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разлучившись с нею, он пошел внутрь Нитрийской горы на ней в то время не было так много монастырей, построил себе двухэтажную келию, и, прожив еще двадцать два года в пустыне и достигши до высоты подвижнической добродетели, святой Аммун скончался или, лучше, почил в монашеской жизни шестидесяти двух лет от роду. Со своею супругою виделся он в год два раза. Когда он жил уже один в Нитрийской горе, рассказывают, принесли к нему скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения бешеною собакою. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Святой Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: " Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь! Вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров " . Пораженные уликою, они с радостию исполнили, что было велено. И по молитве Аммуна отрок стал здоров. Однажды несколько человек пришли к нему чтобы его видеть. Святой муж, испытывая их, сказал: " Привезите мне одну бочку воды, чтобы у меня ее довольно было для принятия приходящих " . Они обещали привезти бочку. Но, вышедши из келии, один из них стал жалеть, что дал обещание, и говорит другому: " Не хочу губить своего верблюда: он падет, если везти на нем бочку " . Услышав это, другой запряг своих ослов и с большим трудом ввез бочку в гору. Аммун шел навстречу и спрашивает его: " Отчего это пал верблюд твоего товарища в то самое время, как ты шел сюда? " . Тот, возвратившись, действительно увидел, что верблюда растерзали гиены. Много и других чудес совершил муж сей. О следующем чуде его рассказывает блаженный Афанасий Александрийский в описании жития Антониева. Однажды ему нужно было перейти чрез реку Ликон с Феодором, учеником своим, а раздеться он стыдился, чтобы не увидеть своей наготы. Находясь в таком раздумье, он вдруг явился на той стороне реки, как бы в исступлении перенесенный Ангелами. Братия же переплыли реку. Когда он пришел к Антонию, то Антоний первый ему стал говорить: " Бог открыл мне многое о тебе и о твоем преставлении возвестил мне. Потому я и приглашал тебя к себе так настоятельно, чтобы, видя друг друга, мы могли взаимно помочь один другому " . Он указал ему жилище в одном самом уединенном месте и просил не уходить отсюда до преставления. И когда Аммун скончался в своем уединении, блаженный Антоний видел, как Ангелы возносили душу его на небо. Таковы жизнь и кончина Аммуна. Та река Ликон есть не что иное, как глубокий рукав огромного Нила, и мне даже в лодке страшно было переправляться чрез нее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

Поэтому Руфин и не поместил в своем сказании об этом Макарии чудо с гиеной в Истории монахов. Историю свою Руфин называет одиннадцатою книгою, потому что она есть продолжение 10 книг церковной истории Евсевия. Итак нет сомнения, что Руфин есть не только переводчик, но и отчасти исправитель Истории монахов; он указывает в переводе на свою историю церковную, следовательно никто другой переводил с греческого Историю монахов, а он сам. Но, при исследовании Истории монахов Египетских, некоторые встречают затруднение: после Иоанна Ликопольского следует в большей части рукописей сказание об Оре: видели мы в Фиваиде другого почтенного мужа Ора. Этого сказания нет только в двух греческих рукописях из шести: в синодальной 1345 года и королевской 139. Нет сомнения, что он был в оригинальном тексте, но выпал из некоторых рукописей случайно или вынесен, как обвиняемый Иеронимом в оригенизме, что сделано и с Евагрием. Говорят, что Ор умер ранее 394 года и следовательно не мог быть видим автором Истории Египетских монахов, и следовательно и в эту историю внесены сказания из других источников, а что он умер ранее 394 года, то это видно из Лавсаика Палладия, который пришел в Египет в 387 году, а в Нитрию в 390 или 391 году и пишет (гл. 9), что он уже не застал Ора в живых. Но дело решается просто: автор Истории Египетских монахов говорит ясно об Оре Фиваидском, и вообще первая часть и большая часть Истории монахов говорит о фиваидских подвижниках, а Палладий прямо и ясно говорит об Оре Нитрийском: вот его сказание в чистом «Лавсаике» , невосполненном: «на этой горе, которая называется Нитрийской, был дивной подвижник по имени Ор, об его добродетели много свидетельствует все братство, особенно же раба Божия Мелания, прежде меня приходившая в сию гору. Сам я не застал его в живых. Рассказывали о добродетелях сего мужа, что он не лгал, не божился, ни кого не злословил и без нужды никогда не говорил». Так в синодальных рукописях; так и в издании Фабра Стапуленского. В это краткое сказание вносивший в Лавсаик Историю монахов вставил из нее буквально и повествование об Оре Фиваидском, изменив места, в которых говорится о том, что автор лично видел Ора: вместо видев нас, видев их и т. под. Итак два были Ора, как два Макария, два Евлогия, два Дидима, три или четыре Дорофея и многие Аммонии; один Ор в Нитрии, и умерший там в пустыне до 391 года, когда Палладий пришел в Нитрию, а другой Ор живший еще в 394 году в Фиваиде и там умерший. И этот Ор жил в пустыне до поселения близ города, но в другой, а не Нитрийской. Об нем говорит и Созомен согласно с Историей монахов, которая несомненно была ему известна (VI, гл. 28). История монахов Египетских дошла до нас на греческом языке в своем виде без вставок, да и вся-то она не велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

152 Были представлены два отчета: «один о состоянии палестинской церкви и о мерах к поддержанию её, а другой – о спорах греков, латин и армян на св. местах и о способах водворения тут мира; между прочим, указана мною, прибавляет арх. Порфирий, необходимость учредить в Иерусалиме русскую духовную миссию». (Книга бытия моего, II Ι, 57–58). Очевидно, мнение консула Базили арх. Порфирий не разделял и место для нашей миссии указывал только в Иерусалиме или в Константинополе. 156 Книга бытия моего, II, 435; Путешествие в Нитрийские монастыри в Ливии в 1845 г., стр. 5. Киев. 1869. 157 Книга бытия моего, II, 455–482; Подробное описание этого путешествия см. в книге: «Путешествие в Нитрийские монастыри в Ливии в 1845 г.». 159 Это путешествие подсказал ему архимандрит из Афин Анатолий, бывший в Иерусалиме в 1844 г. «Весьма полезно было бы послать из России на Афонскую гору, – говорил он, – какого-либо архимандрита в качеств апостола российской церкви для сближения российского духовенства с греческим, для выправления порядка учения в афонском иноческом училище и в случае нужды для ходатайства за монастыри перед константинопольской миссией». «Я, – прибавил от себя арх. Порфирий, – вполне соглашался с его мнением предвидел огромную пользу от этой для православия. В отчете своем я непременно изложу эту меру». (Книга бытия моего, I, 656). 162 Хрисовул – (греч.,  буквально- золотая печать) Грамота, указ, в византийских и юго-славянских государствах, отличался особым оформлением. (прим. элю редакции). 167 Обозрены мною подробно и отчетливо, писал арх. Порфирий в этом прошении, только восемь монастырей и два скита». (Перв. путеш. в Афон. мон. и скиты, ч. I, отд. II, стр. 152). 172 Там же, 232. Здесь мы находим подробное изложение научных результатов путешествия по св. Афонской горе арх. Порфирия. 203 Св. Синод через графа Протасова в сентябре месяце просит канцлера Нессельроде испросить у Государя половину сумм на содержание нашей миссии в Иерусалиме из государственного казначейства. Канцлер согласился на это ходатайство, и Государь утвердил его доклад в этом смысле. (Книга бытия моего, ч. III, стр. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Для утверждения в смирении он советовал удаляться от похвал людских. Кого хвалят или почитают не по достоинству, тот терпит великий вред, а кто не получает никаких похвал от людей, тот прославится на небесах. Для этого советовал скрываться от мира и людей, представляя себя безумным во многих случаях. Сам Ор избегал всякой славы от людей. Вельможа Лонгин, очень усердный к инокам, желал видеть его; постарайся, сказал Ор брату, высказавшему желание Лонгина, чтобы он не переходил этой долины, дабы видеть меня. Глубокое смирение Ора заставляло его во всех скорбях и искушениях не жаловаться ни на кого, а говорить, что это «случилось по моим грехам». Человек столь смиренный должен естественно удаляться всего, что оскорбляет других. Так Ор отвращался злословия, называя его смертью души. Чтобы избежать сего порока, он советовал, раз провинившись в нем, идти к брату и в ногах его молить о прощении, обещая впредь не злословить. Для большего очищения Ора Господь посетил его продолжительною болезнью. Семнадцать лет он был болен. Неразлучным учеником, с которым тесно соединен был он духом, в последнее время был Афре. Как Ор отличался смирением, так Афре послушанием. Однажды, когда Сисой посещал Ора, кто-то принес болящему Ору небольшую рыбу. Афре стал её резать, его позвал Ор. Не докончив дела, Афре в ту же минуту пошел к старцу. Сисой подивился послушанию и спросил, где он научился ему? «Это послушание старца, а не мое, сказал Афре. Посмотри, каково его послушание». Афре, сварив немного рыбы и нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Хорошо ли, старец, спросил Афре? Очень хорошо, отвечал старец. Потом Афре принес ему несколько рыбы, хорошо приготовленной, сказал: прости, старец, я её испортил. Да, немного испортил, отвечал старец. Видишь, сказал Афре, что старец у меня в послушании 28 . Пустыня Келлий Пустыня Келлий отстояла от горы Нитрийской на десять тысяч шагов к юго-востоку. Это была обширная пустыня, в которой, в таком расстоянии, чтобы нельзя было ни видеть, ни слышать друг друга, рассеяны были келлии отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Источники содержат примеры затворничества (как отдельно, так и в составе мон-ря) и странничества. Есть указания на то, что нек-рые отшельники подвизались в пустыне, мигрируя вместе со стадом животных (см. ст. Афу ). Отдельно следует выделить организацию монахов на Нитрийской горе ( Palladius. Hist. Laus. Cap. VII; Rufinus. Hist. mon. Cap. XX (lat. XXI)): там находились как минимум 3 типа поселений: «по одному, по двое и многие вместе». Наряду с этим существовали общие для всего комплекса институты: коллегия из 8 пресвитеров, общая система наказаний, общие пекарни, странноприимный дом и проч. По субботам и воскресеньям все монахи собирались в церкви для богослужения. Еп. Палладий пишет, что число иноков Нитрии составляло до 5 тыс. чел., однако эти цифры, возможно, преувеличены. Нек-рые элементы такой же организации можно усмотреть в Келлиях и в Скиту, поддерживавших с Нитрией тесные связи. Белый мон-рь (В. Египет) Белый мон-рь (В. Египет) Мон-ри зачастую вырастали постепенно из небольших общин, возглавляемых старцами. Однако отдельные обители возникали на местах языческих храмов, поблизости от церквей или мест, где подвизался известный подвижник, к тому времени уже почивший. Возможно, нек-рые мон-ри возникали на средства их основателей, к-рые становились настоятелями (см.: Palladius. Hist. Laus. Cap. XIV). Монашеское поселение могло образовываться за счет постепенного слияния неск. близлежащих общин в один комплекс - т. о., скорее всего происходило возникновение комплекса на Нитрийской горе, чем можно объяснить особенности его организации. Широко распространено мнение, что егип. монахи по большей части были необразованными копт. крестьянами. Точных данных о соотношении греков и коптов в монашеской среде источники не содержат. Однако недавние исследования показали большую роль городских и окологородских мон-рей в возникновении и развитии монашеского движения, а также то, что грамотность в монашеской среде была распространена в большей степени, нежели это ранее предполагалось (Э.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Эти то забытые рукописи немало, в настоящее время, послужили на пользу науки о Востоке. В деле обнародования и обработки богатого собрания нитрийских рукописей в Лондоне больше всех потрудился Вильям Кюртон, человек необыкновенного прилежания и замечательно деятельный. Кюртон, с 1884 года помощник библиотекаря в Бодлеевской библиотеке в Оксфорде, в 1837 году приглашен был в Британский музей для разбора книг и рукописей на восточных языках. Впоследствии, сделавшись капелланом королевы и Вестминстерским каноником, Кюртон не покидал своих работ и неутомимо трудился до самой смерти, в 1864 году. Сначала Кюртон занимался арабской литературой, но с 1841 и 1843 года, когда первые сирские манускрипты Нитрийского монастыря перешли в ведение Британского музея, он с замечательной ревностью обратился к изучению сирского языка и литературы; он классифицировал и приводил в порядок рукописи, бесчисленные фрагменты и разодранные листы, чтобы составить каталог сокровищ. Но этим не удовольствовался его деятельный дух. В течение целых двадцати лет, с 1845 до смерти, Кюртон ревностно занимался изданием в свет сирских текстов, изучаемых рукописей, сопровождая издания переводами, примечаниями и рассуждениями. Рассмотрим отдельные сирские документы, изданные Кюртоном. Самое древнее историческое лицо, сочинениями которого занимался он, был Игнатий. С Игнатия и начнем перечисление авторов, над которыми работал неутомимый англичанин; к тому же над Игнатием Кюртон трудился раньше, чем над другими авторами сирской коллекции. Именно в 1845 году явилось в свет издание The ancient syriac version of the Fpistles of st. Ignatius, где Кюртон поместил послания Игнатия к Поликарпу, Эфесянам и Римлянам, на основании двух нитрийских рукописей (к которым в 1847 году присоединилась еще третья). Издатель был убежден, что в сирских посланиях Игнатия найдено подлинное зерно посланий Игнатия и, что четыре остальные послания того же мужа, так называемой, краткой редакции, подложны. По этому вопросу возникли ученые споры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

19) Разумеются отшельники, жившие в Нитрийской пустыни, прилегавшей к горе Нитрийской, находящейся в северо-западной части Египта. 20) Остров Кипр лежит в северо-восточном конце Средиземного моря. 21) С именем Пафа или Пафоса в древности были два города на острове Кипре: Старым, на его западном берегу в 10 стадиях от моря и составлявший Финикийскую колонию Новой (теперешний Баффо) в 15 верстах к сз. от старого. От обоих городов сохранились развалины. В окрестностях же какого из них жил св. Епифаний неизвестно. 22) Ликия была, по всей вероятности, главным городом одноименной гористой области на южном берегу Малой Азии. 23) Кесария Филиппова или Панея – город на самом северо-востоке Палестины у источников Иордана. Она названа Филипповой по имени Иродова сына Филиппа, получившего ее себе в удел и в отличие от Кесарии Палестинской, лежащей на берегу Средиземного моря 24) Аскалон и Газа – одни из главных Филистимских городов на берегу Средиземного моря. 25) Саламин – самый большой и укрепленный из городов Кипра, лежал на его восточном берегу Он имел прекрасную гавань, вмещающую целый флот. Саламин начал падать при Траяне (98–117 гг.) во время восстания евреев, уничтоживших его значительную часть. Бывшее затем землетрясение при Константине Великом (306–337гг.), совершенно его разрушило, уничтоживши почти всё население. Его восстановил Констанций (337–361 гг.), дав ему свое имя «Констанциея». Развалины его находятся близ Фамагуста. 26) Кифера или Китера, а также Цитера – главный город на южном берегу одноименного и самого южного Ионийского острова в Средиземном море. 27) Рим – главный город Италии, раположен по обоим берегам реки Тибра, при впадении ее в море. 28) Диаконисса – церковная служительница из вдов или пожилых девиц в древне-христианской Церкви. Служение диаконисс выражалось прежде всего в некоторых церковных обязанностях по отношению к женщинам. Таковы, например: приготовление женщин к крещению, обучение должным ответам на вопросы крещающего, помощь епископу при совершении над ними этого таинства, помазание частей тела за исключением чела, научение надлежащему поведению по крещении, наблюдение за благочинным стоянием их в церкви и присутствование на беседах с ними епископов, пресвитеров и диаконов. Затем, на попечении диаконисс находились бедные и больные, нуждающиеся в благотворительности и уходе.

http://pravicon.com/info-2321

41 Он упоминает о мнениях мирских мудрецов (Беседы 14, 7); знает Аристотеля, Платона, Сократа (42, 1); знает о грамматиках, риторах, стихотворцах, софистах (45, 2); в беседе 15 показывает, в каком порядке следовали предметы учения в училищах: чтение, латинский язык, грамматика, правоведение (40). Множество уподоблений, заимствуемых из области природы и художеств, свидетельствуют, по-видимому, о знакомстве его с науками естественными и условиями жизни общественной. Самое знание греческого языка, на котором дошли до нас его писания, также указывает на то, что он не чужд был научного образования. 49 Сведения о Макарии Египетском встречаются у Палладия (Hist. Laus.), Руфина, Кассиана, Сократа, Созомена и в Патерике Скитском. Тщательно собраны все сведения о Макарии Египетском Флоссом: Macarii Aegiptii epistolae, homiliarum loci, praeces, ad fidem Vaticani, Vindobonensium, Beroli-Bonnae Bruxellis. В рукописях коптских (Egypte sous les Pharaons descript. geographique. Tom 2, p. 160) и в славянских встречается житие Макария Египетского , составленное Серапионом, который именуется учеником Антония Великого . Хотя оно и содержит некоторые новые сведения в сравнении с упомянутыми нами источниками и составлено, как видно, в Египте, но гораздо позднее, чем как показывает надписание, и во многом не согласуется с более верными известиями. 96 Rufin. Vit. Patr., c. 18. Sozom. Lib. 3, cap. 14. Pallad. Hist. Laus. c. 19. Достопамятные сказания о подвижничестве… 143, 7. 103 Время кончины св. Макария Египетского определяется на основании слов Палладия. Он пишет о Макарии: я не видел сего святого; ибо за год до моего прихода в пустыню почил этот победитель безумных страстей (Палладий. Лавсаик. С. II. Б. 1850, с. 55). Палладий пришел в Александрию во второе консульство Феодосия Великого (Палладий. Лавсаик, гл. 1, с. 7), то есть в 388 году (L’art certif. des dates II Part. T. IV, p. 161), пробыл у пустынника, вблизи Александрии, около трех лет (Лавсаик, гл. 7, с. 21) и отправился в гору Нитрийскую. Вероятно, этот приход свой в гору Нитрийскую и в пустыню Келлий, лежавших подле нее, разумеет Палладий, когда говорит, что Макарий Египетский за год до его прихода в пустыню Келлий скончался. Посему кончину Макария Египетского мы должны отнести к 390 г. генваря 17, когда празднуется его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

102, 104, 106, 107, 108). Мы пытались дать лучшее расположение этим сказаниям, но нашли, что этого нельзя сделать, не впадши в подобные несообразности и противоречия, в которые впал составлявший вторую редакцию. Этому мешают много у Палладия частые сноски и указания в одних сказаниях на другие последующие. Например, группы: Хроний, Иаков и другие, могли бы лучше быть поставлены после Моисея Ливийского, как жители Нитрийской пустыни; Елпидий, Энезий и прочие лучше могли бы быть поставлены с палестинскими подвижниками. Но если их поставить так, то второе сказание о старшей Мелании придется как раз после первого, как это и сделано во второй редакции, что весьма неестественно. Это показывает опять, что первая редакция вышла такою в отношении к расположению статей из рук автора, тем более, что расположение их одинаково во всех известных нам списках этой редакции. Но некоторые не хотят признать, чтобы и первая редакция, то есть без внесенных в Лавсаик статей из Истории Египетских монахов, принадлежала Палладию, как епископу Еленопольскому, а потом Аспунскому, о чем отчасти нами говорено выше. Главное препятствие встречается в вычислении лет жизни Палладия по самому Лавсаику. Палладий, по собственным его показаниям, прибыл в Египет во второе консульство Феодосия Великого, то есть, в 388 году (гл. 1); прожил он около 3 лет в Александрии и потом целый год в Нитрийской горе (гл. 7), потом 9 лет в пустыне Келлий (гл. 19), и наконец около году в Вифлееме с Посидонием (гл. 68), итого около 14 лет и потом сделан епископом в Вифинии; следовательно он мог быть поставлен в епископа не ранее 401 или 402 года; а между тем Палладий Еленопольский в 399 году, по жизни Златоуста, уже был назначен с двумя другими епископами для произведения следствия по делу Ефесского митрополита. Другое вычисление: Евагрий, наставник Палладия, прибыл в Нитрийскую пустыню около 384 года и, прожив в ней и в пустыне Келлий около 18 лет, скончался в присутствии Палладия еще монаха; следовательно Палладий в 401 году еще был в пустыне Келлий, а не епископом Еленопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010