Захария скончался в 1032 году. При последовавших за ним патриархах, Санутие, Христодуле, Кирилле, Михаиле, Макарии, Гаврииле, Михаиле, Иоанне, Марке и Иоанне, с 1032 года по 1215-й, не случилось в Нитрии ничего особенно важного. Но монастыри там существовали. 1226–1228 год. – В эти монастыри в 1226 году, когда у коптов не было патриарха (с 1216 по 1235 г.), послан был египетским султаном Аделем эмир Ибн-Сируйин для разведания: действительно ли укрываются там многие миряне под личиною монашескою, в избежание взноса податей, как об этом донёс один пустынник, сделавшийся магометанином. Этот эмир, прибыв туда, без всякого судопроизводства сек и мучил монахов, пока они не взнесли ему 400 златиц в число требуемых им 600 золотых, обещавшись доплатить остальные 200 в непродолжительном времени. Но когда он возвратился в Каир и представил эти деньги султану, и когда нитрийские пустынники пожаловались ему на него; тогда Адель, по редкому великодушию, приказал возвратить им все златицы их; и они, положив их на блюдо, ходили по всему Каиру возожженными свечами, и, благодарные, превозносили похвалами добродушного Аделя. Этот султан в 1228 году посетил нитрийские монастыри. Монахи приняли его радушно и угостили, как могли. Но и он не остался у них в долгу, и подарил им пятьсот мер пшеницы, триста мер ячменя, сто мер бобов и столько же гороха. Кроме сего удалил сборщика податей и всяких взысков, который по давнему обычаю жил там в главном монастыре, и пожаловал грамоту, по силе которой все монахи освобождались от подати, а имущество, какое оставалось по смерти их, поступало в монастыри, но не в султанскую казну. Такие милости Аделя воодушевили пустынников; и они осмелились сказать ему, что у них давно нет патриарха, и что в монастыре св. Макария вместо 80 пресвитеров осталось только четыре, потому что некому рукоположить их. Тогда султан объявил им, что он признаёт патриархом, кого бы ни избрали они. Пустынники сказали ему, что у них нет столько денег, сколько требуется при поставлении каждого нового патриарха. Но и это затруднение Адель обещал устранить, лишь бы единодушно было избрание архипастыря. Однако не воспользовались копты этою милостию султана, и уже при его преемнике Камеле поставили патриархом некоего пресвитера Давида, переименовав его в Кирилла, в 1235 году. (Pag. 573–576).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нитрийская пустыня, Египет Нитрийская пустыня, Египет Однако еще раньше отшельническую жизнь вели нек-рые подвижники. Евсевий Кесарийский сообщает об одном таком примере: Иерусалимский еп. Наркисс (кон. II - нач. III в.), подвергнувшись несправедливым наветам со стороны некоторых из своей паствы, «бежал от братии и провел много лет, скрываясь в неведомой пустыне», т. к. «ему вообще издавна была любезна жизнь философа». И когда по прошествии долгого времени Наркисс вернулся, то «им еще больше восхищались за его отшельничество и за его любомудрие» ( Euseb. Hist. eccl. VI 9-10). Свидетельства папирусов также показывают, что в Египте, на «родине монашества», еще до его появления существовали небольшие общины христ. подвижников, удалившихся от мира ( Judge. 1977. Bd. 77. P. 72-89). О том, что анахореты и даже небольшие «монастыри» существовали во II-III вв. и в Египте, и на Синае, свидетельствуют также отдельные «Мученические акты» ( Gobry I. Les moines en Occident. 1. 1. P., 1985. P. 16). В IV в., по крайней мере в 1-й половине, «формы монашеской организации были еще очень подвижны: так, отец монашества, св. Антоний, на протяжении всей жизни постоянно меняет внешние формы своей аскезы: сначала живет отшельником, потом затворником, затем в составе «колонии анахоретов», затем - в качестве главы «малой общины» двух своих учеников… Источники показывают, что основной моделью монашеской эволюции была «малая община», которая строилась по схеме старец (монах первого поколения) и его ученики. Именно из «малой общины» чаще всего возникают монастыри, где старец становится настоятелем» ( Войтенко. 2002. С. 12-13). Однако существуют и др. модели образования М.: 1) М. основывается сразу на средства его настоятеля; 2) объединение монахов складывается постепенно вокруг храма (в городе); 3) монашеское поселение возникает как комплекс с разными формами организации и специфическими институтами управления (напр., Нитрийская гора) (Там же. С. 13). «Иночество, родившееся из глубокого понимания Евангельского учения о высшем совершенстве, удовлетворяло существеннейшим потребностям духа человеческого. Но как жизнь общественная своими условиями привязывает к земле, и особенно опасною для спасения души являлась жизнь общественная в Римской империи, полной воспоминаний и обычаев язычества; потому ревнители христианского совершенства удалялись в пустыни и там основывали новое общество, совершенно христианское» ( Казанский. 1850. С. 242-243).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

В същия ден гостите посетиха скит на Всички светии и Смоленски скит на Валаам. В Смоленския скит поклонниците проведоха дълга беседа с духовника игумен Давид (Легейда) и братята, които са били силно заинтересовани от живота на Коптската Църква, впечатлени от подвига на нейните новомъченици и духовната традиция на коптските манастири. На 30-31 август, по време на престоя си във Валаам, делегацията посети Илинския, Възкресенския, Гетсиманийския и Владимирския скитовете, както и Светия остров (скитът на преподобни Александър Свирски). Гостите се запознаха с стопанските дейности на манастира, като посетиха градините Валаамски и мандрата за сирене и мляко. На сутринта на 1 септември участниците в поклоничеството отпътуваха за Москва. Вечерта на същия ден, след кратък престой в руската столица, делегацията отлетя за Кайро. На международното летище „Домодедово“ гостите от Египет бяха изпратени от председателя на Синодалния отдел за манастирите и монашеството на Руската Православна Църква, митрополит Каширски Теогност, от секретаря по междухристиянските отношения на ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов), и от представителя на Коптската Църква в Русия иеромонах Дауд ел-Антоний. В състава на делегацията са предстоятелят на обителта «Пресвета Богородица» в Ел-Мухарак (провинция Асиут) епископ Вукол, ръководителят на делегацията; предстоятелят на манастира «Свети Тома и Виктор» в Хадаба (провинция Южен Синай) епископ Саверий; предстоятелят на манастира «Пресвета Богородица» в Ахмим (провинция Сохаг) епископ Матей; наместникът на манастира «Свети Паисий Велики» в Нитрийската пустиня епископ Агатий; първият Патриаршески викарий в Кайро епископ Михаил; Патриаршеският секретар, поселник на манастира „Свети Паисий Велики“ в Нитрийската пустиня йеромонах Кирил Анба Бишой; поселникът на обителта «Пресвета Богородица» в Ел-Мухарак (провинция Асиут) иеромонах Тавадрос Ел Мохараки; поселникът на манастира «Свети Тома и Виктор» в Хадаба (провинция Южен Синай) монах Макарий ел-Томаси; поселникът на манастира «Пресвета Богородица» в Ахмим (провинция Сохаг) монах Юсеф ел-Ахмими; поселниците на манастира «Свети Макарий Велики» в Нитрийската пустиня монах Петър ел-Макари, монах Зевс ел-Макари, монах Меркурий ел-Макари и монах Марк ел-Макари; специалният представител на Коптската Патриаршия д -р Антон Милад. 

http://mospat.ru/bg/news/87956/

В ранний период христианства веруюшие неоднократно подвергались гонениям со стороны рим. императоров . Осуществляя свое служение Христу, они уходили в пустынные места. Одним из таких мест стала Нитрийская гора, или, как ее еще называли, Нитрийская пустыня. Созомен замечает о Нитрии: «Эту страну называют Нитриею - селитряною, потому что ей сопредельно место, в котором добывают селитру. Там было немалое число монашествующих, но около пятидесяти монастырей, смежных между собою. В иных было общежитие, а в других жили порознь» ( Sozom. Hist. eccl.VI 3). Нитрийская пустыня была покрыта сетью М., окруженных труднопроходимыми болотами, которые в прошлом защищали их от набегов кочевников. «Жизнь пустынных отцов» Руфина содержит рассказ о местности Нитрийской пустыни: «На пути к Нитрийским обителям мы зашли в одно место, где так же застоялась вода от разлития Нила и образовала болото. Оно кишело зверьми, особенно - крокодилами. Выходя из воды греться на солнце, они, растянувшись, лежали по краям болота так, что их можно было счесть мертвыми, особенно новичку в тех странах. Мы было подошли к ним - посмотреть на них и подивиться их громадности, как вдруг, заслышав шорох шагов наших, они бросились на нас и жестоко гнались за нами. Мы с громкими воплями призывали имя Господа Христа, и его милосердие спасло нас: звери, бросившиеся на нас, вдруг как бы гонимые ангелом кинулись в болото, а мы скорым шагом поспешили к монастырям, вознося благодарность Богу, избавившему нас от столь великой опасности и явившему над нами такое знамение» ( Rufin. Hist. mon. Epilog.). В кон. IV в. в Нитрии подвизались более 2 тыс. монахов. В Нитрии монашеское житие носило полуобщежительный характер, совмещая в себе черты киновии и анахоретства. Руфин, описывая жизнь нитрийских подвижников, говорит: «В этой местности виднеется до пятидесяти хижин (monasteria) или немного менее. В иных хижинах живут по несколько человек вместе, в других - понемногу, а где - и по одному. Но живя отдельно друг от друга, все соединены нераздельно духом, верою и любовью» ( Rufin.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Ответил ему Господь: хорошо там, где ты. А с этим словом авва в миг очутился у дверей св. церкви православных монахов, принявших вероисповедание халкидонского собора. (Eccles. Grace, monumenta Т. I, а Cotelerio. Lutetiae Parisiorum 1677, pag. 702–3). Это событие, как можно заключать из самого сказания о нём, совершилось тогда, когда нитрийские монахи ещё жарко спорили о лице Богочеловека, и разделившись на два сонма, привлекали колеблющихся и простодушных отшельников в свои удельные церкви, и когда так называемый Енотикон царя Зенона, т. е. указ о единении разномыслящих, сдерживал православных и отщепенцев в пределах веротерпимости, так что по силе его они могли иметь свои отдельные церкви и свои особые, богослужебные собрания. А Зенон царствовал с 476 года по 491-й. В эти годы, как я рассчитываю, жил и авва Иаков, о котором была речь. Любопытны такие подробности. Но, к сожалению, их очень мало в доступной мне, дальнейшей истории нитрийского пустынножительства. Впрочем и то, что известно, я передаю из вторых рук, именно из истории александрийских патриархов иаковитских, извлеченной из творений многих арабских писателей и напечатанной в Париже в 1713 году, передаю, предварив читателя, что страницы (paginae) этой печатной истории будут указываемы в настоящем сочинении моем без повторения ея латинского заглавия: Historia patriarcharum Alexandrinorum Jacobitarum a D. Marco usque ad finem saeculi XIII. Parisiis. 1713. – Omnia collecta ex autoribus arabicis, Severo episcopo Aschmoniae, Michaele episcopo Taneos, Ephraem filio Zarace, Abulbircat, turn ex editis Eutychio, Elmacino, Abulfaragio, Chronico Orientali diversisque historiae Muhamedanae scriptoribus arabicis et persicis. 518–535 год. – По смерти греческих государей, Зенона († 491) и преемника его Анастасия († 518 г.), воцарился Иустин Фракиянин, ревнитель кафолического православия. Он в самом начале своего царствования отрешил и в разные места сослал тех епископов, которые чуждались халкидонского собора. В числе их самые рьяные были – Север патриарх антиохийский и Иулиан галикарнасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В. Иди в Царствие Небесное «узким путем» (Мф.7:14; Лк.13:24). 1. Тесные врата «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата: ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» ( Лк.13:24 ). Этими словами Иисус Христос направлял Своих последователей к подвигу о спасении своей души. Недостаточно желать только спасения, необходим строгий подвиг, т. е. сосредоточение всех мыслей, напряжение всех сил к одной цели и устойчивость до конца. Преосвященный Феофан говорит: «Подвизайтеся внити сквозь тесная врата». Тесные врата – не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата – жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в Царствие – самостеснение. Стесняй себя во всем, – и это будет то же, что напряжения или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: «не гневайтеся всяко», и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением, и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к тебе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания, и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое либо дурное желание, ты тотчас свяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи свои желания и помышления Божественными словесами и ходи в них: будешь будто в узах. Но в этих узах – свобода, или свободный путь в Царствие Божие. (Мысли на каждый день года епископа Феофана). 2. Подвиги благочестивые святых, шедших узким путем в Царствие Небесное I. Александрийский еп. Феоефил (кон. IV и нач. V в.), рассказывает, что некто Аммоний, нитрийский аскет 20 или инок, для усмирения плотской страсти выжигал себе раны на различных частях тела и время от времени подновлял их посредством раскаленного железа. Другой нитрийский монах, св. Макарий Александрийский или Младший, в продолжение шести месяцев лежал обнаженный среди скитского болота, отдавая себя на терзание ядовитым комарам. Подобное же блаж. Феодорит говорит о знаменитом столпнике св. Симеоне. Этот последний в продолжение долгого времени позволил кусать себя двадцати червям, необыкновенно большим и ядовитым, чтобы «малыми подвигами приучить себя к упражнению в больших».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

( < < back) отшельники, жившие в Нитрийской пустыни, прилегавшей к горе Нитрийской, находящейся в северо-западной части Египта. ( < < back) Кипр лежит в северо-восточном конце Средиземного моря. ( < < back) именем Пафа или Пафоса в древности были два города на острове Кипре: Старый, на его западном берегу в 10 стадиях от моря и составлявший Финикийскую колонию; Новый (теперешний Баффо) в 15 верстах к с-з. от старого. От обоих городов сохранились развалины. В окрестностях же какого из них жил св. Епифаний неизвестно. ( < < back) была, по всей вероятности, главным городом одноименной гористой области на южном берегу Малой Азии. ( < < back) Филиппова или Панея — город на самом северо-востоке Палестины у источников Иордана. Она названа Филипповой по имени Иродова сына Филиппа, получившего ее себе в удел и в отличие от Кесарии Палестинской, лежащей на берегу Средиземного моря. ( < < back) и Газа — одни из главных Филистимских городов на берегу Средиземного моря. ( < < back) самый большой и укрепленный из городов Кипра, лежал на его восточном берегу. Он имел прекрасную гавань, вмещающую целый флот. Саламин начал падать при Траяне (98–117 гг.) во время восстания Евреев, уничтоживших его значительную часть. Бывшее затем землетрясение при Константине Великом (306–337 гг.), совершенно его разрушило, уничтоживши почти всё население. Его восстановил Констанций (337–361 гг.), дав ему свое имя «Констанциея». Развалины его находятся близ Фамагуста. ( < < back) или Китера, а также Цитера — главный город на южном берегу одноименного и самого южного Ионийского острова в Средиземном море. ( < < back) главный город Италии, раположен по обоим берегам реки Тибра, при впадении ее в море. ( < < back) церковная служительница из вдов или пожилых девиц в древне-христианской Церкви. Служение диаконисс выражалось прежде всего в некоторых церковных обязанностях по отношению к женщинам. Таковы, например: приготовление женщин к крещению, обучение должным ответам на вопросы крещающего, помощь епископу при совершении над ними этого таинства, помазание частей тела за исключением чела, научение надлежащему поведению по крещении, наблюдение за благочинным стоянием их в церкви и присутствование на беседах с ними епископов, пресвитеров и диаконов. Затем, на попечении диаконисс находились бедные и больные, нуждающиеся в благотворительности и уходе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

720. Авва Макарий Великий призвал отцов Нитрийской горы к плачу, и все заплакали, пав ниц, и просили его молитв См. также: Слезы . Отцы Нитрийской горы послали великому отцу Макарию в скит (он был по соседству с пустынной горой) следующее приглашение: “Вместо того, чтоб подниматься к тебе всему иноческому населению горы, умоляем тебя прийти к нам, чтобы мы увидели тебя прежде, нежели ты отойдешь ко Господу.” Когда Макарий пришел в гору, стеклось к нему все многочисленное братство. Старцы просили его, чтобы он сказал назидательное слово братии. Он, прослезившись, сказал им: “Братия! Очи ваши да испустят слезы прежде отшествия вашего туда, где слезы ваши будут жечь ваши тела.” Все заплакали и, пав ниц, сказали: “Отец, молись за нас.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 310. 6). 721. Увидев жену, плакавшую на могиле о муже, сыне и брате, авва Пимен сказал, что, если человек не умертвит всех плотских пожеланий и не стяжает такого плача, он не будет монахом См. также: Монашество . Однажды авва Пицрен шел с аввой Анувом в окрестностях города Диолка. Увидев там женщину, горько плачущую над могилой, они остановились послушать ее. Потом несколько отойдя, встретили прохожего, и спросил его святой Пимен: “Что случилось с этой женщиной, отчего она так горько плачет?” Прохожий отвечал: “У нее умер муж, сын и брат.” Тогда авва Пимен, обратясь к авве Ануву, сказал: “Говорю тебе, если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжает такого плача, то он не может быть монахом. Все житие монаха – плач.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 331. 27). 722. Два инока получили дар слез: один за то, что на правиле стоял, как обвиненный перед Судьей, второй – за смирение См. также: Смирение . Некий брат-подвижник совершал молитвенное правило вместе с другим братом и, побеждаемый слезами, оставлял стихословие псалмов, предавался плачу. Однажды второй брат спросил первого: “По причине какого помышления, приходящего тебе на правиле, ты плачешь так горько?” Первый отвечал: “Прости меня, брат! Когда встану на правило, всегда стою как бы перед моим Судьей, а себя вижу обвиненным и истязаемым Судьей, который говорит: “Зачем ты согрешил?” Заграждаются уста мои, я не нахожу слов для ответа, оставляю стихословие и предаюсь плачу. Прости меня! Я смущаю тебя, и если хочешь, будем совершать правило порознь.” Второй брат отвечал: “Нет, отец! Если я и не плачу, но, смотря на тебя, окаиваю себя.” Бог, видя смирение второго брата, даровал и ему плач. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 437).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Делегация от игумени и поселници на египетски манастири пристигна в Русия На 23 август 2021 г. по покана на Светейшия Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил делегация от игумени и поселници на манастирите на Коптската Църква пристигна в Москва с цел да направи поклонение в православните манастири на Русия. Настоящата визита се провежда в контекста на развитието на диалога между Руската Православна Църква и Коптската Църква в рамките на дейностите на съответната Комисия за междуцърковен диалог и е част от програмата за взаимни посещения на представители на руското и коптското монашество, което се прилага през последните години. Гостуващата делегация включва: предстоятеля на манастира Ел-Мухарак в името на Пресвета Богородица Дева Мария (провинция Асют), епископ Вукол, ръководител на делегацията; игуменът на манастира в името на свети Тома и Виктор в Хадаба (провинция Южен Синай), епископ Саверий; предстоятеля на манастира на Пресвета Богородица в Ахмим (провинция Сохаг), епископ Матей; игуменът на манастира Свети Паисий Велики в Нитрийската пустиня, епископ Агатий; Епископ Михаил, първият Патриаршески викарий в Кайро; Йеромонах Кирил Анба Бишей, Патриаршески секретар, поселник на манастира „Свети Паисий Велики“ в Нитрийската пустиня; монах Тавадрос Ел Мохараки, монах от манастира Ел-Мухарак в името на Пресвета Богородица (провинция Асют); монах Макарий ел-Томаси, поселник на манастира в името на свети Тома и Виктор в Хадаба (провинция Южен Синай); монах Юсеф ел-Ахмими, поселник на манастира на Пресвета Богородица в Ахмим (провинция Сохаг); монах Петър ел-Макари, монах Зевс ел-Макари, монах Меркурий ел-Макари и монах Марк ел-Макари; Специален представител на Коптската Патриаршия д -р Антон Милад. На международното летище Домодедово гостите бяха посрещнати от председателя на Синодалния отдел за манастирите и монашеството на Руската Православна Църква, митрополит Каширски Теогност, секретаря на ОВЦС по междухристиянските отношения, иеромонах Стефан (Игумнов), представителя на Коптската Църква в Русия, Йеромонах Дауд ел-Антоний, служители на ОВЦС йеродякон Петър (Ахматханов) ,С.Г. Алферов, Д. Е. Аракелян и Р.Д. Рубан.

http://mospat.ru/bg/news/87907/

Между тем не все монахи Нитрийской пустыни пребывали в столь глубоком невежестве – и несогласных с ними невежды, представлявшие Бога в телесном виде, обвинили в оригенизме. Впрочем, среди нитрийских монахов был и действительный оригенист Евагрий, выходец из Понта, с которым сблизился переселившийся в Египет из родной ему Галатии Палладий, автор знаменитого патерика под названием «Лавсаик». Но в глазах простодушных антропоморфистов, в основном имевших коптское происхождение, все, кто не разделял их заблуждений, уже по одному этому оказывались оригенистами. И вот Феофил, чтобы угодить способным на бунт неспокойным пустынникам, в 400 году открыл войну против наследия Оригена и оригенистов. Среди нитрийских монахов было четверо «долгих братьев», прозванных так за свой высокий рост: Диоскор, Евсевий, Евтихий и Аммоний. Они не разделяли антропоморфистских заблуждений и у своих оппонентов прослыли оригенистами. Феофил ценил их за просвещенность и хиротонисал Диоскора во епископа Гермопольского, а Евсевия и Евтихия – в пресвитеров, а вот Аммоний, верный старой монашеской традиции уклоняться от священства, предпочел урезать себе ухо и угрожал лишить себя языка, чтобы только избежать рукоположения, чем вызвал неприязнь со стороны своего властного епископа. Открыв кампанию искоренения оригеновской ереси, Феофил добился у местного префекта распоряжения о высылке «долгих братьев» из Нитрийской пустыни. И, по словам А.В. Карташева, «не откладывая, самолично отправился целым вооруженным походом в Нитрию. С ним были и епископы, и полицейские чины, служки и толпа уличных бродяг-громил. В самой Нитрии с ними соединилось большинство монахов-антропоморфистов… Но Диоскор, как подобает скромному епископу, встретил своего патриарха-папу с честью. Окружавшие Диоскора монахи несли в руках пальмовые ветви. Но паче меры взвинченный Феофил решил, что это стратегический обман, что надо начать превентивный бой. Раздалась команда, крики, над головами замелькали дубины. Диоскор и его монахи были обращены в бегство.

http://pravoslavie.ru/49552.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010