26 ...великого Паисия, Иоанна Колова, и Аполония, и Марка, и Макариа Александрийскаго ... – Паисий Великий – египетский подвижник IV в., родился в Александрии, с юных лет посвятил себя иночеству, жил в пещере в пустыне, обладал даром прозорливости и чудотворения, имел широкий круг последователей, скончался в 400 г. в Александрии. Иоанн Колов – египетский подвижник в., учился послушанию у фивейского старца Павла, скончался около 428 г. Аполлоний – египетский монах, совершавший свои аскетические подвиги в Нитрийской пустыне. В течение 25 лет он покупал в Александрии на свои деньги, обретенные тяжелым трудом, лекарства и пищу, чтобы лечить иноков окрестных монастырей. Марк – египетский монах, проживший более 100 лет; он прославился тем, что уже в юности знал наизусть Ветхий и Новый Завет . Макарий Александрийский – египетский монах, который был начальником и наставником христианского училища в Александрии, церковным писателем. Жития Макария, Марка, Аполлония входят в состав Египетского патерика. 27 ...въ недлю по Пятдесятницы... – Первая неделя (воскресенье) после Пятидесятницы посвящается празднованию Дня Всех Святых. В день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, празднуется сошествие Святого Духа на апостолов. 29 ...глаголющихъ... яко въ ныншняя времена такова знамения не бываютъ... – Речь идет о московско-новгородских еретнках, которые отрицали возможность чудес в современности и среди которых были сильны иконоборческие настроения. 31 ...Горе же тайно ядущему, по писанию Григориа Двоеслова , и вещи, и сребреникы особно имущему». – Григорий Великий , или Двоеслов, папа римский (590–604), не был сторонником строгой аскезы, его идеал – соединение созерцательной жизни с земной деятельностью. «Диалоги о жизни и чудесах отцов италийских и о бессмертии души» папы Григория Великого были переведены на славянский язык в X–XI вв., известны авторам славянских Прологов, в Древней Руси они назывались «Римский патерик». «Диалоги» Григория Двоеслова были популярны в иосифлянской литературной среде, они цитируются в посланиях Иосифа Волоцкого , являются источником для Досифея Топоркова, составителя Волоколамского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

159. Александрия — знаменитый в древности город, основанный в 331 году до Р.Х. Александром Великим, центр образованности, промышленности и торговли. Лежит при устье Нила. Теперь имеет 170000 жителей. См. у Кледена, IV, 798. 160. Мемфис (Memphis, по-египетски — Menfis или Mennefer: доброе место, библейский Moph) — древняя столица нижнего Египта. См. у Кледена, IV, 807; у Реклю, X, 462, 456, 566. 161. В Библии говорится о житницах (Быт.42,56), но могло статься, что житниц не хватило для огромного множества хлеба (49), и пришлось хранить его во внутренних комнатах пирамид. Пирамидами называются огромные сооружения, предназначенные для погребения фараонов. Они и теперь еще высятся близ деревень Гизе, Дашура и других на обнаженной террасе скалы, подымающейся на 100 футов над долиной Нила. 162. Память святых мучеников Аполлония и Филимона — 6 июля и 14 декабря. Впрочем, при окончательном решении вопроса о них встречаются затруднения. 163. Гонения против святых отшельников поднимались не только со стороны язычников, но и со стороны ариан. См. творения св. Афанасия Великого, II, 143, 146. Codex Theodos, de Decurionibus, Lib. 65. " Достопамятные сказания " , 49. Сократ. Церковная История, IV, 22. Кассиан Collat. XVII, 7. Иероним Chron. 375. Златоуст, Исидор Пелусиот (кн. I, 191), Василий Великий (epist. 19) идр. также говорят об этих гонениях. Но здесь очевидно идет речь о гонении от язычников (gentilium), что могло быть во времена Юлиана Отступника или даже Диоклетиана. О гонении Юлиана см. у Григория Богослова, Orat. IV, 86, V, 29; Филострата, VII, 1—4; Созомена, V, 15. 164. О пресвитере Диоскоре см. у Созомена, кн. VI, 1; у Никифора, XI, 34; у Кассиодора, VIII. Historia tripartita, I. 165. Иероним называет Нитрию " градом Божиим " (Иероним. Epist. 27). Так называлась обширная пустыня, лежавшая к югу от Мареотского озера. Свое название она получила от соседней горы, где добывалось много селитры. Основателем пустынножительства здесь был святой Аммон. О нем см. у Сократа, Церковная история. Кн. IV, 23; у Созомена, кн. I, гл. 14; у Кассиодора, Historia tripartita. I, 11, идр. Скончался между 340 и 345 г. Тильемон, VII, 158. Память его 4 октября. Подробнее о местности Нитрийской см. Nouvelle Geographie universelle par Elisee Reclus, X, 485. Приложена и карта озер в месте с долиной также у Кледена, IV, 777, 807. По словам его, теперь там всего 200 жителей и 80 иноков в 4 монастырях (807).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

437 См.: Canivet P. Introduction a Theodoret de Cyr.//Therapeutique des maladies helleniques//SC. 57. T. I. Paris, 1958. P. 18–19, 47. 440 Подробное описание оснащения, администрирования, служащих и используемых методов лечения, а также социальной принадлежности пациентов см. в изд.: Типикон монастыря Христа Человеколюбца/Ed. P. Gautier//Revue des Etudes Byzantines. 32. 1974. Р. 1–145, а также в замечательном очерке: Miller T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. P. 12–21. 442 См.: Кирилл Скифопольский . Житие преподобного отца нашего Саввы Освященного. 131, 26. В своем «Лавсаике» (VII, 4) прп. Палладий Еленопольский отмечает, что медики живут на горе возле пустыни Нитрийской. В гл. XIII (1 и 2) он упоминает, что в том же месте некий Аполлоний в какой-то степени исправляет обязанности аптекаря, «закупая в Александрии... все виды медицинских товаров и снадобий и распределяя их среди больных из братии». Об оказании медицинского ухода и организации больниц в Византии в VI и VII вв. см.: Magoulias H.J. Op.cit. P. 133–138. Вообще о византийском периоде истории см.: Miller T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 1985; Idem. Byzantine hospitals//Symposium on byzantine medicine. Dumbarton Oaks Papers. 38. 1985. Р. 53–63. 443 См.: Constantelos D.J. Physician-Priests in the Medieval Greek Church. Р. 146–148; Miller T.S. Byzantine hospitals. P. 59. 445 См.: Harakas S.S. The Eastern Orthodox Tradition//Caring and curing, Health and Medicine in the Western Religious Tradition/R.L. Numbers et D.W. Amundsen, ed. New York, 1986. P. 161–164. 446 См.: Dorbeck F. Origin of Medicine in Russia//Medical Life. 3. 1923. P. 223–233; Mandelker Frieden N. Russian Physicians in an Era of Reform and Revolution, 1856–1905. Princeton, 1981. 447 Что было в эпоху Античности и в Средние века, осталось и до сих пор, как показали последние исследования С.С. Харакаса, результаты которых изложены в его статье: Harakas S.S. Rational Medicine in the Orthodox Tradition. Р. 40–43. См. у того же автора: The Eastern Orthodox Tradition. P. 165–167.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

332 Паисий Великий – египетский подвижник IV в., родился в Александрии, с юных лет посвятил себя иночеству, жил в пещере в пустыне, обладал даром прозорливости и чудотворения, имел широкий круг последователей, скончался в 400 г. Иоанн Колов – египетский подвижник V в., учился послушанию у фивейского старца Павла, скончался около 428 г. Аполлоний – египетский монах, совершавший свои аскетические подвиги в Нитрийской пустыне. В течение 25 лет он покупал в Александрии на свои деньги, обретенные тяжелым трудом, пищу и лекарства, чтобы лечить иноков окрестных монастырей. Марк – египетский монах, проживший более 100 лет; он прославился тем, что уже в юности знал наизусть Ветхий и Новый Завет . Макарий Александрийский – египетский монах, который был наставником и начальником христианского училища в Александрии, церковным писателем. Жития Макария, Марка, Аполлония входят в состав Египетского патерика. 333 В Пятидесятницу, на пятидесятый день после Пасхи, празднуется сошествие Святого Духа на апостолов, иначе этот церковный праздник называется днем Святой Троицы. 335 Речь идет о московско-новгородских еретиках, которые отрицали возможность чудес в современности и среди которых были сильны иконоборческие настроения. 337 Григорий Великий , или Двоеслов, папа римский (590–604), происходил из известного римского рода Анициан, был приближен к папе Пелагию II, после смерти которого занял папский престол. Григорий не был сторонником строгой аскезы, его идеал – соединение созерцательной монашеской жизни с активной земной деятельностью. Диалоги о жизни и чудесах отцов италийских и о бессмертии души папы Григория Великого (593) – популярная книга средневековья, под влиянием которой складываются Золотая легенда, жития Франциска и Бернарда. Книга написана в форме диалога между папой Григорием и дьяконом Петром, ее цель – доказать, что в современной писателю Италии не перевелись герои и мученики. Для произведения Григория Великого характерны бытовая разработка чудес, документальная обстоятельность рассказа, насыщенность его автобиографическим материалом, многоплановость повествования, внимание к проблемам эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из других монастырей, получивших начало в царствование Василия II, известны: монастырь во имя Богородицы на Олимпе вифинском, носивший название «Красивый Источник ( ραα πηγ)»; он был построен в складчину неким монахом Николаем на месте, где ему явилась Богородица; 552 монастырь во имя Богородицы в Дафне ( ν Δφν), недалеко от Афин, называемый Θεοτκος τ Δαφνον, или просто Δαφνον и Δαφν, а также Παναγα τν Βλαχρνων; он был построен на развалинах языческого храма Аполлона и, по всей вероятности, самим Василием Болгаробойцей. Последний был в Афинах весной 1019 г., по окончании войны с болгарами, и очень возможно, что в благодарность за победу над врагами он воздвиг здесь и монастырь в честь Богоматери, чествованию которой жители Афин преданы были с особенным усердием. 553 Монастырский храм был во имя Успения Богоматери, а сам монастырь – мужским. 554 К началу же XI в. относится возникновение по соседству с Афинами монастыря св. Исповедников ( τν μολογητν) на реке Илиссе 555 и монастыря Καισαρινη с храмом во имя Введения Богородицы, на склоне горе Гимитта. 556 Тогда же некоторые монахи во главе с Максимом основали монастырь во имя мученика и аввы Иакова близ Γαλιττζας в фессалоникийской митрополии, 557 а монах Никодим построил монастырь близ Лакедемона. 558 Но особенно блестящего состояния к концу X и началу XI в. достигло южноитальянское монашество. Еще к концу IX столетия византийцы совершенно отвоевали назад у арабов Апулию, область Отранто, Василикат и Калабрию. Для греческого монашества этих провинций тогда же наступил золотой век. Под покровительством первых македонских императоров иноческий институт опять достиг здесь такого же состояния, какое он пережил до мусульманских нашествий. Особенно много монастырей было в Калабрии, которая представляла как бы один сплошной монастырь. Здесь от начала иконоборчества до конца X в. было построено до 200 монастырей. 559 По значению для монашества эту провинцию сравнивают с Нитрийской пустыней и Египтом. 560 Выходцы из калабрийских монастырей распространяли аскетические идеи по всей Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Варадат , подвижник сирийский, 22 февр. Варахисий , муч. персидский, 28 марта. Варахий , (или евр. коего Бог благословил, или греч. снабженный жабрами, βαργχιος) муч. мелитинский, 7 ноября. Варвара (иноземка, грубая, греч.), великомученица илиопольская, 4 дек. Варвар (иноземец, грубый, греч.), воин и муч. фракийский, 6 мая. Варвар св., прежде разбойник, 6 мая. Варипсав (трудноосязаемый, недотрога, греч.), муч. 10 сент. Варлаам (сын народа, халд.), старец антиохийский, 19 ноября. Варлаам и Иоасаф , преподобные индийские, 19 ноября. Варлаам , игумен печер. 19 нояб. Варлаам , пр. новгор., 6 нояб. Варнава (сын утешения, евр.), ап. из 70, 11 июня. Варсава (сын Савы, евр.), ( Иосий, ИосиФ, Иуст ), ап. из 70, 30 окт. Варсис , епископ едесский, 25 авг. Варсанофий , или Иоанн , архиеп. дамасский, отшельник нитрийский, 29 фев. Варула (раб Божий, сирск.), отрок, муч. антиохийский, 18 нояб. Варух (благословенный, евр.), пророк, 28 сент. Варфоломей (сын Толомея, т. е. браздатого, евр.), ап. из 12, 11 июня и 25 авг. Василид (царицын, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Василид , муч. никомидийский, 20 янв. Василид , муч. с Геронтием , 1 апр. Василиск (малой царь, царек, греч.), муч., 22 мая и 3 марта. Василисса (царица, греч.), мученица римская, 15 апр. Василисса , мученица коринфская, 16 апр. и 10 мар. Василисса , муч. егип., 8 января. Василисса , муч. никомидийская, 3 сент. Василисса св., жена мученика мелитинского Евдоксия комита, 6 сент. Василий (царский, греч.), еп. херсонский, муч., 7 марта. Василий , муч. аполлониадский, 6 июля. Василий , еписк. амасийский, муч. никомидийский, 26 апр. Василий , пресв. амкирский, муч., 22 марта. Василий анкирский, муч. кесарийский, 1 янв. Василий Великий, 1 и 30 янв. Василий , еписк. парийский, 12 апр. Василий, муч. цареградский, 23 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, 28 февр. Василий новый, преп. цареградский, 26 марта. Василий , преп. печерский, 11 авг. Василий князь ярославский с Константином , 3 июля. Василий блаженный московский, 2 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

736. Рассуждение против Иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. 1832. XLVII. 3. Астерия, Епископа Амазийского †410 737. Слово о иконе Святой мученицы Евфимии. 1827. XXVII. 33. 738. Беседа о управителе, на которого донесено господину, что расточает имение его. ( Лк. 16:19 ). 1827. XXVII. 9. Феофила, Папы Александрийского †412 739. Ответ. письмо к Епископу Аммону. 1827. XXVI. 65. Епископа Аммона 740. Письмо к Феофилу, Папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора. 1827. XXVI. 3. Блаженного Иеронима Стридонского †420 741. Письмо к Алгазии. 1846. IV. 209. 742. Сказание о добродетелях блаж. Павлы. 1847. IV. 186. I. Письма (перевод М. И. Богословского ): 743. Епископу Илиодору, посвященное памяти Непоциана Пресвитера. 1832. XLVIII. 171. 744. Гавденции, о воспитании малолетней Пакатулы. 1838. II. 306. 745. Лете, о воспитании малолетней дочери. 1834. IV. 250. 746. Непоциану, об обязанностях Клириков. 1834. II. 252. 747. Марцелле, которую он приглашает в Вифлеем. 1837. IV. 303. Сократа схаластика †440 748. Церковная история в семи книгах. 1850. I. Блаженного Августина †430 I. Слова: 749. Говоренное в Карфагене, в трапезе Св. Киприана. 1834. I. 141. 750. В день Св. мучеников Маккавеев. 1839. III. 143. 751. В день Св. Иоанна Крестителя. 1840. I. 46. 752. На текст: Отпущайте, и отпустят вам. 1835. III. 258. 753. На 1-е Uoahha 2:27. 1838. IV. 194 . 754. II. Дружественные увещания. 1824. XV. 306. 755. О том, как оглашать людей необразованных. 1844. III. 3. Паладия, Епископа Еленополького †430 756. Повествование о Аполлонии. 1838. I. 173. 757. Повествование о Диокле. 1838. I. 176. 758. Повествование о Дорофее. 1838. I. 168. 759. Повествование об Исидоре Странноприимце. 1838. I. 165. 760. Повествование об Иоанне Ликополитском. 1838. I. 177. 761. Повествование о Нитрийских подвижниках. 1838. I. 171. 762. Повествование об Евлогии увечном. 1837. I. 158. 763. Повествование о Павле, что на Ферме. 1838. I. 174. 764. Повествование о Памве и скупой девственнице. 1837. II. 157. Павлина, Епископа Ноланского †431

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она означает обычай молитв при встрече паломника, часто сопровождаемый омовением ног, который, видимо, практиковался во многих египетских монастырях – по крайней мере и греческий автор «Истории монахов», и Руфин это старательно подчеркивают (см. cap. 1; cap. 2; cap. 8 ; cap. 10 ) 651 . Может она обозначать и неформальное молитвенное правило монаха: например, ночное бдение (некоторые нитрийские монахи проводили в молитве всю ночь 652 ) или молитву отшельника (cap. 1, 50/cap. 1, 6:8), или обычное занятие известного подвижника 653 . Молитвы могли также означать часть службы – в латинской версии приведено описание всенощной в скитской церкви, где, в частности, указывается, что после чтения псалмов братия поверглась ниц для молитвы 654 . Авва Ор, встретив путников и наставив их, «обратился на молитву». Как предполагает А. Фестюжьер, данная фраза означает не просто молитву, а именно службу 655 . Молитва также могла означать и молитвенное правило, читавшееся над умершими иноками: из рассказа об авве Патермуфии мы узнаем, что после кончины одного деревенского монаха авва, прочитав над ним молитвы 656 , похоронил его. Уже известное нам значение молитвы как «душевной аскезы», «основного вектора духовной жизни» встречается и в «Истории монахов». Чаще всего это значение предполагается при характеристике известных отшельников, ведущих чрезвычайно строгий образ жизни – в частности, так описаны аввы Op (cap. 2), Аполлон (cap. 8 ) и Иоанн (cap. 13 ), когда они подвизались отшельниками в пустыне 657 . Так же описаны и неизвестные подвижники, в том случае, если автор желает подчеркнуть высоту их подвига и молитвенной жизни, в частности, для того, чтобы более контрастно изобразить глубину их падения (напр., cap. 1,45/cap. 1, 6:2). Может быть, это же значение прежде всего имеет в виду автор «Истории монахов», когда изображает кончину св. Иоанна Ликопольского, в поучениях которого немало места уделено тому, как следует молиться. Авва отошел к Богу, склонив колени для молитвы 658 . Здесь предельность молитвы как пути к Богу проступает особенно четко.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

в Уставе, в 28 гл. о храмах. (См. Подол. .В., 1897, 5). 257 Память некоторым из них празднуется в другое время, а иные воспоминаются только в настоящий день. 258 В службе этого дня поименно называются следующие свв. мужи и жены: Аввакир (пр. Египетский, VI в.), Аврамий (затворник, 29 окт.), Авксентий (14 февр.), Агапит (или ученики пр. Саввы Освященного, или наставники пр. Евфросинии Александрийской), Агафон (2 марта), Акакий (7 июля), Алоний (пр. Египетский, V в.), Антоний (17 янв.), его ученики: Иосиф, Нисферон, Питирун (настоятель одной из Фиваидских обителей), Пиор и Сармат (убитый в 357 г. Сарацинами), и его современники Евлогий (пр. Фиваидский, странноприимный), Аммун (4 окт.), Аммонафа (Египетский пустынножитель, в Пелузии), Анур (5 июня), Анина (18 марта), Антиох (преподобный, из обители св. Саввы Освященного, писатель Пандекты, скончавшийся ок. 335 г.), Арис (пр. Египетский), Арсений (8 мая) и его ученики: Аммон и Даниил(знаменитый словом и делом), Аполлос (или Аполлоний , 31 мар.), Ахилла (пр. Скитский, V в.), Афанасий (2 мая и 5 июля), Амвросий (7 дек.), Александр (патр. 30 авг. и 12 дек.), Антипатр (еп. Аравийского г. Бостр, в V в., писавшей против последователей Оригена ), Амфилохий (23 нояб.), Аттик (патр. Цареградский 406–425 г.), Анатолий (3 июл.), Вавила (преподобный из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха ), Вассиан (10 окт.), Венедикт (10 мар.), Вениамин (пр. Нитрийский, скончавшийся в 392 г.), Виссарион (6 июня), Василий (1 янв.), Виталий (22 апр.), Витимий (пр. Египетский, современник пр. Макария Египетского ), Гай (преподобный, мудрый угодник Христов), Геласий (пр. Палестинский, современник ΙV Всел. соб.), Герман (12 мая), Герасим (4 мар.), Григорий (10 и 25 янв. и 17 нояб.), Геннадий (31 авг.), Давид (26 июня), Далмат (3 авг.), Даниил (11 дек.), Дий (19 июля), Дометий (8 мар.), Далматой (или Матой, Келликийский, пресвитер V в.), Дионисий (5 окт.), Диадох (епископ Фотики в Эпире, учитель Церкви V в.), Евлавий (или Евлалий, еп. Кесарии Каппадокийкой, IV в.), Евсевий (22 июня), Евстафий (21 фев.), Евфимий (20 янв.) и его наставник Пасарион (епископ, основатель одной из Иерусалимских обителей в 1-й половине V в.), Елладий (отшельник Келлийский в Египте), Ерид (или Серид, основатель Палестинской обители близ Газы в VΙ в.), Ефрем (Сирин, 28 янв.), Епифаний (12 мая), Еннат (всепетый), Захария (5 дек.), Зоил (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Евсевий, еп. Самосатский, муч. 22 июня. 380.            Поплий, преп. Сирийский. 25 янв. Мучч. Персидские:             Иаков пресв., Азадан и Авдикий диаконы. 10 апр.             Аксисим еп., Иосиф пресв. и Анфал диакон. 29 сент. 340–380.            Симеон, Исаак и Вахтисий. 18 мая. Дада, Гаведдай и Каздоя. 3 ноября. 381.            Константинопольский собор, Вселенский 2. 22 мая.       Мелетий, архиеп. Антиох. 12 февр. 383.             Исаакий, преп. Далматский. 30 мая. 387.            Донат, еп. Еврии Эпирской. 30 апр. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. 18 марта. 388.            Маркиан, преп. Кирский. 18 янв. 390.             Макарий Египетский, преп. Скитский. 19 янв. Симеон Ветхий, преп. Сирийский. 26 янв. Ор, преп. Фиваидский. 7 авг. 389–391.       Григорий Богослов. 25 янв. п. 391.       Петр, еп. Севастийский, брат Василия Вел. 9 янв. Ок. 392.       Вениамин, преп. Нитрийский. Субб. с. 393.             Иоанн прозорливый, преп. Ликопольский. 27 марта. Ок. 394.       Григорий, еп. Нисский. 10 янв. 395.             Аполлоний, или Аполлос, преп. Фиваидский. 31 марта. 397.             Амвросий, еп. Медиоланский. 7 дек. Мартин, еп. Мартинопольский (Турский). 12 окт. Нектарий, патриарх Цареградский. Субб. с. 398.             Египетские пустынники, уморенные огнем и дымом от Феофила, патриарха Александрийского. 10 июля. 400.             Марк, преп. Египет. 5 марта. Саламан молчальник, подвижник Сирийский. 23 янв. 5 век Кронид, Леонтий и Серапион, мучч. Александр. 13 сент. Исавр диакон, Иннокентий и другие, мучч. Аполлониадские. 6 июля. Рипсимия и Гаиания, с сестрами (до 37), мучч. от Тиридата. 30 сент. Фармуфий, преп. Арм. 11 апр. Иоанн преп., иже в студенце. 29 марта. Наталия, св. Визант., супруга Адриана муч. 26 авг. Силван, и ученик его Зинон, препп. в Герарах. Субб. с. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч. Готф. 26 марта. Препп. Египетские: Фиваидские: Афинодор, Паламон, Орсисий, Силуан, Тифой. Субб. с. Псой. 9 авг. Ученики Антония Великого : Илия пустынник. 8 янв. Карион и Захария. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010