Ибо бывает, что он из-за ничего приводит иного в раздражение; бывает и то, что он представляет благословный предлог, чтоб казалось иному, что он справедливо гневается. Но все сие совершенно не свойственно тому, кто истинно желает шествовать путем святых, как говорит святой Макарий: «Монахам не свойственно гневаться». И опять: «Не свойственно оскорблять ближнего». При сем рассказал нам следующее: «Однажды я заказал написать некоторые книги одному искусному писцу. По окончании писания он присылает сказать мне: «Вот я окончил книги, пришли сколько тебе рассудится и возьми их». Один брат, услышав о сем, пришел от имени моего к сему писцу и, дав известную плату, взял книги. Между тем и я, не зная того, послал нашего брата с письмом и платою, чтоб взять их. Писец, узнав из того, что осмеян, сильно возмутился и сказал: «Непременно пойду и отмщу ему по двум причинам: и за то, что он посмеялся надо мною, и за то, что взял не свое». Услышав о том, я послал сказать ему: «Знаешь, брате мой, что мы приобретаем книги для того, чтоб научиться из них любви, смирению, кротости; если же приобретение книг в самом начале ведет к ссорам, то я не хочу иметь их, чтоб не ссориться, ибо рабу Божию не подобает сваритися (2 Тим. 2:24)». Таким образом, отказавшись от книг, я сделал то, что брат не был вконец побежден гневом». Однажды, сидя с нами и беседуя о душеспасительных вещах, блаженный начал приводить изречения святых старцев и, дошедши до изречения, сказанного аввою Пименом, что осуждающий себя находит покой повсюду, и до того, которое сказал в ответ один авва горы Нитрийской, когда его спрашивали: «Что более всего обрел ты на сем пути, отче?» — «Обвинять и укорять, отвечал он, себя самого всегда»,— причем, когда вопрошавший прибавил: «И нет другого пути, кроме сего?»,— сказал: «Какую силу имеют слова святых! И поистине, что ни говорили они, говорили от опыта и истины, как учит божественный Антоний. Потому-то они (слова) и сильны, что изречены делателями, как говорит некто из мудрых: «Слова твои да подтверждает жизнь твоя " " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Когда же настал вечер, говорят они: уйдешь ты? Я же сказал им: нет, но здесь буду спать, и положили мне рогожу поодаль, и для себя в другом углу поодаль, и сняли поясы свои и аналавы, и легли вместе на рогожке, прямо против меня. Я же молился Богу, чтобы открыл мне делание их. И вот отверзлась кровля, и был свет, как днем, а они не видели света, и когда подумали, что я сплю, старший толкнул младшего в бок, и встали и препоясались и простерли руки свои к небу, и я смотрел на них, они же не видали. И видел я, что бесы, как мухи, приходили к младшему и приходили к устам его, другие же к глазам. И видел я ангела Господня, который имел меч огненный, ограждал его и отгонял от него демонов, а к старшему не могли они и приблизиться. И перед утром они легли, а я показал вид, что просыпаюсь, и они также. Сказал же мне старший слово сие одно: прикажешь совершить двенадцать псалмов? И я сказал: " да " . И пел младший пять псалмов из шести стихов и одно аллилуия. И после стиха выходила огненная свеща из уст его и восходила до небес, также и старший когда отверзал уста свои поя, как вервь огненная выходила из них и достигала до неба. И я приложил не много, и когда уходил, говорю: помолитесь о мне; они же сотворили поклон молча. И узнал я, что старший уже совершен, а с младшим воюет враг. Спустя не много дней почил старший брат, и на третий день младший. И когда приходил кто из отцев к авве Макарию, он брал их в келию братьев сих, говоря: посмотрите место мученичества юных странников. 4. Пришел некогда авва Макарий Египетский из Скита в гору Нитрийскую в день приношения аввы Памво, и говорят ему братья: отец, скажи слово братьям. Он же сказал: я еще не был монахом, но видел монахов. Ибо, когда я жил в келии в Скиту, понуждали меня помыслы, говоря: выдь во внутреннюю пустыню и посмотри, что там. Оставался я в борьбе с помыслом пять лет, говоря, не от бесов ли он. И как помысл продолжался, пошел я в пустыню и нашел там озеро воды и остров среди него, и пришли звери пустыни пить из него, и вижу среди их двух человек нагих, и вострепетало тело мое, ибо подумал я, что это дух.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели ( 111, 275 ). Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия ( 111, 278 ). Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 278 ). Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола ( Ин. 8, 44 )». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик ( 74, 132–133 ). ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению ( 8, 195 ). Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся? Клетью обычно называется пустая и отдельная комната, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои... укройся» ( Ис. 26, 20 ). А смысл заповеди выявляет самый предмет разговора, потому что она обращена к страждущим от недуга человекоугодия. Поэтому, если кого беспокоит этот недуг, он прекрасно делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему» ( Пс. 122, 2 ). Но если кто по благодати Божией чист от этого недуга, то ему нет необходимости скрывать прекрасное. Научая этому, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 14–16 ). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте ( Мф. 6, 1–18 ), и вообще о всяком деле благочестия ( 115, 634 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного. Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10-11 ). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:23 ), Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «…поступающие по своим нечестивым похотям» ( Иуд.1:18 ). Но и весь строгий тон послания ап. Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» ( Иуд.1:22 ). Ярким примером отличия «тоталитарной теории» видения проповеди по отношению к заблудшим может послужить и повествование из древнего патерика, которым я и хочу завершить данный доклад: «Говорили об авве Макарии Египетском , что однажды, восходя из скита на гору Нитрийскую, будучи близок к месту, он сказал своему ученику: «Пройди немного вперед». И когда ученик прошел немного вперед, он встретил эллина – это был жрец Педала, который нес большую вязанку дров для сожжения и бежал. И закричав ему, брат сказал: «Ах ты, демон! Куда ты бежишь?» И вернувшись, жрец пошел к брату, нанес ему удары и оставил его наполовину мертвым. Потом, подняв дрова, он снова побежал. И пройдя немного вперед, авва Макарий встретил его и сказал ему: «Здравствуй, здравствуй, трудолюбец!» И жрец, удивившись, пошел к нему и сказал: «Что доброго ты нашел во мне, что почтил меня приветствием?» Старец сказал ему: «Я видел, что ты утруждаешь себя; но не знаешь ли ты, что ты утруждаешь себя напрасно?» Он сказал: «Я умилился от приветствия, и узнал я, что ты – служитель великого Бога; но другой монах, злой, которого я встретил, оскорбил меня, и я избил его до смерти». И старец узнал, что это был ученик его. И взявши его ноги, жрец говорил: «Я не отпущу тебя, если ты не сделаешь меня монахом». И они пошли к месту, где находился брат, привели его в церковь горы; и когда увидели там жреца, были изумлены.

http://azbyka.ru/sekta

Однажды старцы горы Нитрийской пригласили преподобного Макария к себе: «Посети нас, мы хотим видеть тебя прежде, чем отойдешь ко Господу». Когда он пришел, собралась вся братия. И просили его монахи: «Скажи нам слово, отче». И он сказал: «О дети мои возлюбленные, воздадим славу святым. Мы должны ревновать о подвиге святых, об их образе жизни, о том, как они удостоились блаженства в Царстве Небесном. Потому что они не купили это за деньги, но, как мы понимаем, подражали подвигу предшествовавших им святых. Они приобрели нестяжание, смирение души, сокрушенное сердце в молитве, любовь ко всем людям и страх Божий, который никогда не покидал их сердца, и этим они изгоняли гнев. Это добродетели души. Они отвергли все похоти телесные, были голодны и испытывали жажду, не услаждались ничем мирским. В подвиге этом они стяжали славу и приняли венец Царства Небесного. Они оставили все похоти своих сердец ради Господа, и взяли крест, и последовали за Ним, и ничто иное не отделяло их от любви Его. Мы не имеем такой совершенной и полной любви к Богу, как у наших святых отцов.Тех, кто искренне любит Бога чистой любовью, не содержащей обмана или лицемерия, ничто не отделяет от любви Божией – ни дети, ни жена, ни брат, ни семья, ни золото, ни власть. Как Авраам, искренне любивший Бога, не пощадил сына своего Исаака, когда Он повелел ему принести того в жертву, но послушал Его и сделал то, что было ему повелено. И как святые мученики, которые предпочли любовь к Богу временной жизни и терпеливо переносили страдания, проливая свою кровь. Из-за любви к Богу, которую они имели, исполнили они слова апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35, 38 – 39).  Дети мои, теперь это неотъемлемая часть и нашей жизни. Презрев любовь к миру и служение ему и последовав за Господом Иисусом Христом, мы должны возлюбить Его более, чем наших родителей, братьев, детей и всех остальных, дабы исполнить заповеди и держаться добродетелей, подражая благочестию святых.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88...

Помолившись Богу, они расстались друг с другом: Аммон пошел в гору Нитрийскую [ 1 ] и стал иноком, а мнимая жена его, оставшись в доме своем, в скором времени собрала множество девиц и уневестила их Христу, а сама стала игуменьею над ними. Поселившись в горе Нитрийской, Аммон стал проводить отшельническую жизнь, трудясь и подвизаясь для Бога, Коему он день и ночь служил со всею теплотою духа своего. В пустыне он провел двадцать два года и достиг совершенства в иноческой жизни. Бог же прославил угодника Своего, дав ему дар исцеления, и святой исцелял различные болезни приходивших к нему людей. Однажды к нему приведен был отрок, укушенный бешеною собакою. В припадках беснования он кусал свое собственное тело. Родители отрока, припадая к ногам святого Аммона, просили его исцелить их сына. Но святой сказал им: — Что вы утруждаете меня, прося у меня того, что превосходит мои силы. В ваших руках — и болезнь, и исцеление отрока, так как, укравши у вдовы (святой назвал ее по имени) вола, вы тайно убили его и съели; посему возвратите ей живого вола, и сын ваш исцелеет. Родители беснующегося отрока, услыхав сие, ужаснулись, что святой знает их тайны и, сознавшись в своем преступлении, клятвенно обещались возвратить украденное. Тогда святой, помолившись, исцелил отрока и отпустил их с миром. Они же, с радостью вернувшись в дом, тотчас же дали вдовице другого вола, вместо убитого ими. В другое время пришли к преподобному два человека за благословением. Святой попросил их привезти ему воды на нужды приходящих к нему, ибо один из пришедших имел верблюда, а другой осла. Взяв большой сосуд, они отправились с горы за водой. Когда они наполнили сосуд водою, то один из них, у которого был верблюд, сказал: — Сосуд велик, а гора высока, а потому не хочу я такою тяжестью уморить своего верблюда. И, оставив своего товарища, он пошел своею дорогою, не возвращаясь к святому. Оставшийся же взял воду на осла своего и с большим трудом едва ввез ее на гору к преподобному. Увидев его, святой сказал: — Чадо! Да благословит тебя Бог за труд твой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Помолимся, чтобы и нам, смиренным и ничего не значащим людям — и я первый из них, — войти в этот Ангельский чин, быть там, откуда ниспал Денница, — во славу Божию, во славу Того, Кто принёс Себя в жертву, во славу Безгрешного Агнца. Помолимся, чтобы кончина наша была христианской, безболезненной, непостыдной, чтобы нам дать добрый, прекрасный ответ на Судище того Блаженного мира. Аминь.   Ефрем Святогорец (архим., 1928-). Искусство спасения. Т.1: беседы/старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон. - М.: Святая Гора, 2013.   Следует уточнить, что евангелист Матфей упоминает не Богородицу, а «другую Марию " : «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф.28:1). Евангелист Марк называет последнюю «Марией Иаковлевой» (мать Иакова меньшего и Иосия, жену Клеопы) (см. Мк.16,1). — Ср.: Лк.24,1; Ин.20,1. См. Мф.28,5-7. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28,5-7). — Ср:. Мк.16,6-7; Лк.24,5-8. В Синодальном переводе у евангелиста Марка «их объял трепет и ужас» (см. Мк.16,8). См. Ин.20,19. См. Мф.28, 9-10. «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк.16,14). Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина. Песнь 1-я. В русском переводе: «...Пасху хваляще вечную» (Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина, тропарь песни 5-й). Пасхальный канон…, ирмос песни 1-й. Преподобный Памва Нитрийский (IV в.) подвизался в пустыне Нижнего Египта, скончался в возрасте 70 лет. Житие св. Памвы известно по рукописи хранящегося на Афоне Египетского Патерика (гл. «Как достичь совершенства») и приводится в «Четьях-Минеях» свт. Димитрия Ростовского. Память совершается 18 июля по ст. ст.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=287...

Прости меня! я смущаю тебя, и если хочешь, будем совершать правило порознь. Второй брат отвечал: нет, отец! если я и не плачу, но смотря на тебя, окаяваю себя. Бог, видя смирение второго брата, даровал и ему плач [ 1 ]. 22. Два брата отреклись от мира, и уйдя в Нитрийскую гору, пребывали в послушании. Бог дал им дарование слез. Однажды некоторый святой старец увидел в видении обоих братьев: они стояли на молитве, держали в руках написанные бумаги и поливали их слезами. У одного из них написанное удобно измывалось, - у другого с трудом, и виделось написанным как бы бледными чернилами. Старец помолился Богу, чтоб видение было объяснено ему; Ангел Господень предстал старцу и сказал: написанное на бумагах, которое ты видел, это - грехи их. Один согрешил по естеству, и потому написанное измывается удобно; другой же впал в грехи нечестия и осквернился чрез естество, почему и нуждается в большем труде для покаяния. С того времени старец постоянно говаривал этому брату: потрудись, брат! бледное измывается с трудом. Впрочем старец не открывал ему видения до смерти его, чтоб не охладить усердия его, а только говорил: потрудись, брат! бледное измывается с трудом [ 2 ]. 23. Некоторый старец пребывал с учеником в горе Антония Великого. Однажды он пошел в Египет для исправления нужд своих, взяв с собою и ученика. Пришедши в город и пробыв там неделю, они увидели, что жители того города, мужчины и женщины, рано утром выходят на гробы и оплакивают мертвецов своих даже до третьего часа (т.е. девятого утра). Смотря на это, старец сказал ученику своему: брат! видишь ли, как рано они начинают плач свой? поверь мне: если и мы не будем поступать так, то наследуем вечную погибель. Возвратившись в келлию, они устроили себе гробы в значительном расстоянии один от другого, ежедневно выходили на гробы, и, сидя у них, каждый оплакивал душу свою, как оплакивают мертвеца. Если когда после утрени ученик засыпал, - старец будил его, говоря: брат! встань: уже с час времени, как те, которых мы видели, плачут на гробах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это же можно видеть по главе 3, где написано: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ). Ясно, что они не ели до молитвы в храме. Девятый час же – третий после полудня. Что скажете, противники? Апостолы постились, когда был отнят у них Жених. Не отнят ли и у нас этот Жених наших душ? У Апостолов Христос был отнят только теле­сным естественным образом, смертью и Вознесением. По благодати же Он всегда при­сутствовал с ними. Что же говорить о нас, не имеющих Христа ни в телесном естествен­ном образе, ни по благодати из-за нашей греховности, далеко отгоняя ее от себя своими беззакониями. Если постились Апостолы, то тем более должно поститься нам. После Апостольских времен, начиная с царствования великого Константина, в Святой Церкви просияло немало постников, таких как Павел Фивейский, Антоний Ве­ликий, Евфимий, Макарий, Савва, Ануфрий, Феодосий, Феоктист, Варсонофий, Паисий и много других, которых не перечесть, как звезды на небе. Такими земными Ангелами богаты Ливия, Фиваида, Египет, Афонская, Синайская и Нитрийская горы, а также дру­гие места, прославленные их житием. Мы удивляемся их посту, едва выносимому для человеческого естества, когда читаем Патерики, Минеи, Прологи и их жития, описанные достоверными свидетелями. Многие из них ныне причислены к святым. У нас только нет возможности подробно сказать о подвигах этих святых постников и их удивитель­ных постах из-за их бесконечной численности. Желающие могут прочесть Похвальное Слово святым Отцам, в постах просиявшим, в книге под названием «Соборник», в сыр­ную субботу, лист 201, а также 112 Слово святого Ефрема о скончавшихся Отцах, в посте просиявших, лист 303, издание Московское. Не стану продолжать далее, и прежде все­го потому, что вы, противники, признаете только Священное Писание и пренебрегае­те другими книгами и Священным Преданием. Напрасно петь сладкие песни тому, кто затыкает уши. Поэтому скажу еще только одно. Неужели вы считаете, что эти люди так постились потому, что были грешнее всех? Нет, отвечу вам, но если не отвергнем обо­жествления чрева, все погибнем. Разве вам не слышны громогласные слова Апостола Павла: Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога ( Рим. 8, 6–7 ). И ниже: если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы буде­те ( Рим. 8, 13 ). Глава 5. Твердость установления о посте вообще от разносторонней пользы от Святого Поста

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Я смотрел на них, но они не смотрели на меня. Тут я видел, что демоны, как мухи, кружились около младшего; одни хотели сесть на уста его, другие на глаза,– и я видел, что Ангел Господень с огненным мечом ограждал его и отгонял от него демонов. А к старшему они не могли приближаться. Около утра они опять легли. Но я сделал вид, будто просыпаюсь, и они сделали то же. Старший сказал мне: " Хочешь ли, мы пропоем двенадцать псалмов? " .– " Хорошо " ,– отвечал я. Тогда младший пропел пять псалмов и после каждых шести стихов пел одно " Аллилуия " . И при пении каждого стиха огненный луч выходил из уст его и восходил на небо. Подобным образом, когда и старший отверзал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала неба. И я также проговорил несколько стихов и, уходя от них, сказал: " Помолитесь обо мне! " . Они поклонились молча. И так узнал я, что старший уже был совершен, а младшего еще искушал враг. Через несколько дней старший брат почил, а в третий день после него и младший " . Когда отцы приходили к авве Макарию, он водил их в келию умерших братий и говорил: " Пойдите, посмотрите, где мучились юные странники! " .Некогда Макарий Египетский пришел из Скита в гору Нитрийскую с приношением аввы Памво. Старцы говорят ему: " Отец! Скажи что-нибудь братии " . Он отвечал: " Я еще не сделался монахом, но видел монахов. Когда я жил в келии в Скиту, помыслы беспокоили меня, внушая: " Иди в пустыню и посмотри, что увидишь там " . Пять лет я сопротивлялся сему помыслу, говоря: не от демонов ли он? Но как помысл продолжался, пошел я в пустыню. Там нашел я озеро и среди него остров. Пришли пить из озера звери пустынные, и увидел я между ними двух нагих людей. Затрепетало тело мое, ибо я думал, что это духи. Они, увидев мой трепет, сказали мне: " Не бойся, и мы также люди! " . Я спросил их: " Откуда вы? И как пришли в эту пустыню? " . Они сказали: " Мы из киновии, согласились между собой и пришли сюда. Вот уже сорок лет тому. Один из нас – египтянин, а другой – ливиянин " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010