«В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги, и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе, что ждёт тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? «Господи! кто может пребывать в скинии Твоей? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца; – кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; – кто клянётся ближнему и не изменяет; кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного» ( Пс.14:1–5 ). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» ( Притч.11:4 ). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» ( Тит.2:11–12 ). 205 «Скитская пустыня – часть Нитрийской, называющейся ныне долиной Нитровой. Это – море песчаное, где можно ходить только по указанию звёзд. Она расположена на границах Ливии и Египта, на пятичасовом расстоянии от Нитрийской горы, отстоящей на 13-часовом расстоянии к юго-западу от Александрии» (Путеш. Норова, 1, 84, 85). 208 Сведения о монастыре и церкв., стр. 415. М. 1853. Словарь святых СПб. 1836 г. Макария древности 1, 200, 388. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

10 . Авва Памво говорил: «Если имеешь святую любовь, можешь спастись». 11 . Пресвитер Нитрийский спросил: «Как должны жить братия?» Он сказал: «В великом подвижничестве и храня совесть неукоризненную пред ближним». 12 . Говорили об авве Памво, что как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его (см.: Исх.34:29 ), так и у аввы Памво лицо сияло, как молния, и он жил как царь, сидящий на престоле своем. Таков же был и авва Силуан, и авва Сисой. 13 . Рассказывали об авве Памво, что никогда не было улыбки на лице его. В один день демоны, желая рассмешить его, привязали к дереву перо, и несли его с большим шумом и восклицаниями. Видя их, авва Памво рассмеялся. Демоны начали торжествовать, крича: «Э! Э! Памво засмеялся!» – «Не смеялся я, – отвечал он им, – а осмеял ваше бессилие: столько вас, и вы несете одно перо!» 14 . Авва Феодор Фермейский просил авву Памву: «Дай мне наставление!» С большим принуждением он отвечал ему: «Феодор! Ступай и будь милосерд ко всем, ибо милосердие имеет дерзновение пред Богом». Об авве Пиоре 1 . Блаженный Пиор работал у кого-то во время жатвы, и по окончании работы, напомнил хозяину о плате. Но тот отложил плату до времени, и авва возвратился в монастырь. В другой раз, когда настало время жатвы, авва жал у него, и работал весьма усердно, но опять ничего не получив, возвратился в монастырь. Также и в третье тело, старец, окончив обычную работу у того же человека, ушел от него без всякой платы. Но когда Господь благословил дом того человека, у которого работал Пиор, он взял плату и ходил по монастырям, ища святого. Как скоро нашел его, упал к его ногам и, отдавая ему плату, говорил: «Господь ущедрил меня». Старец велел отдать принесенное в церковь пресвитеру. 2 . Авва Пиор ел ходя. Кто-то спросил его: «Для чего ты так ешь? Авва отвечал: я не хочу заниматься пищей как делом; потому ем между делом». Еще кто-то спросил его о том же. Старец отвечал: «Так делаю для того, чтобы, когда ем я, душа моя не чувствовала телесного удовольствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1. Случалось слышать и отвержение существования души! Так, умствующие утверждают, что в нас находится непостижимая жизненная сила, еще неразгаданная наукою, подобно как и во всех животных, действующая только во время жизни тела и умирающая вместе с ним, — что мы нисколько не выше прочих животных; что признаем себя высшими их только по гордости нашей. Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души! конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причем весь человек делается плотию (Быт. 6. 3). 2.  Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. …Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (1 Ин. 3. 8; Евр. 2. 14). 3. Мф. 28. 19, 20. 4. Мф. 7. 21–23. 5. Ин. 14. 21–24. 6. Преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 7. Мф. 13. 52. 8. «Отрекшиеся от мира, хотя и алфавита (азбуки) не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославиться. Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия: ради того должно его читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославления нашего читаем и тщимся знать, то оно не только не в пользу, но и во вред будет нам». Святой Тихон Воронежский, том 15, письмо 32. 9. Мф. 22. 30; 25. 41. 10. См.: … на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, … собранный из народов (Иез. 38. 8, 12). 11. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания» об Исааке Великом, пресвитере Келлий. — Келлиями называлась отдельная пустыня, соседняя к горе Нитрийской. 12.  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11. 2–3). 12a.  Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3. 13). 13. Алфавитный патерик, изречения преподобного Пимена Великого. 14. … против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6. 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5 . Однажды блаженный Антоний молился в келье и был к нему голос: «Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии». Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному кожевнику, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец ему сказал: «Поведай мне свои дела, потому что для этого я пришел сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: «Не знаю за собой, чтобы я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: Все жители этого города от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один пойду в вечную муку за мои грехи. Эти же слова повторяю в своем сердце, прежде нежели пойду спать». Услышав это, блаженный Антоний отвечал: «Поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в своем доме, стяжал Царство Божие; а я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь своими словами». 6 . В Вавилоне дочь одного идолопоклонника была одержима бесом. Один знакомый монах сказал ее отцу, что никто не сможет исцелить его дочери, кроме известных ему отшельников, но и они по смирению не захотят этого сделать. Вот как поступим: когда они придут на торг продавать рукоделия, мы представимся покупателями. Когда они придут в дом за деньгами, то попросим их сотворить молитву, и я верю, что исцелится дочь твоя. Они пришли на торг; там ученик одного старца продавал корзины. Они пригласили его с корзинами в дом, чтобы отдать ему деньги. Когда монах вступил в дом, беснующаяся выбежала ему навстречу и ударила по щеке. Следуя заповеди Спасителя, он обратил к ней другую щеку. Демон ощутил муку и завопил: «О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!» Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам. Они прославили Бога, сказав: «Обычно дьявольской гордыне – падать перед смирением заповеди Христовой». (92) 7 . В Нитрийской пустыне (70 миль на юго-запад от г.Александрии в Египте) жил монах Валент, родом из Палестины. Он много лет изнурял себя монашескими подвигами, так что многие считали его за святого подвижника. Но, обольщенный духом самомнения и гордости, он впал в крайнее высокомерие и вообразил, что ангелы беседуют с ним и служат ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   Святейший Софроний, патриарх Иерусалимский, в Лимонаре пишет: «Два епископа жили близко один к другому и имели некую распрю между собою. Один из них был богат и хищник, а другой весьма смирен. И искал хищник причинить зло своему другу. Смиренный епископ, услышав о его вражде, сказал своим клирикам: я знаю, что сделаю, и одолею его благодатию Христовою. Клирики говорили ему: владыко, кто может воспротивиться тебе? И отвечал им смиренный епископ: подождите немного, и вы увидите милость Божию. Когда же настал праздник святых мучеников в том городе, в котором был враждовавший с ним епископ, смиренный епископ пошел к нему, взяв с собою своих клириков, которым сказал: следуйте за мною и что увидите меня делающим, то и вы делайте, и мы преодолеем его. Удивлялись клирики, говоря между собою: что он хочет делать? Придя в город и увидя враждовавшего с ним епископа идущим с литиею к святым мученикам вместе с сопутствующими ему всеми жителями того города, смиренный епископ подошел к нему и припал к ногам его вместе со всеми своими клириками, говоря: прости нас, владыко, отныне мы — твои рабы. Епископ весьма удивлялся сему и пришел в умиление от столь великого смирения своего друга, так как Бог преложил жестокость суда его на любовь; он взаимно поклонился смиренному епископу и взялся за ноги его, говоря: ты, владыко, прости меня! С того времени между ними пребывала великая любовь. И говорил смиренный епископ к своим клирикам: не говорил ли я вам, что одолею при помощи благодати Христовой? И вы, когда будете иметь врага, поступайте так же, и одолеете».     Итак, отсюда можно видеть, что смиренное слово и покорность отнимают силу у ярости, препобеждают вражду и примиряют, и делают недруга другом. И наоборот, жестокое слово подымает гнев. В житии святого Макария Египетского пишется: «Преподобный, идя однажды из скита на гору Нитрийскую и уже к ней приближаясь, сказал своему ученику: иди несколько впереди меня. Ученик, идя впереди, встретил языческого жреца, спешно идущего и несущего большое Дерево.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Блаженны плачущие в покаянии о своих грехах. Подлинное покаяние не может быть без слез. Чем омоем мы свои грехи, если не слезами или – кровью (кровью мученической)? К [преподобному] Макарию Великому нитрийские монахи прислали прошение, чтобы он посетил их, а иначе все они должны будут прийти к нему. [Святой] Макарий послушался и пришел. Собрались вокруг него все монахи и попросили произнести поучительное слово. Заплакал святой Макарий и сквозь слезы промолвил: «Братья, пусть очи ваши источают слезы, прежде чем отойдете вы туда, где наши слезы будут [жечь и] палить наши тела». Тогда разрыдались и все братья. Созерцание Да созерцаю чудесное явление Архангела Иисусу Навину, когда тот шел завоевывать Иерихон (Нав. гл. 5), а именно: 1) как Архистратиг небесного воинства явился Иисусу с обнаженным мечом в руке; 2) как повелел он ему снять обувь с ног; 3) как и мы в нашей жизненной борьбе должны уповать не на ноги свои и [не] на свое оснащение, а на Того, Кто сражается за нас. Проповедь о неподкупной правде Божией Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания... 2Пет. 2:4 Как тогда пощадит Он грешного человека? И если не пощадил первого но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел , – как тогда пощадит Он тебя, грешный человек? Неужели ты милее Ему и дороже миллионов ангелов и стольких народов, поглощенных потопом, и многолюдных городов? Ведь если и ангелов низверг Он в адский мрак, и народы погубил потопом, и города сжег огнем, – то на что надеешься ты, пребывая во грехе: непрестанно согрешая и от греха не отступая? На милость Божию, говоришь? Но разве Бог милосерднее сегодня, нежели был тогда? Неужели Бог изменяется, как человек? Не уповай без меры, но по мере твоих трудов по исправлению жизни да будет и Твоя надежда. Поистине велика Божия милость, продолжительно Божие терпение, безгранична Божия любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ведёшь библейские беседы на приходе – не смотри на благоприятность погоды. Валом идёт народ – внутренне не обольщайся, пришли две глуховатые бабушки – веди беседу с тем же усердием и не смущайся. Еккл. 11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё. Или другой вариант прочтения текста: Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не можешь знать дело Бога, который делает всё. Дела Божьи непостижимы, потому не бойся, но только делай. Блж. Иероним: «Как не знаешь пути духа и души, входящей в младенца, и не знаешь различных состояний костей и вен во чреве беременной… так не можешь знать дел Божиих, Который есть творец всего. Научает этим, что не должно бояться неблагоприятных обстоятельств и что неразумно рассуждать о ветрах и тучах… потому что сеятель должен идти своим размером и поступью, а результат представлять воле Господа» 11, 5]. Египетский отшельник прп. Исайя, авва Нитрийский († 370 г.) сопоставляет два рождения – плотское в страстях и духовное: «Итак, когда носили мы образ перестного, мы познавали, что мы сыны его из бесчестной материи помыслов его, живущих в нас, – кои суть страсти. Облекшиеся же во образ небесного познают себя, что сыны Его суть, чрез Духа Святого, в них живущего… Написано и в Екклесиасте: якоже кости во чреве рождающия, тако путь Духа ( Еккл. 11:5 ). Ибо как Святая Дева чревоносила Его во плоти, так приявшие благодать Святого Духа носят Его в сердце своём» Слова к своим ученикам, Слово 19, п. 2]. Обращает на себя внимание дерзновенность сравнения аввы Исайи , что, как Дева носила во утробе Своей Христа-Бога, так и носят его в сердце своём имеющие Духа Божия. Через сто лет, во времена монофизитских споров и после отторжения несторианства, египетскому отшельнику произнести такое сравнение будет уже гораздо сложнее, Св. Григорий Палама в XIV в. Полемизирует с философом Варлаамом. Варлаам считает познание подлинно Божественного вообще невозможным, зато идеализирует возможности внешнего знания, способные полностью и в точности постичь внешний мир. Так будут думать, начиная с Лапласа, многие учёные последних веков (а может быть, уже и начиная с самого св. Фомы Аквинского). Если ещё что-то и не постигнуто, то может быть постигнуто. Ещё студентом-математиком Александр Исаевич Солженицын воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОРФИРИЙ ГАЗСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Порфирий Газский Порфирий (ок. 346 - 420 ), архиепископ Газский , святитель Память 26 февраля Родился около 346 года в Фессалониках . Родители его были людьми состоятельными, и это позволило святителю Порфирию получить хорошее образование. Имея склонность к иноческой жизни , в двадцать пять лет он оставил родину и отправился в Египет , где подвизался на горе Нитрийской под руководством преподобного Макария Великого . Там он встретился с блаженным Иеронимом , посещавшим в то время египетские монастыри. И вместе с ним отправился в Иерусалим на поклонение святым местам и Животворящему Кресту Господню , после чего поселился в пустыне Иорданской для молитвенного и постнического подвига. Там святой Порфирий впал в тяжкий недуг. Для исцеления он решил идти к святым местам Иерусалима. Однажды, когда он в полном расслаблении и забытьи лежал у подножия Голгофы , Господь посетил Своего раба в спасительном сновидении. Святой Порфирий увидел Иисуса Христа, сошедшего с Креста и обратившегося к нему со словами: " Приими это Древо и храни его " . Проснувшись, он почувствовал себя здоровым. Слова Спасителя вскоре исполнились: Патриарх Иерусалимский посвятил святого Порфирия в пресвитерский сан и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня . В то время святой Порфирий получил свою часть родительского наследства - 4 тысячи золотых монет. Все их он роздал нуждающимся и на украшение храмов Божиих. В 395 году скончался епископ города Газы в Палестине. Местные христиане отправились в Кесарию к митрополиту Иоанну с просьбой поставить им нового епископа, который мог бы противодействовать язычникам, преобладавшим в их городе и притеснявшим христиан. Господь внушил митрополиту призвать иерусалимского пресвитера Порфирия. Со страхом и трепетом принял подвижник святительский сан, со слезами поклонился Животворящему Древу и отправился для исполнения нового послушания.

http://drevo-info.ru/articles/9320.html

Два из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а третий всегда молчал и ни о чем не спрашивал. После долгого времени авва Антоний говорит ему: " Вот ты сколько времени ходишь сюда и ни о чем не спрашиваешь меня? " . Сей отвечал ему: " Для меня, отец, довольно и смотреть на тебя " .Брат спросил авву Сисоя: " Дай мне наставление " . Старец сказал: " Что ты заставляешь меня празднословить? Делай, как видишь " .Рассказывали об авве Макарии Египетском: шел он некогда из Скита в гору Нитрийскую и, приближаясь к месту, сказал ученику своему: " Пойди несколько вперед " . Ученик, идя вперед, встретился с одним языческим жрецом и стал кричать ему: " Эй, эй! Демон, куда идешь? " . Жрец, оборотившись, начал бить его и оставил полумертвым. Потом поднял дерево, которое нес, и побежал. Отойдя же несколько вперед, встретился он с аввой Макарием. Старец сказал ему: " Будь здоров, будь здоров, человек трудолюбивый " . Жрец удивился, подошел к нему и спросил: " Что ты нашел во мне доброго, что приветствуешь меня? " . Старец отвечал: " Я вижу, что ты трудишься, хотя и не знаешь, что напрасно трудишься " . Жрец сказал: " Твое приветствие поразило меня, и я вижу, что ты человек Божий, а другой злой монах, встретившись со мною, обругал меня, и я избил его до смерти " . Старец узнал, что это был ученик его. Жрец же, ухватившись за ноги Макария, говорил: " Не отпущу тебя, пока не сделаешь меня монахом " . И так пошли они вперед к тому месту, где был монах, и подняли его, и принесли в церковь Горы. Отцы, видя жреца вместе с Макарием, удивились и сделали его монахом, а через него и многие из язычников сделались христианами. По этому случаю авва Макарий говаривал: " Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми " .Один брат, живший недалеко от аввы Пимена, пошел некогда в чужую страну. Там встретился он с одним отшельником, которого очень любили, и многие ходили к нему. Брат рассказывал ему об авве Пимене. Старец, услышав о добродетельной жизни аввы, пожелал видеть его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

И еще в том же журнале: «Восстани севере, и гряди юже, и повей в вертограде моем, и да потекут ароматы моя». Какой ветр призывает здесь Господь вертограда? Тот, о котором Он говорит у евангелиста Иоанна: «Дух идеже хощет дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет» ( Ин. 3:8 ). Это Дух, который по вознесении Господа Иисуса на небо, сошел на божественных апостолов в виде огненных языков, и в дыхании подобном бурному, как повествует священный дееписатель: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:2–4 ) 45 . Вот какой ветр призывает Христос в вертоград Свой! Призывает для того, дабы в нем потекли ароматы благодатных даров, исходатайствованных Им для сынов Церкви и необходимых для утверждения их в богоугодной деятельности: ибо несомненно то, что в сем вертограде не могут разливаться благовония христианских добродетелей, если в нем не будет «носиться дыхание» благодати Всесвятаго Духа» О призвании Господа в вертоград своей души пишет прп. авва Исаия Нитрийский из Египта († 370): «Будем же молить благость Божию со тщанием сердечным, со слезами и злостраданием, повинуясь всякому человеку Господа ради, смиряя себя и перед братиями нашими... лишая тело свое насыщения, чтоб оно не потребовало от нас удовлетворения страстей своих, – чтоб тело смирилось пред душею, а душа покорилась уму и соделалась невестою, чистою от всякой скверны, и звала жениха своего, говоря: да снидет брат мой в вертоград свой, и да яст плод овощий своих. Станем же подвизаться, братие, чтоб, снискав такое к Нему дерзновение, услышать и нам слово, которое сказал Он: «хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут мо со Мною»; ибо Я возлюбил их, как ты возлюбил Меня, Отче, «Ты во Мне и Аз в них» ( Ин. 17:23–24 )» Глава 5 Невеста призвала Жениха в сад, и Он пришел.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010