Великорослые братья. Два Иеракса. Аполлон Между учениками св. Памвы знаменитые были великорослые братья, Аммон, Диоскор, Евсевий и Евфимий. О бедствиях их я уже говорил пространно. Здесь замечаю только, что все они скончались в самом начале пятого столетия. Вместе с ними бедствовали два нитрийские подвижника, именем Иераксы. Первый долго жил у св. Антония великого , потом поселился в Нитрии. Ему было девяносто лет от роду, когда известная горячность александрийского патриарха Феофила понудила его искать убежища у св. Иоанна Златоустог о. Второй Иеракс сперва провёл четыре года в уединении на порфиритской горе в Египте, потом водворился в Нитрии, и отсюда, по прошествии двадцати пяти лет, удалился в Константинополь вместе с великорослыми братьями, когда же утихла застигшая их гроза, возвратился в ту же Нитрию, где и умер после 408 года 37 . Он никогда не говорил о делах мирских и не терпел, чтобы другие говорили ему о них. Один пустынник просил у него совета, как жить; и он сказал ему: «пребывай в своей келье, будь доволен необходимым, и не злословь ближнего твоего; так ты освятишься». Знать, пустынник этот был непостоянен, прихотлив и злоречив. Каковы были немощи его, таково и врачевство было предложено ему. Однажды бесы сказали Иераксу: ты ещё проживешь пятьдесят лет; итак, сможешь ли понести столь долго труды пустынной жизни? Он прогнал их, ответив: «увы! я готов был и двести лет каяться в этой пустыне, а вы предсказываете, что поприще моё кончится скоро». Святая жажда покаяния, утоляемая надеждою на оправдание Христово, превозмогала в нём нетерпеливость немощной плоти, удручаемой суровостию пустыни. В Нитрии жил благодетельный христианин, именем Аполлон, который хотя и не был монах, но своими делами любви и милосердия заменял исполнение монашеских обязанностей. В миру он занимался торговлею, а в пустыне всё своё богатство иждивал на маститых старцев и больных собратий, будучи сам весьма стар, и не имея сил ни работать, ни переписывать книги. По распоряжению его, из Александрии доставляемо было им всё, что могло утешать их; да и сам он ежедневно, с раннего утра до трех часов по полудни, ходил от кельи до кельи, узнавал, кто чем болен и в чём нуждается, и носил, кому сушеный виноград, кому гранаты, кому другие сласти, и делал это до конца своей жизни. Такая благотворительность бедным и беспомощным пустынникам продолжаема была и по смерти его одним братолюбцем, которому он, умирая, вручил остальное достояние своё для снабдения их всем нужным. Неизвестно, когда жил и скончался этот праведный старец и каким пустынникам помогал – современникам ли Амона и Памвы, или преемникам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После этого он совершил путешествие по Греции, а затем отправился в Рим. Однако это единственный положительный пример странничества, приводимый Палладием. Остальные упоминания о таком образе жизни носят негативный характер. Мы уже писали о Птолемее (cap. 27), который бросил свою келью и начал странствовать (точнее «бродяжничать» – λμενος). Некий подвижник Илия (cap. 29), беспокоясь о благочинии подвижниц 226 , построил на свои средства монастырь и собрал там странниц (λωμναι), создав им хорошие условия для подвижничества. Но они начали устраивать драки между собой. Преп. Макарий Александрийский (cap. 18) однажды испытывал искушение отправиться в Рим. Чтобы избавиться от таких помыслов он ходил по пустыне с корзиной песка и ответил встретившемуся ему «космитору» Феосевию, что изнуряет того, кто, не любя трудиться, подбивает его идти путешествовать. Таким образом, можно предположить, что ко времени написания Палладием своего труда странничество уже воспринималось как негативное явление. Сохранить благочестие при такой форме монашеской аскезы могли лишь немногие. Тем не менее, мы находим элементы странничества в организации монашеской жизни на Нитрийской горе. Монах Аполлоний (cap. 13), бывший купец, избрал себе следующий образ жизни: на свои средства он покупал продукты и лекарства в Александрии, а затем, обходя всех нитрийских подвижников, раздавал все необходимое больным и нуждающимся. Фактически Аполлоний постоянно «курсирует» (странствует) между монастырями Нитрии и Александрией. Палладий называет такой образ жизни аскезой. Незадолго до смерти Аполлоний уговорил одного из монахов продолжить его служение. 4) «Малая община». Примеров «малых общин» в «Лавсаике» довольно много. Наиболее часто, как уже говорилось, «малая община» возникала тогда, когда у отшельника появлялись ученики, которые жили либо рядом с ним, либо в непосредственной близости от него. Именно так подвизается и сам Палладий с аввой Дорофеем в приморской пустыне (cap. 2). В той же главе сообщается об учениках Дорофея, некоторые из которых уже живут отдельно от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Основателем Н. (исключая подвизавшегося здесь, по преданию, во II в. подвижника Фронтона , пам. зап. 14 апр.) считается прп. Аммон Нитрийский , поселившийся здесь ок. 330 г. или немногим позднее. Вычисление времени этого события основано на том, что прп. Аммон провел в пустыне 22 года, а прп. Антоний Великий ( ок. 356), по преданию, видел его душу восходящей в день смерти на небо. Единственным прямым учеником прп. Аммона, известным из источников, был Феодор, к-рый пережил своего наставника приблизительно на 10 лет и о к-ром как о добродетельном, но малоизвестном подвижнике упоминал свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Narratio ad Ammonium episcopum et alios de fugo suo sub Juliano augusto//PG. 26. Col. 981). Др. знаменитыми нитрийскими подвижниками, непосредственными или младшими современниками прп. Аммона, были Памво (см. Памва ), Ор , Пиор , Афре , Вениамин, Нафанаил , Аполлоний Нитрийский . Уже к 338 г. число братии увеличилось настолько, что прп. Аммон вместе с прп. Антонием выбрали место для нового поселения, в котором могли бы жить подвижники, ищущие большего уединения, и которое получило известность под названием «Келлии». Можно даже говорить о том, что сложилась традиция, согласно к-рой избравшие монашескую жизнь осваивали ее азы в Н. и лишь потом уходили в глубь пустыни. Напр., Евагрий Понтийский , прежде чем обосноваться в Келлиях, провел в Н. 2 года, а его ученик - Палладий (впосл. еп. Еленопольский) - год. Также знаменитые отшельники, т. н. Долгие, или Длинные, братья ( Диоскор , еп. Гермопольский, Аммоний Долгий , Евсевий и Евфимий), вначале были учениками одного из первых нитрийских подвижников - прп. Памво. С Н. начинали знакомство с устоями монашеской жизни именитые лат. паломники Руфин Аквилейский , Мелания Старшая , блж. Иероним Стридонский , Павла , а также еп. Палладий Еленопольский, благодаря рассказам к-рых егип. мон-ри приобрели широкую известность на Западе. Возникновение Скита не связано напрямую с деятельностью прп. Аммона, но значимость Н. и авторитет ее основателя у скитских монахов подтверждаются их визитами к нему за советами. На литургии, к-рые совершал прп. Памво, из Скита приходил прп. Макарий Великий , несмотря на дальность пути и отсутствие проторенных дорог. Известны посещения Н. и насельниками Пахомиевых мон-рей (см. ст. Пахомий Великий ).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Как и мужчины, женщины в монастырях тоже обрабатывали лён. Иероним, например, адресует следующее наставление Деметрии и ее сестрам в Вифлееме: все то время, которое не посвящено молитве и учению, они не должны выпускать из рук шерсти, ткать, вязать или исполнять другие женские работы. Только таким образом дни им не покажутся слишком длинными 264 . Похожим образом рукоделием занимались женщины и в другом вифлеемском монастыре (его возглавляла Павла). В основном это было вязание, ткачество и шитье одежд для самих сестер и для бедных 265 . Из более раннего времени известна дева Пиамун: «все дни своей жизни она прожила с матерью, ткала холст, а пищу принимала вместе с ней только вечером» 266 . Несомненно, льняные вещи, сшитые монахами из производимого ими же льна, носили и сами аскеты. Так, Исидор, иеромонах на нитрийской горе в Египте, до самой своей смерти носил льняной φακιλιον 267 , Аполлоний в Фиваиде, кроме льняной одежды (κολβιον), надевал еще «льняную накидку, покрывавшую голову и шею» 268 . Согласно предписанию так называемого Правила Ангела, согласно преданию, полученного св. Пахомием, «монахи на время ночного отдыха должны надевать льняной левитон и препоясываться» 269 . В основе предписания лежит представление, что монахи-пахомиане и в остальное время обычно носили одежду из льна 270 . Но пахомиане не были единственными в этом смысле; по словам Кассиана 271 , такой же обычай имели и египетские монахи. Они носили льняную одежду, которая назвалась коловий. Это подтверждают и другие источники. Льняные одежды упоминаются у монахов на нитрийской горе 272 и на горе Ликия 273 , в Аполлонии 274 и у монахов аввы Орсисия 275 . Так как такие вещи часто были обычными для национального костюма, возможно они не всегда четко отличались от одежды местного населения 276 . Однако в женских монастырях Пахомия, как и в мужских монастырях, носили «одинаковую во всем одежду, за исключением только милоти» 277 , то есть – опять же льняную. Насельницы женских пахомианских монастырей также шили одежды и для себя, и для мужских пахомианских монастырей 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Египет взрастил многих великих подвижников христианства. В древности здесь возникали монастыри, кипела духовная жизнь, трудами монашествующих среди бесплодных камней и песков вырастали оазисы. Монастыри, как и прежде, играют ключевую роль в жизни Коптской Церкви. Наиболее доступные из них находятся в Нитрийской пустыне, расположенной приблизительно в девяноста километрах к северо-западу от Каира, на полпути между ним и Александрией. Нитрийская пустыня (по-арабски Вади-эль-Натрун) входит в северо-восточную часть Сахары и представляет собой равнину, лежащую ниже уровня моря. Это бывшая лагуна с отложениями селитры и других солей, которые разрабатываются и сегодня. Невысокие, мягко очерченные холмы, засыпанные мелким желтым песком, низкие плато, редкие оазисы по окраинам – вот характерный ландшафт Нитрии. В далекие времена, когда не было дорог, когда жизнь сосредоточивалась только по берегам Нила и его рукавов, Нитрия была надежно изолирована от мира. Нитрийская пустыня была покрыта сетью монастырей, окруженных труднопроходимыми болотами, которые в прошлом защищали их от набегов кочевников. В конце IV в. в Нитрии подвизалось более двух тысяч монахов. Из многих стран мира приезжали и приезжают паломники в Нитрийскую пустыню. Издавна стремились сюда и русские пешеходцы. В 1834 году близ этих мест побывал А. С. Норов . Его судно (дагабия) поднималось вверх по Нилу – из Александрии в Каир. Примерно на полпути перед взором русского паломника, на западном берегу Нила, предстал хребет Джебель-эль-Натрун, а вскоре его дагабия бросила якорь у местечка Терране. «В этом местечке, порядочно обстроенном из кирпичей и где живут несколько европейцев, производится значительная торговля натром, по близости натровых озер, которые не истощились до сих пор от самой глубокой древности, – пишет русский автор. – Эти озера отстоят на четырнадцать часов пути от берегов Нила, на запад, – и находятся в обширной пустыне, которая носила название «нома» или провинции» 807 . Русскому путешественнику не довелось побывать в Нитрийской пустыне, однако он сообщает своим читателям о ее прославленных обителях. «Эта пустыня драгоценна для христиан; в первые века Церкви в ней укрывалось бесчисленное множество отшельников, и она прославилась именами блаженных Павла, Мелании, Аммона, Ефрема, Моисея Араба, Аполлона, Серапиона, Памбона, Пимена, Иоанна, Даниила, Макария и многих других, – продолжает А. С. Норов . – Их уединенные скиты превратились со временем во столько же монастырей, которых число возросло с лишком до ста» 808 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Аммон, или Амой (по греческому тексту канона), преп. Египетский, друг Арсения Великого , жил в 5 веке. (Cotel. Monum. eccl. gr. I. 390. Vitae patrum p. 568, 608.) Аммон, или Аммона, (μμονς) Был настоятелем тавеннисиотской обители в верхнем Египте и скончался мирно в начале 5-го века. Под его управлением находилось около трех тысяч иноков, когда его обитель посещал прп. Палладий. (Палл. 18. Act SS. iann. II. р.722). Аммун, или Аммон, первый отшельник Нитрийский. (4 окт.). Аммонава. Подвизался недалеко от Пелузы. По его ходатайству окрестные отшельники освобождены от подати, которой хотел обложить их областной правитель. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 401). Анина. (Преподобный Анин (Анания) Халкидонский, Евфратский, монах) (18 марта). Антиох, преп., из обители пр. Саввы, свидетель избиения препп. отцов сарацинами около 614 года, оставивший описание сего события в письме к Евстафию, настоятелю обители Атталийской, близ Анкиры, и 130 поучений. (Act. SS. 22 iann. 422). Антоний Великий, монахов первонаставник. (17 янв.). Ануф. (5 июня). Аноим преп., ученик Саввы Освященного. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Аполлос. (31 марта, где он назван Аполлонием). Арис, подвижник Египетский. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 300). Арсений Великий, «держава безмолвия». (8 мая). Афродисий, «столп воздержания», ученик преп. Саввы. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Ахилла, отшельник скитский, современник Арсения Великого (5 века), Исаии, Витимия, Амоя. (Cotel. I. 387). Афанасий, Афонский. (5 июля). Афинодор. Ученик Пахомия Великого (15 мая), терпением в болезни служивший назидательным примером всей братии. (Act SS. 14 maii. n. 52.) Афр, ученик преп. Ора Нитрийского, образец послушания, 4 века. (Act SS. iul. IV. 216). Вавила преп., из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха (ум. 620). Пролог 22 февр. Василий некий, из послушания, живый во гроб вселившийся. Вассиан, «пастырь, дом премудрости». (10 окт.). Венедикт, «небо, высотою жительства». (14 марта). Вениамин «твердый», отшельник Нитрийский. Тяжкая болезнь не ослабила в нем терпения, и усилила дар целения, ум. ок. 392. (Pallad. с. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

II. Р. 25), куда монахи собираются по субботам и воскресеньям на литургию. Рядом с церковью, которая, вероятно, являлась центром Нитрийского комплекса, располагался «ксенодохий» (ξενοδοχεον), т. е. дом для посетителей. Там же располагалось место для наказаний: три пальмы с прикрепленными к ним тремя бичами. Наказания, как видно из рассказа Палладия, носили дифференцированный характер как в отношении статуса (отдельно – для «монашествующих» (μοναζντοι), отдельно – для «разбойников» (λστο), отдельно – для «случайных посетителей» (περιτυχντοι), так и в отношении тяжести преступления (каждый провинившийся получал по спине определенную меру ударов) 243 . Можно думать, что «кодекс» наказаний для монашествующих был единым. Вполне уместно предположить также, что те врачи, о которых упоминает Палладий в этой же главе, оказывали помощь всем нуждающимся Нитрийским подвижникам. Следует вспомнить и о бывшем купце Аполлонии, посещавшем Александрийский рынок и разносившем всем нуждающимся Нитрийским монахам продукты и лекарства. Эти данные позволяют говорить о том, что Нитрия функционировала как единый монашеский комплекс. 8) Киновия. В 32–34 главах «Лавсаика» Палладий дает краткий очерк пахомианских монастырей. О Пахомии упоминается также в 7-й и 18-й главах. Источники, которые использовал при этом Палладий, остаются предметом дискуссий, поскольку некоторые данные «Лавсаика» расходятся с другими сведениями о пахомианских киновиях 244 . Числовые данные, которые приводит Палладий в разных главах, позволяют говорить о двух типах пахомианских монастырей. В обители, куда пришел преп. Макарий Александрийский (cap. 18), находится около 1400 монахов. Монастырь этот назван «аскетирием тавеннисиотов» [Butler, 1898–1904. II. Р. 52]. Это мог быть либо монастырь Тавенниси, который изначально был центром пахомианских киновий, либо Пбоу, который впоследствии стал этим центром вместо Тавенниси. Цифры в целом подтверждаются данными 32-й главы, где указывается, что в «первом и великом монастыре» пахомиан обитало около1300 монахов 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Я нарочно рассказал о болезни сего святого, чтобы нам не казалось странным, если видим, что и праведных мужей постигает иногда бедствие. Когда сей великий муж скончался, то вынули порог и косяки у дверей, чтобы можно было вынести тело из келии так опухло тело блаженного и досточтимого отца Вениамина. Об Аполлонии Некто именем Аполлоний, из купцов, отрекшись мира, поселился в горе Нитрийской. Так как по преклонности лет он уже не мог выучиться ни ремеслу, ни чтению, то в продолжение двадцатипятилетнего пребывания в горе подвизался таким образом: покупая в Александрии на свои деньги, приобретенные собственными трудами, всякие врачебные и келейные потребности, он снабжал ими всю братию во время болезни. Бывало, с раннего утра до девятого часа дня ходит около обителей и монастырей по всем кущам, отворяет двери и смотрит, не лежит ли кто. С собою он носил изюм, гранатовые яблоки, яйца, пшеничный хлеб все, что бывает нужно больному. Такой полезный образ жизни вел раб Христов до глубокой старости. Перед смертию он передал все свои вещи другому, подобному себе, упросив его проходить это служение. Так как в горе той живет до пяти тысяч монахов, то подобный присмотр и нужен в такой пустыне. О Паисии и Исаии Были два брата, по имени Паисий и Исаия. Отец у них был испанский купец. Разделив по смерти своего родителя оставшееся движимое имущество, которое заключалось в деньгах (пяти тысячах золотых монет), в одеждах и рабах, они стали рассуждать между собою и советоваться, какую избрать им жизнь. " Если станем продолжать торговлю, говорили они, которую вел отец наш, то и наши труды после нас останутся другим, не говоря уже об опасностях, которые можем встретить: нападут разбойники, поднимется на море буря. Пойдем лучше в монахи тогда мы и от отцовского имения получим пользу, и душ своих не погубим " . Намерение идти в монахи обоим понравилось, но в исполнении его они поступили неодинаково. Они разделили деньги и все прочее имущество оба с тем намерением, чтобы угодить Богу, но различным образом жизни. Один все раздал на монастыри, церкви и темницы и, выучившись ремеслу для своего пропитания, посвятил себя подвижничеству и молитве, а другой, не истратив ничего на это, построил себе монастырь для небольшого числа братий, принимал странных, лечил больных, покоил престарелых, всякому бедному подавал милостыню, а по субботам и воскресеньям устроял три или четыре трапезы и угощал неимущих вот на что иждивал он свое имущество!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

После 18-тилетнего супружества, его жена переменила дом своего мужа на союз девственниц; а Аммоний отправился в Нитрийскую горную страну, лежавшую на 40 римских миль на юг от Александрии. На западном берегу Нильской дельты лежала солончаковая степь с каменными по местам скалами; сюда собирались многочисленные ученики Аммония, жившие вместе или поодиночке в жилищах из обожженных кирпичей. По Палладию, в его время, в Нитрийских пустынях проживало до 500 эремитов. В просторной церкви собирались монахи в субботу и воскресение на общее богослужение. Каждый монах должен был приобретать себе пропитание и одежду своим трудом. Работали до 9 часов вечера, а потом пели разные гимны и псалмы.    Аммоний умер раньше Антония. Между его учениками известны Серапион, Кронид, Дидим (не слепец); к позднейшему поколению принадлежат Памбо, Вениамин, Аполлоний, который раньше был купец, а среди монахов помогал, как врач. Здесь также нужно упомянуть о 4-ех «длинных братьях» - Аммонии, Диоскоре, Евсевии и Евтимии. Они были почитателями Оригена. Когда архиепископ Феофил в 399 г. объявил Оригена еретиком, то он поднял гонение на них.    На 10 миль южнее от Нитрийской пустыни, в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою пустынею. Здесь образ жизни был еще проще, жили иногда в кельях, вырубленных в скалах, или сложенных из досок. Макарий Египетский, или Макарий Великий, был по Кассиану первый, основавшийся здесь, как эремит. По Руфину (С. 28), он ученик Антония; однако, это стоит не «твердо» (Сократ. IV, 23). Он был аскетом от юности; но в пресвитеры был посвящен против своей воли. По Палладию, он 30-ти лет бежал в Скитскую пустыню. Он владел харизмом (даром) исцеления и пророчества. В скитских монашеских общинах он исполнял богослужебные обязанности. 50 гомилий, оставшихся от него, свидетельствуют об его глубоком мистическом настроении. Время рождения его полагается в 293 г., или 297 г., бегство в пустыню в 323 или 327 г., год смерти 383 или 387 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Помолившись, он добавил: " Видел их обоих стоящими вместе пред Богом в раю " [с. 31, 32]. Преподобный Евлогий спасался тем, что много лет ухаживал за увечным, невзирая на поношения со стороны последнего [с. 55-60]. Святой Макарий Александрийский, чтобы победить сон для совершения непрестанной молитвы, двадцать суток не входил под кровлю. " Днем, - рассказывает он сам, палил меня зной, а ночью знобил холод " [с. 42]. А старец Гаддан всю свою жизнь " провел без кровли " [с. 153]. Преподобный Исидор до самой своей кончины не носил льняной одежды, " кроме покрова на голове " . Более того, он прославился кротостью, человеколюбием, миролюбием, так что даже иноверцы " уважали тень сего мужа за чрезвычайную его доброту " [с. 12]. Весьма кротким и любвеобильным был и преподобный Моисей Ливийский [с. 140]. О преподобном Посидонии сказано так: он был настолько кротким, строгим подвижником " и столько имел незлобия " , что превосходил многих [с. 128]. Преподобный Серапион Синдонит (носил только синдону - льняную одежду) " много упражнялся в нестяжательности " - был муж бесстрастный и в высшей степени нестяжательный [с. 129, 134]. Преподобный Сисиний был самым радушным странноприимцем, " хотя и не имел собственности " [с. 153]. Святой диакон Ефрем Эдесский давал всем прибегавшим к нему голодным " пристанище и продовольствие из того, что ему доставляли " [с. 148]. Также вспомоществовал бедным и авва Серапион, " так что никто не терпел нужды в окрестности " [с. 127, 128]. А некто Аполлоний, бывший купец, поселившись в Нитрийской горе, покупал на свои деньги " врачебные и келейные потребности " и снабжал ими иноков во время болезни [с. 30]. " Чудный подвижник " Ор никогда не лгал, " не божился, никого не злословил и без нужды никогда не говорил " [с. 26]. Подобно подвизался и авва Вин - " ни на кого не гневался и никогда никого не оскорбил даже словом. Жизнь его была самая тихая " [с. 94]. В сердце же аввы Анувия не входило и " желание ничего иного, кроме Бога " [с. 112]. Совершенно " непроложенным " путем добродетелей - " выше сил человеческих " - шел преподобный Адолий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010