В Чет. Минее Житие от Василия Амасийского, ученика Феодора, писанное сокращенно. (Or. Chr. II col. 966. Xp. Чт. 1825. XVII). Явление чудотворного образа Пресвятой Богородицы на Колоче. В 1413 году, при вел. кн. Василии Димитриевиче и митрополите Фотии, верстах в 20 от Можайска. Пролог (Ист. Г. Р. Карамзина V. пРим.254). 10 Свв. мучч. сорока пяти, в Никополе Арменском пострадавших. Печальнейшие из пит были: Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр. Известны также по именам: Ианикит (Аникита), Сисиний, Менея, Вирилад. Сожжены в царствование Ликиния, от Лисия, около 320 г. Чет. Минея от Вел. Четии сокращенно. (Act SS. iul. V. р. 33). Мес. В. Март. Р. Есть служба. Свв. мучч. Вианора и Силуана. Вианор, из Писидии, усекнут с Силуаном от Севериаиа, игемона Исаврийского. Пролог. Мес. В. 9 июля. Март. Р. Св. муч. Аполлония . Из Сард Лидийских, пострадал в Иконии от Перенния. Пролог. Мес. В. 9 июля. Март. Р. Память препп. пустынников Египетских, от Феофила, патриарха Александрийского, огнем и дымом уморенных Исидора ради пресвитера. Феофил, недовольный Исидором, странноприимцем Алекс. церкви, лишил его пресвитерства. Нитрийскис иноки дали ему убежище у себя. Патриарх, испросив у епарха отряд воинов, пошел в пустыню, и частью изгубил, частью разогнал отшельников. Это происходило около 398 года. Чет. Минея в Житии св. Иоанна Златоустог о, 13 ноября. (Or. Chr. II col. 406). Мес. В. 9 июля. Преп. Антония Печерского Киевского, начальника монахов в России. Из Любеча, постриженник Афонской горы. В Киев прибыл в 1013 г., преставился в 1073 года, имея 90 лет от роду. Чет. Минея. (Воскр. Чт. 1838. 125). В службе два канона. Пренесение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персиды в царствующий град Москву. Она прислана Аббас-Шахом в дар патриарху Филарету, в 1625 году, в царствование Михаила Феодоровича. Две части ее находятся в С. Петербурге, одна в придворном Большом Соборе, другая – в Петропавловском. Остальная часть хранится в Московском Успенском Соборе. Чет. Минея. Дни Богослужений В. Ц. И. Служба сочинена Крутицким митрополитом Киприаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Он пользовался таким всеобщим уважением, что многие язычники обещались принять христианство , если Драконтий будет епископом. Но смиренный инок считал себя недостойным высокого сана; едва принял посвящение, как поспешил скрыться в пустыню. Убеждая Драконтия возвратиться к его служению, Афанасий пишет: «Не ты один поставлен из монахов, не ты один настоятельствовал в монастыре или любим был монахами. Знаешь, что и Серапион монах, и притом настоятельствовал над великим числом монахов. Небезызвестно тебе, скольких монахов был отцом Аполлон; знаешь Агафона; не неизвестен тебе Аристон; помнишь Аммония, странствовавшего с Серапионом; слышал, может быть, о Мовите, в верхней Фиваиде; можешь осведомиться о Павле в Латополе и о других. Они, когда были поставлены, не прекословили, но, взяв в образец Елисея, зная, как поступил Илья, наученные примером учеников Христовых и Апостолов, приняли на себя попечение, а не пренебрегли священнослужением и не соделались худшими самих себя, но паче и паче ожидают награды за труд, – и сами преуспевая и других увещевая к преуспеянию. Сколь многих отвратили они от идолов, сколь многих убедили отстать от сего демонского обычая, скольких рабов представили Господу? Не верь тем, которые говорят, будто бы епископство – повод ко греху и доставляет случай грешить. И быв Епископом можно пребывать в алчбе и жажде, подобно Павлу ( 2Кор. 11, 27 ). И ты можешь не пить вина, как Тимофей, и ты можешь часто поститься, как делал Павел, чтобы подобно ему, постясь таким образом, насыщать других словом, и терпя жажду и воздерживаясь от питья, напоевать других учением. Знаем и епископов постящихся и монахов ядущих; знаем и епископов не пьющих вина и монахов пиющих; знаем и епископов, творящих знамения, и монахов, не творящих. Где бы кто ни был; да подвизается везде; венец дается не по месту, а по деяниям». Драконтий повиновался убедительному призыву св. Афанасия. Будучи епископом, он мог удовлетворить своей любви к пустыннической жизни, так как один из главных приютов иночества, гора Нитрийская – была частью его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Однажды авва Сурус, сказал он, авва Исаия и Павел... Но в конце статьи об Еллине и в русском переводе видно, что предыдущее рассказано Коприем; далее автор Истории монахов говорит о пресвитере Апеллесе в Верхней пустыне, который рассказал им о чудотворце Иоанне, затем пишет о Пафнутии, скончавшемся в окрестностях Ираклеи фиваидской, которого Бог уподобил сперва флейщику, потом старшине ближнего селения и наконец купцу, о чудотворце фиваидском Питирионе, об Евлогии пресвитере, узнававшем, с какими мыслями монахи приходили к причастию, о настоятеле фиваидского монастыря Исидоре, который пускал в монастырь только тех, которые желали навсегда в нем остаться и братия коего все совершали знамения, о Серапине Арсинойском, игумене десяти тысяч монахов, о фиваидских мучениках Аполлоние и Филимоне, которых мощи путешественники лобызали, о Диоскоре Фиваидском, отце ста монахов, о Китрийских монахах, о пустыне Келлий (в греческих рукописях и русском переводе в гл. 60 Нитрия и пустыня Келлий слиты и сбиты, лучше изложена эта глава в переводе Руфина, снеси Созомена 6, гл. 36), об Аммоне, отдававшем свои келлии приходящим вновь братиям, а себе строившем другие, и братьях его Диоскоре, Евсевии и Евфимии, о Дидиме старце (не слепце писателе, а о другом), который наступал на змей и скорпионов безвредно и ногами растаптывал их, о Крониде (по иным спискам не верно: о Корнилии), стадесятилетнем чрезвычайно смиренном старце, ученике преподобного Антония, о Макарии ученике Антония, т. е. Египетском или Скитском 2 , об Аммуне Нитрийском, после брака жившем в целомудрии с женою, как с сестрою, коего кончину видел св. Антоний (русский перевод Лавсаика гл. 8), о Макарии Городском, о Павле Простом, об Аммоне пресвитере, точнее Пиаммоне, на берегу моря недалеко от Диолка, видевшем Ангела, во время службы записывавшего приходящих в церковь (русский перев. гл. 63), об Иоанне чудотворце в Диолке и наконец о восьми бедствиях, угрожавших путешествовавшим по Египту монахам, в числе коих был и писатель этой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Три исследованных нами текста предоставляют достаточно данных, чтобы попытаться истолковать основные проблемы социальной истории монашества в Египте IV в., отойдя от некоторых сложившихся стереотипов и, в свою очередь, предложив новые модели для их интерпретации. Во-первых, следует признать, что для описания социальной организации монашества двух – (отшельничество, киновия), трех – (отшельничество, киновия, лавра) и даже четырехчастная (отшельничество, киновия, скит, лавра) схемы не являются удовлетворительными, поскольку упускают множество деталей и нюансов. Предложенная нами типология, наверное, тоже не совершенна, но, по крайней мере, она помогает рассмотреть многообразие организационных форм раннего монашества более детально. К тому же, необходимо учитывать и «уникальные» случаи монашеской организации, к каковым мы относим монашеский комплекс на Нитрийской горе, монастыри аввы Аполлона и Ора, монастырь аввы Исидора, данные о которых мы исследовали отдельно. Но, если монашеский комплекс в Нитрии мы можем признать уникальным для Египта IV в., то другие примеры могли иметь какие-то аналогии, сведения о которых просто не сохранились. Историк как правило работает только с тем, чему посчастливилось уцелеть. Мир раннего монашества по своим внешним формам жизни в IV в. был еще очень подвижен и, наверное, мало кто возьмется ныне с этим спорить. Но по счастью агиографические тексты оставили нам и уникальные сведения о том, по каким моделям шел процесс изменения монашеской организации. Как видно из анализа данных, основной отправной моделью для последующего развития была та форма монашеской жизни, которую мы обозначили как «малая община», причем в одной из ее модификаций («старец» – его ученики). Именно она, как нам представляется, была ключевой при переходе от ранней, неорганизованной или слабо организованной стадии монашеского движения к последующей, более организованной и структурированной. Важную роль в этом процессе играли «старцы», монахи первого поколения (младшие современники преп. Антония), цементируя во многом хаотический процесс начального этапа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

99 Гийомон отмечал в высшей степени биографический характер этой главы и практи­чески полное отсутствие чудес в ней, кроме одного, когда Евагрий, забыв ключи, молитвой ко Господу отворил закрытые двери церкви – Guillaumont, 2004. Р. 16. 100 См. Draguet, 1944–1945; Draguel, 1947. Относительно «пахомианских» глав в «Лавсаике» еще Грюнцмахер [Grünzmacher, 1896] и Ладёз [Ladeuze, 1898] высказали мнение, что описание киновий у Палладия противоречит другим известным источникам о преп. Пахомии, включая его Правила. В. Буссет, опираясь на их мнение, пола­гал, что информацию, данную в «Лавсаике», следует отбросить и изучать другие источники о пахомианах. Однако Алькен [ Halkin, 1930] показал, что ряд текстов, рассматриваемых Буссетом в качестве достоверных, восходят к тем же источникам, которые в целом согласуются с данными «Лавсаика». Кратко об этой дискуссии: Bartelink, 1974b). Р. 357. 101 См. напр., описание знамений в Риме накануне проскрипции в IV книге «Граждан­ских войн» Аппиана (IV, 4). А. Гийомоп приводит в качестве примеров античных текстов, содержащих чудеса (что в то же время не отменяет их исторической цен­ности), «Жизнеописание Аполлония Тианского» Флавия Филострата и «Жизнь Пифагора» – Guillaumont, 2004. Р. 15, n. 17. 104 Bartelink, 1974b. P. XVIII–XX. В качестве одного из критериев достоверности главы о нитрийских монахах К. Морман считает относительную немногочисленность рассказов о чудесах и дьявольских наваждениях, приводимых в ней. Относительно Серапиона – вопрос более сложный. Даже если предположить, что К. Морман в данном случае нрава, нельзя отрицать ценности рассказа о Серапионе для прояснения аскетического типа странничества в общей типологии египетского монашества, а также игнорировать сведения о распространении манихейства в Греции, содержа­щиеся в этом рассказе, о чем мы уже упоминали. 106 Полякова в целом повторяет свой взгляд на «Лавсаик» в приложении к своему переводу-антологии византийских житий [Полякова, 1972. С. 246–273], однако указывает, что источник содержит некоторые непривычные для данного жанра шутливые ноты, приводя в качестве примера эпизод беседы Палладия и преп. Иоанна Ликопольского [Там же. С. 265].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ НИТРИЙСКИЙ (IV в.), егип. подвижник. Сведения о нем содержатся в «Лавсаике» . А. Н. происходил из купцов и стал монахом в преклонном возрасте. Поскольку он не мог уже выучиться ни ремеслу, ни искусству письма, он подвизался в Нитрии следующим образом: на свои средства покупал в Александрии вещи и лекарства, необходимые монахам, и, обходя мон-ри, раздавал их больным инокам. Перед кончиной А. Н. убедил др. монаха продолжать это служение. Ист.: Палладий. Лавсаик. С. 30-31; Palladius. Lausiac. XIII. А. А. В. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75668.html

Об Аполлонии (13.1) Некто по имени Аполлоний , из торговцев, отрекшись от мира и поселившись в горе Нитрийской, не будучи в состоянии ни искусству научиться, ни в письменном упражнении достичь совершенства, будучи уже в зрелых летах, живя в горе двадцать лет, имел такой подвиг. Из собственных средств и собственных трудов покупая в Александрии все лекарства и келейные потребности, доставлял всей болящей братии. (13.2) И можно было видеть его с раннего утра до девятого часа обходящим кельи 68  и входящим в каждую дверь: не лежит ли кто в болезни. Приносил он изюм, фанаты, яйца, пшеничный хлеб, в которых нуждались болящие. Такое полезное себе обрел жительство в старости. Скончавшись, он оставил свои пожитки подобному себе, прося его совершать это служение. Ибо, поскольку пять тысяч монахов жило в горе, нужда была в таковом присмотре по причине пустынности места. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 Graec. affect. curatio, s. IV. p. 580. Edit. Cramoisy. Ср Евсевия: Ргаер Ev I. IV. с. 2. in Patr Curs Compl. t 21 р. 236 sqq. u bo многих других местах. 14 Contr. Hierocl c 4 I c.p. 801. Филострат писал эту биографию по просьбе императрицы Юлии, жены Александра Севера, которая умерла в 217 г., следовательно, спустя более ста лет после смерти Аполлония. 33 Chastel: Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " Orient, Paris, 1850 p 110. 35 " τν μω ν ουσκευν πεποιημνος« как называет его Евсевий, Praep. Evang V, 5 in Patr Curs. Compl. t.21, p.328 46 Praep Ev 1, 1 I c p 24; Dem Ev proem I c p 13. Этот Феодот был, вероятно, лаодикийский упорный арианин см. Euseb II F VII, 32, Theodor II E 1,5; conf. Селье, I c p 227. 67 Praep. Ev. X, I. c. p. 765 sqq. Евсевий указывает, что и алфавит греческий произошел от еврейского. 71 «Несправедливо было бы – приведем здесь замечание св. Кирилла Александрийского – указывать, как на подобное явление, на несогласия, ереси и расколы у христиан. У христиан все свящ. Писатели, которых писания составляют источник христианского вероучения, согласны между собою. А если потомки, не поняв истин, завещанных им предками, уклонились от них, то разве виноваты в том последние?» Contr inl I, 29. Edit. Aub. 88 Ibid I VProoem I c p 337. Подробнее о языческих прорицалищах Евсевий рассуждает в Praep. Ev. II, IV-VI. 96 В 1839 году англичанином Таттамом отыскан был в одном нитрийском монастыре сирский перевод сочинения « περ τς θεοφανας» и издан сначала в Лондоне в 1842 году один; а потом в следующем 1843 году вместе с английским переводом в Кембридже. См. Patr.Curs.Compl. t.24 p.607–608. Но, по замечанию Анжело Маия этот сирский список « περ τς θεοφανας» не полон, но весьма сокращен переводчиком. Ibid p 691–692. 98 См. в Patrol.Curs.Covpl. t.22 p.1261. Ср. Гэнелля, I c p 3 u Herzog’s Real-Encyklopadie, t.4 h.237. 101 Блаженный Иероним дает, впрочем, о числе книг Евсевиева сочинения против Порфирия не одинаковые показания; ибо в книге «о знаменитых мужах» показывает тридцать, а в послании к Магиу двадцать пять. Ср. Гэнелля I c p 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

644 Ως δ προσμενεν τας δεσεσιν (cap. 1, 32)/in orationibus die noctuque persistens (cap. 1,4:1). 645 πτ ον μρας γκλεσας ατν καταμνας, ... ατς ες τερον κελλον τ δεσει σχλαζεν (cap. 21,17). 646 Τ δ βδμ μρ εσελθν ... ηξατο σν ατος κα ναστντες ερον ατν ες κρην μεταβλθεσαν (ibid.). 647 κλιναν τ γνατα ες προσευχν π τρτον (cap. 9,9)/fixit genua sua in terram deprecans dominum (cap. , 15). 648 δετο το Θεο γνωρισθναι ατ τνος τν κατορθωσντων γων εη ν μοιος (cap. 14, 2)/oraverit deum, ut sibi ostenderet, cui sanctorum similis haberetur (cap. , 1:2); ρτα τν Θev πλιν δηλωθναι ατ τνι τν γων ρα ν εη μοιος (cap. 14, 10)/rursus orabat dominum, ut sibi ostenderet, cui similis haberetur inter homines (cap. , 3:1). Интересно отметить заменяемость двух глаголов – в последнем из приведенных случаев в рукописях есть разночтение: в редакции v (=Codices Vindobonensis hist, gr.84, hist. gr. 10, Parisinus graecus 1532) вместо ρτα стоит δεθη – Festugière, 1961. P. 105. 649 См. и главе 10 (об авве Коприи) реплику по отношению к нему умирающего инока: δ δετο ατο κα κτευεν πρεσβεειν πρ ατο πρς τν Θεν (cap. 10, 17). Cp. у Руфина в главе о св. Амуне Нитрийском: adolescens quidam, qui morsu canis rapidi ictus in rabiem est, multis vinctus catenis ad eum deducitur prosequentibus eum parentibus suis et rogantibus pro eo (cap. ,2:1). κετετεειν имеет также значение «молиться Богу за кого-то» см. cap. 8, 17. 650 Речь идет об уподоблении ангельским молитвам пред престолом Бога, при этом προσκυνεν греческого текста может быть понято как поклоны Богу: θερουν δ μφτεροι τος γγλους σν τος δικαοις τ Θε προσκυνοντας. ς δ κα οτοι πεσντες μο π πρσωπον προσεκνησαν τ σωτρι (cap. 8,33)/vident etiam angelos dei et sanctos quosque adorantes dominum. Et cum haec videntes etiam ipsi adorassent deum (cap. , 8:6). 651 Cp. пример из 1-ой главы об отшельнике, пришедшем в монастырь: ποδεξαμνων ατν ελαβν τινων κα πιστν δελφν, ο ς πατρα γυσιον θεασμενοι νιψαυ τς ψεις ατο κα τος πδας κα εξμενοι τρπεζαν παραθντες (cap. 1,55)/quem ubi adesse senserunt servi dei, continuo procurrunt inohviam et velut angelum dei excipientes adorant, pedes lavant, ad orationem invitant (cap. 1,6:17). Как показывает рассказ про авву Ора (cap. 2), Аполлона (cap. 8 ) и Коприя (cap. К) ), ноги путникам мыл сам настоятель. См. напр., про авву Коприя: ς ον μς θεσατο, σπσατο κα περηξατο κα τος πδας μν νψας (cap. 10, 2)/is ergo cum vidisset nos et osculo salutasset atque ex more post orationem etiam pedes lavisset (cap. ,1:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Представим содержание чистого Лавсаика по синодальной греческой рукописи 165, писанной в 1345 году. После предисловий в ней следуют главы: 1 Исидор, 2 Дорофей, 3 Потамиена, 4 слепец Дидим, 5 Александра, 6 сребролюбивая девственница, 7–18 (7) 7 Нитрийские подвижники, 19–21 (8) Аммун, 22 (9) Ор (весьма кратко), 23–27 (10) Памва, 28 (11) Пиор, 29–34 (12) Аммоний, 35 и 36 (13) Вениамин, 37 и 38 (14) Аполлоний , 39 и 40 (15) Паисий и Исаия, 41 (16) Макарий, 42 (17) Нафанаил, 43 (18) Макарий Египетский , 44 и 45 (19) Макарий Александрийский , 46 (20) Марк, 47–49 (21) Моисей, 50–53 (22) Павел Фермийский, 54–59 (23) Евлогий и увечный, 60 (24) сказание Антония, 61 и 62 (25) Павел Простой, 63 и 64 (27) Пахон, 65 (28) Стефан, 66 (29) Валент, 67 (30) Ироп, 68 (31) Птоломей, 69 (32) Иерусалимская девственница, 70 и 71 Илия, павший и покаявшийся, и Дорофей, 72 (33) девственница Пиамун, 73 (34) Пахомий, 74 и 75 (35) Аффоний, 76 (36) оклеветанная девственница, 77 (37) юродивая девственница, 78 (38) Питирим, 79–82 (39) Иоанн Ликопольский с чистым сказанием, 83–86 (68) Посидоний, 87 и 88 (69 и 70) Серапион и Манихей, 89 (71) Домнин, 90 (72) Римская девица, 91–95 (73) Евагрий, 96 (74) Пиор, 97 (75) Моисей, 98 (86) Ефрем Сирин , 99 Павла, 100 (110) Евстохия, 101 (111) Венерия, 102 (112) Феодора, 103 (113) Осия (а не Усия), 104 (114) Адолия, 105 (114) Азионилла, 106 (116) Фотина 107 Савиниана, 108 (117) Азелла, 109 (118) Авита, 110 (87) Иулиан Едесский, 111 (89) Адолий, 112 (88) Иннокентий, 113 (98), Филором, 114 и 115 (102) Мелания старшая, 116 (103) Руфин, 117 (76) Хроний, 118 (77) Иаков, 119 и 120 (78) Пафнутий, 121 (79) Херимон, 122 и 123 два прочие умершие, 124 и 125 (80) Стефан падший, 126 (91) Елпидий, 127 (92) Энезий, 128 (93) Евстафий, 129 (94) Сисиний, 130 (95) Гаддан, 131 (96) Илия, 132 (97) Савватий, 133 (90) Авраамий, 134 и 135 (104) Мелания старшая, 136–138 (125) Сальвия, 139 (126) Олимпиада, 140 (127) Кандида, 141 (128) Геласия, 142 и 143 (81) Соломон, 144 (82) Дорофей, 145 (83) Диокл, 146 (84) Капитон, 147 (85) тщеславный отшельник, 148 (121) Аматалида, 149 (122) Таора, 150 (123) девственница и Коллуф, 151 и 152 (105) Мелания младшая, 153 (106) Альбина, 154 (107) Пиниан, 155 (108) Паммахий, 156 (109) Макарий и Константин, 157 158 (120) девственница, укрывшая Афанасия, 159 (129) Иулиана, 160 (130) рассказ Ипполита, 161 (131) Магистриан, 162 (99) Савериан в Анкире, 163 (119) Магн, 165 (100) Елеимон (милостивый монах), 166 дева, падшая и покаявшаяся, 167 и 168 (124) оклеветавшая чтеца, 169 и 170 (133) о брате, жившем с Палладием, то есть, об Палладии самом и обращение к Лавсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010