Севериан, епископ Гавалы (недалеко от Лаодикии Сирийской) (почил после 408 и ранее 425 г.), проходил свое служение в основном в Константинополе, куда прибыл для борьбы с еретиками 898 (а по словам церковного историка Сократа, чтобы подзаработать денег 899 ). Несмотря на то, что вначале Севериан был дружен со святителем Иоанном Златоустом , впоследствии он стал яростным его противником и участвовал в интригах, приведших к его осуждению. Этот факт привел к damnatio memoriae (проклятию памяти) Севериана и игнорированию его письменного наследия. Несомненно, он заслуживал лучшей участи. В свое время он был, по-видимому, учеником Диодора Тарсского и обнаруживает явную зависимость от него. Севериан проявил себя как защитник Никейского Символа, как опытный оратор (несмотря на свой гортанный акцент) и яростный полемист с манихеями, арианами, аполлинаристами, евномианами и духоборцами. Однако особенно он отличился как толкователь Священного Писания, о чем говорит Созомен : «По мыслям и по свидетельствам из Писаний [Севериан] казался лучше [Антиоха Птолемаидского]» 900 . Лишь некоторая часть внушительного экзегетического наследия Севериана сохранилась в катенах. Согласно Геннадию Массалиоту (конец V в.) Севериан «был образованным в Божественном Писании и замечательным проповедником» 901 . По свидетельству того же автора Севериан написал толкование на Послание Галатам, которое, впрочем, не сохранилось. Из подлинных экзегетических трудов Севериана сохранились пространные фрагменты Комментариев на Послания апостола Павла 902 . Большая часть этих фрагментов представлены в двух рукописных вариантах. Первый содержит в себе текст Павловых Посланий, к которому примыкает краткое толкование, а второй представляет собой парафраз с экзегетическими вкраплениями. К. Штаб считает, что оба варианта восходят к Севериану 903 . Сохранились также значительные по объему фрагменты Толкований на Деяния апостолов 904 . Отдельные экзегетические отрывки приписываются Севериану также в Толкованиях на Восьмикнижие (в катенах), на Псалтирь (в катенах), на Книгу Иова, на Евангелие от Матфея 905 и на Соборные Послания 906 . Основной объем его сочинений составляют экзегетические беседы на различные места, отрывки, лица и темы Ветхого и Нового Завета. Собственно именем Севериана надписаны только гомилии на Богоявление (Ες τ Θεοφνεια) 907 и О мире (Περ Ερνης) 908 . Большая часть его бесед сохранилась в псевдоэпиграфах под именем его непримиримого противника святителя Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ († 449), еп. Самосаты Коммагенской (юго-восток М. Азии). Во время Всел. III Собора присоединился к Иоанну Антиохийскому и блж. Феодориту , противникам свт. Кирилла Александрийского , и написал опровержение на его анафематизмы, о содержании к-рого можно судить из ответов свт. Кирилла (PG. 76. Col. 315-386). А. считал, что свт. Кирилл якобы возрождает ересь Аполлинария, еп. Лаодикии Сирийской . Из-за такого отношения А. к свт. Кириллу Александрийскому прп. Анастасий Синаит называет его «драконом, исполненным несторианского яда» (Hodegos. Сар. 22). Следует, однако, отметить, что позиция А. была довольно умеренной: он, в частности, подчеркивал, что надлежит осуждать тех, кто считает Христа простым человеком (греч. ψιλν νθρωπον), и приветствовал примирительное послание свт. Кирилла «Да радуются небеса». А. приписывают 10 посланий к Александру, еп. Иерапольскому , еп. Иерапольскому, и др. епископам Востока, сохранившихся в лат. переводе, письмо к Раввуле , еп. Эдесскому, на сир. языке и фрагменты на греческом. Соч.: CPG, N 6373-6385; Epistulae//PG. 84. Col. 649, 669, 672, 691, 704, 713, 717, 719; Fragmenta varia//Ibid. 89. 292; Baumstark A. Ein Brief des Andreas von Samosata an Rabboula von Edessa und eine verlorene dogmatische Katene//Oriens Chr. 1901. Bd. 1. S. 179-181. Ист.: Anastasius Sinaita. Hodegos//PG. 89. Col. 291-294. Лит.: Le Quien M. OC. T. 2. Col. 935; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 194, 223, 228; Jugie M. André de Samosate//DHGE. T. 2. Col. 1604-1606; Bardenhewer. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1924. Bd. 4. S. 249-250. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/115238.html

Нек-рые из них были идентифицированы как произведения Севериана Габальского , выдающегося проповедника кон. IV - нач. V в. (среди проч. автора гомилий на «Шестоднев», весьма популярных в Византии и слав. мире). Свт. Иоанн Златоуст. " Беседа 4 на Первое послание к Фессалоникийцам " (Vatop. 327. Fol. 222 v, 1335 г.) Свт. Иоанн Златоуст. " Беседа 4 на Первое послание к Фессалоникийцам " (Vatop. 327. Fol. 222 v, 1335 г.) Особое место в лит-ре этого периода занимает Синесий Киренский - поэт, оратор и философ. 9 гимнов Синесия, посвященных Божеству, написаны на архаизирующем диалекте, подражающем пиндаровскому, что не мешает им быть образцом жанра оды, к тому времени почти исчезнувшего. Для понимания духовной атмосферы эпохи очень важны письма Синесия. Эксперименты с облечением христ. богословия в классическую поэтическую форму продолжил Нонн Панополитанский , написавший после 431 г. гекзаметрический парафраз Евангелия от Иоанна. Однако, поскольку тот же Нонн известен как автор большой поэмы о деяниях Диониса, не исключено, что мы имеем дело скорее с интеллектуальной игрой, чем с серьезным предприятием, подобным переложению Псалтири Аполлинарием (младшим) , еп. Лаодикии Сирийской, или несохранившемуся переложению Евангелий имп. Евдокии . Неск. авторов V в. вслед за Евсевием Кесарийским посвятили свои сочинения церковной истории. Сократ Схоластик описал события с 305 по 439 г., привлекая большой документальный материал. Сократ сформулировал нек-рые принципы своего жанра: объективность как цель церковной историографии, что объединяет ее с историей, и точные указания на источники, что было свойственно античной историографии в гораздо меньшей степени. Для Сократа характерно осознание тесного переплетения и взаимозависимости церковной и политической истории, в т. ч. и на лит. уровне; по его словам, он опасался наскучить читателю рассказами лишь о спорах епископов и об их борьбе с еретиками, а потому ввел в свое произведение повествования о войнах и проч. политических событиях. Это означало большее, по сравнению с Евсевием, сближение церковной истории с традиц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Введение «Толкование на Евангелие от Иоанна» (CPG 5208), самое масштабное творение свт. Кирилла Александрийского и один из самых объёмных патристических комментариев на четвёртое Евангелие, не избежало участи многих письменных памятников христианской древности. Из 12-ти книг этого трактата целиком сохранились книги 1–6 и 9–12, но книги 7–8, охватывавшие толкование на Ин.10:18–12, 48 , утрачены, и лишь отчасти восстанавливаются по вторичным источникам, прежде всего – по экзегетическим катенам. Ж. Обер в 4-м томе своего собрания творений святителя (1638 г.) издал фрагменты этих книг 1 по рукописи парижского собрания (Paris. Suppl. gr. 159, 14 в.) 2 . Они были воспроизведены в «Греческой патрологии» Ж.-П. Миня (1864 г.) 3 с дополнениями из 3-го тома «Новой библиотеки» А. Маи (1844 г.), где были представлены ещё несколько схолий по рукописям Ватиканской библиотеки 4 . Ф. Пьюзи, автор единственного в настоящее время полного критического издания «Толкования на Евангелие от Иоанна» (1872 г.) 5 , для 7–8 книг использовал доступные ему греческие катены рукописных собраний Парижа, Москвы, Афона и Оксфорда 6 , добавив к ним несколько сирийских фрагментов 7 . Он также устранил ряд схолий, заимствованных в катены из других творений святителя, прежде всего из «Сокровища» 8 . Издание Ф. Пьюзи было дополнено несколькими позднейшими публикациями. По наблюдениям Й. Ройса, авторитетнейшего исследователя греческих катен, Ф. Пьюзи воспользовался катенами на Евангелие от Иоанна только четырёх выделенных им типов (A, B, E, F2), оставив неучтёнными ещё три (C, D, G) 9 . Изучение рукописной традиции позволило немецкому учёному открыть 21 новый фрагмент «Толкования». Три фрагмента были им изданы по рукописи Athon. Laur. B 113 (11 в.) в журнальной публикации 1944 г. 10 , а в 1966 г. в собрании катенарных фрагментов на Евангелие от Иоанна кроме них были воспроизведены ещё 18 по рукописи Vallic. gr. E 40 (10–11 в.) 11 . Издатель высказал убеждение, что все эти дотоле неизвестные тексты, за исключением 21-го фрагмента, текст которого в нескольких рукописях приписывается Аполлинарию Лаодикийскому, принадлежат свт. Кириллу Александрийскому , притом с большой вероятностью составителями катен они были взяты именно из «Толкования на Евангелие от Иоанна», а не из других его творений 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Амвросий Медиоланский Аммиан Марцеллин Аммон, основатель монашества Аммоний и Зотик Аммоний, философ Амр ибн Матта Тирханский (XIV в.) Амр ибн Сад, эмир (VII в.) Амфилохий Иконийский Амфилохий, Псевдо Ананишо – см. Энанишо Анастасий I, византийский император Анастасий Синаит Анастасий, друг Дионисия в.) Андрей Самосатский Андрей, автор трактата по грамматике (X в.?) Андрей, апостол – см. Деяния Матфея и Андрея Андромеда Андроник и Афанасия Андроник, хронист Анна Антипатр из Бостры Антоний (Антун) Ритор (Тагритский) (IX в.) Антоний Великий – см. также» Житие св. Антония» Антоний Византийский Антоний Тагритский – см. Антоний Ритор Анфим, патриарх Константинопольский Аполлинарий Лаодикийский Аполлоний св. Арефа(Харит), мученик Арий Аристид – см. Апология Аристида Аристотель Аристотель, Псевдо Аркадий, еп. Кипра Армоний – см. Гармоний Архелид Асила, еп. Расаина (VI в.) Асклепий Асколий – см. Асила Ассемани (Assemanus) Илия и Ассемани, Иосиф Симеон Асуана Аттик, патриарх Константинопольский Афанасий I Гамала, сир. патриарх (594/595−630/631) Афанасий II из Балада, сир. патриарх (683/4−686/7) Афанасий Баладский – см. Афанасий II, сир. патриарх Афанасий Великий (Александрийский) Афанасий Великий , Псевдо Афанасий, священник Нисибинский – см. Афанасий II, сир. патриарх Афраат (Иаков, Афрахат, Персидский мудрец) (IV в.) Афрем – см. Ефрем Афтония – см. Иоанн бар Афтонья Ахикар (Хикар) – см. История Сеннахерима Ахрон – см. Аарон Ахудеммех, 16 еп. Тагритский, мафриан (VI в.) Бавай I, католикос Востока (498−503) Бавай бар Несивнайе 17 (Малый), основатель Малого монастыря на Изле (VII в.) Бавай Великий (Рабба), настоятель Великого монастыря на Изле (после 628) Бавай из Гевилты (VIII в.) Бавай Малый– см. Бавай бар Несивнайе Бавай Старший – см. Бавай Великий Бавой (Бавуай), католикос Востока (457−484) Баву Нисибинский Баддай из Аргула, св. 19 Балай (Балей) (V в.) Балаш, шаханшах Балей – см. Балай Бар Али – см. Ишо бар Али Бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Бар Саливи – см. Дионисий бар Саливи Бар Шушан – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

34 Сократ Схоластик. Церковная история. С. 242. Ср. у Созомена: Диодор оставил “много книг собственного сочинения, в которых он толковал Священное Писание буквально, избегая умозрений”. — Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. С. 548. 35 См. наблюдения на сей счёт в кн.: Young F. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997. P. 174–175, 177–180. 36 Ср. суждение: “Antiochene exegesis was not exclusively literalist”. — Simonetti M. Biblical Interpretation in the Early Church. Edinburgh, 1994. P. 67. 37 Диодор “выдвигал на первое место элемент общепонятного и простого исследования Библии, которого недоставало Оригену. В своём стремлении раскрыть чистый историко-грамматический смысл Священного Писания он со всею решительностию выставлял законы языка и исторические условия как самые надёжные и верные факторы в понимании святых книг”. — Леонардов Д. Учение святителя Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии//Вера и разум. 1912. 3. С. 347. 41 У них можно найти указание по крайней мере на 10 сочинений Диодора. См. Bri–re M. Quelques fragments syriaques de Diodore, evque de Tarse (378–394?)//Revue de l’Orient chremien. 1946. T. 10. P. 236–238. 49 Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 167–168. См. также: Quasten J. Patrology. V. 1. The Beginnings of Patristic Literature. P. 206–207. 50 Спиридонов Д. К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикийским//Христианское чтение. 1910. Т. I. С. 259 и сл. 55 Наиболее полное издание (на греческом, латинском, сирийском, армянском языках) с частичным переводом на немецкий язык см. Abramowski L. Der theologische Nachlass des Diodor von Tarsus//Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 42. 1949. S. 19–61. Значительную часть перевёл Н. Фетисов. 57 См. Jugie M. La doctrine christologique de Diodore de Tarse d’apr–s les fragments de ses oeuvres//Euntes Docete. V. 2. 1949. P. 171–191. 58 См. Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. V. I. London-Oxford, 1975. P. 352–360. Вообще этот учёный полагает, что Диодор занимал особое место в традиции антиохийского богословия, представляя, как и Евсевий Емесский, “разделяющую христологию типа Логос-плоть” (a divisive christology of the “Logos-sarx” type) и тем самым отличаясь от Феодора Мопсуестийского и Нестория — ярких и крайних представителей типа “Логос-человек”. Возражение на эту точку зрения см. в кн. Hebart F. Zur Struktur der altkirchlichen Christologie. Studien zur Vorgeschichte des Chalcedonense. Heidelberg, 1973. S. 328–364.

http://pravmir.ru/diodor-tarsskiy/

Укажем некоторых наиболее известных «ересиархов» этой эпохи. Сирийский грек Аполлинарий Лаодикийский (t 390 г.), в свое время яростный противник арианства, утверждал, что человеческая природа во Христе не была совершенной. По словам Аполлинария, разумную человеческую душу в Господе заменило Божественное Слово. Антиохиец Несторий († 451 г.), последователь Феодора Мопсуестийского, «вместо признания во Христе человеческой природы с Божественною личностью постоянно предполагает связь человеческой личности с Божеством. […] Божество не родилось от Марии, а как бы прошло чрез Нее, Оно не страдало вместе с человечеством, но в страждущем человеке оставалось бесстрастным. Такие утверждения возможны при условии, если человечество имело бы собственный центр, особую личность». 20 Мы видим, что, в отличие от Аполлинария, в Антиохийской школе, «отразившей в своих философских тенденциях аристотелизм и семитскую остроту полярности Бога и мира», 21 провозглашается полное человечество Господа. «Если великие экзегеты Антиохии – Диодор Тарсский, Феодор Мопсуестийский, Несторий и даже Феодорит Киррский – настаивали на полноте человечности исторического Иисуса, то понимали они ее не просто отличной от божественности, но мыслили эту человечность «автономной» и персонализированной. «Обожившись», Иисус никак не мог остаться человеком «по-настоящему» ; Он должен был оставаться просто сыном Марии, коль Ему надо было быть невежественным, страдать и умереть». 22 Своеобразной реакцией на несторианство было монофизитство, создателем которого явился константинопольский архимандрит Евтихий, которого, как говорилось выше, поддержал епископ Александрийский Диоскор. «Александрия с ее платонизмом привлекала души народностей, чуждых какому бы то ни было позитивизму и склонных к мистическому благочестию. Антиохийская школа, по аналогии с нашей современностью, сложилась в мировоззрение, приемлемое для рационализирующей интеллигенции. Монофизитский же отрыв от космической реальности и полет религиозного чувства в спиритуалистическую небесную даль показался более привлекательным для широких и разнообразных народных масс. Поэтому для Церкви борьба с Несторием не потребовала и 20-ти лет, а борьба с монофизитством заняла 200 лет и даже вынудила Церковь к некоторым компромиссам. Несторианство увело из Церкви сотни тысяч ее приверженцев, а монофизитство – миллионы». 23 Монофизиты, в соответствии со стоическим учением, не допускали возможность смешения двух природ. Согласно их учению, человеческое начало во Христе было полностью поглощено божественным, так что страдающим на кресте оказывался не Богочеловек, а Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Аполлинарии» найдены статьи: АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.) АПОЛЛИНАРИЙ (ок. 453 - ок. 520 до 534 г.), еп. Валенции, свт. (пам. зап. 5 окт.) АПОЛЛИНАРИЙ (Клавдий Аполлинарий; II в.), еп. Иерапольский, апологет, свт. (пам. зап. 8 янв., 7 февр.) АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля) АПОЛЛИНАРИЙ († III в.), мч. Триестский (пам. зап. 6 дек.) АПОЛЛИНАРИЙ (1808-1864), игум. бузулукского в честь Преображения Господня монастыря АПОЛЛИНАРИЙ (младший; † 390), еп. Лаодикии Сирийской, еретик, сын Аполлинария старшего АПОЛЛИНАРИЙ (старший), пресв. Лаодикии Сирийской Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Аполлинарии.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВНОМИЙ [греч. Ενμιος], епископ Веррии Фракийской (кон. IV в.). Защитник тринитарных взглядов Аполлинария , еп. Лаодикии Сирийской. С именем Е. связаны 2 фрагмента из послания к некоему Зосиме. Они сохранились в позднейшей патристической компиляции «Учение отцов о воплощении Слова» (Doctrina Patrum. P. 309, 312). Судя по фрагментам, время жизни и деятельности Е.- 70-80-е гг. IV в. Сторонник Аполлинария, Е. считает, что Иисус Христос, «воплощенный из простого, стал составным» (σαρκωθες, λλ ξ πλο ϒϒονε σνθετος), а «не двухприродным» (ο ϒϒονε διφυς) и «у Него как у Единого одна природа, одно желание и одно действие» (μαν ατο δ σαφς ς νς τν τε φσιν κα τν θλησιν κα τν νρϒειαν). Своими оппонентами Е. называл отцов каппадокийцев (κατ τν τν Καππαδοκν), начавших развивать учение о двух природах во Христе. Сложно сказать, какое влияние могли иметь взгляды Е. на последующую христологию . Несомненно, близкие к его взглядам выражения можно найти у монофизитских и даже более поздних монофелитских авторов. Однако собственно имя Е. ни у кого из позднейших авторов, кроме составителя «Учения отцов о воплощении Слова» (VI в.), не обнаружено. Ист.: Lietzmann H. Apollinarius von Laodicea und seine Schule. Tüb., 1904. Bd. 1. S. 153, 276-277; Doctrina Patrum de incarnatione Verbi/Ed. F. Diekamp. Münster, 1907. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства

http://pravenc.ru/text/187232.html

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010