Следует отметить, что блаж. Иероним вообще был склонен к крайностям. К ним его влекли не только горячность темперамента и переменчивость нрава, но и поэтичность натуры, одаренной богатым воображением. Эти черты характера блаж. Иеронима проявились в его конфликте с Руфином, в результате которого бывшие друзья и единомышленники стали заклятыми врагами, о чем с грустью сетовал блаж. Августин в одном из своих посланий. Впрочем, данный конфликт подготавливался исподволь: блаж. Иероним и Руфин сдружились в молодости, когда душевная организация бывает гибкой и эластичной, но затем их пути стали расходиться. Руфин окормлялся у египетских (главным образом, нитрийских) подвижников и прошел школу богословской науки у знаменитого александрийского экзегета Дидима Слепца, а затем первый прибыл в Иерусалим, где, как говорилось, основал вместе с Меланией Старшей обители. Блаж. Иероним же подвизался первоначально в сирийской пустыне, а богословию обучался в Антиохии у Аполлинария Лаодикийского и в Константинополе у св. Григория Богослова. Когда блаж. Иероним, сопутствуемый давней подругой своей римской аристократкой Павлой, известной глубокой приверженностью аскетическим идеалам, а также многими другими лицами, прибыл в Иерусалим зимой 385—386 г. с намерением устроить здесь монастырь, он увидел, что «место занято». Иерониму и его сподвижникам пришлось довольствоваться Вифлеемом, что ранило и задело честолюбие Иеронима. Вследствие этого возникли напряженные отношения между ним и Павлой, с одной стороны, и Руфином и св. Меланией — с другой. Эта напряженность стала все более усиливаться по причине участия блаж. Иеронима в «антиохийской схизме», его ориентацией на св. Епифания Кипрского, довольно бесцеременно вторгавшегося на «каноническую территорию» Иерусалимской епархии, и пр. обстоятельствами. Наконец, напряженность разрешилась в конфликт во время т. н. «оригенистских споров», являющих собой типичный пример церковного искушения. Подробно см. вступительную статью к изданию: Saint Jeröme. Apologie contre Rutin. Ed. par P. Lardet//Sources chretiennes, N 303. Paris, 1983, p. 1—131.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

7). Трактат оказал значительное влияние на зап. учение о церковном Предании и отличии истинной веры от еретических учений. В. Л. принадлежат «Excerpta e sancto Augustino» (Извлечения из св. Августина - CCSL. 64. P. 199-231), касающиеся вопросов триадологии и христологии. Возможно, это именно то сочинение, к-рое В. Л. упоминает в 16-й гл. «Commonitorium». Собственно В. Л. принадлежит только вступление и заключение. Трактат состоит из 2 частей: 1-я направлена против ересей Ария и Аполлинария (младшего) , еп. Лаодикии Сирийской, 2-я - против ереси Нестория . Хотя В. Л. очень высоко ценил блж. Августина как догматиста и называл его «святой памяти епископом Августином» (Excerpta. Prol.), однако расходился с ним в учении о благодати и свободе и придерживался взглядов прп. Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского , настоятеля Леринского мон-ря. По-видимому, именно против В. Л. был направлен трактат Проспера Тиро Аквитанского «Responsiones pro Augustino ad capitula objectionum Vincentianarum» (Ответы в защиту Августина на Главы возражений Викентия), где он защищал учение блж. Августина о благодати и предопределении. Однако сами «Возражения» сохранились только в качестве цитат в сочинении Проспера. Возможно, В. Л. участвовал также в составлении «Objectiones Gallorum» (Возражения галлов) - трактата на ту же тему, против к-рого Проспер Аквитанский написал трактат «Responsiones pro Augustino ad capitula Gallorum» (Ответы в защиту Августина на Главы галлов). Учение Церковное Предание В. Л., ссылаясь на «многих преблагочестивых и преученых мужей», выделяет 2 критерия истинного церковного учения: авторитет Божественного закона (divinae legis auctoritas), или соответствие учения «каноническим книгам Писания»; Предание кафолической Церкви (Ecclesiae catholicae traditio - Common. 2, 29). Последнее необходимо потому, что возможно не только истинное, но и ложное толкование Свящ. Писания. Свящ. Писание следует толковать «согласно норме церковного и кафолического понимания» (secundum Ecclesiastici et Catholici sensus normam (regulam) - Ibidem).

http://pravenc.ru/text/158480.html

Следует отметить, что блж. Иероним вообще был склонен к крайностям. К ним его влекли не только горячность темперамента и переменчивость нрава, но и поэтичность натуры, одаренной богатым воображением. Эти черты характера блж. Иеронима проявились в его конфликте с Руфином, в результате которого бывшие друзья и единомышленники стали заклятыми врагами, о чем с грустью сетовал блж. Августин в одном из своих посланий. Впрочем, данный конфликт подготавливался исподволь: блж. Иероним и Руфин сдружились в молодости, когда душевная организация бывает гибкой и эластичной, но затем их пути стали расходиться. Руфин окормлялся у египетских (главным образом нитрийских) подвижников и прошел школу богословской науки у знаменитого александрийского экзегета Дидима Слепца , а затем первый прибыл в Иерусалим, где, как говорилось, основал вместе с Меланией Старшей обители. Блж. Иероним же подвизался первоначально в сирийской пустыне, а богословию обучался в Антиохии у Аполлинария Лаодикийского и в Константинополе у св. Григория Богослова . Когда блж. Иероним, сопутствуемый давней подругой своей, римской аристократкой Павлой, известной глубокой приверженностью аскетическим идеалам, а также многими другими лицами, прибыл в Иерусалим зимой 385–386 годов с намерением устроить здесь монастырь, он увидел, что «место занято». Иерониму и его сподвижникам пришлось довольствоваться Вифлеемом, что ранило и задело честолюбие Иеронима. Вследствие этого возникли напряженные отношения между ним и Павлой с одной стороны и Руфином и св. Меланией с другой. Эта напряженность стала все более усиливаться по причине участия блж. Иеронима в «антиохийской схизме», его ориентацией на св. Епифания Кипрского , довольно бесцеремонно вторгавшегося на «каноническую территорию» Иерусалимской епархии, и прочими обстоятельствами. Наконец напряженность разрешилась в конфликт во время так называемых «оригенистских споров», являющих собой типичный пример церковного искушения. Подробно см. вступительную статью к изданию: Saint Jérme. Apologie contre Rufin/Ed. par P. Lardet//Sources chrétiennes. 303. Paris, 1983. P. 1–131.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри (независимо друг от друга в Египте, Сирии и Палестине монашество возникает сразу в трех формах: отшельничество, скитское житие и общежитие.). Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенский Соборах . Соборность Церкви позволяет христианам все глубже постигать суть своей веры в разных аспектах святоотеческого богословия, подтверждаемого аскетическим опытом выдающихся подвижников. В это время как раз и возникает арианство — первая массовая ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256–336 гг.), который учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени, а не по сущности. I Вселенский Собор (325 г.) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом. Но императоры Констанций (337–361 гг.) и Валент (364–378 гг.) поддержали последователей Ария и подчинили им почти всю Церковь. Борьбу с этим модернизированным арианством до самого конца века вели святители Афанасий Великий и Великие каппадокийцы: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Григорий Нисский . С V в. начинается эпоха христологических ересей (о Лице Иисуса Христа), предтечей которых был Аполлинарий Лаодикийский († 390 г.) — богословствующий философ, участник I Вселенского Собора и борец против ариан, а с 346 по 356 г. — епископ Лаодикии Сирийской. С 370 г. он развивал очень рискованную христологию, согласно которой «Христос есть Логос в человеческой оболочке», т.е. воплощенный Божественный ум, а разумная часть человеческой души (т.е. человеческой природы) в Нем отсутствует. Учение это было осуждено на II Вселенском Соборе. Но вопрос об образе соединения двух природ во Христе оставался открытым. Новой попыткой решить его стало несторианство — христологическая ересь, названная по имени Константинопольского патриарха Нестория (428–431 гг.), который учил, что Деву Марию следует называть Христородицей, т.к. Она родила не Бога, а только человека Христа, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в Нем как в храме, т.е. две природы во Христе так и остались разделенными. Эта концепция раздельного и параллельного функционирования в Богочеловеке двух Его природ осуждена на III Вселенском Соборе (431 г.) по инициативе святителя Кирилла Александрийского . Однако выступление его против Нестория было поспешным и не очень внятным. Оно породило недоумение и раскол. Спасаясь от преследований, противники святителя Кирилла эмигрировали во враждебную Византии Персию (т.н. халдейские христиане) и на Соборе 499 г. отделились от Константинопольской Церкви, образовав собственный патриархат с резиденцией в городе Селевкия-Ктесифон (совр. Багдад). Далее см. «Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь».

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТЕЛ: μετενσωματσεις мн. Б469 19 ; в Тр порча, с метатезой: плоложе ни л т (S ) И321 21 . В Лет истоуканныи . ФЕОДОР, ПРЕСВИТЕР РАИФСКИЙ – пресвитер Раифского монастыря (в Аравии), видный христианский писатель. В цитируемой здесь «Книге о воплощении» (650 г.) дано подробное описание неортодоксальных учений первых веков христианства. БЕСКОНЕЧНОЙ: бескончни И321 24 на месте ντιθτου Б469 23 «противоположной». И322 ПАВЕЛ ИЗ САМОСАТЫ – сначала еп. Самосаты, потом – Антиохии, смещен императором Аврелианом в 271 г. Был близок к иудеохристианству: признавал в Христе только человеческую природу. От Павла Самосатского пошло название широко распространившегося на Востоке движения павликианства. ВЫСОКИЙ: высока (сп2 невысока ) на месте ψιλν вин. «простой». Откуда ? Возможны два предположения. Первое: порча в Тр невысока ; тогда в сп2 первоначальное. Заметим, что в ψιλς есть отрицательный оттенок, который отражен в Лет: хоуда . Второе предположение: смешение ψιλς с омофоничным поздневизант. ψηλς «высокий» (из классич. ψηλς). Порча в греч. кодексах по де Боору не отмечена. Христос назван высоким человеком также на И355. Ср. И358. АПОЛЛИНАРИЙ (310–390) – еп. Лаодикии Сирийской, ранний представитель монофиситства, признающий во Христе только божественное начало. ПОСЛЕ ЭТОГО: μεθ’ν в Тр с нимь – частая ошибка в переводе. См. И285 и др. ФЕОДОР МОПСУЕСТСКИЙ. Мысли Феодора Мопсуестского (V в.) являются исторической основой несторианства: две совершенные сущности (совершенное человечество и совершенное божество) не могут соединиться в одну. В Христе страдал только человек, который умер. БЕСЧИСЛЕННО АПОЛЛИНАРИЮ ПОМОГАЯ: бещисльно аполинарью помагаше вместо «рассуждая в противоположность Аполлинарию». Смещение в двух словах: на месте κ διαμτρου («противоположным образом») бещисльно , как если бы это было κ μτρου «сверх меры» (неучет приставки). Ср. также μτρως «бесчисленно». На месте φερμενος (зд. «рассуждая») помагаше , как если бы это было προσφερμενος «принося пользу». Интересно, что и переводчик XIV века увидел здесь последнее значение: от безмери , так что у него получилось: «от безмерия Аполинарьем поносим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аполлинарий же младший изложил Деяния и Послания апостолов, по подражанию Платону, в форме разговоров. Цель, с какой эти писатели употребляли столь различные роды стихосложения и речи, была та, говорит Сократ, чтобы никакие формы греческого языка не оставались неизвестными христианам. Сирия вторая. В провинции второй Сирии было 8 епархий, причем диоцезия каждой епархии имела средним числом 20,000 шагов (25 верст) в протяжении. Отделение провинции Сирии второй от Сирии первой совершилось при императоре Феодосие младшем. Апамея. Главным городом Сирии 2-й был город Апамея. Город этот находился при слиянии рек Оронта и Марсии, был основан Селевком Никатором и назван Апамеей в честь его супруги. Апамея была расположена на холме и хорошо укреп¬лена природою места. Город этот находился в самых дружественных отношениях с другими сирийскими городами: Антиохией, Лаодикией и Селевкией и в силу этого Страбон называет эти города сестрами. Основание епископской кафедры в Апамее возводится к временам апостольским. Первым епископом этого города был, по преданию, тот Аристарх, которого ап. Павел в послании к Колосянам называет своим соузником (IV, 10). Но так как город был богато украшен языческими храмами, то язычество в Апамее держалось долго и даже во времена Феодосия Великого христиане Апамеи не защитили епископа этого города Маркелла от нападения на него язычников, и он, за разрушение языческого храма, потерпел мученическую кончину. В окрестностях Апамеи было много монастырей. В пятом веке славился, как толкователь Ветхого Завета, епископ здешний Полихромий, младший брат Феодора Мопсуестского. Из малоазийских провинций смежных с Сирией ведению антиохийского патриарха подлежали Киликия и Исаврия, лежавшие в юго-восточном углу Малой Азии при Средиземном море. в) Киликия. Провинция Киликия лежала между Сирией и Исаврией, с севера ограничивалась горною цепью Тавром, а с юга омывалась Средиземным морем. Со времени Феодосия 11-го она делилась на две провинции – Киликию 1-ю и Киликию 2-ю. Киликия 1-я была западнее, ближе к Исаврии, Киликия 2-я восточнее, ближе к Сирии: в 1-й было 8. во 2-й 10 епископских городов. Природа Киликийской страны была гористая, жители по преимуществу занимались пастушеством. Национальным ремеслом в Киликии было делание шерстяных покровов для палаток, так как шерсть коз, многочисленные стада которых паслись на предгорьях Тавра, была для этих изделий особенно пригодна.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

14. Сочинения Аполлинария против Порфирия, по его словам, значительно превосходят все, написанное против него же Евсевием, да и рассуждения книг Мефодиевых 1274 по сравнению с ними представляются малозначительными. 15. Утверждает также, непонятно на каком основании, будто Аполлинарий был епископом, а Новат 1275 происходит из племени фригийцев. 16. Пишет еще, что родиной Валентиниана и Валента был Кибалис 1276 . 17. Говорит Филосторгий, что самыми прославленными из исповедников единосущия были Феодор, епископ Гераклеи Фракийской, и Георгий, епископ Лаодикии Сирийской 1277 , уроженец Александрии, до этого посвящавший себя занятиям философией. Согласно порядку времени за ними следовали старец Евстафий, заслуживший уважение простого народа и обладавший даром убеждать его, далее – Василий, Македоний Константинопольский 1278 , Элевсий, епископ Кизика 1279 ; с ними также пресвитеры Константинопольской церкви, Марафоний и Максимин. 18. Филосторгий, сравнивая Евномия и Аэция, из-за силы убеждения и неизменно готовых ясных ответов ставит выше Аэция. Казалось, у того все лежало на кончике языка. Однако Евномий превосходит его ясностью и стройностью учения, к тому же оно чрезвычайно доступно для понимания. Из девятой книги 1. Девятая книга истории повествует о необычайных чудесах, сотворение коих Филосторгий приписывает Аэцию, Евномию и Леонтию, а затем Кандиду, Евагрию, Арриану и Флоренцию, но особенно – Феофилу Индийцу, также и прочим, из тех, в ком неистовство безбожия бушевало с наибольшей яростью. Причем Филосторгия от подобного рода измышлений ни в коей мере не удерживает и не смущает вся их абсурдность. 2. По словам Филосторгия, Моисей, после того как он покарал язвами Яанния и Яамврия 1280 , предал смерти и мать одного из них. 3. Пишет еще, что Валент, возвратясь из Иллирии в Константинополь, удостоил особой чести Евдоксия 1281 . Посему Евдоксий все, обещанное Евномию, мог без труда исполнить, но не имел желания. Да и для Евзоя наступило благоприятное время, чтобы осуществить все решенное в их пользу Антиохийским собором. Но видно и тот и другой начисто забыли свои посулы: более того, Евзой принялся изобличать тех, кого прежде брал под защиту, и насмехаясь, в церкви именовал сторонников Аэция и Феофила Эфиопа «небоборцами» так, словно речь шла не о святости и вере, но о выборе красок и приемов. Евдоксий, в свою очередь, осыпал их бранью, так говоря посреди церкви: не зову их нечестивцами, чего они не жаждут услышать, дабы тем не приукрасить всю мерзость их отступничества, а зову – язвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий Новиков, Ростов-на-Дону 07 июля 2012г. 03:51 О том, что думал святитель Кирилл о наличии человеческой души у Христа, исследователи имеют различные точки зрения (напр., Алоиз Грильмайер считал, что святитель Кирилл сделал шаг к реальному диофизитству в своей христологии, признавая наличие человеческой души у Спасителя). В любом случае, говоря о человеческой душе у Христа (напр., в Толкованиях на Евангелие от Иоанна), святитель подчеркивает, что Христу свойственны страх, сожаление, печаль - в общем, эмоции, свойственные человеческой природе. То есть говорит о полноте человеческой природы во Христе. И человеческая душа в понимании александрийского святителя - это не ипостась. 07 июля 2012г. 22:26 Если признание человеческой души у Спасителя является признаком реального диофизитства, тогда диофизитами следует признать таких убежденных антихалкидонитов, как копты, армяне и сирийские яковиты, ибо все они отвергают ересь Аполлинария Лаодикийского и признают наличие у Христа человеческой души. И если эта душа не есть человеческая Ипостась Спасителя, то что же вообще следует понимать под таковой у простых смертных? Если Ипостась есть синоним индивидуального, личностного бытия, то что же делает его таковым, если не разумная, сознательная дуща, которая у каждого отличается неповторимым своеобразием, тогда как в физическом теле проявляется человеческая природа, общая для всех людей. Страх, печаль, сожаления суть именно душевные эмоции, тогда как человеческой природе свойственны голод, жажда, усталость и.т.п. И если православный христологический догмат признает Спасителя не только Совершенным Богом, но и Совершенным Человеком, то не предполагает ли это совершенство невозможность отсутствия у Христа того, что присуще всем людям, а именно-отдельной человеческой ипостаси? Василий Новиков, Ростов-на-Дону 09 июля 2012г. 19:58 > если православный христологический догмат признает Спасителя не только Совершенным Богом, но и Совершенным Человеком, то не предполагает ли это совершенство невозможность отсутствия у Христа того, что присуще всем людям, а именно-отдельной человеческой ипостаси?

http://bogoslov.ru/article/2655545

И о будущем наказании и о геенне он нелепо говорил, будто это не истинно, а сказано в виде угрозы, – для устрашения. Назывались они и евдоксианами от разделявшего ересь евномиеву – некоего Евдоксия, который, быв епископом константинопольским, поставил Евномия архиереем Кизика. Именовались они и аномеями, потому что говорили, будто Сын и Дух по существу не имеют никакого подобия со Отцем. Собор определяет предавать анафеме и савеллиан, получивших наименование от Савеллия ливийского, который был епископом Птолемиаиды Пентапольской, проповедовал смешение и слияние, ибо соединял и сливал в одно лице три ипостаси одного существа и божества, чтил в Троице одно триименитое лице, говоря, что один и тот же иногда являлся как Отец, иногда как Сын, а иногда как Дух Святый, преобразуясь и в разные времена принимая различный вид. Подобным образом собор подвергает анафеме и ересь маркеллиан, получившую название от ересиначальника Маркелла, который происходил из Анкиры Галатийской и был ея епископом, а учил одинаково с Савелием. Так же подвергает анафеме и ересь фотиниан. Эти еретики получили название от Фотина, который происходил из Сирмия и там епископствовал, а мыслил одинаково с Павлом Самосатским, именно: не признавал Святой Троицы, и Бога, Творца всего, именовал только Духом, а о Слове мыслил, что оно есть произносимое устами некое божественное повеление, служащее Богу к совершению всего, как какое-либо механическое орудие; о Христе же проповедовал, что Он – простой человек, принявший Слово Бога, не как имеющее существо, но как исходящее из уст, – и учил, что начало бытия Он получил от Марии. И другие очень многие нелепости говорил Павел Самосатский, которого низложил собор Антиохийский . Вместе с прочими собор подвергает анафеме и ересь Аполлинария. А этот Аполлинарий был епископом в Лаодикии Сирийской, и учил хульно о домостроительстве спасения; ибо говорил, что Сын Божий хотя и воспринял от Святыя Богородицы одушевленное тело, но без ума, так как Божество заменяло ум, и о душе Господа мыслил, будто она не имеет разума; и таким образом – и совершенным человеком Его не почитал, и учил, будто Спаситель имеет одно естество.

http://azbyka.ru/pravo/vtoroj-vselenskij...

   Ариане христологический вопрос оставляли в тени. Но для них он не представлял такой трудности, как для православных: соединение конечного Божества с конечным человеком мыслится легче, чем соединение бесконечного Бога с конечным человеком. Конечный человеческий дух подле конечного же божественного духа – Логоса – Сына не представлял в Лице Христовом и особенной надобности: человеческую разумную душу во Христе с удобством можно было заменить конечным божеством Христа. Так арианствующие и сделали, быть может, не сознавая всей исторической важности своего решения (как импульса к христологическому спору). Во всяком случае, Афанасий В. совершенно определенно говорит, что у ариан человеческая плоть во Христе была лишь внешним покровом божества, которое заменяло в Нем душу. И в самом деле, ариане первой генерации свою полемику с православными вели так, как будто о человеческой душе Христа не могло быть и речи. Во всех местах Св. Писания, где православные видели указание на человечество Христа, ариане видели указание на ограниченное божество. А какова была христология ариан второй генерации, это известно, напр., из символа Евдоксия и отрывков Лукия александрийского. Евдоксий говорит: «веруем во единого Господа воплотившегося, но не вочеловечившегося, потому что не душу человеческую принял Он, но стал плотию; не два естества, потому что Он не был совершенный человек, но вместо человеческой души Бог во плоти». Лукий писал: «Поэтому и вопиет Иоанн: Слово плоть бысть, т. е. сложилось с плотию, но не с душою. Если же Он имел и душу, то движения Бога и движения души были бы противоположны друг другу; ибо и Тот, и другая – самодвижны и определяют себя к различным действиям». Таким образом ариане высказались в смысле будущего монофиситства.    Со стороны православных уклонение в эту сторону первый сделал еп. лаодикийский Аполлинарий младший (называемый так в отличие от своего отца Аполлинария, пресвитера в той же Лаодикии сирийской), высокий литературный талант которого признавали и его догматические противники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010