Текст и перевод на французский язык см.: Briere M. Quelques fragments syriaques de Diodore. P. 253–272. 1148 Спиридонов Д. K полемике Диодора Тарсского c Аполлинарием Лаодикийским//Христианское чтение. 1910. T. 1. С. 259 и далее. 1153 Наиболее полное издание (на греческом, латинском, сирийском, армянском языках) с частичным переводом на немецкий язык см.: Abramowski L. Der theologische Nachlass des Diodor von Tarsus//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 42.1949. S. 19–61. Значительную часть перевел H. Фетисов. 1155 См.: Jugie M. La doctrine christologique de Diodore de Tarse d’apres les fragments de ses oeuvres//Euntes Docete. Vol. 2. 1949. P. 171–191. 1156 См.: Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. Vol. I. London; Oxford, 1975. P. 352–360. Вообще, этот ученый полагает, что Диодор занимал особое место в традиции антиохийского богословия, представляя, как и Евсевий Емесский, «разделяющую христологию типа “Логос-плоть”» (a divisive Christology of the «Logos-sarx» type) и тем самым отличаясь от Феодора Мопсуестийского и Нестория – ярких и крайних представителей типа «Логос-человек». Выражение этой точки зрения см. в кн.: Hebart F. Zur Struktur der altkirchlichen Christologie. Studien zur Vorgeschichte des Chalcedonense. Heidelberg, 1972. S. 328–364. 1157 См.: Greer F. A. The Antiochene Christology of Diodor of Tarsus//The Journal of Theological Studies. Vol. 17.1966. P. 327–341; Idem. The Captain of our Salvation. A Study in the Paristic Exegesis of Hebrews. Tübingen, 1972. P. 156–171; Young F.M. From Nicaea to Chalcedon. P. 194. 1162 Ср. одну цитату из толкования на 109-й псалом, который приводит Н. Селезнев. «Этот псалом относится к Господу нашему Иисусу Христу, Единородному и Перворожденному. Ибо Тот же Самый есть одновременно Единородный и Перворожденный, и не лишь с какой-то точки зрения, но с самых разных. Он Перворожденный по плоти, Единородный по божеству. Перворожденный, ибо Он от нашего рода, Единородный, поскольку Он от Бога. [Составляющих] две, однако – Один Сын и Один Господь. Этот псалом указывает на Него не потому, что Он Единородный, но потому, что Первородный. Ибо Он принял повеление пребывать рядом с Отцом, поскольку Он Первородный и Наследник. Из того же, что Он Единородный, ясно, что Он совечен [Отцу] и со-седящий на Престоле, имея по природе ту же честь и тот же Престол, что и Отец» (Селезнев Н. Указ. соч. С. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Борьба Диодора против арианства и язычества усложнилась известной “антиохийской схизмой”, когда две группы православных (“евстафиане” и “мелетиане”) не могли найти общего языка 19 . Впрочем, воцарение в 364 г. Валента породило новую волну гонений на православных, отодвинув на задний план их междоусобицу. Последовало очередное изгнание Мелетия, и вновь Диодор и Флавиан, теперь уже рукоположенные во пресвитеров 20 , противостояли арианствующим, которые, используя воинские отряды, разгоняли собрания “мелетиан”. Диодор, по словам блаженного Феодорита, “препираясь с еретиками как в частных домах, так и в общественных собраниях, легко разрывал их сети” 21 . Его (и, разумеется, Флавиана) поддержали известные сирийские подвижники — Афраат и Иулиан 22 . Когда последний пришёл однажды в Антиохию, «всё население города стекалось, и место военных упражнений (своего рода “Марсово поле” — здесь собирались православные, у которых ариане отняли все церкви. — А. С.) до отказа наполнилось собравшимся народом. Клеветники и изобретатели лжи были посрамлены, а питомцы благочестия — обрадованы и успокоены» 23 . Непреклонная защита Православия Диодором навлекла на него гнев императора и он был изгнан из Антиохии. Приблизительно в 372 г. он оказывается вместе с Мелетием в Армении. Здесь с Диодором знакомится святитель Василий Великий, который навсегда преисполняется глубоким уважением к светлой личности этого выдающегося антиохийца 24 . В Армении же Диодор, видимо, начинает борьбу и с недавно появившейся ересью Аполлинария Лаодикийского, будучи и здесь единодушным со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Можно отметить, что между Диодором и Аполлинарием было много общего: оба являлись людьми высокообразованными, яркими толкователями Священного Писания и непримиримыми противниками арианства 25 . Но на этом сходство между ними заканчивалось, ибо их богословское миросозерцание развивалось по расходящимся линиям, прежде всего в христологии. Необходимо сказать также, что Аполлинарий с начала 70-х гг. IV в. начал активную преподавательскую деятельность в Антиохии, занимаясь здесь преимущественно толкованием Священного Писания, а затем вмешался и в упомянутую выше “антиохийскую схизму”, поставив на кафедру этого главного города Востока своего ученика Виталия. Такое поставление чрезвычайно запутало и без того сложную ситуацию в сирийской столице, ибо здесь стало уже сразу три живых епископа: Мелетий, Павлин и Виталий 26 . Если учесть, что Диодор был одним из самых ярких сторонников Мелетия, то действия Аполлинария, углубившего церковный раскол, вызвали у него, естественно, самую негативную реакцию. Таким образом, серьёзные догматические и церковно-политические расхождения сделали столкновение Диодора и Аполлинария неизбежным.

http://pravmir.ru/diodor-tarsskiy/

Добравшись до Антиохии, он слег больным и вынужден был на некоторое время задержаться в этом мегаполисе, где находилась прославленная богословская школа. В Антиохии Иероним усердно занялся изучением греческого языка, чтобы углубиться в постижение Библии. В эту пору его руководителем в библейских штудиях на время стал Аполлинарий Лаодикийский, но Иеронима не увлекла его еретическая христология – он вообще не склонен был к спекулятивным умозрительным построениям, не имел интереса к философии и не был поэтому богословом-догматистом – Иероним ценил экзегетическую, или лучше сказать, филологическую технику и текстологическую критику Аполлинария. При знакомстве с сирийскими монахами блаженный Иероним был удивлен их горячей вовлеченностью в богословские споры, которую он находил неподобающей для отрекшихся от мира аскетов: «Стыдно сказать, из глубины пещер мы изрекаем осуждение вселенной. Валяясь во вретище и пепле, мы выносим приговоры епископам. Что делает дух власти под туникой кающегося! Вериги, рубище, длинные волосы – знаки не царской власти, а сокрушения и смирения» . В Антиохии, где параллельно существовали две православных общины, не имевших общения между собою: большая мелетианская и малочисленная павлинианская, православие и каноничность которой признавали в Александрии и Риме, – Иероним, как латинянин по происхождению, примкнул к Павлину, и тот рукоположил его в пресвитера. Перед посвящением он предупредил Павлина, что не склонен к пастырской деятельности, и все-таки тот пошел на этот шаг, так что Иероним стал, по характеристике А.В. Карташева, «странствующим и кабинетным пресвитером» . После того как при Феодосии Великом совершилось торжество Православия и посрамление арианства во всех его разновидностях, Иероним приехал в Константинополь, общался там с великими каппадокийцами Григорием Богословом и Григорием Нисским и от них усвоил интерес к сочинениям Оригена (не к сомнительной догматической стороне его наследия, но к его экзегезе) и усердно принялся за перевод Оригена на латинский язык. Затем он перевел «Хронику» Евсевия Кесарийского. В переводческом труде Иероним нашел свое призвание: обладая тонкой филологической интуицией и замечательным даром слова, он с увлечением всю жизнь занимался переводами.

http://pravoslavie.ru/49552.html

Легко себе представить, какие могли возникнуть смуты вследствие возвращения этих епископов, которые нашли свои кафедры замещенными их преемниками. В Александрии, правда, дело обошлось иначе: Афанасий, вернувшийся 21 февраля, нашел свою кафедру свободной. Но в Африке возвращение главарей донатистского раскола было настоящим бедствием, так что истинно-государственный человек, достойный этого имени, никогда не допустил бы такой разнузданности. К несчастью, государственный человек в Юлиане был порабощен сектантом. Каково бы ни было тайное намерение, обусловившее возвращение изгнанных епископов, оно в теории имело себе оправдание, да и на практике, если и сопровождалось печальными последствиями, то принесло и хорошие плоды. Но за этим возвращением последовали другие мероприятия, которые не оправдывались никакими соображениями веротерпимости. Христианский клир, освобожденный Константином от курии, вновь был в нее записан, и все его привилегии были уничтожены. У епископов была отнята гражданская юрисдикция 509 , дарованная им Константином. Немного позднее христиане были отрешены от должностей, какие они занимали при императорском дворе, в высшей администрации и в самой армии, насколько это только оказалось возможным. Наконец, христианским учителям запрещалось преподавание грамматики и риторики. Все эти меры, и в особенности последняя 510 , дали себя жестоко почувствовать. Запрещение христианам преподавать литературу и философию 511 задело знаменитых учителей. Викторин в Риме, Проэрезий в Афинах покинули свои кафедры; последний – не взирая на настояния Юлиана, который сделал бы исключение для него. Все образованные люди, какие имелись среди христиан, почувствовали себя подвергнутыми остракизму. Властью императора они оказались отторгнутыми от эллинистических преданий, от умственной культуры. Два христианина из Лаодикии Сирийской, оба Аполлинария, – отец и сын, – сделали попытку заменить авторов, которых исторгли из их рук, произведениями в стихах и прозе на сюжеты, заимствованные из библии и евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В исходе незаконченного Ефесского сражения потерял голову архиепископ царствующего града Несторий, а победителем вышел александрийский папа Кирилл. Их яркие лица в значительной мере объясняют такой исход. Но главное все-таки не в них, не в отдельных лицах. Настал момент неотложного решения для Церкви: какой курс догматической мысли она должна взять в споре о лице Богочеловека? А курс был разный, не в отвлеченной логической возможности, а уже в крепко сложившихся двух школьных направлениях ученой богословской мысли антиохийского и александрийского центров. После неудавшейся попытки нашего ученого историка прот. Иванцова-Платонова затушевать роль двух различных школ древнего вселенского богословия, надо признать бесспорным достоянием и нашей науки, вслед за инославной, признание глубокой философско-богословской разнотипности двух названных школ. «Несторий не один, — Несториев много!» — восклицал в 449 г. Диоскор Александрийский. Да, дело было не в Нестории, а в конфликте школ, разделивших весь Восток на две половины. При такой предпосылке скомкать вопрос и приглушить его вскрытие внешними прещениями, как это вышло в Ефесе 431 г., было мерой бесполезной. Жизнь потребовала разворачивания вопроса до конца. И, как известно, Ефес 431 г. был только «началом болезней». Если арианская лихорадка бурно трепала организм церковный долгих шесть деся-    тилетий то перемежающаяся лихорадка христологических споров растянулась на целых 250 лет, износила исторический организм церкви до явного утомления, расколола и умалила самую Византийскую империю; унесла из лона кафолической церкви миллионы душ в ереси и отняла у греческой державы весь иноплеменный окраинный восток. исказили еще ариане, для которых легко было сочетать два тварных начала во Христе. Ради единства личного самосознания они брали от человечества только «плоть», а «душу» заменяли тварным Сыном Божиим. По странному капризу судьбы великий столп никейства Аполлинарий из Лаодикии Сирийской, ополчаясь на ариан, впал в аналогичное им заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

di " olkonomian), и6о если бы душа или тело воистину страдали, Он не смог бы спасти мир». Евдоксий делает типично арианский вывод: «Пусть скажут нам они, как страдания могут быть единосущны Богу, царствующему над всем миром и неподвластному страданиям и смерти» (цит. из А. Грильмейера, см. выше). Здесь представлены все споры того времени вокруг учения о Христе: воплотился ли Сын Божий или вочеловечился (в Никейском символе: «ставшего плотью, сделавшегося Человеком»)? Есть ли у Христа человеческая душа или же Сын Божий заместил душу Собою? Две у Него природы или одна? Слово «природа» (греч. physis) может означать «сущность» так же, как ousia. Евдоксий проповедует составную природу, потому что только так он может объяснить спасительную силу смерти Иисуса. Оба ведущих антиохийских течения, поддерживавших Никейский символ, представленные Павлином и Мелетием, отличались от взглядов Евдоксия. Павлиниане верили, что Иисус наделен человеческой душой; а сторонник Мелетия Диодор доказывал, что у Него две сущности (этот богослов использует слово ousia) и что Он одновременно Сын Божий и Сын Давидов. Обе группы признавали никейское «ставшего плотью, сделавшегося Человеком». Относя слабости, страдания и смерть Христа на счет Его человеческой природы, они могли противостоять сильному аргументу, выдвинутому арианами и Евдоксием, а затем подхваченному императором Юлианом. Тем не менее их постулаты обеспокоили одного из самых выдающихся и старейших защитников Никейской веры Аполлинария. Он был епископом в сирийском портовом городе Лаодикии. В посленикейских спорах он с самого начала поддерживал Афанасия, за что терпел притеснения, а потом был низложен. Афанасий советовался с ним по христологическим вопросам и, хотя некоторые трактаты против Аполлинария приписываются ему, в целом разделял взгляды лаодикийского богослова. Своим кратким и ясным изложением веры в единосущную Троицу Аполлинарий обратил Василия Кесарийс–кого к никейскому символу веры. Трудно поверить, что этому столпу ортодоксии было уготовано стать источником смуты среди никейцев и рукоположить епископом Антиохийским своего помощника Виталия, как если бы не существовало оспаривавших этот пост Павлина и Мелетия, не говоря уже об официальном омийском назначенце Евзое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

К сведению читателя, хотелось бы привести небольшой отрывок из одного церковного армянского песнопения в честь Диоскора Александрийского в день его памяти (!), которое приурочено ко дню его осуждения на Халкидонском Соборе (13 октября). «В сей день величайшая скорбь объяла святилище кафолической веры, вспыхнул на земле пламень огненный неугасимый, попаливший здание сей веры, извращены, нарушены апостольские каноны руками тех, которые отреклись от Господа в Халкидоне... Святой Диоскор не согласился с сим нечестивым сонмищем и изрёк анафему Льву и его проклятому посланию» (см.: Григорий Гатеваци (XI в.). Цит. по И. Троицкий . Изложение веры церкви Армянской. Историко-догматическое исследование. С.П.б. 1895, с. 295). 48 Аполлинарий Лаодикийский еп. (ок. 310 ок. 390 гг.), богослов, экзегет, предшественник монофизитства. Род. В сирийском городе Лаодикия, в семье пресвитера (Аполлинария Старшего). Получил хорошее классич. образование. Ок. 360 г. стал епископом родного города. Подвергался преследованиям со стороны ариан. Аполлинарий был другом св. Афанасия Великого и состоял в переписке со св. Василием Великим . Как экзегет Аполлинарий следовал методу Александрийской школы. В 370-х гг. стал выражать взгляды, которые вскоре вызвали осуждение. Аполлинарий пришёл к заключению, что человеческий разум Христа Спасителя был замещён Разумом Божественным. «Если бы Господь, писал Аполлинарий, принял всё, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху». Тем самым Аполлинарий посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя. Его аргументация уже содержала в себе зерно монофизитства. Однако, как замечает профессор Болотов, «по чистоте жизни он представлял одно из светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений его была уже омрачена». Учение Аполлинария было осуждено на соборе в Риме (374–380 гг.) и на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.). 49 Заметная в предложении аритмичность и некая незаконченность есть одна из прекраснейших черт специфики древнеармянского языка, что автор и оставил в неприкосновенности для сохранения стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36 Именно: четыре; о двух сирийских городах этого имени сейчас скажем; третий стоял на реке Лике (πρς τ Λχ), при впадении в нее Капра и Асона, во Фригии; это был весьма торговый город, хри­стианской общине которого назначалось упоминаемое в Кол. 4:16 послание ап. Павла и церковь которого имеется в виду в Апок. 1:11; 3:14–22 (см. Richard Pocockes, Beschreibung d. Morgenlandes aus d. Englisch. übers., Erlangen, 1755, III, 105 fg. Rosenmüller, Handbuch d. biblisch. Alterthumskunde, Leipzig. 1825, I, 2, 205); и, наконец, четвер­тый находился в Ликаонии, на дороге к Ефрату (Strab. 14, 663), – т. н; Λαοδικεα κατακεκαυμνη (см. Реальный словарь классических древно­стей по Любкеру, СПб., 1885, 719). 42 Treppner, Das Patriarchat von Antiochien von seinen Entstehen bis zum Ephesinum 431, Würzburg 1891 s. 57, 58, 87. 43 Вне сомнения это поставляет свидетельство Феодора, пресвитера Рэфуского (Raethunus), писателя VII века (см. Cave Historia literaria, v. I, p. 587, Basileae, 1741), называющего Аполлинария предстоятелем Лаодикии приморской; см. его соч. «De incarnatione въ изд. Balfore’a «Gelasii Cyzineni commentarius auctorum Nicaeni consilii cum collaritione Theodori presbyteri de incarnatione Domini», Lutetiae, 1590, p. 231. 46 Treppner первым епископом Лаодикии считает Луция, о котором упоминает Ап. Павел в послании к Римлянам 16:21 (cit. ор., s. 65), ничем, однако, не подтверждая своей догадки, которая в виду отсутствия всяких известий о личности Луция и молчания Евсевия о его епископстве оказывается крайне невероятной. 48 Первый упоминаемый Евсевием епископ Лаодикии Филимидрис жил во время гонения Декия (H. E. VI, 46) и умер вскоре по окончании гоне­ния (Η. E. VII, 5). 50 Так в некоторых определениях второго вселенского собора кафедра Лаодикийская поставлена рядом с Константинопольской и Алек­сандрийской. См. Sozom. Η. E. VII, 9; cf. Codex. Theodosianus, ed. Haenel, 1478; XVI, 1. 54 Haer. LXXVII, 2; Migne, Patr. c.c., gr. s., t. 42, c.c. 642, 696. – Твор. Епиф. в русск. пер., ч. 5, стр. 176–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

826 Athan., Tom. ad Antioch., M. gr. 26, 804; Ep. ad Epict., M. gr. ib., 1068. Твор. св. Аф. B., ч. III, 194, 341. 827 Athan., Ep. ad Epict., M. gr. ib., 1053, русск. nep., 330 – 331; Epiph., Haer. LXXII, 2. M. gr. 42, 614. Твор. св. Епиф., ч. 5, 176. См. А. Спасский, Историч. судьба соч. Аполлинария Лаодик., 1895, стр. 59. 829 Eudoxius, См. y C. P. Caspari, Alte und neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel, Cristiania, 1879, I, 180. 832 Все сочин. Аполлинария, сохранившиеся в болышинстве отрывках, изданы Liemzmann’oм, на каковое издание мы и ссылаемся. Lietzmann, Fragm. 81, р. 221. 845 Loofs, Leitf. z. St. d. Dogmeng., 269, 4C. Вообще здесь дано самое основательное и правильное изложение христологии Аполлинария. 865 Ibid. VII, 29 (551–552); Cyr., Apolog. ad imper. Д.В.С. II 2 , 111. Nestorius, Le Livre d’Heiacl., перев. Nau, 248, 244. 867 Он был родом из небольшого сирийского городка – Германикии (Сокр., Ц. ист., VII, 29 (552)). Получив образование в Антиохии (Theod., Fabul. haeret., IV, 12. M. gr. 83, 433A) он удалился в близлежащий монастырь Евпрепия (Евагр., Церк. ист., I, 7 (20)), где, очевидно, занялся изучением св. – от. литературы и подвигами аскетической жизни. Но его живой, подвижный и поверхностный ум, очевидно, не мог надолго остановиться на глубокомысленных творениях св. отцов (Сокр., Ц. ист., VII, 32 (557 – 558)), а природное красноречие и крайнее тщеславие (Theod., Fab. haer., IV, 12. M. gr. 83, 433В, Сокр., Ц. и., VII, 32 (558) ) потянули его из пустыни на церковьную кафедру. Он вступил в клир Антиохийской церкви, получил сан диакона, а потом пресвитера и назначен был проповедником (Theod.,ib.). Красноречие, хотя и напыщенное, строго подвижническая жизнь, хотя, как оказалось, только по наружности, скоро создали ему весьма громкую славу, которая и привела его на столичную кафедру. 871 Cyr., Ер. X,-(8) ad cler. suos ( νγνων) M. gr. 77, 65C. M. IV, 1005C. Д.В.С. I 2 , 141 – отношение Нестория к своим знаменитым предшественникам. писем св. Кир. и др., помещенных у Миня , мы цитуем по этому изданию; в скобках взят оттуда же и указывает нумерацию писем у некоторых других издателей (olim); после адреса мы, в тех случаях, когда известно несколько писем с одним и тем же адресом, называем письмо по первому его слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

81 Аполлинарий, бывший епископом в Лаодикии Сирийской, перенял ересь Ария, который говорил кроме всего прочего еще и то, будто Слово в теле Христа было вместо души (по словам Афанасия (Athanas. Alex. Contra Apoll. II, 3//PG 26, 1136D–1137A) и Епифания (Epiph. Adv. haer. 69. 19//PG 42, 232B)). В одно время Аполлинарий говорил, что Слово восприняло тело без души, а в другое время, стыдясь своего невежества, – что Оно восприняло душу, однако не имеющую ума и бессловесную, и тем самым отделял вслед за платониками душу от ума. Он же заявлял, что нам не должно воздавать поклонение человеку богоносцу, в опровержение чего Григорий Богослов говорил, что «должно поклоняться не плоти богоносной, но Богу человеконосцу» ( Григорий Богослов . Второе послание к Кледонию) (Greg. Nazianz. Ep. 102 (51)//PG 37, 200B). Неправильно поняв изречение второй человек с неба (1Kop. 15:47), Аполлинарий пустословил еще, будто Христос имел плоть от века и, следовательно, не мог принять плоть от Девы, как свидетельствует в одном послании Василий Великий (Basil. Magn. Ep. 261. 2//PG 32, 969B). 84 Отметь, что хотя Сократ в 5-й кн., 8-й гл. утверждает, что II Вселенский собор настоящим правилом разделил Церкви между патриархами (PG 67, 577С–580А), однако Созомен, как бы толкуя слова Сократа о патриархах, говорит, что этот Собор посчитал разумным, чтобы вера Никейских отцов была передана всем Церквам через епископов, находящихся в общении и единомыслии с Нектарием Константинопольским и Тимофеем Александрийским (Sozom. Hist. eccl. VII, 9//PG 67, 1437A). Итак, тех, кого Сократ назвал патриархами, Созомен именовал «находящимися в общении», следовательно, этим он сказал, что они названы патриархами в несобственном смысле, вместо экзархов. (Термин «экзарх» (ξαρχος) до VI в. означал первенствующего епископа в гражданском диоцезе и применялся как к митрополитам, так и к патриархам. Нынешний статус экзарха гораздо ниже: в современном понимании экзарх – предстоятель Поместной Церкви. Подробнее о том, как прп. Никодим понимает титул «экзарх» сказано в примеч. 1 к IV Всел. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010