410 Проблема авторства «О восьми духах лукавства» остается нерешенной. В некоторых греческих и во всех сирийских и эфиопских рукописях это сочинение значится как творение Евагрия. Однако в большинстве греческих рукописей трактат приписывается преп. Нилу Синайскому . 412 Феодор, называемый также Феодоритом, пресвитер в Антиохии. Во время гонений комита Востока Юлиана, дяди императора Юлиана, претерпел мученическую смерть, будучи хранителем церковного имущества (Soz. V, 8, 1). Есть сообщения, что он был пресвитером в монастыре Раиту. В «Vol. V. Bibliothecae Patrum (Coloniensis)» говорится, что он был автором комментария к труду о Господнем воплощении, против последователей Нестория и Евтихия. 413 Аполлинарий Младший, епископ Лаодикии Сирийской (младшим он называется в отличие от своего отца, Аполлинария, пресвитера в той же Лаодикии). Аполлинарий стал епископом Лаодикии до 362 г., когда на Александрийском соборе были и монахи, посланные Аполлинарием. Вскоре после собора распространяется учение Аполлинария; ок. 372 г. Афанасий полемизирует с Аполлинарем; в 373 г. Василий Великий говорит о ереси, распускаемой Аполлинарием. Вскоре затем аполлинаристы выделились в отдельное общество. В Антиохии к Аполлинарию примкнул мелетианский пресвитер Виталий, которого он рукоположил в Антиохийские епископы. Учение аполлинаристов с их различными разветвлениями было осуждено на нескольких соборах (например, Римских 376, 377, 382 гг., Вселенском 381 г.). Учение Аполлинария заключается в следующем. Существует совершенный Бог во плоти и совершенный человек в духе. Христос принял плоть и душу человеческие, но не человеческий ум; ум и дух его был непреложный, божественный. Это совершенно не противоречит природе, так как душе свойственно всегда управляться чем-то другим, и ей безразлично, будет ли ею управлять дух человеческий или дух божеский. Таким образом, Христос не просто сосуд божества, а органическое единство человека и бога. В лице Иисуса божество и человечество составляют одну природу, но они пребывают и не сливаются, и не переходят друг в друга. Христос, таким образом, является и иносущим и единосущим по отношению к человечеству: поскольку он есть Бог, он иносущен, а поскольку он – плоть, он единосущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна , сестра имп, Василия II, жена вел. кн. Владимира Киевского – 426 Анна Комнина , дочь имп. Алексея 1 Комнина, писательница – 481 Анфимий из Тралл (VI в.), один из архитекторов храма Св. Софии в Константинополе – 260, 262 Анфимий , префект Константинополя при имп. Феодосии II – 161, 162 Анфим , патриарх Константинопольский с июня по ноябрь 536 г. – 217 Аполлинарий Младший (ок. 310 – ок. 390), епископ города Лаодикии в Сирии, византийский богослов и поэт, догматическая доктрина которого была осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. и Римском соборе 383 г. – 130 Аполлинарий Старший (IV в.), пресвитер в Лаодикии Сирийской, отец предыдущего – 130 Апсимар (Тиверий III), византийский император в 698–705 гг. – 267 Арефа Кесарийский (ок. 860 – после 944), митрополит Кесарии Каппадокийской, византийский богослов, экзегет и ритор – 477, 478 Ариадна (Ареадна), дочь имп. Льва 1, жена имп. Зенона Исавра и позднее имп. Анастасия 1 – 121 Арий (ок. 260–336), александрийский пресвитер, ересиарх, доктрина которого окончательно осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. 107,108,109 Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.), древнегреческий философ – 182, 183,257 Аркадий , византийский император в 395–408 гг. – 62, 64, 121, 144, 148–151, 153, 154, 163, 175, 189, 233, 360 Артавазд , зять имп. Константина V – 353 Артемий (Анастасий II), византийский император в 713–715 гг. – 267 Аскольд (ум. 882), киевский князь – 371 Аспар (сер. V в.), аланский или готский вождь, византийский полководец, имевший политическую власть в Византии в 50–60-е гг. V в. – 163 Аспарух (Исперих, кон. VII в.), болгарский хан – 298, 299, 300, 321 Аттила (ум. 453), гуннский вождь в 434–453 гг. – 156, 163, 166, 186 Афанасий Афонский (X в.), преподобный, основатель Лавры на Афоне –440, 442 Афанасий Великий (295–373), святой, епископ Александрийский, один из ярчайших представителей греческой классической патристики, главный оппонент Ария, выдающийся агиограф – создатель жанра монашеского жития (ему принадлежит авторство жития преп. Антония Великого ) – 108, 109, 122, 182, 313

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Спустя время, арианская ересь пустила новый побег – ересь, отвергавшую Божество Святого Духа, в лице, именно, полуарианина – Македония, архиепископа Константинопольского. Первым же, по свидетельству святителя Василия Великого , высказал подобную хулу на Святого Духа, явившуюся следствием из Ариева учения, Евномий, сказав, что, «как Отец сотворил Сына, так Сын – Духа». Поразительно, что, разделившись на партии, от разногласий и взаимных споров, относительно учения о Сыне Божием, все ариане являли согласие в хуле на Духа Святого, уча, что «Он есть тварь и чужд Отцу и Сыну». Святые отцы и учители ревностно принялись защищать догмат о Божестве Святого Духа и единосущии Его с Отцом и Сыном, явившись поборниками всей «Трисиятельной Троицы». Между тем, как следствие противостояния арианам, возникла другая – новая ересь, которую измыслил Аполлинарий, ученик Македония, ставший с 362 г. епископом Лаодикии Сирийской. Вместе с другими отцами, противопоставлявшими арианам православное учение о полной человеческой природе, и о соединении человечества с Божеством в одном Лице Христа Спасителя, восстал против ариан и Аполлинарий, ревностный защитник Никейского Символа. Возражая Арию и Евномию, оставлявшим в Воплощении Иисусу Христу одно лишь тело и, отвергавшим в Нем человеческую душу, полагая на ее место Слово Божие, Аполлинарий, следуя господствовавшему в школах того времени делению человеческой природы на дух, душу и тело, допускал в Иисусе Христе тело и душу человеческую (низшую и чувственную), а на место духа поставлял Божество (вопреки арианам – истинное и совершенное). Однако, он представлял, что Бог Слово в утробе Девы Марии, как бы, превратил часть Своей Божественной сущности в плоть для Себя. Против аполлинаристов (или, как их еще иначе называли, синусиастов) выступили те же поборники чистой истины Православия. Результатом их писаний явилось то, что ересь Аполлинария была осуждена на II Вселенском Константинопольском Соборе в 381 г. Этот Собор был, вообще, созван для того, чтобы утвердить православное Никейское учение о Втором и Третьем Лицах Святой Троицы, и для окончательного осуждения арианства и всех лжеучений, частью произошедших из арианства, частью развившихся в борьбе с ним (отсюда явилась и новая – пополненная редакция Никейского Символа веры ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Для жителей этого города был он тяжел и многим ненавистен. В Иерусалиме на место Кирилла рукоположен Арриний. За ним, надобно заметить, был епископ Ираклий, а потом Иларий. Но впоследствии Кирилл возвратился в Иерусалим и опять сделался предстоятелем тамошней Церкви. В это время появилась новая ересь и по следующей причине. Глава 46 Об аполлинаристах и их ереси    В Лаодикии сирийской были два человека, имевшие одно и то же имя, отец и сын, и обоих звали Аполлинарий. Отец был удостоен пресвитерства в тамошней церкви, а сын занимал степень чтеца. Оба они преподавали греческие науки: отец — грамматику, а сын — риторику. Отец, родом из Александрии, прежде учил в Берите, потом переселился в Лаодикию и, женившись здесь, прижил сына Аполлинария. Вместе с ними в том же городе процветал софист Епифаний, с которым они были очень дружны и питали к нему уважение. Лаодикийский епископ Феодот, опасаясь, чтобы от частого сношения с этим человеком они не уклонились в язычество, запретил им посещать его. Но Аполлинарий не обращал внимания на епископа и продолжал дружбу с Епифанием. Потом и преемник Феодота Георгий старался разлучить их, но, не сумев подействовать на них никакими убеждениями, отлучил обоих от церковного общения. Аполлинарий-сын обиделся этим и, надеясь на свое софистическое красноречие, сам изобрел ересь, которая под именем изобретателя сохранила свою силу и доныне. Впрочем, некоторые говорят, что они рассорились с Георгием не столько по вышесказанной причине, сколько потому, что он проповедывал странности и иногда признавал Сына Божия подобным Отцу, как принято на Соборе селевкийском, а иногда уклонялся в арианство. Этим-то благовидным предлогом прикрывали оба Аполлинария отступление от Церкви. Но так как никто не внимал им, то они ввели новое учение о Боге и сперва стали утверждать, что Бог-Слово в домостроительстве воплощения принял человека без души, а потом, как бы одумавшись, прибавили, что Он принял и душу, только без ума, так что вместо ума в воспринятом человеке был Бог-Слово. Этим одним отличаемся мы, говорят еретики, называющиеся по их имени, а Троицу признают они единосущной. Впрочем, об Аполлинариях мы опять упомянем в своем месте. Глава 47 О смерти царя Констанция    Между тем как царь Констанций проживал в Антиохии, кесарь Юлиан сражался в Галлии с многочисленными варварами, одерживал победы и, завоевав этим себе любовь всех войск, провозглашен был ими царем. Узнав о том, царь Констанций смутился духом и, приняв крещение от Евзоя, пошел против Юлиана войной. Но, находясь между Каппадокией и Киликией, в Мопсукринах, от печали получил он апоплексический удар и умер в консульство Тавра и Флоренция, в третий день месяца ноября. Это был первый год двести восемьдесят пятой олимпиады. Констанций жил всего сорок пять лет, а царствовал тридцать восемь лет, то есть, вместе с отцом — тринадцать, а по смерти его — двадцать пять лет. Столько же времени объемлет и эта книга.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

54 В более кратком виде святитель приводит эту цитату в «Защищении 12 глав против восточных епископов» (Cyrillus Alexandrinus. Apologia XII capitulorum contra Orientales//ACO 1, 1 (7). P. 48. Рус. пер.: ДВС 1892. С. 37). Это сочинение известно теперь как «Послание к Иовиану» Аполлинария Лаодикийского (Apollinaris Laodicenus. Ad Iovianum (CPG 3665)//Lietzmann 1904. S. 250–253) и как один из аполлинаристских подлогов. Что в действительности его автором является не свт. Афанасий, а «архиересиарх» Аполлинарий, в настоящее время считается бесспорным. А. Спасский и Г. Лицман доказали это, систематизировав аргументы ряда авторов VI-VII в., полемизировавших в пользу Халкидонского Собора (Спасский 2005. С. 183–196; Lietzmann 1904. S. 119–121). Среди древних православных авторов полного единодушия на сей счет не было: одни, подобно свт. Кириллу, полагали его подлинным творением свт. Афанасия Великого , а другие – что его написал Аполлинарий, соглашаясь, впрочем, что изложенное здесь учение вполне допускает православное понимание ( Феодор (Юлаев) , иером. 2010. С. 253–270). Тимофей Элур цитирует его в указанном выше сочинении (Ter-Mekerttschian, Ter-Minassiantz 1908. S. 133:187). < (еп. Кассиан, NA). > 66 Свт. Аттик, патриарх Константинопольский (405–425). Цитируется его гомилия на Рождество (Atticus Constantinopolitanus. Homilia in navitatem (CPG 5650). Это единственные известные фрагменты оригинального греческого текста гомилии, которая сохранилась в сирийском переводе (Lebon 1933. P. 176–186), где она надписана именем свт. Аттика и имеет заглавие «О Святой Богородице». Свидетельство свт. Кирилла является сильнейшим аргументом в пользу авторства свт. Аттика (Ibid. P. 173). Святитель приводит оба этих фрагмента и в «Защищении 12 глав против восточных епископов» (Cyrillus Alexandrinus. Apologia XII capitulorum contra Orientales. Cap. 50//ACO 1, 1 (7). P. 45. Рус. пер.: ДВС 1892. С. 34). Кроме того, они были включены в патристический флорилегий, зачитанный на 6-м деянии Эфесского Собора (Gesta Ephesina. Actio VI (CPG 8721)//ACO 1, 1 (7). P. 94). Оба фрагмента представлены у Тимофея Элура (Ter-Mekerttschian, Ter-Minassiantz 1908. S. 30) и в сирийском переводе у Севира Антиохийского (Lebon 1933. P. 195–198).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В ранней Церкви церковной музыкой занимались Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, который написал множество церковных гимнов (среди них известны антифоны « Молитвами Богородицы», « Спаси ны, Сыне Божий» и др.); Иустин Философ, который, как полагают, в не дошедшей до нас книге «Певчий» (Ψλτος) составил руководство к пению гимнов в церковных собраниях; Климент Александрийский (ум. ок. 210/215), составивший книгу «Наставник» (Παιδαγωγς), где содержится гимн Христу; Ориген Мефодий Патарский , у которого в «Пире десяти дев» содержится песнь дев с алфавитным акростихом; и др. Некоторые древнейшие образцы церковных гимнов сохранили папирусы, например, Р. Оху. 1786 (3 в.), Барселонский папирус (4 в.) и др. 1045 Восточная традиция церковного пения. Византийскую гимнографическую традицию принято разделять на доиконоборческий (313–726 гг.) и послеиконоборческий (843–1453 гг.) периоды. Уже в конце 4 в. Василий Великий в 207–м письме к неокесарийским клирикам подчеркивал, что пение различных гимнов (ψαλμωδα) составляло существенную часть богослужения в Сирии, Месопотамии, Финикии, Палестине, Аравии, Египте и других церковных провинциях востока Империи. После того как христианство становится государственной религией Римской империи, церковное пение (в т.ч. и как часть разъяснений кафолических догматических истин против еретических лжеучений) продолжает развиваться; большинство гимнографов этого времени были одновременно и мелургами – сочинителями мелодий. Из наиболее известных лиц, посвящавших себя данному роду деятельности, отметим прежде всего архиепископа Александрийского Афанасия Великого , который в книге «О псалмах к Маркеллину» (Περ Ψαλμν ες Μαρκελλνον) разрабатывает богословие церковного пения и рассказывает о его роли в духовной жизни христиан. Много потрудился, чтобы устроить чин церковного пения и чтения, и написал множество церковных гимнов Ефрем Сирин (ум. 378; некоторые его гимны, которых традиция насчитывает свыше 10 тысяч, до настоящего времени употребляются маронитами – сирийскими монофелитами; наиболее известны его молитва к Богородице «Нескверная, неблазная» и т.н. «Псалтирь Ефрема Сирина »); песнопения составляли Исаак Великий (ум. 466), Аполлинарий Старший, пресвитер из Лаодикии Сирийской (4 в.), и его сын Аполлинарий Младший, епископ в той же Лаодикии (ок. 310 – ок. 390), Григорий Назианзин (некоторые места из его «Слов» заимствованы богослужебной практикой, например, «Христос раждается»), Василий Великий, Иоанн Златоуст, Синезий и др. Эти стихословия и песнопения частично вошли в церковное употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ еп. Лаодикии Сирийской († после 359), один из лидеров богословской партии омиусиан, возникшей в Вост. Церкви в ходе арианских споров IV в. (см. ст. Арианство ). Сведения о нем содержатся в сочинениях церковных писателей и историков IV-V вв.: Евсевия Кесарийского, свт. Афанасия Великого, свт. Епифания Кипрского, Филосторгия, Созомена, Сократа Схоластика, Феодорита Кирского. До посвящения в сан пресвитера Г. был преподавателем философии ( Philost. Hist. eccl. VIII 17). После начала спора о Втором Лице Св. Троицы, поднятого Арием, он, уже будучи александрийским клириком, выступил против отлучения Ария , за что сам был отлучен свт. Александром Александрийским ( Athanas. Alex. De Synod. 17; Apol. de fuga sua. 26). Покинув Александрию, он поселился в Антиохии, откуда отправил послания к Арию и к Александру. Свт. Афанасий приводит 2 фрагмента из них ( Athanas. Alex. De Synod. 17). По сведениям Евсевия Кесарийского ( Euseb. Vita Const. III 62), имп. Константин в письме к Антиохийскому Собору 327 или 330 г., низложившему свт. Евстафия Антиохийского , предлагал на кафедру Антиохии кандидатуру Г., в то время клирика в г. Арефуса в Сирии. Вероятно, Г. стал епископом Лаодикии Сирийской между 338 и 341 гг., поскольку известно, что он присутствовал в этом качестве по крайней мере на одном из Соборов в Антиохии, созывавшихся по инициативе сторонников арианствующего еп. Евсевия Никомидийского ( Sozom. Hist. eccl. III 5). На Сардикийском Соборе (между 343 и 346) Г. был осужден правосл. епископами как один из лидеров ариан ( Hilarius Pictaviensis. Fragmenta ex opere historico. II 1, 7-8//PL. 10. Col. 622-639), но тем не менее Г. остался на кафедре. Созомен пишет, что в 346 г. свт. Афанасий Великий, возвращаясь в Египет из ссылки и проезжая через Лаодикию, сблизился с Аполлинарием (младшим), еп. Лаодикийским, за что Г. отлучил последнего от церковного общения ( Sozom. Hist. eccl. VI 25). Сократ Схоластик дает иные версии причины этого отлучения ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 46). Согласно одной из них, Г. отлучил пресв. Аполлинария (старшего) и в то время чтеца Аполлинария (младшего), отца и сына, за то что они общались с софистом-язычником Епифанием. По др. версии, оба Аполлинария прервали общение с Г., т. к. тот склонялся к арианству. В соч. «Апология о своем бегстве» свт. Афанасия Великого (357) Г. фигурирует как один из главных противников автора ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 26). Вероятно, Г. был среди инициаторов рукоположения на александрийскую кафедру вместо свт. Афанасия арианствующего еп. Георгия Каппадокийца .

http://pravenc.ru/text/164245.html

Второй Вселенский Собор, Константинопольский I , составился при имп. Феодосии I Великом, в 381 г., в Константинополе. Он продолжался три года, в присутствии 150 епископов, сначала под председательством Мелетия Антиохийского , потом знаменитого Григория Назианзина , известного в церкви под именем Богослова, наконец, Нектария, преемника Григория на Константинопольской кафедре. Этот собор собирался против Константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев, считавших Сына только подобосущным (μοιοσιος) Отцу, а Святого Духа первым творением и орудием Сына. Собор имел в виду также и аномеев, последователей Аеция и Евномия, учивших, что Сын не подобен Отцу (νομιος), но иной с Ним сущности (τερουσιος), последователей Фотина (Срежского), возобновившего савеллианство и Аполлинария (Лаодикийского), учившего, что плоть Христова, принесенная с неба из лона Отца, не имела разумной души (νος), которую заступило Божество Слова. Мелетий, соединявший ревность к православию с духом христианской кротости, скончался вскоре по открытии Собора. Смерть его дала простор страстям, которые принудили Григория Назианзина отказаться не только от участия в Соборе, но и от Константинопольской кафедры. Главным деятелем на Соборе остался Григорий Нисский , муж, соединявший обширную ученость и высокий ум с примерной святостью жизни. Собор утвердил нерушимо Символ Никейский; кроме этого он присовокупил к нему последние пять членов, где понятие единосущия распространено в той же силе безусловного смысла и на Духа Святого, вопреки ереси духоборцев, воздвигнутой Македонием, епископом Константинополя, при имп. Констанции, низверженных еще в то же время, но нашедших себе опору в поместном Лампсакском соборе. С тем вместе произнесено осуждение и на ересь Аполлинария, епископа Сирийской Лаодикии. В отношении к церковной иерархии замечательно сравнение Константинопольского епископа с прочими экзархами, не только в почетном имени, но и в правах первосвященничества; при этом к области его причислены митрополии Понта, Малой Азии и Фракии. В заключение Собор постановил форму церковного суда принятия еретиков в церковное общение после раскаяния, одних через крещение, других через миропомазание, смотря по важности заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

70 При этом не следует забывать, что александрийское богословие отвергало учение тех, кто отрицал Божество Христа (Павел Самосатский, Арий и др.) и придавало огромное значение Его Божественной природе. Антиохийская Церковь , напротив, преимущественно подчеркивала человеческую Природу Христа и выступала против отрицавших Его Человечество (как, например, представители сирийского гностицизма). См. также θ. Γερομιχαλο, Χριστολογα, с. 99–116. 71 См. также: Παν.Κ. Χρστου, «πολινριος», ΘΗΕ 2 (1963), ст. 117. Григорий Назианзин в своем первом послании « Клидонию пресвитеру против Аполинария» (PG 37, 177В) говорит: «Да не обманываются люди, признавая Господнего, как они говорят – а на самом деле Господа нашего и Бога. Ибо мы человека не отделяем от Божества, но Одного и Того же исповедуем, первоначально не Человека, но Бога и Сына Единого Предвечного, Неслиянного с телом, и всем, что принадлежит телу, затем же и Человека, воспринятого ради нашего спасения, Страдавшего Плотию, Безстрастного же по Божеству, Описуемого в отношении Тела, Неописуемого в отношении Духа, Одного и Того же Земного и Небесного, Видимого и Мыслимого, Вместимого и Невместимого, так что Им, совершенным Человеком и совершенным Богом, весь человек обновился, находившийся под властью греха». 72 По Григорию Назианзину , Христос воспринял совершенную человеческую природу, т.е. Он был Совершенный Человек. Следовательно: «Если кто-то поверил в Человека без разума, то он действительно безумен, и совершенно не достоин спастись. Ибо что не воспринято, то и не подлежит исправлению. А что соединилось с Богом, то и спасается» (PG 37, 181D-184A). Аполлинарий – следуя, видимо, платоновской трихотомии (у человека три составляющих: тело, душа, разум), учил, что Христос, воплотившись, воспринял тело и неразумную душу; место же разумной души занял Божественный Логос. Таким образом, Иисус Христос не является совершенным человеком. Согласно Немесию Эмесскому : «некоторые, среди которых и Плотин, учат, что душа – одно, а разум – другое, и желают показать, что человек состоит из трёх частей: тела, души и разума. Им последовал и Аполлинарий, ставши епископом Лаодикийским» (Περ φσεως νθρπου, 1, PG 40, 504A).

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

в) оба смысла, т. е. буквальный и символический, должны постигаться не изолированно друг от друга, но в совокупности, хотя и разными способами 103 . Свой подход к библейскому слову Диодор обосновывал психологически. Он исходил из того, что критерием правильного толкования служит одинаковое понимание текста самим автором и читателем. Боговдохновенные писатели «не говорили, подобно провидцам, того, чего не понимали, но имели полное сознание всей силы слов своих» (Там же, 19). Таким образом, необходимо равномерное участие Божественного и человеческого элемента в Откровении. Вследствие дальнейшего развития этой идеи, Диодор Тарсский неоднозначно оценивается как богослов в истории православия: по словам авторитетного доксографа и богослова св. патриарха Фотия Константинопольского , он «очернил себя пятном несторианства» (Библиотека, кодекс 102). Известно, что сам Несторий 104 был только выразителем воззрений, сформировавшихся преж де него. Диодор же явился одним из тех, на кого защитники этих воззрений опирались: поныне в Ассирийской Церкви он почитается как один из трех «греческих учителей» наряду с Феодором Мопсуэстийским и самим Несторием. Что представляет собой учение, которое для патриарха Фотия, выразителя византийской ортодоксии, было как «пятно» на репутации древнего экзегета? Речь идет о причинах отказа называть Пресвятую Деву Богородицей – отказа, который, вследствие своего расхождения с уже принятой в V в. по Р. Х. литургической практикой, вызвал большие волнения в Церквах Востока. За вопросом о правильном именовании Матери Христа Марии стоял еще более обширный вопрос: Кто есть Сам Иисус Христос ? Диодор, в частности, писал: «Невозможно, чтобы один и тот же одновременно был погребен как мертвый и ввел разбойника в рай как ж ивой» 105 . Не следует понимать эти слова в духе современной «теологии смерти Бога» как отрицание Божественности Христа. Логика Диодора исходила в данном случае из древней традиции восточного христианства, закаленного в боях с докетизмом и манихейством. В IV в. по Р. Х. в Антиохии блистал Аполлинарий, епископ Лаодикии Сирийской, в борьбе с арианством усвоивший методы другой, александрийской, традиции. Он выдвинул учение о «Слове воплощенном» (λγος νσαρκος), опираясь на стих в Евангелии от Иоанна: «Слово плоть бысть». Аполлинарий, принимая действительность (а не призрачность) человечества Христа по плоти, отрицал у Него наличие разумной человеческой души. Божественный Логос, по его мысли, облекся только в одушевленное тело, равно присущ ее людям и животным.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010