Эта небольшая рыбёшка имеет одну особенность: при опасности она раздувается до размеров футбольного мяча, и крупные рыбы, не понимая, что перед ними – пузырь с воздухом, в испуге отступают от него, как от грозного противника. Такой «ёж» начинает дискуссию со своей биографии в стиле апокрифа, перечисляет свои звания и заслуги перед наукой и обществом и, широко расхвалив самого себя, не забывает как бы вскользь заметить, что его дядя – генерал, а тетушка – профессор, доктор наук и всяческий лауреат. Затем «ёж» издали показывает какие-то документы, как некогда Остап Бендер показывал квитанции 257 , и сообщает, что несколько лет назад один архиерей ответил на поздравление с днём Ангела, посланное «ежом», любезной телеграммой, и всё из-за его личных достоинств. В конце речи он заявляет, что лучше всех знает, что и кому надо делать, и предлагает проект радикального переустройства общества. «Синдром экзаменатора» Такой участник дискуссии, когда ему нечего сказать по существу, вдруг начинает задавать своим оппонентам самые неожиданные вопросы: в каком-де году и за что был убит последний из братьев Гракхов 258 ; какая, мол, разница между учениями Севера 259 , Юлиана Галикарнасского 260 и абуны Теофилоса 261 и какое из них наиболее близко к учению Аполлинария Лаодикийского 262 ; в каком роде «Дух Святый» стоит в арамейском и сирийском языках и тому подобное. Обычно оппоненты не могут ответить на эти вопросы, да и сам «экзаменатор» не особенно разбирается в исторических датах и еретических хитростях, но эффект произведён: «экзаменатор» смотрит на оппонентов торжествующе, как на провалившихся на экзамене студентов. Он как бы говорит: «Вы, мелкота, не знаете таких простых вещей, а ещё хотите спорить со мной». Если «экзаменатора» спросить, какое, собственно, отношение имеют его неожиданные вопросы к теме дискуссии, то он ответит: «Самое непосредственное; но из-за вашего незнания и неподготовленности вы не сможете понять моих доводов, поэтому примите мои слова на веру». Если участники дискуссии настолько наивны, что позволят экзаменовать себя как школьников, то «синдром экзаменатора» может перейти в «синдром Ассаргадона 263 »:

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Синдром рыбы-ежа» Эта небольшая рыбешка имеет одну особенность: при опасности она раздувается до размеров футбольного мяча, и крупные рыбы, не понимая, что перед ними – пузырь с воздухом, в испуге отступают от него, как от грозного противника. Такой «еж» начинает дискуссию со своей биографии в стиле апокрифа, перечисляет свои звания и заслуги перед наукой и обществом и, широко расхвалив самого себя, позиционирует себя как профессора академика, заслуженного деятеля всяких наук и т. д. Затем такой «еж» заявляет, что хорошо знает Православие, был его убежденным «сторонником», но потом покинул Православие по «идейным соображениям». «Синдром экзаменатора» Такой участник дискуссии, когда ему нечего сказать по существу, вдруг начинает задавать своим оппонентам самые неожиданные вопросы: в каком-де году и за что был убит последний из братьев Гракхов 44 , какая, мол, разница между учениями Севера 45 , Юлиана Галикарнасского 46 и абуны Теофилоса 47 и какое из них наиболее близко к учению Аполлинария Лаодикийского 48 , в каком роде «Дух Святый» стоит в арамейском и сирийском языках и тому подобное. Обычно оппоненты не могут ответить на эти вопросы, да и сам «экзаменатор» не особенно разбирается в исторических датах и еретических хитростях, но эффект произведен: «экзаменатор» смотрит на оппонентов торжествующе, как на провалившихся на экзамене студентов. Он как бы говорит: «Вы не знаете столь простых вещей, а еще хотите спорить со мной». Но это уже, пожалуй, «синдром самопревозношения». Итак, разумная, корректная и целенаправленная беседа приводит если не к согласию, то к взаимопониманию; а неразумная – к еще большему разделению и отчуждению. Поэтому все мы должны учиться культуре дискуссии, диспута и диалога. Вопросы к указанной теме: 1. Перечислите основные психологические принципы православной миссии. 2. Что такое «внутренняя» и что такое «внешняя» миссии? 3. Какая наиболее оптимальная тема может быть для первой дискуссии? 4. Что именно в протестантизме вызывает, критику со стороны православных?

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

37 Известно, что во время гонений отрекся от Христа. Укоры совести ли или попреки христиан понуждали его подыскать себе оправдание, только стал он говорить, что не от Бога он отрекся, а от Христа, Христос же – простой человек. 38 В трактовке Ноита модализм означает, что Бог есть сущность, снимающая противоречия и являющаяся в двух категориях как невидимая и видимая, сокровенная и являющаяся, бесстрастная и страдающая. Первая категория – Отец, вторая – Сын. Бог, хотевший страдать, явился Сыном, но от могущих вместить Он не скрыл и того, что Он есть Отец. 39 В строгом смысле слова назвать модалистов патрипассианами нельзя. По Праксею, например, «ipse (Pater) se Filium sibi fecit», т. е. принял «образ» (modus) Сына. Тем самым он допускает, что в Боге произошла какая-то непостижимая метаморфоза. Патрипассианство получилось бы, если бы Праксей допустил, что Сам Отец вочеловечился, не изменяя своей модальности, и пострадал. Необъективность Тертуллиана в данном случае коренится в пристрастном отношении к Праксею, бывшему видным борцом против монтанизма, к которому в конце жизни примкнул сам Тертуллиан . 42 Догматическая система Аэтия была построена на диалектической противоположности рожденного и нерожденного. Считая эти понятия за адекватное выражение Самого существа Отца и Сына, он стоял за их полное «иносущие» («ετεροσιον) и с беспримерною со дней гностицизма дерзостью приписывал себе такое же совершенное звание существа Божия, которое имеет Сам Бог. 44 Речь идет о еп. лаодикийском Аполлинарии Младшем (называемом так в отличие от своего отца Аполлинария, пресвитера в той же Лаодикии Сирийской), основателе ереси аполлинаризма, утверждавшей, что во Христе Бог-Слово заменил душу человека Иисуса, что умаляло реальность человечества во Христе и вело к монофизитству. 46 Подобные идеи о всеедином человеке близки философским взглядам самого Л.П. Карсавина (см. учение о «симфонической личности» в его работе «О личности» (Каунас, 1929). Читать далее Источник: Святые отцы и учители церкви (раскрытие православия в их творениях)/Л.П. Карсавин ; [предисл. и коммент. С.В. Мосоловой]. - Москва : Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/sv...

В 374 году Иероним отправляется на Восток, предпринимая, таким образом, решающую попытку обращения в истинное монашество. Иероним порывает с семьей (это дается нелегко, о чем впоследствии он будет писать Гелиодору) и собирает свою уже довольно обширную библиотеку. В этом путешествии Стридонца сопровождали друзья по аквилейскому кружку: Иннокентий, Никей, Илиодор, Ива, Евагрий (последний, впрочем, шел с ним лишь до родной Антиохии). Свое странствие они совершали через Фракию (с заходом в Афины), Вифинию, Понт, Галатию, Каппадокию и Киликию. Тягости дальней дороги, соединенные с аскетическими подвигами, подорвали силы благочестивых паломников. Когда они достигли Антиохии, где нашли радушный прием и приют у Евагрия, то Иероним заболел, а Иннокентий и Ива скончались. По выздоровлении Иероним продолжает начатые в Трире занятия по изучению Священного Писания. Для этого он посещает беседы с епископом Лаодикийским Аполлинарием. Позднее Иероним принимает решение посвятить себя отшельничеству (именно отшельничеству, а не монашеству, практиковавшемуся до этого). К такому поступку его подтолкнуло видение и встреча со святым монахом Малхом, о котором впоследствии он написал сочинение «Жизнь Малха». В начале 375 года Иероним без оставшихся друзей перебирается в знаменитую «сирийскую Фиваиду» – Халкидон-скую пустыню (в Сирии), где пробыл, с перерывом на отъезд в Антиохию в 377 году, без малого пять лет. В пустыне блаженный Иероним посвятил себя изучению Священного Писания, пользуясь для этого книгами из собственной библиотеки и библиотеки живших в Антиохии друзей, главным образом Евагрия. В это же время под руководством одного обращенного иудея он начал изучение еврейского языка. В Халкидской пустыне он также ведет и активную переписку со своими близкими, знакомыми и врагами, которую использует как средство горячего призыва к аскетическим подвигам и как теоретическую полемику. В 379 году Иероним покидает пустыню и прибывает в Константинополь. Там он знакомится со многими видными церковными деятелями, прежде всего с Григорием Назианзином и Григорием Нисским . Иероним работает над своими сочинениями, трудится в христианской среде. В Константинополе Иероним принял участие в состоявшемся в мае–июле 381 года II Вселенском соборе, причем являлся там одной из ключевых фигур. Он был секретарем собора и огласителем исповедания веры, которое было направленно против ереси Аполлинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синдром либерала  Либерала характеризует необычайная широта взглядов, которую он постоянно афиширует. Он одновременно демократ и монархист, православный и католик, теософ и антропософ, – и все в одном лице. Какой цвет примет в данный момент этот хамелеон – трудно представить. Либерал говорит с позиции широкой свободы, свободы для сектантов, свободы для гомосексуалистов, свободы для детоубийства, свободы для нудистов и т.д. Он требует снятия всех ограничений нравственного характера; демонстрацию гнусностей и разврата он оправдывает свободой совести и слова. Только одних он лишает права на свободу – православных, которые хотят сохранить свою веру и традиции. Он готов защищать пером, как мечом, католиков, иеговистов, кришнаитов, поклонников Раджиша и т.д. Но когда дело идет о православии, то у него начинаются припадки пароксизма 301 и, забыв о призывах к терпимости, и сбросив прежнее благодушие, как маску, начинает православным оппонентам наклеивать ярлыки: «обскурант» 302 , «фанатик», «невежда». Синдром рыбы-дикобраза Это небольшая рыбешка имеет одну особенность: при опасности она раздувается до размеров футбольного мяча, и крупные рыбы, не понимая, что это пузырь с воздухом, в испуге отступают от него, как от грозного противника. Такой человек начинает дискуссию со своей собственной биографии в стиле апокрифа 303 , перечисляет свои звания и заслуги перед наукой и обществом и, расхвалив самого себя, не забывает, как бы вскользь сказать, что его дядя генерал, а тетушка профессор, доктор и лауреат. Затем он издали показывает какие-то документы, как Остап Бендер квитанции, и рассказывает, что несколько лет назад архиерей ответил на его поздравление с днем рождения любезной телеграммой, из за его личных достоинств. В конце речи он заявляет, что лучше всех знает, что кому надо делать, и предлагает проект радикального переустройства общества.   Синдром экзаменатора Такой человек, когда ему нечего сказать по существу, вдруг начинает задавать своим оппонентам неожиданные вопросы: в каком году и за что был убит последний из братьев Гракхов 304 ; какая разница между учениями Севира 305 , Юлиана Галикарнасского 306 и абуны Теофилоса 307 , и какое из них более близко к Аполлинарию Лаодикийскому; в каком роде Дух Святой стоит в арамейском и сирийском языках и т.п. Обычно оппоненты не сразу могут ответить на эти вопросы, да и сам он не особенно разбирается в исторических датах и еретических хитростях, но эффект произведен: он смотрит на них торжествующе, как на провалившихся на экзамене студентов. Он как бы говорит: «Вы, мелкота, не знаете таких простых вещей, а еще хотите спорить со мной». Если его спросят, а какое отношение это имеет к теме, то он ответит: «Самое непосредственное; но из-за вашего незнания и неподготовленности вы не сможете понять моих доводов, поэтому примите мои слова на веру». Если члены дискуссии настолько наивны, что позволят экзаменовать себя как школьников, то синдром экзаменатора может перейти в синдром Асаргаддона:

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Борьба Диодора против арианства и язычества усложнилась известной «антиохийской схизмой», когда две группы православных («евстафиане» и «мелетиане») не могли найти общего языка 1117 . Впрочем, воцарение в 364 году Валента породило новую волну гонений на православных, отодвинув на задний план их междоусобицу. Последовало очередное изгнание Мелетия, и вновь Диодор и Флавиан, теперь уже рукоположенные во пресвитеров 1118 , противостояли арианствующим, которые, используя воинские отряды, разгоняли собрания «мелетиан». Диодор, по словам блаженного Феодорита , «препираясь с еретиками как в частных домах, так и в общественных собраниях, легко разрывал их сети» 1119 . Его (и, разумеется, Флавиана) поддержали известные сирийские подвижники – Афраат и Иулиан 1120 . Когда последний пришел однажды в Антиохию, «все население города стекалось, и место военных упражнений (своего рода “Марсово поле” – здесь собирались православные, у которых ариане отняли все церкви. – A. С.) до отказа наполнилось собравшимся народом. Клеветники и изобретатели лжи были посрамлены, а питомцы благочестия – обрадованы и успокоены» 1121 . Непреклонная защита Православия Диодором навлекла на него гнев императора, и он был изгнан из Антиохии. Приблизительно в 372 году он оказывается вместе с Мелетием в Армении. Здесь с Диодором знакомится святитель Василий Великий , который навсегда преисполняется глубоким уважением к светлой личности этого выдающегося антиохийца 1122 . В Армении же Диодор, видимо, начинает борьбу и с недавно появившейся ересью Аполлинария Лаодикийского, будучи и здесь единодушным со святителями Василием Великим и Григорием Богословом . Можно отметить, что между Диодором и Аполлинарием было много общего: оба являлись людьми высокообразованными, яркими толкователями Священного Писания и непримиримыми противниками арианства 1123 . Но на этом сходство между ними заканчивалось, ибо их богословское миросозерцание развивалось по расходящимся линиям, прежде всего в христологии. Необходимо сказать также, что Аполлинарий с начала 70-х годов IV века начал активную преподавательскую деятельность в Антиохии, занимаясь здесь преимущественно толкованием Священного Писания, а затем вмешался и в упомянутую выше антиохийскую схизму, поставив на кафедру этого главного города Востока своего ученика Виталия. Такое поставление чрезвычайно запутало и без того сложную ситуацию в сирийской столице, ибо здесь стало уже сразу три живых епископа: Мелетий, Павлин и Виталий 1124 . Если учесть, что Диодор был одним из самых ярких сторонников Мелетия, то действия Аполлинария, углубившего церковный раскол, вызвали у него, естественно, самую негативную реакцию. Таким образом, серьезные догматические и церковно-политические расхождения сделали столкновение Диодора и Аполлинария неизбежным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

[cxiv] Swart G.J. A historical-critical evaluation of the play Christus Patiens, traditionally attributed to Gregory Nazianzus: diss... D.L./G.J. Swart. - Pretoria, 1990. [cxv] Thesaurus Sancti Gregorii Nazianzeni: Enumeratio lemmatum Carmina, Christus Patiens, Vita//Corpus christianorum. Thesaurus patrum graecorum/[by J. Mossay]. - Turnhout : Brepols, 1991. [cxvi] См.: Trisoglio F. San Gregorio di Nazianzo e il Christus patiens. Il problema dell " autenticita gregoriana del dramma/F. Trisoglio. - Florence: Le Lettere, 1996. - (Filologia: testi e studi. Universite degli Studi di Torino, Fondo di studi Parini-Chirio; 7). [cxvii] См.: Tuilier A. Gregoire de Nazianze et le Christus patiens. A propos d " un ouvrage recent/A. Tuilier//Revue des Etudes grecques. - 1997. - 110 (2). - P. 632-647. [cxviii] См.: Tuilier A. La tradition textuelle du Christos Paschon et le texte d " Euripide/A. Tuilier//Kentron. - 1997. - Vol. 13. - P. 119-131. [cxix] Trisoglio F. Il Christus patiens. Rassegna delle attribuzioni/F. Trisoglio//Rivista di Studi Classici. - Torino, 1974. - 22. - P. 351. [cxx] См.: Trisoglio F. Datazione del Christus patiens e titolazione bizantina della Vergine/F. Trisoglio//Memoria di Francesco Trisoglio presentata dal Socio nazionale residente Eugenio Corsini nell " adunanza dell " 11 dicembre 2001. - Acc. Sc. Torino-Memorie Sc. Mor., 26, 2002. - P. 161-256. [cxxi] Trisoglio F. Datazione del Christus patiens e titolazione bizantina della Vergine/F. Trisoglio//Memoria di Francesco Trisoglio presentata dal Socio nazionale residente Eugenio Corsini nell " adunanza dell " 11 dicembre 2001. - Acc. Sc. Torino-Memorie Sc. Mor., 26, 2002. - P. 161-256. [cxxii] Christos Paschon/Christus Patiens, or Christ Suffering; [translator by A. Fishbone]// Milton Quarterly. - 2002. - Vol. 36, 3, October. - P. 129-192. [cxxiv] См.: Wittreich J. Still nearly Anonymous: Christos Paschon/J. Wittreich//Milton Quarterly. - 2002. - Vol. 36, 3, October. - P. 193-198. [cxxvi] Ibid. - P. 194-195. В приведенном резюме Аполлинарий Лаодикийский назван епископом Иераполя, что довольно странно, так как известный писатель и ересиарх IV в. Аполлинарий (Младший) был епископом в Лаодикии сирийской, тогда как Иераполь находился в Малой Азии близь одноименного города Лаодикия. Возможно Г. Сандис перепутал титул Аполлинария (Младшего) с его тезкой - Клавдием Аполлинарием, который был в середине II в. епископом в Иераполе.

http://bogoslov.ru/article/434669

Об Аполлинарии Аполлинаристы – те, главою коих был злочестивый Аполлинарий, по Божию попущению возведенный на престол Лаодикии Сирийской. Он явно хульно учил о домостроительстве спасения, говоря, что Сын Божий хотя и воспринял от Святой Девы одушевленное тело, но совершенно не причастное ума, так как Божество заменяло ум, а о душе Господа мыслил, будто она не имеет разума; кроме того, учил, будто у Господа одно естество. Все сии, совершенно отрекшиеся от своих ересей, причисляются к питомцам Церкви через помазание одним миром. Примечай, кто и каковы те, которых божественные отцы повелевают перекрещивать. Евномиане суть еретики, главою которых был Евномий. Галатянин (родом), он был епископом Кизика, а мыслил гораздо худшее, чем Арий; ибо учил, что Сын изменяем и служебен, и по всему не подобен Отцу. Присоединявшихся к его заблуждению он богомерзкий крестил в едино погружение, погружая их вниз головою, а ноги их обращая вверх. Кроме того, о будущих наказаниях он нелепо говорил, будто это не истинно, а сказано в виде угрозы, для устрашения. О Монтане Фригийском Монтанисты, получившие название от некоего Монтана, назывались и фригийцами или потому, что начальник их ереси был фригиец, или потому, что эта ересь первоначально появилась из Фригии. Этот самый Монтан называл себя утешителем, а двух женщин – Прискиллу и Максимиллу, которых водил за собою, называл пророчицами. О пепузианах Монтанисты назывались и пепузианами, потому что считали божественным местом Пепузу, селение во Фригии, и именовали ее Иерусалимом. Они приказывали расторгать браки, учили воздерживаться от некоторых снедей, извращали Пасху, святую Троицу соединяли и сливали в одно лицо, – и кровь прободенного младенца, смешав с мукою и сделав из этого хлеб, приносили и от него причащались. О Савеллии Савеллиане получили наименование от Савеллия ливийского, который, будучи епископом Птолемаиды пентапольской, проповедывал в отношении к Святой Троице смешение и слияние; соединяя и сливая в одно лице три ипостаси одного существа и божества, он называл Его триименным, – являющимся иногда как Отец, иногда как Сын, иногда как Дух Святый, – в разные времена преобразующимся и принимающим различный вид; так что таким неслыханным разделением, или слиянием, по Григорию Богослову , скорее доказывал не то, что все ипостаси – одно лице, как то, что каждое лицо есть ничто, ибо вещи перестают быть тем, что они есть, когда они взаимно перемешиваются, оставляя лишь голые имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Добравшись до Антиохии, он слег больным и вынужден был на некоторое время задержаться в этом мегаполисе, где находи­лась прославленная богословская школа. В Антиохии Иероним усердно занялся изучением греческого языка, чтобы углубиться в постижение Библии . В эту пору его руководителем в библей­ских штудиях на время стал Аполлинарий Лаодикийский, но Иеронима не увлекла его еретическая христология – он вооб­ще не склонен был к спекулятивным умозрительным построе­ниям, не имел интереса к философии и не был поэтому богословом-догматистом, но он ценил экзегетическую или, лучше сказать, филологическую технику и текстологическую критику Аполлинария. При знакомстве с сирийскими монахами блажен­ного Иеронима удивила их горячая вовлеченность в богослов­ские споры, которую он находил не подобающей отрекшимся от мира аскетам: «Стыдно сказать, из глубины пещер мы изрекаем осуждение вселенной. Валяясь во вретище и пепле, мы выносим приговоры епископам. Что делает дух власти под туникой каю­щегося. Вериги, рубище, длинные волосы – знаки не царской власти, а сокрушения и смирения» 562 . В Антиохии, где параллельно существовали две православ­ные общины, не имевшие общения между собою – большая мелетианская и малочисленная павлинианская православие и каноничность которой признавали в Александрии и Риме, – Иероним, как латинянин по происхождению, примкнул к Павли­ну, и тот рукоположил его в пресвитера. Перед посвящением он предупредил Павлина, что он не склонен к пастырской деятель­ности, и все-таки тот пошел на этот шаг, так что Иероним стал, по характеристике А. В. Карташева , «странствующим и кабинет­ным пресвитером» 563 . После того как при Феодосии Великом совершилось торже­ство Православия и посрамление арианства во всех его разно­видностях, Иероним приехал в Константинополь, общался там с великими каппадокийцами Григорием Богословом и Григори­ем Нисским и от них усвоил интерес к сочинениям Оригена – не к сомнительной догматической стороне его наследия, но к его экзегезе – и усердно принялся за перевод Оригена на латинский язык, затем он перевел «Хронику» Евсевия Кесарийского . В пере­водческом труде Иероним нашел свое призвание – обладая тон­кой филологической интуицией и замечательным даром слова, он всю жизнь с увлечением занимался переводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

9) Отзыв о представленном в 1897 г. на соискание премии митр. Макария сочинении А. А. Спасского «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни». Сергиев Посад, 1895//Христианское Чтение. Т. С. 1253–1275; 10. С. 1400–1420. 10) «Thesen iiber das «Filioque»»//Internationale Theologische Zeit-; schrift. 1898. H. 24. S. 681–712, иотдельно. Немецкий перевод (Α. Α. Киреева при участии протопр. И. JI. Янышева) составленных В. В. Болотовым, как членом старокатолической комиссии, тезисов о Filioque с введением к ним и особо написанным для печати предисловием. «Трактаты Геласия I» (заметка по поводу коллоквиума М. И. Орлова 15 марта 1899 г.)//Христианское Чтение. 1899. Т. I. 4. С. 812— 817, и отдельно. «Гонение на христиан при Нероне»//Христианское Чтение. 1903. Т. I. 1. С. 56–75 (в рукописи Василия Васильевича озаглавлено: «Гонение при Нероне»), «К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum»//Христианское Чтение. 1903. Т. I. 6. С. 882–894; Т. И. 7. С. 60–76. Обе эти статьи, изданные по оставшимся после В. В. Болотова в его бумагах рукописям, имеются также в особом оттиске (50 стр.). Под общим заглавием «Письмо и две записки о неоконченной работе о Рустике» изданы относящиеся к предмету его предполагавшейся докторской диссертации о диаконе Рустике письмо И. Е. Троицкому от 1896 г. и записки, одна написанная в конце 1883 или начале 1884, другая после 1890 г.//Христианское Чтение. 1907. Т. 1. 3. С. 380–381. Часть второй записки была напечатана в французском переводе в некрологе В. В. Болотова в Internationale Theologische Zeit-schrift (=Revue intern, de Theologie). 31. 1900. S. 43 (ср. также Христианское Чтение. 1900. Т. II. 8. С. 316–317). В отдельном оттиске эти документы соединены с упомянутым выше «Списком статей и заметок, напечатанных в «Церковном Вестнике» и «Христианском Чтении» от 1880 до 1893 г., с замечаниями ad instar retractationum»//Христианское Чтение. 1907. Т. I. 2. С. 250–263 (26 стр.). В «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» за 1906 г. помещена записка В. В. Болотова по некоторым вопросам из истории церковной организации в древности, носящая в подлиннике лишь неопределенное заглавие «Очерк» и разделенная при напечатании на три статьи с особыми заглавиями: а) «Епархии в древней Церкви». 3. С. 99–105 (С. 98–99 — предисловие редакции); β) «Хорепископы и периодевты». 4. С. 149–154; γ) «Остатки древнего церковного сирийского чина поставления в церковные степени». 10. С. 486–492.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010