108 Анселъм Кентерберийский (1033–1109), философ и теолог западного средневековья, ведущий мыслитель ранней схоластики. 38, 39 Антиной (II b.), любимец императора Адриана, покончивший с собой и обожествленный. 72 Антиох I Сотер (правил 281/0—262/1 до н. э.), эллинистический монарх, основатель династии Селевкидов. 95 Аполлинарий Лаодикийский (ок. 310–390), ранневизантийский теолог и поэт, епископ сирийского города Лаодикии. Поскольку доктрина Аполлинария подверглась осуждению как еретическая, его сочинения дошли почти исключительно под чужими именами; поэтому с его авторской личностью связаны сложные проблемы атрибуции. 244 Аполлинер, Гийом (1880 — 1918), французский поэт. 191 Аполлоний Родосский (ок. 295 — 215 до н. э.), эллинистический поэт, пытавшийся в своей поэме «Аргонавтика» возродить эпическую поэзию на новой основе, соединив ее монументальные формы с рафинированным психологизмом. 143 Арий (ум. 336), ранневизантийский теолог, знаменитый «ересиарх», выступивший с отрицанием «единосущия», «собезначальности» и «равночестности» второго лица христианской Троицы (Сына, или Логоса) первому лицу (Отцу); согласно его доктрине, Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. В течение IV b. арианство не без успеха боролось с ортодоксией за положение господствующей религии империи, потерпев окончательное поражение лишь на II Вселенском соборе в 381 г., а затем оставалось официальным вероисповеданием некоторых варварских королевств. Ныне утраченное сочинение Ария «Фалия», в котором стихи по типу античной мениппеи перемежались с прозой, пользовалось некогда значительной популярностью. 187, 253 Ариосто, Лудовико (1474 — 1533), итальянский поэт. 194 Аристипп Киренский (ок. 435 — ок. 360 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Сократа, учивший о мудром наслаждении как высшей цели жизни (философский гедонизм). 72 Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ, универсальный мыслитель и ученый, теоретик поэзии и риторики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

[cxxxvi] См.: Шерр И. Всеобщая история литературы: в 2 т./И. Шерр. - изд.]. - СПб., 1879. - Т. 1. - 1879. - С. 151; Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь/[под общ. ред. проф. А.П. Лопухина]. - Петроград, 1903. - Т. 4. - 1903. - Столб. 625; Попов И.В . , проф. Патрология. Краткий курс/И.В. Попов; [под общ. ред. проф. МДА А.И. Сидорова]. - М.: Учебный комитет Русской Православной Церкви, Московская Духовная Академия, 2003. - С. 191; Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века/Н.И. Сагарда. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. - С. 662; Спасский А . Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни/А. Спасский. - Сергиев Посад, 1895. - С. 450-451. [cxxxvii] Говоров А . Св. Григорий Богослов как христианский поэт/А. Говоров. - Казань, 1886. - С. 32. Необходимо также отметить, что А. Говоров собирался посвятить трагедии отдельный трактат, но, видимо, так и не осуществил своего намерения. [cxxxviii] Сирийское имя - Авдишо бар Бриха (бар Бериха, ум. 1318 г.), митр. Нисибинский, восточносирийский теолог, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока. Он известен составлением «Каталога писателей», в котором изложил грандиозную классификацию всей известной в то время сирийской литературы, как оригинальной, так и переводной. См.: Православная энциклопедия/[под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II]. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - Т. 1. - 2000. - С. 121. [cxxxix] Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви/Филарет (Гумилевский). - М.: Паломник, 1996. - С. 131-132. [cxl] См.: S. Gregorii Nazianzeni Cognomento Theologi Opera. Nunc denuo/[edita J. Billius]. - Antverpiae: Prunaeus, S. Michaelis., 1612. - P. 126-149. Скорее всего, на составителей ТСО повлияло издание «Патрологии» аббата Ж.-П. Миня, которое по тем временам представляло более совершенное научное издание. [cxli] Фрейберг Л.А. Античное литературное наследие в византийскую эпоху/Л.А. Фрейберг//Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 41.

http://bogoslov.ru/article/434669

Сохранившиеся фрагменты из творений Юлиана не дают оснований заключить, что он разделял учение Сергия Грамматика о единстве сущности во Христе, так же как не всегда возможно однозначно утверждать, в каком именно смысле употреблял Юлиан сам термин «сущность». Однако, формальное сходство позиций Сергия и Юлиана не вызывают сомнений. 3. Нетление и бессмертие – постоянные качества человечества Христова с момента Воплощения Можно указать следующие источники, оказавшие влияние на формирование юлианистского учения о нетлении тела Христова. а) Аполлинарианская литература. В полемике с Севиром Юлиан ссылался на слова из трактата Аполлинария Лаодикийского κατ μρος πστις, который оба епископа-монофизита считали принадлежащими святителю Григорию Чудотворцу 331 : «Божество упразднило страдательность (παθητικν) плоти в исполнении таинства (ν τ μυστηρου πληρσει), после смерти в святой плоти пребывает постоянное бесстрастие и неизменное бессмертие» 332 . Тем не менее между позициями Аполлинария и Юлиана имеет место существенное различие. Для Аполлинария, как отмечает и Севир, Домостроительство включает «распятие, смерть, воскресение, телесное вознесение на небо» 333 , тогда как для Юлиана исполнение таинства ограничивается лишь фактом Боговоплощения. В пользу своей концепции нетления тела Христова Юлиан приводит также IX анафематизм Псевдо-Григория 334 , где утверждается нетление Спасителя по плоти (φθαρτον τ σαρκ) 335 . Однако краткость анафематизма не дает возможности точно установить его смысл: относится ли нетление к состоянию плоти с момента Воплощения или же только к состоянию после Воскресения? б) Творения святых Отцов и учителей Церкви. В творениях святых Отцов и учителей Церкви IV–V веков мы находим немного высказываний, которые могли бы послужить основанием для юлианистского учения. В сохранившихся фрагментах Юлиана содержатся ссылки только на творения святителя Епифания Кипрского , святителя Григория Нисского и святителя Кирилла Александрийского . Святитель Григорий Нисский в своем 30-м слове говорит, что «мы спасены страстями Бесстрастного» (τος το παθος πθεσιν) 336 . В словах святителя Григория трудно усмотреть какую-либо связь с учением Юлиана, однако существовали другие варианты этого текста. Так, Филоксен Маббугский ссылался на сирийский перевод слова святителя Григория Нисского , где речь идет не о «страстях Бесстрастного», а о «бесстрастных страстях» 337 . Очевидно, что второй вариант вполне созвучен с учением Галикарнасского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Между тем, еще до этого, в Лаодикии Сирийской епископ Аполлинарий, муж среди всех весьма эрудированный, но движимый стремлением к спорам, и находивший удовольствие идти наперекор против всего, что бы кто ни говорил, породил остротой ума очень серьезную ересь. Он утверждал, что при Воплощении Господом было принято только тело без души. Когда он был опровергнут в этом очевидными свидетельствами из Евангелия (где сам Господь и Спаситель утверждает, что Он имеет душу и лишается ее, когда захочет, и принимает снова, и говорит, что она показалось, что он отказался от всего и побежден, заявил, что хотя Он имел душу, но не из той части, что была разумной, но лишь от той, которая оживляет тело. В восполнение же разумной части, как он утверждал, было само Слово Бога. Сначала это утверждение было низвергнуто в городе Риме Дамасом и Петром, епископом Александрийским, на созванном соборе 41 так, что было вынесено постановление: «Если кто будет утверждать, что Сын Божий, который был как истинно Бог , так и истинно человек, имел что-то меньше человеческого или Божественного, будет изгнан из Церкви». Потом это решение было подтверждено в Александрии и решением собора в Константинополе. 42 Поэтому аполлинаристы, отлученные от Церкви, утвердили себе епископов своей партии, а также собственные догматы и церкви. Глава 21. О преемствах епископов на Востоке Итак, в городе Риме после Дамаса управление Церковью принял Сириций. 43 В Александрии же после смерти Петра – Тимофей, а после него Феофил, в Иерусалиме же после Кирилла – Иоанн получили апостольские престолы. А в Антиохии по смерти Мелетия был назначен на его место Флавиан. Но оттого что до тех пор оставался Паулин, который всегда состоял в общении с кафоликами, там часто вспыхивали многие тяжбы и многие ссоры. Но когда одни боролись уже не с такой силой, а другие не с такой силой управляли, и когда сама земля и море были утомлены этим, он наконец захотел каким-нибудь образом добиться мира, тем более что было очевидно, что уже нет никакого разногласия по вере. То же самое было в Тире. Там еще в бытность Афанасия исповедниками на место епископа был избран Диодор, безусловно, один из старейших кафоликов, муж, свободный от соблазнов, однако, презрев его умеренность, из партии Мелетия поставили епископом другого человека. Также во многих других городах Востока притязания священников породили подобную путаницу. В Константинополе же сан священника получил Нектарий, оглашенный претором Урбаном и недавно принявший крещение. Глава 22. О восстании язычников против верующих

http://azbyka.ru/otechnik/Rufin_Akvilejs...

Аполлинаристы, воспользовавшись болезнью Григория, пробовали навязать Назианзу своего епископа. Григорий протестовал перед гражданской властью, и аполлинарист был полицейски устранен. И тени смущения в сознании Григория тут не было. Григорий упрекал в пассивности Нектария Константинопольского, что тот позволял действовать еретикам. Вероятно, закон 388 г. ο запрещении аноллинаристов обязан своим появлением Григорию, который вскоре и скончался (389-390). Остров Кипр состоял в непрерывном общении с югом Малой Азии. Особенно район самой митрополии Кипра с городом Саламином во главе. На Кипре в 367 г. избран был в епископы выдающийся вождь расцветавшего монашества св. Епифаний, стоявишй во главе палестинского монастыря в Елевферополисе. Епифаний, учившийся монашескому подвигу в Египте, там же заинтересовался духовной болезнью еретичества и сектантства. Он стал собирать сведения ο еретиках и их учении. Поначалу он написал ο еретических заблуждениях касательно догмата Св. Троицы под заглавием «Анкорат» (т.е. якорь спасения). После этого сирийские отшельники попросили Епифания написать ο всех вообще ересях. И Епифаний за 374-377 гг. написал действительно большое сочинение «Панарион» (т.е. всеоружие), где собрал сведения ο ересях в количестве около 80. Тут извлечены сведения ο ересях из сочинений св. Иренея, Ипполита, из оригинальных еретических писаний и из собственного опыта Епифания. Епифаний в молодости был очень доверчив. Его завлекали в свои кружки и карпократиане, и египетские мелетиане. Он своими ушами наслушался и собрал в памяти много самохвальных россказней этих бредовых людишек ο самих себе. Β Египте ему много было наговорено против Оригена. У Епифания сложилось убеждение, что Ориген породил множество ересей. Но сам доверчивый Епифаний был великим поклонником Аполлинария Лаодикийского, не подозревая, что это — философствующая голова ересиарха. Но ретроспективно Епифаний, конечно, поместил Аполлинария в списки ересей. Епифаний был другом по Палестине проживавшего там блаж. Иеронима.

http://sedmitza.ru/lib/text/435104/

Ап. Павел пишет применительно к Богу Слову: «...Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены...» (Гал 4. 4). В этом же смысле ап. Павел говорит, что если бы «власти века сего» познали премудрость Божию, «то не распяли бы Господа славы» (1 Кор 2. 8). Человека в И. Х. он называет «Господом»: «второй человек - Господь с неба» (1 Кор 15. 47), а Христа - «человеком»: «...един... посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус...» (1 Тим 2. 5; ср.: Рим 5. 15). Введенные именования человека Богом, а Христа человеком впосл. послужили поводом к появлению концепции т. н. переноса имен. Ипостасное «единение,- пишет Феодорит Кирский,- делает имена общими, но общность имен не сливает естеств» ( Theodoret. Ep. 131. 98-99), а это, по свт. Григорию Нисскому, позволяет совершать «поставление одних имен на место других» ( Greg. Nyss. Ad Theoph. 3. 1). Имя Христос означает «Помазанник», а «следствием этого помазания,- пишет свт. Григорий Богослов,- является то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом» ( Greg. Nazianz. Or. 30//PG. 36. Col. 132). Взаимообщение свойств в И. Х. и перенос имен позволяют свт. Григорию говорить о распинаемом Боге ( Idem. Or. 45//PG. 36. Col. 661), о крови Бога и Его смерти (Ibid. Col. 649), о Боге погребенном и воскресшем ( Idem. Or. 22//PG. 35. Col. 1145). Но при этом он подчеркивает, что «подобные наименования берутся совместительно, так что под частью разумеется целое» ( Idem. Ep. 101//PG. 37. Col. 189). Одним из тех, кто поставили вопрос о соединении во Христе божественной и человеческой природ и пытались его разрешить, был Аполлинарий (младший), еп. Лаодикии Сирийской. Однако его попытка оказалась неудачной, поскольку в своих христологических рассуждениях он стремился выразить рационально «великую тайну благочестия». Для Аполлинария соединение истинного Бога и истинного человека невозможно в принципе, поскольку и Тот и другой, являясь личностями и обладая свободной волей, после соединения могут расходиться в своих проявлениях и даже вступать в противоречие.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Датировка и авторства Акафиста Вопрос о датировке и атрибуции Акафиста Пресвятой Богородице достаточно сложен и до сих пор не решен однозначно. В рукописной традиции Акафист передается анонимно. За последние сто с небольшим лет ученые высказали множество предположений относительно авторства гимна. Были названы Аполлинарий Лаодикийский (IV век), преподобный Роман Сладкопевец (VI век), патриарх Константинопольский Сергий I (VII век), диакон Георгий Писида (VII век), патриарх Константинопольский Герман I (VIII век), инокиня Кассия песнописица (IX век), патриарх Фотий (IX век) и некоторые другие; высказывалось мнение о сирийском происхождении гимна. В настоящее время большинство исследователей склонны датировать Акафист эпохой от императора Византии Юстиниана I (527-565) до императора Ираклия (610-641) включительно и предположительно атрибутировать преподобному Роману Сладкопевцу . Сторонники авторства преподобного Романа Сладкопевца считают Акафист по композиционной и метрической структуре кондаком, полагая, что херетизмы дописаны позднее, в 620-е годы, патриархом Сергием. Богослужебное употребление Акафист содержат рукописные греческие Кондакари , Минеи , Триоди , Часословы , Требники , богослужебные сборники, молитвословы . Первое издание Акафиста подготовлено Альдом Мануцием в 1502 году. Латинский перевод Акафиста был сделан между 3-й четвертью VIII века и серединой IX века. Позднее Акафист был переведен на арабский, славянский, болгарский, румынский, турецкий, английский, немецкий, французский, русский, новогреческий и другие языки. Текст Акафиста, по-видимому, отражает ту стадию развития календаря, когда Рождество Христово и Благовещение праздновались вместе 25 декабря. К X веку относится свидетельство о пении Акафиста в субботу 5-й седмицы Великого поста в память о победе в 626 году над аварами , когда впервые в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, близ Константинополя, читался Акафист. В современной богослужебной практике в России Акафист читается в Субботу Акафиста ; в некоторых храмах круглый год служится вечерня с Акафистом . В Греции Акафист зовется " херетизми " , читается на 5-й седмице Великого поста, в монастырях - на повечерии , при особых нуждах; в приходских храмах вытеснен последованием молебного канона.

http://drevo-info.ru/articles/468.html

882 Гидаспу (Hydaspes, Hystaspes) приписывался популярный сборник пророчеств, не дошедший до наших дней. О Гидаспе говорили как о персидском маге и индийском царе или как о халдейском ученом, иногда даже как об отце персидского царя Дария I. 883 Река Гидасп (совр. Джелум) – один из притоков Инда, известный со времён индийского похода Александра Великого. 890 Указание на Сирию, очевидно, возникло под влиянием Книги пророка Даниила, где последний «нечестивый царь» (Антиох IV Эпифан) является «царем северным», т. е. сирийским. 895 Гермес Трисмегист («Трижды великий») – мифический пророк отдаленной древности, на которого вслед за античными авторами часто ссылались раннехристианские апологеты. В большинстве случаев именем Гермеса Трисмегиста прикрывались различные авторы (главным образом египетские), писавшие астрологические и гностические сочинения. Далее в оригинале по-гречески цитируется одно из таких сочинений. 899 Древнейшей из Сивилл (их насчитывали более десятка) считалась Герофила Эритрейская (Эритры – город в Малой Азии), которая, следуя Вергилию, предсказала падение Трои (Энеида, VI 9 ел.). 902 То есть системой ценностей античного общества, для которой христианство было возмутительным новшеством, «зловредным суеверием» (Tayum. Анналы, XV 44). 914 Подразумевается легенда о падших ангелах во главе с Сатаной-Люцифером. Это замечание Викторина наводит на мысль, что он отождествлял Антихриста с Сатаной. 915 Возможно, тут подразумевается готский полководец Гунтарик, который вместе с Аргайтом в первой половине III в. перешел Дунай и опустошил римскую провинцию Мезию (Иорлан. История готов). 917 Мефодий (III в.), епископ Олимпии Ликийской (Малая Азия), Евсевии (Памфил) (ок. 263 340), епископ Кесарии Палестинской, и  Аполлинарий (ок. 310 391), епископ Лаодикеи Сирийской, – греко-язычные христианские писатели и историки. 923 Вероятно, имеется в виду роман Ксенофонта (430 355 до н. э.) «Киропедия», где рассказывается о рождении и воспитании Кира II Великого. 924 Персидские цари отпустили иудеев из вавилонского плена, разрешили восстановить разрушенный Навуходоносором Иерусалим и даже вернули им из Вавилона храмовое имущество. В Танахе Кир Великий удостоен титула «помазанника Божьего» ( Ис. 45:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

11. [О Леонтии, епископе Триполитанском, у Свиды, под именем Леонтий.] Этого Леонтия нечестивый Филосторгий в книге... называет своим другом как единомышленника по арианскому его зломыслию. 12. [Об Иордане и Панеаде, из Иоанна Антиохийского («О древних сказаниях из “Истории” Филосторгия»).] Близ крайних пределов Палестины, за которой следует Финикия, расположен город, который с самого начала называется Даном – от колена Данова. Впоследствии даняне одни из всего народа, странствуя длительное время, наконец заняли эту землю, с трудом утвердились в ней и, построив близ ее крайних пределов город, дали ему название – Филарх. Это был крайний предел Иудеи по направлению к Финикии. Когда впоследствии Ирод Великий отстроил этот город, он переименовал его, назвав Кесарией Филип-повой. Теперь же его зовут Панеадой. Город получил это название после того, как в нем было установлено изображение Пана. В этой Панеаде берет начало один из истоков Иордана (всего же их два), который в соответствии с древним названием и теперь еще зовется Даном. Другой же, по имени Иор, находится далеко оттуда, приблизительно в ста шестидесяти стадиях, и вытекает из одного холма той же самой горы. Каждый из них потом становится рекой, причем последняя называется Иоратом, а первая Данитом. Миновав гору и спустившись на равнину, они сливаются вместе и образуют одну большую реку Иордан. Далее, объединив в себе воды и имена обоих потоков, Иордан течет через Тивериадское озеро, пересекает его посередине и, не смешивая с ним своих струй, достигает его противоположного берега, всегда себе равный и сам с собой сходный. Отсюда уже, протекая через Палестину, он впадает в так называемое Мертвое море и исчезает. 13. [Об Аполлинарии, Василии и Григории Назианзине , о которых у Свиды приведены в трех местах подлинные выражения Филосторгия, под именами: «Аполлинарий», «Василий», «Григорий».] В те времена Аполлинарий процветал в Лаодикее Сирийской, Василий – в Кесарии Каппадокийской, а Григорий – в Назианзе: это место является воротами в ту самую Каппадокию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Третий Вселенский Собор 1. Предварительные замечания Ход заседаний Эфесского Собора IV в. прошел под знаком тринитарных споров. Собственно христологическая проблема, то есть проблема соотношения человеческого и Божественного во Христе, была затронута лишь в 352 г., когда стали впервые распространяться мнения еретика Аполлинария, епископа Лаодикии Сирийской. Необходимость отреагировать на это новое заблуждение привела богословов к размышлению над христологическим вопросом. Противодействие аполлинарианству было особенно энергичным в антиохийских кругах, где существовало совершенно справедливое стремление показать целостность и полноту человеческой природы во Христе, однако при слишком одностороннем выделении этого момента возникала опасность преуменьшить совершенное единство Личности Христовой. Что же касается александрийцев, то они выделяли как раз это единство, подчеркивая, что Слово есть единственный субъект как Божественного, так и человеческого опыта Христа. Противоречие между обоими богословскими подходами осложнялось глубоким недоразумением относительно значения слова «природа» ( φσις). Тогда как александрийцы понимали под ним конкретную индивидуальность, бытие, имеющее независимое существование, антиохийцы использовали это слово для обозначения как Божества, так и человечества, рассматриваемых в качестве совокупности свойств или атрибутов 714 . Неистовство человеческих страстей и соперничество между главными кафедрами христианского мира с их гегемонистическими устремлениями – все это придало христологическим спорам особенный размах. Конфликт вспыхнул вскоре после того, как Несторий, антиохийский пресвитер, почитаемый за свое красноречие, был призван константинопольским двором в качестве преемника скончавшемуся епископу Сисиннию. Архиерейская хиротония была совершена 4 апреля 428 г. Мы мало знаем о Несторий до его архиерейства, кроме разве что легенд, которые впоследствии были пущены на его счет писателями-монофизитами. Возможно, он был учеником Феодора Мопсуэстийского 715 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010