Отец Кирилл бывал в Переделкине еще во времена Патриарха Пимена. Тогда это место, по-моему, курировала лаврская братия, да? Митрополит Лонгин: — Дело в том, что в свое время Патриарх Алексий I попросил у Иосифа Виссарионовича дачу. Ну, куда поселить Патриарха? Переделкино — это был дачный поселок Союза писателей, и там при храме, который не закрывался, была пара старинных зданий — бывшая усадьба бояр Колычевых, родственников святителя Филиппа. И вот ее отдали Церкви. Преображенский храм стал Подворьем лавры, там служили лаврские иеромонахи. Патриарх Алексий I там жил и скончался. А вот Патриарх Пимен как-то не очень любил это место. Он жил в Москве, в Чистом переулке, и практически не ездил в Переделкино. Монахиня Евфимия: — Да, таким образом в годы Первосвятительства Патриарха Пимена Переделкино было местом отдохновения для некоторых из старшей братии, сам же Патриарх не любил там бывать. Отец Кирилл гостил в Переделкине обычно две недели перед Великим постом. Великий пост — это время большой нагрузки для старшей братии, для духовников. И вот эти две недели были большим подспорьем для батюшки. С Патриархом Алексием В 1990-м году заступил на Первосвятительскую кафедру Патриарх Алексей II. Он полюбил Переделкино и выбрал эту резиденцию как свое место жительства. И было непонятно — удобно ли будет старцу посещать Переделкино как прежде. Однако Святейший Алексий был расположен к отцу Кириллу и так же стал приглашать старца отдохнуть в резиденции перед Великим постом. А затем уже само здоровье батюшки так распорядилось, что после разных операций ему было необходимо место, где он мог бы как-то реабилитироваться. В лавре нагрузка была сверхчеловеческая, и единственным спасением для отца Кирилла было уехать хоть куда-то, в более-менее изолированное место, чтобы прийти в себя. И таким местом стало Переделкино. Переделкино. Первые годы после инсульта Но важно сказать такую вещь: до того, как произошел инсульт, отец Кирилл был человеком, который не нуждался в опеке келейников.

http://pravoslavie.ru/151079.html

Как все это не вяжется с существом обители, где все должно быть поставлено так, чтобы всеми насельницами чувствовалась полная свобода в деле молитвы и посещения храма в незанятое послушанием время. А у вас так выходит: можно не ходить на послушание по распоряжению старшей, но с тем, чтобы сидеть дома, а не идти в храм, несмотря на то, что там совершается богослужение. Нужно развязать этот узел, нужно воспитать сестер в духе простоты, нелицемерия, непоказного благочестия, нужно внедрить в сердца желание всем спасения и уважения к тем, кто к нему искренно стремится. В храм ты ходи, если не занята послушанием, невзирая ни на какие смущения и предупреждения. Надеюсь, матушка Игумения одобрит тебя за это. 29. Вернувшись вечером с послушания, я спешу в храм, а работающие со мной сестры и сама старшая останавливают меня, говоря: «Труждающиеся могут подумать, что мы, огородницы, раньше их кончаем и, наверное, мало и плохо работаем, если у нас еще хватает сил простаивать утреню. Составив такое мнение о нас, они не помогут нам и в том случае, когда мы, не справившись со своим делом, обратимся к ним за помощью, а укорят нас нерадением». Считаться ли мне с этим или идти в храм после послушания? Здесь опять у вас какая-то фальшь, подсматривание друг за другом, как кто спасается, связывание по рукам и ногам каждого в деле посещения храма. Нужно установить для всех труждающихся одинаковую норму часов труда с тем, чтобы после послушания сестры могли свободно уделять время на молитву и личные дела. 30. Моя старшая посылала меня за дровами в тот момент, когда я уходила в храм. Вместо того, чтобы ответить: «благословите», я спросила: «Нельзя ли мне принести их после?», ибо знала, что они потребуются лишь к вечеру. Согрешила ли я? Разве в вашей обители не существует правила всем сестрам, свободным от общего послушания, непременно идти в храм по первому звону? Наверное, да, – и ты по праву поступила, указав на то, что собралась в церковь . Твоя старшая, очевидно, засуетилась и не заметила, что пришло время молиться. Правда, в обители иногда и замечается неблагосклонный взгляд и так называемое отрицательное отношение «старших» к духовной ревности новоначальных и к посещению ими богослужений, но мне не думается, чтобы это самое было у твоей старшей. Июль

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Верующим были розданы иконки святителя Николая Чудотворца с Патриаршим благословением. Предстоятель ознакомился с жизнью Шостьенского монастыря. Святейший Владыка посетил Успенский храм и осмотрел монастырское хозяйство  детский корпус, пекарню, скотный двор и молочный цех. Первое упоминание о церкви в селе Шостье встречается в окладной книге Касимовского уезда, где сказано, что «построена в том селе церковь Николая Чудотворца по благословенной грамоте и освящена в (1688 г.)». Первоначально церковь была деревянная. В 1875 г. она сгорела во время опустошительного пожара, постигшего село Шостье. Многие жители лишились своих домов и бедствовали, но крестьянская община села изъявила желание построить новый храм в камне. Рязанским губернским инженером Н.Н. Вейсом был составлен проект каменной церкви с тремя приделами (Вознесения Господня, свт. Николая и свв. мчч. Флора и Лавра) и колокольней. Строительство храма было начато в 1876 г. и продолжалось более 25 лет. Первые десятилетия после революции 1917 года храм продолжал действовать, был закрыт в 1937 году и превращен в зерноток, а позже в склад химических удобрений. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 22 июня 1999 г. в селе Шостье было образовано Патриаршее подворье храма свт. Николая Мирликийского. Настоятелем был назначен священник Александр Афанасьев (впоследствии  архимандрит Петр, наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы). 30 мая 2002 года было получено письменное благословение Святейшего Патриарха Алексия II на создание сестричества при Патриаршем подворье храма свт. Николая в Шостье. С 2002 г. обязанности старшей сестры исполняла монахиня Антония (Минина) (ныне игумения Антония, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатово Клинского района Московской области). В 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II на отца настоятеля было возложено послушание восстановить бывший Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Монахиня Антония и несколько шостьенских сестер переехали на постоянное жительство в с. Акатово. С этого времени обязанности старшей сестры стала исполнять монахиня Неонилла (Фролова).

http://patriarchia.ru/db/text/4887668.ht...

Прошли века, и теперь уже представляется и осуществляется возможность не только взаимного познания, но и встреч вероисповеданий, их общения и сближения. Эту возможность можно приветствовать, ею пользоваться, ее поддерживать. Но православное сознание не может преувеличивать значения этого общения. Мы видим, что «вселенское движение» приняло форму земного экуменизма и не обнаруживает стремления возвыситься до подлинной вселенскости или, понимаемой в православном смысле, «кафоличности». Последнюю мысль мы обязаны пояснить. Когда реформатский богослов подчеркнул, что не может быт полного единства церкви без участия старшей сестры церкви, то этой старшей сестрой он назвал Восточную Православную Церковь . Но Восточная Православная Церковь напоминает, что у нея самой есть старшая сестра, без единения с которой нет и не может быть единой святой, соборной и апостольской Церкви. Сестра эта есть Небесная Церковь . Экуменизм может быть и без нея; но это не истинная кафоличност символа веры , не вселенскость, не «плирома церковная», о которой читаем в Inocлahuя к Ефесянам. Относительно нынешнего сближения церквей ученый автор, повидимому, не питает излишних иллюзий. Он считает его лишь подготовкой единства церкви и понимает единство, как проблему эсхатологическую, т. е. верить, что полное единство церкви «откроется» только во второе явление Господа Иисуса Христа в Его славе. Но откроется оно, скажем мы, основываясь на слове Божием, явлением Небесной Церкви. Всюду, где слово Божие возвещает второе пришествие Господа, оно говорит о «тьмах ангелов» с Ним, о пришествии Господа «со всеми святыми Его» ( 1Фес. 3:13 ). Эта небесная сестра- церковь есть реальность. Если так, то о ней нельзя не помнить и с нею должно быть общение теперь, в нынешнем эоне. И это общение признавалось, сознавалось и исполнялось древней церковию. О нем говорит послание к Евреям, свидетельствуя, что крестившиеся вступили в общение – приступили – к «небесному Иерусалиму», «к тьмам ангелов», «к торжествующему собору», «к церкви первенцев, написанных на небесах», «к духам праведников, достигших совершенства». Мысль апостола о Небесной Церкви, окружающей Господа, совершенно ясна; это не схоластика, а жизнь. Потому для православного сознания «торжествующая церковь » (она же и воинствующая с нами «против начальств и властей и мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных») есть ядро, основа «соборной-кафолической» церкви; мы на земле составляем меньшую часть великого тела церкви. Небесная Церковь – всегда перед умственными глазами православного христианина. Особенно мысль о ней оживает в божественной литургии, в принесении Тела и Крови Христовых, как благодарственной жертвы о почивших праотцах, ветхозаветных патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках и о всех в вере скончавшихся, а также – в заключение – о живых, как одной лишь части этого соборного вселенского организма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вместе с монастырской и скитской братией отец Исаакий ходил на откровение помыслов к старцу Иосифу, преемнику преподобного Амвросия. В 1908 году в монастыре скончался родитель преподобного Исаакия — схимонах Николай. Спустя несколько лет, когда преподобный был уже настоятелем монастыря, произошел такой случай. В чем-то не поладил он со скитоначальником отцом Феодосием, и возникло между ними хотя и легкое, но неудовольствие. И вот однажды отец Феодосий пришел к нему и рассказывает, что он видел во сне схимонаха Николая, который грозился на них с отцом Исаакием. Задумался отец Исаакий, услышав этот рассказ, и тихо сказал: " Чует! " … После этого мир был восстановлен и более никогда не нарушался. Иеромонах Исаакий был назначен уставщиком и усердно исполнял свое новое послушание. Так, на соборе старшей братии 4 июля 1913 года среди других пунктов слушали " Заявление отца уставщика иеромонаха Исаакия о непослушании ему на клиросах. Например, о самочинном пении на левом клиросе " Богородице Дево… " другим напевом, а также и других песнопений " . Определили: " " Богородице Дево, радуйся… " петь по-прежнему, согласно с правым клиросом и вообще левому клиросу согласовываться при ответном пении с правым. О непослушаниях докладывать начальству " . В 1911 году иеромонах Исаакий был награжден наперсным крестом. После кончины архимандрита Ксенофонта, последовавшей 30 августа 1914 года, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: " По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью " . Простота его была удивительной, часто поражавшей своей глубиной окружавших его людей. Преподобный Оптинский старец Никон в бытность свою иноком Николаем нес послушание в монастырской канцелярии. Он всегда тепло вспоминал свои совместные труды с архимандритом Исаакием и впоследствии, улыбаясь, рассказывал своим духовным чадам, как на одном совещании, когда решался вопрос, какую сумму денег выделить на пожертвование пострадавшим от войны, отец архимандрит, обращаясь к старшей братии, недоуменно разводя руками, произнес: " Мало — мало, а много — много… " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Во мне как в игумении владыка сомневался. Человек опытный, он опасался моего «головокружения». Но кто-то должен был заниматься стройкой, оформлением бумаг. И владыка подал ныне покойному Блаженнейшему Митрополиту Владимиру прошение назначить меня в новом монастыре старшей сестрой. Неожиданно Предстоятель вычеркнул слова «старшей сестрой» и своей рукой написал «возвести в сан игумении». Об организации жизни в монастыре у меня был свой «чёткий план», вычитанный у Святых Отцов - как всё должно быть. Владыка моими радикальными представлениями был удивлён и всячески меня смирял. Милостью Божией, благодаря владыке и не без духовной помощи афонских отцов пришло понимание, как в Ольшанке нужно жить. Мы с сёстрами стараемся этого и держаться. Я хотела быть монахиней, потому что мне нравится монастырская жизнь. А позже, уже в монастыре, поняла, что человек здесь существует в абсолютной правде - прежде всего о самом себе. В тесном общежитии никакие демоверсии не работают, наоборот, посрамляются моментально. Потому что я сколько угодно могу заявлять о себе какие-то возвышенные вещи, но для всех здесь я видна на просвет - так же, как и любая сестра. Потому что каждый день и круглые сутки невозможно притворяться, как бы на цыпочках стоять. В монастыре как раз необходимы те лучшие качества, которые даёт людям Господь и которые в миру только «обременяют». Доброта, бескорыстие, милосердие, сочувствие, любовь, самоотречение, стремление улучшать себя - эти дары в той или иной степени в каждом человеке есть, но монастырь - это место, где они востребованы прежде всего. - Как научиться видеть, к чему у тебя призвание, и идти за своей мечтой, не пропуская те знаки, когда и куда в жизни повернуть? - Главное наше призвание - исполнять волю Божию о нас. А познавать её мы можем из событий нашей жизни. Вот уже девушке тридцать и за тридцать, а семьи нет. Это не повод усердствовать в карьере, отнюдь нет! Это повод задуматься: если не чадородием, как же я буду спасаться? Если Господь не даёт мужа, перед кем буду безоговорочно смиряться и себя укрощать? Если, конечно, думать не о сиюминутном, а о вечности.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/14/v_...

Шах сказал Теймуразу: " Я просил царя Карталинского Луарсаба, чтобы он выдал сестру свою за меня замуж, а другую отдаю тебе в супруги за твою верность и любовь ко мне. Таким образом хочу породниться с тобой и водворить между вами обоими мир " , - хотя не было никакой вражды между царями Кахетинским и Карталинским. Теймураз отвечал: " Это невозможно, государь, потому что сестра Луарсаба - моя близкая родственница, и Церковь Моя не позволит мне этого " . Шах стал настаивать, чтобы его требование немедленно было исполнено. Шах хотел ослабить родственную связь царей, поссорив их между собой, а затем заставить Теймураза принять магометанство. Замечательно то, что шах не сказал царю, какую именно сестру взять ему, старшую или младшую. Он думал про себя, что если Теймураз возьмет себе старшую, а ему оставит младшую, то этим уже окажет шаху неуважение и непочтение. Если же он возьмет младшую сестру Луарсаба, а ему оставит старшую, то шах скажет, что младшая гораздо нежнее и красивее старшей, которую предполагал шах взять себе в жены. Шах ничего не говорил Теймуразу об этом, а ожидал поступков царя, чтобы в любом случае обвинить его и начать войну с Грузией. Царь, видя, что отказом он может вызвать неприязнь к себе и навлечь на Грузию нашествие персов, разорение ими святых храмов, уничтожение христианской веры и всего православного грузинского народа, вынужден был обещать исполнить волю шаха. Щедро одаренный Аббасом, он вернулся в Кахетию и, не зная замыслов шаха, женился на старшей сестре царя Луарсаба, Хуарешани. Свадьбу отпраздновали с великолепием в городе Греми в 1612 году. А младшую сестру Луарсаба, Елену, послали к шаху по его требованию. Впоследствии она была насильственно обращена в магометанство, и ей дали другое имя - Фатман-Султан-Бегум. Царь Луарсаб в то время лишил должности своего бывшего любимца, моурава , хитрого и бесчестного Георгия Саакадзе, а также и тестя его, вельможу Нугзара. Они, будучи удалены от двора царем Луарсабом, отправились искать себе покровительства у шаха Аббаса. Шах, имея в виду свои цели, принял их весьма благосклонно и предоставил им почетные должности. Однажды христоборец сказал этим недовольным, Саакадзе и Нугзару: " Ту сестру, которую я просил у Луарсаба, отнял у меня Теймураз. Нужно защищать свою честь " . Под этим предлогом лживый шах хотел исполнить давно уже таившиеся в его душе замыслы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Смерть Василия Великого в 379 г., очевидно, побудила Евагрия покинуть Кесарию 1219 и переехать в Константинополь. За несколько лет до этого в столицу приезжает Григорий Богослов , чтобы возглавить небольшую общину сторонников Никеи, противостоящую преобладающей группе ариан. К этой общине присоединяется и Евагрий, которого Григорий посвящает в сан архидиакона 1220 . Созванный в 381 г. Вселенский собор утвердил Григория Богослова в качестве архиепископа столицы, однако позднее в результате интриг он должен был покинуть столицу. Евагрий остался при новом епископе Нектарии, поскольку был знаменит своими ораторскими способностями 1221 . Но вскоре он также был вынужден оставить Константинополь: стало известно о его увлечении женой одного из знатных людей города, и Евагрий, опасаясь мести со стороны последнего, бежит в Палестину (около 382 г.) 1222 . В Иерусалиме он пользуется гостеприимством Мелании Старшей и Руфина, с которыми он уже был знаком ранее. На Масличной горе рядом с Иерусалимом Мелания и Руфин организуют женский и мужской монастыри, находившиеся в непосредственной близости друг от друга 1223 . Два этих человека, а также основанные ими обители, занимают с этого времени очень важное место в жизни Евагрия 1224 . Пережитые им потрясения становятся причиной затяжной болезни, от которой он исцеляется тогда, когда дает Мелании Старшей обещание стать монахом. Видимо, на Пасху 383 г. Евагрий получает из рук Руфина монашеское одеяние 1225 . Сразу после этого Евагрий отправляется в Египет, где он проживет около 16 лет, вплоть до своей смерти. Примерно два года он находится в Нитрии, после чего (это отвечало практике того времени) переселяется в Келлии, где ведет жизнь анахорета 1226 . Именно в этот период Евагрием была написана основная часть его сочинений. Его духовными наставниками становятся: Макарий Александрийский в Келлиях и ученик Антония Великого Макарий Египетский , которого Евагрий посещал в Ските, находившемся от Келлий примерно в 40 километрах 1227 . Он также сближается с четырьмя так называемыми «длинными братьями» (в особенности с Аммонием), которые отличались широкой образованностью и интересом к трудам Оригена . Многие монахи в египетской пустыни тогда были знакомы с сочинениями Оригена и имели склонность к аллегорическому толкованию Писания (позднее некоторые из них были обвинены в оригенизме и изгнаны из Египта). Однако большая часть монашествующих была склонна понимать антропоморфизм в Библии буквально, за что получила название «антропоморфитов».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Пока тело усопшей находилось ещё в доме, мне не верилось, что мать моя умерла: но когда вынесли её из дому, совершали над ней отпевание и опускали гроб в могилу, я почувствовал тяжесть лишения столь дорогого для меня сокровища и предался неутешному плачу. На другой или на третий день после погребения, я должен был опять возвратиться в школу. Но через две недели нас отпустили по домам на страстную и светлую седмицы. Вместе с товарищами и я отправился домой, разумеется, пешком. Путь из Шуи в Горнцы лежал через Дунилово. Из Дунилова, вместо того, чтоб идти в Горицы через мост, я, для сокращения пути, вздумал пройти от Покровской церкви прямо к нашему дому через реку по льду. К счастью, кто-то увидеть меня из род- —53— 1830 г. ных и громко закричал мне с противоположного берега реки, чтоб я не шёл по льду и возвратился бы назад. Не будь этого предостережения, я непременно утонул бы в реке, так как по средине реки был слишком уже тонок лёд и всякое сообщение через реку было прекращено. Нельзя посему не видеть и в этом обстоятельстве явного действия Божественного о мне Промысла. Прихожу домой. Сестра встретила меня с радостными слезами: но я не встретил уже в доме того, что встречал прежде – женских ласк матери. Дом показался мне какою-то холодной и мрачной пустыней. Не так радостен быль для меня на этот раз и светлый праздник Христов. Миновали праздники и – я опять в Шуе. Сёстры мои не долго оставались в своём доме; старшая сестра Прасковья в июне того же года вышла замуж, в Хотимльский приход, за крестьянина деревни Погорелки Павла Ефимовича Лыкова, а младшая Анна перешла жить на Пустыньку к старшей сестре Марье Михайловне. В доме же, который по наследству принадлежал мне, поселился наш двоюродный дядя, упомянутый выше дьячок Покровской, в Дунилове, церкви Платон Алексеевич, который по случаю пожара лишился своего дома и который за тем купил мой дом за 150 рублей ассигнациями (43 р. сер.) и перенёс на место своего сгоревшего дома. Деньги же за мой дом, вносимые им по частям, хранились сначала у благочинного, а потом переданы были на хранение моему дяде Петру Иванычу, как опекуну. Кроме дома, мне достался после матушки в наследство её жемчужный кокошник, в который она наряжалась в великие праздники и в котором ходила по церкви с тарелкой, для сбора подаяний; а после родителя сохранились для меня две одежды: овчинный тулуп и сюртук, или, по тогдашнему названию, сибирка из толстого синего сукна. Мне же принадлежало несколько оловянных блюд и тарелок: но кроме дома и тулупа, все прочие вещи я отдал в распоряжение старшей сестры, которая заменила для меня мать и которой я обязан дальнейшим воспитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старшая братия избрала на должность настоятеля монастыря иеромонаха Исаакия (Бобракова). Господь благословил их выбор. Это был человек внушительной и благолепной наружности, сдержанный и молчаливый. Он много приобрел духовного опыта от общения со старцами Амвросием, Исаакием, Анатолием (Зерцаловым) и Иосифом. Во всех собраниях старшей братии по монастырским вопросам его голос был весьма авторитетен. Он старался из любви к молитвенному молчанию не быть на виду. Любил службу церковную и много лет был уставщиком в монастыре. В его послужном списке отмечено, что он «Определением Святейшего Синода от 7 ноября 1914 года за 10229 назначен на должность настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни с возведением в сан игумена и архимандрита 16 ноября 1914 года» 516 . Первым его делом при вступлении в должность было позаботиться о могиле своего предшественника. В Журнале заседаний собора старшей братии от 1 апреля 1915 года вторым пунктом стояло: «Слушали: предложение настоятеля обсудить, как привести в надлежащий вид место погребения почившего настоятеля архимандрита Ксенофонта. Определили: сделать хорошее деревянное надгробие и поставить его на месте погребения архимандрита Ксенофонта в Казанском храме пустыни» 517 . Затем отец Исаакий предложил объединить под общую крышу часовни на месте погребения старцев. Этот проект осуществить не удалось. Еще предложил отец Исаакий издать без промедления второе, более полное жизнеописание старца Льва (Наголкина) , которым уже давно занимался архимандрит Агапит, но, по военному времени и в силу разных трудностей, только летом 1917 года удалось эту замечательную книгу издать: она печаталась в Шамординской типографии. Что касается хозяйственных дел, то отца Исаакия не смущало их обилие: есть ведь и помощники – братия, и Господь всякому доброму делу по молитвам споспешествует... Надо было вести судебные дела по спорным вопросам землевладения, думать о защите мельниц, дач, лесов от тайных расхитителей, каковыми почти всегда бывали местные крестьяне. Требовала внимания и времени деловая переписка – с судами, земствами, волостными правлениями, с частными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010