Почитание старших. А тут им ставят «старшего», который их гораздо моложе. И я вообще не понимала, как это все выстраивать. К тому же я не знала языка. У меня был школьный английский, но из того, что с арабским акцентом говорили в школе, я понимала лишь каждое третье слово. Это – караул! Я рыдала первые полгода. Церковь равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду – А тебя направили в Вифанию из Гефсимании неожиданно? – Сначала я была послушницей в Гефсимании и приходила сюда пешком два или три раза в неделю заниматься математикой с русскоговорящей девочкой, которая совсем не справлялась в арабской школе. Потом уже поселилась здесь и помогала сестрам. При этом четко ощущалось, что м. Агапия (Стефанопуло) меня готовит к тому, чтобы я у нее все переняла. Я пришла к матушке и спросила: «Вы же не планируете меня поставить старшей?» Настолько это было нелепо: я всего лишь два года в монастыре, я послушница, молодая… Она говорит: «Ты знаешь, мы будем менять сестер, и ты всему учись, а потом будешь учить других». И я честно, ответственно стала все учить именно с тем, чтобы потом кому-то передать. А потом летом произошла смена, м. Христиана улетела в Австралию, м. Агапия переехала в монастырь, мне прислали двух сестер, и потом объявили, что все-таки я здесь останусь старшей сестрой: «Матушка, ну вы же обещали…» – «Ну а что ты хочешь… Мне некого поставить». – Если и ты сюда не хотела, то, значит, ты понимаешь других сестер, которые не хотят в Вифанию! – Я их очень хорошо понимаю, я тоже это проходила. Тут нужно потерпеть. И это потом дает свои плоды. Сначала я была в возмущении, а потом просто в тяжелом состоянии от того, что меня ставят старшей. Я видела, что делала м. Агапия, и понимала, что я так делать не могу. Она занималась в основном привлечением средств, раз в год ездила в Америку для сбора по приходам, здесь занималась в основном перепиской на родном для нее английском языке. Раз в день приходила в школу, но в основном занималась финансами и контролировала рабочих во время ремонта.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/14/my_ne_...

Для какой цели монашествующие собираются вместе? Для того, чтобы, во-первых, эти три качества получили церковное наполнение и развитие, во-вторых, с целью взаимной помощи и «взаимохранения» друг друга. И послушание не может рассматриваться вне этого контекста; оно, как и всё в монастыре, является одним из педагогических евангельских средств для жизни монаха во Христе, в любви к Богу и к ближнему. Вот — единственный критерий послушания. Совершать же «за послушание» гадости – это просто дьявольская насмешка над монашеством. Для святых отцов это было очевидно – достаточно почитать не жития (агиографический жанр не предполагает описаний кризисов и конфликтов), а жизнеописания или исторические труды о них, и мы увидим, что Отцы не считались ни с каким «послушанием», если речь шла о душевном вреде от него. — То есть, если игуменья благословляет, допустим, старшей сестре нечто противное христианству, например, унижать другую сестру или пересказывать услышанное от нее… Тут из другой сферы вопрос. Монахиня, ставшая старшей сестрой, давно живет по правилам данного монастыря – иначе бы она не стала старшей сестрой. Значит, в правилах этого монастыря – такое вот антихристианское понимание «послушания». И тут каждому монаху, мне кажется, нужно понимать, что, вступая в монастырь, он принимает и его «правила игры». Я сейчас говорю не об уставе, а именно о некоторых неписаных, а по сути – извращённо-социальных «правилах», которые бывают в монастырях. Естественно, если сестра приходит в обитель еще в неофитском, восторженном состоянии — она этого не понимает. И тем б о льшая ответственность лежит на игуменьях, которые должны разъяснить послушнице, что монастырь — это не благостное пребывание в розовых облаках, а тяжелая школа жизни — и не только духовная, но и, в том числе, со всеми осложнениями, которые имеет простая человеческая жизнь. В этом проявляются люди. — Как же быть? Отказываться выполнять такое «послушание»? Будет конфликт… Мне повезло, что я живу в благоустроенном с этой точки зрения монастыре. Если бы я попал в такую ситуацию — я бы предпочёл конфликт. Вспомним преп. Паисия Величковского – именно так он вёл себя, и уходил из монастыря, когда получал противные духу Евангелия и его совести «послушания».

http://pravmir.ru/svoboda-pache-poslusha...

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова Фотогалерея Татьяна (1897—1918) – вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Была наречена в честь мученицы Татианы. Как и другие дети царственной четы, Татьяна воспитывалась в строгости. Она и ее сестры спали на походных кроватях без подушек, утром принимали холодную ванну, в свободное время должны были заниматься рукоделием. Современники вспоминали Татьяну как цельную, глубокую натуру. Полковник Кобылинский писал о ней так: «Это была девушка вполне сложившегося характера, прямой, честной и чистой натуры, в ней отмечались исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала, за болезнью Матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на Его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая, любила хозяйничать, и в частности вышивать и гладить белье». Придворные отмечали ее исключительную доброту и приветливость, которые люди не всегда умели распознать из-за застенчивости и сдержанности, унаследованных от отца. В годы Первой мировой войны княжна являлась почетной председательницей «Татьянинского комитета» — организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой она регулярно работала в госпиталях и лазаретах. А. А. Мосолов вспоминал: «Во время войны, сдав сестринские экзамены, старшие Княжны работали в царскосельском госпитале, выказывая полную самоотверженность в деле... У всех четырех было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Все, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях... Серьезнее и сдержаннее всех была Татьяна». В письме В. И. Чеботаревой – старшей сестре Ее Величества лазарета в Царском Селе – Татьяна писала: «Так странно бывать утром дома, а не на перевязках. Кто теперь перевязывает? Вы ли на материале и старшей сестрой? А врачи все на месте и сестры солдатского отделения?»

http://pravoslavie.ru/100417.html

Июля 2, 1853 года мне понадобилось отлучиться из монастыря, съездить на Перерву посмотреть барку, которая продавалась и которую я желал приобрести для монастырских построек. Я выехал рано утром, а между тем совершенно неожиданно приехал к нам в монастырь преосвященнейший Алексий. Это посещение было для обители событием небывалым, потому что преосвященные викарии с незапамятных времен, забывши о нашей обители, никогда в ней не бывали. За мною послали, а преосвященный пошел между тем в церковь , так как поздняя обедня еще не начиналась. Преосвященный стал в алтаре. В то время у нас начинало вводиться столбовое пение, более употребительное в общежитиях, чем в штатных монастырях, и потому приходившееся очень не по сердцу старшей Угрешской братии. В этот день во время чтения часов вышел спор между старшей братией, не любившей столбового пения, и клиросными, желавшими оного. Со времени моего вступления в управление обителью, вновь приходивших в монастырь я принимал уже на общежительных правах, с ними-то и не ладила прежняя братия. Тогдашний ризничий, отец Сергий (ныне архимандрит Ново-Голутвинский), видя это несогласие, во избежание дальнейшего спора, пошел и доложил преосвященному, что у нас исполняют и столбовое пение, и спросил его, как он благословит? Преосвященный приказал петь столбовым напевом, а по окончании литургии, когда стал благословлять братию, похвалил столбовое пение и не велел петь придворного. Этим прекратились постоянные пререкания, выходившие из-за пения, между старшей и младшей братией. Я возвратился домой, как только был уведомлен, и застал еще преосвященного. Я был ему весьма благодарен, что он поддержал меня и заградил уста недовольных. Нимало не зная моих намерений, он как будто предугадал их и сам по себе действовал согласно со мной. Впрочем, не одно только пение встречало сопротивление от прежней братии, но и все новое, вводимое по церкви и по монастырю, дотоле не бывалое на Угреше. Думаю, что эти блюстители прежнего порядка имели двоякую цель: или попрепятствовать водворению общежития, или, в случае неудачи в этом, охладить меня при самом начале, дабы, видя их несочувствие, действовал я уже не так ревностно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Амвросием проживало в Шамордине несколько монахов и послушников, а братия Оптиной Пустыни по необходимости приходили к старцу ежедневно по нескольку человек для безотлагательных нужд, как личных откровений, так и по делам монастыря, начиная с корреспонденции, получаемой в Козельске, и кончая постройками, вновь возводимыми в Шамординской Общине. 16 Октября Преосвященный Виталий в высокой Архипастырской заботливости о благосостоянии Оптиной Пустыни, как в нравственному так и в хозяйственном отношении, собрав старших из монашествующей братии, изволил выразить желание, чтобы по управлению обителью в пособие преутружденному летами старцу, всечестному Архимандриту, для совместного обсуждения польз и нужд Пустыни избрать постоянный совет (собор) из старшей братии под председательством Архимандрита. Приняв столь благопопечительное предложение Его Преосвященства с искреннею благодарностью, о. Архимандрит и старшие из братии, согласно Архипастырского соизволения, составили совет (собор) из следующих лиц: Иеромонахов – скитоначальника и братского духовника Анатолия, благочинного Герасима, Казначея Ксенофонта, ризничего Леонтия, уставщика Никона и Иеромонаха Макария, под председательством Архимандрита Исаакия. О составе членов совета сего Архимандрит Исаакий донес Консистории 23 Октября. И Консистория с утверждения Владыки прислала указ от 3 Декабря за 10,145, в котором изложено следующее: так как для учреждения в монастырях коллегиального управления, которое бы выполнялось настоятелем с советом старшей братии, имеется основание и в уставе Духов. Консистории (ст. 118 и 129) и в инструкции благочинному монастырей (ст. 13 и 21), а введение такового управления в Козельской Введенской Оптиной Пустыни настоятельно вызывается теперь кончиною знаменитого пестуна Оптиной Пустыни, духовно-умудренного старца Иеромонаха Амвросия, и вместе трудности для преутружденного летами (80 л.) о. Архимандрита поддерживать и возвышать, без сего старца, благосостояние обители, многолюдной и имеющей обширное хозяйство: то для благоуспешного управления ею учредить при настоятеле Совет старшей братии, присвоив ему наименование «Монастырский совет Козельской В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священника, в 1922 году по благословению архимандрита Никона (Чулкова) вступила в Захарьевскую общину (вблизи села Захарьево Ярославской области), ставшую единственным в советской России тайным «монастырем»; была арестована в 1931 году и приговорена к трем годам лагерей; 1937 г. - новый арест; 11 марта 1938 года - расстреляна в Ярославской тюрьме. ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.53-86. (на заставке фото Роберта Томаша Земба) Большая семья: Трудно быть старшей . Беседа с Сашей Шурыгиной , старшей из четверых детей, и их мамой Марией Рудневой , деканом   факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии (С.-Петербург)/Беседовала Анна Ершова. Фото Анны Ершовой, Яна Чилова//Фома. - – март 2008. – С.55-57,58,59-60. – (рубрика « Большая семья »). Материал открывает публикация: « Письмо в редакцию »/Инна Попова (С.55). Имеется также краткая биографическая справка « Марина Руднева …» (С.56). См. также: Иван Ковалец . « Понимание и снисхождение » (на статью Анны Ершовой «Трудно быть старшей» в рубрике «Большая семья», 2008)//Фома. - – май 2008. – С.128. – (рубрика « Отклики »). Старший в семье. А есть ли проблема? Подборка высказываний //Фома. - – март 2008. – С.57,59. – (рубрика « Большая семья »). По теме высказались: Анна Фомина , семейный педагог, мать четверых детей. Не забудьте отдохнуть . – С.57; Ирина Рахимова , семейный психолог. Талант любить людей . – С.57; Священник Илья Амбарцумов , настоятель храма святой великомученицы Варвары в пос. Рахья, Всеволожского района Ленинградской области (старший сын в семье с 11 детьми). Старшие – тоже люди . – С.59. Как Вы считаете, страдает ли в многодетной семье старший ребенок? Результаты опроса, проведенного 31 января – 4 февраля 2008 года Исследовательским центром портала SuperJob.ru//Фома. - 3(59) – март 2008. – С.60. – (рубрика « Большая семья »). Семейный совет: Праздник – не каждый день «Фоновая» На вопросы читателей отвечают священник Александр Рябков , клирик церкви св. вмч. Димитрия Солунского (С.-Петербург) и психолог Лилия Филимоненок //Фома. - – март 2008. – С.61. – (рубрика « Семейный совет »). Заданы вопросы:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-59-m...

За неделю до этого события отец Пахомий испросил благословения у отца Игумена. Накануне праздника отец Игумен пришел к нему и спросил со смирением: «Возьмешь ли меня с собой на праздник?» «Благослови Бог, Старче! Сопровождать Вас будет для меня большой честью,» – взволнованно ответил отец Пахомий. Так как денег у него не было, отец Филарет со смущением просил у отца Казначея пятьдесят драхм, чтобы заплатить за лодку. Он старался, чтобы их с отцом Пахомием не видели вместе, так как по установлениям Афона Игумена должен был сопровождать кто-либо из старшей братии. Он не хотел привлекать к себе внимания. Отцу Пахомию сказал тиха «У тебя будет искушение, но не бойся, все пройдет». Искушение пришло, когда они достигли Дафны Какой-то торговец закричал отцу Пахомию: «Тебя к телефону!» . Один монах из старшей братии монастыря, бывший в то время представителем в Карее, ждал с негодованием на другом конце провода и сразу же обрушился на отца Пахомия: «Как тебе не стыдно! Кто дал тебе право сопровождать Игумена? Разве ты не знаешь, что на это имеют право только отцы старшей братии?» К счастию, братия Григориата скоро его утешила. В полдень они прибыли в святой Григориат, и один иеромонах, увидев их, прибежал в гавань, взвалил себе на спину их мешок и с упреком обратился к отцу Филарету: «Старче, что же Вы не сообщили нам, что приедете? Мы бы встретили Вас, как положено». В покоях игуменских игумен Виссарион поднялся и обнял отца Филарета. «Какая радость для нас-то, что Вы посетили наш монастырь!» – сказал ему с чувством. Он уступил ему келью игумена и первое место на праздничной всенощной в которой, стоит об этом сказать, сослужило двадцать священников. Дар прозорливости отца Филарета проявился, когда он был еще простым иеромонахом. Он предсказал тогда смерть своей сестры. Подошел к отцу Симеону, бывшему тогда игуменом, и сказал: «Старче, моя сестра умрет сегодня вечером». «Откуда ты знаешь? – спросил его с удивлением Игумен. «Я знаю,» – смиренно ответил скромный Иеромонах. Через несколько дней в монастырь пришло письмо с печальным известием, в точности подтвердившим предсказание отца Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Младшая сестра Евдокии Державиной Матрона, которой было всего 13 лет, очень хотела жить вместе со своей старшей сестрой и вести жизнь подобную той, которую вела она, но родители даже слышать не хотели об этом ее намерении. Тогда Матрона решила пойти в Саров, чтобы получить благословение старцев. С трепетною душою Матрона припала к ногам отца Серафима и, в страхе и слезах, тихо сказала: «Батюшка, благословите». На это отец Серафим сказал ей: «Встань, рабынюшка, и подойди ко мне поближе». Когда Матрона встала и приблизилась к нему, отец Серафим благословил ее, взял за плечи и, подведя к иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость», сказал: «Приложись матушка к этой иконе покрепче – она тебя не оставит; да будет благословение Господне на тебе. Не занимайся мирскими делами в ущерб духовным, а иди к сестре твоей Евдокии и живи с ней», и опять повторил: «Да будет благословение Божие на вас с Евдокией». Затем, благословив ее на дорогу, присовокупил: «Иди, тебя Матерь Божия не оставит, молись Ей усерднее, Она защитит тебя во всех путях твоих, покроет своим покровом и избавит от всякого злого обстояния». От отца Серафима Матрона пошла к саровскому старцу Иллариону, который также благословил ее вступить на путь духовной жизни. Видя такое горячее желание своей младшей дочери, родители уже не стали чинить ей препятствий и благословили на монашескую жизнь. Матрона поселилась в богадельне у своей старшей сестры, смиренно и с усердием стала исполнять все возлагаемые на нее послушания, всецело посвящая свою жизнь Господу. Прошли годы. Когда в 1851 году умерла Евдокия Державина, то сестры стали просить ее сестру Матрону принять на себя руководство над их маленькой общиной. Матрона возглавила богадельню и стала старшей над сестрами, которых уже было пятнадцать человек. Во всех делах советовалась Матрона с саровскими старцами и с их благословения построила возле храма новый большой одноэтажный каменный дом. В 1871 году указом Нижегородской Духовной консистории была официально открыта и утверждена женская богадельня во имя Архангела Михаила. Попечителем богадельни стал местный землевладелец титулярный советник Александр Михайлович Троицкий, которому помогала его жена Евдокия Васильевна. После постройки и утверждения богадельни количество женщин в ней значительно увеличилось. Сестры жили по монастырскому уставу: ежедневно все вместе совершали молитвенное правило, по праздникам и воскресным дням ходили на службу в сельский Троицкий храм.

http://sobory.ru/article/?object=10895

В конце 1724 года шли переговоры о женитьбе герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторпского на старшей дочери Петра I Анне Петровне. Эти слухи вызвали оживление в дипломатических кругах: ведь здесь была замешана «большая политика». 1 декабря французский посланник в С.-Петербурге де Кампредон отправил в Париж донесение: «Сейчас узнал из вполне достоверного источника, что статьи брачного договора между герцогом Голштинским и принцессой, старшей дочерью царя, окончательно установлены. Постановлено, что она останется в русской вере до тех пор, пока герцог Голштинский, супруг ее, не взойдет на шведский престол». 66 А через неделю де Кампредон подтвердил эти слухи в очередном донесении: «В прошлый вторник, в день именин царицы, происходило обручение герцога Голштинского со старшей русской принцессой. Совершилось оно в большой дворцовой зале (salle), в присутствии всего Двора и множества приглашенных. Царь подозвал к себе трех из своих епископов, сам взял кольца герцога и принцессы, и показал их епископам. Епископ Новгородский (Феодосий Яновский – а. А.) благословил их, осенив знамением креста, после чего царь надел кольца на руки жениха и невесты и поцеловал их самих. Тут вся зала огласилась радостными криками. По здешнему обычаю, принцесса сама подносила вино самым именитым из присутствовавших. За церемонией последовал великолепный фейерверк, представлявший Юнону в колеснице, везомой двумя лебедями в коронах, которые изображались также и в Голштинском гербе и двух фигур, изображавших герцога и принцессу, которых увенчивает слава, с сиявшими над ними словами: «Да здравствует счастливый союз». 67 В тот же день эта новость распространилась по дипломатическим каналам. Вот что сообщал об этом торжестве уполномоченный при русском дворе Иоганн Ле-Форт, легационный советник курфюрста Саксонского и короля польского Августа П-го. В своем донесении из С.-Петербурга от 9 декабря 1724 г. Ле-Форт пишет графу Флемингу: «Царь подошел к герцогу и великой княжне Анне, взял от них кольца и взаимно переменил. Архиепископ Новгородский благословил их, а его Величество окончил эту торжественную церемонию громким Ура! Причем у него показались на глазах слезы радости. Вслед за тем их приветствовали из крепости 31 пушечным выстрелом». 68

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

2. Назначить наместником Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумена Петра (Афанасьева).   ЖУРНАЛ 30 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия об освобождении по состоянию здоровья игумении Нины (Нефедовой) от должности настоятельницы Успенского Зилантова женского монастыря г. Казани и о назначении на эту должность монахини Сергии (Лакатош). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Нину (Нефедову) от должности настоятельницы Успенского Зилантова женского монастыря г. Казани. 2. Назначить настоятельницей Успенского Зилантова женского монастыря г. Казани монахиню Сергию (Лакатош) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона об открытии женского монастыря в честь блаженной Ксении Петербургской с. Долбенкино, Орловской области и о назначении старшей сестрой монастыря монахини Ксении (Тарабановой). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие женского монастыря в честь блаженной Ксении Петербургской с. Долбенкино, Орловской области. 2. Назначить старшей сестрой женского монастыря в честь блаженной Ксении Петербургской с. Долбенкино, Орловской области монахиню Ксению (Тарабанову) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана о назначении на должность настоятельницы Петропавловского женского монастыря г. Бендеры (Приднестровье) старшей сестры монастыря монахини Елисаветы (Василаке) с возведением ее в сан игумении. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить настоятельницей Петропавловского женского монастыря г. Бендеры (Приднестровье) монахиню Елисавету (Василаке) с возведением ее в сан игумении. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного епископа Липецкого и Елецкого Никона об открытии Иоанно-Казанского женского монастыря с. Сезёново, Липецкой области и о назначении настоятельницей монастыря монахини Феофании (Проценко). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Иоанно-Казанского женского монастыря с. Сезёново, Липецкой области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210536...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010