Изотовы Мария Николаевна, Павел Александрович и дети      Когда муж умер, Марии Николаевне было 42 года. Муж любил Марию Николаевну так, что из ссылки ежедневно писал ей, и, когда он скончался в далеком Котласе и она молилась о упокоении его души, ежедневно заплаканная отстаивая на коленях обедню, дома ее ожидало его очередное письмо, несущее ей, словно свет далекой угасшей звезды, любовь и верность супруга. Он был сердечником, получив от своей матери по наследству и болезнь – незаращение Боталлова протока, – и аналогичный материнскому сценарий смерти. Она умерла после пневмонии в 40 лет, и он примерно в том же возрасте от пневмонии: подхватил ее случайно, греясь на обманчивом весеннем архангельском солнышке, ожидая после окончания срока ссылки, когда же можно будет переправиться через реку. К моменту окончания его срока река, которую надо было переплыть, чтобы добраться на станцию и ехать поездом в Ленинград, стала непроходимой преградой, и ему пришлось зимовать в ожидании переправы у прежней хозяйки, уже свободным. Верующая хозяйка, у которой он жил, прислала вдове его вещи. Потом дочь Леля ездила поправить его могилку. Сама Мария Николаевна уже больше туда не ездила. Только лишившись любимого супруга и отправив в самостоятельное плавание по житейскому морю двух дочерей, Мария Николаевна решится на монашество. Яркая иллюстрация евангельских слов Господа о том, как любовь земная может стоять на пути любви Небесной, «ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10: 35–38). О ее постриге и причастных к нему замечательных людях надо рассказывать особо. Высылка в Вышний Волочек В 48 часов Мария Николаевна должна была покинуть Ленинград Причина высылки Изотовых из Ленинграда весной 1930 года неизвестна. Может быть, потому и не сохранилась она в памяти Ольги Борисовны: идея очистки города Ленина от остатков старого мира витала в воздухе, причина была всем понятна без слов, а предлог для высылки был несущественен. Когда советская власть дала ей на раздумье, куда и как в 48 часов исчезнуть из Ленинграда, Мария Николаевна, спрятавшись у старшей дочери, чтобы поправиться от воспаления легких, срочно распродала, что можно было, и выехала в Вышний Волочек с матерью и не начавшими самостоятельной жизни детьми: младшей дочерью 15-летней Ксенией и четырьмя сыновьями. Две ее старшие дочери, к тому времени уже имевшие свои семьи, остались в Ленинграде.

http://pravoslavie.ru/117172.html

Когда мне приходится говорить о вере с молодежью, когда юноши и девушки просят объяснить, что чувствует человек, переживающий обращение к вере, я отвечаю: «Это нечто подобное влюбленности. Только гораздо сильнее». Кто думает, что я кощунствую, пусть еще раз перечитает Песнь Песней». Поскольку для каждого верующего главным авторитетом во всех трудных вопросах является Священное Писание, приведем еще одно место, где воспевается та любовь, о которой мы сейчас говорим. Это история Иакова и Рахили. Иаков, вынужденный бежать от брата своего Исава в Мессопотамию, поселяется в доме своего дяди Лавана. У Лавана две дочери : старшая — Лия и младшая — Рахиль. «Иаков полюбил Рахиль, и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою… И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29: 18-20). Однако через семь лет дядя обманул племянника и отдал за него Лию. Обман раскрылся только утром, когда Иаков обнаружил, что женой его стала не та, которую он любил. «Утром же, — читаем в книге Бытия, — оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей…» (Быт. 29: 25-26). Из уст Лавана звучат слова трезвого, здравомыслящего человека. «В самом деле, какая тебе разница? А то, что ты полюбил Рахиль, так ведь это просто “влюбленность”. Она с годами проходит. Не на этом строится брак». Разве не так можно понять смысл поступка и слов Лавана? Иаков, однако, с ситуацией не смирился и согласился работать на Лавана еще семь лет, чтобы женой его стала Рахиль. Некоторые говорят, что любовь — род болезни. Речь идет, конечно, именно о влюбленности. Переживая влюбленность, человек якобы становится несколько ненормальным. А по-моему , все наоборот. Именно теперь-то и начинает он становиться нормальным. Каждый полюбивший скажет, что с того момента, как он полюбил, началась настоящая жизнь. А если в чьих-то глазах выглядит он смешным и даже немного помешанным, то не так ли выглядел в глазах многих граждан и своей жены царь Давид, когда, раздевшись, плясал и скакал от радости и любви к Богу перед Ковчегом Завета.

http://pravmir.ru/universalnyj-avans/

Когда настало время свадьбы, Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения брака плотно закутывается в покрывало, обманул Иакова и вместо Рахили подставил Лию, оправдываясь потом тем, что по местному обычаю «так не делают, чтобы младшую отдать прежде старшей». Но он предложил Иакову и Рахиль под условием, чтобы он еще проработал семь лет, на что Иаков и согласился. В этом обмане со стороны Лавана для Иакова было как бы возмездие за его собственный обман при получении благословения первородства. Получив по прошествии недели брачной жизни с Лиею и Рахиль, Иаков проработал за нее еще семь лет своему тестю Лавану. Но это двоеженство совершилось без соизволения Божия, и потому в своей семейной жизни Иакову суждено было испытать множество огорчений как от соперничества жен, так и от поступков и судьбы своих детей. Мстя Лии за ее невольный обман, Иаков относился к ней с пренебрежением и всецело привязался к Рахили; но Бог видел невинность и безропотную кротость Лии и потому благословил ее чадородием, между тем как гордая Рахиль оставалась бесплодною. У Лии уже было четыре сына – Рувим, Симеон, Левий и Иуда, а у Рахили еще не было ни одного. Терзаемая ревностью и завистью, она почти в неистовстве обращалась к Иакову с раздирающим душу воплем: «дай мне детей, а если не так, я умираю»! Иаков кротко упрекнул ее за такую нетерпеливость указав на то, что дети – дар Божий и не в его власти дать их ей. Тогда, все еще непреклонная и гордая, Ревекка в крайней зависти хотела иметь детей хоть чрез служанку свою Валлу, от которой действительно и родились два побочных для нее сына Дан и Нефеалим. Лия в свою очередь отдала Иакову свою служанку Зелфу и от нее получила двух побочных сыновей – Гада и Асира, а затем и сама еще родила Иссахара и Завулона и дочь Дину. Таким образом когда нелюбимая мужем Лия имела уже шесть собственных сыновей и дочь, помимо двух сыновей побочных, любимая Иаковом Рахиль несла все еще позор бездетства, столь тяжкий на востоке. Это заставило ее наконец смириться и с молитвой обратиться к Богу. «И услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала, и родила (Иакову) сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: «Господь даст мне и другого сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

« Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц » ( Быт. 29:14 ). Кстати, что значит «жил целый месяц»? В Евангелие от Луки на церковно-славянском находим нечто схожее: «Пребысть же Мария с нею три месяцы и возвратися в дом свой» ( Лук. 1:56 ). Пресвятая Дева Мария приходит к Елизавете в гости, и находится там «три месяцы» ( Лук. 1:56 ). У нас обычно гости приходят, мы думаем: «Когда же они уйдут? Что-то засиделись, вроде, друзья-то!» А если остаются на какое-то время, мы уже ждем: «Пора уже, наверное, второй-третий день пошел…» Тогда так не было! Дева Мария идет к Елизавете и три месяца там находится! И это не праздные были гости. И Иаков, мы сейчас это увидим, не просто остался в гостях – он трудился. « И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе? » ( Быт. 29:15 ). «Блаженный Иаков был доволен тем только, что получал от Лавана ежедневное пропитание, и за это был много ему благодарен, но поскольку он обнаруживал особенную кротость, то Лаван вызывается дать ему вознаграждение, какое тот сам назначит» 331 . Видите, он (Иаков) что-то делал, он «служил», то есть, уже работал на Лавана. Это прецеденты. Это то, что для нас очень важно! « У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль » ( Быт. 29:16 ). Имя: «Лия» – от ивритского глагола леа, что означает «страдает», «болеет». Есть очень достоверное предание, что так как она боялась, что ее как старшую дочь выдадут замуж за старшего сына Исаака Исава, то, не желая разделить свою судьбу с этим злодеем, она выплакала все свои глаза. За такое рачительное отношение к семейной жизни Бог и попустил ей стать первой женою Иакова. Имя: «Рахиль» – как мы уже выше сказали, переводиться словом: «овца». « Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою » ( Быт. 29:17–18 ). Вот у Иакова с Рахилью, на это надо обратить внимание, была романтическая история. Но поверьте мне, эти романтические истории – они до добра-то не доводят! И именно с Рахилью у него будут серьезные проблемы! А большая часть его детей родится от этой немощной, от Лии! А никак не от Рахили! Причем, если говорить о прямой линии к Иисусу Христу, то эта линия пройдет не через Рахиль, а через Лию, через эту «немощь». Рахиль, в отличие от Лии не сподобится даже быть погребенной в пещере Махпела, в этой усыпальницы патриархов (см.: Быт. 48:7 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Лествица , виденная во сне Иаковом, прообразовала Божию Матерь, от Которой Сын Божий родился на земле. 16. Пребывание Иакова у Лавана и возвращение на родину Иаков пришел в Месопотамию, поселился у дяди своего Лавана и пас его стада. По прошествии месяца, Лаван спросил Иакова, какую плату желает он получать за свои труды? У Лавана же было две дочери: старшая Лия была слаба глазами, а младшая Рахиль была красива лицом. Иаков полюбил Рахиль и потому сказал Лавану: «я буду служить тебе семь лет, чтобы ты выдал за меня младшую дочь твою». Лаван согласился. По прошествии семи лет он устроил брачный пир; невеста, по обычаю того времени, была под покрывалом. Когда же Иаков снял покрывало, то увидел, что Лаван обманул его и выдал за него, вместо Рахили, Лию. «Что ты сделал со мною? зачем ты обманул меня?» укорял он Лавана. Последний, оправдываясь тем, что у них не выдают младшей дочери раньше старшей, предложил Иакову взять в жены и Рахиль с тем, чтобы он служил за нее еще семь лет. Иаков согласился и женился также на Рахили. Из жен своих Иаков больше любил Рахиль. Но Господь сжалился над Лиею и благословил ее обилием детей, Рахиль же долгое время была бездетна. Наконец, Бог дал и ей сына, которого она назвала Иосифом. После четырнадцатилетнего пребывания у Лавана Иаков хотел возвратиться домой. Но Лаван, видя, что Бог благословил его ради Иакова и что при нем увеличились его стада, упрашивал Иакова остаться еще и работать за плату. Иаков согласился, выговоривши себе за труд всех черных овец и пестрых коз, какие родятся в стадах. И в этот год лучшие овцы родились черными, а козы пестрыми. Лаван несколько раз менял условие, но Господь помогал Иакову и всегда рождалось больше того скота, который приходился на его долю. Он стал быстро богатеть, что возбудило зависть Лавана. Тогда, по повелению Божию, Иаков с семейством и со всем имуществом своим, состоявшим из мелкого и крупного скота, рабов и рабынь, отправился на свою родину. На пути Иаков узнал, что Исав идет к нему навстречу с 400 вооруженных людей. Опасаясь мести брата, он разделил рабов и скот на два стана, чтобы, в случае нападения Исава на один стан, другой успел спастись. Он выслал также вперед богатые дары, чтобы смягчить сердце брата своего, и обратился к Господу с горячею молитвою о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Лот Лот (покров, покрывало) ( Быm. XI:27 ; IINem. II, 7, 8 ; Лk. XVII, 28, 29 ) – сын Арана, племянник Авраама. За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. В течение некоторого времени он жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться со своим племянником, Авраам с благородным бескорыстием первый предложил ему право выбора себе местности для жительства: Не вся ли земля пред тобой, сказал он, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево ( Быm.XIII, 9 ). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность иорданскую, которая вся до Сигора орошалась водой, как сад Господень, как земля Египетская (ст. 10). И разделились они друг от друга, говорит свящ. бытописатель, и Лот раскинул свои шатры до Содома (ст. 11, 12). Из дальнейшей истории Лота видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, которые были злы и весьма грешны пред Господом (ст. 13), посему когда шесть союзных царей, в том числе содомский и гоморрский, выступившие войной против Кедорлаомера, царя еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен и только благодаря мужеству и решимости своего дяди освободился из оного ( Быm. XIV, 12–16 ). Впрочем, Лот не обратил должного внимания на нравственное значение этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, доколе не излиялся на него грозный суд Божественного гнева. Живя между людьми (неистово развратными) замечает о нем св. ап. Петр, сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконного ( II Nem. II, 8 ). Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию ангелы. На пути жена его, вопреки воле Божией оглянувшись назад, обратилась в соляной столп, а сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Цоар, или Сигор, а потом удалился в гору и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери родился ему сын Моав (родоначальник моавитян), а от младшей Аммон, родоначальник аммонитян. Затем о Лоте в Свящ. Писании больше ничего не говорится. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Марфа же молвяше о мнозе службе», как сказано по-славянски. Слово «молвяше», может быть, более точно описывает ее состояние; «Марфа же молвяше о мнозе службе», если безмолвие — это безмятежное состояние, то молва — синоним суеты. «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?», или по-славянски: «Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити» (ст. 40). Марфа, видимо, по-человечески возмутилась, хотя это, конечно, не значит, что у нее не было любви к своей родной сестре. Поскольку известно, что Господь Иисус Христос был Учителем и очень близким для них человеком и они все Ему вверяли, то мы можем себе представить их отношения и разговор Господа с Марфой. Скорее всего, ее жалоба походила на то, как кто-то жалуется духовнику на своего духовного брата или сестру, жалуется не ради того, чтобы вызвать неприязненное отношение к этому человеку, но ради его исправления. И Марфа, заметив неправильное, как ей казалось, поведение своей сестры и, видимо, будучи старшей сестрой — судя по тому, как она себя вела, она была старше Марии и Лазаря, — обратилась к Господу с такими словами: «Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет» (ст. 40). «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом», или по-славянски: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея» (ст. 41–42). «Едино есть на потребу», — то есть одно нужно человеку: не угощение, не пища, и даже не доброе человеческое отношение, а слово Божие, питающее и укрепляющее его, делающее его способным перейти в вечную жизнь. Если пища тленная дает нам силы проходить поприще земной, временной жизни, то слово Божие является пищей для души, которая делает человека способным к деятельности для жизни вечной и вообще к вечной жизни. Поэтому оно и есть «едино на потребу», а без него все остальное не имеет никакого значения и оказывается бесполезным. Все земные блага, доброе отношение к нам людей — все это не нужно, пусто и ничтожно, если нет самого главного, «единого на потребу», того, что наполняет смыслом все земное. Мария избрала благую часть, то есть предпочла именно самое главное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИЙ [Древнеевр.  ], 3-й сын патриарха Иакова от его старшей жены Лии . В ветхозаветной традиции Л. считается предком левитов и священников (см. Колена Израилевы ). Имя Левий употреблено в ВЗ 58 раз (см.: BDB. P. 532), чаще всего - в перечнях и родословных списках (Быт 35. 23; 46. 11; Исх 1. 2; 6. 16; Числ 16. 1; 1 Пар 2. 1; 6. 1, 16, 38, 43, 47), а также в выражениях     - «потомок Левия» (букв.- сын/дочь Левия; Исх 2. 1; 32. 26, 28; Числ 3. 15, 17; 4. 2; 16. 7, 8, 10; 18. 21; 26. 59; Втор 21. 5; 31. 9; Нав 21. 10; 3 Цар 12. 31; Иез 40. 46; Мал 3. 3; 1 Езд 8. 15, 18; Неем 12. 23; 1 Пар 9. 18; 23. 24, 27; 24. 20; ср.: 1 Пар 23. 6),     - «колено Левия» (Числ 1. 49; 3. 6; 18. 2). Несмотря на исключительную роль, к-рую левиты и священники играют в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о Л. не сообщается преданий, как-либо связывающих его с ветхозаветным культом. Сведения о Л. сводятся к 3 текстам. Согласно Быт 29. 34, Лия назвала сына Левием, надеясь, что ее муж «прилепится» (  ) к ней, после того как она родила ему 3 сыновей. Данная этимология, возможно, вторична по отношению к Числ 18. 2, 4, где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Л. (    ) будут находиться (    ) при Аароне. Согласно Быт 34. 25-31, Л. и его брат Симеон напали на г. Сихем , «умертвили» в нем «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесенное их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт 34. 1-2). Поступок Л. и Симеона был осужден патриархом Иаковом (Быт 34. 30). Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Данное предание получило отражение в составе т. н. благословений Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49.

http://pravenc.ru/text/2463311.html

Народ же земли, — не Бога, а земных дел, — подражая князьям и священникам, все делал чрез неправду и насилие, притесняя не богатых, а бедных, о которых написано: нищий не терпит прещения и: избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13:8). Также пришельца и странника, который еще не был гражданином Церкви, а только слушателем и имел начатки веры, угнетали неправдою, чтобы, обошедши море и сушу, приобрести одного прозелита и сделать его сыном геенны. Но среди таких пороков и массы преступлений Я искал у них человека, который мог бы противостать Моему гневу и, подобно Моисею, Аарону и Самуилу, противопоставить себя Моему огню и пламени, но не мог найти. Поэтому Он говорил Моисею: Остави Мя и потреблю народ этот (Исх. 32:10). Итак как Я не мог найти такого, кто противостоял бы и удерживал Меня, то Я излил на них все негодование Мое и истребил их, не без меры и правосудия, но обращая пути их на главы их, — или воздавая виновникам за собственные, соделанные ими, грехи, или [обращая их] на головы вождя народа, князя и пророков, из которых не было никого, кто осмелился бы противостать гневу Господа и из-за которых нечистая и пустынная земля не удостоилась получить дождя Господня. Глава XXIII Ueз.XXIIÏ1—10. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, и блудили они в Египте, в молодости своей блудили они. Там были измяты сосцы их и сжимаемы груди девства их (или, как говорится у LXX: там опали сосцы их, и там они лишены девства). Имена их: большей (или старшей) Оолла, а сестре ее — Оолива. И Я имел их (или они были Моими), и рождали они сыновей и дочерей. И имена их: Оолле — Самария, Ооливе — Иерусалим. Итак блудила Оолла относительно Меня и пристрастилась (или ушла) к любовникам своим, к ассириянам, к близким к ней, к одевавшимся в одежды яхонтового цвета, к князьям и сановникам, ко всем вожделенным (или отборным) юношам, всадникам, ездящим на конях. И совершала блудодеяния свои с ними, со всеми отборными сынами ассириян, и оскверняла себя всеми мерзостями (или измышлениями) тех, к коим пристращалась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Находим мы в Ветхом Завете и иную параллель с рождением Богоматери – и тоже пророческую. Предание не сообщает нам, почему Иоаким и Анна назвали свою долгожданную дочь именно Марией (Мариам, или Мирьям, как это звучит на древнееврейском и арамейском). Но вряд ли у такой знатной и, конечно, сведущей в иудейском законе четы выбор имени для ребенка, к тому же столь явно дарованного Господом, был случайным. По-видимому, девочку назвали в честь древней пророчицы Мариам, старшей сестры пророков Аарона и Моисея, выведшего народ Божий из Египта. Как говорит нам Священное Писание, Мариам была первой, кто восславил Господа после чудесного перехода евреев через море и окончательного избавления от преследовавших их войск египетского фараона: Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды мор ские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море ( Исх.15:19–21 ). Определенные параллели с этой песней ветхозаветной Мариям мы находим и в гимне-молитве Самой Пресвятой Богородицы, который Она воспела Господу в доме Елисаветы: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо… сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; имилость Его вродыродов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их… Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века! ( Лк.1:46–51; 54–55 ). Параллели эти, конечно, отнюдь не случайны, как и с именем Пресвятой Девы. Моисей, Аарон и Мариам силою Господа вывели народ Божий из египетского рабства, а новозаветная Мариам стала Той, через Кого Господь вывел все человечество из Египта духовного: освободил людей от рабства греху, диаволу (символом которого выступает фараон) и смерти. Бесплодная Анна родила пророка Самуила, древняя Маркам сама была пророчицей, а Пресвятая Дева стала матерью Того, о Ком предвозвещали и Кого сотни лет с упованием ждали пророки и весь народ Божий. Пресвятая Богородица Мария и вся история Ее рождения – это одновременно чудесное и совершенно естественное объединение обоих Заветов, так долго чаемый народом Божиим переход от ветхозаветной эпохи упования и ожидания к новозаветной эпохе обретения, зримое начало исполнения Господних обетований, которые Он, может быть, и медлил исполнить, но никогда не забывал.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010