В ряде русских летописей (Симеоновской, Рогожском летописце, Троицкой) под 1378 г. читается небольшой рассказ о жизни митрополита Алексея, приуроченный к известию о его кончине 502 . Долгое время считалось, что именно он вышел из-под пера Питирима и является первой редакцией жизнеописания святителя. Позднее исследователи усомнились в этом, указав, что Рогожский летописец и Симеоновская летопись восходят к своду 1408 г., а Питирим мог написать свое произведение только после обретения мощей митрополита Алексея в 1431 г. Сравнение летописной повести о митрополите и текста старшей Редакции «Жития» Алексея, принадлежащей Пахомию Логофету, убедило Р. А. Седову, что последний не мог использовать в качестве основы для своего произведения летописный рассказ об Алексее 503 . Это означало то, что должна была существовать особая Первоначальная редакция «Жития» митрополита Алексея. Для нас это обстоятельство важно тем, что позволило бы заглянуть в наиболее раннюю редакцию этого памятника и выяснить – говорится ли там об участии Ивана Красного в судьбе Андроникова монастыря. Задав направление поиска, исследовательница вскоре обнаружила следы этой редакции в составе двух сборников, один из которых датируется последней четвертью XV в., а другой – третьей четвертью XVI в. Сопоставление этих двух сборников и старшей редакции «Жития» митрополита, вышедшей из-под пера Пахомия, убедило ее в том, что перед нами действительно тот самый, все время ускользавший от исследователей первичный текст «Жития», написанного Питиримом, который послужил основой для Пахомия Логофета 504 . Ею же найденный памятник был опубликован 505 . В нем мы находим известие о начале Андроникова монастыря. Оно очень кратко и, познакомившись с ним, вполне понимаешь упрек, брошенный Пахомием в адрес своего предшественника: «нечто мало о святомь списа». Собственно говоря, сюжет об основании Андроникова монастыря состоит лишь из одной фразы: «И по сихъ общи монастырь споставляетъ, еже есть Андронниковъ, и в немъ церковь камену Спаса Нерукотворенаго образа, и монастырю дасть милостыню доволну».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В исследовании отмечается, что 55% опрошенных положительно отнеслись к возвращению в школьную программу по литературе таких произведений, как роман Николая Островского «Как закалялась сталь», повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость» и рассказ Алексея Толстого «Русский характер». Еще 31% воспринимает это нейтрально, и только 14% не одобряют такую корректировку школьной программы по литературе. Каждый четвертый респондент ответил, что школьная литература, прежде всего, должна формировать базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность. Почти половина (46%) от общего числа респондентов предлагает добавить в школьную программу больше произведений военно-патриотической направленности. Однако проведение соцопроса больше похоже не на исследование общественного мнения, а на специальный вброс для обоснования позиции чиновников Минпросвещения – мол, и родители полностью поддерживают в этом вопросе чиновников, решивших избавиться от Фонвизина, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Чиновники уверяют, что это не изгнание из школы классиков, а всего лишь облегчение участи детей. Да ещё и оправдываются возвращением в школьный курс для старшей школы Николая Островского (правда, одновременно ввели в школе изучение произведений Умберто Эко и прочую иностранную дребедень). Конечно, чиновники кивают на то, что произведения классиков изучали ранее и сдавали ОГЭ, но это не удовлетворило педагогическую и научную общественность, которая восприняла решение Минпросвещения в штыки, считая это изгнанием классиков из русской школы. Одно дело прочитать произведение Гоголя в 14 лет, а совсем иное в 17-18 при подготовке к ЕГЭ. Поэтому развернулась нешуточная полемика. На «Русской народной линии» была опубликована статья «Запрещать, убивать или долго издеваться?» педагога, филолога Натальи Варламовой, в которой она сокрушается: «Из курса русской литературы собрались исключить Фонвизина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, " Слово о полку Игореве " !!! Вначале культурное российское общество просто потеряло дар речи в прямом смысле. Затем все, кто понял, что это не сон, рванулись к фигуральной кобуре, чтобы выхватить её содержимое и разрядить …куда? Осознаём, что на нас направлены чёрные жерла тупых орудий».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/01/so...

В протестантстве тоска о церковном единстве приняла в ХХ-м столетии форму экуменического движения. Название «экуменизм» (или икуменизм) с точки зрения церковного понятия говорит о задаче земной вселенскости. Такая задача свидетельствует об искренности протестантства в его признании, что для него, в его нынешнем виде, возможно объединение видимое земное, но не единство кафолическое. При том само слово «единая» в приложении к экуменической «уна санкта» понимается скорее в смысле «объединяющая разное», чем в смысле «единственная». Православные лица, принимающие участие в работах этого движения, – можно заметить, с возрастающей осторожностью, – входят в него, за малым исключением, по собственной или групповой инициативе, на основании прежнего общего приглашения, сделанного всем христианским исповеданиям и церквам. Задача Православной стороны в работах этого движения может быть лишь одна: пользуясь этим форумом или другими средствами, напоминать об единственном возможном подлинном пути христианского воссоединения. Поскольку в движении нередко Православную Церковь именуют почетным именем старшей сестры–церкви, – наш долг напоминать, что у этой сестры есть еще более старшая, и без этой старшей не может быть единой святой Церкви. Сестра эта есть Небесная Церковь . Звать к общению с Нею это и есть указывать единственный истинный путь. И он есть путь кафоличности. Экуменизм может быть полезен только для проведения в жизнь целей временного бытия; но для вечности необходима та вселенскость, где небесное реально соединяется с земным и земное стремится к общению с небесным. Какую пользу принесли бы православные протестантам своим соединением с ними, не принеся им с собою такой вселенской соборности? И как могли бы они сами вступить в единение с протестантами вне этой соборности? Не значило бы это самим отказываться от единства с небесной Церковью? Но, понятно, для восстановления общения со святыми для протестантства необходимо обновление живой веры в бессмертие души человеческой и в сознательную жизнь за гробом, так как эта вера там значительно затемнена.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

У Игоря Растеряева есть песня «Мама». Там сын – пьяница пропащий. Но вот едет к маме в деревню. И мысленно видит ее – старушку, стоящую у окна. Она смотрит вдаль. Она помнит его маленьким и добрым. Но он не успевает с ней повидаться, приезжает уже на ее могилу. И небо, как в детстве, отражается в его глазах. Впервые, наверное, после детства. И у него тоже есть шанс. Потому что есть мама. Была и есть. Так же и в этой книге. Есть мама, есть сын. И много еще разных сыновей. И щемящее чувство – как в стихах Варлама Шаламова. Щемящее, но не безысходное, не отчаянное, не безнадежное, не унылое: Вот потому-то средь притворства И растлевающего зла И сердце все еще не черство, И кровь моя еще тепла. Я положила бы эту книгу, несмотря на страшные образы войны, на стол своим подросткам – и старшей дочке и средним сыновьям Я дала бы эту книгу нашим родителям, у которых нет времени не то что почитать, а даже просто посидеть, – из-за работы, огорода, внуков, болезней. Я положила бы ее, несмотря на страшные образы войны, на стол своим подросткам – и старшей дочке и средним сыновьям. Я рассказала бы отдельные истории из нее своим младшим детям – даже детсадовцу. Я поделилась бы ее надеждой с приветливыми стариками, которых каждый день встречаю на улице. Я обязательно буду говорить о ней с мужем – глубокими вечерами на кухне, когда все спят. У нее нет читательского адреса – она нужна всем. Чтоб размягчить сердце. Чтоб подсказать, хоть немножко, где выход: для кого-то – из горя, для кого-то – из подлости, для кого-то – из ненависти, для кого-то – из страха, для кого-то – из безделья, прикрытого не совсем нужными делами. Недавно автор этой книги стал лауреатом новой литературно-исторической премии Союза писателей – за следование классическим традициям русского романа. А классический русский роман в своей основе хранит идею преображения. Поздравляем Николая Гаврилова и благодарим от всего сердца. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алла 1 июля 2022, 06:53 Благодарю за рецензию! Прочитала. Отличная книга! Даёт много о чём подумать. И пореветь. В наше военное время особенно полезно читать.

http://pravoslavie.ru/146793.html

2) В случаях появления эпидемических болезней в —795— 1883 г. селениях, такое же призрение больных, которые теперь вовсе его лишены, ибо наезжающему врачу некому передавать своих инструкций и наставлений. 3) На время войны обеспечение армии достаточным количеством приготовленных и умелых сестёр милосердия. Подготовка и обучение сестёр данного монастыря могли бы осуществиться в следующем виде: 1) Мать игуменья назначает 10 или 12 сестёр-учениц, из послушниц, и при них одну монахиню, в качестве старшей сестры и надзирательницы. 2) Сёстрам этим должно быть отведено особое помещение при больнице, или по крайней мере вблизи от неё, где старшая сестра могла бы завести для них приличный порядок для их молитвенных занятий. 3) Сёстры ученицы делятся на две смены, из коих одна постоянно находится в больничных палатах, заменяя сиделок и приучаясь практически к правильному уходу за больными, под руководством врача и фельдшеров. 4) По окончании года половина сестёр учениц возвращается в монастырь и заменяется таким же числом новых, так что для полного обучения каждая сестра остаётся при больнице два года. Старшая сестра может меняться ежегодно, по усмотрению матери игуменьи. 5) Сестры получают от больницы чай, сахар и всю потребную провизию, но пищу готовят себе сами, по распоряжению старшей сестры. Сверх этого на каждую сестру больница отпускает деньгами 36 руб. в год. Таким образом через несколько лет в монастырях оказалось бы значительное число сестёр, обученных уходу за больными, которые, по призыву власти, могли бы прийти на помощь страждущему населению в случаях появления эпидемических болезней, а на время войны могли бы вполне удовлетворить при войсках потребность в сёстрах милосердия“. Московских“ – слово в день трёх святителей, 30 января. В этой статье автор, объяснивши повод к установлению праздника в честь Вселенских святителей и сказавши о том, как высоко ценили их проповеднические труды их современники и наши предки, говорит затем: „Есть ли что подобное в наше время? Правда, и ныне знаменитые проповедники увлекают слушателей, но только в том случае, если проповеди их недлинны, а по содержанию и изложению доступны для лёгкого понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Владимир участвовал во всех заседаниях Собора, детально вникал в его дела и шел навстречу соборным нуждам, в частности выделив 60 тысяч рублей на содержание членов Собора. Участник Собора епископ Черниговский Пахомий (Кедров) писал о митрополите Владимире: «Особенно большое утешение доставила... владыке усердная молитва членов Собора в Лавре 14 января. В этот день митрополит Владимир с несколькими дру­гими иерархами и священниками – членами Собора совершил Бо­жественную литургию в Великой лаврской церкви, причем и все другие члены Собора с великим усердием молились за этой литур­гией, а потом поклонялись печерским угодникам, почивающим как в Ближних, так и в Дальних пещерах. Эта усердная молитва членов Собора умиротворила их дух и доставила великую духов­ную радость... киевскому первосвятителю» . Гражданская война и приближение к Киеву большевистских войск дали о себе знать в Лавре 14 января 1918 года, когда на ее территорию залетел первый снаряд. 16 января на территорию Лав­ры стали залетать ружейные пули, но, по дальности расстояния, они не причинили никому вреда. 17 января с утра поднялся гул и свист от ружейных пуль, пулеметов и орудий. Митрополит Владимир в сослужении епископов Прилукского Феодора (Лебедева) и Балтского Пимена (Пегова) и старшей братии Лавры совершил литургию в Великой лаврской церкви под непрекращающийся грохот орудий. Перед литургией был отслужен акафист Успению Божией Матери. На всех присутствующих произвело большое впечатление, с каким спокойствием держался митрополит. Ввиду начавшихся боевых действий первая сессия украинско­го Собора 19 января была прервана, а открытие второй сессии бы­ло назначено на май. Ни митрополит Владимир, ни председатель Собора епископ Пимен уже не участвовали в последнем заседании Собора, так как находились в то время в Лавре, отрезанной воен­ными действиями от остальной части города. 18, 19 и 20 января продолжался обстрел той части города, в ко­торой находилась Лавра; обстрел стал причинять всё большие по­вреждения лаврским зданиям. 21 января, в воскресенье, обстрел города несколько ослабел и митрополит Владимир совершил Бо­жественную литургию в Великой церкви Лавры в сослужении старшей братии монастыря.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Вениамина). Хорошо бы, чтобы в Положении была определена некая мера, насколько монашествующие могут участвовать в миссионерском служении, чтобы это не мешало их внутренней жизни. Думается, владыка Вениамин это меру определил очень хорошо: для представления обители в миру выделяется 1 человек из числа насельников, для общения с паломниками 1-2 человека; искусственного включения монастыря в епархиальные миссионерские проекты быть не должно? это должно проистекать от внутренних возможностей. 29 сентября 2012г. 00:08 «Здесь можно указать на некоторые условия порядка избрания: а) избрание членами Духовного собора монастыря либо общим монастырским собранием, в котором предоставляется право участия мантийным и рясофорным монахам, прожившим в обители не менее трех лет (эти тонкости могут регулироваться, но общий принцип не должен изменяться)». Мне хотелось бы коснуться одного момента… я не знаю, как обстоят дела в мужских монастырях, но в некоторых женских, большой процент сестёр держат в послушницах десятилетиями и не любят постригать в мантию. Не знаю с чем это связано, но может быть в связи с такой ситуацией, справедливым было бы, предоставить право голоса и послушницам, прожившим в обители более трёх лет?   «Игумен ничего значительного не предпринимает без предварительного обсуждения со старшей братией и, заботясь о лучшем воплощении евангельского учения в жизнь, является исполнителем в этом воли братства. Общемонастырское собрание необходимо для обмена мнениями и консультации и не может принимать окончательных решений – все решения принимаются Духовным собором (старшей братией) во главе с игуменом». Крайне необходимо найти выход из ситуации, когда Духовный Собор монастыря является лишь фикцией (следует тщательно продумать механизмы препятствующие такому развороту событий, когда игуменья самолично принимает все жизненно важные решения, а остальные члены Духовного собора, «за послушание», лишь молча со всем соглашаются). В женских монастырях в обязательном порядке постоянным участником духовного собора, должен стать  духовник обители.

http://bogoslov.ru/article/2841198

Таково было действие суровой церковной живописи на мою маленькую невинную душу» 23 . Знание прекрасное церковных песнопений и любовь к богослужению привита пр. Порфирию с детства. «Почти в каждый вечер пел я всенощны в своей келье один одинехонек, – замечает еп. Порфирий о последних годах своей московской жизни (1888 г.), – с детства зная наизусть стихиры, догматы , тропари ирмосы и проч. и проч. до Взбранной Воеводе» 24 . Самые детские игры его нередко были ни чем иным, как воспроизведением церковного богослужения в компании со своими сестрами. «Я в годы отрочества своего любил наряжать своих сестер диаконами, служить с ними обедню и благословлять обеими руками, – признается пр. Порфирий. – Примечая это, моя бабушка Дарья говаривала мне: – Костенька, ты будешь поп, да протопоп, да архиерей» 25 . Религиозное воспитание в семье, состоящей из женщин, предрасположило впечатлительную душу даровитого дитяти ко всему таинственному и развило в нем с юных лет любовь к уединению. С любовью он ходил «в лес за грибами, где сумрак, тишина, таинственное эхо и небо, едва видимое поверх высочайших сосен, обворожали меня до того, что я, – говорит пр. Порфирий, – на призыв родимой идти домой, нередко отвечал: – еще рано. В юности же наклонность моя к уединению была так велика, что все называли меня монахом» 26 . Но с этими добрыми навыками от матери переняты были и некоторые суеверия. «Идя в Запрудненское училище мимо кладбища я, – сознается пр. Порфирий, – боялся погони за мною мертвецов» 27 . Семья Александра Матвеевича и Дарьи Степановны Успенских состояла из единственного сына, будущего востоковеда, епископа Порфирия и двух дочерей: старшей Любови Александровны Лапшиной и Серафимы Александровны Николаевской, оставшейся в живых и после смерти епископа Порфирия и проживавшей в собственном доме на родине 28 . По поводу кончины старшей своей сестры, 10 сентября 1845 г., пр. Порфирий замечает: «Я и сестра моя погодки у матери, и любили друг друга. Покойная была весьма набожна, строгого правила и домостроительности» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

О последствиях поверки означенный член подробно и обстоятельно докладывает присутствию, которое свое заключение особым протоколом представляет на усмотрение местного преосвященного. За верность записей прихода и расхода, равно как и свидетельства сумм ответственны вышеупомянутые лица; в случае отсутствия настоятеля или настоятельницы, тяжкой болезни их или смерти, за сохранение монастырской собственности отвечают заступающие их, на осн. ст. 122 Уст. Дух. Кон., лица с старшей братией или старшими сестрами; 2) Монастырские суммы хранятся в ризнице или в безопасной кладовой в особом сундуке за печатью настоятеля или настоятельницы, и за ключем казначея или казначеи, причем обязательно соблюдаются требования синодальных циркулярн. указов от февр. 83 г. за и 27 мая 88 г. за 3) Казначей вносит в сундук, а равно и берет из оного деньги в присутствии настоятеля и старшей братии, с записью в особой тетради: сколько, когда положено или вынуто, каковая запись утверждается всеми присутствовавшими лицами; он же принимает вклады, пожертвования и деньги, поступающие в монастырь от оброчных статей, сборщиков, а также еженедельно, а в обителях, посещаемых во множестве богомольцами, и чаще – от лиц, производящих продажу от монастыря разных предметов и от других доходных статей (напр. от гостиниц), по записи их на приход, с обозначением о вкладах, на какой предмет они сданы, вносит в денежный сундук вышеуказанным порядком. Настоятелям и настоятельницам мон. воспрещается держать при себе родственных лиц с целью предоставления им в стенах обители спокойной жизни. Воспрещается также расходовать монастырские суммы на приобретение для настоятелей и настоятельниц и других начальствующих в обителях лиц предметов, роскоши и на покупку ценных вещей для поднесения разным почетным лицам. В трапезе и в дни храмовых праздников должны соблюдаться древняя простота, без роскоши и каких-либо излишеств; существующий же в некоторых обителях древний обычай устраивать в дни храмовых праздников и в другие нарочитые дни на счет монастыря трапезы для богомольцев и нищих должен состоять во всей неприкосновенности и завести его в тех обителях, коим он неизвестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

14. По делам послушания мне приходится стирать пыль с образов, оправлять лампады, брать иконы, вообще прикасаться к святыне, когда не полагается, я очень смущаюсь, но и не знаю, как мне быть? Не беспокойся, за это ответят старшие, которым вменяется в обязанность предусматривать все, что делается в обители. 15. В какой момент литургии мне лучше выходить за кипятком для теплоты? Если после «Достойно есть», то тогда я пропускаю возглас: «И да будут милости», или отстояв ее? Но в таком случае я не застаю первых слов молитвы Господней... Приноси после вышеупомянутого возгласа, молитву же Господню пополняй потом сама, прочитывая ее несколько раз. 16. Я недоумеваю, что мне следует делать, если работающая со мной на одном послушании сестра, взявшись убираться в храме, ни до чего не дотронется, и я, придя в церковь , нахожу везде непорядок и пыль? Поговори с ней кротко, почему она так невнимательно относится к своему делу и, если это у нее происходит от болезни, слабости сил, посоветуй ей обратиться к настоятельнице, откровенно высказать свои трудности, прося переменить послушание. Пока же не выяснишь вопроса, сколько можешь, помогай ей ради святой обители. 17. Однажды в будни моя старшая велела нам сидеть в келии и заниматься своими делами; я покорилась с неохотой и внутренним беспокойством. Наверное, старшая твоя поступила так потому, чтобы дать вам возможность отдохнуть после предыдущих усиленных трудов. Ты слишком ретива к работе, а потому пережила такое чувство, сидя дома. Этого не было бы, если бы приняла во внимание переутомление других сестер, твоих сотоварок по послушанию, нуждающихся в отдохновении. 18. Видя, как сестра неумело делает что-либо на огороде, должна ли я показать ей или лучше обратить на нее внимание старшей? Прежде всего, старшая должна указывать, как надо работать, а если неумелая сестра попросит тебя о том же, не отказывай, объясни ей дело, но так, чтобы в твоем тоне не слышалось учительства, чванства и превозношения своим знанием. 19. Не согрешаю ли я тем, что беру без спроса, с благословения своей старшей, у сестер другого послушания предметы, необходимые в нашем огородном деле, в котором те нам отказывают?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010