Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФУСА ОМОНИЙСКАЯ (757-809), прп. (пам. 12 апр., пам. греч. 17, 18 апр.). Дочь имп. Константина V Копронима . Ее рождение было предсказано имп. чете прп. Анфисой Старшей . Отец долго побуждал А. О. выйти замуж, но она не согласилась вступить в брак. Во время пребывания во дворце она носила под царскими одеждами власяницу, употребляла скудную пищу и пила только воду. После смерти отца раздала все имущество нищим, храмам и мон-рям, помогала сиротам и обездоленным. Императрица Ирина многократно просила А. О. участвовать в управлении гос-вом, но она решительно от этого отказалась и была пострижена Патриархом Тарасием в монашество в к-польском мон-ре св. Евфимии, а затем стала игуменией мон-ря Омонии . Она ни разу не покинула обитель и не позволяла этого др. монахиням. А. О. являла пример удивительного смирения: убирала церковь, носила воду, прислуживала во время трапезы. А. О. скончалась 52 лет от роду, мощи ее находились в мон-ре Омонии. Память А. О. указывается в визант. календарях 12, 17 и 18 апр. Краткие жития содержатся под 18 апр. в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 613-614) и под 17 апр. в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 409-410). В них обитель, в к-рой подвизалась А. О., называется мон-рем Евмении (τς Εμενας). Под 12 апр. память А. О. отмечена в ряде греч. синаксарей (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и печатной Минее (Венеция, 1603). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. О., включенный в нестишной Пролог под 17 апр. (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 58об.- 59, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) и помещено под 12 апр. в составе Стишного Пролога. В ВМЧ содержатся оба проложных жития А. О. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 77, 81 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, 12 апр., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Απρλιος. Σ. 89). Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 488-489; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 234-237; SynCP. Col. 613-614; ЖСв. Апр. С. 184-185. Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 383; Janin R. Anthuse (5)//DHGE. T. 3. Col. 538; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 790; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75544.html

Бальзаминова. Ты это нарочно? Бальзаминов. Само собой, что нарочно. Надо же себя поддержать против них. Я, маменька, хотел показать Раисе-то, что я в нее влюблен. Я и говорю Лукьян Лукьянычу: «Какое вы имеете право целовать Раису Панфиловну?» Они как захохочут все. Я, маменька, не обращаю на это внимания и говорю Раисе Панфиловне: «Когда же, говорю, мы с вами бежать будем?» А она, маменька, вообразите, говорит мне: «С чего вы это выдумали?» А сама целуется с сестрой и плачет. Потом Лукьян Лукьяныч сели в коляску с Анфисой и уехали. А Раиса, маменька, прямехонько мне так и отпечатала: «Подите вы от меня прочь, вы мне надоели до смерти», – да, подобравши свой кринолин, бегом домой. Что ж мне делать? Я и воротился. Бальзаминова. Это оттого, Миша, что ты все от меня скрываешь, никогда со мной не посоветуешься. Расскажи ты мне, как у вас это дело было с самого начала. Бальзаминов. Порядок, маменька, обыкновенный. Узнал я, что в доме есть богатые невесты, и начал ходить мимо. Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюбленного представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем ( я еще его не знал тогда ), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А и сказал-то так, наобум. «Влюбитесь, говорит, в младшую, лучше будет». Что ж, маменька, разве мне не все равно? Бальзаминова. Разумеется! Бальзаминов. Я и влюбился в младшую. «Я, говорит, вам помогать буду, потом мы их вместе увезем». Я на него понадеялся, а вот что вышло! Вот, маменька, какое мое счастье-то! Бальзаминова. Как же ты, Миша, не подумал, куда ты увезешь невесту и на чем? Ведь для этого деньги нужны. Бальзаминов. Я, маменька, на Лукьян Лукьяныча надеялся. Бальзаминова. Очень ему нужно путаться в чужие дела! Всякий сам о себе хлопочет. Бальзаминов. А впрочем, маменька, коли правду сказать, я точно в тумане был; мне все казалось, что коли она меня полюбит и согласится бежать со мной, вдруг сама собой явится коляска; я ее привезу в дом к нам… Бальзаминова. На эту квартиру-то? Бальзаминов. Вы не поверите, маменька, как, бывало, начну думать, что увожу ее, так мне и представляется, что у нас дом свой, каменный, на Тверской.

http://azbyka.ru/fiction/za-chem-pojdesh...

- Расскажи, Анфиса, что произошло. Девушка ответила не сразу. Было видно, что она собирается с мыслями. Но затем она заговорила ровно и спокойно: - Я рассталась со своими иллюзиями. Раньше я часто думала, почему я такая одинокая. Мне казалось, что в этом всецело виноват мир, в котором мы живем. Что он устроен так, что в нем невозможно не быть одинокой и непонимаемой другими. Но сейчас я осознала, что дело не в мире, а во мне самой. Я была одинока, потому что жила без Бога в душе. Тот бог, в которого я верила, был абстракцией. Скорее он был лишь суммой чьих-то высказываний или мыслей. Но не Богом личным, знающим и любящим меня. Оттого и вера моя была тоже абстрактной. Или бесплодной, правильнее сказать. К счастью, впоследствии все изменилось. Я стала ходить в храм, слушать проповеди и причащаться. И узнала другого Бога, настоящего, Который был, есть и будет. И Который научил меня, глупую, понимать Его Слово. Что же я поняла? Поняла, что важно не только то, от чего ты стремишься уйти, но и то, куда ты стремишься придти. Что есть только одна дорога человеку – к Богу, и что путь этот есть Сам Господь. Вехи на этом пути – Его заповеди. И не надо в жизни искать ничего иного, кроме этих вех. Пройти же их, в смысле выполнить, надо все. И только так рушится одиночество, только так обретаются друзья и любимые, только так жизнь становится даром, а не наказанием. И только так можно придти к конечной цели земной жизни – спасению в Царстве Небесном через веру. Анфиса замолчала. Молчал и Михаил, не ожидавший подобного признания. Анфиса улыбнулась и на прощание сказала: - Спасибо тебе, Миша, что заставил меня искать ответы там, где они есть. Дай Бог тебе счастья! После обеда у Михаила была назначена деловая встреча с партнером. В воскресный день, да еще после разговора с Анфисой, обсуждать дела не хотелось. Михаил позвонил партнеру и попросил перенести встречу на понедельник. Сам же отправился домой и, налив чашку крепкого кофе, сел в кресло. Сказанное Анфисой задело его за живое. Он хотел спокойно осмыслить услышанное.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

Также проходят выставки церковного искусства, конференции, там мы много общаемся не только друг с другом, но и со священниками, которые сами икон не пишут, но разбираются в иконописи почти профессионально. Конечно, про многих священников нельзя сказать, что они знатоки иконописи, но сегодня большинство заказчиков нам доверяет. Многие из них стали для нашей семьи больше, чем заказчики. Скорее друзья, единомышленники, сомолитвенники. Это отец Владимир Силовьев, тонкий знаток иконописи, настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симонове , куда мы очень долго ходили, пока не переехали на дачу. Он много помогал нам не только в работе, но и в организации иконописных выставок в Аргентине, в Сантьяго-де-Компостела. Много лет дружим с игуменьей Анфисой (Любчак), настоятельницей Покровского монастыря в Толочине . Нельзя не сказать о двух замечательных архиереях, которые оказали на нас большое духовное влияние. Это митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел и епископ Норильский и Туруханский Агафангел. Еще хочется упомянуть чудесных священников – отца Владимира Пархоменко, отца Виталия Колпаченко, отца Александра Тараканова, отца Анатолия Родионова… Да очень много священников, с которыми мы познакомились, когда они заказывали нам иконы для своих храмов, а теперь стараемся с ними общаться и молимся за них. – Бывает, что на клиросе поют люди невоцерковленные. Не знаю, насколько это распространенное явление, но оно есть и, конечно, есть основания относиться к нему критически, но это отдельная тема. Я просто по аналогии хочу вас спросить: встречали ли вы невоцерковленных иконописцев? – Нет. Я думаю, что такое возможно, когда человек работает в храме на стене, пишет орнаменты. Он, может быть, не очень воцерковленный, но интересуется Церковью. А чтобы человек, совсем не интересующийся Церковью и не ищущий Бога, стал участвовать в росписи храма, мне трудно представить. Не утверждаю, что этого не бывает, но мне такие случаи неизвестны. А иконописцы – это, прежде всего, богословы. Во всяком случае, иконописцы, с которыми мы общаемся. Мы с коллегами сходимся во мнении, что молитва для иконописца очень важна. Если человек, пишущий иконы, отходит от молитвы , это чувствуется. Пропадает трепетность в иконе.

http://azbyka.ru/way/poshla-v-cerkov-cht...

Галина Михайловна Трахнова родилась в феврале 1942 года в блокадном Ленинг раде. А через месяц, в марте 42-го на станции Ржевка была сильная бомбежка, сейчас на здании вокзала есть мемориальная доска об этом эпизоде военной поры. " У нас в доме тогда выбило все стекла, - рассказывает Галина Михайловна. - Меня в кроватке у окна всю засыпало осколками стекла, но, как рассказывает мама, я даже не проснулась. Домашние перепугались, что я буду глухая, раз ничего не слышу. Слава Богу, все обошлось. В подсобном хозяйстве Педиатрического института, где работала моя мама, народ был очень хороший, маме многие помогали, и мы как-то дожили до лета. В хозяйство прислали новую работницу Анфису, она, как и мама была родом из Тверской губернии и стала жить с нами в одной комнате, помогая маме за мной присматривать. Осенью Анфиса сказала маме, что пока не настали холода, нужно меня покрестить, тем более, что неизвестно, будут ли зимой ходить трамваи. Жили мы километрах в трех от трамвайного кольца на Ржевке, а ближайшим к нам храмом была Никольская церковь Большеохтинского кладбища, где меня и покрестили. Мама вспоминает, что крестили как положено, купель вынесли на середину храма, " раздели тебя и трижды окунули в купель. Ты испугалась, вцепилась батюшке в бороду и не отпускала, пока тебя окунали " . После крещения мама с Анфисой и мной пошла по Георгиевской улице на остановку десятого трамвая, мы поехали обратно на Ржевку, а затем пешком дошли к себе на Рыбацкую улицу. Через неделю после крещения мама решила сфотографироваться со мной и отправить карточку отцу на фронт, мол, вот, окрестили Галю, все хорошо, мы живы. У меня сохранился этот снимок, сделанный в фотоателье при пороховом заводе " Краснознаменец " осенью 1942 года. На нем мама держит меня на руках. Отец мой Михаил Васильевич на войну призывался из Ленинграда, служил на ленинградском фронте, он несколько раз бывал у нас. В марте 1943 года пришла похоронка, папа погиб. Так и не довелось с ним свидится... Маме очень помогала Анфиса, которая, как я теперь понимаю, была глубоко верующим человеком, она всегда говорила: " Бог нам всегда поможет, Варя, выживем мы с тобой и Гальку вырастим " . Так оно, слава Богу, и получилось.

http://ruskline.ru/analitika/2006/09/08/...

В доме у нас был " молитвенник " , так мама называла маленький молитвослов в кожаном переплете. Мама всегда говорила: " Будешь знать три молитвы, и то хорошо " . А учила меня одной простой молитве ко Пресвятой Богородице. Когда я начинала ныть, что страшно, темно, что свет не надо гасить, мама говорила мне: " А ты повторяй молитву к Божьей Матери " . Молитву эту она в свое время узнала от своей мамы. Еще я часто слышала в доме, что надо сходить к Ксении Петербургской и попросить у нее что-то. Я это понимала так, что надо пойти к кому-то из соседей, поговорить, что-то попросить, и она поможет. Я тогда не знала, что это святая, но о ней у нас в доме часто разговаривали. У нас в комнате в уголке висела небольшая иконка в киоте, украшенном цветочками. Однажды я спросила: " Мама, это Бог? " Она ответила: " Нет, Галя, это не Бог. Это Богородица, видишь, Матерь Божия с Богомладенчиком " . Затем какое-то время помолчала и добавила: " Это - Тихвинская Богородица " . ...Разговор этот я вспомнила, когда мой сын ушел в армию. Соседка посоветовала мне сходить в церковь, поставить свечку Николаю Угоднику, чтобы он помог сыну в армии. Пошла я в Александро-Невскую лавру. Я тогда была, к своему стыду, совсем не воцерковлена, и икон толком не знала. Зашла в храм, спросила, куда мне подойти, мне подсказали, я нашла образ святителя Николая, поставила свечку. Иду на выход, и вдруг какая-то сила понесла меня в сторону, останавливаюсь, поднимаю глаза, на меня смотрит икона. Я вглядываюсь, вдруг мне вспоминается тот давний блокадный разговор с матерью, и мне кажется, что я знаю эту икону. Подхожу, читаю под ней надпись: " Тихвинская икона Божией Матери " . Глазам своим не верю. С тех пор я поняла, что это моя икона, наша с мамой и Анфисой покровительница, это ее заботой и заступничеством мы выжили в блокаду " . С ПАПОЙ НА ДЕТСКИХ САНОЧКАХ Людмила Павловна Пищалева встретила блокаду юной девушкой. Она вспоминает : - До войны у нас была большая и дружная семья. Когда началась блокада Ленинграда, все родственники съехались вместе, чтобы легче было жить. Папины родители были отправлены в эвакуацию и погибли на Ладоге в марте 1942 года. Они хотели добраться до своей родной деревни Викторово Тверской губернии, но не довелось. Папа был артистом Мариинского театра, позднее стал инженером-электриком. В июне 1941 года он добровольцем ушел на фронт. В январе 42-го его комиссовали как безнадежно больного, у него была флегмона т.е. обморожены конечности. На руках и ногах были воспаленные нарывы, он очень страдал. Была у папы и жуткая дистрофия, страшно смотреть.

http://ruskline.ru/analitika/2006/09/08/...

Подъем общественного настроения, вызванный победой над варварами, воодушевил поэта того времени, схоластика Евсевия. Он сочинил поэму в четырех песнях под заглавием Гайния, Гата, в которой изложил очень полно и подробно этот эпизод современной истории. На нее ссылается Сократ в своем описании событий и, быть может, к этому источнику восходят подробности чудесного характера, внесенные им в свой рассказ. Византийские поэты того времени не дошли до нас, но мы имеем римского современного поэта в лице Клавдиана, певца подвигов Стилихона. По старой римской традиции поэтическое повествование у Клавдиана изукрашено мифологическим убором. В Византии было, по-видимому, иначе, и место мифологического элемента занял чудесный в соответствии с настроением общества того времени. Церковные дела. Иоанн Златоуст Самым видным представителем Церкви на Востоке был в правление Аркадия Иоанн, оставшийся в памяти истории с эпитетом Златоуста. Он происходил из знатной фамилии города Антиохии. Рано потеряв отца, он был воспитан своей матерью, Анфисой, которая осталась вдовой в 20-летнем возрасте. Блестяще одаренный от природы Иоанн учился у лучших учителей родного города и готовился к карьере юриста. Его учителем риторики был всесветно знаменитый Либаний, учитель и друг императора Юлиана, сохранивший верность эллинизму, как тогда называли язычество. Когда друзья Либания спрашивали его на смертном одре, кого бы он желал видеть своим преемником, он сказал, что желал бы видеть Иоанна, если бы его не украли христиане. 514 Когда Иоанну исполнилось 20 лет, он почувствовал свое призвание и отдался изучению Священного Писания . После тщательной подготовки он принял крещение от антиохийского епископа Мелетия (368 г.). Вскоре после того умерла его мать. Он удалился в пустыню и предался подвигам аскетизма; но через четыре года расстроенное здоровье заставило его вернуться в Антиохию, чтобы прибегнуть к помощи врачей. В 381 году был посвящен в диаконы, в 386 – в пресвитеры в родной Антиохии, и со всей пламенностью своей натуры и мастерством слова отдался деятельности проповедника. Очень скоро он стяжал огромную популярность в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В заключение этой главы предложим вниманию читателей интересный рассказ о матушке игуменье Анфисе, которая в настоящее время управляет Троекуровским монастырем. Рассказ этот покажет и дальновидность старца, о которой уже говорилось и еще будет говориться, и ту непреложную истину, что он и из загробной жизни не перестает посещать присных своих. Матушка игуменья Анфиса, в миру Анна Николаевна Придарогина, дочь почетного гражданина города Козлова, в молодых летах осталась круглой сиротой. Воспитанная родителями в строгих правилах благочестия и рано лишившись в них добрых руководителей, не имея притом расположения к брачной жизни, она страшилась оставаться среди мирских соблазнов и потому возжелала посвятить себя на служение Господу в иноческом чине. Знакомая со старицами, жившими около Сезеновского затворника Иоанна, и с ним самим, Анна Николаевна неоднократно ходила и к троекуровскому старцу отцу Илариону и каждый раз при свидании с ним просила у него благословения на жизнь монашескую, но всегда получала от него ответ: «Поживи в миру, Анна, будешь и в монастыре». По непредвиденным обстоятельствам ей и пришлось пожить в миру довольно долгое время ради сирот овдовевшего ее родного брата. Когда же Анна Николаевна, так сказать, рассчиталась с мирскими делами, отец Иларион благословил ее всегдашнее желание служить Господу в иноческом чине, и хотя она сама желала поступить в Тамбовский монастырь, старец прямо указал ей на Сезеновский, причем прибавил: «Поживешь, Анна, в Сезенове, поживешь и в Троекурове». Слова эти для Анны Николаевны в то время были загадочными, так как в Троекурове монастыря женского еще не было, да и неизвестно было положительно, будет ли он, или по крайней мере - когда будет. Загадка эта для Анны Николаевны разъяснилась только впоследствии, когда она, будучи монахиней Анфисой, после того как довольно долго уже занимала должность казначеи Сезеновского монастыря, наконец определена была епархиальным начальством в настоятельницы Троекуровской женской общины в 1868 году. В самый день назначения матушки Анфисы на эту должность она увидела старца Илариона в сонном видении таким образом: ожидали будто бы в Сезеново Московского митрополита Филарета, при появлении которого вместо сезеновской игуменьи вышла к нему навстречу матушка казначея Анфиса. Но в белой глазетной мантии с золотыми источниками[

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

27 авг. – «Двое Пименов с Анфисой (см.: Кукша Рябинник) об руку стоят, к Савве-скирднику навстречу вышли!» На Савву Скирдника (28 авг.) (см.: Анна Скирдница) по степным местам убирали последний сжатый хлеб в скирды. Поставить скирды для мужика было дело привычное, нетрудное. «У хорошего хозяина – копна со скирдой спорит, а у лежебока – скирдешка с копенку!», но – «В хорошие люди попасть – не скидерку скласть!», «Пскович – Савва (псковский чудотворец) скирды справит, на ум направит!» Обычай класть скирды в каждой местности – свой, наособицу. 29 авг. – «Иван Постный», день, посвященный Православной церковью воспоминанию об усекновении честныя главы св. Иоанна, Крестителя Господня. За Иваном Постным следовал Александр Невский (см.: Александр Свытник). Об этом благоверном князе, русском святом, ходило по православной Руси немало сказаний. «Уж давно-то христианская вера во Россеюшку взошла, как и весь-то народ русский покрестился во нее, покрестился, возмолился Богу Вышнему», – говорится в одном из сказаний. Далее приводятся слова, которыми русский народ-сказатель «возмолился»: Ты создай нам, Боже, Житье мирное, любовное; Отжени ты от нас Врагов пагубных; Ты посей на нашу Русь Счастье многое!.. Повествование продолжается со спокойствием летописи: «И слышал Бог молитвы своих новых христиан: наделял он их счастием многим своим. Но забылся народ русский, в счастии живя: он стал Бога забывать, а себе-то гибель заготовлять. И наслал Бог на них казни лютыя, казни лютыя, смертоносныя: он наслал-то на Святую Русь нечестивых людей – татар крымских»... Война всегда казалась мирному народу-пахарю «смертоносной казнью», хотя в лихие годины и поднимался он весь от мала до велика на защиту родины. «...И двинулось погано племя от севера на юг, – ведет свою повесть безвестный сказатель, – как сжигали-разбивали грады многие, пустошили-полонили земли русския. Добрались-то они до святаго места, до славнаго Великаго Новгорода». Эти слова указывают на северное – новгородское – происхождение приводимого сказания. «Но в этом-то граде жил христианский народ: он молил и просил о защите Бога Вышняго. И вышел на врагов славный новгородский князь, новгородский князь Александр Невский. Он разбил и прогнал нечестивых татар; возвратившись с войны, он во иноки пошел, он за святость своей жизни угодником Бога стал». За этим, особенно погрешающим летописной правде местом сказания следует моление, с которым, по слову сказателя, «притекают грешнии народы» ко св. Александру Невскому: «Ты, угодник Божий, благоверный Александр! Умоляй за нас Бога Вышняго, отгоняй от нас врагов пагубных! И мы тебя прославляем: слава тебе, благоверный Александр, отныне и до века!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мальва — крупная черно-пестрая корова-двухведерница — была их колхозной знаменитостью. Ни о ком из пекашинцев, если не считать Федора Капитоновича, ни разу не писали в областной газете, а о Мальве писали уж трижды и даже портрет давали. Лукашин, как-то размечтавшись в правлении, сказал: “Вот было бы у нас все стадо, как эта Мальва, тогда бы кое-что можно сробить”. А уезжая на лесозаготовки, специально напомнил: проследи за отелом. Мальва отелилась благополучно. Телку выдала как по заказу — крепкую, ширококостную, с той же, точь-в-точь, как у самой, рубашкой. Но вот что значит знаменитость! Сена с мерзлиной — а другие коровы и такого не имели — есть не стала. Подай ей сено, так сказать, соответственно ейной, коровьей, номенклатуре. И пришлось подать. Пришлось выделить воз мелкого, коневого, из того самого зарода “энзе”, который берегли на посевную. Выйдя со скотного двора, Михаил завернул по пути в кузницу, сделал перекур с Ильёй Нетесовым и пошел было домой что-нибудь перехватить — Анфиса Петровна подняла его, когда у матери еще дрова не прогорели в печи, — но вдруг вспомнил, что у него в кармане сводка, и повернул в правление. Сводка, привезенная Анфисой Петровной, была не из веселых. Вывозка леса за последнюю неделю упала на тридцать два процента. И, в общем-то, понятно, почему упала: весна. Каждому ребенку ясно, что весной на сани не навалишь столько, сколько зимой. Но для Подрезова, когда речь идет о лесозаготовках, весны не существует. Подрезов сразу же спросит: “А меры? Какие приняты меры?” Меры, по мнению Михаила, приняты. Анфиса Петровна увезла три мешка ячменя (за этим и приезжала), — куда же больше? Людям хлеба нету, а лошадей кормим. Но для Подрезова это не меры. Вот если бы он, Михаил, сказал, что десять лошадей добавочно в лес направили да столько же людей — вот тогда да. Тогда меры — получай личную благодарность от первого секретаря райкома. Думая о предстоящем разговоре с Подрезовым, Михаил вышел с задворок на большую дорогу и, повернув голову на стук топора, увидел Тосю-фельдшерицу.

http://azbyka.ru/fiction/dve-zimy-i-tri-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010