С другой стороны, мирское имя подвижника — Антипа — засвидетельствовано лишь одним списком ПВЛ в составе «Летописца Переяславля Суздальского» в редакции середины/второй половины XV века 6 и оценивается сейчас нередко как поздний домысел 7 . Ни даты, ни места пострига Антония на Афоне ни один из аутентичных старших источников не сообщает. Сведение о втором путешествии Антония появляется только во Второй Кассиановской редакции Патерика в 1462 году и является откровенным следом работы редактора, стремившегося преодолеть хронологические несовпадения своих источников. В настоящее время как датировка, так и сам факт двукратного пребывания Антония на Афоне вызывает небезосновательный скепсис у исследователей 8 . Гипотезы, догадки и предположения Указание в литературе на лавру Святого Афанасия, Эсфигмен или Иверскую обитель, как на место пострига Антония, являются лишь недоказуемыми источниковедческими предположениями 9 . Неверифицированной признается и догадка, известная по некоторым местным афонским преданиям, возникшим только в XVIII–XIX веках, о Русском монастыре Ксилурга («Древодела») в том же качестве 10 . Как уже давно установлено 11 , лаврская версия возникла в дневнике иеромонаха Ипполита Вишенского из Борисоглебского Черниговского монастыря. Он посещал Афон с 23 мая по 16 июня 1709 года и 5–6 июня записал рассказ об Антонии жившего около Великой лавры иеромонаха Лазаря Прокуды (бывшего киево-печерского инока) 12 . Еще менее достоверна Иверская гипотеза начала ХХ века 13 . Эсфигменская же легенда восходит к 1840 году, когда иеромонах Иаков Неаскитиот, или Иаков Ватопедский в составленное им житие Антония включил легенду о благословении Антония на монашеский подвиг эсфигменским игуменом Феоктистом. Это житие в рукописи анонимно 14 , но атрибутировано Андреем Муравьевым во время его пребывания в Эсфигменской обители 21 августа 1849 года 15 . Утверждается же так называемая эсфигменская атрибуция Антония в опубликованном лишь в 1893 году Константином Дукакисом «Великом Синаксаристе» «Житии блаженной памяти отца нашего Антония Русского Эсфигменита» 16 .

http://e-vestnik.ru/history/tochka_otsch...

Житие Антония не называло игумена; вот почему и в Печерской летописи говорилось безлично: «игумен же и братия заложиша церковь велику и т. д.». Нестор относил построение церкви и монастыря ко времени игуменства Феодосия и именно к 1062 году; но Житие Антония вело историю монастыря с 1030 годов: ясно, что основание монастыря должно было быть отнесено ко временя более раннему, но приурочить его к Варламу нельзя было потому, что он пришел, по известному преданию (занесенному в Житие Феодосия), в дни Изяслава Ярославича; приписать же основание монастыря и церкви Феодосию мешало то обстоятельство, что Феодосий стал игуменом после Варлама. 5) Известие о том, что устав введен в Печерский монастырь по распоряжению Антония, который получил его от Михаила грека, пришедшего из Греции с митрополитом Георгием. Это известие, как видно из Повести временных лет, внесено в Сказание о том, что ради прозвася печерский монастырь, Печерским летописцем. А что оно заимствовано именно из Жития Антония, видно из соображений, изложенных ниже. Ко второму ряду заимствований, то есть тех, которые внесены, в Печерскую летопись отдельно от Сказания, кроме упомянутых выше известий 1030, 1032 и 1073 (смерть Антония) года, относится известие о прибытии в Киев трех пвцов из Грек с роды своими. Что это известие читалось в Печерской летописи, заключаю из того (как это указано и выше), что во всех списках Повести временных лет, где оно помещено (Софийская, Воскресенская, Тверская под 1052 годом; Новгородская 4-я под 1051 годом; летопись Аврамия и Архангелогородская под 1037 годом), перед этим известием читается: «того же лета начало Печерскому монастырю от Антония» или: «при сем и Антоний печерьскый (принесен) бысть (Авр. и Арханг.). Что это известие заимствовано в Печерскую летопись именно из Жития Антония, заключаю из того, что во 1-х оно напоминает его рассказы о прибытии к Антонию и Феодосию четырех мастеров с их ближниками из Греции, во 2-х отразилось в Сказании о начале печерского монастыря, где, как указано выше, заметно влияние двух источников – Несторова рассказа и Жития Антония; а именно известие о прибытии трех певцов в Киев нельзя не сопоставить с сообщением Сказания о том, что устав Студийского монастыря получен от Михаила, пришедшего из Грек с митрополитом Георгием; основания для такого сопоставления следующие: по данным Степенной книги, а также по Татищеву, эти певцы научили русских красному демественному пению 29 ), между тем в Сказании указано, что Феодосий (вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Серафим отказался предоставить подписку о лояльности и в момент написания письма находился в подчинении Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Поводом для письма стали обвинения в ереси в адрес Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) . Будучи противником юридической теории искупления, митрополит Антоний в своих сочинениях «Опыт христианского катехизиса» и «Догмат искупления» 1 1 сделал акцент на Гефсиманском борении Христа как моменте Его наивысших страданий. Учение митрополита Антония было по-разному встречено в научно-богословских кругах. Высоко оценили сочинения Первоиерарха РПЦЗ Антиохийский Патриарх Григорий IV 2 , митрополит Евлогий (Георгиевский), епископ Гавриил (Чепур) и др. С другой стороны, в адрес митрополита Антония стали звучать обвинения в принижении значения Голгофской Жертвы. Некоторые противники митрополита Антония (как правило, из враждебных РПЦЗ юрисдикций) даже обвиняли его в ереси 3 . Но и в РПЦЗ не все были согласны с новым учением, например архиепископ Анастасий (Грибановский) , святитель Иоанн (Максимович) . Наиболее активно выступили против учения митрополита Антония архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) . Совместно иерархам удалось добиться того, что 22 апреля 1926 г. митрополит Антоний отказался от идеи заменить своим катехизисом катехизис святителя Филарета (Дроздова) 4 . На закрытом заседании Архиерейского Синода в 1927 г. архиепископ Феофан и епископ Серафим выступили с докладами против учения митрополита Антония 5 . В результате Русская Зарубежная Церковь так официально и не приняла катехизис митрополита Антония. Однако в 1927 г. отношения между архиепископом Феофаном и епископом Серафимом стали ухудшаться. Причиной тому стали слишком резкие высказывания архиепископа Феофана относительно учения митрополита Антония, вплоть до обвинения в ереси. Епископ Серафим опасался предъявлять столь строгое обвинение. В конце 1920-х гг. архиепископ Феофан отошел от участия в работе РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

272 Vit. Ant. §91. Афанасий не называет этих учеников по имени. Но Иероним в предисловии к жизни Павла Фивйского упоминает о двух учениках Антония, живших с ним – Амафе и Макарие, из которых первый хоронил Антония (Vita S. Pavli [Rosweid p. 19]). 275 Отдельные жилища отшельников назывались σκηνη, καλυβιον, κελλα. Совокупность нескольких таких келлий, расположенных в известной местности и часто на довольно значительном пространстве одна от другой, называлась ασκητηρια, μοναστηρια, μανδραι, λαυρα и др. Последнее название особенно приложимо к поселениям учеников Антония, которые расположены были в отдалении друг от друга и не соединялись с между собою изгородью, тогда как мандры и киновии были обыкновенно обнесены ею. 276 Писпер, в котором при жизни Антония были ученики его Макарий и дл., затем и в позднейшее время около 372 г. во время посещения Руфином был местом жмтельства учеников антония-Пимена и Иосифа. При жизни Антония этот монастырь был главным местом жительства ближайших учеников Антония. 277 Гора Нитийская, которую Иероним называет градом Божиим (Epist. 27), граничила на В. с Ливиею, на Ю. простиралась до о.Мареотского и была собственно пустыня (Пал. Лав. §7). 282 Этот устав Ангела, начертанный им на медной доске (он помещается у Migne Т. XXII р. 62–80; известия относительно его также у Паллад. в Лавз. §34. с. 115–117; у Созомена в Цер. Ист. кн. 3. гл. 14 и у др.), как говорится в житии Пахомия, отличается строгостью и налагает за самые незначительные просупки (за забывчивость, не уменье сидеть, за поворачивание головою в трапезе и пр.) наказания. 284 Правда, в различных кодексах между наставлениями и письмами Актония помещаются также и правила («regulae sive canones». Galland. Т. IV Mign. Т. XL.), изданные с арабского языка на латинском, но они не могут принадлежать Антонию, как это будет показано ниже. 285 Лавз. Палл. §25 с. 90; Созом. Цер. Ист. кн. I, гл. 13. Но были между учениками Антония и люди образованные, знавшие по-гречески, каковы Кроний Макарий и др. (Лавз. §23. с. 89).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Говоря о возникновении и эволюции христианской общинности, о. Петр отметил, что " естественное " складывание общины происходит, как правило, в периоды гонений. В " мирное " же время, когда Церкви ничто не угрожает, а государство настойчиво предлагает ей свою дружбу, центр жизни человека естественным образом смещается в семью и социум, а в общинах появляется " элемент искусственности " . Как митрополит Антоний справился с этой проблемой? Урок его " пастырского императива " состоит в том, что он созидал " новую, несоветскую традицию солидарности между людьми " , основанную на " великом уважении к человеку и его свободе " . Имея в виду этот вектор, заданный митрополитом Антонием, стоит ли сейчас выдвигать задачу построения церковной общины в числе первоочередных? Не важнее ли сосредоточиться на миссионерской работе, а община сложится " сама собой " , если вырастут в приходе зрелые христианские личности? Как можно опереться на уникальный опыт митрополита Антония в наши дни? Эти вопросы возникают у о. Петра при чтении и обдумывании книги Андрея Зайцева. С первой книгой о митрополите Антонии поздравил автора сотрудник Синодальной богословской комиссии, православный публицист Александр Кырлежев, лично знавший владыку Антония. По его словам, в отличие от единственной английской книги о Сурожском митрополите, написанной секретарем епархии Джилиан Кроу, работавшей бок о бок с героем своего повествования, работа А. Зайцева отражает восприятие его наследия " человеком нового поколения " . И в этом смысле рецензент нашел, что эта книга " более про Зайцева, чем про митрополита Антония " . А. Кырлежев полагает, что книгу существенно дополнила бы биографическая справка о митрополите Антонии (в приложении содержится автобиографический рассказ митрополита Антония " Без записок " ). Он выразил надежду, что подробная биография владыки будет создана к его 100-летию, которое будет отмечаться через 5 лет, в июне 2014 г. В интервью " Благовест-инфо " Андрей Зайцев пояснил, что он не собирался писать биографию Сурожского архиерея. Ему важно было создать " личностный " , публицистический текст, показывающий, " что значит слово митрополита Антония для молодого православного человека в сегодняшней России " . Автор стремился " повернуть наследие митрополита Антония к современному миру, чтобы мы поняли, что это не какие-то тексты, которые можно только копировать и цитировать, а живое дыхание человека, что слово владыки важно, актуально и необходимо нам сейчас " . Упомянув одно из самых любимых понятий митрополита Антония, А. Зайцев сказал: " Идея этой книжки – создать повод для встречи, личной встречи читателя с митрополитом Антонием. Очень надеюсь, что читатель, заглянув в мою книжку, захочет почитать тексты митрополита Антония, что книга послужит отправной точкой для тех, кто будет писать дальше " .

http://religare.ru/2_65030.html

Завершилась первая конференция, посвященная осмыслению трудов митрополита Антония Сурожского Москва, 1 октября 2007 г. Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (1914-2003), завершила свою работу 30 сентября в Москве, в библиотеке-центре «Русское Зарубежье». Проходивонференцию,  организовали фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и БФРЗ. В форуме приняли участие священнослужители и миряне из России, стран Европы и СНГ, сообщает Благовест-инфо. Открывший конференцию директор БФРЗ Виктор Москвин обозначил ее задачи: выявить контуры учения митрополита Антония и понять, «что нам делать без него и что он ждет от нас». Докладчики затронули самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в  христианские аспекты психологии, медицины, естественных наук, его влияние на различные области современной культуры. Приветственное обращение от председателя Синодальной богословской комиссии, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) зачитал сотрудник богословской комиссии Александр Кырлежев. В послании отмечается, что митрополит Антоний был «одним из столпов Русского церковного зарубежья». Однако он «не только хранил верность своей Церкви, …но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве: он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях». Митрополит Филарет имеет в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и «его живое присутствие: участие в церковных соборах, посещение духовных школ, лично общение с верующими». Отмечены также особые заслуги митрополита Антония в деле христианской проповеди в Европе, где он «долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе – в контексте межхристианского взаимодействия». Говоря о значении богословского наследия митрополита Антония, митрополит Филарет отмечает следующие особенности: редкий дар «исполненного духовной силы проникновенного слова»; верность «духу древнего церковного предания» в сочетании с поисками путей «свидетельства человеку нашего времени», не только верующему, но и находящемуся на пути к вере и Церкви. По словам автора послания, богословские размышления Сурожского архиерея – «весьма ценный источник богословских прозрений и духовных замечаний». Еще одна важная его черта, которая «может служить примером», -- это «подлинная церковная культура»: «Он жил в средоточии современной цивилизации и при этом был устроителем Церкви… Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным телом». Митрополит Антоний являет образ христианина, «устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими – ближними и дальними», заключил Патриарший экзарх.

http://pravoslavie.ru/24161.html

Принятие Студийского устава означало «оттеснение Антониевской особножительной традиции», но оно не пресекло развития отшельничества. Параллельно с общиной, к-рой руководил прп. Феодосий, продолжала существовать община анахоретов, жизнь к-рой направлялась прп. Антонием. Одним из ее членов был прп. Исаакий Чернь, 7 лет находившийся в пещерном затворе. Единственным способом его связи с миром было небольшое оконце, через к-рое он принимал хлеб и воду от прп. Антония. В мае 1069 г., когда прп. Антоний был вынужден покинуть Киев и переселиться в Чернигов, отшельническое поселение временно прекратило существование. Разбитый параличом прп. Исаакий остался без заботы и внимания. После того как прп. Антоний покинул монастырь, прп. Феодосий «шедъ с братьею взя Исакия и принесе к собе в келью, и служаше около его» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 194). Переселение прп. Антония в главный город Северской земли было связано с политическими событиями 1068-1069 гг.: изгнанием восставшими киевлянами кн. Изяслава, возведением на киевский стол полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и последующим возвращением кн. Изяслава в столицу Руси: «В си же времена приключися прити Изяславу из Ляховъ, и нача гневатися Изяславъ на Антонья изъ Всеслава, и присла Святославъ в ночь поя Антонья Чернигову» (Там же. Стб. 193). На юго-восточной околице города, в местности, известной под названием Болдины горы, прп. Антоний основал Богородичный мон-рь. Вероятно, становление новой обители осуществлялось усилиями не только прп. Антония, но и части его ближайших сподвижников, последовавших за учителем. Покровителем братии был кн. Святослав (Николай) Ярославич . Материалы археологических исследований свидетельствуют, что пещерный комплекс на Болдиных горах имеет сходство с подземельями Киево-Печерского мон-ря. А значит, жизнь печерян в новых условиях не претерпела существенных изменений. Источники не сообщают о времени и об обстоятельствах возвращения прп. Антония в Киев. В исторической лит-ре бытует мнение, согласно к-рому кн. Изяслав, вскоре раскаявшись, упросил прп. Антония вернуться в Киев, что тот с радостью и сделал (Карпов). Оно восходит к позднему Житию прп. Антония в составе печатной редакции КПП 1661 г. Его воспроизводит свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский: «Когда князь Изяслав одумался, убедился в несправедливости своего гнева, он послал в Чернигов, прося Антония вернуться. Антоний, кроткий и смиренный подвижник, откликнулся на эту просьбу. Не желал он оставить овец без пастыря, вернулся к покинутой им, находящейся в смятении пастве». Но для подобных интерпретаций нет оснований. Более убедительным представляется мнение Казанского, согласно которому возвращение преподобного следует относить к кон. марта 1073 г., когда кн. Святослав Ярославич овладел Киевом.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иные последствия имеет уподобление святого Аврааму в эпизоде переселения подвижника в Житии Антония Сийского. Изгнанный деревенскими жителями с обжитого монахами места на реке Шелексе, Антоний с собравшимися вокруг него иноками идёт искать новое место для монастыря. Здесь агиограф сравнивает Антония с Авраамом: «[И]зыде с ними изо обители своея, якоже древле Авраам из дому своего и отчества». По дороге они просят Бога о даровании им места, «идже поживем и заповди Твоя соблюдем». Место, на котором Антоний с иноками наконец остановились, названо в Житии «святым», в то время как место, откуда они были изгнаны, уподоблено городу, изгоняющему учеников Христа, и миру, в котором они гонимы (ЖАС, с. 257−259). Здесь сюжет переселения соединён с сюжетом выбора места для устроения монастыря, поэтому всё внимание уделено именно месту, которое воспринимается уже как единственное, то есть неявным образом уподобляется Земле Обетованной. В этом случае исчезновение уподобления Антония Сийского Аврааму нанесло бы существенный урон смысловой нагрузке текста. Знаменательно также и то, что агиограф Иона не использует уподобления Антония Аврааму в эпизоде переселения святого в первую пустынь, куда Антоний отправился как раз «еже бежати славы, и от человек удалитися, и работати единому Богу» (ЖАС, с. 283). Это косвенно подтверждает правильность предположения, что в контексте этого Жития уподобление переселяющегося святого Аврааму придаёт месту, куда он направляется, статус Земли Обетованной. В Житии Антония Сийского так происходит с окрестностями Михайлова озера, где Антоний основал монастырь после ухода с Шелексы. Придав, хоть и неявно, этот статус одному месту, Иона уже не мог перенести его на другое. В Житии Варлаама Важского ситуация, в которой переселяющийся святой уподоблен Аврааму, близка эпизоду в Житии Антония Сийского. К переселению посадника Василия вынуждают военные набеги неких врагов на Новгород (ср. «ропот велик» жителей деревни Скроботово, согнавших Антония Сийского с места у реки Шелексы). Значимость места подчёркивается употреблённой в отношении него фразой «идже издалеча Богъ ведяше его на сие мсто», потому что именно на этом месте святой совершит то, что его прославит: «хотя показати его напослдокъ свтило миру» (ЖВВ, с. 13). Акцент на избранности места, позволяет расслышать скрытое уподобление его Земле Обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Около 10 часов вечера гроб с останками владыки обнесли вокруг храма, который он так любил, и положили на катафалк. Катафалк объехал один раз вокруг квартала и затем отвез гроб с телом на аэродром. Духовенство и молящиеся долго с грустью смотрели на отъезжающий катафалк: владыка оставлял наш собор навсегда. Отпевание и погребение, по желанию архиепископа Антония, проходили в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. В четверг, 28 сентября, занятия в Свято-Троицкой семинарии были отменены, и была отслужена заупокойная литургия. К концу литургии прибыло многочисленное духовенство и верующие из многих городов и штатов Америки, были даже клирики из Австралии. К 1 часу дня началось монашеское отпевание. Возглавил отпевание настоятель обители владыка Лавр (Шкурла), тогда архиепископ Троицкий и Сиракузский (впоследствии - митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ). Владыка Лавр занимал особое место в сердце архиепископа Антония. Это было так благодаря большому влиянию архиепископа Виталия (Максименко) как на будущего владыку Антония, так и на будущего владыку Лавра, а также любви владык Антония и Лавра к многострадальному русскому народу. На отпевании царило невероятное единство душ и сердец, объединенных силой любви. Услышав о кончине владыки Антония, кто только мог, оставил школу, работу, чтобы принять участие в проводах скромного и любвеобильного архипастыря. После отпевания духовенство под колокольный перезвон и с пением ирмосов «Помощник и покровитель» трижды обнесло гроб с останками архиепископа Антония вокруг монастырского собора. Владыка Антоний был похоронен в усыпальнице за монастырским храмом, рядом с приснопамятным митрополитом Филаретом (Вознесенским), которого он хиротонисал во епископа в 1963 году. Духовенство и верующие долго не расходились, а у гроба владыки Антония пели церковные песнопения и, как и в Сан-Франциско, в Джорданвилле закончили пение стихирами Пасхи и пением «Христос воскресе!». Все разошлись с тихой радостью и миром на душе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010