Антония во 2-ю пятницу после праздника св. Апостолов (после 29 июня) установлено, вероятно, вместо 12 июля, когда было перенесение мощей пр. Антония из Новгорода в Леохновскую обитель. Память перенесена ввиду того, что 12 июля день непраздничный и богомольцев, вероятно из-за полевых работ, в обители не бывало, а между тем простой народ свято чтит пятницы, особенно в период от праздника св. Троицы. – У Е. Е. Голубинского (История канонизации святых, стр. 112) замечено: «О начале местного празднования (пр. Антонию Леохновскому 12 июля) ничего не может быть сказано). О перенесении мощей пр. Антония из Новгорода в бывший Леохновский монастырь в рукописном житии сказано: «Когда Шведы удалились из России и разорённые жители стали возвращаться на свои места, любимый ученик его Григорий пришёл на пепелище обители Антоньевой; предав земле тела избиенных братий, поставил он себе келью и вблизи её часовню в честь Преображения Господня. Спустя несколько лет явился ему во сне пр. Антоний и сказал: «брат Григорий! Иди в Новгород, скажи митрополиту Киприану (а вероятние Макарию, преемнику Исидора, так как Киприан был переведён из Крутиц в Новгород в 1626 г., а перенесение мощей пр. Антония было в 1620-м году) и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Видение это повторилось три раза, и в третий раз явившийся грозил наказанием за непослушание. Григорий донёс о сем Новгородскому митрополиту и тот совершил крестный ход к церкви св. Ап. и Евангелиста Луки. Откопали могилу и нашли тело пр. Антония нетленным. Тогда же прозрел слепец Иосиф, а когда понесли мощи, на дороге прозрел другой. По распоряжению митрополита Юрьевский архимандрит с честью препроводил мощи пр. Антония в Леохновскую обитель. Перенесение было 12 (13) июля 1620 года. (Филарет. Русские святые, октябрь, стр. 243). О житии пр. Антония архиепископ Черниговский Филарет даёт такой отзыв: «Рукописное житие пр. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково. Корнилий, хотя и говорит о преподобном языком цветистым и вычурным, но, не умея совладеть с делом, говорит очень тёмно и с пропусками нужного» (Русские святые, октябрь, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В следующие годы настоятельства игуменьи Антонии в Страстном монастыре выстроен был новой жилой корпус и устроены были: богадельня для престарелых и немощных сестер обители и трапеза на тридцать сестер-певчих, как более других занятых выполнением возложенного на них послушания. Богадельня была открыта по благословенно митрополита Филарета в конце сентября 1863 года, причем Владыкою на открытие была прислана икона святого Николая Чудотворца, поставленная в богадельне. Открытие же трапезы для певчих состоялось в ноябре 1864 г. 16 В течение 1868 и 1869 годов, игуменьею Антониею произведен был капитальный ремонт верхней церкви во имя Страстной иконы Божией Матери. Иконостас в ней был переделан вновь, устроены в окнах новые колоды и рамы, стены оштукатурены, окрашены и расписаны, пол перестлан. Ремонт этот произведен был отчасти на сбереженные Антониею монастырские суммы, а отчасти на пожертвования, для записи которых была выдана ей такая же книга, как и при ремонте нижней церкви 17 . Описанные труды и заботы игуменьи Антонии по благоустройству Страстного монастыря не оставлены были без внимания начальством. 12 апреля 1870 г. игуменья Антония «за особо усердное попечение о благоустройстве Страстного монастыря и заведенный в оном примерный порядок вследствие представления епархиального начальства Всемилостивейше была награждена наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым». Но недолго судил Бог игуменьи Антонии потрудиться на пользу Страстного монастыря. 17 декабря 1870 г. скончалась игуменья Московского Алексеевского монастыря Илария. В непродолжительном времени после этой кончины к игуменьи Антонии приезжает игуменья Митрофания, известная устроительница Московской Покровской общины, и заводит речь о том, кто-то будет назначен в Алексеевский монастырь. Игуменья Антония не пожелала рассуждать на эту тему. «Дело назначения есть дело Божие, сказала она, и начальства, исполняющего божественные предначертания». Через несколько времени игуменья Антония видит во сне митрополита Филарета, который спрашивает ее: «Антония, что ты думаешь об Алексеевском монастыре»? – «Это дело начальства, святый Владыко», ответила она. – «Без тебя, Антония, дело не обойдется», сказал ей святитель. Когда на другой день утром Антония рассказывала этот сон послушницы Таисии, является посланный от преосвященного викария Леонида с письмом, в котором тот приглашал Антонию явиться к нему «по делам службы». Когда игуменья Антония явилась к преосвященному, то он объявил ей, что владыка-митрополит Иннокентий желает ее перевести в Алексеевский монастырь. Перевод этот и состоялся 4-го Февраля 1871 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

148  Житие Павла Фивейского и встреча Преподобного с ним Антония описаны вероятно со слов самого Антония, кем-либо из ближайших его учеников. Автор пишет: когда Антонию пришла мысль, как он сам разсказал мне. Это житие, переведенное с очень древней Греческой Баварской рукописи на Латинский язык, помещено in vita Sanet. Т. I. Ianu. 10. p. 605. В сочинениях блаженного Иеронима есть также жизнь Св. Павла Фивейского. Во многих местах своих сочинений он сам свидетельствует, что писал жизнь Св. Павла Фивейского. Я послал тебе, – писал он Павлу подвижнику Кондарийскому, – другого тебя, старцу Павлу старейшего Павла (Epist. 21. ср. liber, de illustrib. Eccles. scriptoribus. с. 135. chronic, ad. an. 19 Constantin). To и другое житие Павла Фивейского согласны между собою по содержанию. 149  Год рождения Павла Фивейского можно определить по житию его. Когда Антоний пришел к Павлу, он уже 91 год был в пустыне, в которую удалился 22-х лет. Следовательно, ему было 113 лет. Антоний, родившийся в 251 году, пришел к нему 90 лет от роду, следовательно Павел родился около 228 года. 153  Св. Афанасий не называет сих учеников по имени, а говорит, что они пятнадцать лет служили ему и погребли его. Блаженный Иероним в жизни св. Павла Фивейского говорит, что он слышал разсказ об нем от учеников Антония: Амафы и Макария, из коих первый хоронил его. Палладий приводит слова Крония об Макарие и Амафе, говорившего, что сии два ученика похоронили Антония. Когда Иларион посетил гору Антония, спустя три года после его смерти, то нашел двух учеников Антония, Исаака и Пелузиана, повидимому бывших прежде с Антонием. 154  До нас дошло 20 писем Антония к монахам. Он писал их на Египетском языке, на котором они и доселе сохраняются в некоторых Египетских монастырях. Еще в VI веке с Египетского они переведены на Греческий язык, в VIII веке на Арабский, в XVII веке Маронитом Авраамом Ехелленским переведены с Арабского на Латинский, и изданы в 1641 году в Париже. Из содержания писем видно, что они писаны были Антонием в старости. О подлинности первых семи писем свидетельствует Иероним (Catalog, de. vir. illustr. cap. 88), который называет их имеющими дух Апостольский, и лучшим из них называет шестое письмо к монахам Арсинойским. Фотий в своей библиотеке (cod. 198) приводит свидетельство древнего Греческого писателя, который приписывает сии письма Антонию. Подлинность прочих тридцать писем видна из сходства слога и духа их с первыми письмами Антония (Comber. Recens. autor. Bibl. concian. Т. I. p. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Со своей характеристикой богословского наследия и жизненного пути митрополита Антония выступил Александр Кырлежев. Говоря об экклезиологии (учении о Церкви) митрополита Антония, докладчик отметил, что в его служении вполне реализовался «парадокс»: с одной стороны, «неотмирность» Церкви, ее принципиальная «экстерриториальность», а с другой – «императив инкультурации», т.е. жизнь Русской Православной Церкви в диаспоре, со всеми проявлениями «разного русского: церковного, языкового, культурного». По мнению А. Кырлежева, это опыт настолько своеобразен, что его «невозможно пересадить в Россию». Автор доклада называет богословие митрополита Антония «керигматическим», т.е. не схоластическим, а возникшим в процессе живой проповеди, и отмечает в нем сочетание светской «методичности» университетски образованного человека и дара «живого прямого слова». В духовнической практике митрополита Антония «счастливо соединились» свойства «врача душевного» и «врача телесного», что исключало «обычный монашеский дуализм», предполагало «благоговейное» отношение к человеку в его целостности. Особого внимания в наследии митрополита Антония заслуживает проблема опыта – «реально пережитого прорыва в духовную сферу». При всей «рискованности», «опасности иллюзий», владыка много трудился над передачей этого опыта реальной встречи с Богом, что, по мнению А. Кырлежева, «спасает от религиозного идеологизма». Был затронут и политический аспект: будучи «антисоветским» человеком, митрополит Антоний никогда не занимался «антисоветчиной» и был «искренним сергианцем – с того берега», считает А. Кырлежев. Говоря о таком ключевом понятии в богословии митрополита Антония как «личность», он подчеркнул, что сам владыка был «кафолической» личностью, воплотившей церковный идеал соборности в жизни своей епархии. Опыт митрополита Антония нельзя «воспроизвести и транслировать», сказал А. Кырлежев в заключение, однако он является для нас образцом духовной жизни. «Канонизировать его конечно, можно, но невозможно идеологизировать; необходимо осмысливать его духовное наследие», -- отметил докладчик.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными. В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом. Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Никита, святитель, епископ Ремесианский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Причислить к лику местночтимых святых в сонме Радонежских святых наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева). Честные его останки считать святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение. Память преподобному Антонию Радонежскому праздновать 12/25 мая и в день Собора Радонежских святых 6/19 июля. Службу преподобному Антонию составить особую, а до времени составления таковой, после сего дня прославления памяти его, отправлять службу Преподобному. Писать преподобному Антонию иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. Напечатать отдельным изданием “Житие преподобного Антония Радонежского” для наставления и назидания в вере православной чад церковных. Прославление архимандрита Антония (Медведева) да послужит укреплению веры и благочестия в православном народе. Молитвами и предстательством преподобного Антония Радонежского да дарует всемилостивый Господь благословение всем с верою и любовию притекающим к его небесному заступничеству. Аминь. Божиею милостию АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры в день прославления в лике местночтимых Радонежских святых наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) 16 октября 1998 года Поздравляю Преосвященных архипастырей, досточтимого отца наместника и братию Троице-Сергиевой Лавры, учащих и учащихся Московских Духовных школ, вас, дорогие братья и сестры, с днем прославления в лике местночтимых святых преподобного Антония Радонежского, наместника Троице-Сергиевой Лавры. Взирая на его жизнь, действительно убеждаешься, что от Господа устрояются пути человеку. Посетив святыни земли Русской, он желал иноческого жития и получил назначение быть строителем монастыря в Нижегородской епархии. Когда скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий, святитель Филарет, митрополит Московский, написал письмо, приглашая иеромонаха Антония на эту должность. Только одна встреча была у митрополита Московского с отцом Антонием, но проницательный Святитель сразу увидел в нем преемника архимандриту Афанасию. В течение сорока шести лет архимандрит Антоний был наместником в обители Преподобного Сергия. При нем благоукрашались Лавра и Вифания, созидались Гефсиманский и Черниговский скиты. Он был духовником святителя Филарета, который обсуждал с ним вопросы государственной и церковной жизни и безгранично ему доверял. Известность архимандрита Антония была широка не только в России, но и за пределами земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

цар. Алексеем Мих. 1675 г. в апреле), 1420 (обедня в Успен. соб. 28 мая 1675 г.; игум. Феоктист), 1442 (тоже 7 июня), 1492 (тоже 28 июня), 1496 (празднество 29 июня), 1516, 1517 (праздн. 8 июля), 1534 (обед у царя 13 июля); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крестьян 122 двора); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 25 (дело 1718 г.; архим. Антоний), 31 (дело 1719 г. по прошению архим. Антония о дозволении пользоваться ему архидиаконскою частью), 35 (письмо 1719 г. архим. Антонию о раскольниках), 42 (указ Сената 1720 г. архим. Антонию о подписании Регламента Духов. Коллегии архиереям и архим.), 46 (письмо 1720 г. Бутурлина к архим. Антонию о высылке в Тайн. Канцел. священ. Алекс. Алексеева, учинивш. извет на кн. Мещерского), 46 (письмо 1720 г. к архим. Антонию Ниж. еп. Питирима о раскольник.), 51 (указ Сената 1720 г. архим. Антонию о подпис. Регламента архиереями), 67 (три письма 1721 г. Андрея Ушакова архим. Антонию), 215 (доношение 1721 г. архим. Антония о раскольниках), 385 (доношение 1721 г. архим. Антония об увольнении его от заведов. делами быв. патриаршей области и Крутиц. епархии), 768 (архим Антоний, купеч. сын из Лук, поставлен кандидатом на Киев. архиер. кафедру); II, ч. 1, 64 (в 1722 г. имел часовню за Покров. воротами, у Белого города), 422 (дело 1722 г. о иеромон. Симоне Кохановском, заключенном в м-ре), 505 (доношен. архим. Антония о неплатеже солдатами за неисповедь штрафных денег), прилож., LX, XV (автобиография архим. Антония); III, 1723 г., 294 (допрос архим. Антония), 516 (доношение на архим. Антония, обвиняемого в суеверии); IV, 1724 г., 554 (архим. Антоний назначен быть архиеп. в Рязани, но не дождавшись хиротонии, скончался 19 апр. 1726 г. и погребен в Алекс.– Нев. Лавре); VI, 1726 г., 515 (на место архим. Антония определен в 1727 г. уставщик Алекс – Нев. м-ря иеромон. Спиридон), прилож., CCLXXXI XXXII (клятвенное обещание архим. Спиридона), CCLXXXIV, XXXIII (реестр вещей, выданных из ризницы м-ря иеродиакону Павлу); VII, 1727 г., 13 (от м-ря отписана Давидова пустынь, приписанная в 1721 г.), 325 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Явившегося же старца потрясенный случившимся экскаваторщик впоследствии увидел снова – на портрете, изображавшем святителя Антония. К памяти святителя Антония благоговейно относятся за многие сотни и тысячи верст от Воронежа. Почитается этот дивный святой и в Киеве, в Свято-Успенской Лавре, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Схимонахиня Сергия (Картушина, † 1998), проживавшая перед своей кончиной в Вильнюсе (и там же, на кладбище Свято-Духова монастыря, похороненная), глубоко почитала архиепископа Антония (Смирницкого) . Земная жизнь ее была нелегкой. Будучи слепой, многие годы она провела в тюрьмах и ссылках. Когда схимонахиня Сергия узнала, что митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий благословил к изданию житие владыки Антония, она очень радовалась этому, несколько дней вслух нараспев молилась святителю и повторяла, что многие, кто разделял с ней участь узников лагерей и ссылок, считали архиепископа Антония святым и молились ему. Схимонахиня Сергия не раз говорила: «Молитесь святителю Антонию, он всегда помогает, если просишь его помощи во имя Божией Матери и великих угодников Христовых Митрофана и Тихона». На территории возрожденного за последние годы Алексиево-Акатова монастыря города Воронежа ныне устроен некрополь из захоронений Воронежских архипастырей, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди имен, перечисленных на надгробии, значится и имя архиепископа Антония. Однако нельзя пока твердо утверждать, что в общем захоронении находятся и его святые мощи. В настоящее время народом особо почитается образ святителя Антония в Покровском кафедральном соборе, написанный по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия к 2000-летию Рождества Христова. Заключая житие иже во святых отца нашего святителя Антония, нельзя не сказать, что во всей полноте исполнилась первая его молитва на воронежской земле: «Боже всемогущий, Владыко Человеколюбче! Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, и просим и молим: сподоби нас, пасущих и пасомых, хотеть и делать всегда угодная Тебе, мудрствовати всегда то же, еже и во Христе Иисусе; и удостой меня со дерзновением, непостыдно, при кончине моего живота изрещи перед Тобою сии апостольские слова: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшым явление Его ( 2Тим. 4, 7–8 ). Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Житие написано по просьбе монахов-учеников Герасима и, как видно по выражениям автора, в Болдинском монастыре; следовательно, не позже 1586 года, когда автор стал вологодским епископом. Биография отличается обстоятельностью рассказа. Уцелел письменный источник ее, любопытный по происхождению. Перед смертью Герасим призвал к себе болдинских иноков и игуменов других основанных им монастырей и в присутствии их продиктовал известия о своей жизни и последние наставления братии. Эту предсмертную автобиографию или «изустную память» Герасима, переписанную «с подлинного слово в слово» в 1576 году по приказу соборных старцев и игумена Антония, последний целиком внес в свое творение, дополнив ее рассказами учеников основателя 455 . По труду Антония была потом составлена другая редакция жития, несколько короче и проще изложенная 456 . Житие Антония Римлянина в сохранившихся списках XVI-XVII веков приписывается Андрею, ушнику и преемнику Антониеву по управлению монастырем. В самом житии Андрей не раз называет себя по имени; но его словам, он, священноинок Андрей, принял пострижение в обители Антония, был его послушником и учеником; умирая, Антоний призвал ею к себе, сделал его своим духовным отцом и сообщил ему сведения о своей жизни, завещав ему описать ее по смерти. Из другого достоверного источника известно, что Андрей был поставлен игуменом в 1147 и умер в 1157-м В конце жития читаем, что поручение написать его было повторено Андрею тогдашним епископом Нифонтом († 1156). Но встречаем в житии черты, которые могла занести только позднейшая рука Было уже замечено другими, что новгородец первой половины XII века, говоря о гривенном слитке серебра, на который Антоний нанял рыболовов, не мог написать в пояснение, что в то время у новгородцев не было денег, а лили они серебряные слитки и их употребляли в торговле. Но точно так же преемник Антония, описывавший жизнь его по поручению епископа Нифонта, не имел нужды прибавлять к имени последнего заметку: «Бе бо в то время ему святительский престол держащу». Далее, житие говорит вначале, что Антоний прибыл в Новгород в 1105, а в конце читаем: «Поживе с пришествия своего до игуменства лет 14»; ученик Антония не мог не знать, что последний поставлен игуменом в 1131 году 458 . Поверяя житие современной Андрею летописью, находим в нем другие несообр;иности, невозможные со стороны современника описываемых событий. Разбирая житие, замечают, что известие его о построении Антонием каменной церкви в монастыре при епископе Никите есть анахронизм, внесенный позднейшим редактором. Но в житии почти все события из жизни Антония на Руси отнесены ко времени Никиты; только постановление в игумены и кончина Антония обозначены временем епископа Нифонта; житие как будто и не подозревает, что между этими епископами был Иоанн (1108–1130), ко времени которого относится все, что рассказывает житие с основания обители Антонием до его игуменства 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

191 Согласно точке зрения Н.А. Макарова, Похвальное слово Антонию Римлянину создано в 1558 г., а его вероятным автором является игумен Хутынского монастыря Маркел (см. Макаров Я.А. Камень Антония Римлянина. С. 203−204, примеч. 2). Е.Д. Захарова предлагает другую датировку памятника. Она отмечает, что «во многих рукописях этот текст следует за Житием Антония Римлянина. Оказалось, что похвальное слово, как и Житие, имеет 2 редакции, причём за текстом Жития в редакции А следует один текст похвального слова, за редакцией Б – другой. При этом характер разночтений похвального слова сходен с характером разночтений редакций собственно Жития. (...) В обеих редакциях похвального слова содержится молитва за здравие царя Фёдора Ивановича. Следовательно, Слово было написано не ранее 1584 г., года воцарения Фёдора Ивановича, и, очевидно, не позже 1597 г., года обретения и перенесения мощей Антония (так как об этом важном событии в слове не упоминается)» (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 144−146). Н.В. Рамазанова считает, что Похвальное слово было создано раньше Жития Антония Римлянина, и датирует его приблизительно 1558 г., так как автор акцентирует внимание на обретении мощей Никиты Новгородского, отметив, что событие произошло «ныне», «во дни наша»; использует в молитвенном разделе слово «царевичи» во множественном числе, что может относиться к тому времени, когда были живы, по меньшей мере, два царских сына (либо 1557−1581 гг., либо октябрь 1583, март 1584 г.); не приводит дату – 3 августа, которая есть в Житии, а затем закрепляется и в церковном календаре (день памяти Антония Римлянина первоначально праздновался 17 января, в день памяти тезоименитого святого Антония Великого ). См. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 282−283. 195 «Игуменство Кирилла продолжалось с 1580 по 1594 г. В этот период произошли два первых исцеления. Остальные исцеления у камня происходили в 1597−1598 гг. (после открытия мощей, но до завершения работы над рассказом „О преложении тела“)» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010