При своей суровой и пустынной жизни преп. Антоний к другим всегда был ласков и человеколюбив, благоразумен и твёрд, в обращении кроток и приятен, в беседах терпелив, в защищении обижаемых неутомим, за которых, он ходатайствовал пред городскими начальниками; св. Афанасия Александрийского , гонимого арианами, часто посещал и неоднократно писал о нём к равноапостольному Константину. Скрываясь от людей, Антоний не скрыл, однако ж, своей славы от мира. Слава святой его жизни была столь велика, что когда приходил он в Александрию, особенно в последний раз, все жители города сбегались видеть Антония. Даже язычники и жрецы их приходили в храм Господень, говоря: желаем видеть человека Божия. Ибо так называли его все. Многие даже из язычников желали хоть прикоснуться только к старцу, в той уверенности, что получат от него пользу. И действительно, в сии немногие дни столько обратилось в христианство , сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Император Константин Великий и дети его уважали великого пустынника, как отца, просили его прийти к себе, или прислать им благословение. Слава его при конце его подвигов пронеслась во всех странах, в Африке, Испании, Галлии и Италии. Великий подвижник Египетский после 85-летних пустынных подвигов мирно преставился на 105 году от роду, в 358 году по Р.Х. Честное тело Антония, по завещанию его, предано земле учениками его в прославленной им пустыне, – в сокровенном месте. Современник Антония св. Афанасий, епископ Александрийский, который был другом Антония и которому завещал Антоний свою милоть и ризу, написал о его примерном и назидательном житие. По словам, св. Афанасия, «жизнь Антония есть образец подвижничества; все знавшие Антония называли его Боголюбивым, человеком Божьим. Антоний был истинный Богоносец, имевший благодатные дары прозорливости, целения, совета и различения духов. Он дарован был Богом Египту как врач, отец и руководитель. Всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его, – и это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души. Лицо Антония было выражением его св. души – имело великую и необычайную приятность, так что не знавшие его прямо подходили к нему. Поскольку душа его была безмятежна, то внешние чувства оставались невозмутимы. Весьма чуден был по вере и благочестив; никогда не имел общения с отщепенцами и еретиками; был готов умереть за Христа. По блаженном успении Антония каждый из получивших милоть и изношенную одежду его – хранит, как нечто великое. Ибо взирать на сие значит как бы видеть самого Антония».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

385. См. ниже. 386. Изр. св. ст. Ант 38. 387.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 15. 388. Там же. Такие беседы — зародыш позднейших «оглашений» игумена, нынешних «оглашений в притворе». 389.  Афан В. Жизнь Ант. § 45. 390. Лавс. 20 и др. 391.  Афанасий Великий. Жизнь Антония. § 69. Такое значение одной личности в подвижничестве — основа для позднейших больших прерогатив игумена в уставах. 392.  Лобачевский С. свящ. Св. Антоний Великий Одесса. 1906; стр. 106. 393. С именем прп. Антония дошли до нас впрочем и письменные правила. Их приводит Бенедикт Анианский (IX b.) в Codex regularum; в несколько другой редакции они открыты в арабской рукописи в XVII b. (обе редакции изд. у Миня, Patrol. s. gr, t. 40; рус. пер. Христ Чт 1880 г., ч. 37). Но подлинность этих правил сомнительна, потому что о них не упоминают св. Афанисий и блж. Иероним, потому что писанные правила для иноков расходились бы с общим взглядом прп. Антония на подвижничество; правила и проникнуты совершенно не духом прп. Антония; в них не отразились богословские воззрения прп. Антония (демонология, полемика с арианами); они предполагают очень сложный для эпохи Антония строй монастырской жизнь: подчинение игумену, храму, заседания братии, монастырские земли, монашеское одеяние с символическим значением. и т. п. «Правила» представляют компиляцию иноческих уставов прп. Пахомия, Исаии и др. с мыслями прп. Антония. Лобачевский. Св. Ант. 168 и д. 394. В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик прп. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником прп. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118. 395.  Руфин, Ист. монах. 30 и др. 396. Лавс. 7. 397.  Руфин, Ист. мон. 21. 398. Лавс. 7. 399. Лавс. 19. 400.  Руфин, Ист. мон. 22. 401. Лавс. 19. 402.  Руфин, Ист. мон. 22. 403. Др. Пат. VII, 56. 404. Др. Пат. VIII, 25. 405. Изр. св. ст. Ис. Кел. 8. 406. Изр. св. ст. Фока 1. 407. Лавс. 19. 408. Изр. св. ст. Фока 1. 409. Навещал прп. Антония: Изр. св. ст. Мак. Ег. 4. 410.  Руфин, Ист. мон. 29.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Постановили: Вышеприведённое определение сообщить бывшему архимандриту Антонию» 1068 . Приложение VII. Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ по делу архимандрита Антония (Граббе) «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей со скорбью наблюдает всё учащающиеся нападки на законную церковную власть на страницах печати в связи с некоторыми мерами, принятыми Церковью касательно её клирика архимандрита Антония (Граббе), и относительно некоторых учреждений, с которыми он был связан. Не желая вызывать в нецерковной печати полемику по своим чисто церковно-административным делам, Церковь до сих пор избегала преданию огласке имеющиеся материалы и факты по делу архимандрита Антония. Однако, сейчас, ввиду всё шире и шире распространяющихся толков среди наших пасомых, вызванных, по-видимому, кругами, враждебными Святой Церкви, и желая оградить нашу боголюбивую паству от душевредной дезинформации, Синодальная Канцелярия вынуждена довести до сведения клира и верных чад Русской Зарубежной Церкви следующее: 1 . Архиерейский Собор в сентябре 1985 года, созванный в Мансонвилле, Квебек (Канада), после доклада Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антония (Граббе), назначил Комиссию, состоящую из преосвященных Антония, архиепископа Лос-Анжелесского и Южно-Калифорнийского, архиепископа Лавра, Сиракузского и Троицкого, и епископа Илариона Манхэттенского для ревизии денежных и административных дел Начальника Миссии архимандрита Антония. 2 . В конце октября 1985 года, в течение трёх недель, члены Комиссии посетили Иерусалим и приступили к ревизии финансовой отчётности Русской Духовной Миссии, проверили имеющиеся документы и допросили лично архимандрита Антония по разным вопросам, связанным с ревизией. 3 . Комиссия обнаружила, что денежная отчётность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме находится в хаотическом состоянии, несмотря на то, что Ревизионная Комиссия 1973 года дала архимандриту Антонию точные указания, как исправить отчётность. Как пример, можно указать на то, что приходо-расходная книга вообще отсутствовала, некоторые очень крупные суммы церковных денег шли непосредственно на личный счёт о. Антония. Также было много недочётов и в связи с разными финансовыми вопросами и с продажей земельных участков Миссии. Доклад Комиссии по делу о. Антония, излагающий подробно явные нарушения обязанностей опекунства русского церковного имущества архимандритом Антонием (в американском судопроизводстве называемых fiduciary responsibilities был представлен Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемуся в г. Нью-Йорке во второй половине января 1986 года. На основании этого доклада и после продолжительного обсуждения этого вопроса, Собор предложил о. Антонию подать в отставку от своих обязанностей в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и в Православном Палестинском Обществе, и постановлением от 21 января/3 февраля отстранил его от вышеуказанных обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из ученых пособий по рассматриваемому предмету имеет особенное значение сборник Росвейда о первоначальном монашестве под названием «Vitae Patrum». Здесь между многими жизнеописаниями восточных подвижников находятся жития Павла Фивейского, пр. Антония 53 , Иллариона (написанное Иеронимом) с объяснениями и учеными примечаниями. Затем исторические сведения об Антонии излагаются во всех церковных историях, когда там говорится о начале монашества. Из прежних церковных историй для жизни Антония имеют значение «annales ecelesiastici» Барония 54 . Здесь вследствие особого плана сочинения жизнь Антония излагается в различных местах по годам. Поэтому известия, содержащиеся об Антонии у Барония, имеют значение в хронологическом отношении. Из других более новых сочинений западных у нас были церковный истории: Неандера, у которого дов. подробно излагается жизнь Антония 55 , Шаффа 56 , Ниля 57 , Куртца 58 , Газе и другой. В нашей новейшей русской литературе также есть несколько произведений, касающихся рассматриваемого предмета. Самое лучшее из исследований, рассматривающие между прочим и жизнь св. Антония, это без сомнения «история православного монашества на Востоке» проф. М. Д. А. Казанского. В этом сочинении после указания на зачатки иноческой жизни до Антония, автор начинает изложение жизни и деятельности этого подвижника, причем часто приводит значительные выдержки из его писем и речей, не касаясь однако вопроса, в каком смысле их нужно считать произведениями Антония. Можно упомянуть еще о соч. архим. Агапита «жизнь пр. отца нашего Антония Великого » изд. 1866 г. Здесь, правда, много рассказов об Антоние, которые приведены в некоторую связь, но это сочинение, имеющее в виду прежде всего цель назидательную, относится к известиям об Антонии без всякой критики, а в вопросе о сочинениях, носящих имя Антония, ограничивается простым утверждением их подлинности, изложением содержания некоторых писем 59 (ссылка поставлена произвольно, стр.12), или же просто перечислением их заглавий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Великий подвижник египетский после 85-летних пустынных подвигов мирно преставился на 105-м году от роду, в 358 году по P. X. Честное тело Антония, по завещанию его, предано земле учениками его в прославленной им пустыне, – в сокровенном месте. Современник Антония, св. Афанасий, епископ Александрийский, который был другом Антония и которому завещал Антоний свою милоть и ризу, написал о его примерном и назидательном житии. По словам св. Афанасия, «жизнь Антония есть образец подвижничества; все знавшие Антония называли его боголюбивым, человеком Божиим. Антоний был истинный Богоносец, имевший благодатные дары прозорливости, целения, совета и различения духов. Он дарован был Богом Египту как врач, отец и руководитель. Всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – и это служит доказательством его добродетели и боголюбивой души. Лице Антония было выражением его св. души, – имело великую и необычайную приятность, так что не знавшие его прямо подходили к нему. Поскольку душа его была безмятежна, то внешние чувства оставались невозмутимы. Весьма чуден был по вере и благочестив; никогда не имел общения с отщепенцами и еретиками; был готов умереть за Христа. По блаженном успении Антония, каждый из получивших милоть и изношенную одежду его хранит, как нечто великое. Ибо взирать на сие – значит как бы видеть самого Антония» 1836 . Св. Иоанн Златоуст говорит о нем: «Египет произвел славнейшего после апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти» 1837 . С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним 1838 , называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту 1839 . Созомен пишет об Антонии: «Все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства своими нравами и приличными упражнениями возвел монах Антоний Великий » 1840 . Феодорит говорит: «Много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний» 1841 . Имя Великий усвоено было Антонию при жизни его 1842 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Постоянный участник семинаров по осмыслению наследия митрополита Антония, протоиерей Владимир Архипов представил доклад, в котором были поставлены важные вопросы о роли Церкви в современном мире, об опасности " приспособить Церковь к духу времени " , о " коварных сюрпризах " , которые ожидают входящих в Церковь. В частности, о.Владимир говорил о социальном служении, которое обречено на неудачу в том случае, если христиане забывают, " во имя Кого и благодаря Кому " они помогают нуждающимся. " В нашем приходе было принято незаметное служение, о котором иногда узнавали только из некролога, а в храме не было ни одного платного сотрудника " , – рассказывала об особенностях общинной жизни в Сурожской епархии Ирина фон Шлиппе. На духовные уроки митрополита Антония, на его понимание социального служения она опирается в деятельности православного благотворительного фонда св.Григория, помогающего социально незащищенным семьям и сиротам на Северо-Западе России. " Живая епархия в служении Богу Живому " – обширный доклад на эту тему прислал на конференцию близкий соратник митрополита Антония, председатель приходского совета в Лондоне, член епархиального совета по разработке Устава епархии Коста Каррас. Он вспоминает и анализирует тот путь, который прошла вместе со своим пастырем община от прихода до епархии, выстраивая Церковь как " цельный организм " . Разным аспектам осмысления Церкви в наследии митрополита Антония были посвящены в первый день конференции доклады диакона Григория Геронимуса " Тема Церкви в последних беседах митрополита Антония " , библеиста Анны Шмаиной-Великановой " Литургия как соучастие: беседы владыки Антония о богослужении " , философа Александра Филоненко " Экклезиология митрополита Антония как свидетельство о тайне Церкви " . Все эти и другие сообщения носили отнюдь не отвлеченно-академический характер, они вызывали живое обсуждение и многочисленные вопросы. [И.фон Шлиппе,А.Архангельский, Е.Майданович] Например, оживленную дискуссию спровоцировало сообщение публициста Александра Архангельского " Как перевести интеллигента через разрытую дорогу к храму? Новое расцерковление и воцерковляющий опыт митрополита Антония " .

http://religare.ru/2_89113.html

158). Современники свидетельствовали о том, что архимандрит Антоний «пользовался такой огромной популярностью, что во многих домах Москвы имелись портреты его наряду с портретами митрополита Филарета» (53, с. 367). Почитание наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония продолжается и до настоящего времени. Имя архимандрита Антония записано в братском синодике обители, который читается за каждой Божественной литургией и во время совершения панихид. О упокоении архимандрита Антония молятся постоянно и в Московской духовной академии. В синодиках многочисленных паломников значится имя отца Антония. О упокоении архимандрита Антония постоянно молятся в Свято-Покровском женском ставропигиальном Хотьковском монастыре, Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре в Москве, в Валаамском Спасо-Преображенском ставропигиальном мужском монастыре, в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II священноначалие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры соорудило на могиле архимандрита Антония величественный мраморный крест с надгробием. Ссылки и примечания 1 . Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Лавра. 2-е изд. М., 1902. 2 . М.С. Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Репринт. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1990. 3 . Казанский П. С. Очерки жизни архимандрита Антония//Православное обозрение. 1878. T. 1. Февраль. С. 267–287. Март. С. 392–410. Т. 2. Май–июнь. С. 275–294. Декабрь. С. 697–737. 4 . Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Май. М., 1908. С. 48–78. 5 . Михаил (Лузин) , архимандрит, ректор Московской духовной академии. Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Свято- Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония//Душеполезное чтение. 1877. Ч. 2. С. 371–380. 6 . И.Ф. Случай из жизни архимандрита Антония//Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Скит Антония и Феодосия Печерских. Пещерная церковь Антония и Феодосия Печерских. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Антония и Феодосия Печерских Год постройки:1846. Адрес: Украина, Донецкая обл., Славянский р-н, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3. Координаты: 49.029053, 37.571014 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Великие святые, на Киевских горах подвизавшиеся и прославившиеся, по праву считаются покровителями всех монахов земли Русской. Милостью Божией под их молитвенным покровительством и особым попечением находится и Свято-Успенская Святогорская Лавра, в храмовом комплексе которой находится один из самых древних храмов Святогорья — древняя пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пещеры, в которых находится подземный храм, исстари, как и в Киево-Печерской Лавре, назывались «Дальними» — в отличие от «Ближних» пещер, вход в которые находится возле Успенского собора. Ныне пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к одноимённому скиту Свято-Успенской Святогорской Лавры, расположенному на территории, прилегающей к этой подземной церкви. Он был устроен по окончании проведения Святогорским монастырем ремонтно-реставрационных работ, длившихся несколько лет с конца 1999 года. Тогда подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских в числе других объектов была передана государством Святогорской обители, а затем в 2000 году монастырь выкупил у санатория и прилегающую к храму территорию. Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится к востоку от монастырских построек, у подножия горы, возле верхнего гостиничного корпуса. Поскольку пещерный храм до 1845 года был всеми забыт и завален землёй, о его происхождении и времени ископания почти ничего неизвестно. До закрытия обители в XVIII веке при Екатерине II в обители хранились лишь предания о древней церкви, находящейся в горе.

http://sobory.ru/article/?object=05584

Антонии, и поисках «исторического» Антония, который, по мнению некоторых исследователей, оказался скрыт за богословскими и церковно-политическими «конструкциями» автора «Жития». Широкую известность получила работа немецкого ученого Г. Дёрриса, вышедшая в 1949 г., которая была непосредственно посвящена исторической ценности сообщаемых «Житием» сведений [Dörries, 1949] 48 . Дёррис сравнил данные «Жития» и 38 апофтегм о преп. Антонии и указал на то, что в ряде случаев они не совпадают: в «Житии», например, содержатся сведения, что преп. Антоний резко отрицательно относился к мелетианам и манихеям, публично обличал ариан и, в то же время, строго и благоговейно подчинялся церковной иерархии, а в Apophthegmata Patrum этих данных нет. Немецкий ученый пришел к выводу, что александрийский епископ вложил в уста Антония свои рассуждения: «отец монашества» спорит с александрийцами о Логосе с помощью богословия самого Афанасия, а речь Антония против языческих философов в точности дублирует идеи Афанасия в его трактатах «Против язычников» и «О воплощении Слова». Разнится и образ пустыни: в апофтегмах это защита от треволнений мира, а в «Житии» – арена борьбы с демонами. На этом основании немецкий ученый сделал вывод, что Афанасий при написании «Жития» руководствовался желанием изобразить Антония как совершенного христианина и строгого поборника ортодоксии из-за чего и произошли подобные искажения. Поэтому, по мнению Дёрриса, «Житие» лишь отчасти отражает подлинную историческую картину и пользоваться им следует с большой осторожностью. Еще одним существенным событием в изучении «Жития преп. Антония» стала монография С. Рубенсона, посвященная Посланиям преп. Антония [Rubenson, 1990 50 ]. Рубенсон сравнил между собой уже три источника: Apophthegmata Patrum, Послания св. Антония и его «Житие» и пришел к выводу, что подлинного «отца монашества» мы можем обнаружить лишь в Посланиях, тогда как его образ в «Житии» и Apophthegmata Patrum достаточно сильно искажен. Рубенсон начал с исследования вопроса о грамотности Антония: в «Житии» свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

385. См. ниже. 386. Изр. св. ст. Ант 38. 387. Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 15. 388. Там же. Такие беседы — зародыш позднейших «оглашений» игумена, нынешних «оглашений в притворе». 389. Афан В. Жизнь Ант. § 45. 390. Лавс. 20 и др. 391. Афанасий Великий. Жизнь Антония. § 69. Такое значение одной личности в подвижничестве — основа для позднейших больших прерогатив игумена в уставах. 392. Лобачевский С. свящ. Св. Антоний Великий Одесса. 1906; стр. 106. 393. С именем прп. Антония дошли до нас впрочем и письменные правила. Их приводит Бенедикт Анианский (IX b.) в Codex regularum; в несколько другой редакции они открыты в арабской рукописи в XVII b. (обе редакции изд. у Миня, Patrol. s. gr, t. 40; рус. пер. Христ Чт 1880 г., ч. 37). Но подлинность этих правил сомнительна, потому что о них не упоминают св. Афанисий и блж. Иероним, потому что писанные правила для иноков расходились бы с общим взглядом прп. Антония на подвижничество; правила и проникнуты совершенно не духом прп. Антония; в них не отразились богословские воззрения прп. Антония (демонология, полемика с арианами); они предполагают очень сложный для эпохи Антония строй монастырской жизнь: подчинение игумену, храму, заседания братии, монастырские земли, монашеское одеяние с символическим значением. и т. п. «Правила» представляют компиляцию иноческих уставов прп. Пахомия, Исаии и др. с мыслями прп. Антония. Лобачевский. Св. Ант. 168 и д. 394. В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик прп. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником прп. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118. 395. Руфин, Ист. монах. 30 и др. 396. Лавс. 7. 397. Руфин, Ист. мон. 21. 398. Лавс. 7. 399. Лавс. 19. 400. Руфин, Ист. мон. 22. 401. Лавс. 19. 402. Руфин, Ист. мон. 22. 403. Др. Пат. VII, 56. 404. Др. Пат. VIII, 25. 405. Изр. св. ст. Ис. Кел. 8. 406. Изр. св. ст. Фока 1. 407. Лавс. 19. 408. Изр. св. ст. Фока 1. 409. Навещал прп. Антония: Изр. св. ст. Мак. Ег. 4. 410. Руфин, Ист. мон. 29. 411. Изр. св. ст. Моис. I. Пиор. 3.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010