Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители 1843 . В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого . Кирилл Скифопольский , писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого , бывшем в монастыре св. Евфимия 1844 . В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию 1845 . В IX веке Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественнаго восхвалити лепо». Церковь , между прочим, почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих» 1846 . При богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую – из Прем.3:1–9 ; вторую – из Прем.5:15–24, 6:1–3 ; третью – из Прем.4:7–15 ) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной ясизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и легком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные ( Мф.11:27–30 ); на литургии чтение Апостола и Евателия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец. Св. Евфимия Великого 20 января (2 февраля) Евфимий Великий родился около 380 года в Мелитине, городе Никейской митрополии, от благочестивых и благородных родителей, по молитвам их, которые доселе были бесчадны, и назван Евфимий – благодушный, по радости и утешению их о его рождении. В отрочестве он посвящен был Богу и отдан матерью на воспитание брату ее, а от него принял Евфимия для воспитания епископ Мелитинский. Воспитанный в правилах добродетельной христианской жизни под отеческим попечением архипастыря Мелитинской Церкви, Евфимий рукоположен был от него в чтеца и пресвитера. Ему поручено было старейшинство и попечение о монастырях того города, в котором он жил. Поэтому, любя иночество и безмолвие, он более пребывал в монастыре, соседнем городу, а на дни Великого поста уединялся в пустыню. Видя, что безмолвие его по обязанностям его звания нередко нарушается, Евфимий 29-ти лет тайно удалился с другом своим Феоктистом в пещеру Иерусалимской пустыни, принадлежавшей лавре Фаранской. Из своей пещеры они ежегодно 14 дня января удалялись в пустыню и возвращались в свои келлии на Цветную неделю. Пребывая в пещере и пустыне, преподобные питались трудами рук своих и имели одно попечение – угодить Богу. Через пять лет два друга-инока переселились для высших подвигов благочестия почти в непроходимые места пустыни. Но в непродолжительное время и сии дикие места, прославленные подвигами Евфимия и Феоктиста, процвели благочестивым обществом, и под их руководством устроилась киновия. Преподобный Евфимий для всех пустынников был образом благочестия и врачом духовным: каждый из братий открывал пред ним совесть свою, исповедуя свои помышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Плодом педагогико-катехизической работы митр. Антония стал «Опыт Христианского Православного Катехизиса», изданный впервые в Сремских Карловнах в 1924 г. Для осмысления послереволюционной церковной истории важен сборник «Письма Блаженнейшего митр. Антония (Храповицкого) », изданный Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле, в 1988 г. К наиболее известным литургическим творениям митр. Антония относятся: служба святым братьям Кириллу и Мефодию, вошедшая в Дополнительную Минею, служба с акафистом преп. Иову Почаевскому , служба святому мученику-младенцу Гавриилу, служба с акафистом Почаевской иконе Пресвятой Богородицы. §3. Учение 1.      Особый отпечаток на мировоззрение митр. Антония наложило влияние Ф.М. Достоевского, а именно, напряженный психологизм писателя, заинтересованность жизнью души человека и преображающим характером страданий. Оттого закономерен интерес митр. Антония к духовно-нравственному возрождению грешного человека, к психологическим основаниям свободы воли, к нравственным выводам из христианских догматов, наконец, к самому нравственному учению Православной Церкви. Главными нравственными постулатами митр. Антония могут быть названы следующие: а) православная вера есть вера аскетическая; б) дело спасения падшего человечества есть дело всепревосходящих Божественной любви и сострадания. В свете сего, митр. Антоний должен быть по праву назван учителем христианской нравственности. 2. Экклезиологические воззрения митр. Антония зиждутся на твердом святоотеческом основании учения о единстве и единственности Церкви Христовой. Он считает неправославных христиан не принадлежащими к спасительной Церкви Христовой, а их возможное присоединение к Православию через покаяние и миропомазание (т. е. без повторного крещения) – икономией. 3. Полемическое богословие митр. Антония имеет широкий спектр. Оно направлено против римо-католиков, греко-католиков (униатов), различных ответвлений протестантизма, против толстовства, «софианства», мусульманства, иудаизма, либерального и революционного атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

2, 2 об. 44 . Н.Д. Некролог о наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Антонии (Медведеве)//Московские епархиальные ведомости. 1877. Май. 21. С. 198–199. 45 . Толстой Д.Н., граф. Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Некролог. М., 1877. 46 . Сообщение митрополиту Московскому Иннокентию резолюции императора Александра II на докладе о кончине архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 9. 47 . Михаил (Лузин) , архимандрит, ректор Московской духовной академии. Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония//Душеполезное чтение. 1877. Ч. 2. С. 371–380. 48 . Заявление в Учрежденный собор Лавры от княжны А.В. Голицыной об испрашивании благословения на устроение надгробного камня на могиле архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 31. 49 . Надпись на плите в стене из черного мрамора у могилы архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 26. 50 . Надпись на плите из белого мрамора на могиле архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 28. 51 . Доклад Учрежденного собора Лавры митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию о желании княжны А.В. Голицыной устроить надгробный камень на месте погребения архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 25. 52 . Горский А., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1890. 53 . Нечаев В., протоиерей. В память архимандрита Антония//Душеполезное чтение. 1877. Ч. 2. С. 366–370. 1 «Мать отца Антония была дочерью землемера, выехавшего в Москву из Сибири. Вскоре он умер, за ним последовала и жена (из бывшего купеческого рода). Оставшаяся сиротою дочь их Ирина, собою некрасивая, выросши, вышла замуж за крепостного графини Головиной Медведева, бывшего у нее поваром. Умирая, графиня Головина дала вольную Медведеву. В 1788 году Медведев приехал в Лысково, где и был наемным поваром князя Егора Александровича Грузинского. У него [Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне   Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне     Я снова пишу из далёкой Аризоны. Прошлая паломническая поездка в монастырь святого Антония произвела на меня столь неизгладимое впечатление, что я с воодушевлением поделился им с читателями. Некоторые отнеслись к моей тогдашней публикации с иронией и недоверием. Прежде всего, хочу им сообщить, что монастырь святого Антония в настоящий момент является одной из главных достопримечательностей в США (по посещаемости в Аризоне он уступает только знаменитому Гранд-Каньону1). В аэродроме Финикса нас на машине встречал молодой монах о. Антоний. Столица Аризоны оказалась густонаселённым городом, который более чем в четыре раза превосходит по площади столицу Греции – Афины. Растительность на протяжении всей дороги практически отсутствовала, ведь Финикс находится на краю Аризонской пустыни. После часового пути по гладкому шестиполосному шоссе мы прибыли в монастырь святого Антония.      Монастырь Нашим глазам предстали красивые монастырские ворота. Я сразу обратил внимание, что на них нет никаких засовов, а сама обитель огорожена от окружающей её пустыни лишь небольшим забором (на уровне человеческой груди). Интересна история основания монастыря святого Антония. Первоначально старец Ефрем Филофейский2 планировал построить обитель в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. На месте будущей обители старец Ефрем и сопровождавший его монах Антоний ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на благовест в их родной обители – афонском монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Он понял, что Сам Господь указал ему на место, где должна быть основана обитель. Монастырь святого Антония основан в пустынной, засушливой и безводной местности. Но по молитвам старца Ефрема в результате подземных изысканий была найдена вода. Пустыня превратилась в оазис.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1418

Ночевать же она приходила в первом часу ночи, проведя, как и прежде, двенадцатый час в молитве с игуменьей Марией. Сестра Антонии Пелагия Николаевна Прохорова, исправившая и обставившая ее келью, щедро наделяла ее всем необходимым, т. е. платьем, чаем, сахаром и карманными деньгами. Обрекши себя на иноческую жизнь, Антония с первых дней своей жизни в монастыре делилась своим имуществом со всеми нуждающимися. Большинство сестер обители были бедного происхождения, не принесшие с собою в монастырь ничего; им-то и помогала, чем могла, Антония. И она настолько была добра, что готова была делиться с ними последним из того, что у нее было. Пелагия Николаевна сама известная своей широкой благотворительностью, весьма удивлялась доброте своей сестры и иногда сожалела о том, что Антония совсем почти не пользуется тем, чем она ее наделяла, быстро раздавая все до последней одежды. Поэтому Пелагия Николаевна обращалась иногда к келейнице Таисии с такой просьбой: «Вы поберегите, пожалуйста, хоть часть из того, что я оставляю, а то ведь Антония скоро все раздаст». Следуя этим советам, Таисия иногда скажет Антонии: «матушка, нам уже нечего более раздавать, мы все уже раздали». И Антония поверит; но когда увидит где-либо в комнатах, что-либо из платья или запас сахару и чаю, то с улыбкой спросит: «а это чье? разве не мое?» и конечно вскоре же все раздаст. Прибегала иногда Антония и к такой невинной хитрости. В ее келью было два входа: парадный и черный. Комната Таисии была у черного входа, а Антонии у парадного. Зная, как Таисия бережет ее добро, Антония говорила обращающимся к ней с какою либо просьбой: «Вы не ходите черным ходом, а проходите в парадный, чтобы Таисия не видала». Между тем усиленные хлопоты и занятия по заготовке материала для нового соборного храма в течение осени и зимы 1851 г. сильно расшатали здоровье игуменьи Марии, так что уже с начала 1852 г. у пей появились признаки водянки, сведшей ее через четыре месяца в могилу. Время болезни игуменьи Марии было временем тяжелых страданий дня преданной ее послушницы Антонии, временем высоких христианских подвигов, еще более возвысивших дух молодой подвижницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Прежде, чем окончить рассмотрение первого положения теории М. Антония, обратим внимание на следующие слова его статьи: «Итак, мы устанавливаем ту истину, что нравственно возрождающее начало или сила – есть сила сострадающей любви. В некоторой степени она уделена природе даже невозрожденного человека» 169 . Здесь М. Антоний, прежде всего, допускает логическую ошибку. Если возрождающее начало есть у невозрожденного человека, то он уже перестает быть невозрожденным. Таким образом, из этих слов М. Антония можно вывести заключение, что в мире нет совсем невозрожденных, что, конечно, неверно. Но главная, существенная ошибка М. Антония заключается в том, что он расходится в этом месте с учением Церкви. Церковь учит, что возрождающая сила, т.е. благодать Святого Духа, подается только христианам в таинствах Церкви. На язычников, магометан и иудеев наша Церковь смотрит, как на невозрожденных, ибо у них нет благодати Святого Духа, как внутренней возрождающей силы. Поэтому из вышеприведенных слов М. Антония явствует, что он неправильно, т.е. не по-святоотечески мыслит о благодати Святого Духа. Впрочем, сего вопроса мы еще раз коснемся, когда будем рассматривать третье положение богословской теории М. Антония. А сейчас перейдем к рассмотрению второго. Глава вторая Учение М. Антония об искуплении нас сострадательною любовью Христа в саду Гефсиманском. Взгляд на Гефсиманские душевные муки Христа, как на сильнейшие, в сравнении с Его крестными муками. Неправославное толкование М. Антонием Гефсиманской молитвы Христа. Сущность второго положения – самого основного в догматической теории М. Антония, заключается, как мы выше отметили, в том, что Господь искупил нас в саду Гефсиманском Своею сострадательною любовью. Здесь М. Антоний утверждает, что душевные муки этой сострадательной любви Христа являются несравненно сильнейшими, чем телесные муки и смерть, которые Спаситель перенес на кресте 170 . Эти душевные страдания представляются М. Антонию, как величайшая скорбь, которою был подавлен Господь в Гефсиманском саду 171 , и которая будто происходила «от созерцания греховной жизни и греховной настроенности всех человеческих поколений» 172 . «Должно думать, говорит М. Антоний, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовною скорбью всякого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Карин Гринхед – англичанка, которую митрополит Антоний принял в лоно Православной Церкви в начале 70-х гг. Она прислала свой доклад о пастырстве митрополита Антония и о том, " что дал он жителям Британских островов " . В докладе отмечается, что во второй половине ХХ в. в Великобритании насчитывалось около 200 христианских деноминаций. Поэтому, пишет К.Гринхед, русские прихожане митрополита Антония удивлялись приходящим в храм англичанам – почему они не идут в " свои " церкви? " Русские тогда еще не поняли ту истину, которую открыл митрополит Антоний: что православие – для всех, что это универсальная, а не этническая религия. Он часто говорил, что Св.Дух принес православие обратно на Запад через русских и вверил его нам. В ответ мы обязаны принести православие обратно в Россию " . Диакон Петр Скорер знал будущего митрополита с детства, с конца 40-х гг.: Андрей Блум дружил с его семьей, главой которой был дед – известный религиозный мыслитель Семен Франк. О.Петр обнаружил в семейных архивах письма Андрея-о.Антония – архиепископа Антония к членам своей семьи, в том числе к детям. Эти эпистолярные свидетельства, фрагменты из которых о.Петр зачитал на конференции, обогащают представление не только о личности самого автора, о его духовных авторитетах и любимых книгах, но и об особой способности поддерживать и ободрять взрослых и маленьких людей в трудной ситуации, о чем хорошо знают все прихожане лондонского собора. Тема христианской антропологии в трудах митрополита Антония, в мировоззрении тех, кто считает себя его учениками, прозвучала во многих докладах. Так, протоиерей Владимир Архипов (Новая деревня, Подмосковье) посвятил свой доклад достоинству как " ключевому понятию возрастания человека в вере " . По его словам, подлинное достоинство не может быть " автономной от Бога величиной " , однако, чтобы обрести его, необходимо вспомнить слова митрополита Антония: " Проблема человека не в том, что он не верит в Бога, а в том, что он не верит в себя " . Развернутое толкование этих слов прозвучало в сообщении еще одного близкого друга митрополита Антония – протоиерея Сергия Овсянникова (Амстердам). В его докладе с лаконичным названием " Быть собой " была продолжена тема его выступления на первой конференции – - " Быть здесь и сейчас " : опираясь на наследие митрополита Антония и опыт личного знакомства с ним, священник представил вехи на духовном пути человека к себе, но отнюдь не в популярном нынче эзотерическом понимании, а через веру в Бога, через " восстановление внутреннего единства " .

http://religare.ru/2_68063.html

Кроме того, замечателен контраст восприятия владыки Антония вологодским духовенством и московскими обывателями. Для последних епископ на покое (а отчасти и в опале) был старцем — чудотворцем и прозорливцем. Недоумение по этому поводу вологжан передают воспоминания В. К. Лебедева, участника Церковного собора 1917–1918 гг.: «Замечательно, в Москве Преосвященный Антоний пользовался у многих любовью и слыл даже за ясновидящего, многие приходили к нему за советами. Здесь он скончался 20 Февраля — 5 Марта 1918 г. во время заседания в Москве собора; и мне пришлось быть на погребении Епископа Антония. Отпевал его Архиепископ Антоний (Храповицкий) с другими иерархами при большом стечении народа» . Заключение Практически все исследования, касающиеся фигуры епископа Антония (Флоренсова) (см. обзор в начале статьи), следуют его схематичному «послужному списку», предложенному о. Андроником (Трубачёвым) ещё в статье 1981 г., а именно после успешной службы викарием Волынской епархии епископ Антоний становится правящим Вологодским архиереем, в Вологде он сталкивается с плачевным положением в семинарии и в епархии в целом, берётся (может быть, несколько резко) за улучшение дел в епархии, но сталкивается с противодействием викария епископа Великоустюжского Варсонофия. Приехавшая комиссия удаляет Варсонофия и оправдывает Антония. Однако через небольшое время он заболевает и уходит настоятелем в Спасо-Яковлевский монастырь, но здоровье его не поправляется, и он уходит на покой в московский Донской монастырь . Дневниковые записи и личная переписка современников еп. Антония, сохранившаяся в архивах, показывают, что деятельность вл. Антония не была столь однозначна и воспринималась разными людьми по-разному. В Волынской семинарии он имел глубокий конфликт с ректором архимандритом Симеоном, принёсший много неприятностей обеим сторонам. Ещё более масштабным оказался конфликт со значительной частью местного духовенства в Вологде. Из приведённых нами упоминаний выясняется, что в противостояние это были вовлечены и семинария, и викарий, и консистория. По всей вероятности, выводы экстренной ревизии были столь неблагоприятны для епископа Антония, что он и был уволен «на покой».

http://bogoslov.ru/article/6174623

Услышав же разнесшийся по всем странам слух о неизреченных чудесах преподобного отца нашего Антония, привели его в обитель. И совершено было священным собором молебное пение, и святою водою бесноватого окропили и приложили его к цельбоносному телу преподобного отца нашего Антония, и тотчас отогнан был нечистый дух молитвами преподобного. И исцелел Иоанн, и в разум пришел, как будто никогда не болел. И пошел в дом свой, радуясь, хваля и славя Бога, Пречистую Его Матерь и предивного в чудесах преподобного отца нашего Антония чудотворца. Чудо преподобного Антония о болящем ногами Другую повесть хочу поведать, достойную памяти святого отца нашего Антония. Привели в обитель преподобного некоего человека именем Авраамий, Васильева сына, что жилище имеет в Порхове. Была у того Авраамия болезнь: ноги скорчены. Долгое время страдал он той болезнью и никогда от нее с одра не мог сходить, но носили его на одре. Бог попускает такое за грехи наши, но часто бывает это к исправлению жизни нашей и на большую пользу. Приятели же его и сродники, услышав преславные чудеса преподобного отца нашего, сотворив совет, понесли больного в обитель Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного отца нашего Антония. Было же возвещено о том священному собору, который совершил молебен Рождеству Пресвятой Богородице и преподобному Антонию. Приложили болящего к телу преподобного Антония и окропили святой водой, и в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел, славу великую воздавая Богу, Пречистой Богородице и великому Божию угоднику и скорому целителю преподобному отцу нашему Антонию. Потом отошли они в великой радости в дом свой. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство преподобного Антония за нас грешных не исчерпывается и не заканчиваегся чудесами, описанными в древних сказаниях. В них, как и говорится в рукописях, были записаны действительно только малые из великого числа случаев чудесной помощи угодника Божия всем, с верою на благое просящих у него. И в последующее время, вплоть до наших дней, не оскудевал в чудесах преподобный. Коротко расскажем хотя бы о некоторых случаях его заступничества, явленных уже после того времени, на котором заканчивается описание чудес в древних рукописях. В 30-е годы XIX века в Россию с востока пришла эпидемия холеры, уносившая многие человеческие жизни. Смертоносная болезнь сопровождалась страшными, дикими бунтами людей, которые причины своих несчастий видели в чем угодно, только не в собственных грехах. Пришла беда и в Новгородскую землю. Губительная болезнь уносила жизнь многих новгородцев, не разбирая ни возраста, ни звания. Среди военных поселян губернии начались бунты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При других случаях мы слышим Антония говорящим формально языком философской спекуляции, например о вере как непосредственном знании, принадлежащем душе, или о цели Воплощения он говорит не так, как рассуждал народ в никейскую эпоху, а как рассуждали философски образованные богословы. Антоний, каким он рисуется в теоретической части «Жизни», не есть лицо историческое, заключает Вейнгартен, и принадлежит к области сознательного вымысла. Затем Вейнгартен переходит к другому намеченному им вопросу: действительно ли Афанасий – автор сочинения «Жизнь Антония»? Немецкий ученый отвергает мнение о таковом происхождении названного сочинения и в доказательство приводит целый ряд аргументов. Он указывает прежде всего ’ на то, что в происхождении «Жизни Антония» от Афанасия сомневались авторы «Магдебургских центурий», а Ривэ, Баснаж и Уден решительно не признавали подлинности рассматриваемого сочинения. – В пользу происхождения «Жизни» от Афанасия, замечает автор, говорит авторитет св. Григория Богослова , который в похвальной речи Афанасию, сказанной в Константинополе около 380 г., следовательно, 7 или 8 лет спустя по смерти Афанасия, выражает мнение, что этот епископ Александрийский написал «Жизнь Антония». Блаж. Иероним при составлении сочинения «Жизнь Павла Фивейского», ссылаясь на биографию Антония, хотя и не называет автором ее Афанасия (это было за три или четыре года до произнесения Григорием похвальной речи Афанасию), тем не менее, в позднейшее время ясно признает подлинность «Жизни Антония». Вообще, по суждению Вейнгартена, так называемые внешние свидетельства несомненно говорят в пользу подлинности рассматриваемого сочинения, но зато внутренние качества этого сочинения решительно говорят против его подлинности. «Жизнь Антония» носит другой характер, чем каким отличаются все прочие, несомненно подлинные сочинения Афанасия. Уже демонология «Жизни Антония» не находит себе аналогии в сочинениях Афанасия. В этих последних царство зла не является таким индивидуализированным и в таком уродливом (karrikatirter) образе, каким является оно в повествованиях об искушениях монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010