Из текста приведенного правила XV и в той, и в другой его редакции, открывается, как несомненное, что в обители преп. Антония монахи носили свое особое одеяние, которым отличались от мирян. Они надевали его, вступая в монастырь в качестве иноков, бесповоротно отрекшихся от мира и на веки решивших связать жизнь свою с обителью. Они же лишались монашеского одеяния, когда, по тем или иным обстоятельствам, им приходилось возвращаться в мир. Правило XV не перечисляет по отдельности одежды, принятия в обители преп. Антония. Но в правиле XXXVII, по редакции Авраама Энхеленского, читается: «Esto alligatus inclususque noctu diuque in cucullo tuo, tunica, totoque habitu tuo». T. e. – «Ночью и днем будь связан и заключен в кукуле своем, в тунике и в полном одеянии своем». В кодексе Бенедикта Аниенского слов: «totoque habitu tuo» не имеется; здесь, как и в редакции Авраама Энхеленского, указаны только кукуль и туника. Как смотреть на прибавку «totoque habitu tuo» в редакции Авраама Энхеленского? Принять ли ее и, тем самым, допустить существование у монахов преп. Антония, кроме кукуля и туники, других отличительных монашеских одежд, или – отвергнуть, как своего рода наслоение к первоначальной основе правила XXXVII? – Новооткрытые г. Амелино Мнения и ответы преп. Антония Великого на коптском языке, в связи с Письмами преп. Антония, вполне допускают возможность принять добавление «totoque habitu tuo», сделанное в тексте правила по редакции Авраама Энхеленского, потому что в Мнениях и ответах, в числе одежд монаха, указывается неизвестный по текстам Правил нарамник 18 , а в одном из Писем преп. Антония Великого находится указание на существование у монахов и кожанного пояса, которым они препоясывали себя в подражание пророку Божию Илии для постоянного памятования о добродетелях не стяжания и смирения 19 . Обнаженные руки при безрукавной тунике нуждались в прикрытии их, особенно – в стужу, хотя бы коротким покрывалом в виде милоти, спускающейся с плеч на руки и туловище. Такая милоть была у самого преп. Антония, как об этом свидетельствует жизнеописатель преп. Антония св. Афанасий Александрийский 20 . Остается допустить еще употребление монахами сандалий, положительно необходимых для защиты ног при ходьбе по раскаленному жгучим солнцем песку и камням, – и тогда выражение «totoque habitu tuo» будет указывать нам на всю полноту монашеских одежд, бывших в употреблении у подвижников обители преп. Антония. III

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Воцерковляющий опыт митрополита Антония III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась 23-25 сентября в Москве, в Библиотеке-фонде " Русское Зарубежье " им.А.Солженицына. Приехавшие из разных стран (Великобритания, Франция, Голландия, Греция, Украина) священнослужители и миряне, ученые и публицисты, представители благотворительных организаций и активисты социального служения, среди которых было много духовных чад митрополита Антония, вместе обсуждали тему " Церковь – Богочеловеческое общество " . Конференции предшествовал ряд подготовительных встреч, организованных Фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " . В приветствии митрополита Минского и Слуцкого Филарет, экзарха всея Беларуси, говорится о широком влиянии, которое имело служение митрополита Антония, " продолжающееся и ныне, спустя годы после его блаженной кончины " . По словам председателя Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Антоний являет " пример пастыря, духовно питающего нас словом, исходящим из глубин веры " . Свое краткое приветствие участникам конференции прислал также председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Отмечая пример " искреннего пастырского служения " митрополита Антония, председатель ОВЦС пишет: " Он не только словом, но и делом призывал народ к жизни по заповедям Божьим, к верности Русской Православной Церкви " . Тема экклезиологии является одной из центральных в проповедях митрополита Антония, отметил в своем обращении директор Библиотеки-фонда " Русское Зарубежье " Виктор Москвин. Все доклады, прозвучавшие на конференции, соотносились с осмыслением Церкви как места встречи и соработничества Бога и человека, а также с уникальной практикой Сурожской епархии, созданной митрополитом Антонием.

http://religare.ru/2_89113.html

87 . Изнурение тела постом, очищение духа молитвою и богомыслием до того возвысили дух Антония, что в нем был не только дух совета и мудрости, но дух чудес и откровений чрезвычайных. Больные получали исцеление, принимая простую пищу Антония. 88 В 1067 г. половцы вторглись в Россию. Князья Изяслав, Святослав и Всеволод решились сразиться с ними на р. Альте и пришли за благословением к Антонию. Антоний со слезами предсказал несчастную для них битву. Устрашенный тем военачальник «Симон, пав к ногам старца, молил о своем спасении. Блаженный сказал ему: сын мой! многие падут от меча острого, преследуемые врагами; вы будете смяты, изранены, потоплены в воде; но ты останешься жив и будешь положен в храме, который построен будет здесь». Слова великого Антония исполнились во всей точности. – Князья потерпели сильное поражение на Альте. «Израненный Симон лежал среди убитых. – Подняв взор к небу, увидел он церковь великую. Господи! сказал он, избавь меня от сей горькой смерти, молитвами Твоей Матери и пр. Антония и Феодосия. И внезапно какая-то сила похитила его из среды мертвых, и он исцелел тотчас». 89 За тем следовало искушение для святого. – В следствие несчастной битвы на Альте, киевляне, недовольные в. к. Изяславом, заставили его бежать в Польшу, а Всеслава, которого Изяслав вопреки клятве держал в заключении, возвели на престол. Спустя 7 месяцев Изяслав возвратил себе Киев и начал гневаться на Антония «за Всеслава»; если Антоний и принимал бывшего темничника Всеслава, то конечно только в духе любви святой, но Изяслав считал это оскорблением себе и восстал с гневом на Антония. Услышав о неудовольствиях против Антония, черниговский князь Святослав прислал за любчанином Антонием и взял его в черниговский елецкий монастырь, незадолго перед тем основанный на месте явления иконы Богоматерней на ели. 90 Другу уединения особенно понравилась Болдина гора, покрытая лесом, и он ископал в ней себе пещеру; кн. Святослав, по его воле, построил подле пещеры храм пр. Илии и по благословению Антония скоро собрались здесь иноки. 91 – Так смиренный Антоний и гонение на Антония обратил в славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отношение о. Андроника к епископу Антонию видно уже по названию книги: для него владыка Антоний праведник и местночтимый московский святой. Важной вехой в изучении влияния епископа Антония на современников стала вышедшая в 2015 г. статья Ю. В. Розанова «Старец Антоний (Флоренсов) и декаденты» , в которой прослеживаются отношения епископа Антония с группой молодых интеллигентов: А. С. Петровским, Андреем Белым (Б. Н. Бугаевым) и другими, по материалам сохранившихся дневников и переписки. Отношения эти эволюционировали от восторженного почитания старца-прозорливца к разочарованию, к образу епископа-странника из «Кубка метелей» Андрея Белого. Но если литературно-музыкальный портрет Антония у А. Белого лишь угадывается по отдельным намёкам, то зарисовка владыки Антония в романе Валентина Свенцицкого «Антихрист» вполне детальна и достоверна. Это также взгляд разочарованного посетителя. Соответствие художественного описания фактически состоявшимся событиям обосновывается С. В. Чертковым в примечаниях к недавнему переизданию романа . Ещё одним источником сведений о епископе Антонии стал архив митр. Мануила (Лемешевского). Сохранившиеся в нём материалы, среди них записи духовных бесед с вл. Антонием Христины Сергеевны Арсеньевой, были опубликованы в 2000 г. в самарском журнале Духовный собеседник . Важная автобиографическая заметка еп. Антония, обнаруженная среди материалов о выпускниках Киевской духовной академии прот. Ф. И. Титова, опубликована в 2019 г. в Словаре выпускников КДА . Наконец, некоторые данные о малоизвестном периоде жизни епископа Антония, когда он был настоятелем ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, удалось собрать А. Е. Виденеевой на основании монастырских богослужебных журналов . В настоящей статье мы обращаемся к свидетельствам современников о деятельности еп. Антония в Самарской, Волынской и Вологодской епархиях, не привлекавших до сих пор внимания исследователей. Свидетельства эти, по большей части фрагментарные и односторонние, не дают целостного портрета епископа Антония, однако они служат ценными дополнениями к биографическим работам игумена Андроника.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Антоний не был лично знаком с основателем общежительного монашества Пахомием. «Об отце вашем, говорил он ученику Пахомия Закхею, много раз слышал, что он живет по писаниям и желал его видеть во плоти, но должно быть не достоин был этого. В царстве небесном по благодати Божией увидим друг друга» 274 . Под влиянием и руководством Антония ученики его в разных местах пустыни собрали около себя иноков и основали монастыри или лавры, представлявшие ряд келий, построенных в отдалении одна от другой и образовавших некоторое подобие улиц 275 . Из таких монастырей кроме монастыря Писпер, находившегося на месте прежнего поселения Антония у берега Нила 276 , известны монастыри на горе Нитрийской 277 , основанные но инициативе Антония учеником его Аммоном. Пустынники горы Нитрийской пользовались наставлениями пр. Антония. В пустыне Келий, отстоявшей от Натрии на 10 тысяч шагов к юго-востоку, были также рассеяны келий отшельников, основанные здесь по благословению Антония тем же Аммоном. Не вне влияния Антония находились иноки, жившие и в Скитской пустыне. По крайней мере основатель монашества в этой пустыне Макарий Египетский был учеником Антония и пользовался его наставлениями 278 . Вообще ученики Антония Великого и основанные ими лавры или монастыри наполнили собою многие места в пустынях Египетских. Даже в Палестине начало монашеству положил ученик Антония Илларион. Относительно числа и места поселений учеников Антониевых Созомен замечает: «они были везде, но нелегко найти их; потому что в продолжение своей жизни они ревностнее старались скрываться, чем многие из людей нынешнего времени, волнуемые честолюбием, домогаются известности» 279 . Едва прошло 50 лет после того, как Антоний дозволил селиться вокруг себя инокам, как «в пустыне появилось столько же почти иноков, сколько жило народу в городах» 280 . Так говорили тогдашние посетители этих местностей. Еще при самом Антонии число его учеников настолько уже было значительно, что св. Афанасий представлял их «целою областью благочестия и правды» и говорил, что «во всех этих многочисленных монастырях Антоний был отцом и руководителем» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Еще при жизни Антония — «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл Антония не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагией Ивановной Серебренниковой. Жизнеописание святителя Антония. Чудеса по его молитвам. Первое жизнеописание было составлено по благословению Антония его биографом Н.М. Савостьяновым и издано в 1852 году в Санкт-Петербурге под названием «Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». Уже в нем Антоний представлен как доблестный иерарх, истинный праведник, осиянный благодатию святости. Позже стали появляться воспоминания о почитаемом иерархе в журналах, альманахах и епархиальных ведомостях. Создание пространного жизнеописания было поручено епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику протоиерею Михаилу Некрасову (впоследствии — епископ Тульский и Белевский Лаврентий). Вслед за ним вышли жизнеописания Е. Поселянина (в «Душеполезном чтении») и архимандрита Александра (Кременецкого), наместника Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря, с последующими переизданиями. Кроме книг об Антонии, архимандрит Александр собрал наиболее яркие случаи, подтвержденные свидетельскими показаниями, и постоянно публиковал в 1913-1916 годах сообщения в «Воронежских епархиальных ведомостях» о чудесах по молитвам Антония, в которых подвиги и духовные дарования Антония ставили его в один ряд со святителями Митрофаном и Тихоном. П. Никольский в своем исследовании «Антоний II, архиепископ Воронежский, и открытие мощей святителя Тихона» (1911) также сравнивал Антония с великими Воронежскими святителями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205659...

Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело почившего владыки было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского; † 1968), к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; † 1970) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи как подателя исцелений и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительства на месте снесенного Митрофанова монастыря. В епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых перенесены с городского кладбища. Среди перечисленных на надгробии – и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года – года 150-летия кончины святителя Антония – и по настоящее время благословением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) место захоронения святителя Антония уточняется. Тогда же была завершена подготовка к прославлению архиепископа Антония в лике местночтимых святых Воронежской епархии. Ходатайством митрополита Мефодия и по результатам рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых жизнеописания архиепископа Антония Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершить прославление святителя митрополиту Мефодию 23 мая 2003 года, а также издать житие и писать новопрославленному святому службу.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

Правда, св. Афанасий мог придать тем или другим явлениям из жизни Антония свой смысл, некоторым его речам (напр. беседам с философами) свою окраску, но это удел всякой почти биографии. Лучшим доказательством того, что автор не выдумывал рассказов, а только передавал факты в том виде, как он сам слышал их от Антония и его учеников, и излагал их сообразно с духом тогдашних воззрений и народных верований, служат различные рассказы, сохранившиеся об Антонии в писаниях подвижнических (в достопамятных сказаниях, в Лавзаике и пр.), а также – различные наставления и письма самого Антония, упоминающие о тех же искушениях, видениях, чудесах, о которых записано и Афанасием в «жизни Антония». В опровержение же того мнения, что «vita Antonii» написана кем-либо из позднейших монахов, а не св. Афанасием, достаточно указать на свидетельства древних церковных писателей, которые, видимо, забываются защитниками этого мнения. Так, о принадлежности ее св. Афанасия говорит Евагрий антиохийский, как это видно из слов Иеронима: «Евагрий епископ антиохийский, человек остроумный, читал мне трактат... в нем он сделал перевод на наш язык с греческого жизни блаж. Антония, написанной Афанасием» 22 . В других местах того же сочинения (de script, ecclesiast.) Иероним замечает: «предлагается история Афанасия, содержащая жизнь монаха Антония» 23 и «монах Антоний, которого жизнь описывал в замечательной книге (insigni volumine) Афанасий епископ г. Александры» 24 . Григорий Назианзин , высказывая в своем похвальном слове Афанасию желание достойно изобразить его подвиги, замечание, что он так будет говорить о нем, «как и сам он (Афанасий) описал жизнь Антония и представил в форме истории образцы монашеской жизни» 25 . Ефрем Сирин говорит об Антонии: «он был таков, каким изображение его и св. Афанасий епископ в жизнеописании, составленном им» 26 . Иоанн Златоуст тоже упоминает о книге, в которой содержится жизнеописание Антония, впрочем, автора ее прямо не называет 27 . Руфин говорит, что «о добродетелях Антония, его наставлениях, трезвости ума...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

К 1996 году маленький пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских уже не мог вместить всех приезжавших в обитель паломников и 21 мая 1996 года, на праздник преподобного Арсения Великого, с согласия руководства музея в храме святителя Николая на меловой скале состоялась первая литургия. С этого времени небольшая церковь святителя Николая, несмотря на трудность к ней доступа, приютила в своих стенах братию обители и стала центром монастырской жизни. В 1999 году при пещерном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена подземная часть семейной усыпальницы казацкого рода Иловайских. 12 сентября того же года обнаружили в одном из разрушенных склепов Иловайских памятник первому главному врачу Славянских минеральных вод, действительному статскому советнику Степану Васильевичу Курдюмову. Видимо, его могила находилась рядом с родовой усыпальницей Иловайских. Всего во время раскопок здесь было обнаружено 8 склепов с 11 захоронениями, большинство из которых были разрушены. Пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к 17 веку. До 1844 года сведения о памятнике практически отсутствуют, за исключением свидетельств о провале под землю. В 1844-1845 гг. иноки Святогорской обители расчистили пещеру, произвели реконструкцию храма с вырубкой дополнительных объемов, что позволило выделить алтарную часть и устроить иконостас. Освящение церкви в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских состоялось 30 августа 1846 года. После закрытия монастыря в 1922 году церковь была превращена в овощехранилище. В 1984 году пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была передана историко-архитектурному заповеднику для реставрации. В 1994 году в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских был устроен иконостас на средства заповедника: архитектор А.Б. Дашевский, художники Г.В. Жуков, В.А. Теличко. После передачи подземной церкви преподобных Антония и Феодосия в 2000 году в пользование Свято-Успенскому монастырю, были выполнены работы по устройству ограды и колокольни. На колокольне имеется 10 колоколов. Самый большой – 300 кг.

http://sobory.ru/article/?object=05584

Из всех рассмотренных произведений, приписываемых Антонию, одни, не смотря на некоторые (незначительные впрочем) позднейшие вставки и изменения в них, имеют несомненные основания для того, чтобы считать их за произведения Антония (XX писем и XX речей), хотя по смерти его собранные и приведенные в настоящий свой вид, – другие, заключающие в себе множество указаний на последующие обычаи и образ жизни монахов и представляющие по своему содержанию значительное сходство не только в мыслях, но часто даже и по букве с произведениями других подвижников, в большей своей части не могут принадлежат Антонию. Поэтому, если первого рода произведения Антония составляют важный материал для изображения его личности, то последние в этом отношении не имеют большого значения. К разряду даже последних произведений Антония (правил, духовных наставлений и увещаний) нельзя относить наставлений для нравственности человеков и доброй, жизни, в 170 гл., приписываемых некоторыми также Антонию. Они изданы в 1782 г. Иоанном Маврокордато с именем Антония и помещены также в «Добротолюбии» на славянском языке 403 . Маврокордато, приписывавший их Антонию Великому , основывал свое мнение на древнем их образе речи, а также и на свидетельстве Петра Дамаскина . В «Христ. Чтении» за 1821 г. ч. I (где они помещены на русском языке) они также признаются за произведения Антония Великого . Но ни в арабских кодексах, с которых переведены Авраамом Енхелленским на латинский язык произведения Антония, ни в издании писем Антония, сделанном у Саразия с греческого языка на латинский, они не встречаются. Нет их и в последующих изданиях произведений Антония – у Дюна Картезианского (1536 г.); они не помещаются также в «Biblioheca veter. patrum» Галланди и затем – у Миня (Т. XL). Они еще и в прошлом столетии большинством западных критиков не признавались за произведения Антония Великого . Рассматривая содержание этих 170 глав, нельзя не заметить, что и мысли, высказываемые здесь, и предметы суждений, и самая форма изложения говорят не в пользу принадлежности их Антонию Великому .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010